Статьи

«„Картина дня“ 100 лет назад»: Первый «рентген-фильм», Селзник и Корнилов

Пока цензура США проверяет титры фильмов на наличие зашифрованных сообщений, киноиндустрия, по мнению главы студии Universal, находится «на грани катастрофы».
«„Картина дня“ 100 лет назад»: Первый «рентген-фильм», Селзник и Корнилов
«Последний полет дирижабля».

Очередной выпуск рубрики КиноПоиска «„Картина дня“ 100 лет назад» с обзором событий из мира кино, которые произошли век назад (с первыми выпусками можно познакомиться здесь).

Директор кинотеатра почти взял «Власть»

Курьезный случай произошел в Тамбове в достопамятные дни большевистского переворота. Дело в том, что в находящемся поблизости городе Козлове (сейчас Мичуринск — Прим. КиноПоиска) есть кинотеатр «Б. Московский», который возглавляет управляющий по фамилии Корнилов. Чтобы скорее получить для своего заведения картину «Власть земли», г-н Корнилов просил владельца фильма — одну московскую фирму — отправить соответствующее распоряжение в Тамбов директору местного кинотеатра. Увы, формулировка была выбрана самая неподходящая. Владелец картины телеграфировал: «Власть передать Корнилову». Эта телеграмма вызвала страшный переполох, пошли допросы и расспросы, и только после ряда потешных недоразумений удалось выявить причины этого «контрреволюционного заговора» («Вестник кинематографии», № 126, 1917).

Студия Universal выпустила «рентген-фильм»

25 января вышел фильм, впервые в истории сделанный, как утверждает Карл Леммле, президент компании Universal, с помощью рентгеновского аппарата. Технически сложная картина, в которой удалось показать кости и сочленения человеческого тела в движении, должна оказать немедленную помощь солдатам, пострадавшим на войне. Мистер Леммле считает, что фильм представляет интерес не только как техническая новинка, но и обладает образовательной ценностью (как и другие зарисовки Universal Screen Magazine, в рамках которого в выпуске № 55 был показан «рентген-фильм»).

Карл Леммле

Карл Леммле

«Важность нашего достижения могут в полной мере оценить врачи или хирурги, — рассказывает Леммле. — Восемь лет ученые и фотографы всего мира пытались записать на пленку движения человеческого скелета — как он двигается, ходит, выполняет разные действия. До сих пор их попытки не увенчались успехом. И вот наконец один из самых настойчивых ученых, доктор И. Л. Крузиус, из нью-йоркской рентген-лаборатории, воспользовавшись помощью нашей студии, добился результата. В итоге нам удалось снять сгибание локтевого и коленного сустава в разные стороны (человек идет вверх/вниз по лестнице и бежит), а также моторику более хрупких костей ступней и лодыжек» («Motion Picture News», 26 января 1918 года).

Кража века: Похищен фургон с пленками

«Десятка бубен»

«Десятка бубен»

Полиции Нью-Йорка до сих пор не удается напасть на след преступников, которые неделю назад похитили целый фургон с 39 катушками пленки на сумму более пяти тысяч долларов и успешно скрылись. Это ограбление не только самое крупное, но, похоже, самое дерзкое за всю историю киноиндустрии. За рулем фургона находился Харлан П. Росс, который развозил фильмы компаниям. Он остановился около здания фирмы Studebaker на пересечении Бродвея и 48-й улицы, чтобы отнести несколько пленок. Когда он вернулся его машины уже не было. Позже полиция обнаружила пустой автомобиль. Были украдены следующие фильмы: комедия студии Keystone, «Десятка бубен», «Падающая звезда», «Игра в развод», «Проделки Энн», «Шелк и атлас», «Патриот», а также одночастевка — заснятый на пленку недавно прошедший карнавал в городе Кейпорт, Нью-Джерси («Exhibitors Herald», 19 января 1918 года).

«Приваловские миллионы» — «пиратский» фильм

16 октября в петроградской судебной палате слушалось дело по иску вдовы писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка к Российскому кинематографическому обществу о воспрещении демонстрировании в кинематографах картины «Приваловские миллионы», являющейся инсценировкой романа покойного Д. Н. Мамина-Сибиряка, и об уничтожении фильма, воспроизводящего указанную постановку. Судебная палата согласилась с доводами истицы и удовлетворила требование, отменив противоположное решение петроградского окружного суда по этому делу («Кинэжурнал», № 17—24, 1917).

Снежная буря парализовала работу киноиндустрии

На прошлой неделе, в пятницу, на Чикаго обрушилась одна из самых страшных снежных бурь за последние четверть века — она на 24 часа нарушила все виды сообщения и превратила в хаос кинопоказ на востоке Айовы, юге Висконсина, западе Индианы, на севере и в центре Иллинойса — штатов, которые зависят от поставок из Чикаго. Владельцы кинотеатров совершают гигантские усилия, чтобы возобновить сеансы. Количество задержанных/непоказанных фильмов у разных компаний варьируется от ста (Pathe) до пятисот (Triangle). В то же время снег помог справиться с пожаром, причины которого расследуются городскими и государственными властями и который стал причиной смерти четырех пожарных. 9 января стихия полностью уничтожила трехэтажное кирпичное здание чикагского кинотеатра по адресу 2120 Уэст Чикаго авеню («Exhibitors Herald», 19 и 26 января 1918 года).

Цензор оклеветал кинозвезду Теду Бару

Теда Бара

Теда Бара

Компания Fox на прошлой неделе подала в суд на знаменитого чикагского цензора — старшего полицейского офицера М. Л. К. Фанкхаузера, которого она обвиняет в клевете и требует взыскать с него 25 тыс. долларов. По словам адвоката Шварца, «господин Фанкхаузер сделал несколько нелестных замечаний в адрес фильма „Кровавая роза“ и заявил, что фильм не патриотичный. Уверен, что он не прав». Этот шаг — последняя ступень в длительной борьбе между Фанкхаузером и кинокомпанией. Говорят, предложенных цензурой изменений и вырезок будет достаточно, чтобы сделать картину бессмысленной. Fox обратилась в федеральный суд, однако судья Джордж Карпентер, в течение двух дней выслушивая свидетельства обеих сторон, отказался препятствовать работе цензора. Позже Теда Бара, звезда упомянутого фильма, самостоятельно подала иск уже в Высший суд, требуя 100 тыс. долларов. Она снова обвиняет в клевете майора Фанкхаузера, который цензурировал и «Клеопатру», предыдущую картину мисс Бара («Exhibitors Herald», 19 января 1918 года).

Что-то невиданное: 50 миниатюрных дирижаблей

50 миниатюрных дирижаблей были построены для рекламной кампании нового фильма Томаса Инса «Последний полет дирижабля». Они были созданы под руководством английского механика, ранее работавшего на крупную компанию в Эссене (Германия) и покинувшего ее до начала войны («Exhibitors Herald», 5 и 12 января 1918 года).

В титрах скрыты немецкие шифровки?

Фильмы на экспорт теперь будут обязаны получить разрешение цензурного комитета. На прошлой неделе в Чикаго начались проверки картин, отправляемых за рубеж, на предмет отсутствия антиамериканской пропаганды. Также интертитры будут тщательно проверяться на наличие шифрованных сообщений («Exhibitors Herald», 26 января 1918 года).

Инновационный фильм — без интертитров!

Новый фильм «Раб» с Билли Уэстом в главной роли во многом инновационный, так как в нем нет ни одного интертитра. Комедия, которую впервые в истории студии снимали на Западном побережье, ведет свое повествование так внятно и просто, что для этого даже не понадобились слова-объяснения в виде титров («Exhibitors Herald», 12 января 1918 года).

«Раб» с Билли Уэстом

«Раб» с Билли Уэстом

Конец войны разорит нашу кинематографию

В среде русских кинодеятелей еще не сознается с достаточной ясностью та опасность, которая грозит отечественной кинематографии открытием границ. Война близится к концу, и нашу киноиндустрию ждут в ближайшем будущем тяжелые потрясения. Предприниматели, что называется, почили на лаврах и забыли, при каких условиях выросла и расцвела русская кинематография: своим почти фантастическим развитием обязана войне и минимальной конкуренции Западной Европы. Наша кинопромышленность — тепличный цветок, не привыкший и не приспособленный к борьбе за существование. А борьба эта начнется, когда откроются границы («Кинэжурнал», № 17—24, 1917 года).

Как работает кинотеатр в Багдаде

Багдад 1917

Багдад 1917

Оказывается, в городе Багдаде существует публичный кинотеатр. Здание представляет собой несколько элементарную архитектурную конструкцию (примерно 30 метров в длину и 20 в ширину), но с отличной вентиляцией. Места разделены на две зоны: билеты в первую стоят 26 центов, во вторую — 17. Вестибюль оснащен электрическим светом и электрическими вентиляторами, которые работают на маленьком моторе. Фильмы в репертуаре в основном те же, что и в кинотеатрах Америки. Обычно это какая-то длинная картина с крупными английскими или французскими актерами, за которой следует короткая комедия. И, конечно, много американского кино.

До недавнего времени фильмы в основном получали из города Смирна (сейчас Измир — Прим. КиноПоиска) в Турции, но поставки прекратились, когда британские войска 11 марта прошлого года оккупировали Багдад. Другой надежный источник — фирма «Пате» в Париже. Кинотеатр открывается каждый день в восемь вечера и закрывается в 22:30, дважды в неделю репертуар меняется. Его посещаемость вполне высокая. До войны местная британская компания занималась кинопоказами в Багдаде, которые были очень популярны. Несомненно, и в будущем, когда положение стабилизируется, новое кинопредприятие ожидает успех, так как в городе с населением в двести тысяч человек подобные развлечения просто необходимы («Exhibitors Herald», 19 января 1918 года).

Глава Universal: «Индустрия на грани катастрофы»

Карл Леммле, президент студии Universal, в недавнем откровенном интервью признался, что киноиндустрия находится на краю пропасти и что «всем нам нужно быть готовыми к самому серьезному крушению, какое выпадало на долю кинобизнеса». Мистер Леммле подробно рассказал о состоянии своей компании: «За последние полгода мы потеряли по 3,08 доллара с каждой части позитива наших короткометражек, которые мы отправляли в кинотеатры. Сейчас у нас на полках стоят пленки (более ста тысяч метров) — это хорошие негативы двух-, трехчастевок стоимостью почти миллион долларов, которые могут быть отданы на рынок лишь в убыток».

«Проблема в том, — продолжает Леммле, — что индустрия намеренно заставила публику и прессу думать, что кинобизнес — это настоящее золотое дно. Мы все скрывали и продолжаем скрывать наши потери, неудачи и убытки, при этом любим постоянно рассказывать о наших успехах».

Мистер Леммле предложил самое верное, по его мнению, решение проблемы: «Нужно получать больше денег из единственного возможного источника — у публики. Я не жалуюсь, а лишь констатирую факты, которые давным-давно надо было объявить. Я всегда был оптимистом в том, что касается бизнеса. И картина, которую я сейчас нарисовал, не пессимистичная. Наоборот, настоящее положение дел еще хуже. Сегодня киноиндустрия ближе к катастрофе и смерти, чем она была за последние десять лет. Необходима операция, которая или убьет, или окончательно вылечит ее. Не нужно говорить публике, что единственная причина повышения цен на входные билеты — это военный налог. Нужно сказать простую правду: мы не выживем без помощи со стороны зрителей. Все наши доходы, если такие есть, мы вынуждены направлять в производство, которое постоянно меняется и усовершенствуется» («Exhibitors Herald», 5 января 1918 года).

Кинотеатры Петрограда на грани разорения

Петроградские театровладельцы взволнованы новым постановлением комиссии по топливу о том, чтобы кинематографы функционировали только три дня в неделю наравне с кафешантанами и театрами. Эта мера уже проведена в жизнь. Следующим очередным сюрпризом является требование о повышении окладов всем без исключения служащим в электротеатрах на 120 рублей в месяц независимо от величины получаемого до сих пор оклада. Пикантность требования усугубляется тем, что прибавка эта должна быть выплачена задним числом за октябрь и ноябрь месяцы, то есть за прошедшее уже время. Спрашивается, почему только за два месяца, а не с 1 марта, с начала революции? («Вестник кинематографии», № 127, 1917).

Продюсер Селзник ответил главе Universal

Льюис Дж. Селзник

Льюис Дж. Селзник

Льюис Дж. Селзник, президент компании Select Pictures Corporation, выступил с обвинениями в адрес тех крупных представителей кинобизнеса, которые за последние несколько недель высказывали свои опасения и заявляли, что индустрия находится в больном состоянии. Главной мишенью мистера Селзника стал Карл Леммле, чье недавнее сенсационное заявление о финансовом состоянии Universal все еще широко обсуждается, а также Сэмюэль Голдфиш (позже он сменил имя на Голдвин — Прим. КиноПоиска) из компании Goldwyn Pictures Corporation.

Мистер Селзник отрицает, что кинобизнес находится в младенческом состоянии. Также он не согласен с точкой зрения, что индустрия бьется в предсмертной агонии. Он говорит, что самое худшее для кино сейчас — это «присутствие в наших рядах тех, кто винит во всем обстоятельства, а не собственную глупость. Для больных все кажется больным. Для безумного человека все вокруг сумасшедшие. Умирающему кажется, что настает конец света».

«Мистер Леммле, кажется, не понимает, как важны мозги в нашем бизнесе. Он утверждает, что даже после того, как больше года его компания не могла продать фильмы и получить прибыль, она продолжает их снимать и имеет новых пленок уже на миллион долларов. Если бы он шил платья и понял, что какой-то фасон не пользуется успехом, стал бы он продолжать в том же духе и сказал бы продавцам, что единственный способ преуспеть — это поднять цены? Нет, его тут же прогнали бы из „Блумингдейла“. Однако это именно то, что он делает со своими картинами».

«Сэмюэль Голдфиш тоже спорит сам с собой: недавно он заявил, что кинобизнес пойдет ко дну, если продюсеры не прекратят выплачивать огромные зарплаты звездам. И в то же время именно он известен одними из самых высоких гонораров для своих актеров. Все, кто занимается бизнесом, знают, что большие гонорары звезд уменьшатся в ту минуту, как публика перестанет платить, чтобы их увидеть. У нас есть звезды, потому что публика их хочет!»

«Я бы не обращал внимания на эти заявления, — подытожил мистер Селзник. — Если солдат намеренно стоит прямо перед носом противника и погибает, это не означает, что вся армия погублена. Когда был введен военный налог, я сразу сказал, что он станет полезным для индустрии, потому что поможет отфильтровать никудышных продюсеров. Не знаю, какие трупы останутся лежать на обочине, но точно знаю, что по ним не будут плакать» («Exhibitors Herald», 26 января 1918 года; «Motion Picture News», 19 января 1918 года).

Продюсер Ермольев отметил юбилей

Иосиф Ермольев

Иосиф Ермольев

8 октября российский кинопромышленник Иосиф Ермольев справлял свой юбилей — десять лет с момента начала работы в кино. Днем двадцативосьмилетнего юбиляра приветствовала дружная семья его сотрудников, члены которой в своих кратких речах подчеркнули то значение, какое Ермольев имеет для российского кинематографа. Вечером на банкете, устроенном группой друзей, Ермольеву было сделано несколько ценных подношений, а артист Н. В. Панов прочел в виде импровизации стихотворение:

С участьем вашим десять лет

Кинематограф шел вперед,

Затмил театры он, балет,

Толпится к зрелищу народ;

Пред ним картина за картиной:

То манит смирной Палестина,

То буря грозная пред ним

Страшит величием своим.

Не только виды, вот и драмы...

Ужасны так, что плачут дамы;

Картина новая — и смех

Веселых охватил уж всех!

Вот миг один и перемена...

То грусть, а то смешная сцена...

Каких картин здесь только нет!

Так человек на белые свет

Призвал прекрасное созданье,

Где получилось сочетанье

Кинематографа красот,

И дело стройное идет,

Стараньем вашим десять лет.

Примите ж искренний привет,

В день юбилея пожеланья:

Дожить до нового свиданья

В четвертьвековый юбилей

С артистами, семьи своей,

И чтоб свободная Россия

Дала нам горы золотыя,

(Пусть, впрочем, горы только вам

А по горе — артистам, нам).

Да чтоб Владимира Святого

Воскрес завет в Росиии снова:

Вино рекой лилось в бокалы,

Признав, что рюмки слишком малы,

И чтоб грядущий юбилей

Прошел еще бы веселей!

(«Проэктор», № 17—18, 1917)

Читайте также
Статьи «Картина дня» 100 лет назад: Скрытая камера, живой дубляж и китайцы в кино «Падение Романовых» станет фильмом без конца, кинотеатры страдают от военного налога, сделаны первые съемки действующего вулкана — и другие новости кино 1917—1918 годов.
Статьи «Картина дня» 100 лет назад: Поддельный Чаплин, Революция и Пушкин-режиссер Кинотеатры Москвы будут работать лишь 3 дня в неделю, будущее стереокино под вопросом, появился новый вид воровства фильмов и другие новости кино 1917 года.
Статьи «Картина дня» 100 лет назад: Сериал «Молодожены», порно и пропаганда США Пираты похитили ленту Чаплина, немцы делают фальшивые английские фильмы, курица Пикфорд оказалась петухом Фэрбенксом и другие новости кино 1917 года.
Статьи Синематограф и животные пляски: Как подростки сделали кино популярным Как появились первые кинозвезды? Как детский труд сказался на развитии киноиндустрии? Ответы — в новой книге Джона Сэвиджа «Тинейджеры. Зарождение молодежной культуры 1875—1945».
Комментарии (6)

Новый комментарий...

  • 11

    SpaceStationOne 25 февраля 2018, 02:20 пожаловаться

    #

    Очень рад, что эта весьма интересная рубрика успешно продолжает своё замечательное существование.

    ответить

  • 9

    уэф 25 февраля 2018, 06:07 пожаловаться тепличный цветок

    #

    Интересно было найти подтверждение теперешних опасений Мединского, относительно конкуренции отечественной кинопродукции и иностранной, в материале столетней давности.

    Селзник по-делу разнёс студийную политику.

    ответить

  • 16

    SashaRush 25 февраля 2018, 07:10 пожаловаться

    #

    КиноПоиск, продолжаете писать рубрику про 100-летний кинематограф. Ваши статьи и рубрики вызывают читателей большой интерес!

    ответить

  • 10

    Гвалиор 25 февраля 2018, 11:11 пожаловаться

    #

    Прекрасная рубрика)
    «Проблема в том, — продолжает Леммле, — что индустрия намеренно заставила публику и прессу думать, что кинобизнес — это настоящее золотое дно. Мы все скрывали и продолжаем скрывать наши потери, неудачи и убытки, при этом любим постоянно рассказывать о наших успехах».
    Ничего не изменилось)

    ответить

  • 3

    freawertyhm 26 февраля 2018, 03:07 пожаловаться

    #

    черт, читать такие новости куда захватывающе и интереснее современных! А что могут предложить киношные СМИ сейчас? У Пэрис Хилтон новая чихуахуа! Эмму Уотсон засняли папарацци, когда она вышла из бутика! У Селины Гомес новый парень-веган!

    ответить

 
Добавить комментарий...