Статьи

«Картина дня» 100 лет назад: Скрытая камера, живой дубляж и китайцы в кино

«Падение Романовых» станет фильмом без конца, кинотеатры страдают от военного налога, сделаны первые съемки действующего вулкана — и другие новости кино 1917—1918 годов.
«Картина дня» 100 лет назад: Скрытая камера, живой дубляж и китайцы в кино
«Было ли когда-нибудь?» (1917) Дадли Бакстона

Очередной выпуск рубрики КиноПоиска «„Картина дня“ 100 лет назад» с обзором событий из мира кино, которые произошли век назад (с первыми выпусками можно познакомиться здесь).

У «Падения Романовых» не будет конца?

США. Сообщается, что картина «Падение Романовых» со временем может быть изменена: стремительно меняющаяся ситуация открыла уникальное качество фильма. Изначально режиссер Герберт Бренон снимал ее как цельную, законченную ленту без намерения впоследствии добавлять еще какие-либо сцены. Однако события в России продолжают развиваться, и режиссер увидел, что сама история поставляет новые, критически важные эпизоды небывалой драматической силы.

Мистера Бренона поразила новаторская идея: фильм можно поддерживать в живом состоянии, добавляя к нему актуальные куски. Ничего подобного в немом кино еще не было — теперь открываются новые возможности объединить в нем историю, драму и своевременность печатных изданий. Режиссер считает, что с помощью «Падения Романовых» он подарит экрану новую миссию, а сам фильм станет первой большой кинолетописью российских событий.

К фильму уже были добавлены новые сцены. Например, выступление американского социалиста Чарльза Эдварда Расселла перед Государственной думой. Сам мистер Расселл помог в создании этого эпизода. Режиссер ожидает нового развития ситуации и просит исполнителей оставаться в зоне досягаемости и быть готовыми к съемкам (Motion Picture News, 1 декабря).

Теда Бара сыграла русскую

Реклама фильма  «Кровавая роза» с участием Теды Бары

Реклама фильма «Кровавая роза» с участием Теды Бары

США. Уильям Фокс объявил о завершении новой масштабной картины Теды Бары «Кровавая роза». Фильм рассказывает о той роли, которую сыграли люди, особенно женщины, Белой империи, чтобы приблизить русскую революцию и свергнуть деспотов, правящих страной. Историю придумал Рышард Ордынски, режиссер Метрополитен-опера, он же исполнил главную мужскую роль и был в ответе за художественное оформление и декорации. Будучи уроженцем Польши, Ордынски большую часть жизни провел в разных уголках Российской империи. Говорят, ему удалось до мельчайших подробностей передать атмосферу жизни и быт русских.

Мисс Бара считает, что это ее лучшая работа. Она играет русскую женщину, связавшуюся с революционерами и вышедшую замуж за князя, который становится премьер-министром империи. В какой-то момент ей приказано его убить... Принятое ею решение играет ключевую роль в мартовских событиях 1917 года, результатом которых становится создание новой республики.

Реклама фильма  «Кровавая роза» с участием Теды Бары

Реклама фильма «Кровавая роза» с участием Теды Бары

Напомним, что в конце 1917 года Теодосия Гудман, известная кинозрителям как Теда Бара, получила разрешение судьи Верховного суда США Доннелли официально взять себе имя, сделавшее ее знаменитой. Одновременно 19-летняя сестра звезды, Эстер Гудман, поменяла имя на Лоро Бара и объявила, что собирается начать собственную кинокарьеру (Exhibitors Herald, 24 ноября, 1 декабря).

Сиквел «У камина» ставит рекорды

Харьков. В кинотеатре «Ампир» была поставлена вторая серия картины «У камина»«Позабудь про камин — в нем погасли огни». У театра во все время постановки была огромная очередь. Кто-то из очереди пустил слух, что пропустили несколько человек через запасный выход, и началось настоящее вавилонское столпотворение: публика ринулась в театр, разбила окна, сорвала с петель двери, толпа запрудила всю улицу. Администрация кинотеатра едва не подверглась жестокому самосуду. Был вызван отряд конных драгун. С большим трудом успокоили расходившуюся публику. Картина продолжает делать колоссальные сборы («Киножурнал», 1917, № 17—24).

На экранах — рождественский фильм о поэте-«золушке»

Реклама фильма «По прозвищу Золушка»

Реклама фильма «По прозвищу Золушка»

США. «По прозвищу Золушка» — новое рождественское кино студии Goldwyn. Главный герой — бедный и несчастный, словно Золушка из сказки, поэт. А в роли волшебной крестной, таинственным образом помогающей персонажу Тома Мура, предстает богатая наследница в исполнении мисс Мэй Марш. История удивительным образом подходит для текущего сезона — действие происходит в рождественские дни и полно праздничного духа. Однако фильм должен привлекать зрителей круглый год — об этом свидетельствует успех пьесы знаменитого драматурга Эдварда Чайлдса Карпентера, которую почти совсем не изменили для экрана. Продюсер, мистер Голдвин, считает, что прокатчикам крайне важно в это время правильно подобрать программу, так как обычно декабрьские недели считаются периодом затишья в киноиндустрии: публика предпочитает тратить деньги и время на подарки (Exhibitors Herald, Motion Picture News, 1 декабря 1917).

Кинотеатры страдают от военного налога

США. Новый закон, регулирующий отчисления кинематографистов в пользу военного дела, вступил в силу в ноябре 1917-го. И хотя посещаемость в кинотеатрах страны осталась в основном на прежнем уровне, уже страдают маленькие независимые кинотеатры. Сумма налога — 15 центов с одной катушки пленки (части, то есть 10 минут) каждого демонстрируемого фильма или 10% с входного билета. Освобождены от налога только те кинотеатры, которые берут за вход максимум 5 центов. Дети до 12 лет должны платить налог в сумме 1 цент независимо от цены на билет.

Чтобы избежать уплаты налога за дневной сеанс, кинотеатрам порой приходится отменять вечерние. Часть из них повысили цены и выплачивают налог сами, остальные понимают закон по-другому: они не поднимают цены, а собирают деньги со зрителей отдельно. Во многих кинотеатрах страны в фойе можно увидеть табличку: «Мы платим военный налог». Девушки-кассирши теперь не успевают вязать на рабочем месте, все время отсчитывая и пересчитывая мелочь (Exhibitors Herald от 17 и 24 ноября, Motion Picture News, 8 декабря, Variety, ноябрь-декабрь).

Управляющий обворовал кинотеатр

Красноярск. Нас просят сообщить, что бывший управляющий театром Полякова Иван Петрович Рылкис на днях скрылся, похитив сборы его театра с 6 ноября по 14 декабря. Доверенность, выданную ему, просим считать недействительной. Лицу, указавшему его местонахождение, будет выдана тысяча рублей. Владелец кинематографа в Красноярске Поляков («Киножурнал», 1917, № 17—24).

Рождественская реклама киностудии Fox

Рождественская реклама киностудии Fox

Германия «дарит» новые киносюжеты

США — Великобритания. Режиссер Теодор Уортон (компания Уортонов, Итака, штат Нью-Йорк) сделал необычное заявление. Он сказал, что, несмотря на все ужасы, которые творит имперское правительство Германии, у подданных немецкого кайзера неплохо получается подавать новые идеи для сценариев. Напомним, что Уортоны ставят новый сериал «Глаз орла» по сценарию начальника секретной службы США Уильяма Дж. Флинна. Он расскажет о внутриполитических немецких планах и интригах.

Слова американца нашли подтверждение в Великобритании, где на экраны вышел мультфильм англичанина Дадли Бакстона «Было ли когда-нибудь?», демонстрирующий мрачное будущее Англии. В истории — человек с Луны, который попадает на Землю и обнаруживает последнего выжившего в мировой войне. Но оказывается, все не так просто. Согласно сюжету фильма страна неосмотрительно заключила мир с еще не до конца побежденной Германией, а Лондон был уничтожен лучами смерти (Motion Picture News, 24 ноября, Variety, 30 ноября).

Раскрыта спекуляция билетами в кинематографе

Пятигорск. Агентом уголовного отделения при посещении кинематографа «Феномен», принадлежащего Иванову, было замечено, что билеты, продававшиеся посетителям, контрольными служащими отбирались целиком, причем часть билета совершенно не отрывалась. Билеты затем складывались вместе за афишей, и когда их набиралось достаточное количество, они относились в кассу и снова шли в продажу. Таким образом, шла своего рода спекуляция, в результате господин Иванов очень много выигрывал на марках для наклейки на билеты. По этому поводу составлен протокол и делу дан законный ход («Проектор», 1917, № 19—20).

Фильм на основе реальных событий

Реклама фильма «Парадная мантия»

Реклама фильма «Парадная мантия»

США. Сюжет новой картины Рекса Ингрэма «Парадная мантия» основывается на реальном происшествии из современной политической жизни, описанном в книге журналистов Этель и Джеймса Доррэнс. Генри Б. Уолтхолл играет Джулиана Рэндолфа, непорядочного адвоката, который специализируется на поставке для суда подставных присяжных. Ему предлагают судейскую должность в обмен на оправдательный приговор обвиненного в убийстве Клиффорда Нордоффа, брата могущественного политика. Фильм обещает стать событием еще и потому, что в съемках приняли участие два чистокровных арабских скакуна, которых студии одолжил калифорнийский миллионер, пожелавший остаться неназванным (Exhibitors Herald, 17 ноября).

Актеры сами озвучивают свои роли

США. Карл Леммле — управляющий директор компании Bluebird (подразделение Universal) — затеял новый эксперимент: актеры сами будут озвучивать свои реплики во время демонстрации фильма, а их слова — подтверждаться привычными интертитрами. Один из первых зрителей поделился впечатлениями: «Любопытный опыт. На самом деле по лицу говорящего всегда сразу все видно. Серьезно ли то, что он говорит, или смешно, взгляд человека охватывает сразу все проявления — мимику, жесты — и превращает этот объем впечатлений в конкретные слова. Точно так же мы ведем себя в кинозале, поэтому многих из нас поразили голоса немого экрана» (Motion Picture News, 8 декабря).

Сделаны первые съемки действующего вулкана

Гавайи. Впервые в истории кино оператор спустился к действующему вулкану Килауэа на Гавайских островах, чтобы снять огненную, извергающуюся лаву. Оператор Уильям Ф. Олдрич входит в состав экспедиции, отправленной компанией «Питер Пэн филм» для съемок по всему миру. В противогазе и кожаном шлеме, закрывающем лицо, он совершил опаснейшее путешествие, пройдя 300 футов, отделяющих кромку вулкана от лавового озера. До этого почти никому не удавалось снять Килауэа: во-первых, в процессе извержения все вокруг застилает дым, а во-вторых, яркий свет часто приводит к передержке пленки (Exhibitors Herald, 17 ноября).

Скрытая камера — новаторский способ съемки

США. Новаторским способом съемки обещает поразить грядущая картина «Восьмой прародитель». Действие одной из сцен происходит в отеле, ради ее съемок режиссер Уилльям Уолперт планирует установить камеру в мезонине лос-анджелесского здания. Звезды Альфдред Уитман и Нелл Шипман и другие актеры смешаются с толпой гостей в фойе, оставаясь для них не замеченными. Таким образом, планируется избавиться от неестественности, обычно сопутствующей подобным сценам (Motion Picture News, 1 декабря).

«Мама» — пример операторских достижений

Реклама фильма «Мама»

Реклама фильма «Мама»

Великобритания. Бытующее мнение о неприемлемых условиях для съемок в Англии опровергнуто операторскими эффектами, которых удалось достичь в новой постановке Джорджа Лоана Такера «Мама» с ее выдающимися панорамными видами и пасторальными красотами Дартмура, впервые представленными на экране. Мистер Такер получил необыкновенно реалистичное изображение лунного света с помощью специальным образом подкрашенной пленки.

Удивительные эффекты дали даже ночные съемки: в одном кадре виден свет, горящий в окне маленького домика, находящегося в долине и с двух сторон укрываемого тенями дартмурских холмов. Крутые склоны и отвесные стены выглядят так, будто сняты при ярком свете, в то время как дом с точкой света вырисовывается лишь силуэтом. «Мама», в которой снялась звезда Элизабет Рисдон, безусловно, станет новой вехой в истории художественной фотографии. Также литературное переложение истории будет в скором времени напечатано в ежемесячном популярном журнале Ladies’ World, что поможет лучше прорекламировать картину (Motion Picture News, 17 ноября, 1 декабря; Exhibitors Herald, 17 ноября).

Началось строительство новой фабрики Чаплина

США. В середине ноября 1917-го Чарли Чаплин официально открыл строительство своей кинофабрики, которая оценивается в полмиллиона долларов. Без пышной церемонии, в присутствии лишь нескольких членов группы, он лично воткнул лопату в голливудскую землю Южной Калифорнии на участке стоимостью 30 тыс. долларов. Сидни Чаплин, брат комика, также взялся за мотыгу и последовал примеру Чарли. Все прошло тихо — не было никаких речей, фейерверков или духового оркестра. Всего за месяц работы местность приобрела черты затейливой английской деревни. Чаплин планирует потратить еще более полумиллиона на улучшение и оснащение здания и прилегающих территорий. Фабрика будет строиться как минимум два месяца, но уже через три недели актер и режиссер сможет приступить к съемкам восьми картин — соответствующий договор был заключен с Национальной сетью кинопрокатчиков (Motion Picture News, 24 ноября).

Куклы соперничают с реальными актерами

«Кукла мечты»

«Кукла мечты»

США. Студия Essanay подарит зрителям оригинальную новинку: режиссер и изобретатель Ховард С. Мосс в фильме «Кукла мечты» придумал оживить на экране 35-сантиметровых кукол с помощью особого запатентованного процесса изготовления манекенов. Работа заняла почти полгода. Говорят, личная коллекция мистера Мосса, экземпляры которой были в основном привезены из-за границы или сделаны на заказ, оценивается в тысячи долларов. Фильм рассказывает о чокнутом профессоре-химике, который изобрел эликсир, способный оживлять куклы. Он не знает, что средство также может иметь обратное действие — превращать живых людей в манекены (Exhibitors Herald, 24 ноября, 1 и 15 декабря; Motion Picture News, 1 декабря; Moving Picture World, декабрь).

Детям запретят ходить в кино до 16 лет?

США. Представители законодательной власти в Сент-Луисе, штат Миссури, в том числе судья Хеннингс, предложили запретить детям до 16 посещать кинотеатры. Если получится принять соответствующий закон, он станет одним из самых радикальных в истории кинобизнеса. Он коснется запрета на фильмы с похищениями, изменами, убийствами, ограблениями, то есть по сути практически всех, которые сейчас снимают (Motion Picture News, 1 декабря; Exhibitors Herald, 1 и 8 декабря).

Китайцы не хотят покидать кинотеатры

Китай. Кинематограф в Небесной империи развивается весьма интенсивно. Вот уже пять лет, как китайцы снимают свои собственные картины. Сделать это вначале было нелегко, так как китайская публика ничего не знала о кинематографе, и никто не посещал первые открывшиеся театры. В конце концов театровладельцы должны были платить публике первое время за посещение театра.

Вскоре китайскими предпринимателями было замечено, что публика почти не интересуется драмами, действие которых происходит где-то далеко за границей. Тогда решили делать съемки в самом Китае. Приглашение актеров оказалось делом весьма нелегким, их самым большим недостатком было и осталось совершенное отсутствие фантазии. Прежде чем актер мог изобразить горе или страдание, режиссер должен был на самом деле причинить ему боль. Если сцена требовала изображения обеда, то нужно было давать настоящий обед. Кроме того, очень часто актер отказывается играть ту или другую сцену исключительно из-за суеверия, тогда съемка останавливается, пока не удастся убедить актера играть дальше, или приходится подыскивать другого исполнителя. В Шанхае самая большая фабрика располагает труппой в 300 актеров, другая фирма в Гонконге — столькими же.

Во многих китайских театрах публика остается целый день, кушанье приносится в театр, и только усталость заставляет ее покинуть зал. Китайские зрители полагают, что у них есть право оставаться в кинотеатре, пока он не закрывается, поэтому они часто смотрят одну и ту же программу несколько раз. Даже драма в семь частей кажется им слишком короткой, длинные серии никогда не утомляют их внимания. Почти невозможно истощить внимание китайской аудитории («Киножурнал», 1917, № 17—24).

Читайте также
Статьи «Картина дня» 100 лет назад: Поддельный Чаплин, Революция и Пушкин-режиссер Кинотеатры Москвы будут работать лишь 3 дня в неделю, будущее стереокино под вопросом, появился новый вид воровства фильмов и другие новости кино 1917 года.
Статьи «Картина дня» 100 лет назад: Сериал «Молодожены», порно и пропаганда США Пираты похитили ленту Чаплина, немцы делают фальшивые английские фильмы, курица Пикфорд оказалась петухом Фэрбенксом и другие новости кино 1917 года.
Статьи «Картина дня» 100 лет назад: Чаплин, Китон и оскорбление чувств верующих Чаплин не платит налоги, оператор Франциссон разбился на аэроплане, в тылу украли фильм «Мародеры тыла», а также другие события мира кино, которые произошли 100 лет назад, в июне-июле 1917 года.
Статьи Синематограф и животные пляски: Как подростки сделали кино популярным Как появились первые кинозвезды? Как детский труд сказался на развитии киноиндустрии? Ответы — в новой книге Джона Сэвиджа «Тинейджеры. Зарождение молодежной культуры 1875—1945».
Комментарии (7)

Новый комментарий...

  • 4

    уэф 8 января 2018, 09:36 пожаловаться небесная империя

    #

    Хорошая рубрика, но по прежнему не хватает глубины некоторых новостей. Так и не смог найти информацию по фильму У камина, из-за которого публика разнесла кинотеатр.
    А вот новость про китайский кинопром очень точная и показательная, особенно про фантазию актёров)
    Спасибо!

    ответить

  • 11

    Mr NS 8 января 2018, 13:48 пожаловаться

    #

    Мне кажется, что это лучший выпуск. Очень много забавной и любопытной информации. ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ круто!))

    ответить

  • 6

    mgk75 8 января 2018, 15:03 пожаловаться

    #

    Очень любопытная подборка новостей. Посмотреть фильм о династии Романовых было бы интересно.

    ответить

  • 4

    SpaceStationOne 8 января 2018, 16:33 пожаловаться

    #

    Замечательная подборка.

    фильм можно поддерживать в живом состоянии, добавляя к нему актуальные куски.

    Как сказал бы Колин Клайв: Its alive!!!

    человек с Луны, который попадает на Землю и обнаруживает последнего выжившего в мировой войне. Но оказывается, все не так просто. Согласно сюжету фильма страна неосмотрительно заключила мир с еще не до конца побежденной Германией, а Лондон был уничтожен лучами смерти

    Впечатляет.

    Оператор Уильям Ф. Олдрич входит в состав экспедиции, отправленной компанией «Питер Пэн филм» для съемок по всему миру. В противогазе и кожаном шлеме, закрывающем лицо, он совершил опаснейшее путешествие, пройдя 300 футов, отделяющих кромку вулкана от лавового озера.

    300 футов для одного человека — гигантский скачок для всего кинематографа.

    ответить

  • 3

    freawertyhm 9 января 2018, 04:26 пожаловаться

    #

    класные были времена -попробуй сейчас кто-нибудь обокрасть кинотеатр, вынеся из него месячные кассовые сборы!!! в 21 веке это уже сложно представить, во-первых, никому не нужно, во-вторых, камеры, в третьих- не велика сумма, по сравнению с банками, наконец, валюта и продажи билетов сейчас могут быть и цифровыми)

    ответить

  • 1

    Alex Croft 10 января 2018, 05:49 пожаловаться

    #

    Шикарная рубрика. Продолжайте и дальше

    ответить

  • 1

    Kirill Mavlyanov 21 января 2018, 20:22 пожаловаться

    #

    Про китайцев забавно. :-)

    ответить

 
Добавить комментарий...