Статьи

«Нет ли лишнего билетика?»: Как смотрели кино в Советском Союзе

Из новой книги «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе» можно узнать, какие зарубежные фильмы любили москвичи и какого американского актера обожал Брежнев.
«Нет ли лишнего билетика?»: Как смотрели кино в Советском Союзе
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»,

Новая книга историка Александра Васькина «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе», выпущенная издательством «Молодая гвардия», рассказывает о жизни столицы СССР в 1950—1980-е годы — о том удивительном времени в истории нашей страны, когда деревья были большими, а цены в магазинах — маленькими, когда книга была главным подарком, а колбаса — основным дефицитом, когда никто не отрывался от коллектива, а мир познавался по телевизору. Исследование создано с привлечением большого числа свидетельств очевидцев, мемуаров и дневников.

Говоря о том, как москвичи в те годы работали и отдыхали, на что тратили получку и на чем экономили, как выживали в коммуналках и стояли в очередях за продуктами, автор книги часто ссылается на примеры из советского кино. Так, например, в фильме «Бриллиантовая рука» в квартире мелкого жулика Гены Козодоева можно заметить икону. Иконы, как объясняет Васькин, были предметом интерьера в самых разных слоях общества (некой формой советского китча). Среди москвичей было в моде собирательство икон, многие нажили себе на этом приличное состояние. Другой пример — финский холодильник «Розенлев», который получил широкую известность благодаря фильму «Кавказская пленница». Он был доступен только наиболее ответственным руководителям, и потому нахождение такого предмета интерьера в квартире мгновенно определяло место и должность его обладателя.

Несмотря на строгость цензуры, советское кино точно отражало реалии жизни в СССР, что замечали даже руководители страны. Васькин утверждает, что генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу очень понравился фильм «Ты — мне, я — тебе» о жизни представителя блатной профессии — банщика из Сандунов, который обслуживал множество высокопоставленных клиентов с большими возможностями и потому жил на широкую ногу. Посмотрев киноленту, Брежнев с глубоким удовлетворением отметил, что там все как в жизни. Другой пример — картина «Ирония судьбы», которую генсек в одном из своих докладов привел в качестве яркой иллюстрации неприглядности советской городской архитектуры. Мол, где же оригинальность, самобытность, своеобразие новых жилых домов?

С согласия издательства КиноПоиск публикует отрывок из книги — о том, как смотрели кино в советской Москве.

«Детям до 16 вход запрещен»

Еще Ленин говорил, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино», и был прав: кино формировало и воспитывало людей, служило основным источником информации об окружающей жизни, а если точнее, создавало для многих вымышленную реальность взамен менее светлой действительности. В то время в кино ходили часто и массово.

В 1980 году был установлен даже новый праздник — День кино, отмечавшийся 27 августа, — однако в Москве таким праздником мог быть каждый день недели. Столица была лидером и по числу кинотеатров на душу населения, и по количеству зрителей. Если в 1913 году (на что непременно указывал Московский горком партии) в Москве было 67 кинотеатров (в том числе «Художественный», «Форум», «Уран», кинотеатр А. А. Ханжонкова, впоследствии «Москва»), то в 1979-м их насчитывалось более 120, рассчитанных на 100 тысяч зрителей, из них 15 детских и 28 широкоформатных. На ВДНХ работала «Круговая кинопанорама», в «Кинотеатре повторного фильма» демонстрировали старые фильмы, в «Иллюзионе» — советскую черно-белую классику из запасов Госфильмофонда и иностранные ленты для эстетов. А еще было четыре летних кинотеатра на 2,5 тысячи мест, 174 киноустановки в клубах, дворцах и домах культуры, в красных уголках.

«Круговая кинопанорама» на ВДНХ

«Круговая кинопанорама» на ВДНХ

А какими были названия московских кинотеатров! В 7:30 утра в будни, после новостей и перед «Пионерской зорькой», когда первая программа Всесоюзного радио переключалась на местное московское вещание, диктор немного оттаявшим голосом перечислял, что и где показывают. Звучавшее походило на поэму: «Очаков», «Ангара», «Арктика», «Бирюсинка», «Байконур», «Енисей», «Перекоп», «Родина», «Россия», «Саяны» и т. д. По этим названиям советские школьники могли учить историю и географию.

В каждом районе Москвы был свой кинотеатр, где с понедельника по воскресенье демонстрировался очередной новый художественный фильм. Художники, работавшие в кинотеатре, рисовали огромные афиши, привлекавшие зрителей. Но люди шли и так, не нуждаясь в рекламе. Считалось нормальным ходить на каждый вышедший фильм. В будни московские кинотеатры посещали до 300 тысяч человек, а по выходным — свыше 500 тысяч, в год приходило до 110 миллионов зрителей. Зачастую в кассы кинотеатров стояли длиннющие очереди, но они были приятными. А главным вопросом был «Нет ли лишнего билетика?».

Билеты стоили копейки — от 10 до 30; на удлиненную кинопрограмму, дополненную показом киножурналов «Наука и жизнь», чуть дороже. А перед обычными сеансами крутили юмористический киножурнал «Фитиль», где под главным редакторством Сергея Михалкова протаскивали туповатых бюрократов и еще оставшиеся кое-где пережитки. Свободных мест почти не было, хотя в большинстве кинотеатров сиденья были не очень удобными, дерматиновыми, с тонким слоем поролона.

Поскольку днем все работали, в большинстве кинотеатров сеансы начинались с 19:00 либо с 19:30. По субботам и воскресеньям с утра показывали мультики и детские фильмы, а перед ними — киножурналы «Ералаш» и «Хочу все знать!», где прилетевший на ракете пионер разбивал огромный орех молотком. На детские сеансы можно было купить абонемент, распространявшийся по школам. А если кино было слишком «для взрослых», где дяди и тети целовались (пусть даже в телогрейках на колхозном сеновале), то вводилось ограничение: «Детям до 16 вход запрещен».

«Ералаш»

«Ералаш»

Перед сеансом работал буфет с незатейливым ассортиментом: песочные пирожные, фанта — стаканчик по десять копеек, засохшие бутерброды с икрой — уже за полтинник (у Жванецкого об этом: «Еда там — что в кинотеатрах в буфетах перед „Щитом и мечом“ дают...»). Еще в 1960-х годах в старых кинотеатрах в фойе между сеансами выступали певцы, исполнявшие под оркестр популярные песни советских композиторов (живой звук!), но затем эта традиция прервалась, видимо, по причине постепенного вымирания подобных вокалистов. Уровень их исполнительского мастерства ярко передан Риной Зеленой в кинокомедии «Дайте жалобную книгу», где она играет роль возрастной ресторанной певички, угрожающей руководству уходом в кинотеатр «Перекоп». А еще в фойе за 15 копеек можно было поиграть на игровых автоматах в морской бой или пострелять в тире.

Самым большим московским кинотеатром был «Октябрь» на 3 тысячи мест на Калининском проспекте, там проходили премьеры и встречи работников киноискусства со зрителями. Ну а что смотрели? Больше всего любили комедии — народный жанр, приносивший огромные барыши государству. Лидерами кинопроката были фильмы, снятые в 1960—1970-е годы: «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Свадьба в Малиновке» (1967), «Джентльмены удачи» (1971), «Афоня», «Иван Васильевич меняет профессию», «Служебный роман». На втором месте по популярности были боевики и фильмы-катастрофы — «Экипаж» (1979) и «Пираты XX века» (1979). Не отставали от них и мелодрамы — «Калина красная» (1974) и «Москва слезам не верит» (1980) и др. Снискал зрительскую любовь и фантастический фильм «Человек-амфибия» (1961).

«Двойка за семерку»

Киноактеров в народе боготворили, звезд советского кино окружали большим вниманием, не давали прохода на улицах, массовыми тиражами печатали открытки-портреты, продававшиеся в московских киосках. Несознательные школьники из зажиточных семей порой тратили всю карманную мелочь на приобретение фотографий своих кумиров.

Большой популярностью пользовался журнал «Советский экран», где печатали интервью со знаменитыми деятелями кинематографии, в том числе и западными. В библиотеках его зачитывали до дыр (а некоторые несознательные граждане даже вырезали из него бритвой особо ценные материалы). Начиная с 1962 года, ежегодно проводя опросы среди кинозрителей, журнал определял лучших актера и актрису. Первым таким актером стал Алексей Баталов за роль в фильме «Девять дней одного года» (1962), позднее актерами года признавались Иннокентий Смоктуновский («Гамлет», 1964), Михаил Ульянов («Председатель», 1965), Иннокентий Смоктуновский («Берегись автомобиля», 1966), Вячеслав Тихонов («Война и мир», 1967), Олег Стриженов («Неподсуден», 1969) и вновь Смоктуновский («Чайковский» и «Преступление и наказание», 1969).

Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»

Алексей Баталов в фильме «Девять дней одного года»

В следующем десятилетии актерами года признавались Василий Лановой («Офицеры», 1971), Кирилл Лавров («Укрощение огня», 1972), Александр Калягин («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977), Станислав Любшин («Пять вечеров», 1979), Николай Еременко («Пираты XX века», 1979). Два актера удостоились такой чести дважды — это Василий Шукшин («Калина красная»; «Они сражались за Родину», 1975) и Андрей Мягков («Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман»).

В 1980-е годы самыми популярными актерами стали Дмитрий Золотухин (дилогия Сергея Герасимова «Юность Петра», 1981), Александр Михайлов («Мужики!», 1982), Олег Янковский («Влюблен по собственному желанию», 1983), Никита Михалков («Жестокий романс», 1984), Игорь Костолевский («Законный брак», 1985).

А вот среди любимых киноактрис в 1960—1970-е годы по опросу зрителей первенство заняла Татьяна Доронина, признанная актрисой года трижды: в 1967 году за фильм «Старшая сестра», в 1968-м — за роли в лентах «Еще раз про любовь», «Три тополя на Плющихе», в 1973-м — за «Мачеху». На втором месте — Нонна Мордюкова («Русское поле», 1972; «Возврата нет», 1974).

Татьяна Доронина

Татьяна Доронина

Особенность советского кинопроката была в том, что актрисы из самых разных республик могли обрести мгновенную популярность не только на своей малой родине, но на просторах всей страны и прежде всего в Москве. И потому среди лучших актрис года бывали и Вия Артмане («Родная кровь», 1964), и Ариадна Шенгелая («Гранатовый браслет», 1965), и Ада Роговцева («Салют, Мария!», 1971), и Светлана Тома («Табор уходит в небо», 1976). Популярны были и другие актрисы: Тамара Семина («Воскресение», 1962), Маргарита Володина («Оптимистическая трагедия», 1963), Людмила Савельева («Война и мир»), Людмила Чурсина («Виринея», «Угрюм-река», «Журавушка» — все 1968), Инна Чурикова («Начало», 1970), Людмила Касаткина («Помни имя свое», 1975), Наталья Гундарева («Сладкая женщина», 1977), Алиса Фрейндлих («Служебный роман»), Алла Пугачева («Женщина, которая поет», 1979) и Вера Алентова («Москва слезам не верит»). На все эти фильмы по несколько раз ходили москвичи.

Взять хотя бы фильм «Три тополя на Плющихе». Куда при первом знакомстве приглашает таксист (Олег Ефремов) приглянувшуюся ему селянку (Татьяна Доронина)? Верно, в кино. Он не без трудностей покупает билет в кассе кинотеатра, приходится даже соврать про неких «чешских товарищей» в машине. А она поначалу соглашается, ибо в этом нет ничего такого, он же ее не на танцы зовет. Жаль только, что ключи от двери она находит в последний момент.

«Три тополя на Плющихе»

«Три тополя на Плющихе»

Активно смотрели москвичи и зарубежное кино. Но в страну оно попадало только через несколько лет после премьеры у себя на родине. Так, по количеству проданных билетов первое место за первый год проката занимает мексиканская мелодрама «Есения», снятая в 1971 году и попавшая в СССР в 1975-м. Отдельные впечатлительные граждане даже называли своих дочерей именем главной героини.

За «Есенией» идет легендарный ковбойский американский вестерн «Великолепная семерка» (1960), показывавшийся в советских кинотеатрах с 1962 года. Народ ломился, чтобы посмотреть на Юла Бриннера и Чарльза Бронсона, а вот товарищу Хрущеву фильм не понравился. «Я смотрел картину „Великолепная семерка“. Артисты, занятые в ней, прекрасно играют. Мы выпустили ее на экран и получили за это много упреков. В нашей печати выступали педагоги. Была опубликована критическая статья под названием „Двойка за семерку“. В этой статье говорилось, что кинофильм плохо воздействует на воспитание молодежи. Я согласен с педагогами. У вас, американцев, сплошь и рядом на экранах идут такие кинофильмы, где бьют друг друга в лицо, истязают, убивают людей, в фильмах много извращенного. У вас это считается интересным. У нас же проповедование подобных явлений считается вредным», — жаловался он американским журналистам в 1962 году.

Ну и, конечно, индийский фильм «Бродяга» (1951) с Раджем Капуром, который начиная с 1954 года собирал полные кинотеатры. Драма о бедном индусе пришлась по сердцу и народу, и власти, а потому выпускалась в прокат и в 1960-е, и в 1970-е, поскольку приносила неплохой доход советскому кинематографу (это было особенностью отечественных кинотеатров — в них часто шли фильмы, вышедшие много лет назад). Песни из «Бродяги» распевали на все лады. Индийские мелодрамы советский народ полюбил на всю оставшуюся жизнь, среди них — «Месть и закон» (1975), «Танцор диско» (1982), «Как три мушкетера» (1984) и др. Женщины, занимая место в зрительном зале, запасались носовыми платками.

«Танцор диско»

«Танцор диско»

Но вестерны все же были более популярны, тем более что каждый год Голливуд выпускал их как горячие пирожки. Таковым оказался фильм «Золото Маккенны» (1969) с Грегори Пеком и Омаром Шарифом. Он вышел в широкий прокат в СССР в 1974 году с песней в исполнении Валерия Ободзинского. В одном из фильмов об участковом Анискине обыгрывается тема тлетворного влияния этой киноленты на советских кинозрителей. Впрочем, Анискин не преувеличивал: некоторые кинозрители стали просто-таки фанатами американских вестернов.

«Пусть моя теща смотрит»

В 1973 году Брежнев полетел в Америку, где его тепло принимал президент Никсон. И вот как-то летели они из Вашингтона в Калифорнию на «боинге» американского президента, и Никсон, решив показать Брежневу Гранд-Каньон — чудо Нового Света, приказал пилоту снизиться, чтобы высокопоставленному гостю было удобнее смотреть в иллюминатор. Особых восторгов Брежнев не выказал, вспоминает его переводчик Виктор Суходрев, и заметил лишь, «что видел этот каньон в американских фильмах-вестернах, которые он очень любит, с их ковбоями, стрельбой и драками. Он даже вспомнил какой-то фильм, просмотренный им незадолго до визита, и, к моему удивлению, назвал имя Чака Коннорса, актера, исполнившего в нем роль главного героя. При этом Брежнев даже изобразил, как тот стреляет сразу из двух кольтов от бедра».

Чак Коннорс

Чак Коннорс

Американцы, захотев потрафить вкусам советского лидера, устроили уже на следующий день встречу с актером в резиденции Никсона. Леонид Ильич, увидев своего кумира, чуть ли не бросился ему на шею. Коннорс, в свою очередь, подарил ему два кольта, сказав при этом, что с ними он снимался в той самой картине. Надо было видеть радость Брежнева не только от встречи, но и от подарка. Американец заметил, что кольты стреляют холостыми патронами, на что Брежнев спросил: «А где же кобуры?»

Когда Леонида Ильича провожали домой, Коннорс тоже пришел. Прощание вышло теплым, даже более искренним, чем с рядом стоящими американскими астронавтами. Брежнев с распростертыми объятиями приблизился к актеру, отличавшемуся гренадерским ростом и фигурой, который, обхватив Леонида Ильича своими огромными ручищами, даже приподнял его над землей, что и показали по телевидению. Позже эту сцену отредактировали.

Брежнев пригласил актера в Москву, чем тот не мог не воспользоваться. Встретили его по-русски радушно, возили на «Мосфильм», а американское посольство устроило в его честь большой прием. Так вкусы вождей влияли на репертуар московских кинотеатров.

Ходили москвичи на «Фанфана-Тюльпана» (1952) с Жераром Филипом, «Графа Монте-Кристо» (1954) с Жаном Маре, «Спартака», (1960), «Черного тюльпана» (1970) и «Зорро» (1975) с Аленом Делоном и другие ленты. Французов особенно любили — Пьера Ришара, Жан-Поля Бельмондо, Жана Габена, Робера Оссейна, Луи де Фюнеса...

«Граф Монте-Кристо»

«Граф Монте-Кристо»

Легендарными стали фильмы про индейцев, так называемые истерны. Самым главным индейцем в глазах советских кинозрителей стал югославский актер Гойко Митич, сыгравший в фильмах «Сыновья Большой Медведицы» (1966), «Чингачгук — Большой Змей» (1967) и др. Эти фильмы не имели ограничений по возрасту и предназначались для семейного просмотра. То же самое можно сказать и о французской трилогии о Фантомасе (1964—1967), оставившей неизгладимый след в народном фольклоре и советском кинематографе. А в 1979 году на экраны столицы вышел японский фильм «Легенда о динозавре», сразу ставший знаменитым.

Кино по-своему влияло на самые разные слои общества, особенно детей, стремящихся быть похожими то на индейцев, то на ковбоев, а то и на Фантомаса. В отечественном кинопрокате 1960—1970-х годов моду на приключения воплотила кинотрилогия о неуловимых мстителях, своеобразный ответ Голливуду. Им тоже подражали, как и Николаю Еременко, пропагандирующему карате в «Пиратах ХХ века». Были и такие, кто проносил с собой на сеанс фотоаппараты «Смена-8М» с 35-миллиметровой пленкой, чтобы сфотографировать своих идолов. Проявляли пленку ночью в ванной, там же и печатали, чтобы продать за пять копеек своим же одноклассникам.

«Пираты ХХ века»

«Пираты ХХ века»

Настоящим праздником для киноманов стали Московские международные кинофестивали. Первый Московский кинофестиваль проходил с 3 по 17 августа 1959 года под причудливым идеологическим девизом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами!». Казалось, на улицы высыпала вся Москва, люди толпились у кинотеатров, обсуждали, спорили, несмотря на длинные очереди, надеялись попасть на просмотр иностранных фильмов. Такой живой интерес объяснялся тем, что еще совсем недавно советская кинопромышленность держала своих граждан на голодном пайке, выпуская в год не более десяти фильмов. Ими и кормили народ, а еще бесконечно крутили так называемые трофейные фильмы.

До 1953 года каждый фильм перед выходом на широкий экран показывался лично Сталину, решавшему его судьбу. Он же давал добро на исполнителей ролей, в частности, когда речь шла о киновоплощении его собственного образа. Когда кино вождю не нравилось, его клали на полку, хорошо еще, если дальше не отправляли режиссера. И потому, когда после смерти Сталина министру культуры СССР Пантелеймону Пономаренко задали вопрос: «Кому теперь показывать новые кинофильмы?» — он то ли в шутку, то ли всерьез ответил: «Пусть моя теща смотрит, я ей полностью доверяю!»

Александр Васькин. «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе». М.: «Молодая гвардия», 2017

Читайте также
Статьи «Тарковский ничего не хочет знать о Рублеве»: Любимые фильмы искусствоведов Художественные критики, историки искусства и искусствоведы — о фильмах про художников, которые им понравились или, наоборот, их возмутили.
Статьи Неснятые фильмы: «Сирано де Бержерак» Эльдара Рязанова Почему Эльдар Рязанов, которому 18 ноября исполнилось бы 90 лет, так хотел поставить фильм с Евгением Евтушенко в главной роли, что даже отказал Владимиру Высоцкому?
Статьи «Судьба броненосца»: Отрывок из новой биографии Сергея Эйзенштейна В Голливуде советский режиссер познакомился не только с Уолтом Диснеем, Микки Маусом и Чаплином, но и с брошюрой под названием «Эйзенштейн: Посланник ада».
Статьи Железный экран: Какие импортные фильмы пускали в СССР Какие зарубежные картины стали культовыми в 1940-е? Кто делал бокс-офис в нашем прокате 1920-х? Что крутили на узбекских свадьбах 1970-х?
Комментарии (94)

Новый комментарий...

  • 28

    axeland1 21 января 2018, 03:39 пожаловаться

    #

    Спасибо, с удовольствием прочитал. Такое, знаете, странное чувство, как будто я там побывал, хотя родился на 30 лет позже. Всё же, как ни говори или не думай, это чудесное время, история… Спасибо.

    ответить

  • 20

    Kom_Myp3uK 21 января 2018, 03:52 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью! Интересно было узнать о кино в СССР и в зарубежье того времени (особенно о встрече Брежнева с любимым актером)!

    ответить

  • 14

    ДжиМэн 21 января 2018, 05:28 пожаловаться

    #

    Интересно. но следует добавить. что фильмы так называемой обоймы МКФ в Москве, показывались не только в столице, но и допустим в тогдашнем Свердловске и вероятно в других крупных городах. И это было классно, поскольку далеко не все из них не доходили до проката в основном, конечно из-за эротических сцен..

    ответить

  • 21

    Patricius 21 января 2018, 07:14 пожаловаться

    #

    Не раскрыта тема цензуры и странных стандартов кинопроизводства, под которые подгоняли сеансы, из-за чего в наше время честно скачанные с торентов любимые фильмы внезапно оказываются на полчаса длиннее.

    ответить

  • 7

    PhJFry 21 января 2018, 16:47 пожаловаться

    #

    в книге должно быть про это…
    ЗЫЫ.. недавно скачивал «Игру в четыре руки» с советским дубляжом, так там целые куски были вставлены с многоголоской — видимо вырезанные сцены.. так и не понял почему их вырезали, возможно из-за обнаженки. но по сегодняшним меркам это даже не эротика..))

    ответить

  • 1

    Владислав88 22 июля 2018, 18:10 пожаловаться

    #

    Обнажёнка с негритянка в тему вырезано. Ничего приятного.
    Больше всех пострадал фильм Синьор Робинзон, реально почти весь юмор вырезали.

    ответить

  • 5

    Cossack82 21 января 2018, 19:42 пожаловаться

    #

    Классический пример: фильм «В джазе только девушки». Там вырезали очень много сцен которые помогают лучше понять сюжет. Одно жаль — дубляж для вырезанных сцен не делали. Впрочем, это касалось не только зарубежных фильмов. «Время встречи изменить нельзя» так же сильно порезали — аж на целую серию короче стал! Вырезали, например, целую линию Шарапова и Левченко на фронте что лучше помогало понять весь трагизм их встречи в конце фильма.

    Самое грустное, когда захотели восстановить эту вырезанную серию выяснилось — пленки бесследно исчезли. Жалко.

    ответить

  • 2

    Владислав88 22 июля 2018, 18:10 пожаловаться

    #

    Место вречи, а не время…

    ответить

  • 2

    ДжиМэн 21 января 2018, 21:51 пожаловаться

    #

    Иногда они оказываются еще и цветными как «Конформист» Бернардо Бертолуччи и тд

    ответить

  • SSPavlov 25 января 2018, 16:02 пожаловаться

    #

    я так вобще, по наивности, до самого недавнего времени думал, что цветное кино появилось годах в 70-х, поскольку все наши да и зарубежные фильмов до этого почему то все поголовно черно-белые
    был в настоящем шоке когда несколько лет назад увидел документальную картину «Третий рейх в цвете», причем это натуральные съемки а не раскрашенные как Штирлиц… а в принципе цветное кино-изображение появилось аж в 1906 году… так то

    ответить

  • 2

    Дмитрий111 14 февраля 2018, 16:15 пожаловаться

    #

    Это неправда. В 50-е годы цветных фильмов было до трети репертуара, в 60-е конечно меньше из-за трехкратного подорожания цветной пленки (в процентах), но количественно даже стало больше.

    ответить

  • SSPavlov 14 февраля 2018, 16:58 пожаловаться

    #

    неправда что? что мне так казалось?

    ответить

  • Дмитрий111 14 февраля 2018, 18:47 пожаловаться

    #

    Неправда, что «все наши да и зарубежные фильмов до этого почему то все поголовно черно-белые». Например, в 1964 году вышло не менее 12 цветных зарубежных фильмов, в 1965 — не менее 16, причем все они — из самых кассовых. А в 1960 — не менее 18 (это без учета китайских фильмов, среди которых тоже было много цветных).

    ответить

  • 2

    konst19791019 14 февраля 2018, 18:58 пожаловаться

    #

    А Вы в курсе, что солидная доля тиража зарубежных фильмов (конкретно — для регионов, т. е. для российских областей и для областей союзных республик) печаталась НЕ в цвете?
    Американскую ПОГОНЮ, ВОЗДУШНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ, итальянский НАРОДНЫЙ РОМАН, много чего еще мне доводилось смотреть в черно-белых копиях. Только после постановлений ЦК КПСС ситуация с цветной пленкой начала выправляться, но и в 70-е, и в 80-е вопрос не был закрыт. Фильм Свердловской киностудии ЗДЕСЬ ТВОЙ ФРОНТ пришлось снимать в ч-б именно из-за дефицита цветной пленки.

    ответить

  • 1

    SSPavlov 14 февраля 2018, 19:23 пожаловаться

    #

    вот я про это и говорю… может в Москве в центральных кинотеатрах и крутили цветные, а к нам доезжали ч/б копии
    ну просто ощущение у меня такое было… поэтому когда увидел Гитлера и других в цвете жутко удивился… у нас Штирлица в 70-х ч/б сняли а тут такое

    ответить

  • 2

    konst19791019 14 февраля 2018, 19:34 пожаловаться

    #

    Со Штирлицем-то как раз история известная. Татьяна Лиознова вместе с оператором Петром Катаевым насмерть стояли, доказывая в Комитете Глубокого Бурения необходимость черно-белого художественного решения. Сравнив кинопробы в цвете и в ч-б, с ними согласились.
    Кстати, вдруг Вам будет интересен документальный сериал (английский? американский? не помню…) ЦВЕТ ВОЙНЫ (не путать с ВТОРАЯ МИРОВАЯ В ЦВЕТЕ!)… Поищите.

    ответить

  • 1

    Дмитрий111 14 февраля 2018, 23:24 пожаловаться

    #

    Как это круто. КГБ решает вопрос цветности фильма. Да еще кинопробы сравнивают. А давайте-ка вспомним, сколько было в СССР цветных телесериалов на 1971 год (не считая тех, которые одновременно выпускались в кино). А заодно вспомним, что в 1967 году был прекращен выпуск нитроцеллюлозных цветных пленок, что уже через 2 года спровоцировало мощный дефицит. А тут 12 серий, то бишь десяток полнометражек и это в условиях, когда негативной пленки хватает на пару десятков отечественных фильмов в год.

    ответить

  • 3

    konst19791019 15 февраля 2018, 01:44 пожаловаться

    #

    Мало тогда (а Вы упоминаете 1971-й как год запуска 17 МГНОВЕНИЙ в производство? вышел-то он попозже…) было сериалов. И цветных, и вообще. Но из коротких цветными были БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА, КРАХ ИНЖЕНЕРА ГАРИНА, ИНЖЕНЕР ПРОНЧАТОВ, СТАРАЯ КРЕПОСТЬ… из длинных — ВЕЧНЫЙ ЗОВ. Про пленку Вы — спец, Вам виднее.
    А рассказывала о кинопробах сама Татьяна Лиознова. Мне и другим студентам — во ВГИКе. Когда затевалась колоризация, опять же подавала голос против и говорила, что, если бы хотела снять в цвете, сняла бы, у нее были для этого все возможности. Да и другие сотрудники киностудии имени Горького, с которыми я общался на киностудии МВД, рассказывали примерно то же самое. Ни для кого же не было секретом, что КГБ курировал съемки сериала.

    ответить

  • 1

    Дмитрий111 15 февраля 2018, 13:10 пожаловаться

    #

    Вечный зов в 73 начали снимать, Гарина — в 72. То есть позже. Но что касается Мгновений, то ведь его снимали на студии Горького, где не было своей цветной лаборатории. Ее пытались запустить в 1970 году, но после 2 проектов временно прикрыли и возобновилась работа только в 1972 году. По этой причине на студии Горького с 1958 до 1972 год дублировались только черно-белые зарубежные кинофильмы. Поэтому, если бы ВДРУГ! Лиознова захотела снимать в цвете, то ей бы пришлось ждать запуска цеха обработки. С годик примерно. Если бы получила лимит на цветную негативную пленку.
    «Курировал» и «консультировал» — все-таки разные вещи? На любом подобном фильме работали консультанты из МВД иили КГБ. Но они не занимались техническим вопросами, а доставали по сценарию, и иногда по готовому фильму. Чтобы там «средства» и «методы» не попали в кадр. И т. п.

    ответить

  • 1

    Дмитрий111 14 февраля 2018, 19:49 пожаловаться

    #

    Классический пример ложной памяти. Даже в маленьких райцентрах крутили цветные копии, и не с Московской или там Ленинградской к/к фабрик (то есть не по ротации), а с вполне себе Новосибирской. Со Штирлицом все понятно — телефильм, а ТВ тогда было преимущественно черно-белым.

    ответить

  • 1

    konst19791019 14 февраля 2018, 20:24 пожаловаться

    #

    Ложной памяти ПРО ЧТО? Про ч-б вместо цвета?

    ответить

  • Дмитрий111 14 февраля 2018, 20:29 пожаловаться

    #

    Да-да. То есть вам кажется, что до 70-х не было цвета, а в 70-е он появился. На деле же было наоборот, в 60-е цветные фильмы были цветными (за исключением выкопировок), а в70-е наоборот, практиковалась по большинству цветных фильмов ТОЛЬКО черно-белая печать. Исключение — когда массовая печать шла сразу с черно-белого и цветного контратипов, но такое было кажется только с «Белым платьем».

    ответить

  • 1

    konst19791019 14 февраля 2018, 21:36 пожаловаться

    #

    Нам с Вами на пару не худо бы отправиться по местам былой славы моих командировок, чтобы проверить мою ложную память))). .. Кашира, Коломна, Серпухов, Торжок, Куйбышев, Курск, Льгов… Это я так, несколько точек навскидку называю… куда довелось съездить с т. н. «проверками» действующего фильмофонда. Много интересного удалось увидеть… не совпадающего с официальной статистикой…

    ответить

  • Дмитрий111 14 февраля 2018, 19:44 пожаловаться

    #

    Вы ошибаетесь. Речь идет, во-первых, о периоде ДО 70-х годов. Во-вторых, копии, показанные в Москве, Ленинграде, Киеве и так далее — после показа в течение 2-3 недель отправлялись по ротации в другие регионы (ресурс копии — 500 условных сеансов). В-третьих, фильм «Народный роман» печатался ТОЛЬКО на цветной пленке. В четвертых, черно-белая печать параллельно с цветной цветных АНАМОРФНЫХ фильмов до примерно 1973 года практиковалась только для выкопировок в каше и об/э — для киноустановок, не оборудованных насадками. Это были в основном сельские клубы и кинотеатры 3 разряда, печать цветных копий для которых была экономически неэффективной. В-пятых, дефицита цветной пленки до 1969 года не было вообще. В-шестых, не путайте позитивные пленки, которые крутили в кино, с негативными, на которые снимали фильмы. Ну а то, что творилось с цветными фильмами в 70-е годы — это отдельный вопрос, но автор поста этого как раз не помнит (именно в 70-е львиная доля цветных фильмов печаталась только на черно-белой пленке, БЕЗ цветных копий), для него именно 70-е годы — цветные.

    ответить

  • 1

    konst19791019 14 февраля 2018, 21:29 пожаловаться

    #

    Конечно, я ошибаюсь. Фильм ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ, виденный мной в детстве в ивановском кинотеатре Великан, был черно-белым (многие годы я был уверен, что он таким и снят), но это же ложная детская память. Фильм ПОГОНЯ был показан в ивановском киноклубе «Экран и ты» (слово «киноклуб», надеюсь, не вводит никого в заблуждение, киноклубные просмотры проходили в том же кинотеатре «Великан», лишь позже переехали в ДК Текстильщиков) черно-белым, и только спустя несколько лет во ВГИКе я с изумлением увидел цветную копию, но у всех, кто присутствовал на киноклубном сеансе, была, разумеется, коллективная ахроматопсия. Да, НАРОДНЫЙ РОМАН я действительно смотрел и в кинотеатре (цвет), и в рядовом ДК (ч-б). Про 60-е сказать ничего не могу, в кино был лишь зрителем-малолеткой. Но в 70-е и первой половине 80-х случаи печати ч-б копий вместо цветных встречались многократно, чему я находил подтверждение, собственными ручками перебирая тысячи учетных карточек в конторах и отделениях кинопроката. Впрочем, я забыл, что это всё — проявления моей ложной памяти, извините.

    ответить

  • Дмитрий111 14 февраля 2018, 23:14 пожаловаться

    #

    О, уже прогресс, оказывается «Народный роман» вы смотрели и в цвете. Так вот: его можно было увидеть ТОЛЬКО в цвете, поскольку к нему НЕ ПЕЧАТАЛИ черно-белый контратип, а вы можете хоть на Луну слетать и обратно и миллион карточек перебрать, но напечатать черно-белую копию с цветного контратипа невозможно. Как и наоборот. «Погоню», например, можно было увидеть и в ч/б, хотя вероятность этого крайне мала. Как уже выше говорилось, до 1973 года (с 1963) почти ко всем анаморфным фильмам (и цветным, и черно-белым) спустя год-полтора после тиража анаморфных копий печатали черно-белую выкопировку в каше или об/э, для чего исходные поднимали из хранилища и отправляли обратно на студию дубляжа, где печатали для этого отдельный ч/б контратип и при необходимости комбинаторы перерисовывали титры. Делалось это для киноустановок без насадок, которых в 60-е было много в сельской местности, но количество их сокращалось и с 1973 года (плюс-минус год) надобность в этом отпала.
    С этого момента копии печатали либо в цвете либо в ч/б. Одно из двух. Исключение — единичные фильмы, на которые приходилось печатать дополнительный контратип (как в случае с «Белым платьем»), тут уж как звезды складывались, но пока и известен только этот случай, потому что печатали зарубежные фильмы весьма умеренными тиражами. В 1983 году печать цветных фильмов в ч/б была прекращена (последние такие фильмы — «Мужское дело» и «Три неотправленных письма»). Еще стоит упомянуть о том, что примерно 50 фильмов, которые в р/у-п/у 1979-1983 гг обозначены как цветные, в действительности выпущены только на черно-белой пленке. Поскольку к таким фильмам цветной контратип печатался, копии для спецустановок (штук 5) приходили в цвете, но такие копии, поступавшие по разнарядке «плюс 1», обычным кинотеатрам не выдавались. А вот к фильмам, которые в п/у обозначены как ч/б, цветной контратип не печатался вообще и соответственно ни одной цветной копии не было вообще. То есть, если мы возьмем к примеру 1976 год, то наряду с «Народным романом» только на ЦВЕТНОЙ пленке печатали «Зорро» и «Большие гонки», А «Конрак», «Пойми меня, мама» и «Короткий отпуск» — только на черно-белой. И только один фильм того года — «Белое платье» печатался и в цвете, и в ч/б.
    А теперь подумайте, что у вас такое — ложная память или страсть к сочинительству.

    ответить

  • 1

    konst19791019 15 февраля 2018, 01:56 пожаловаться

    #

    Ну вот, поднял дома записные книжки. НАРОДНЫЙ РОМАН: просмотр 23 июня 1975 года (оригинал, присланный на Московский фестиваль), 15 октября 1976 года (кинотеатр Север, дублированная версия), 30 января 1977 года (Клуб фабрики…, черно-белая копия). Многоточие поставил, потому что в старых блокнотах у меня есть записи почти нечитаемые. Клуб помню, даже помню, где находился… а вот название запамятовал. Там работала девушка моего одноклассника, он на халяву в кино ходил, и я с ним иногда. ПАРМСКУЮ ОБИТЕЛЬ я там посмотрел, какой-то ГОЛУБОЙ ДУНАЙ с русскими субтитрами (!) и вот тот самый черно-белый НАРОДНЫЙ РОМАН. Но Вам, конечно, видней. Не было такой копии — значит, не было.
    Мне заклятый приятель Сергей Кудрявцев (тоже киновед) тоже не верит, когда заходит речь о приписках в статистике посещаемости российских кинотеатров в конце 1970-первой половине 1980-х. На его стороне — правда, на моей — только мой личный опыт. Поэтому, не раздумывая ни секунды, я с Вами сразу соглашаюсь: пусть для Вас мои слова так и останутся свидетельством «ложной памяти». Не пыжусь переубедить.

    ответить

  • konst19791019 15 февраля 2018, 02:14 пожаловаться

    #

    Забыл сказать: я тоже заценил факт признания Вами моего «возможного» просмотра ПОГОНИ в черно-белом варианте. Привел бы дату просмотра, да вот беда: в просмотровом дневнике начал ставить даты и другие важные нюансы просмотра (где, с кем…))) только с 1 сентября 1974 года.

    ответить

  • Дмитрий111 15 февраля 2018, 13:35 пожаловаться

    #

    А вы уверены, что в этом клубе 35-мм установка была? Просто для 16-мм черно-белая печать в порядке вещей была (даже советских фильмов типа «Пиратов 20 века»), но 16-мм установки не входили в систему союзного проката и посещаемость по ним не учитывалась. По «Народному роману» печать 35-мм копий была только в цвете. Если брать ретроспективно, то по копиям об/э одновременные тиражи в цвете и ч/б имели место только по 1965 год вкл., это отмечалось в п/у («звуковой, цветной, черно-белый»). А после 65 года все резко изменилось. Например, в п/у 69 года, графа «цветноЙ» уже заштрихована, оставлено «черно-белый», соответственно, фильм выходил только на черно-белой пленке. Или наоборот. При проверке выясняется, что на такой фильм в ГФФ нет цветного контратипа.
    А насчет приписок по посещаемости кинотеатров в 70-х-первой половине 80-х… Может быть у него просто банальные опечатки? Ну сколько нужно приписать «Надежде и опоре», чтобы 20 млн вышло, когда там и 10 не было. Также явная опечатка по «Гаражу» (28 млн у него), а фильм слабо шел, 15 в лучшем случае. Или «Осенний марафон» — 23 кажется? При том, что у «Не упускай из виду» того же года, на который ломились залы -даже 30 нет. Кроме того, у него же не российские, а сводные по СССР и что там рисовали где-нибудь в Узбекистане, одному богу известно. Более перспективно судить о посещаемости по количеству дней демонстрации конкретного фильма в среднестатистической области. Например, если в областном центре фильм шел в к/т высшего разряда 2 недели, то у него конечно посещаемость больше, чем у того, что шел неделю, а фильмы, которые показали только в к/т 1 разряда с зальчиком в 300 мест, посещаемость меньше, чем у того, который шел в к/т высшего разряда. И личный опыт конечно тоже имеет в этом случае значение, хотя нельзя сбрасывать со счета региональные особенности. Например, в 84 смотрел в «Ударнике» «Без злого умысла» при ангшлаге. Люди даже зааплодировали в конце. При этом достоверно известно, что во многих областных центрах этот фильм не то, что не попал в репертуар к/т высшего разряда — его даже в небольших залах боялись ставить. Казался уж очень занудным.

    ответить

  • Дмитрий111 14 февраля 2018, 23:30 пожаловаться

    #

    А еще расскажите, что это было за постановление ЦК КПСС (даже ПОСТАНОВЛЕНИЯ — во мн. ч.), благодаря которым ситуация с цветной пленкой начала выправляться. Мы то думали, что она «выправилась» после резкого снижения тиражей в начале 80-х (аж на 30-40%!) и жутчайшего кромсания зарубежки на 500-1000 метров, а тут оказывается еще и постановления какие-то были?

    ответить

  • 1

    konst19791019 15 февраля 2018, 02:11 пожаловаться

    #

    Ну ладно уж Вам… чего к моим скороспелым формулировкам цепляться-то?)) На бегу коряво выразился…
    Постановление О литературно-художественной критике было настольным документом для редакторов и начальников разного уровня на киностудиях и в Госкино. Оно было посвящено не кинематографу, но идеологические выводы требовалось сделать далеко за пределами литературы. Ннепосредственно же на кино призвано было повлиять постановление О мерах по дальнейшему развитию… блаблабла… Газеты опубликовали изложение текста постановления, полный текст распространялся по парторганизациям, но главными все равно стали ведомственные инструкции, созданные на основе постановления. И существовавшие темпланы Госкино на ближайшие годы были переделаны, исходя из требования, в первую очередь, жанрово разнообразить советское кино (на студиях были созданы творческие объединения, у них появилось нечто вроде специализации по направлениям: комедии, экранизации, костюмное кино и т. д.), а для привлечения зрителей в кинотеатры на советские картины было решено все фильмы снимать только на цветную пленку. И уже в 1976 году из фильмов ведущих киностудий только 2 были сняты в ч-б. Шепитько наотрез отказалась снимать в цвете ВОСХОЖДЕНИЕ, а Герман — 20 ДНЕЙ БЕЗ ВОЙНЫ. Во исполнение постановления была создана Центральная сценарная студия, и некоторые известные фильмы более позднего периода на сценарном уровне были фактически запущены уже тогда, в 1976-77: ЭКИПАЖ, ПИРАТЫ ХХ ВЕКА, СТАЛКЕР, ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ…

    ответить

  • 1

    SSPavlov 15 февраля 2018, 07:54 пожаловаться

    #

    я извиняюсь что из за меня такой срач спор открылся… ничего такого не хотел
    Дмитрий111 о чем вы говорите то вобще (касаемо меня)… я в 70-х родился и до 80-х в кино совсем не ходил
    я только имел ввиду, что у меня было такое ощущение, что все фильмы 50-60 годов ч/б… Девчата, Трактористы, Весна, Цирк, Вертикаль, берегись автомобиля… да и среди зарубежных полно было — В джазе только девушки 1959 г например…
    ни про какой кинопрокат, копии и постановления ЦК КПСС я и близко ничего не говорил

    ответить

  • Дмитрий111 15 февраля 2018, 14:04 пожаловаться

    #

    Ну так и в 75 году было 113 цветных фильмов снято, и только 20 черно-белых (по ведущим студиям может быть тоже 3-4 штуки всего). Проблема на тот момент была не в негативной цветной пленке, на которую снимают фильм — она появилась в более-менее достаточном количестве, хотя и ужасного качества. А вот цветная позитивная пленки продолжала оставаться в дефиците. Из-за чего и печатали половину зарубежных фильмов на черно-белой пленки. Да и советские в цвете печатали только для Главкинопроката, а для Минообороны и прочих ведомство почти все шло в ч/б. Разрубили этот узел по-идиотски в начале 80-х, обрезав тиражи советским КАССОВЫМ фильмам и всем зарубежным. Были абсурдные случаи, когда например «За спичками» напечатали значительно меньшим тиражом, чем «Пять вечеров». Очень популярные индийские фильмы печатали всего по 400-500 копий и они за несколько месяцев превращались в тряпки.

    ответить

  • 1

    ДжиМэн 7 февраля 2018, 13:51 пожаловаться

    #

    Еше и на цветной пленке экономили. Я только в 90-е узнал, что допустим «Конформист» Бертолуччи был снят в цвете

    ответить

  • 9

    Kinoman13 21 января 2018, 09:42 пожаловаться

    #

    Интересная статья. Спасибо!

    ответить

  • 14

    foxilll 21 января 2018, 10:52 пожаловаться

    #

    «Несмотря на строгость цензуры, советское кино точно отражало реалии жизни в СССР, что замечали даже руководители страны.»

    И несколькими строчками ниже:

    «кино. .. создавало для многих вымышленную реальность взамен менее светлой действительности.»

    Без комментариев.

    ответить

  • SSPavlov 25 января 2018, 16:04 пожаловаться

    #

    ну так, кино же было не только советское, это во-первых… а во-вторых, какая то часть могла «точно отражать реалии», а какая то могла создавать светлые сказки… зачем все буквально воспринимать?

    ответить

  • 12

    уэф 21 января 2018, 12:08 пожаловаться по вершкам

    #

    Довольно поверхностное исследование даже для книги, где собраны многие элементы жизни москвичей.
    Вместо перечисления по годам лучших актёров и актрис по мнению журнала Советский экран, можно было бы углубится в процесс доведения фильмов до кинопроката, распределения средств, цензуры и прочих деталей.

    ответить

  • 11

    Ordinal Number 21 января 2018, 12:35 пожаловаться Больше продакшна на кинопоиске!

    #

    Почему бы КП не отправлять своих корреспондентов почаще на съемочные площадки наших фильмов? Коммерческих и авторских. А то вроде бы главный сайт о кино, а о кино здесь говорится лишь как о потребительском продукте, в крайнем случае как о бизнесе. Игнорируя составляющие искусства и технического ремесла.

    ответить

  • 3

    ДжиМэн 21 января 2018, 21:48 пожаловаться

    #

    А чего там интересного-то можно увидеть?Как снимают очередную хрень типа «Скифа»? КП хорош тем, что показывает глобальную картину всего происходящего в мире кино

    ответить

  • 12

    miha4848 21 января 2018, 13:33 пожаловаться

    #

    Читаем:" Поскольку днем все работали, в большинстве кинотеатров сеансы начинались с 19:00 либо с 19:30». Это не соответствует действительности. Так было только в сельских клубах. В книге речь идет о Москве, и сеансы начинались в основном с 10 утра. И народу на утренних сеансах тоже было немало.

    ответить

  • 8

    Миша-35 21 января 2018, 16:15 пожаловаться

    #

    Как кинозритель, из этого периода застал лишь 80-ые, когда бегал в кинотеатр школьником. Но помню и пирожные с фантой в буфете, и игровые автоматы с «Морским боем» в том числе. :Ну и сами фильмы, билеты на которые, правда уже стоили от 25 копеек до рубля в зависимости от хронометража. Помню и свои впечатления, в частности от «Большой прогулки» и «Разини» с Бурвилем и Луи де Фюнесом, трилогии имени Ришара-Депардье «Беглецы», «Невезучие» и «Папаши», фильмов с Бельмондо («Одиночка», «Человек из Рио»). аргентинского мультика «Ико — отважный жеребенок», «Как три мушкетера» и многих-многих других. Из вестернов помню «Чингачгука» и «Верную руку — друга индейцев». Удовольствия от просмотра зарубежных картин добавлял отлично поставленный дубляж, благодаря которому персонажи становились своими, чуть ли родными, настолько удачно, как правило, им подбирали русские голоса.
    Очень интересным был период с середины 80-ых, когда фактически рухнул «железный занавес», и мы получили возможность смотреть западные, в том числе голливудские фильмы, в значительно большем объеме. Снова-таки, помню свои яркие впечатления от «Кинг Конга» Джона Гиллермина с его продолжением, которые посмотрел, дай Бог памяти, в кино по 6 раз, «Крокодила Данди» и «Крокодила Данди 2» (столько же просмотров), «Полета Навигатора» и многих-многих других. Правда, и стоило это тогда уже куда дороже. Прекрасно помню, например, как в конце 80-ых заплатил за билет на «Челюсти» невиданную еще совсем недавно цену в 3 рубля.
    И одно маленькое уточнение насчет «Фантомаса». В первый его заход на большие советские экраны на него действовало ограничение «детям до 16». Почему, точно не понимаю до сих пор. Нет там ни особой эротики, ни клеветы на СССР. Во второй же заход «Фантомаса» в советские кинотеатры спустя несколько лет это ограничение сняли, и только дети его уже в основном и смотрели. Это, понятно, уже не мои собственные воспоминания — родители рассказывали.

    ответить

  • 6

    Cossack82 21 января 2018, 19:38 пожаловаться

    #

    Сам немного помню 80-е. Могу одно сказать: дубляж тогда был на крайне высоком уровне. Недавно стал смотреть советский дубляж Звездных войн — очень непривычное ощущение. Язык на котором говорят персонажи не загажен. :)

    Кстати, благодаря работе актеров и переводчиков иногда фильмы и мультфильмы становились лучше оригинала.

    А с Фантомасом была целая эпопея в СССР. Когда показали первый фильм у народа немного «подснесло крышу». В почтовых ящиках можно было найти сообщение от фантомаса, дети играли в Фантомаса сбиваясь в группы и занимаясь мелким хулиганством. Даже в одной из серий советского фильма про милиционера Аниськина был отражен сей культурный феномен. Потому и ограничили термоядерное воздействие зарубежного кино на неокрепшие умы.

    ответить

  • 1

    SSPavlov 25 января 2018, 16:08 пожаловаться

    #

    а с какой целью делался советский дубляж звездных войн? их что крутили в кинотеатрах?
    спасибо за информацию, поищу, интересно

    ответить

  • 1

    Владислав88 22 июля 2018, 19:47 пожаловаться

    #

    С целью показа, но цензура пустила в проката, и кино легло на полку.

    ответить

  • 1

    Rheo-TU 21 января 2018, 16:40 пожаловаться

    #

    Остается только грустить по тем временам, когда поход в кино стоил копейки…

    ответить

  • 3

    Cossack82 21 января 2018, 19:39 пожаловаться

    #

    Тогда были очень душевные кинотеатры под открытым воздухом. Я их совсем немного застал. Летним вечером было очень приятно смотреть кино. :)

    ответить

  • 5

    shady8108 21 января 2018, 23:06 пожаловаться

    #

    ну а зарплата была — рубли, так что все тоже самое. да и смотреть то, относительно мирового кино было нечего можно сказать.

    ответить

  • 1

    Владислав88 22 июля 2018, 19:48 пожаловаться

    #

    А сейчас есть что как будто)))
    Всё на тв перекочевала, но твшная цензура и форматы жёстче советских цензоров.

    ответить

  • 6

    Bellight 22 января 2018, 01:37 пожаловаться

    #

    выше был комментарий про цены. 10 коп. это детское кино в 10 утра. а хороший взрослый фильм стоил намного дороже, вроде бы от 70-80 коп.
    и фильмы показывали одни и те же. новый хороший фильм раз в год, наверное, выходил.
    много ты находишь за копейки на один и тот же фильм? без попкорна, на жестких сиденьях, без 3д звука? :)

    ответить

  • 1

    SSPavlov 25 января 2018, 16:16 пожаловаться

    #

    это зависело только от кинотеатра… например у нас в Иркутске, в центральных кинотеатрах (коих было 4) билеты стоили 50-80 копеек, а то и рубль тридцать, а в нашем ДК 10-30 копеек, на те же фильмы и с тем же примерно качеством… еще и ездить никуда не надо
    меня смутило замечание насчет фанты… кто знает, что реально в Москве в 70-80 была разливная фанта в стаканчиках? у нас максимум в конце 80-х это все появилось

    ответить

  • Mr honya 21 января 2018, 20:54 пожаловаться

    #

    Эх, так хочется отправиться на пару дней в Москву 60-х. Погулять по Арбату, познакомиться с симпатичной студенткой в красивом платье в горошек, купить по пломбиру и отправиться в кино на премьеру «Три плюс два»…
    Я родился в 1989-м)

    ответить

  • Cossack82 22 января 2018, 20:18 пожаловаться

    #

    Родился в 82-м и не имею ни малейшего желания отправляться в прошлое. Поверьте, сейчас ничуть не хуже! :)

    ответить

  • 2

    Игорь Кузин 21 января 2018, 21:51 пожаловаться

    #

    Интересная статья. Спасибо

    ответить

  • 8

    Фрэнк Дребин 21 января 2018, 22:51 пожаловаться

    #

    Интересная статья, сразу детство вспомнил. И дерматиновые сиденья, причём ряды стояли не лесенкой, как сейчас, а один за другим. И приходилось всё время наклоняться вбок, чтобы увидеть хоть что-то из-за голов впередисидящих. Помню первый блокбастер, который посмотрел в кино, это «Кинг-Конг» 1976-го. И вот это вот «Детям до 16-ти…» Причём не пускали на совсем безобидные фильмы. Мне было года три кажется и родителей не пустили со мной на какую-то несчастную «Анжелику». Пришлось им по очереди фильм смотреть.

    ответить

  • 3

    Кино-Глаз 22 января 2018, 07:50 пожаловаться

    #

    Довольно поверхностный обзор, большинство фактов взяты из википедии, кинопоиска и прочих вики-сайтов, никакой новизны и эксклюзива не представляют. Перечисления кассовых лидеров, зарубежных картин в прокате, лучших актрис по версии «Советского экрана» — это всё все и так давно знают. Видно, что автор не сидел в архивах Мосфильма, Ленфильма, студии Довженко, студии Горького, Грузия-фильма, Молдова-фильма и других киностудий, не был ни в Госфильмофонде, ни в РГАЛИ, ни в прочих конторах, где можно нарыть кучу полезной и эксклюзивной информации, а писал всё из интернета. Некоторые выводы и обобщения довольно странно читать.

    советское кино точно отражало реалии жизни в СССР
    Да конечно. Это шутка что ли?
    Что-то я не помню ни одного хрущёвско-брежневского фильма, где показывалась технологическая отсталость советского сельского хозяйства, дефицит продуктов продовольствия в малых населённых пунктах. Ни одного фильма, в котором советскую деревню показали как есть, без прикрас. Была «История Аси Клячиной», но картина легла на полку и вышла только в 1988-м.

    Ни одного фильма о подростковой преступности, травлях детей в школах. Первый фильм о школьных травлях («Чучело»), которые были распространённым явлением в 70-80-х, появился только после смерти Брежнева и путь к прокату этой картины был довольно тернист.

    Ни одного фильма, о воровстве на крупных гос. предприятиях (при Брежневе стало процветать в больших масштабах) и коррупции среди партфункционеров. Какие-то картины, обличающие бюрократию, воровство, блат и стяжательство были (типа «Лёгкая жизнь», «Пена» и тд) но делалось это в сугубо комедийно-сатирической форме и субъектом обличения были максимум директора колхозных рынков, престарелые спекулянтки, начальники ЖЭКов, алкаши, тунеядцы и тд. Первый фильм о повсеместной халатности («Остановился поезд») появился лишь в 1982.

    Также я не помню ни одного фильма 60-70-х и первой половины 80-х, где показывали бомжей, проституток, наркоманов.

    Советская молодёжь, бестолково и бесцельно проживающая свою жизнь, была показана в картине «Три дня Виктора Чернышёва», но фильм такой был всего один, вызвал массу критики и вскоре был снят с экрана, хотя какую-никакую кассу успел собрать. Об алкашах — «Беда» Дины Асановой — та же ситуация.

    Морально-психологические проблемы и нравственные искания оттепельно-постоттепельного общества показывали в фильмах «Мне двадцать лет», «Июльский дождь» Хуциева, «Долгая счастливая жизнь» Шпаликова, «Жил певчий дрозд» Иоселиани, «Ты и я», «Крылья» Шепитько, «Любить» Калика, но фильмы все эти шли ограниченным прокатом, а в разгар застоя (середина 70-х) они и вовсе прекратились, хотя проблемы в обществе назрели всё бОльшие.

    Попытки пересмотра взгляда на Гражданскую («Комиссар») и Великую отечественную («Проверка на дорогах») войны под другим углом встречали суровый отпор со стороны киноначальства. На тему ВОВ предпочитали патетические «Они сражались за Родину» и «В бой идут одни старики», а на тему Гражданской войны — приключенческие истерны типа трилогии о «Неуловимых мстителях» или «Свой среди чужих, чужой среди своих». Фильмы Аскольдова, Германа ложились на полку, чудом только выпустили «Двадцать дней без войны», и то по личной просьбе и заступничеству Константина Симонова.

    Когда кино вождю не нравилось, его клали на полку, хорошо еще, если дальше не отправляли режиссера
    Как ни парадоксально это звучит, но режиссёров при Сталине как раз не трогали. Ни один не пострадал. А вот сценаристов многих репрессировали. А всё потому, что автором фильма в советские годы всегда считался сценарист. Сценарист — это главный человек в производстве фильма, а режиссёр, оператор, художник — это чисто наёмный коллектив, который осуществляют постановку сценарного замысла. Поэтому в титрах всех советских фильмов сначала указывается автор сценария, а затем постановщики: режиссёр, оператор, художник.

    «Танцор диско»
    Можно было прикрепить официальный плакат фильма, а не эту неряшливо и самопально сделанную кем-то в фотошопе картинку?

    ответить

  • 2

    Erina 22 января 2018, 13:36 пожаловаться

    #

    «Танцор диско»
    Можно было прикрепить официальный плакат фильма, а не эту неряшливо и самопально сделанную кем-то в фотошопе картинку?


    Официальный советский плакат сейчасв интернете днём с огнём не найдёшь, а в архивах, как вы уже заметили «автор не сидел».

    ответить

  • 2

    Cossack82 22 января 2018, 20:16 пожаловаться

    #

    Видно, что автор не сидел в архивах Мосфильма, Ленфильма, студии Довженко, студии Горького, Грузия-фильма, Молдова-фильма и других киностудий, не был ни в Госфильмофонде, ни в РГАЛИ, ни в прочих конторах, где можно нарыть кучу полезной и эксклюзивной информации, а писал всё из интернета.

    Мда… Ваше сообщение оставляет ещё более странное ощущение…

    На тему ВОВ предпочитали патетические «Они сражались за Родину» и «В бой идут одни старики»

    ЧЕГО? Это потому что их предпочитали, тому же «В бой идут одни старики» так ставили палки в колеса, что некоторым актерам приходилось чуть ли не тайком сниматься? И так предпочитали самолеты не выделили, пришлось макеты делать самим? И цветную пленку не дали, а только черно-белую? Это все из-за того, что их предпочитали??? И что выпустили этот фильм только по протекции некоторых больших генералов которые увидели знакомые мотивы в фильме (немудрено, так как Быков пошел по пути заимствования случаев показанных в фильме из мемуаров советских летчиков)?

    «Они сражались за Родину» так же непросто дошел до проката.

    Нет, я бы понял, если бы вы в пример привели озеровщину (которую я терпеть не могу) которой дали все что просили и даже больше, но эти два фильма… Либо вы просто незнакомы с темой, либо толсто троллите.

    а на тему Гражданской войны — приключенческие истерны типа трилогии о «Неуловимых мстителях» или «Свой среди чужих, чужой среди своих».

    И снова вы не владеете темой. В качестве примера можно привести множество фильмов от «Последнего аттракциона» 21-го года до «Красной площади». В последней вообще положительный главный герой, о ужас(!), царский офицер!

    Первый фильм о повсеместной халатности («Остановился поезд») появился лишь в 1982.

    ДА? А вот мне сразу же вспоминается фильм «Строгая мужская жизнь» про очковтирательство в армии и к чему оно приводит. 73-й год, кажется?

    Также я не помню ни одного фильма 60-70-х и первой половины 80-х, где показывали бомжей, проституток, наркоманов.

    Мда, вы точно в советском кино не очень… «Место встречи изменить нельзя», 1979 год, Манька Облигация и да вообще — куча всевозможных бандитов. Если брать деклассированные элементы, то таких фильмов довольно много вроде «Город принял» или «Я — следователь».

    Но вообще, есть мнение, что советская власть старалась показывать людям пример для подражания в кино, а проститутки и бандиты на эту роль подходили мало. И когда в 80-е пошли всяческие «Интердевочки» то закончилось это довольно печально.

    ответить

  • 1

    Кино-Глаз 23 января 2018, 17:19 пожаловаться

    #

    Мда, вы точно в советском кино не очень… «Место встречи изменить нельзя», 1979 год
    Во-первых «Место встречи изменить нельзя» это не кино, а ТВ. Это не кинофильм, а многосерийный телефильм, который был снят по заказу Гостелерадио и в прокате никогда не шёл. Здесь о телепродукции речь вообще не шла. Статья и книга о советском кинопрокате хрущёвско-брежневского периода, т. е. второй половины 1950-х начала 1980-х.
    Во-вторых, время показанное в фильме — первые послевоенные годы. Вспомнили послевоенную разруху 1940-х в фильмах конца 1970-х, ну вы ещё вспомните фильмы, в которых показывались беспризорники 1920-х. Речь о чём шла? Об отражении реалий современной советской жизни в кино, а не реалий прошлых эпох. Где в кино 60-70-80-х бомжи, наркоманы, проститутки? Их полно было в то время. Это реалии того времени. Но кино их почему-то не отражало.

    ЧЕГО? Это потому что их предпочитали, тому же «В бой идут одни старики»
    У «В бой идут одни старики» были препоны на республиканском уровне, но фильм получил хороший тираж и 1-ю прокатную категорию. У «Они сражались за Родину», как и других фильмов Бондарчука, трудностей вообще не было. Этот фильм ещё и отправили на фестиваль в Канны. И прокатные судьбы этих фильмов нечего сравнивать с прокатными судьбами фильмов Германа.

    Про Гражданскую войну «Последний аттракцион» приводите в пример — немой фильм 1929 (а не 1921 года), а речь о хрущёвско-брежневском прокате.

    вспоминается фильм «Строгая мужская жизнь»
    «Строгая мужская жизнь» — это совсем не то. Ну вы ещё скажите о производственных драмах 1970-х, о том как не вовремя был сдан какой-то участок цеха и тд. Ленфильм любил такое снимать одно время. Халатность как неотъемлемая оставляющая советско-российского менталитета была впервые показана лишь у Абдрашитова и Миндадзе в 1982 году.

    Но вообще, есть мнение, что советская власть старалась показывать людям пример для подражания в кино, а проститутки и бандиты на эту роль подходили мало
    Ну если кинематограф воспринимать не как искусство, а как инструмент пропаганды и воспитания (коим искусство быть не должно) — возможно это оправдано.

    ответить

  • Дмитрий111 14 февраля 2018, 16:34 пожаловаться

    #

    Вы видимо абсолютно не в теме. Первую прокатную категорию советские фильмы получали очень редко, даже «Москва слезам не верит» — только вторая, «В бой идут одни старики» судя по тиражу — 4 категория или 3. Первая была у «Освобождения», «Войны и мира» и еще у 2-3 фильмов.

    ответить

  • Дмитрий111 14 февраля 2018, 16:36 пожаловаться

    #

    И между прочим у «Они сражались за Родину» категория ниже «Стариков» — пятая.

    ответить

  • Кино-Глаз 14 февраля 2018, 19:49 пожаловаться

    #

    Не сочиняйте сказки. Пятой прокатной категории вообще не существовало. Их было всего четыре. «Москва слезам не верит», «В бой идут одни старики», «Они сражались за Родину» — всё I категория. И ещё у многих фильмов была первая.

    Четвёртая прокатная категория была у таких фильмов как «Листопад», «Июльский дождь», «Долгая счастливая жизнь», «Первороссияне», «Любить» и т. п. Минимум кинорекламы и минимум прокатных копий (у «Зеркала» — 84, были фильмы и с двумя или тремя фильмокопиями). Вторая была у таких фильмов как «Тени забытых предков», «Жил певчий дрозд», «Короткие встречи», «Андрей Рублёв», «Мне двадцать лет»

    ответить

  • 1

    Дмитрий111 14 февраля 2018, 20:13 пожаловаться

    #

    Это вы сочиняете. Вы путаете категорию худсовета (от которой зависели только постановочные лиц, имевших право на вознаграждение такого рода) с прокатной категорией. Прокатных категорий было в разные годы от 18 до 24, прокатной категорией определялось количество копий, направляемых кинопрокатной организации, а также количество копий для специальных установок. У фильма «Зеркало» была 20 категория, у «Сталкера» — 18, «Июльского дождя» — 17. Советским фильмам с предполагаемым коммерческим потенциалом как правило давалась категория с 3 по 6, зарубежным — с 8 по 12. Тиражей в 2 копии не могло быть (в силу особенностей печати), 3 копии тоже не было. Для самых малотиражных фильмов типичными тиражами было 15-25 копий (22 категория) и 50-65 копий (21) — Монголия, Вьетнам, КНДР, страны третьего мира, некоторые фильмы других соцстран, изредка — западный артхаус. Советские фильмы подобные категории получали крайне редко (например, вышеупомянутый «Любить»). Кстати говоря, от прокатной категории непосредственно зависели потиражные сценаристов — с 1 категории, которую, впрочем почти никогда не давали, можно было получить более 16 тыс руб (не считая гонорара от студии — 5-10 тыс).

    ответить

  • 1

    Дмитрий111 14 февраля 2018, 20:21 пожаловаться

    #

    И еще вы очевидно не в курсе, что только плюсовых получателей было как минимум 4 (Ялта, Адлер, Московская область, Л-д), поэтому даже при нулевом тираже, если бы это было возможно, тираж был бы не менее 4 копий.

    ответить

  • Кино-Глаз 15 февраля 2018, 09:01 пожаловаться

    #

    Посмотрите этот список:
    страница 1
    страница 2

    У системы плюсовых получателей явно были исключения. В списке приводятся несколько фильмов прозводства студий Эстонии, Литвы, Украины, Грузии, которые шли только в республиканском прокате. То есть этих фильмов не могло быть в Москве, Ленинграде, Сочи, а в Ялте наверно были фильмы киностудии Довженко из этого списка.

    И фильмы, имевшие до 10 прокатных копий тоже известны:
    «Среди серых камней» (Одесская студия, 1983, реж. Муратова) — 1 копия
    «Искатель приключений» (Таллинфильм, 1983, реж. Кийск) — 1 копия
    «Пробуждение» (Узбекфильм, 1983, реж. Файзиев) — 9 копий
    Это тоже редкие и несистемные исключения (все три фильма почему-то 1983 года), но они были.

    ответить

  • Дмитрий111 15 февраля 2018, 12:41 пожаловаться

    #

    Довелось как-то спрашивать автора этих списков об их происхождении. В итоге выяснилось, что доступа к карточкам Союзкинофонда и сводным Главкинопроката у него никогда не было, а информацию он брал из аналитических материалов Союзинформкино. Поэтому неудивительны опечатки, которые тем более заметны при сравнении. Например, у «Искателя приключений», у которого будто бы одна копия — посещаемость 400 тыс зрит, что невозможно для подобного фильма. Смотрите, что получается: ресурс копии 500 условных сеансов, поэтому этой копии надо было иметь 800 зрителей на сеанс. Оставим на секунду невозможность этого в принципе и отметим, что на площадках в 800 зрит. использовались двухсистемные проекторы, по которым шли коэффициенты на износ пленки то ли в 30, то ли в 40%. Поэтому среднее количество зрителей на сеанс до списания копии уже увеличивается до 1040-1120 зрителей. Абсурд. Реально такой посещаемоости соответствует минимум (минимум!!!) два десятка копий, а скорее всего штук 50.
    Кроме того, ко всем республиканским фильмам при создании русских версий сразу печаталось 2 копии на студии дубляжа, после завершения работы копии не списывались (потому что иначе они попали бы в затраты студии), а склеивались и сдавались с комплектом исходных. Ну и естественно, там же студии печаталась контрольная копия. Вот вам уже минимум 3. Печать на копировальных фабриках шла блоками (35-мм — по 3 или 5 копий сразу, 16-мм — по 2 копии на 32-мм пленке, которая потом разрезалась пополам). Поэтому тиража в 1 копию не могло быть физически.
    Что касается республиканских фильмов, не выпущенных в общесоюзный прокат, то это к делу отношения вообще не имеет. Мы же говорим только о тех фильмах, которые выпущены в СССР. В республиках свои версии и выходили намного раньше.

    ответить

  • 1

    Алекс Мерфи 22 января 2018, 07:54 пожаловаться

    #

    Столько текста, а ничего нового и интересного — видимо, подстать и всей остальной книге. Плохая работа!

    ответить

  • 5

    sokolrock 22 января 2018, 09:50 пожаловаться

    #

    «Зачастую в кассы кинотеатров стояли длиннющие очереди, но они были приятными.»

    После этого даже читать не стал. Очередная агитка для подростков про «райскую жизнь» в СССР с «незначительными» трудностями.

    ответить

  • 1

    Cossack82 22 января 2018, 20:20 пожаловаться

    #

    А ведь лет так через 20 кто-нибудь напишет: «Зачастую, в вечернее время, в кассы супермаркетов стояли длиннющие очереди, но они были приятными.»

    ответить

  • 1

    Дикий Пушистик 22 января 2018, 10:38 пожаловаться

    #

    Сам был школьником в 80-е.)))
    Помню те билеты на сеанс за 10 копеек. Берешь билет в кино, ещё за 10 копеек покупаешь пломбир (или кофейное мороженое — уже з 15 копеек) — и понеслась мальчишеская душа в рай!
    Много чего смотрел тогда, в 80-е/ начало 90-х. От «Капитана „Пилигрима“ и разных мультиков (в том числе японских и венгерских), до „Оцеола-вождь семинолов“ и «Крепкая рука — друг индейцев». А «Парижские тайны» с Жаном Марэ! Мама же, помню, примерно тогда смотрела в кино его же в «графе Монте-Кристо». А «Большая прогулка»!
    Ну и фильмы с комик-группой «Шарло» тоже шли…
    Помню те очереди. На «Конвой» (про дальнобоев) и т. п. Были и спекулянты билетами. А порою просто люди у касс стояли и спрашивали, не нужен ли кому лишний билетик -и продавали без наценки.
    насчёт кинотеатров. Они были разные. Были простые районные ДК, с ровными рядами. А были и с отличными большими залами амфитеатрального типа.
    Буфеты в кино… Спиртное я тогда не пил, но любил там взять то же мороженое — в стальных вазочках. С вареньем либо шоколадом на выбор.)))
    Хорошее было время. Бедное, но не нищее и не злое, как потом в 90-е…
    Афиши красивые были…
    Хорошая статья.

    ответить

  • Вспомнил вдруг — румынский боевик «Серебряная маска». Ходил на него с одноклассником…
    Или потом уже, в начале 90-х — «Коммандо», «Новая надежда (Звёздные войны)», «Пираты»…
    «Лыжный патруль»…

    ответить

  • 2

    cergunchik 23 января 2018, 16:17 пожаловаться

    #

    Интересно, что там за вестерн с Чаком Коннорсом? У него их около 20…

    ответить

 
Добавить комментарий...