Стивен Спилберг: «В этом году жертвы обрели свой голос»

Обсудить0

Режиссер «Секретного досье» рассказал о патриотизме, как он на время стал журналистом, и почему иногда важно отключать фантазию.

За фильм «Секретное досье» Стивен Спилберг взялся неожиданно. В разговоре с КиноПоиском режиссер объяснил, что заставило его отложить все дела и переключиться на историю издателя газеты The Washington Post Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип), которая вместе с главным редактором Беном Брэдли (Том Хэнкс) рискует всем ради публикации секретных документов Пентагона о войне во Вьетнаме.

— Вы принадлежите к поколению людей, которые привыкли узнавать о происходящем вокруг из газет. «Секретное досье» призвано убедить новое поколение в важности бумажной прессы?

— Надеюсь, что наш фильм даст людям представление о том, каких усилий стоят поиск и публикация правды. Печать устаревает, все сегодня становится цифровым. Но правда не устареет, никогда не выйдет из моды. Я работал над фильмом с условным названием «Первому игроку приготовиться», когда мне прислали сценарий «Секретного досье», написанный 31-летним автором без заказа, и я не мог поверить своим глазам: настолько он был актуален! Я понял, что не могу ждать, и эта история должна быть рассказана немедленно.

— Среди ваших работ есть развлекательные картины и фильмы на более серьезные — исторические и политические — темы. Насколько отличается ваш подход в работе над ними?

— Если фильм развлекательный, то все зависит только от моего воображения. Когда же фильм исторический, основан на реальных событиях, нужно меньше фантазировать и больше исследовать, проверять факты, искать подтверждения. Во время съемок «Линкольна» и «Секретного досье» мы со сценаристами очень серьезно работали над тем, чтобы выяснить, как все происходило на самом деле. Такому фильму, как «Секретное досье», мое воображение могло только помешать.

«Линкольн»«Линкольн»

Конечно, чтобы рассказать историю как можно более драматически, выработать правильный ритм, понять, где разместить камеру, совсем без воображения не обойтись. Но факты есть факты, и в каком-то смысле мы сами должны стать журналистами, чтобы рассказать историю правдиво.

— Почему вы решили закончить фильм, не показав последствия публикации секретных документов Пентагона? Как вы, кстати, сами их оцениваете?

— Думаю, что эпилог фильма, отсылающий к Уотергейту (политический скандал, закончившийся импичментом президента США Ричарда Никсона — Прим. КиноПоиска), был правильным решением. Общеизвестно, что документы Пентагона вызвали взрыв негодования в университетских городках, и количество маршей протеста выросло в разы. Думаю, это привело к скорейшему окончанию войны [во Вьетнаме]. Давайте отдадим должное Кэтрин Грэм, которая обрела голос и стала лидером. Полагаю, что если бы Грэм не опубликовала досье Пентагона, то она позже не позволила бы Бену Брэдли и журналистам Карлу Бернстайну и Бобу Вудворду вести расследование, которое привело к досрочной отставке президента Никсона.

— В фильме есть параллели с событиями, происходящими в Америке сейчас?

— Когда я наблюдаю за происходящим сегодня, у меня возникает ощущение, что я смотрю в прошлое. Никсон и другие президенты, не уважающие правду, — вот параллели, которые напрашиваются. Но для меня эта картина патриотическая, совсем не партийная. Я снял ее не как член Демократической партии, а как человек, который верит в свободу слова, в наши права, гарантированные Первой поправкой к Конституции, в четвертую власть. Журналисты в этой картине — настоящие герои, а сам фильм — противоядие против fake news.

Стивен Спилберг на съемках фильма «Секретное досье»Стивен Спилберг на съемках фильма «Секретное досье»

— Вы верите, что кино может изменить ситуацию в лучшую сторону?

— Да, мы все знаем, насколько влиятельными могут быть фильмы. Они позволяют дистиллировать информацию, раскрыть тему и сделать ее доступной каждому. «Секретное досье» не нагоняет тумана, и с его помощью легко понять, что произошло. Особенно в свете новых атак на прессу, людей, у которых есть мужество докопаться до правды.

— Как получилось, что Том Хэнкс, Мэрил Стрип и вы до этого ни разу не работали втроем? Как вам первый опыт?

— И правда, я тоже не мог поверить, что Том и Мэрил никогда раньше не снимались вместе. Это мой пятый фильм с Томом, и я всегда хотел работать с Мэрил. Но ее типаж не слишком подходил для фильма «Боевой конь», и я не мог найти для нее роль в «Линкольне». Я был знаком и с Кэтрин Грэм, и когда проект попал ко мне, сразу понял, что на земле нет другой актрисы, которая бы смогла ее сыграть. Так что наконец у Стрип и Хэнкса появился шанс поработать вместе. И я очень рад, что стал режиссером дебюта этого замечательного дуэта.

«Секретное досье»«Секретное досье»

— Кэтрин Грэм — пример того, как женщина может руководить корпорацией, несмотря на сопротивление мужчин. Сейчас в США активно обсуждается тема гендерного неравенства на рабочем месте и сексуальных домогательств. Что вы думаете по этому поводу?

— Я знаю одно: в этом году жертвы обрели свой голос. Так же как Кэтрин Грэм обрела свой голос в 1971 году, хотя и по другому поводу. Все мы стали свидетелями того, как женщины преодолели стыд от того, что они были жертвами. У них теперь есть возможность говорить, и надеюсь, что они будут говорить еще больше.
После 1970-х все больше женщин стали занимать ответственные должности и получили больше контроля над нашей страной. Я не говорю, что все это достигнуто благодаря Кэтрин Грэм, но она была первой женщиной — главой компании, входящей в 500 самых крупных по оценке журнала Fortune. И со временем многие женщины, подобные Грэм, показали, на что они способны.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

18 марта3
30 января 20188
23 января 2018328
25 февраля8

Главное сегодня

Сегодня0
Сегодня, 10:560
Сегодня0
Сегодня1
час назад0
Вчера0
Вчера9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

после 93го ничего хорошего у Спилберга не выходило, да простят меня его поклонники, к каким я тоже раньше относилась

-15
вк96ptitza

В 98-ом, Спасти рядового Райана

11
ptitzaвк96

мне не понравился(

-9
Tsikutaptitza

'Поймай меня, если сможешь' отличный фильм. 'Особое мнение' неплох.

14
ptitzaTsikuta

уверенна, что немало людей, которым они нравятся

0
Makleabptitza

Приключения Тинтина- хороший мультфильм.

2
ptitzaMakleab

возможно, я это проект пропустила

0
yoooguurtвк96

Мне кажется, людям, помнящим Великую отечественную войну, сложно понять это цацканье американцев с одним солдатом.

-15
yoooguurtptitza

как же Мюнхен?

4
ptitzayoooguurt

скорее нет, чем да хотя Эрик Бана хорош в этом фильме!

2
SparrowW4вк96

В 98-ом, Спасти рядового Райана 93-й - 98-й, не так и важно, все равно срок гигантский.

-5
SparrowW4ptitza

Ничего не потеряла

0

Все более менее новаторские и поворотные вещи были им сняты с 1971 по 1993 гг. Дальше пошли сугубо традиционные конвейерные ленты, какие-то из них неплохие ('Спасти рядового Райана'), какие-то средние, какие-то ниже среднего ('Поймай меня, если сможешь'), но время ушло. Типичная ситуация многих режиссёров, актёров, исполнителей, музыкантов и т.п.: бунтари, новаторы и революционеры в молодости, консерваторы и традиционалисты в преклонном возрасте

3
ptitzaКино-Глаз

согласна, сложно оставаться сфокусированным на своем. Хотя встерчаются редкие уникумы — Вуди Аллен, Полански, например. Они до сих пор снимают свое. Пусть и с переменным успехом.

2
MJ23.netptitza

Совершенно не согласен. Если то же Особое мнение не стоящее, то что вообще стоящее? Таких фильмов в 21 веке всего несколько было в жанре. Искусственный разум прекрасная картина. СРР сильно повлиял на жанр военки и на игровую индустрию кстати. Одна из самых знаковых операторских работ за последние 20 лет (вообще визуал у фильма сумасшедший просто). Поймай меня если сможешь, Мюнхен, Линкольн...Даже нетипичная Война Миров, которая вообще не тянет на шаблонный блокбастер про нападение инопланетян, являясь отражением событий 11 сентября, которую загнобили из-за концовки, на деле очень даже достойная картина с убедительной основной линией. Были проходные фильмы, но говорить, что ничего хорошего не было как-то странно. Я бы назвал только три картины, которые впадают в категорию нехороших: BFG (снял на отвали ради сценаристки, автора Инопланетянина), Индиана 4 и Парк Юрского Периода 2, да и то ПЮП вполне смотрибелен был, на уровне нынешних поделок в жанре это шедевр)

4
ptitzaMJ23.net

всем нравится разное кино. К сожалению, я не очень люблю творчество Спилберга после 93го. Но это не значит, что фильмы плохие, конечно.

2
MJ23.netКино-Глаз

ССР один из самых влиятельных фильмов 90х в операторском и визуальном плане. Это именно одна из поворотных картин в жанре, которая в свое время шокировала аудиторию и после неё вышла целая тонна картин, которые вобрали себя некоторые решения Спилберга и Камински из ССР, причем даже в других жанрах и даже в играх. Неважно, нравится сам фильм или нет, в визуальном и техническом плане ССР один из самых крутых и влиятельных фильмов Спилберга в карьере.

7

у Спилберга полно хороших работ и до и после 1993. вам просто нечем заняться. У вас просто проблемы вкуса и все, большинство режиссеров вообще не смогли снять лучше того, что получилось у Спилберга после 1993

0
ptitzakingofshadows

вам видней)

2

Ну Бунюэль тот будучи стариком снимал шикарные фильмы. Тот случай, когда поздние работы намного интересней, чем ранние и средние (за исключением самых первых -- 'Андалузского пса' и 'Золотого века'). Иствуд неплохое кино делает (хотя с Бунюэлем несопоставимые фигуры по масштабу личностей и вкладу в мировое киноискусство). Но это скорее редкие исключения

-4
ptitzaКино-Глаз

у меня еще руки до Бунюэля не дошли, к сожалению. Поверю вам на слово)

0

И что же там новаторского, назовите конкретно? Какие-то открытия в области формы? Новая нарративная конструкция, которой прежде не было в мировом кино и литературе (как у Антониони в 'Приключении' и или у Тарантино в 'Криминальном чтиве')? Новаторский подход к диалогам? Новый подход к основному драматическому конфликту в военном кино? Программный пересмотр жанра режиссёром (как, например, у Пэкинпа было с вестернами или у Фосса с мюзиклами)? В визуальном плане - что именно? Монтаж? Работа оператора? Какие-то интересные монтажные склейки, которых раньше не было? Новый и небывалый ранее тип монтажа изобрёл Спилберг в этой картине? Выдающиеся и изобретательные композиции кадра? Наработки в области натурных съёмок?

-5

Ну Аллен как раз пример режиссера, растратившего свою изобретательность - за последние лет 20 мало чего достойного у него вышло.

0

Да, с начала 2ухтысячных у Спилберга было много неплохих, хороших, а для кого-то даже и отличных фильмов, но разве могут они тягаться с такими его лучшими работами как 'Челюсти', 'Инопланетянин', трилогия 'Индиана Джонс', 'Парк Юрского периода', 'Список Шиндлера' и 'Спасти рядового райана?

0
ptitzaPussycatJones

Устать от Аллена - это как устать от жизни. Я, если честно, наоборот всегда поражаюсь, насколько он хорошо знает людей и как у него получается так быстро создавать настолько проработанные живые образы и жизненные сюжеты.

0

Так я и не устаю от него, он в конце семидесятых и в восьмидесятые снимал шедевры один за другим, которые мне не надоест пересматривать. Но в последнее время он очень сильно сдал, снимает словно по инерции.

0
ptitzaPussycatJones

здесь наши мнения расходятся

2
Scarlattoptitza

Если бы Спилберг снял только единственный 'Список Шиндлера', ему можно было бы после с чистой совестью почивать на лаврах. А у него в арсенале не одна отличная работа.

4
ptitzaScarlatto

согласна, у него много хороших работ

2
MJ23.netКино-Глаз

Я не раз читал на западных ресурсах, что ребята D-Day изучают в учебных классах, разбирая по крупицам всю сцену: повествование, блокинг, монтаж, операторку, различные эффекты (шейки кам, стоккато и тд) и др. Она вообще многими считается лучшей боевой сценой в истории кино. И да, там были интересные технические решения Спилберга и Камински (вряд ли например изменение угла затвора можно назвать новаторским, но тут это сработало и после Райана это делали и продолжают постоянно делать в экшн сценах). Именно Райан создал этот современный look военных фильмов. Не просто жестокость и брутальность, в чем пожалуй Райан даже в то время был не лидером, а именно помещение зрителя в этот хаотичный дизориентирующий зрителя котел, сам нарратив. Когда фильм вышел, опять же все отмечали, критики, ветераны (многие ветераны очень любят смотреть военные фильмы и знают, о чем говорят), зрители, что до этого ничего подобного никто не делал, для многих это был или шок (некоторые уходили вообще), или просто какое-то время не могли выражать свои эмоции. Было ли там что-то новаторское? Сложно сказать. Но произвела ли эта сцена и фильм определенный эффект на зрителя и на жанр? Да еще как. Идеальная ручная камера, грамотно поставленные и проработанные сцены, лонгшоты (когда например вышло Дитя Человеческое Куарона, было громадное количество отсылок критиков именно к Райану, как эталону подобного комбат реализма). Я как-то не говорил, что ССР был новаторским, все-таки по отдельности все решения кем-то уже применялись вообще. То, что он был влиятельным - это точно. Те приемы, что использовали постановщики, затем использовались не раз в военном и историческом жанре, и в особенности в экшн сценах (даже Голодные игры и то пытаются копировать Райана). Можно встретить статьи в интернете, где люди пишут, хватит копировать Райана. Без Райана не было бы ни Борна ни некоторых других картин. Решения, принятые постановщиками, повторюсь, не были новаторскими по отдельности. Но именно их применение конкретно в этом жанре для создания подобных напряженных экшн сцен с эффектом присутствия было новаторское, они пересмотрели, как подобная сцена вообще может выглядеть, звучать и работать. Есть например статья, где приводят в пример, какое количество фильмов в Голливуде применяло эффект тиннитус до Райана и после (при том, что на самого Спилберга оказал влияние советский кинематограф). Очевидно, что именно Стивен сделал всю эту совокупность элементов популярной в Голливуде, закрепив заслуги райана затем сериалом.

3
Танцор-34Кино-Глаз

СРР считается очень новаторским в военном жанре. Факт в том что именно он запустил конвейер стилистических подражаний.

-4
Танцор-34Кино-Глаз

Сочетание монтажа и операторской работы, создающее эффект присутствия, зритель будто бежит рядом с солдатом. Фрагменты такого были у многих, но Спилберг свел это в единое целое.

-4

Как бы среде любителей военного жанра СРР культовая вещь, задавшая новую планку съемок.

-4
Танцор-34Екатерина Большакова

Да, есть такое. Но тем не менее даже средний по спилберговским меркам фильм зачастую круче многих вещей выходящих в таком же жанре в то же время.

-3
ptitzaТанцор-34

возможно, я не спорю

0

На вкус и цвет фломастеры все разные. Мои 'проблемы со вкусом' заканчиваются там, где начинаются Ваши. Не нужно субъективные вещи выставлять в объективном контексте.

0

Абсолютно верно, ведь на то он и СТИВЕН СПИЛБЕРГ! Но, чем громче имя мастера, тем выше и планка ожиданий, и предъявляемые к его работам требования.

0