Статьи

Безмолвный ужас: Как создавался хоррор «Тихое место»

В чем новаторство Джона Красински, известного по роли в сериале «Офис» и снявшего один из самых успешных фильмов 2018 года?
Безмолвный ужас: Как создавался хоррор «Тихое место»
«Тихое место»

За последний год сразу два актера, известных своими комедийными ролями, сняли выдающиеся хорроры. Джордан Пил из сериала «Ки и Пил» поставил фильм ужасов с социальным уклоном «Прочь» и получил «Оскар» за сценарий. Теперь Джон Красински, которого многие знают по сериалу «Офис», снял хоррор о том, как страшно быть родителями. КиноПоиск рассказывает, как режиссер и сценаристы «Тихого места» бросили вызов голливудским стандартам и создали оригинальный фильм.

Сценаристы побеждают Голливуд

Брайан Вудс и Скотт Бек познакомились еще в шестом классе. Обнаружив страсть к кино (особенно к блокбастерам Джеймса Кэмерона и Стивена Спилберга), они начали снимать кукольные фильмы, используя в качестве актеров фигурки из «Звездных войн». В 2001 году они открыли кинокомпанию Bluebox Films, выпустили несколько короткометражек и сняли хоррор «Ночной огонек». Но еще с колледжа у них была мечта создать современный немой фильм. Вудс и Бек пересмотрели множество фильмов Бастера Китона, Чарли Чаплина и Жака Тати, отмечая, как те воплощают на экране свои идеи, раскрывают персонажей и вызывают зрительские эмоции без единого слова.

Одной из главных проблем, с которой столкнулись друзья, претворяя мечту в реальность, стала необходимость написать сценарий так, чтобы его прочитали студийные отборщики. Описания действий они не любят, поэтому многие просматривают сценарии наискосок, уделяя время только диалогам. Также сценаристам было важно хорошо продумать персонажей, чтобы фильм не казался картиной категории Б. В качестве образца для вдохновения был взят сценарий «Чужого». Сценаристы хотели, чтобы слова, появлявшиеся на бумаге, производили взрывной эффект. Для этого они оставляли пустыми целые листы бумаги, где по центру было напечатано одно слово — например, «ой». В сценарий добавили нафотошопленных картинок с газетными передовицами, чтобы стало понятно, как показать катастрофу, случившуюся из-за прибытия монстров. В итоге у них получилось 67 страниц с рисунками, фотографиями и картой.

На съемках фильма «Тихое место»

На съемках фильма «Тихое место»

Вудс и Бек питчинговали идею разным знакомым продюсерам, которые никак не могли разглядеть в ней успешный фильм. Некоторые советовали не тратить время. Но друзья не сдавались, и в итоге проект оказался у компании Майкла Бэя, Эндрю Форма и Брэдли Фуллера Platinum Dunes.

Режиссер побеждает страх

Джон Красински на тот момент не был новичком в режиссуре. В 2009 году он дебютировал по ту сторону камеры с экранизацией рассказов Дэвида Фостера Уоллеса «Короткие интервью с подонками». «Мне никогда в голову не приходило взяться за режиссуру, — говорит Красински. — В начале своей карьеры я был ужасно счастлив, что смог стать актером. Режиссерская профессия даже не была предметом обсуждения». Книгу Уоллеса Красински адаптировал сам, параллельно снимаясь в «Офисе». Однажды во время ланча с Рэйном Уилсоном он рассказал коллеге по сериалу, что ищет режиссера для проекта. «Зачем тебе режиссер? Ты знаешь материал лучше других, ты же его адаптировал. Снимай сам», — предложил Уилсон.

Фильм приняли без особых почестей, равно как и мелодраму «Холлеры», выпущенную спустя семь лет. Сам Красински продолжал маячить на вторых ролях в кино («Отпуск по обмену», «Девушки мечты»), изредка выступая в главной («Любовь вне правил» Джорджа Клуни, «В пути» Сэма Мендеса). Он пробовался на роль Капитана Америка, но проиграл Крису Эвансу. В итоге он все же получил ставшую знаковой роль аналитика ЦРУ Джека Райана в одноименном сериале.

Джон Красински на съемках фильма «Тихое место»

Джон Красински на съемках фильма «Тихое место»

Во время подготовки к съемкам «Джека Райана» продюсеры сериала Эндрю Форм и Брэдли Фуллер спросили Красински, не хотел бы он сняться в жанровом фильме. «Типа как в хорроре? — переспросил актер. — Да я смотреть их боюсь! Но сняться, скорее всего, смогу». Форм в двух словах описал проект, сценарий которого они с Фуллером только что приобрели: семья должна соблюдать тишину, иначе случится нечто ужасное. Красински моментально согласился.

Сценарий попал к Джону летом 2016-го, как раз вскоре после рождения его второй дочери, Вайолет. «На тот момент я был клубком нервов, эмоций и страхов. Мне подумалось, что эта история не просто очередной ужастик. Это одна из лучших метафор родительского статуса. На что ты по-настоящему готов ради своих детей? Я начал строчить свои пометки к сценарию».

Идеи Красински формировались в отдельные сцены, которые он добавил к тексту Вудса и Бека. Обновленный сценарий актер отдал почитать своей жене, актрисе Эмили Блант. Выслушав все комментарии мужа, Блант сказала: «Ты должен сам это снимать». Красински позвонил продюсерам, сообщив что снимется в фильме, если ему разрешат слегка изменить сценарий и занять режиссерское кресло. Продюсеры не возражали.

Подбор команды

Красински перелицевал сценарий за три месяца, закончив его к Рождеству 2016-го. В середине января 2017-го он отправился на поиски локаций в штате Нью-Йорк. В городке Полинг нашлась идеальная ферма с домом, построенным в XIX столетии. В 50 метрах от дома стоял амбар, вокруг — сотни гектаров кукурузных полей, а неподалеку водопад. Все в точности по сценарию. Уезжать на студию ради съемок в павильоне не пришлось. Поблизости находилась школа верховой езды, временно пустовавшая, где выстроили необходимые декорации.

Идеальному месту требовались идеальные актеры. У Красински было требование: на роль дочери взять немую актрису. Режиссеру повезло с директором по кастингу. Лора Розенталь недавно подбирала актеров для фильма Тодда Хейнса «Мир, полный чудес», где тоже требовалась глухая девочка. Так Красински познакомился с Миллисент Симмондс, которую теперь называет лучшей в мире актрисой. В отличие от режиссера фильма, девочка оказалась большой фанаткой фильмов ужасов и охотно согласилась на участие в картине.

«Тихое место»

«Тихое место»

Роль старшего сына Эбботов получил Ноа Джуп. Он снимался в сериале «Ночной администратор» и только что закончил съемки в фильме «Субурбикон». Красински написал Джорджу Клуни письмо с просьбой рассказать о мальчике и получил ответ: Ноа не только отличный юный актер, но и вообще один из лучших актеров, с которым доводилось работать режиссеру.

Интересно, что Эмили Блант изначально не рассматривалась на роль жены главного героя. Актеры считали, что их реальные отношения не стоит переносить на большой экран. Но в итоге Блант убедила мужа отдать роль ей. Возможность самому сыграть отца семейства Красински называет большой удачей: «Мне не нужно было спрашивать режиссера о своей мотивации в той или иной сцене. Я обсуждал это сам с собой заранее».

«Тихое место»

«Тихое место»

На пост оператора Красински пригласил датчанку Шарлотту Брюус Кристенсен, снимавшую для Томаса Винтерберга изумительной красоты «Охоту» и «Вдали от обезумевшей толпы». Кристенсен ориентировалась на фильмы Терренса Малика. Красински совершенно четко дал понять, что он снимает не просто хоррор, а кинематографичную историю. «Мне хотелось, чтобы фильм был похож на вестерн», — говорит режиссер. Вместе с оператором они также пересмотрели «Нефть» и «Старикам тут не место», где тоже много внимания уделяется тишине.

Звуки тишины

Над звуковым решением картины колдовали Этан Ван дер Рин («Оскар» за монтаж звука в фильмах «Кинг-Конг» и «Властелин колец: Две крепости») и Эрик Адаль (номинации на «Оскар» за монтаж звука в фильмах «Трансформеры 3: Темная сторона Луны» и «Операция „Арго“»). Их первая встреча с Красински обернулась мозговым штурмом — нужно было придумать, как с помощью звука акцентировать внимание зрителей на особенности, связанной со слуховым аппаратом глухонемой девочки-подростка Риган.

По сюжету у героини Милли Симмондс за ухом виднеется специально сконструированный отцом прибор, похожий на слуховой аппарат. Когда она надевает его, то находится не в полной тишине. Это ее ощущение Красински назвал «звуковым конвертом». Всякий раз, когда Риган надевает прибор, а камера показывает нам действие с ее точки зрения, в кадре слышно низкочастотное гудение. Ровно такой же трюк провернули с чудовищами: когда мы видим их «уши», за кадром снова появляется «звуковой конверт», но специально созданный для монстров.

«Тихое место»

«Тихое место»

Ван дер Рин и Адаль начали работать над фильмом еще до съемок. Такое бывает в фильмах, плотно завязанных на визуальных эффектах, но не в малобюджетных хоррорах. Основная же работа была проведена после первой монтажной сборки. В частности, специалисты попросили режиссера полностью убирать музыку, когда в кадре появляется «звуковой конверт».

Чтобы представить, насколько нестандартно это решение, надо знать, что музыка для коммерческого голливудского фильма, по сути, работает закадровым голосом, подсказывающим зрителю, как реагировать на сцену. Здесь надо веселиться, а здесь грустить. Здесь захватывающая погоня, а тут романтическая беседа. Музыка занимает большую часть фильма, хотите вы того или нет. И в «Тихом месте» музыку тоже приглушили. «Мы начали раздирать фильм на куски, но, к счастью, Джон был готов к экспериментам», — говорит Эрик Адаль, понимая, что далеко не каждый режиссер согласится убрать музыкальное сопровождение.

Вопрос «Как озвучивать монстров?» стоял недолго. «Мы решили, раз они слепые, то должны коммуницировать через эхолокацию, как летучие мыши, — говорит Ван дер Рин. — И придумали для них своего рода речевой эхолокаторный сигнал, который они испускают и по его отражению понимают, что происходит».

«Тихое место»

«Тихое место»

С одной стороны, звуковики прикрепляли микрофоны на кукурузные стебли, чтобы записать их шум. Но, с другой стороны, им не нужно было следить за тишиной на съемочной площадке — просто потому, что диалогов как таковых не было. Красински вспоминает, как во время съемки сцены, где семья Эббот переходит мост в самом начале фильма, в лесах раздался дикий шум — кто-то решил погонять на вездеходах. «Случись такое на любом другом фильме, мы бы потеряли съемочный день. Но у нас не было диалогов, так что мы снимали дальше».

Монстры с другой планеты

Несмотря на трагедию, которая происходит в самом начале фильма, мы довольно долго не видим монстров «Тихого места». Известно, что они слепые, но при этом очень быстро передвигаются. Красински, инструктируя специалистов компании Industrial Light and Magic дал следующие указания: монстры должны быть похожи на развитых хищников, которые за ненадобностью избавились от глаз. Они должны быть человекоподобными, но не настолько, чтобы их смог сыграть актер в костюме. Среди животных, вдохновивших дизайнеров, были доисторические рыбы, черные аспиды и летучие мыши. При создании внешнего облика чудовищ художники опирались на болотные тела — человеческие мумифицированные останки, обнаруженные в торфяных болотах Европы. Они выглядят отталкивающе из-за своего блестящего черного кожного покрытия.

«Тихое место»

«Тихое место»

Впрочем, Красински в последний момент изменил внешность тварей. Изначально они получились несколько нелепыми из-за рога, торчащего из морды. Режиссер решил, что это недостаточно страшно. На редизайн у ILM было всего два месяца, и обычно за столь короткий срок студии не берутся переделывать столь важные элементы. Но в ILM у фильма уже появились свои фанаты. Чтобы увеличить время, было принято решение использовать классический киношный трюк — намекнуть на монстра, но как можно дольше не показывать его (как в «Челюстях» и «Чужом»). Так количество экранного времени на чудищ, третирующих землян, существенно уменьшилось, что только добавило картине саспенса.

У Красински есть целая теория о том, как эти твари появились в нашем мире. «Они выросли на планете, где нет людей и нет света, так что глаза у них отсутствуют за ненадобностью. Они ориентируются по звукам, и у них отлично развит слух. Пережив гибель собственной планеты, они перемещались на астероидах по Галактике, пока один из них не упал на Землю».

«Тихое место»

«Тихое место»

При желании Красински может выстроить вокруг «Тихого места» целую франшизу — с приквелами, сиквелами и спин-оффами, благо за кадром осталось очень много тщательно продуманного материала. Но, если в итоге фильм останется сам по себе, это все равно будет настоящая победа для актера, долгое время известного как «Джим из сериала „Офис“». Теперь-то мы будем звать его «парнем, который снял тот страшный фильм про тишину».

Читайте также
Статьи Только тссссс: Как тишина работает в кино Хоррор «Тихое место», драма «Бешеный бык», трагикомедия «Тихая свадьба» и другие фильмы, которые поразили зрителей своими сценами без слов или звуков.
Новости Режиссер хоррора «Тихое место» поставит фильм о жизни на Марсе Джон Красински планирует экранизировать фантастический рассказ Сесил Кастеллуччи.
Новости Американский бокс-офис: Джон Красински уделывает Спилберга Малобюджетный хоррор «Тихое место» занял первую строчку топа кассовых сборов, оттеснив блокбастер «Первому игроку приготовиться».
Новости Paramount на год отложила релиз сиквела «Лучшего стрелка» Студия также выбрала день премьеры для продолжения «Тихого места».
Комментарии (23)

Новый комментарий...

  • 18

    Joint13 19 апреля 2018, 14:59 пожаловаться

    #

    «При желании Красински может выстроить вокруг „Тихого места“ целую франшизу — с приквелами, сиквелами и спин-оффами…»

    Было бы очень интересно взглянуть на такой же качественный проект в данной вселенной…

    ответить

  • 40

    _My-Way_ 19 апреля 2018, 15:03 пожаловаться

    #

    Фильм шикарный, Красински большой молодец. Статья прекрасна.

    ответить

  • in-team5 19 апреля 2018, 15:05 пожаловаться

    #

    Согласен

    ответить

  • 4

    Учитель Танцев 19 апреля 2018, 18:04 пожаловаться Хоть что-то новое и оригинальное в череде повторов

    #

    Начну с того, что реально очень оригинальный сценарий. Мы тут в группе «Что бы посмотреть» в фейсбуке целую дискуссию развели на тему. Почему не построили место для жилья возле водопада, почему не провели кнопку и рупоры на улице, почему не сделали тихим свой дом за это время. Конечно, ляпы можно найти, но то как снят фильм — перекрывает все недочеты. Картинка и плавность камеры- просто на высоте, Шарлотта справилась на 5+ с работой оператора. Тема с тишиной дает возможность размышлять и фантазировать. Неплохо показаны трудности и отчаяние во время родов Эмили Блант- очень напряженные моменты. Может нельзя назвать фильм полноценным хоррором, но это и не важно. Все хоромы последних лет очень похожи друг на друга и уже неинтересно смотреть, а этот держал все экранное время. Очень хочется увидеть и приквел и сиквел, тем более (спойлер) мы научились мочить этих тварей.

    ответить

  • flyflash 19 апреля 2018, 19:59 пожаловаться

    #

    Также думал пока смотрел) еще думал над тем, почему нельзя было охоту устроить на них, закладывать мины и например мобильник звонит в этом месте, монстр бежит, подрываешь его.

    ответить

  • 3

    in-team5 20 апреля 2018, 03:23 пожаловаться

    #

    А все это можно объяснить тем что 1 семья за даже 400 с чем то дней это все не сделает, и многих вещей просто так в магазине не достать

    ответить

  • 3

    Spring Spark 19 апреля 2018, 20:02 пожаловаться

    #

    «Сам Красински продолжал маячить на вторых ролях в кино («Отпуск по обмену», «Девушки мечты»), изредка выступая в главной («Любовь вне правил» Джорджа Клуни, «В пути» Пола Томаса Андерсена).»
    «В пути» снял Сэм Мендес, а не Пол Томас Андерсен.

    ответить

  • Alex Croft 20 апреля 2018, 16:32 пожаловаться

    #

    Безумно интересно. Сам проект еще не успел посмотреть. Думаю посмотреть дома после цифрового релиза. Что бы ничто не отвлекало и «не шуршало» под ухом. Однако после таких статей могу сорваться)

    ответить

  • 12

    Kenyon 20 апреля 2018, 20:44 пожаловаться

    #

    Возможно мне повезло, но на сеансе вообще никто не шумел и не хрустел попкорном. Все сидели и «боялись» издать лишний шорох :)

    ответить

  • 7

    Alen Wild 21 апреля 2018, 10:55 пожаловаться

    #

    Тебе повезло, я вчера ходил. 4 человека без умолку болтали. Подпортило восприятие, не было никакой тишины. Буду ждать ДВД, дома то никто не помешает)

    ответить

  • 14

    vitasha 20 апреля 2018, 17:29 пожаловаться

    #

    Красински не только снял прекрасный и самобытный хоррор, но и весьма убедительно сыграл одну из ключевых ролей.

    ответить

  • SirAlex25 20 апреля 2018, 20:01 пожаловаться

    #

    Мне фильм, конечно, понравился, но:
    «Так Красински познакомился с Миллисент Симмондс, которую теперь называет лучшей в мире актрисой»
    Вы это серьезно?

    ответить

  • Спасибо за статью. Надеюсь, у фильма будет продолжение.

    ответить

  • 3

    soyotka 24 апреля 2018, 17:17 пожаловаться Детали

    #

    Фильм хорош еще и множеством тщательно проработанных, придуманных деталей. Дом семьи Эббот — это целый мир, со сделанными вручную детскими игрушками, вязаными свитерами, обстановкой комнат. Герои не просто носят одежду, эта одежда подобрана с любовью. Любовь и умное, осторожное сохранение жизни — поэтому они и уцелели.

    ответить

  • sergarsentev 2 мая 2018, 20:10 пожаловаться Так глухая или немая?

    #

    «У Красински было требование: на роль дочери взять НЕМУЮ актрису. ..
    … для фильма Тодда Хейнса «Мир, полный чудес» ТОЖЕ требовалась ГЛУХАЯ девочка».

    Настолько нелепая ошибка в тексте, а никто до сих пор не заметил. На всякий случай даю подсказку: здесь же, на сайте, в информации о Милли Симмондс указано: «Является ГЛУХОЙ с младенчества».

    С одной стороны — ошибка не столь значительная, с другой — это авторитетный, уважаемый многими сайт, а не Пикабу какой-нибудь.

    ответить

  • Да можно крутой приквел организовать

    ответить

  • 2

    Пол Манфред 16 августа 2018, 01:34 пожаловаться

    #

    А уж какую рекламу-промоушен этого фильма крутили в роликах в Интернете! Якобы зрители в зале при просмотре периодически вздрагивают, вскакивают с мест. Теперь я понимаю, почему: просто иногда редкие, но громкие звуки фильма пробуждали от сна зрителей, всхрапнувших на немом и не увлекательном сеансе.

    ответить

  • 2

    Kassandra137 1 сентября 2018, 23:10 пожаловаться

    #

    фильм — невнятная унылая фигня. По примеру Геноморда, скажу просто: ужасов там нет. Триллер тоже с натяжкой. Скорее социальная драма про горе-родителей. А идея содрана из фильма «Вымирание» с Кларой Лаго. Только в «Выживании есть и драма, и сюжет, и харизматичные актеры. А тут нет ничего.

    ответить

 
Добавить комментарий...