Статьи

Фанни Ардан: «Мне было плевать, что Депардье не похож на Сталина»

Французская актриса и режиссер Фанни Ардан — о своем последнем фильме «Диван Сталина», работе с Жераром Депардье и новом «Твин Пикс».
Фанни Ардан: «Мне было плевать, что Депардье не похож на Сталина»
Фанни Ардан / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

26 января в московском кинотеатре «Пионер» состоялся специальный показ фильма Фанни Ардан «Диван Сталина», снятого по одноименному роману Жан-Даниэля Бальтасса. Это уже третья полнометражная картина, которую знаменитая французская актриса поставила в качестве режиссера. Особый интерес представляет то, что главную роль в фильме исполнил давний партнер Ардан по съемочной площадке Жерар Депардье («Соседка», «Полковник Шабер», «Натали» и другие), а кинообраз великого вождя по странному стечению обстоятельств оказался в последнее время на редкость востребованным в современном кино.

Перед показом и обсуждением фильма со зрителями КиноПоиск задал королеве французского экрана несколько вопросов. Иногда отвечала актриса, иногда — режиссер, а иногда в лице Фанни Ардан с нами говорил настоящий кинокритик.

— Почему в своем фильме вы обратились к Сталину? Чем вам интересна эта фигура сегодня?

— Сразу должна оговориться, что мой фильм не про Сталина. Я не делала политическое кино, не делала исторический или документальный фильм. Для меня Сталин — это некий архетип, воплощение абсолютной власти. И в первую очередь меня интересовало, как эта власть влияет на художника, на чувство его собственного достоинства, как он может ей сопротивляться. Ведь понятие власти неразрывно связано с чувством страха — страха, который преследует человека во всех аспектах его жизни, начиная со страха потерять работу и заканчивая страхом выделиться из толпы, выступить с отличным от других мнением. Для меня очень важно посвящение этого фильма — он посвящен Осипу Мандельштаму. Но еще мне бы хотелось, чтобы содержание картины не замыкалось на чисто русской истории. Это универсальная, мировая проблема.

«Диван Сталина»

«Диван Сталина»

— А вы читали или, может быть, слышали Мандельштама на русском?

— Нет, и я прекрасно понимаю, что многое потеряла в переводе, к сожалению. Но смысл, я полагаю, все же дошел. Я даже хотела назвать этот фильм строчкой из Мандельштама «И пустая клетка позади», но мой продюсер стал очень сильно возражать. Он сказал, что с таким названием пустыми окажутся залы кинотеатров.

— Что появилось в начале — эта огромная роль или желание снять Жерара Депардье?

— В моем предыдущем фильме («Навязчивые ритмы» — Прим. КиноПоиска) Жерар Депардье сыграл маленькую роль, и я узнала, какой это кайф — работать с великим актером. Это все равно что играть на скрипке Страдивари. И мне захотелось в один прекрасный день предоставить ему роль его масштаба. Когда же я прочла книгу Жан-Даниэля Бальтасса, то подумала: да вот же она, эта роль! И мне было уже плевать, что Депардье внешне абсолютно не похож на Сталина. Играть его нужно не иллюстративно, а с внутренней правдой, с правдой человека, который наводит страх и ужас. Это же абсолютно шекспировский персонаж, как Ричард III или Макбет, а Депардье — как раз тот актер, который может великолепно воплотить шекспировского героя.

Фанни Ардан / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Фанни Ардан / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

— Сложно было с ним работать?

— Знаете, на съемочной площадке я говорила с ним так, как хотела бы, чтобы режиссер говорил со мной. Все-таки надо исходить из принципа, что актер не всегда и не обязательно идиот. И, работая с Жераром, я прежде всего обсуждала с ним мелкие нюансы, детали. Когда я просила его повторить ту или иную сцену, сделать что-то еще раз, его ответ... Ну, он не поддается цитированию и вообще никаким цензурным рамкам. И тут уже я проявляла настойчивость: «Нет, ты это сделаешь, сделаешь еще раз! И ты сам прекрасно знаешь, почему я от тебя это требую». И когда он это делал, когда получалось гениально, то он сам понимал, что я пытаюсь вытащить из него все самое лучшее, на что он способен. Жерар вроде музыканта. То, что ему предлагает режиссер, он воспринимает как партитуру и воплощает всем своим существом.

— Наверное, вы слышали про фильм «Смерть Сталина», который у нас запрещают к показу. Что вы об этом думаете?

— Я не видела этого фильма и не знаю, по каким соображениям его запрещают к показу. Так что мне нечего об этом думать.

«Диван Сталина»

«Диван Сталина»

— Как вы относитесь к истории с харассментом в США? Ваша коллега Катрин Денёв не так давно открыто выступила против этой истерии.

— О-о-о! Я понимаю, куда вы клоните и что хотите от меня услышать. Не верю я журналистам! Они любят в соус добавить перчика.

— В этом году французской новой волне исполняется 60 лет. Как вы ее запомнили и что для вас было самым главным в фильмах того периода?

— Дело в том, что я снялась всего в двух фильмах новой волны. Это фильмы Франсуа Трюффо, поэтому я не эксперт в этом направлении. И все же мне кажется, что это было время очень свободного кино. В самом понятии «кинематограф» содержится некая биполярность: с одной стороны, это, конечно, искусство, а с другой — индустрия, в которой вертятся большие деньги. Так вот новая волна, я уверена, тяготела к искусству, а не к индустрии.

— Вероятно, вы знаете, что Ларс фон Триер, создавая «Догму-95», назвал новую волну отрыжкой буржуазного романтизма и фальшивкой...

— Мне, во-первых, не нравится само слово «догма». Если и существует на свете область, которая требует от человека безграничной свободы, то это как раз искусство. И мне кажется, что в этой области найдется место для всего и для всех. Нельзя быть зацикленным и постоянно выступать против чего-то, существование одного не отменяет существования другого. Знаете, за что я больше всего ценю кино? За то, что, когда выходишь из кинотеатра, тебе есть о чем поспорить.

— Почему уже так долго не появляется ничего равного по силе новой волне?

— Да вы знаете, может быть, и появляется, вот только люди, кинематографисты не очень хотят объединяться в движения. Они ценят свою индивидуальность, выступают, что называется, сольно. Вот возьмем Америку, где существует огромная индустрия кино, которая реально захватила весь мир. Но при этом снимаются и другие картины — так называемое кино андеграунда. Плохо другое: сегодня андеграундным режиссерам все с сложнее и сложнее найти поддержку. Я сильно сомневаюсь, что сегодняшние Пазолини и Антониони смогли бы найти себе продюсеров, потому что в большинстве своем (во Франции так уж точно) современные фильмы производятся телеканалами. А продюсеров на телеканалах волнует один и тот же вопрос: поймут ли нас широкие массы зрителей?

Фанни Ардан / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

Фанни Ардан / Фото: Элен Нелидова для КиноПоиска

— Как вы думаете, возможно ли сегодня создать настоящее произведение искусства в формате сериала?

— Да, безусловно. Могу с уверенностью сказать про французское кино. Хотя бы потому, что французская культура, французская литература знает примеры великих писателей, классиков, которые брались за длинные-предлинные-предлинные истории! Бальзак, Дюма... Они же делали, по сути, огромные многосерийки. А что мне не нравится в современных сериалах, так это то, что каждая серия должна обязательно быть самодостаточной. Это должен быть обязательно мини-фильм. В этом отношении американские кинематографисты, сценаристы и режиссеры — они более дерзкие и смелые. Они могут позволить себе не считаться с этими правилами мини-фильмов в каждой серии.

— Какой из последних сериалов вам понравился?

— «Однажды ночью». Маленький такой сериальчик.

— А вы видели новый «Твин Пикс» Дэвида Линча?

— Да. Мне он понравился. Очень! Помните музыку в этом сериале? Музыка, крупные планы, движение камеры Линча... Что тут сказать, это настоящее искусство. Я думаю, что вообще все это стало возможным благодаря потребителям DVD, потому что раньше мы смотрели «Твин Пикс» по средам. Посмотрел и сиди дальше, жди неделю. А потом пришел этот кайф: ты можешь всю неделю проваляться в кровати и запоем посмотреть весь «Твин Пикс». Именно так его и следует смотреть.

— Если бы вы могли сняться у любого русского режиссера, то кого бы выбрали?

— Я бы хотела сняться у такого великого режиссера, как Сергей Эйзенштейн. Это все равно что вписать себя в огромное живописное полотно. У Бондарчука бы снялась. Ну и, конечно, я бы выбрала Андрея Тарковского, без всяких сомнений! Я хотела бы сняться в его гениальном «Андрее Рублеве» в роли того звонаря, мальчика Бориски, который отливает колокол (в фильме Бориску исполнил Николай Бурляев — Прим. КиноПоиска). Вы помните эту сцену? Боммм-боммм-боммм! А потом он падает на землю, в грязь, и сквозь слезы говорит: «Отец помер, но секрет мне так и не раскрыл». Это потрясающе!

— Удивляет, что вы не назвали Алексея Германа. В 1990 году вы вместе с ним были в жюри Каннского кинофестиваля...

— О, что вы, Герман был замечательным, он выдающийся режиссер! Однажды я прямо спросила его, могла бы я сыграть в его фильме или нет? Его ответ был категоричным: «Ни-ког-да». Понимаете, ему был очень важен голос, безупречное владение русской речью, а я, к моему сожалению, никогда этого не могла.

Читайте также
Статьи «Тарковский ничего не хочет знать о Рублеве»: Любимые фильмы искусствоведов Художественные критики, историки искусства и искусствоведы — о фильмах про художников, которые им понравились или, наоборот, их возмутили.
Статьи «Это же комедия, чуваки»: Первые зрители о фильме «Смерть Сталина» Блестящий фарс, бурлеск на историческую тему или не шибко умная картина? КиноПоиск собрал мнения первых и пока единственных зрителей фильма.
Статьи «Смерть Сталина»: Еще 10 фильмов о кончине советского вождя Фильмы, способные еще больше возмутить людей, уже возмущенных «Смертью Сталина» Армандо Ианнуччи.
Статьи Ненужные ветераны и веселье в блокаду: Изнанка войны в советском кино Десять советских фильмов о войне, которые сегодня могли бы запретить из-за некомфортных для общества и государства тем.
Комментарии (15)

Новый комментарий...

  • 6

    Freeak 31 января 2018, 16:25 пожаловаться

    #

    Оригинальное, серъезное кино, принципиально отличное от пресловутой «Смерти Сталина» Иануччи. Все действие проходит в готическом замке (в Кунцево!!!) и наполнено меланхолией, философскими рассуждениями и диалогами Сталина и его любовницы. Картина снята как зарисовка к произведениям Камю.

    ответить

  • 7

    уэф 31 января 2018, 18:26 пожаловаться тень сталина

    #

    Ясности мысли Ардан завидую. Не верю, говорит, журналистам, и идите *** с этим чёртовым харасментом.

    ответить

  • 2

    Mr J 31 января 2018, 21:13 пожаловаться

    #

    что-то она о Твин Пиксе так сказала, как будто сказала о первых двух сезонах. «ты можешь всю неделю проваляться в кровати и запоем посмотреть весь „Твин Пикс“». Именно так его и следует смотреть.» — опять же Линч бы не согласился, поэтому и новый сезон выпускал не чаще раза в неделю

    ответить

  • 2

    Nastasya96 1 февраля 2018, 02:19 пожаловаться

    #

    Вообще-то все сериалы выходят раз в неделю, за исключением нескольких. Вы наверное привыкли только русские сериалы смотреть, которые показывают каждый день и целый год.

    ответить

  • 3

    Mr J 1 февраля 2018, 13:53 пожаловаться

    #

    откуда столько желчи? вам надо пить кефир. я как раз и сказал, что Линч выпускал сериал раз в неделю и рекомендовал именно так смотреть, а не весь сезон запоем. Ардан же пишет, что лучше его как раз смотреть запоем. глаза разуйте

    ответить

  • 2

    Joy MC 1 февраля 2018, 00:19 пожаловаться

    #

    Ну на самом деле, видимо, многим плевать похож Деперде на первообраз своего персонажа или нет. Он может играть Эдмона Дантеса после 14 лет заключения в замке Иф и выглядеть при этом как сдобный рулет с повидлом. Он может маскироваться под костлявого Распутина оставаясь при этом в рамках своей «соточки» на весах. Он способен надевать личину русского гангстера виртуозно владеющего оружием да крадущего произведения искусства из под носа бдительных агентов ЗОГ. Ему даже по плечу гримироваться под гражданина России не сходя с трапа самолета! Ай да Депурдье, ай да Жир-ар! А вы говорите Сталин… Да он хоть завтра же Адама и Еву сыграет, да змия подколодного!

    ответить

  • 1

    El_principe 1 февраля 2018, 00:20 пожаловаться

    #

    Спасибо!
    Было приятно читать, за некоторые ответы мое почтение!

    ответить

 
Добавить комментарий...