Статьи

Шаманы, рокеры и Звягинцев: Что смотреть на «Артдокфесте-2017»

КиноПоиск выбрал из программы «Артдокфеста» 16 наиболее интересных документальных фильмов — смешных, грустных и порой страшных.
Шаманы, рокеры и Звягинцев: Что смотреть на «Артдокфесте-2017»
«Про рок»

КиноПоиск рассказывает о 16 наиболее интересных фильмах фестиваля документального кино «Артдокфест», который пройдет с 6 по 12 декабря 2017 года в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

«Процесс»

режиссер Аскольд Куров

«Процесс»

«Процесс»

Фильмом открытия в этом году выбрана не новая картина — она уже была показана на Берлинском кинофестивале и получила приличную порцию положительной прессы. В России лента пока не демонстрировалась, но в ее актуальности сомневаться не приходится. Автор фильма Аскольд Куров («Ленинленд», «Дети 404», «Зима, уходи») попытался максимально объективно изложить все детали дела Олега Сенцова, чтобы каждому зрителю стало очевидно: 20-летний срок наказания режиссеру присудили незаслуженно. О Сенцове регулярно пишут СМИ, его имя на слуху, что, конечно, придаст церемонии открытия фестиваля публицистический запал и привлечет дополнительное внимание к «Артдокфесту».

«Про рок»

режиссер Евгений Григорьев

«Про рок»

«Про рок»

Уже весной, когда состоялась премьера этого фильма на фестивале «Движение» в Омске, стало понятно, что длинный и временами многословный рассказ Евгения Григорьева о попытках нескольких молодых рок-групп из Екатеринбурга достичь успеха — претендент на главное событие года в нашем кино. Сюжет ленты — не только и не столько объяснение того, почему русский рок умер, сколько развернутая метафора. О новом поколении людей, которые отказались от борьбы со всеми, кроме самих себя. И в этой борьбе, конечно, проиграли. О творчестве, за которым всегда должна следовать кропотливая и дисциплинированная работа, иначе оно угасает и умирает. О молодости, которая слишком быстро утрачивает свою энергию, казавшуюся бесконечной.

«Слишком свободный человек»

режиссер Вера Кричевская

«Слишком свободный человек»

«Слишком свободный человек»

Совсем недавно выходил фильм «Мой друг Борис Немцов», который поражал уровнем приближения к герою, иногда почти неприличным. Другой новый фильм про Немцова — «Слишком свободный человек», который не так давно шел в прокате небольшим числом экранов — картина совершенно другого типа. Это попытка через друзей и коллег Немцова оценить во всей полноте его карьерный путь и перспективы в российской политике. А заодно понять, на каких этапах он совершал ошибки и почему его смерть была, как бы это чудовищно ни звучало, закономерной.

«Другая жизнь»

режиссер Дмитрий Васюков

«Другая жизнь»

«Другая жизнь»

Появление народных брендов в российском документальном кино (и не только в российском) — явление очень редкое. Дмитрию Васюкову такой бренд создать удалось. Его «Счастливые люди» пользовались огромной популярностью в Рунете, а Вернер Херцог даже смонтировал и озвучил из четырехсерийного фильма полнометражную фестивальную версию, которая, впрочем, концептуально отличалась от фильма Васюкова и в чем-то была даже хуже. Идея режиссера гениальна в своей простоте: он показывает портреты людей, которые живут далеко от больших городов и совершенно не нуждаются ни в российском телевидении, ни в российском правительстве и больше всего хотят, чтобы их оставили в покое и дали жить так, как им нравится. Судя по успеху фильмов Васюкова, многим зрителям хотелось бы того же. «Другая жизнь» — новая галерея портретов тех, кому это удалось.

«Андрей Звягинцев. Режиссер»

режиссер Дмитрий Рудаков

«Андрей Звягинцев. Режиссер»

«Андрей Звягинцев. Режиссер»

Самый яркий российский режиссер на международной арене, Звягинцев сам стал героем фильма впервые, чему причиной замкнутость создателя «Возвращения» и обстановка предельной секретности, в которой создается каждый его проект. «Андрей Звягинцев. Режиссер» — это приближение к художнику в самый интимный момент, во время съемок. После этой картины зрителям придется пересматривать «Нелюбовь» новыми глазами.

«Я — Катя Голубева»

режиссер Наталия Ю

«Я — Катя Голубева»

«Я — Катя Голубева»

Еще один важный фильм про кино на «Артдокфесте-2017». Актриса Екатерина Голубева — фигура особенная, загадочная, роковая. Это притом что большинство российских зрителей вообще не знают, кто это. Муза Шарунаса Бартаса и Леоса Каракса, Голубева рано ушла из жизни и оставила после себя не так уж много фильмов. Но тот, кто хоть раз видел на экране этот мистический взгляд и эту опасную красоту, не забудут их никогда. Люди из окружения Голубевой непростые, авторам картины пришлось немало потрудиться, чтобы заставить их хоть что-то рассказать о Кате. Чего стоит только одна из начальных сцен фильма, где Бартас прямо в кадре попросту отказывается давать интервью.

«Курс молодого шамана»

режиссер Светлана Стасенко

«Курс молодого шамана»

«Курс молодого шамана»

Алекс приехал в Туву из США (на самом деле он русский), чтобы стать шаманом, и нашел себе тьютора, который сам много лет практикует. Вместе они проходят разные стадии обучения, знакомятся с другими шаманами, путешествуют по Туве. Алексу вместе со зрителем вполне очевидно, что слишком многое здесь, что называется, «подстава», «разводка». Включая выдачу удостоверения шамана, которое вручается с большой важностью, хотя потом мы узнаем, что любой может за небольшую плату получить такое же. При этом Алекс уезжать не торопится, а в сюжете нет-нет да и проскочит какое-нибудь обыкновенное чудо. Очень загадочный фильм.

«На краю свободы»

режиссеры Анита Матал Хопленд и Йенс Лендерке

«На краю свободы»

«На краю свободы»

Герои фильма — руферы и диггеры, самые обычные ребята, которые большую часть времени проводят, пиная балду и обсуждая всякую чепуху, сидя на диване. Живут среди нас, ничем особенным не выделяются, средне образованны, заурядно одеты. Время от времени они вдруг берут селфи-палки и коптеры, залезают на какой-нибудь строительный кран и начинают снимать себя на фото и видео, принимая задумчивые позы. Это наивно и комично, но экстремально и очень круто. Тем более что у ребят есть особый план по покорению такой вершины, что от одной мысли дух захватывает.

«Пятерка»

режиссер Михаил Горобчук

«Пятерка»

«Пятерка»

Маленький фильм, авторы которого явно вдохновлялись знаменитой минималистичной кинопоэмой Виктора Косаковского «Тише!» и другими картинами, снятыми из окна в течение долгого времени. Очень удобная позиция незаметного наблюдателя позволяет иногда добиться интересных результатов. Здесь получилось высказывание на тему старости и умирания. Пожилой человек ухаживает за своей машиной, хотя она уже давно не на ходу. И про него, и про нее все понятно, но все же зритель ждет чуда и не может оторваться от экрана. Можно считать этот фильм комедией.

«Освобождение. Инструкция по применению»

режиссер Александр Кузнецов

«Освобождение. Инструкция по применению»

«Освобождение. Инструкция по применению»

Этот фильм участвовал в конкурсе прошлого «Артдокфеста» и даже получил Гран-при, однако стоит воспользоваться возможностью увидеть его еще раз, потому что картина очень важная. Она о детях, которые живут в интернатах для тех, кому по каким-то причинам поставили диагноз, подтверждающий отклонения психического развития. Такой интернат хуже, чем тюрьма, опровергнуть свою «вину» здесь практически невозможно, а многочисленные комиссии не спешат выпустить на свободу людей, которые на самом деле очень мало отличаются от публики в зрительном зале. Выдуманных сюжетов о том, как человека сажают в сумасшедший дом и как он потом оттуда не может вырваться, сколько угодно. Разница здесь в том, что тут все по-настоящему. Антиутопия в действии. Страшный фильм.

«Восточный фронт»

режиссер Андрей Осипов

«Восточный фронт»

«Восточный фронт»

Андрей Осипов, чьи фильмы нередко показывают на ТВ и издают на DVD, известен своей любовью к Серебряному веку и поэтам той эпохи. Особенно его завораживает личность Максимилиана Волошина, о котором режиссер снял сразу несколько картин. И тут вдруг он сделал фильм, смонтированный из немецкой кинохроники, своего рода авторскую версию «Обыкновенного фашизма», только без закадрового текста. Рассказ о людях, что жили как жили, а потом вдруг оказались на войне и превратились в убийц, воспоминания о которых до сих пор внушают ужас всему миру. Этот фильм, где нет слов, а есть только музыка и звуки, вызвал странную реакцию российского министерства культуры, которое участвовало в его финансировании. Минкульт настоял на том, чтобы автор наложил на звуковую дорожку пояснительный закадровый текст, подготовленный Военно-историческим обществом. Новая версия получила название «Другая война». «Артдокфест» показывает оригинальную авторскую версию.

«Полет пули»

режиссер Беата Бубенец

«Полет пули»

«Полет пули»

Война на Украине — неизбежная точка притяжения для многих документалистов, так что «Артдокфест» не мог пройти мимо этой темы. «Полет пули» — это фильм длиной в один кадр, без склеек. Как «Русский ковчег» Сокурова или «Тайм-код» Фиггиса (у последнего, правда, четыре параллельные истории). Картина не имитирует съемку одним кадром, как «Хардкор», а именно сделана одним куском. Известно, что режиссер разбежкинской школы Беата Бубенец вообще не собиралась снимать его таким образом. Этот материал должен был стать частью фильма о войне, но знающие люди вовремя объяснили ей, что резать ничего не надо, лучше показывать прямо так. Это правда. Хотя временами действие очень сильно замедляется, непрерывность оставляет его динамичным и наполненным саспенсом, который, наверное, и должен быть в любом настоящем фильме о войне.

«Форсаж. Возвращение»

режиссер Наталья Гугуева

«Форсаж. Возвращение»

«Форсаж. Возвращение»

Сюжет этого фильма куда драматичнее, чем жизненные перипетии персонажей одноименной франшизы про гонщиков-экстремалов. Герои первой ленты Натальи Гугуевой «Форсаж» (2001) — летчики, служившие в Крыму. После развала СССР они оказались перед выбором — присягать ли Украине, становясь потенциальными противниками России, или уходить в отставку. События 2014 года, когда перед летчиками украинских ВВС в Крыму вновь встал похожий вопрос, послужили материалом для продолжения старой картины. Офицерам приходится высказаться по самым важным для них темам: что такое родина, присяга, в том числе присяга другому государству; как соратники на глазах превращаются во врагов; что делать с российско-украинскими семьями, которые оказались по разные стороны баррикад; какие приказы невозможно выполнить. Это неожиданный и очень глубокий взгляд на конфликт двух государств, да и на человека в целом.

«Война ради мира»

режиссер Евгений Титаренко

«Война ради мира»

«Война ради мира»

Из-за этого фильма разгорелся настоящий скандал. Кинотеатр «Октябрь», где будет проходить «Артдокфест», отказался показывать эту картину, а отдельные СМИ из-за присутствия ее в программе не только отказались освещать фестиваль, но даже вышли из числа информационных партнеров. Все потому, что фильм снят с точки зрения воюющих украинцев. Россия здесь предстает агрессором, с которым надо сражаться до последней капли крови. Выбор отборщиков «Артдокфеста», видимо, объясняется тем, что взгляд на события глазами противоположной стороны позволил бы составить более полное мнение о конфликте, но сейчас это уже никого не волнует — скандал состоялся. Фильм все равно будет показан, но не в «Октябре», а в Чешском культурном центре.

«Обезьяна, страус и могила»

режиссер Олег Мавроматти

«Обезьяна, страус и могила»

«Обезьяна, страус и могила»

Если вы думаете, что являетесь искушенным зрителем, которого ничем не пронять, этот фильм точно для вас. Самый неожиданный, радикальный и парадоксальный из всех, что были сделаны русскими кинематографистами за прошедший год. Главный герой — видеоблогер, который убежден, что владеет пирокинезом и что его похищали инопланетяне. Собственно, большая часть его видеовыступлений посвящена тому, чтобы воспламенить бумагу перед камерой — у него это якобы уже получалось. Постепенно зрители начинают чуть лучше понимать, что там за инопланетяне и зачем парню пирокинез, а тот записывает все больше постов в свой видеоблог. Оказывается, главный герой живет в Луганске и каждый день бродит среди свежих трупов, рыдающих женщин и рыдающих солдат. Такой фильм зрители долго не смогут забыть.

«Любовь — это картошка»

режиссер Алена ван дер Хорст

«Любовь — это картошка»

«Любовь — это картошка»

Самый личный, глубокий и при этом общественно значимый фильм конкурса «Артдокфеста». Режиссер Алена ван дер Хорст, известная по фильму о поэте Борисе Рыжем, здесь является главным действующим героем. Ее мать когда-то уехала из СССР и осталась жить в Голландии. А теперь Алена получила по наследству несколько квадратных метров в маленьком деревенском домике, затерявшемся в российской глубинке. Она приезжает туда и, пользуясь тем, что другие наследники увлеклись имущественными спорами, на правах родственницы снимает свое кино. О себе, о своих родных, о прошлом такой близкой и такой загадочной исчезнувшей страны. Причем неизвестно, кто знает и помнит ее лучше — она, взрослая гражданка Нидерландов, или старики, которые прожили в СССР всю жизнь.

Читайте также
Статьи Дело было в морге: 16 анекдотов о Бергмане Тур в Третий рейх, ночь в морге, потерявшееся письмо Звягинцеву и прочие истории из жизни шведского классика — сомнительные и достоверные.
Новости В центральной Африке погиб документалист Александр Расторгуев Журналист Орхан Джемаль, режиссер Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко, найденные убитыми, снимали фильм о частной военной компании «Вагнер».
Новости В Венеции покажут первый фильм в формате 96 кадров в секунду Для показа с ультравысокой четкостью фильма Виктора Косаковского «Акварель» был специально сконструирован уникальный проектор.
Комментарии (14)

Новый комментарий...

  • 6

    Mr NS 5 декабря 2017, 14:51 пожаловаться

    #

    Есть очень любопытные проекты. Что-то уже видел. Из тех, что нет, фильмы про Звягинцева и Катю Голубеву представляют для меня наибольший интерес, но вообще, каждый фильм по-своему интересен.

    ответить

  • 22

    Сергей Камаев 5 декабря 2017, 19:07 пожаловаться

    #

    Половина фильмов пропагандистские поделки, о том какой же Россия ад и как тяжело всем приходиться от самого факта наличия России. Это много говорит о комиссии по отбору фильмов.

    ответить

  • 15

    Roozy 5 декабря 2017, 19:52 пожаловаться

    #

    Можешь включить первый канал, там тебе с удовольствием расскажут про то как у нас хорошо живется

    ответить

  • 12

    Денис Рогов 7 декабря 2017, 19:02 пожаловаться

    #

    У нас в России так и есть ад! Действительно многим сейчас тяжело жить! Если уж тебе так хочется что бы тебе рассказывали как в России хорошо и правда включи Первый канал и смотри там целыми днями Путинская пропаганда идет о том что у нас все хорошо, на самом деле ничего хорошего сейчас нет.

    ответить

  • 16

    Ordinal Number 5 декабря 2017, 19:30 пожаловаться

    #

    Приведенные фильмы это не документальное кино. В одном случае заказные полит-видео, в другом хоум-видео, в третьем вообще фиг знает что.

    ответить

  • 16

    Denis Chibiryak 5 декабря 2017, 20:24 пожаловаться

    #

    Кто это смотрит?

    ответить

  • 18

    Denis Chibiryak 5 декабря 2017, 20:45 пожаловаться

    #

    Всего 3 дизлайка! То есть 3 человека это смотрит?
    Вы не поняли мой вопрос. Зачем снимать то, что и так очевидно? Про беззаконие в России? Про то что всё плохо? Итд?
    Почему не найти оригинальные темы? К чему этот примитив? Я уже наблюдаю за этим лет 20. Документалистика в России это, либо бомжи и пьяницы с их тяжёлыми судьбами, либо вымирающие народы в жопе страны или тюрьми, либо что всё в принципе плохо.
    Опять же как это снято? На это смотерть невозможно не то чтобы в кинотеатре(!), а на ютубе даже! Это не кино, а плохо снятые репортажики, как правило. Но эти люди, почему-то считают себя кинорежиссёрами…
    Вы откройте Vimeo и найдите там раздел Documentary и посмотрите настоящее документальное кино! А эти фестивали для московских хипстеров, которые дальше МКАД и Шереметьево не выезжали, оставьте им.

    ответить

  • 10

    Mr NS 5 декабря 2017, 21:37 пожаловаться

    #

    Я просто поражаюсь с некоторых с людей. У нас в тюрьмах полный дурдом творится, послушайте правозащитников, ничего не меняется, а вы хотите, чтобы об этом ещё и снимать перестали? Как всё плохо? То есть на фестивалях обычно награды за комедии дают, за то, как всё хорошо? И участвуют там обычно такие фильмы, да? Оскар за фильм о педофилах, за то, как мужик держал девушку в подвале и насиловал — это не как всё плохо? Последний документальный фильм Вима Вендерса о том, как всё хорошо?

    Фильм о солдатах, воевавших во Второй мировой — это про бомжей и алкашей?
    Фильм про режиссёра Звягинцева — это про тюрьму?
    Может, фильм про актрису Катю Голубеву об этом?
    Фильм про рок об этом?
    Фильм о парне, который якобы видит инопланетян, но на самом деле живёт в центре войны, об этом? Плохая идея фильма, не оригинальная, это не интересно?
    Руферы и диггеры — это бомжи и алкоголики?
    Фильм про лётчиков об этом?
    Фильмы о войне на Украине об этом?
    Фильм про шаманов?

    Я уже перечислил большую часть картин. Там нету оригинальных тем?

    Вам невозможно смотреть фильмы о беззаконии в России, поэтому вы спрашиваете: «А зачем их вообще снимать?» Да не надо снимать, чёрт с ним, с этим беззаконием. Лучше о нём даже не вспоминать. Гениально!

    ответить

  • 18

    Denis Chibiryak 6 декабря 2017, 02:58 пожаловаться

    #

    Вы же сами ответили на свой вопрос, пока перечисляли содержание эммм… фильмов.
    Я всё-таки советую обратить внимание на Vimeo, а не истеричить.

    ответить

  • 8

    Mr NS 6 декабря 2017, 05:59 пожаловаться

    #

    Вы же сами ответили на свой вопрос, пока перечисляли содержание эммм… фильмов.

    Эти вопросы были эммм… риторическими.

    Я всё-таки советую обратить внимание на Vimeo, а не истеричить.

    Истерить?))) По-моему, истерить — это вот это:

    Зачем снимать то, что и так очевидно?
    Про то что всё плохо?
    К чему этот примитив?
    Я уже наблюдаю за этим лет 20.
    На это смотерть невозможно не то чтобы в кинотеатре(!), а на ютубе даже!
    Это не кино, а плохо снятые репортажики.
    Но эти люди, почему-то считают себя кинорежиссёрами…


    А я советую в следующий раз хотя бы бегло читать текст статьи, прежде чем начинать жаловаться и капризничать.

    ответить

  • 16

    Denis Chibiryak 6 декабря 2017, 08:22 пожаловаться

    #

    Вот и из-за такой манеры невосприятия критики я и не смотрю такие ммм. скукоговнофильмы.
    А вы яркий пример тех, эту безвкусицу толкает в жизнь и при этом думает, что делает кино.
    Знаете, уборщики туалетов в аэропортах тоже думают, что в авиации служать.

    ответить

  • 10

    Mr NS 6 декабря 2017, 13:21 пожаловаться

    #

    Вот и из-за такой манеры невосприятия критики я и не смотрю такие ммм. скукоговнофильмы.

    Самое смешное, что вы на полном серьёзе воспринимаете ваше поливание дерьмом («эммм… фильмы», «скукоговнофильмы» и т. д.) за критику. :-) Знаете, уборщики туалетов в аэропортах тоже думают, что в авиации служать. Это довольно грязное сравнение, как и многое, что вы здесь написали, очень хорошо подходит как сопоставление ваших комментариев и Критики.

    А вы яркий пример тех, эту безвкусицу толкает в жизнь и при этом думает, что делает кино.

    Безвкусица — это думать, что видосики с Vimeo лучше серьёзного документального кино. Спасибо, но я лучше с большим удовольствием посмотрю док. о Звягинцеве, солдатах Второй мировой, бывшей жене великолепного режиссёра Леоса Каракса, у которого вы наверняка ничего не видели, который снял отличнейший фильм о бомжах и алкоголиках «Любовники с Нового моста» с Жюльет Бинош в главной роли, и многое другое из этого списка.

    Но вы замечательно съехали с темы и пишете уже второй пустой комментарий. Факт в том, что вы, скрепя сердцем, жаловались тут о том, что снимают только на такие-то темы, темы, которых в большинстве представленных фильмов даже нет. Писали что-то далеко неумное о том, что вообще бы надо перестать снимать кино о некоторых проблемах в стране. Когда вам на это указали, то вам вообще не нашлось, чем на это ответить, а потому что нечем. Вы также безапелляционно в тупую продолжаете называть чужую работу дерьмом, хотя наверняка ничего из представленных фильмов не видели.

    В общем, аргументов у вас 0, содержания 0, ответить по существу нашли чем 0, вы просто швыряете в разные стороны калом — вот суть всего, что вы тут написали.

    ответить

  • AcidShy 6 декабря 2017, 21:31 пожаловаться

    #

    Увидела в анонсе кадр из клипа с замечательнейшей группой Городок Чекистов.
    Ребята, очень за вас радостно. Вы — большие молодцы, один из немногих коллективов кто стабильно радует своим творчеством в родном городе (екб) !

    ответить

  • sepuslayer 11 декабря 2017, 22:12 пожаловаться

    #

    Где можно посмотреть фильмы участники фестиваля?

    ответить

 
Добавить комментарий...