Статьи

Даррен Аронофски: «Сегодня кинематографисты не хотят ничем рисковать»

Режиссер фильмов «мама!», «Черный лебедь» и «Рестлер» — о реакции на недовольство зрителей, об интересе к VR-кино и сложностях работы с Микки Рурком.
Даррен Аронофски: «Сегодня кинематографисты не хотят ничем рисковать»
Даррен Аронофски / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

«НоводавИче. Это же кладбище? — спрашивает Даррен Аронофски во время визита в Москву. — Далеко оно отсюда? Хочу увидеть Гоголя, Булгакова, Маяковского... И Чехова!»

Режиссер с русскими корнями приехал в Россию не впервые, но в этот раз он решил задержаться здесь почти на неделю, тем более что рабочий график позволяет. После выхода скандальной ленты «мама!» прошло уже больше полугода, а Аронофски пока так и не анонсировал свой следующий режиссерский проект.

23 апреля постановщик открыл в Москве креативный фестиваль Telling Stories Fest, организованный Высшей школой экономики. КиноПоиск поговорил с ним об опыте создания виртуальной реальности, а также о том, почему Венеция не приняла его «маму!» и как он добился доверия от Микки Рурка.

— Пока все гадают, какой будет ваша следующая режиссерская работа, вы один за другим запускаете оригинальные продюсерские проекты. Что вами движет?

— Я действительно очень много всего продюсирую сейчас. Месяц назад на канале National Geographic состоялась мировая премьера документального сериала «Неизвестная планета Земля» с Уиллом Смитом. Его съемки — это что-то невероятное! Мы работали на Международной космической станции, на всех шести континентах, в 45 странах. Если еще не видели, очень рекомендую. Фантастический проект!

«Неизвестная планета Земля»

«Неизвестная планета Земля»

Кроме того, мы запустили VR-проект «Сферы», состоящий из трех частей. Две уже готовы, третью планируем на сентябрь. Его снимает молодой режиссер Элиза МакНитт. Она интересуется наукой и борется за защиту окружающей среды, а я решил ее поддержать, впрочем, не сильно погружаясь в технологию.

Для меня VR — это в первую очередь эксперимент. Думаю, что в ближайшем будущем люди будут проводить все больше времени в виртуальной реальности, и это интересный способ провести время и получить удовольствие. Но новым киноязыком я бы VR не называл — скорее, это просто еще одна новая форма развлечения. Погружаться в него глубже я пока не планирую.

— Вы режиссер, ассоциирующийся со всем новым и экспериментальным в кино, но продолжаете все свои фильмы снимать на пленку. Почему?

— Я обожаю съемочный процесс. Мне нравится это ощущение, когда ты не знаешь, что именно у тебя получается, пока не проявишь пленку. Вот этот химический процесс проявки пленки превращает кино в магию. А когда ты снимаешь на цифру и сразу видишь перед собой, что получается, это просто скучно! Таких, как я, приверженцев пленки, еще достаточно много, но с каждым годом снимать на нее становится все сложнее и сложнее по целому ряду причин. И очень жаль.

— Во время пресс-конференции на вопрос о том, что бы вы посоветовали молодому и начинающему автору, вы ответили: «Будь честен, слушай себя». При этом вы же всегда советуете не забывать о зрителе и его интересах. Нет ли тут противоречия?

— На мой взгляд, нет. Ты должен быть честным, но ты также должен следить за тем, чтобы твой честный посыл достиг зрителя, был ему понятен.

— Что в таком случае случилось в Венеции на премьере фильма «мама!»? Кажется, его поняли не все зрители.

— Знаете, такое происходит постоянно. «Реквием по мечте» в свое время освистали в Каннах, «Фонтан» — тоже. Реакция на «маму!» была даже позитивнее: кто-то аплодировал, кто-то кричал «бу!». Когда я снимаю фильм, я всегда держу в голове возможную агрессивную реакцию зрителя, который просто окажется не готов к новому опыту. Это нормально, такова природа нашей профессии. Если ты снимаешь фильм, который затрагивает зрителя за живое, то обязательно будут и те, у кого увиденное вызовет отторжение. Сегодня кинематографисты не хотят ничем рисковать, им нужно сделать фильм, который понравится сразу всем, чтобы как можно больше людей максимально ненапряжно провели время. А у меня такой цели нет. Я хочу, чтобы мои зрители удивлялись, думали, обсуждали друг с другом то, что они увидели.

На съемках фильма «мама!»

На съемках фильма «мама!»

— Перед съемками «мама!» вы репетировали с актерами целых три месяца. Редко кто из режиссеров может сегодня себе это позволить. Зачем вам было это нужно?

— Это как домашняя работа. Чем больше нюансов вы можете учесть заранее, тем лучше. Как только выставлен свет и включается камера, все меняется. Появляется еще уйма деталей, которые ты должен контролировать. Ты вдруг как будто переносишься из двухмерного в трехмерное пространство.

— Комментируя работу с актерами, вы говорите, как вам важно, чтобы актеры вам доверяли. Как добиться этого на практике? Как заручиться доверием, например, Микки Рурка?

— Все просто. С ним я был предельно честен и прямо говорил, чего я от него хочу и как именно он будет смотреться на экране.

— Это всегда работает?

— Нет. Но я понял, что в случае с Микки Рурком только честность могла сработать. А другим актерам это не нужно. Вообще, к каждому нужен свой подход.

Микки Рурк и Даррен Аронофски / Фото: Getty Images

Микки Рурк и Даррен Аронофски / Фото: Getty Images

— Знаете, мы с вами сейчас сидим и общаемся, а между тем генсек ООН недавно заявил о начале новой холодной войны между нашими странами. Вас такие новости не пугают?

— Меня очень огорчает, что США и Россия вновь далеки друг от друга, но, честно говоря, у нас в стране сейчас так много проблем, что думать еще и об этом нет никакой возможности. Я концентрируюсь на внутренней повестке: борюсь за экологию, участвую в благотворительных проектах и политических акциях. И хочу сказать, что по сравнению с США многие страны, включая Россию, ведут себя более прогрессивно. Они хотя бы подписали Парижское соглашение (соглашение 2015 года между странами — членами ООН о регуляции углекислого газа в атмосфере — Прим. ред.)! Знаете, какая единственная страна в мире его не подписала (в 2017 году президент США Дональд Трамп объявил о выходе из соглашения — Прим. ред.)? По-моему, это чудовищно. К сожалению, улаживать еще и международные конфликты у меня нет времени. Но очень важно помнить о том, что у каждого из нас есть свой голос! Хотя бы в виде аккаунта в социальных сетях, где мы можем свободно общаться друг с другом.

— Кстати, о социальных сетях. Вы слышали про запрет Telegram в России? Вы им пользуетесь?

— Да, у меня есть аккаунт. А что, я не могу им здесь воспользоваться?

— Технически можете, но сам мессенджер здесь запрещен законом.

— Все, больше не буду. (Улыбается.) Дело в том, что спецслужбы не могут его просматривать, да? А как насчет WhatsApp?

— С ним никаких проблем.

— Signal?

— Тоже.

— Вау.

Даррен Аронофски / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Даррен Аронофски / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

— Этот конфликт мог бы стать хорошим материалом для кино, не находите? Я заметил, что герои ваших фильмов часто борются за свою свободу, но всегда делают это исключительно от своего лица, не представляя сообщество, к которому принадлежат. Почему так? Вы могли бы снять, например, социальную драму в чистом виде?

— Понимаю, о чем вы. Хороший вопрос, хотя вот в «маме!» как раз такой социальный месседж был. Но я думаю вот о чем: даже если это значимое социальное высказывание, оно никому не интересно до тех пор, пока не станет личным. И примеры людей, которые внесли огромный вклад в борьбу с несправедливостью, показывают, что это всегда очень личные истории, которые в кино вызывают у зрителя эмоциональную сопричастность. Все человечное в нас — это то, что связывает с другими.

— Мне кажется, в России с этим есть определенные трудности: мы привыкли мыслить масштабами классов, поколений и так далее...

— Да, в Америке все иначе, там правит индивидуалистическое мышление, у нас в истории не было коммунизма. Там все рассуждают категориями «мой»: мое благосостояние, моя собственность, моя машина, мой «Сникерс» и так далее. И другие страны, насколько я могу судить, тоже движутся в этом направлении. Знаете, когда индивид вынужден постоянно подчиняться только интересам большинства, это большая проблема, что, собственно, и показала история СССР. Во всем должен быть баланс!

Читайте также
Новости Даррен Аронофски назвал Андрея Звягинцева одним из любимых режиссеров Режиссер также признался, что очень любит «Фауста» Александра Сокурова.
Новости Даррен Аронофски порадовался званию автора самого плохого фильма века Режиссер экзистенциального хоррора «мама!» признался, что отрицательная критика его не задевает.
Статьи Даррен Аронофски: «Я бросаю гранату в поп-культуру и смотрю, что выйдет» КиноПоиск расспросил режиссера «Реквиема по мечте», «Черного лебедя» и нового фильма «мама!» о садизме, снах наяву и крупных планах Дженнифер Лоуренс.
Видео и фото В главной роли: Дженнифер Лоуренс Вспоминаем лучшие роли и другие причины любить звезду «Голодных игр», «Людей Икс» и оскароносных фильмов Дэвида О. Расселла.
Комментарии (38)

Новый комментарий...

  • Интервью с интересными режиссёрами — самые интересные статьи на КиноПоиске. Всегда любыпотно узнать о чём-то личном от именитого мэтра или от неординарной персоны. Очень люблю работы Даррена, потому и узнать о нём чуть больше — всегда здорово. Спасибо, КП :)

    ответить

  • 20

    El_principe 8 мая 2018, 11:12 пожаловаться

    #

    Спасибо за интервью с мастером!
    Насчет риска… В чем-то прав.

    ответить

  • 33

    zmej2222 8 мая 2018, 11:20 пожаловаться 9 мая в кинотеатрах только российские фильмы

    #

    Почему нас лишили выбора что смотреть?
    Невозможно в 11:00 по Мск купить билеты в любой кинотеатр на Мстителей на 9 мая. 8 и 10 показывают а 9 нет. Что происходит, зачем это надо?
    Сначала не сделали как во всем мире премьеру 27 апреля, в таком случае бы фильм еще и на майские миллиарды собрал, теперь девятого отменили, что за мутные схемы?
    День победы, все понимаю, горжусь своим прадедом у которого два ордена красной звезды, но как это связано с фильмом, никакой пропаганды в нем нет!
    9 числа в прокате только российский фильмы и почему за людей решили что смотреть??? За такую свободу боролись??? Никакого выбора!!!

    ответить

  • 10

    OGGRANT60 8 мая 2018, 11:56 пожаловаться

    #

    При этом, надо полагать, что там не только Танки и Собибор? Я бы такую акцию ещё понял на 12,06, а так бред, конечно.

    ответить

  • 6

    redponick 8 мая 2018, 13:42 пожаловаться

    #

    Именно что нет. Кабы ограничение на день было по тематике, можно было принять хитрость. Но у нас показывают «Правду или действие», например. Видимо, потому что они кассово безобидные

    ответить

  • 19

    Calvin_ Candy 8 мая 2018, 21:11 пожаловаться

    #

    На 9 мая надо устраивать показы Ублюдков и Смерть Сталина и в обязательном порядке сгонять туда бюджетников, чтобы у диванных патриотов с КП бомбило и дальше.

    ответить

  • 30

    _My-Way_ 8 мая 2018, 11:39 пожаловаться

    #

    И «Реквием», и «Рестлер», и «мама!» — это всё шикарные работы. Аронофски, конечно, великолепный автор с великолепными идеями и историями. За прекрасное интервью спасибо. Сама рубрика также прекрасна, КП — вы большие молодцы.

    ответить

  • 1

    TETYA_DASHA 11 мая 2018, 15:34 пожаловаться

    #

    Лебедь тоже классный

    ответить

  • 6

    nikitasuperman 8 мая 2018, 12:03 пожаловаться

    #

    «Парижское соглашение» полный бред, это чисто бумага, там даже никаких санкций не предусмотрено если страна будет нарушать условия договора.

    ответить

  • 21

    Darkman111 8 мая 2018, 12:34 пожаловаться

    #

    Как же вы чертовски правы, маэстро Аронофски!Больше бы людей с такой головой на плечах и жить бы стало гораздо проще.

    ответить

  • 38

    Alexandr Kinolove 8 мая 2018, 12:40 пожаловаться

    #

    Знаете, когда индивид вынужден постоянно подчиняться только интересам большинства, это большая проблема, что, собственно, и показала история СССР. Во всем должен быть баланс!
    Откуда взяться балансу в стране, где общество давно созрело для перемен, а «элита» из старпёров ельцинского розлива всячески им препятствует. Ну пора же уже понять, что не хотят и не могут жить новые поколения по старой модели. Мир давно уже не тот, что был 15 — 20 лет назад. Даже 10 лет назад. В России сейчас нет классовости, нет идеологии, нет чёткой уверенности в завтрашнем дне. Само государство уже не даёт гарантий. Ни религия, ни пропаганда, ни инъекция патриотизма не помогут. Так называемый «совок» сгинул, а что мы получили сейчас? Капитализм? Где? Он тоже у нас не прижился и не работает. Кто виноват? Конечно же, вышеупомянутые старпёры и ельцинская мафия. Я не хочу углубляться в политоту, но каким образом наше несменяемое заплесневелое правительство собирается совершать технологический и экономический рывок, если им даже не хватает мужества и смелости устроить кадровую чистку.

    ответить

  • 7

    mulderlp 8 мая 2018, 13:49 пожаловаться

    #

    Абсолютно согласен, особенно с последним пунктом. У лидеров должны быть яйца действовать радикальными методами, но сбоку мне нашептывают: «у каждого есть инстинкт самосохранения». В таком случае не к чему рваться к власти, если привык руководствоваться подобными инстинктами.

    ответить

  • 11

    Calvin_ Candy 8 мая 2018, 21:18 пожаловаться

    #

    Все так, только эти ельицинские идут корнями из всяких комсомольцев и прочей коммунистической швали, только массовая люстрация, только хардкор.

    ответить

  • Очень интересный режиссер. Для меня самый его любимый фильм — это Рестелер. А как Рурк вжился в роль. Супер просто.

    ответить

  • 6

    Extrimeman 8 мая 2018, 16:59 пожаловаться

    #

    Даррен Аронофски режиссер хороший, но странно что именно он говорит о риске, хотя на деле сам не часто рискует. Делает все практически по своему шаблону «шок контента» (не структурный шаблон, а тематический). Исключения либо когда он совсем подавался в пандеринг и фиговый вид мейнстрима («если понапихать всякой сентиментальщины, замудритьи еще CGI фигни добавить то все будут думать что я гений» из Фонтана и «и отсюда возьму и оттуда возьму, и экшна побольше, и на тему Библейскую» из Ноя). Ну и ВНЕЗАПНО маленький фильм Рестлер, без типичного для Аронофски битья между ног (образно) и безумия происходящего в общем.

    ответить

  • CGI был дорог, в большинстве случаев Аронофски использовал в «Фонтане» химические реакции

    ответить

  • 1

    Extrimeman 9 мая 2018, 14:04 пожаловаться

    #

    когда эффекты практические были, то выглядело хорошо. Когда CGI — выглядело вырвиглазно из-за явной нехватки бюджета.
    Но все равно сентиментальность там была излишне наигранной. Как и пафос.
    Если брать фильмы такого типа (напихаем кучу всего, и запутаем), то лучше посмотреть Облачный Атлас.

    ответить

  • 1

    pluto2k 11 мая 2018, 10:07 пожаловаться

    #

    ппц у вас сравнения)) Сравнить Фонтан и Облачный Атлас — нужно мочь))

    ответить

  • Extrimeman 11 мая 2018, 16:30 пожаловаться

    #

    по мне очень похожие фильмы по структуре и амбициям.

    ответить

  • 13

    Master-X 8 мая 2018, 18:11 пожаловаться Был Пушкин, стал Пичушкин.

    #

    Вспоминаю 2011 год, когда по зомбоящику чуть ли не по всем каналам крутили в новостях о том, как наш выдающийся режиссёр Александр Сокуров получил льва за лучшую картину на Венецианском кинофестивале. А теперь посмотрите, всё творчество Сокурова — 100% экспортное, у нас его вообще никто не смотрит (не понимают что-ли?). А вот например, «шедевры» Сарика Андреасяна: «Беременный», «Карлосон» и прочее УГ лидировали в прокате. Смешно и больно видеть. Позор!!!

    ответить

  • 13

    Mr NS 9 мая 2018, 00:23 пожаловаться

    #

    Так Сокуров ни раз говорил в интервью, что он в России практически запрещённый режиссёр. Ретроспективы его фильмов не показывают или практически не показывают, «Русский ковчег» так просто запрещён. У него был прокат, когда выходил, всего несколько дней, и после этого его больше нигде не показывали. Сокуров говорит, что знает, что пытались организовывать показы, но людям не давали разрешения, не давало государство, точнее, компания, которая владеет правами, которая является представителем государства, потому что само государство этим, разумеется, не занимается. По ТВ его фильмы тоже не крутят, по его словам, так что Сокуров практически запрещён в России или, скажем так, не особо желателен.

    ответить

  • 3

    pluto2k 11 мая 2018, 10:06 пожаловаться

    #

    Все просто — нынче в России не нужно искусство, а нужна пропаганда.

    ответить

  • Режиссер с русскими корнями… пока так и не анонсировал свой следующий режиссерский проект…
    Может пришло время для «Тигра»? — https://www.kinopoisk.ru/film/tigr-523121/
    Этот проект должен быть у него в приоритете, особенно теперь, когда его так интересует тема защиты окружающей среды.

    ответить

  • 5

    manreal 9 мая 2018, 03:19 пожаловаться

    #

    «Реквием по мечте» в свое время освистали в Каннах, «Фонтан» — тоже. Реакция на «маму!» была даже позитивнее: кто-то аплодировал, кто-то кричал «бу!»… — как же люди деградировали. Три шикарных картины и их не поняли. Ну конечно, подавай голые сис*кипис*ки и разрушения или тонны ТОННЫ толерантности.

    ответить

  • 20

    Mr NS 9 мая 2018, 03:48 пожаловаться

    #

    Какие ещё сиськи и разрушения?)) Это же Канны.))

    Если освистали, это ещё не значит, что не поняли, свистят не только поэтому. Фон Триера, например, не за это освистывали. И никто не деградировал, свистели всегда, даже великие фильмы освистывали, есть даже подборка из 10 таких случаев: https://esquire.ru/articles/20622-best-movies-booed-at-cannes/ Они и «Приключение» Антониони освистывали, этот фильм и правда тогда не поняли, и «Криминальное чтиво», много что.

    ответить

  • 5

    vampirx 9 мая 2018, 09:10 пожаловаться

    #

    Интересное интервью !! Режиссер тоже хороший мужик ! Не штампованный!

    ответить

  • 4

    pluto2k 11 мая 2018, 10:00 пожаловаться

    #

    Прям как глоток свежего воздуха! побольше публикуйте интервью с достойными режиссерами, вот как сейчас, или статья про Андерсона. А то это засилье примитивизма, типа мужиков в трико на экранах и толпами адептов со школы, аки религиозные фанатики отстаивающие своих истуканов уже просто убивает.

    ответить

 
Добавить комментарий...