Статьи

Продюсер Люк Бессон: 12 самых успешных проектов

От «Такси» до «Такси 5» со всеми остановками: «Васаби», «Перевозчик», «13-й район», «Заложница» и другие лучшие проекты Бессона-продюсера
Продюсер Люк Бессон: 12 самых успешных проектов
Люк Бессон / Фото: Getty Images

Экшен-комедия «Такси» в 1998 году стала суперхитом и первым по-настоящему успешным продюсерским опытом Люка Бессона. Из-за этого многие до сих пор ошибочно считают режиссером фильма именно его — настолько стиль и качество фильма напоминают лучшие режиссерские работы самого Бессона. Спустя 20 лет его продюсерские амбиции не стали меньше. 10 мая в российский прокат вышла очередная часть французского хита — «Такси 5». КиноПоиск вспомнил, как развивалась продюсерская карьера Бессона, и припомнил самые интересные его проекты.

«Фильмы дофина»

Бессон с самого начала карьеры придумывал больше, чем успевал снимать сам. Поэтому он почти сразу начал делать кино, где он был автором (или соавтором) сценария и продюсером. Он едва успел сам снять два полных метра — «Последнюю битву» и «Подземку», — но уже вовсю работал над «Камикадзе» с Ришаром Боренже, где был соавтором сценария и продюсером. Фильм вышел в 1987 году и остался незамеченным. Бессон на какое-то время переключился целиком на работу над собственными картинами, тем более что с ним очень плотно работала Gaumont. Директор по дистрибьюции компании Пьер-Анж Ле Пожам сыграл маленькую роль в «Подземке» и огромную роль в карьере Бессона. Не без его участия картины, над которыми Бессон работал с Gaumont, неизменно становились кассовыми хитами. На каждую — от «Голубой бездны» до «Жанны д’Арк» — в одной только Франции было продано более 3 миллионов билетов.

На съемках фильма «Леон»

На съемках фильма «Леон»

При этом уже в 1990 году Бессон создал собственную маленькую компанию для производства фильмов. Она называлась Les Films du Dauphin (буквальный перевод названия — «Фильмы дофина»; дофинами называли наследников французского престола). Примечательно, что в истории этой компании только один фильм собственно Бессона — «Леон», да и тот сделан при участии Gaumont. Остальные ленты — картины, где Бессон никогда не писал сценария и даже в титрах не всегда упоминался как продюсер. Это «Холодная луна», «Охотничий заповедник», «Бабушки», «Львенок» и т. д. — не слишком заметные проекты, кроме «Холодной луны», которая была в конкурсе Канн. Но Люку Бессону этого было мало. Он хотел делать больше фильмов, причем как в арт-направлении, так и в коммерческом, причем последнее его всегда прельщало больше.

«Не глотать»

«Не глотать»

«Не глотать»

В 1997-м вышел режиссерский дебют Гари Олдмана, где Бессон был одним из продюсеров. За несколько лет до этого, в 1992 году, Бессон создал студию Leeloo Productions (по имени главной героини будущего «Пятого элемента»), и впоследствии она разрослась до огромной группы компаний EuropaCorp (у Бессона 62% акций, у Ле Пожама, сооснователя компании — 8%), занимающейся телевидением, дистрибьюцией и многим другим, а также поглотившей Les Films du Dauphin. Это был проект нового масштаба и более серьезных предприятий. Одной из первых стала работа с Олдманом. Жесткая драма о непростой жизни отдельно взятой большой семьи в Лондоне не имела большого прокатного успеха, зато получила высокую оценку профессионалов. Кэти Берк была награждена в Каннах призом за лучшую женскую роль, а потом Британская академия выдала фильму призы за лучший сценарий и за самый выдающийся британский фильм года.

«Дансер»

«Дансер»

«Дансер»

Громкая музыка, современные танцы, необычная героиня, жесткий ритм большого города — такой фильм мог бы снять сам Бессон, и в «Дансере» легко можно заметить следы «Подземки» или «Пятого элемента». Такое ощущение, что Бессону просто было мало снимать собственные фильмы, и он превращал других режиссеров в своих клонов, чтобы те снимали фильмы в стиле Бессона. Такое продюсерское кино когда-то создавал Голливуд. Бессон же применил этот метод во Франции, и результаты были отличными. Разумеется, выбраться за пределы Франции с такими картинами было непросто, потому что весь мир все же смотрел американское кино. Но Бессон поставил цель минимизировать разницу между голливудскими картинами и проектами собственного производства. Во многих из них только страна-производитель выдавала французское происхождение фильма. В «Дансере» место действия — Нью-Йорк, а говорят все тоже по-английски.

«Поцелуй дракона»

«Поцелуй дракона»

«Поцелуй дракона»

Опять проверенный рецепт: производство — Франция, язык — английский. Звезды тоже из англоязычного кино. Эту формулу Бессон применял в своих фильмах, ее же он активно использовал и в продюсерских проектах. «Поцелуй дракона», может, и не шедевр — обычный боевик с Джетом Ли, герой которого нарвался на приключения в Париже. Но Бессон внимательно следил за тем, чтобы экшена было много и чтобы он был стильным. В результате фильм получился очень успешным даже в США, где к французскому кино относятся с недоверием, и собрал больше 30 млн долларов.

«Васаби»

«Васаби»

«Васаби»

Работа с Жераром Кравчиком может служить идеальным примером того, как продюсер и режиссер понимают друг друга с полуслова. Кравчик снял вторую, третью и четвертую части «Такси», а в перерывах создавал под присмотром Бессона один коммерческий хит за другим. Жан Рено, которого Бессон сам же сделал иконой современной поп-культуры, с удовольствием дурачится в японском антураже, и эта комедия до сих пор жива, ее помнят и пересматривают на малом экране.

«Перевозчик»

«Перевозчик»

«Перевозчик»

Луи Летерье можно по праву называть воспитанником Люка Бессона, причем одним из лучших. Проработав у Бессона ассистентом на ряде проектов, Летерье сделал «Перевозчика», и это был еще один суперхит Бессона-продюсера. Уже потом были не слишком заметный «Дэнни Цепной Пес» и, напротив, очень громкий сиквел «Перевозчика», а после Летерье легко и изящно покорил Голливуд (теперь в его фильмографии «Невероятный Халк», «Битва титанов», «Иллюзия обмана» и «Братья из Гримсби»). «Перевозчик» стал важной вехой для Джейсона Стэйтема, который до этого был лишь представителем галереи криминальных типажей Гая Ричи, а после «Перевозчика» превратился в полноценного главного героя больших боевиков. С Гаем Ричи, кстати, Бессон впоследствии сделал «Револьвер», но только как сопродюсер. А «Перевозчик» выдержал два успешных продолжения — все со Стэйтемом в главной роли.

«Я, Цезарь»

«Я, Цезарь»

«Я, Цезарь»

Грустная комедия о детстве примечательна тем, что камера наблюдает за происходящим как бы глазами ровесника главного героя, 10-летнего мальчика по имени Цезарь. Рост Цезаря не случайно вынесен в оригинальное название фильма и составляет 1 метр 39 сантиметров. Приблизительно на этой высоте расположена и камера, отчего события в жизни героя воспринимаются зрителем значительно интимнее. Эта камерная история не была рассчитана на большой коммерческий успех и не имела его, но это действительно очень милый фильм, сделанный на волне эксцентрических историй в духе «Амели».

«Фанфан-тюльпан»

«Фанфан-тюльпан»

«Фанфан-тюльпан»

Пока одни зрители сравнивали ремейк фильма 1952 года и скептически замечали, что оригинал был лучше, другие (и их было значительно больше) с удовольствием смотрели авантюрную историю с Венсаном Пересом и Пенелопой Крус. Люк Бессон и Жерар Кравчик показали отличный пример веселой командной работы, причем Бессон тщательно работал над сценарием, что вообще характерно для его лучших продюсерских проектов.

«Отбивные»

«Отбивные»

«Отбивные»

Пример, когда Бессон скорее помощник, а не руководитель. Бертран Блие к тому моменту был классиком мирового кино, и, конечно, работа с ним означала в большей степени престижную графу в портфолио, а не сборы в прокате. Так и получилось: фильм попал в конкурс Канн (правда, ничего не получил), а Люк Бессон еще и поработал с большими актерами французского кино Филиппом Нуаре и Мишелем Буке.

«13-й район»

«13-й район»

«13-й район»

Антиутопический экшен «13-й район» — это снова торжество тщательно продуманного визуального стиля и правильно выстроенной истории. Не случайно сценарий вместе с Биби Насери писал лично Бессон, который добавил туда любимые мотивы: роковую страсть, одиночество супермена, банды, состоящие из ярких фриков, и экшен, много яркого и запоминающегося экшена в кадре. Позже у фильма вышло продолжение «13-й район: Ультиматум», тоже вполне успешное.

«Заложница»

«Заложница»

«Заложница»

Самый громкий продюсерский проект Бессона, который сдетонировал неожиданно для всех. Более того, стал самым прибыльным французским фильмом в истории, собрав 227 млн долларов в мировом прокате. Изначально это был просто маленький боевик, который Бессон наспех придумал и написал как сценарист. Никто всерьез к нему не относился, включая Лиама Нисона, для которого фильм открыл второе дыхание. Но в итоге фильм ждал успех, измеряющийся в сотнях миллионов долларов и приведший к целой волне фильмов-эпигонов, где возрастные актеры играли суперменов, одной левой побеждающих старость и легионы врагов.

«Коломбиана»

«Коломбиана»

«Коломбиана»

Вариация на тему давнего хита Бессона «Никита», хотя опасная женщина, красивая, трагичная и уязвимая, но обладающая огромной волей и побеждающая всех и вся — сквозной образ творчества Бессона. Зои Салдана тогда еще не красила кожу в зеленый цвет, как в «Стражах Галактики», и была от этого куда более обворожительной и интересной. Снимал фильм Оливье Мегатон, режиссер третьего «Перевозчика» и будущий постановщик второй и третьей «Заложниц». Бессон всегда умел ценить кадры.

«Местный»

«Местный»

«Местный»

Люк Бессон уже работал с Томми Ли Джонсом как исполнительный продюсер на вестерне «Три могилы» и с удовольствием вернулся с актером и режиссером на Дикий Запад в фильме «Местный». Это ни в коей мере не продюсерский проект Бессона, каким мы привыкли его понимать. Бессон не работал над сценарием, в этом фильме его присутствие не ощущается. Зато Канны, которые Бессона всегда игнорировали и ни разу не включили его режиссерские работы в конкурс (правда, часто показывали вне конкурса), включили в программу «Местного». Бессон не отказал себе в удовольствии пройтись по Каннам и появиться на красной ковровой дорожке, просто чтобы напомнить, что его рано списывать со счетов. Впереди его ожидали провал «Валериана» и перспектива банкротства EuropaCorp, в которую он вложил столько сил. Но это уже совсем другая история.

Читайте также
Новости Премьеры недели: Страшная монахиня и возвращение Джонни Инглиша Румынский монастырь терроризирует злобный дух, агент Джонни Инглиш терроризирует спецслужбы, а милые панды добавляют в мир доброты.
Статьи Тест: Угадай шпионское устройство Сможете отличить секретное оружие от замаскированного фотоаппарата? Выполните секретную миссию, пройдя наш тест!
Новости Трейлер фильма «Капитан Марвел»: Космические приключения Бри Ларсон Блокбастер появится в кинотеатрах 7 марта.
Комментарии (10)

Новый комментарий...

  • 1974zav 11 мая 2018, 23:37 пожаловаться

    #

    Никогда не писал комментарий, но тут не выдержал. По поводу «Фанфана-тюльпана»… Зайдите на страницу фильма, посмотрите сборы — и в мире, и в России. И вы действительно считаете, что зрителей, кому этот фильм понравился, значительно больше?

    ответить

  • RonsaRd 15 мая 2018, 17:09 пожаловаться

    #

    Это же Сычёв — у него свой, «альтернативный» взгляд на мир.

    ответить

  • 3

    Rim_Dreamer 12 мая 2018, 12:52 пожаловаться

    #

    На сколько я понимаю успешным продюссера можно назвать, когда его фильмы окупаются или приносят прибыль.

    Из 12 фильмов представленных в статье только:
    Заложница принесла прибыль при бюджете в 25 млн. $, собрала 226 млн. $;
    Поцелуй дракона при бюджете 25 млн. $ собрал 64 млн $;
    и с натяжкой Коломбиана при бюджете 45 млн $ сборы 69 млн. $.

    Остальные даже бюджета не собрали:
    Не глотать бюджет 9 млн $, сборы 266 тыс. $;
    Дансер 77 млн фр. франков, сборы — нет информации;
    Васаби бюджет 15 млн €, сборы 10 млн. $;
    Перевозчик бюджет 20 млн $, маркетинг 21 млн &, сборы 43 млн $;
    Я цезарь бюджет 5,3 млн. $, сборы — нет информации;
    Фанфан-тюльпан 21 млн. €, сборы 7,9 млн $;
    Отбивные: нет данных;
    13 район бюджет 12 млн $, сборы 9 млн $;
    Местный бюджет 16 млн $, сборы 2,4 млн $.

    Итог: почему так назвали статью я и не понял.

    ответить

  • Потому что, половина или больше половины его фильмов, стали Культовыми и их до сих пор смотрят и будут смотреть всегда а бюджет, это уже совсем другая история.

    ответить

  • 3

    Rim_Dreamer 14 мая 2018, 07:43 пожаловаться

    #

    В таком случае и назвали бы статью самые Культовые фильмы продюсера Люка Бессона.

    ответить

  • Ну да тоже верно)

    ответить

  • 3

    Ahsarbek 12 мая 2018, 20:48 пожаловаться

    #

    Сборы не всегда отражают истинную прибыль создателей. Но для многих зрителей фильмы Люка всегда будут классными и зрелищными!

    ответить

  • 3

    izvon.ok 13 мая 2018, 12:32 пожаловаться

    #

    В свое время до дыр затер VHS кассету «ЯМАКАСИ»

    ответить

  • SIRENA-fan 15 мая 2018, 19:58 пожаловаться

    #

    «Ямакаси» рулит!)))

    ответить

  • 2

    mishgun17 18 мая 2018, 11:46 пожаловаться

    #

    В поцелуе дракона, одна из лучших схваток в истории кино(Джет Ли против близнецов).

    ответить

 
Добавить комментарий...