Статьи

Прокат рассудит: Как дефицит привел «Довлатова» к успеху

За четыре дня широкого проката и еще неделю скромного лента заработала 122,7 млн рублей в России.
Прокат рассудит: Как дефицит привел «Довлатова» к успеху
На съемках фильма «Довлатов»

От Ленинграда до Netflix

О начале производства фильма «Довлатов» Алексей Герман-младший официально объявил в апреле 2015 года, рассказав, что уже несколько лет занимается разработкой проекта и находится в тесном контакте с семьей писателя. Режиссер сразу отметил, что не собирается исследовать вопросы, которые могут быть «оскорбительными для героя», и в первую очередь хочет передать ощущение времени, эпохи литературного Ленинграда начала 1970-х, опираясь на собственные воспоминания из детства и свидетельства современников. В мае того же года картина получила поддержку Министерства культуры РФ.

Весной 2016 года стало известно, что Алексей Герман-младший отснял уже треть картины, однако имя исполнителя роли Сергея Довлатова создатели фильма держали в тайне. Зато раскрыли звездный актерский состав второго плана — от Данилы Козловского до Елены Лядовой и Светланы Ходченковой. Уже осенью 2016-го интрига была развеяна: на роль культового писателя Герман-младший выбрал неизвестного в России сербского актера Милана Марича, на Довлатова невероятно похожего.

«Довлатов»

«Довлатов»

Премьеру «Довлатова» ждали весь 2017 год, однако было очевидно, что картину сначала представят на одном из мировых фестивалей. Включение фильма в программу Берлинале в декабре 2017-го не стало неожиданностью. За три года до этого именно в Берлине Герман-младший представлял свою предыдущую работу «Под электрическими облаками», принесшую «Серебряного медведя» за художественные достижения операторам фильма.

Премьера в Берлине принесла благодушные отзывы зарубежной прессы, а в рейтинге жюри критиков, который публикует журнал Screen International, среди всех фильмов конкурсной программы «Довлатов» занял второе место после «Острова собак» Уэса Андерсона. Однако нельзя не упомянуть, что берлинский конкурс в этом году был действительно слабым, и художественно цельный «Довлатов» с центральной фигурой человека искусства, которому нет места в бездушной системе, выгодно выделялся на фоне невразумительной программы.

«Под электрическими облаками»

«Под электрическими облаками»

Вскоре после фестиваля, где художник-постановщик «Довлатова» Елена Окопная получила «Серебряного медведя» за выдающиеся художественные достижения, и до старта проката в России стало известно, что права на показ картины купил стрим-сервис Netflix для подписчиков в Северной Америке, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и странах Скандинавии, а другие дистрибьюторы выпустят фильм в кинотеатральный прокат во Франции, Италии, Испании, Бразилии и Португалии.

«Не стоит обольщаться»

Официальный бюджет «Довлатова» — 150 млн рублей. «Насчет зарубежных продаж не стоит обольщаться. Да, картину приобрел Netflix для Скандинавии и англоязычных стран, она выйдет в кинотеатральный прокат на большом количестве территорий, но это не огромные средства, — рассказывает продюсер картины Артем Васильев. — За счет зарубежных продаж мы не окупим фильм. Государство в лице Минкульта нам выделило на картину 50 млн рублей, остальные средства — это частные деньги, деньги партнеров, европейских фондов, Первого канала либо возвратные деньги. Мы собирали бюджет сложно, долго, иногда мучительно, но он собран из большого количества источников. Например, Польский киноинститут или Чешский национальный киноцентр дают деньги с условием предоставления прав на прокат в их стране».

На съемках фильма «Довлатов»

На съемках фильма «Довлатов»

О российском прокатчике картины стало известно в ноябре 2017 года на кинорынке в Москве. Им стала «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг» (WDSSPR). Хотя компания и ранее занималась прокатом отечественных фестивальных картин вроде «Коллектора», «Звезды», «Рая» и «Хорошего мальчика», «Довлатов», очевидно, должен был стать вызовом для WDSSPR. Фильмы Алексея Германа-младшего всегда были предназначены для узкой аудитории авторского кино. Предыдущая картина режиссера «Под электрическими облаками», несмотря на награду Берлинского фестиваля, у широкого зрителя большой интерес не вызвала и собрала в российском прокате 4,4 млн рублей. Однако у «Довлатова» было огромное преимущество — главный герой, культовый писатель, чье имя известно нескольким поколениям читателей.

Довлатов на гастролях

В первом же трейлере зрителей ждал сюрприз: «Довлатова» обещали показывать в кино в течение лишь четырех дней, с 1 по 4 марта. Ограниченный по времени прокат — идея одного из продюсеров фильма, Андрея Савельева. «Она родилась из логичных рассуждений о том, как можно сформировать ожидаемое культурное событие, — рассказывает Артем Васильев. — Мы пошли по пути формирования отношения к этому прокату как к гастрольному культурному событию, и эту идею активно поддержал [продюсер фильма] Константин Эрнст. Вторым нестандартным шагом стала попытка максимально расширить этот релиз по охвату. В итоге фильм вышел на 400 экранах. Сложно говорить, каким был бы прокат, выйди он на 800 экранах, но прокатчик расписал картину настолько широко, насколько смог».

На съемках фильма «Довлатов»

На съемках фильма «Довлатов»

«Довлатов» заработал за первый уик-энд в России 98,5 млн рублей (данные прокатчика) — больше, чем «Аритмия» (88,5 млн рублей) и «Нелюбовь» (95 млн рублей) за все время проката. Однако, продлив прокат еще на неделю, лента стала едва ли не самой успешной в фестивальном сегменте российского кино с общей кассой в 122,7 млн рублей (данные прокатчика). Впереди только победитель «Кинотавра» «Географ глобус пропил», заработавший в 2013 году 143 млн рублей в России и СНГ за восемь недель проката. Впрочем, у «Географа» было больше копий на старте — около 500. У «Довлатова» их 400 в первый уик-энд и около сотни — на второй неделе.

«Сборы превзошли наши ожидания, хотя мы надеялись, что результат не будет стандартным», — говорит Артем Васильев. «Результат намного превысил наши даже самые оптимистичные ожидания», — соглашается Антон Сиренко, генеральный директор компании «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг», прокатчика «Довлатова».

«Результат великолепный. Стратегия [четырехдневного проката], конечно, сыграла, свою роль. Такие выстрелы попадают в цель только один раз, и нужны серьезные инструменты доставки этого сигнала к зрителю. В данном случае это был Первый канал. У авторских фильмов далеко не всегда есть крупные телевизионные или иные мощные информационные партнеры», — говорит продюсер Сергей Сельянов, глава компании «Наше кино», выпускавшей в прокат фильм «Географ глобус пропил».

«Географ глобус пропил»

«Географ глобус пропил»

Он вспоминает, что более 10 лет назад похожую стратегию проката использовали для проката драмы «Остров» Павла Лунгина, которая тоже показала неожиданный результат. «Мы тогда, как прокатная компания, предложили продюсерам выпустить его не как фестивальный, авторский фильм, а как широкий релиз — вместо полагавшихся 30—40 копий дать ему 400 с соответствующей рекламной поддержкой. Нас тогда телеканал „Россия“ и Антон Златопольский сразу поняли и поддержали, и это сработало», — вспоминает Сельянов. «Остров» заработал в 2006 году почти 64 млн рублей, в России и СНГ его посмотрело более 481 тысячи зрителей.

«Мы шли от самого фильма. Это не просто рассудочная маркетинговая стратегия, — говорит Васильев. — Необычному фильму нужна необычная форма проката, нужно было привлечь внимание именно к творческой его стороне. Были важны полные залы и именно эта неравнодушная аудитория. Мы не работали на всю аудиторию — мы понимали, что если мы не приведем людей, которые хорошо знают, кто такой Довлатов, то результаты будут другими».

Достучаться до целевой аудитории

Продюсер Артем Васильев уверен, что в первую очередь высокий результат связан с качеством самого фильма. «Во-первых, сам фильм вызвал большой интерес у публики, и комментарии в соцсетях, которые мы получаем, говорят нам о том, что он вызвал дискуссии, баталии, разные взгляды, — объясняет Васильев. — Это всегда хорошо — когда картина становится предметом общественного обсуждения. Не стоит и забывать, что в течение всего Берлинского кинофестиваля фильм „Довлатов“, безотносительно фигуры Довлатова был на первом-втором местах в обзоре критиков Screen Daily, которые не знают, кто такой Довлатов и оценивали исключительно качество фильма как произведения киноискусства. А дальше сработал комплекс причин, в том числе и партнерская поддержка».

Создателям фильма было важно, чтобы им заинтересовалась возрастная аудитория, которая обычно долго раскачивается и приходит в последний момент. В этом помог Первый канал, глава которого Константин Эрнст стал одним из продюсеров фильма. Васильев отмечает, что прямой рекламы на Первом не было, как и другой рекламы на ТВ. «Новостное освещение было построено в соответствии с датами: премьера на фестивале, премьера в Москве — все это было плотно по времени и создавало ощущение, что фильм рекламировали по телевидению», — говорит он.

«Довлатов»

«Довлатов»

«Удачная идея искусственного ограничения срока проката, безусловно, добавила уникальности релизу и привлекла дополнительное внимание, но была бы абсолютно не замечена аудиторией, не будь проект связан с именем Сергея Довлатова, не имей столь мощной художественной ценности, огромной информационной поддержки Первого канала и заслуженного признания работы Алексея Германа и Елены Окопной на международном кинофестивале в Берлине», — говорит Антон Сиренко.

«Довлатова» поддержало также большое количество информационных партнеров, в том числе «Яндекс», «Коммерсантъ», «Наше радио». Кампания в соцсетях #выходныеcДовлатовым тоже хорошо сработала, уверен Васильев. Впрочем, цифры просмотров роликов со звездами, цитировавшими произведения Довлатова (среди героев роликов были Федор Бондарчук, Михаил Ефремов, Данила Козловский и другие актеры), не назовешь выдающимися. В Facebook у них в среднем 50—60 тысяч просмотров, у хештега #выходныеcДовлатовым всего 220 записей в сети «ВКонтакте» и того меньше в Twitter. Тем не менее, по данным продюсеров, кампания охватила в различных соцсетях более 1,8 миллиона пользователей, а всего публикаций о фильме «Довлатов» было сделано около 20 тысяч. Ролики с цитатами писателя и трейлер фильма выложили звезды в своих личных аккаунтах, где их смотрели уже сотни тысяч пользователей, их же показала в своих залах объединенная сеть «Формула кино» и «Синема Парк», картину поддержал кинотеатр «Пионер».

Согласно данным, предоставленным пресс-службой фильма «Довлатов», у различного видеоконтента, связанного с картиной, около 4 млн просмотров в соцсетях и на youtube. Около 30 тысяч зрителей поделились своими впечатлениями о фильме в социальных сетях и 630 публикаций в Instagram были сделаны с хэштегом #выходныесДовлатовым

«Это не тот Довлатов»

Критики в целом к картине Алексея Германа-младшего отнеслись положительно. «Правильно выбранные время, место и герой, разумеется, не дают гарантии, что удастся оживить их на экране. У Германа получилось. „Довлатов“ — самая зрелая, цельная и внятная его картина», — написал Антон Долин в своей рецензии на «Медузе». Авторы рецензий отмечали попадание в образ Милана Марича, продуманную до мелочей атмосферу фильма, узнаваемый авторский почерк Германа.

«Довлатов»

«Довлатов»

Гораздо реже «Довлатова» резко критиковали — в основном за трактовку образа писателя, далекую от существующего в общественном массовом сознании Довлатова, за отсутствие фирменного довлатовского юмора и вообще намеков на его (безусловно, в отличие от общей грустной интонации фильма, смешные) произведения. «Если вы снимаете фильм о герое, который рассуждает о вечном, пьет умеренно (то есть на словах-то грозится впасть в запой, но обещания не выполняет), с женщинами общается заинтересованно, но сдержанно, то это не Довлатов, которого все-таки многие живые современники помнят», — написала в своей рецензии для «Новой газеты» Анна Наринская.

Зрительские отзывы оказались созвучны профессиональным рецензиям: положительные оценки преобладают, а пользователи КиноПоиска поставили «Довлатову» 7,1 балла из 10.

Я не большой поклонник отечественного кино, но фильм Алексея Германа мл. действительно понравился. Режиссеру удалось снять кино не про Довлатова, а про эпоху и целое поколение людей искусства, чьи судьбы были сломлены. В фильме очень много грусти, но при этом нет безысходности. А еще после него захотелось прочитать всего Довлатова и Бродского. #cinema #dovlatov #довлатов #довлатовфильм #film #saintpetersburg #spb

Публикация от Vasilisa ;))) (@vasilisa_artemieva)

Дополнительные очки

5 марта компания Disney объявила о продлении проката на ограниченном числе площадок, работающих с авторским кино. Количество сеансов сократилось при этом в три-пять раз по сравнению с первым уик-эндом. За дополнительные семь дней проката, по данным ЕАИС, лента заработала еще почти 24 млн рублей, то есть больше 20% от общих сборов.

Пресс-конференция фильма «Довлатов» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Пресс-конференция фильма «Довлатов» / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

«Это решение принималось нами непросто: мы хотели изначально ограничиться четырьмя днями, — объясняет Васильев. — Однако уже в субботу, 3 марта, во второй половине дня мы стали понимать, что очень много людей, которые хотели попасть на фильм, не могут его посмотреть — из-за того, что раскуплены билеты, например. Некоторые даже писали письма в министерство культуры с требованием продлить прокат. Были обращения и зрителей, и кинотеатров. Нам, продюсерам, звонили наши друзья, которые не могли достать билеты. Тогда мы поняли, что нам придется пойти на продление, иначе мы не сможем всем желающим показать фильм. Но мы резко сократили количество залов — с 400 до 100 экранов с небольшим. Мы оставили фильм в тех залах, где он хорошо работал, еще на неделю».

Впрочем, недовольные в сети все равно нашлись. В частности, еще до старта проката внимание в соцсетях привлекло сообщение заведующего отделом кинопрограмм в Государственной Третьяковской галерее Максима Павлова. Он написал на свой странице в сети Facebook: «Благодаря удачной пиар-акции некоторых организаций кинопоказа у многих сложилось мнение, что фильм „Довлатов“ будет в ограниченном прокате в Москве только с 1 по 4 марта. Со всей ответственностью заявляю, что, согласно подписанному нами сегодня договору с правообладателями, прокат фильма в Третьяковке продлится и после 4 марта».

Отдельные зрители возмутились тем, что прокатчик намеренно ввел их в заблуждение, и задались вопросом, насколько такая стратегия этична. Однако представители Disney этот момент не комментируют.

«Довлатов»

«Довлатов»

«Интересы прокатчика всегда неразрывно связаны с интересами кинотеатров, — говорит Антон Сиренко. — После феноменального уровня средней наработки на сеанс, которую фильм продемонстрировал в первые дни, мы не могли не реагировать на справедливое желание наших кинотеатральных партнеров продлить это счастье. Продюсеры пошли навстречу нам и, разумеется, навстречу зрителям. Спрос был такой высокий, что на некоторых площадках в залах не оставалось непроданных мест, и кто-то просто не успевал посмотреть кино. Мы удовлетворяли интерес, возникший уже на этапе выпуска картины на экраны. Эта стратегия была честной и прозрачной».

На момент написания статьи, по данным ЕАИС, на всю страну осталось всего два сеанса «Довлатова» в день. В широком прокате фильма действительно уже нет. Телевизионную премьеру в ближайшее время ждать не стоит, заверил журналистов Константин Эрнст на пресс-конференции в начале февраля, накануне Берлинского кинофестиваля.

Может ли событийный широкий прокат стать удачной стратегией для других авторских фильмов? «Это не рецепт на все времена, — считает Артем Васильев. — Должно сойтись множество факторов, начиная с содержательной и творческой части самого фильма, качества и количества наших партнеров и заканчивая расписанием международного фестиваля и получением призов. Если бы не сам фильм, ничего бы не было. Невозможно с фильмом, который ничего из себя не представляет, сотворить такую вещь. Хоть 2000 экранов на полтора дня! Результаты были бы другие», — уверен продюсер. Антон Сиренко солидарен с Васильевым: «Не думаю, что это станет общей практикой. Мне кажется, что комбинация факторов в данном случае была достаточно уникальна, чтобы удачно осуществить столь необычный эксперимент. Впрочем, зарекаться я не буду».

«Довлатов»

«Довлатов»

Однако успешный прокат «Довлатова» все равно дает надежду на позитивные изменения в отечественной индустрии. «Приятно, что после „Нелюбви“ и „Аритмии“ еще один авторский фильм показал выдающийся результат, — говорит Сергей Сельянов. — Фактором успеха во всех этих случаях является, помимо очевидного — качества фильмов, еще и состояние общества. В последние годы или, правильнее сказать, десятилетия обществу такое кино неинтересно. Я вижу в этом главную проблему. Даже продвинутая аудитория равнодушна к высказываниям кинематографических лидеров. Это не модно, это не то, что обсуждают немедленно — очно или онлайн. Заслуживающих внимания фильмов авторских много, в том числе и зарубежных. К последним, кстати, отношение тоже достаточно прохладное. Смотреть за деньги такие фильмы зритель не хочет. Если эти три-четыре последних кейса свидетельствуют об изменении такого состояния, то это прекрасно — не только для кино, но и для общества. Конечно, трех-четырех кейсов за последние полтора года недостаточно, для того чтобы однозначно говорить о позитивной динамике, но хочется в нее верить».

Читайте также
Статьи Страшная месть: Как убыточный «Гоголь» стал блокбастером Анализируем историю успеха франшизы Егора Баранова, которая превратила отечественного классика в российского супергероя.
Интервью Художник-постановщик «Довлатова»: «Наша профессия — про поэзию» Чтобы воссоздать на экране Ленинград начала 1970-х годов, художник-постановщик Елена Окопная месяцами собирала старые вещи, которые приносили жители Петербурга.
Интервью Алексей Герман-младший: «Магазин, дворник, пивная — вот что такое Родина» Как в создании «Довлатова» участвовала семья писателя, почему фильм не понять западному зрителю и зачем на главную роль было брать сербского актера — в интервью режиссера.
Новости Прокат «Довлатова» продлили до 11 марта Картина Алексея Германа-младшего за минувший уик-энд заработала почти 100 млн рублей, став самым кассовым фильмом режиссера.
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • 12

    Freeak 14 марта 2018, 13:58 пожаловаться

    #

    «Довлатов» мог бы, конечно, собрать и намного больше при широком прокате. Мне очень понравилось в нем, что это кино получилось очень трогательным, без того надлома и безысходности, которыми наполнены многие наши арт-хаусные фильмы. И многие зрители это оценили. Даже днем залы были заполнены, причем было очень много молодежи, которые о Довлатове впервые и узнали из фильма.

    ответить

  • 5

    El_principe 14 марта 2018, 18:01 пожаловаться

    #

    Радует, что и на такие фильмы стали ходить!
    Надеюсь, это будет примером для кинотеатров и авторского кино в прокате будет больше.

    ответить

  • 8

    ptitza 14 марта 2018, 19:09 пожаловаться

    #

    да, хорошо, что наконец-то прокатчики и создатели стали нащупывать способы продвижения фестивального кино. Очень обнадеживает.

    ответить

  • 2

    Alexei Yusev 15 марта 2018, 21:01 пожаловаться

    #

    Вообще-то, это обман потребителя, когда сначала говорят одно, а потом оказывается другое (причем мотивируется это, формально, моими просьбами и моим удобством). Но есть и еще один неприятный момент: в статье пишут лишь про Третьяковку, но на самом деле, кинотеатров, которые изначально подписывали договор на прокат более 4 дня, было около 10%. То есть, заведомо ложная информация. Ну и умиляет режиссер, который прокатную стратегию называл «авантюризмом» и, якобы, друзья у него все не могли сходить в один уик-энд. Типа, Германа-мл. тоже обманывали. В сухом остатке то, что жителю России, из налогов которого спонсирован «Довлатов» должен ехать в Прибалтику, чтобы посмотреть этот фильм. В других странах такого 4-х дневного срока нет…

    ответить

 
Добавить комментарий...