Статьи

Кинопрофессии: Второй режиссер — мать, робот или «подарок судьбы»?

В чем разница между режиссером-постановщиком и вторым режиссером и какой вклад каждый из них вносит в создание фильма — рассказывают представители профессии.
Кинопрофессии: Второй режиссер — мать, робот или «подарок судьбы»?
На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

КиноПоиск продолжает рассказывать о различных кинопрофессиях — как популярных, так и малоизвестных. В чем заключается работа второго режиссера — специалиста, который контролирует работу съемочной группы? По просьбе КиноПоиска об этом рассказали второй режиссер Галина Стрижевская («Хардкор», «Елки», «Фарца» и другие проекты) и кинорежиссер Александр Хант, создатель фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», вошедшего в список лучших лент 2017 года по версии КиноПоиска.

«Благодаря „Елкам“ я знаю все о пингвинах»

Галина Стрижевская, второй режиссер, куратор одноименного курса в киношколе «Индустрия»:

— Второй режиссер — это собирательная сила, ведущая к результату. Сила, которая соединяет всю съемочную группу, начиная с режиссера и продюсера и заканчивая рабочими и водителями. Человек, который знает на съемочной площадке обо всем: кому какие обязанности делегировать, чтобы добиться результата; как проходит съемочный день и когда он должен закончиться; что и где будут снимать дальше. Специалист, у которого в голове находится вся информация о проекте.

Галина Стрижевская / Фото из личного архива

Галина Стрижевская / Фото из личного архива

Режиссер, на мой взгляд, должен заниматься творчеством — сценарием, драматургией, эмоциональным и художественным наполнением фильма, работой с артистами. Он продумывает, как должны жить артисты на экране, как работает в кадре та или иная декорация, какая будет атмосфера у фильма, с какой эмоцией должен выходить зритель из зала. Помочь ему это воплотить в жизнь — как раз задача его друга и соратника, второго режиссера, который становится его руками на съемочной площадке. Режиссер тогда может не отвлекаться на бытовые задачи, а погружаться в свои, творческие. Все-таки ему проще общаться с одним-двумя людьми (другой такой человек — оператор), нежели со всей съемочной бригадой.

Возможно, это прозвучит слишком пафосно, но вторым режиссером суждено стать не каждому. Чтобы успешно выполнять эту работу, необходим определенный набор качеств. Тут важны организованность и умение распределить задачи внутри группы людей (иногда очень большой). Нужно быть мобильным, ответственным и быстро принимать решения, потому что на съемках приходится сталкиваться с самыми разными ситуациями. В характере человека должно быть определенное бесстрашие. Как я часто говорю своим студентам, в лексиконе второго режиссера нет фразы «Я не знаю, как это сделать». Второй режиссер — это специалист, который должен найти выход из ситуации, которая порой кажется абсолютно неразрешимой.

Впрочем, недавно я поняла одну парадоксальную вещь: даже если тебе кажется, что твой многолетний опыт позволил учесть в работе все непредвиденные моменты, что ты все просчитал и ко всему подготовлен, то ничего подобного. Например, к нам во время одной из недавних съемок (название проекта Галина Стрижевская оставила в секрете — Прим. КиноПоиска) не приехала игровая машина. К сожалению, единственный автомобиль своего типа в городе и, возможно, в стране. Речь о «делориане» (машина этой марки фигурировала в фильме «Назад в будущее» — Прим. КиноПоиска).

На съемках фильма «Хардкор»

На съемках фильма «Хардкор»

В таких ситуациях ты особенно остро чувствуешь собственное бессилие. Мы не могли поменять план работы, свернуть съемки или перенести их на другую локацию, так как у нас с собой было большое количество осветительной и прочей аппаратуры. К тому же мы сильно зависели от ночного света. В этот момент ты начинаешь сначала злиться, так как ничего не можешь сделать. Это, наверное, самое обидное в профессии. Потом наступает следующая стадия — принятие, а за ней — нахождение пути решения проблемы. Стало понятно, что необходимо переключиться на другую задачу и решить вопрос с авто. Мы не стали перемещать всю технику и всех специалистов, а собрали небольшую группу — режиссера, оператора, администратора — и поехали на следующий объект для съемок настроенческих кадров. Ходили с ручной камерой, снимали, потом вернулись. В итоге у нас уже был хороший запас красивого отснятого материала для монтажа. В общем, что бы с нами ни происходило, даже на первый взгляд плохое, это всегда приводит только к лучшему (пусть мы это понимаем позже). Это мое жизненное убеждение.

Другой пример — пингвины. Благодаря одному небезызвестному новогоднему кинопроекту («Елки» — Прим. КиноПоиска) я, кажется, стала орнитологом и знаю абсолютно все про этих птиц. В курсе, где живут их 18 видов и в каких условиях. Сейчас будет спойлер: у нас большие и красивые пингвины не живут вообще, а в зоопарках обитают только маленькие, чилийские. Как мы справились с этой проблемой? Так же, как создатели «Игры престолов», например, с драконами. Обратились к специалистам по визуальным эффектам и нарисовали пингвинов при помощи компьютерной графики.

Трейлер фильма «Елки-5»

Моя работа над фильмом начинается с тщательного разбора сценария на производственные составляющие, составления календарно-постановочного плана (КПП), в котором описывается, как можно воплотить в реальности сценарий: в какой день и что снимается, кто именно будет играть, какой реквизит и костюмы необходимы. Максимально подробный четкий план, без которого невозможно реализовать задуманное. Как ни странно, но мне очень помогает в работе первое образование: я окончила факультет нано- и биомедицинских технологий Саратовского государственного университета по специальности «физик-микроэлектронщик». Прекрасное классическое образование, я очень довольна им, хотя так и не стала работать по специальности. На физфаке учат думать — это первостепенная вещь, которая необходима второму режиссеру. Поэтому, наверное, у меня так хорошо и получается сделать из хаоса порядок, структурировать и раскладывать все по полочкам.

Мне часто говорили, что второй режиссер — «злой человек, которого ненавидят, причем вся группа». Я очень удивлялась. Я по натуре очень дружелюбная, поэтому хотела выстроить общение внутри коллектива соответствующе. Здесь важно понимать, что во время проекта мы со всей съемочной группой постоянно находимся вместе. Бывает даже такое, что коллег по работе видим чаще, чем свои семьи. И чем длиннее проект по времени, тем дольше твои отношения в коллективе. Нормально, что при этом возникают противоречия, все мы живые люди. Гасить конфликты, решая возникающие проблемы, — одна из задач второго режиссера. Он должен быть как клей в команде. Коммуникативные навыки — то, без чего эта профессия не смогла бы существовать. Золотое правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Я люблю командную работу. Без нее, в одиночку, прийти к определенной цели невозможно. Это одна из важнейших вещей, которые я повторяю своим студентам.

Когда я 10 лет назад пришла в эту профессию, мне говорили, что хороший второй режиссер ценится на вес золота. С тех пор мало что изменилось. Конечно, ощущается нехватка профессиональных кадров. Настоящих специалистов в этой области, за редким исключением, нет, и, к сожалению, их нигде не учат. Это одна из причин, по которой я вместе с киношколой «Индустрия» решила открыть новый учебный курс и набрать студентов для занятий по специальности.

Многих абитуриентов смущает слово «второй» в названии этой профессии. Рядом с ним же есть слово «режиссер», отсюда возникает мысль, что если ты будешь учиться на второго режиссера, то станешь потом режиссером-постановщиком, то есть первым режиссером. Я считаю, что в таком случае не нужно тратить время и выбирать такой извилистый путь в индустрию. Лучше сразу погружаться в режиссуру — по сути, абсолютно другую профессию, — ведь жизнь и так короткая.

Прежде всего нужно понимать, что у специалистов этих областей по-разному работают мозги: второй режиссер — более собранный человек, он в большей степени занимается технической частью, чем режиссер, который по своей природе творец. Конечно, у меня бывали и такие ситуации, когда мы с режиссером делились на два юнита (команды — Прим. КиноПоиска) и снимали по отдельности, если придумывали что-то сверх того, что планировали изначально (творческий процесс, без него никуда). Обидно ли, что все лавры достаются режиссеру? Нет. Я же знаю, что была его поддержкой и опорой, трудилась над тем, чтобы фильм был успешным. И мне везет с режиссерами, они тоже это понимают и благодарят меня.

«Наше кино — это своего рода шапито»

Александр Хант, режиссер, оператор:

Александр Хант / Фото: Элен Нелидова

Александр Хант / Фото: Элен Нелидова

— Когда я окончил ВГИК, то подумал, что для меня это будет хороший опыт — пойти на площадку в качестве второго режиссера, хотя до этого я был и осветителем, и дольщиком, и рабочим, и бригадиром массовки. Думаю, я пытался для себя понять, что нужно делать, чтобы все работало так, как надо. А тут как раз подвернулся сериал, для которого был срочно нужен второй режиссер. Мне кажется, это очень сложная работа. По крайней мере, у меня не получилось. После четырех с половиной месяцев я был уволен. Все-таки режиссер и второй режиссер — это разные профессии.

Я не очень коммуникабельный человек. Если человек мне не близок, то мне сложно наладить с ним отношения. Тогда как второй режиссер должен выстроить на площадке отношения со всеми вне зависимости от личных симпатий. Он отвечает за то, чтобы синхронизировать всю группу. Чтобы каждый цех был вовремя там, где нужно и когда нужно, или отдыхал, когда это действительно необходимо. Чтобы атмосфера была здоровая. Надо уметь поставить человека на место, не обидев, и похвалить так, чтобы он не зарвался. Подобные навыки, как мне кажется, очень связаны с женской интуицией, поэтому второй режиссер в моем представлении — женщина. С другой стороны, возможно, я просто редко сталкивался с мужчинами в этой роли. Те, кого я видел, либо напоминали роботов, либо стремились быть такими, как их коллеги-женщины.

На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Я по характеру такой человек, который часто лезет в чужие проблемы. Ну, например, могу пойти помогать гримерам делать прическу. У меня возникают такие позывы, когда хочется как-то во всем поучаствовать. Нередко это плохо сказывается на деле. В какой-то момент я захожу на чужую территорию, и последствия могут быть разные. Кто-то пожимает плечами и превращается в безынициативного исполнителя, который ждет, когда к нему придут и скажут, что делать. Другой человек попытается тебя остановить или втянется в соревнование, доказывая свою правоту. Другими словами, второй режиссер должен в том числе следить и за режиссером, понимать его замысел и настраивать всех остальных на одну волну.

Когда я работал над «Витькой Чесноком», то все время был в какой-то агонии, даже присесть отдохнуть не мог на площадке. У меня было ощущение, что я как бы везде и при этом нигде. Не могу сказать, что это был удачный опыт: я реально страдал от того, что пытался все успеть. У нас на площадке был прекрасный второй режиссер Лариса Чайковская, но я построил работу так, что все замкнул на себе. В итоге все члены группы шли ко мне со своими проблемами. Никто не знал, что я придумал вместе с оператором, а мы не очень-то делились своими замыслами с остальными. Сейчас я понимаю, как много начудил при работе над «Чесноком». Нужно доносить до людей свои мысли, иначе все перестают понимать, что происходит.

Мне кажется, профессия второго режиссера очень хорошо и точно показана в сериале «Оттепель» — взрослая женщина, которая спасает режиссера и группу в трудных ситуациях. Мой образ второго режиссера — образ матери, которая может быть и строгой, и мягкой. При ее появлении группа понимает: вот человек, который возьмет на себя все, избавит тебя от лишних мыслей. Если во время съемочной смены, допустим, пошел дождь, она скажет: «Не думайте об этом, мы отменим смену, все решим». В такой момент чувствуешь, что находишься под прикрытием.

На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

На съемках фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Хороший второй режиссер должен полностью оградить режиссера от всех организационных забот. Времени на все не хватает. Когда режиссер начинает вникать в мелкие проблемы, то сразу распыляется, вместо того чтобы заниматься только своей профессией, тем, что в итоге будет на экране. По-хорошему, он обязан большую часть времени на площадке проводить с актерами. Ведь для них съемки — это огромное испытание. По сути, их работа сводится к тому, чтобы сидеть и ждать, когда все будет готово. Как правило, подготовка кадра занимает 90% съемочного дня. Оставшиеся 10% — это время актера, когда после слов «Мотор! Начали!» он может начать что-то делать. Эти 90% для актера — фатальное испытание. Мне кажется, что задача режиссера — не дать ему за это время сойти с ума и занять его работой, чтобы он не выпадал из процесса, а наоборот, еще глубже погружался в роль.

У меня есть ощущение, что режиссер сегодня, как правило, находится немного в стороне от актеров. Я никогда не видел площадку, где режиссер был бы с ними в какой-то связке. Для меня большой проблемой во время работы над «Чесноком» было отсутствие репетиционного периода. Возможно, поэтому у меня не сложился полноценный союз с Ткачуком и Серебряковым. Они замечали, что я снимаю очень много кадров и при этом не занимаюсь ими. Когда они начинали спрашивать у меня что-то сложное, я говорил: «Да-да-да, сейчас-сейчас» — и прятался за камеру, понимая, что мне так проще. В итоге находок на площадке оказалось в разы меньше, чем могло бы быть. Из-за спешки я часто шел на компромисс и постоянно думал, что смогу даже неудачно снятую сцену поправить на монтаже. Это была ошибка — уж лучше бы я остановился. Когда я сделал первую сборку материала, то понял, что ничего не клеится. Это была катастрофа. Шесть месяцев я выбирался из этой ямы, пытаясь понять, как это все оживить.

Трейлер фильма «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»

Как ни странно, работа второго режиссера не ограничивается подготовкой, планированием и самими съемками. Она продолжается и после, во время постпродакшена. Особенно когда режиссер сходит с ума и говорит, что ему надо прощаться с профессией и уходить работать куда-нибудь в шахту, чтобы отмыть карму от «преступлений», совершенных на съемках. В этот момент второй режиссер приходит к тебе и бросает спасательный круг, говоря: все нормально, всегда так, ничего страшного, давай еще попробуй. Он становится такой палочкой-выручалочкой. Вот почему многие режиссеры, найдя хорошего второго режиссера, работают потом с ним вместе еще долгие годы.

В конце концов, самые важные качества второго режиссера в нашей системе кинопроизводства не столько профессиональные, сколько человеческие. Наше кино сейчас — это своего рода шапито. Каждый раз, оказываясь на съемочной площадке, я чувствую, будто оказался в бродячем цирке, для участников которого их занятие не столько способ заработка, сколько образ жизни. Поэтому у нас очень ценится умение второго режиссера чувствовать группу и спасать коллектив, когда он рушится. А если человек при этом еще и профессионал своего дела, то это вообще подарок судьбы.

Читайте также
Статьи Ампир V, Довлатов и Энский Робинзон: 50 российских фильмов 2018 года От семейного слэшера и хоррора про утопленницу до участника Берлинале и нового фильма Юрия Быкова.
Статьи Лучшие фильмы 2017 года: Выбор редакции КиноПоиска Две российские картины, три с Адамом Драйвером, две с Райаном Гослингом, несколько нетипичных супергероев — 15 лучших фильмов года, плюс пять важных будущих релизов.
Статьи Как Тарантино и Кар-Вай везли Леху Штыря в дом инвалидов В завершившемся конкурсе фестиваля «Окно в Европу» представили 11 фильмов, и два из них могут рассчитывать на интерес широкой публики.
Статьи Сергей Гармаш: «В России колоссальные проблемы с драматургией» Самый народный артист нашего кино рассказывает о том, как написал свой первый сценарий — фильм «Два билета домой».
Комментарии (15)

Новый комментарий...

  • 14

    yvlia 24 марта 2018, 12:31 пожаловаться

    #

    Творцы невидимого фронта)
    Расскажите про постановщиков трюков, пожалуйста!

    ответить

  • 3

    OlesyaKP 24 марта 2018, 13:40 пожаловаться

    #

    Второй режиссёр в российском кинопроизводстве выполняет функции аналогичные 1st Assistant Director в западном. Так гласит Википедия!

    ответить

  • А мне все время было интересно, почему на странице фильма напишут имён второго режиссёра

    ответить

  • 1

    yvlia 24 марта 2018, 14:12 пожаловаться

    #

    И еще киностудии почему-то не указывают. Обидно даже, почему-то прокатчиков пишут, а их — нет

    ответить

  • 2

    TimLord 25 марта 2018, 18:23 пожаловаться

    #

    Вкладка студии есть на странице фильма

    ответить

  • 2

    yvlia 25 марта 2018, 21:16 пожаловаться

    #

    Спасибо, мне объяснили где посмотреть)

    ответить

  • 4

    p2 25 марта 2018, 03:36 пожаловаться

    #

    Правильнее было назвать его помощником режиссера. В фирмах эти обязанности обычно делает помощник руководителя или секретарь

    ответить

  • 1

    Alex Croft 25 марта 2018, 20:58 пожаловаться

    #

    Не стоит путать режиссера второй группы с ассистентом режиссера. Ассистент и есть помощник. Режиссер второй группы снимает побочные сцены и разрабатывает проект вне глобальной концепции, которой занимается главный режиссер

    ответить

  • 5

    p2 25 марта 2018, 23:29 пожаловаться

    #

    В статье как раз разговор ведется не о голливудском понимании второго режиссера. Прочитайте статью еще раз и внимательнее

    ответить

  • 4

    i3 25 марта 2018, 12:02 пожаловаться

    #

    Историю оценок исправьте, чтобы я мог посмотреть свои последние оценки без фильтров. А то показывает мне вместо последних — оценки за 2010-й год.

    ответить

 
Добавить комментарий...