Вольфганг Петерсен: «К черту банки, давайте ограбим банк!»

Обсудить0

Режиссер «Трои» и «Самолета президента» — о своей новой маленькой немецкой комедии, супергеройских блокбастерах и «Игре престолов».

Вольфганг Петерсен — из тех голливудских режиссеров, которых часто с презрительным молчанием обходят стороной критики, но любят миллионы зрителей во всем мире. Его остросюжетные ленты «Самолет президента», «Эпидемия», «На линии огня» и другие долгое время создавали Петерсену репутацию мастера блокбастеров, пока с треском не провалился фильм-катастрофа «Посейдон». После этого постановщик как будто исчез. И вот спустя десять лет он возвращается с ремейком собственной ленты сорокалетней давности — малобюджетной комедией про ограбление банка, снятой в Германии на немецком языке и демонстративно не участвовавшей ни в одном фестивале. Перед выходом в российский прокат фильма «Четверо против банка» Вольфганг Петерсен рассказал КиноПоиску, чем он занимался все эти годы и когда от него ждать новых блокбастеров.

— Так странно: вот есть режиссер Вольфганг Петерсен, которого все знают, и вдруг целых десять лет после «Посейдона» ни одного фильма. Только сейчас выходит новый. Почему такой большой перерыв?

— В двух словах не объяснить, причин здесь много. Начнем с того, что к моменту выхода «Посейдона» я лет пятнадцать без устали впахивал в Голливуде, делая одну картину за другой. А потом вышел «Посейдон», и его зритель принял не слишком восторженно. Это заставило меня... как-то задуматься, что ли, взять небольшую паузу, чтобы как следует подумать. Бывают такие моменты, когда ты понимаешь, что надо взяться за дело совсем иначе или попросту заняться чем-то другим на какое-то время. Все это совпало с грандиозным экономическим кризисом, который коснулся не только США, но и всего мира.

На съемках фильма «Посейдон»На съемках фильма «Посейдон»

Киноиндустрия в результате полностью изменилась, и годы с 2007-го по 2009-й все были в основном заняты тем, чтобы найти наиболее безопасный с финансовой точки зрения способ производить фильмы. В итоге пришли, как известно, к супергеройским франшизам по комиксам. Это действительно оказалось очень эффективным. Но те фильмы, которые привык делать я, в итоге оказались невостребованными, это был совсем другой тип блокбастеров. Например, такой фильм, как «Идеальный шторм», в новых условиях представить себе было просто невозможно.

В общем, надо было как-то выйти из этой ситуации, и у меня было много идей, а потом я вдруг подумал: секундочку, а ведь я за всю свою жизнь не снял ни одной кинокомедии! Может, самое время попробовать? Словом, мы взялись делать в Германии картину «Четверо против банка», потратили на нее полтора года, и должен сказать, что я лично получил от этого процесса огромное удовольствие. Это был какой-то совершенно новый опыт. Вот вкратце ответ на ваш вопрос.

Теперь можно сказать, что я вернулся, и у меня в запуске сейчас невероятно амбициозный проект. Он тоже частично будет снят в Германии. Время действия — 1960-е годы. Холодная война, шпионы, история любви и прочее, прочее, прочее. Думаю, в следующем году я его выпущу.

— Раз уж вы упомянули комиксы, вы ведь подумывали сделать «Бэтмен против Супермена» в свое время, но в итоге не сделали. Не жалеете, что упустили шанс?

— Да, я в начале нулевых как-то загорелся этой идеей, но это было задолго до того, как началась волна марвеловских фильмов. Меня эта идея привлекала (и студии я сказал тогда то же самое) своей новизной. Я решил, что если уж я сделаю супергеройский фильм, то пусть это будет что-то такое, чего никто никогда не делал прежде, и это будет битва между Бэтменом и Суперменом. Они ведь полностью противоположны друг другу как персонажи, и разница между ними сделает сюжет по-настоящему драматичным. Лично меня идея такого проекта очень забавляла. Мы начали работать над ним и уже готовы были к запуску, но у студии был другой проект — «Троя». От меня хотели, чтобы я работал над ним, в то время как к идее про Бэтмена с Суперменом отнеслись с легкой прохладцей. Дескать, давайте сначала сделаем отдельные фильмы про Бэтмена и про Супермена, а уж потом будем их объединять, если случится невероятный успех. Ну, в результате я принял решение и, как вы знаете, снял «Трою». А до «Бэтмен против Супермена» Голливуд дозрел относительно недавно, как известно, но фильм делал уже не я.

На съемках фильма  «Троя»На съемках фильма «Троя»

— Вам вообще нравятся фильмы Marvel и DC? Вы смотрите эти франшизы?

— Так, от случая к случаю смотрю, не слишком часто. Это как-то не совсем мое. Вообще не очень часто хожу в кино. Но я видел «Чудо-женщину», потому что мне было интересно, как эта схема сработает с женщиной. Это свежий элемент, и мне фильм вполне понравился. А еще я посмотрел «Логана». Очень мрачная картина, и это, пожалуй, лучший из существующих супергеройских фильмов, пусть даже это совсем не классический супергеройский фильм. Хью Джекман в роли Логана прекрасен.

— Тогда еще о проектах за эти годы. Например, вы начали работать над фильмом Uprising. Что с ним стало?

— Знаете, тут такая история, которая часто случается. У вас есть какая-то идея, вы нанимаете одного сценариста, другого, третьего, но все время у них выходит совсем не то. Так и здесь, мы не добились сценария, с которым можно было бы работать, так что в итоге пришлось отказаться от проекта. Это нормально, такое сплошь и рядом бывает. Мне кажется, идея была хорошая, и даже ее провал меня кое-чему научил. Нельзя выходить на люди с чем-то, что до конца не проработано и в чем ты сам еще не уверен, потому что можно попасть впросак.

«Логан»«Логан»

— А вот еще у вас был проект Old Man’s War несколько лет назад, вернее, не проект, а волна публикаций о нем.

— Да, с ним то же самое. Еще один пример того, о чем я только что говорил. Нет, последние 10—15 лет студии хотят подстраховаться и работать только с проверенными брендами, которые точно принесут прибыль. «Трансформеры» там всякие или те же супергерои. Я проектом Old Man’s War просто заболел и очень долго носился с ним. Причем студии он тоже очень понравился, но это был не бренд. А денег нужно было много, потому что речь шла о научно-фантастическом блокбастере. Ничего удивительного, что студия побоялась рисковать. Все равно жалко, у нас для этого фильма уже все было готово.

— Почему вы, раз такая ситуация в киноиндустрии, не пошли работать на ТВ? Там же сейчас все самое интересное, рисковать там многие готовы.

— Вы абсолютно правы, и мы сейчас как раз этим занимаемся — работаем одновременно аж над тремя телесериалами. Все детали мы пока держим в тайне, я ничего не расскажу, но шоу будут очень зрелищными и качественными, я гарантирую. Это, конечно, не так уж просто — работать сразу над телепроектами и кинофильмом, о котором я до этого рассказывал, про холодную войну, но надо как-то справиться. Телевидение — это очень, очень перспективно, причем я имею в виду не только собственно каналы, сети и прочие традиционные платформы, но и новые сервисы типа Amazon и Netflix. Все это заставляет как-то собраться, потому что надо соответствовать очень высоким запросам и делать что-то выдающееся, серьезное.

— Дэвид Бениофф, с которым вы сотрудничали над «Троей», сейчас работает над «Игрой престолов». Он вас не приглашал там тоже что-то сделать?

— (Смеется.) Нет, пока ничего такого не предлагал. И я сомневаюсь, что предложит. Мне трудно представить себя в роли режиссера чужого проекта для телевидения. Я хочу работать с собственным материалом, и там я, может быть, снял бы первые пару серий просто для разгона. Но мне надо для этого быть и режиссером, и продюсером. И вообще работать с сериалами очень увлекательно, и это отличается от работы с кино. Потому что режиссер приходит, снимает что-то и уходит на другие проекты, а продюсер и сценаристы остаются, они часть системы, без них сериала не будет. Вот мне интереснее быть с этой стороны, контролировать производство, писать, создавать сериалы и совсем чуть-чуть их режиссировать.

— А как вам «Игра престолов» со всей этой псевдомедиевистской эстетикой?

— Мне очень нравится, хороший сериал. Я его целиком не смотрел, потому что сейчас вообще никто не может себе позволить смотреть все, что выходит, особенно если он еще и сам снимает. Но я время от времени смотрю те или иные эпизоды, если попадаю на них. Многое там сделано просто прекрасно.

— Давайте вернемся к фильму «Четверо против банка». Режиссер вашего уровня мог устроить премьеру фильма на любом крупном фестивале, а вы даже Берлинале не дождались, выпустили картину за пару месяцев до него. С чего вдруг?

— Нас время поджимало. Студия настаивала на том, что надо выпустить картину до Рождества. Поэтому мы и снимали в довольно сжатые сроки. В феврале прошлого года закончился съемочный период, в марте начался постпродакшен, и к декабрю уже все было готово. Так что не до фестивалей было. С другой стороны, в декабре действительно очень хорошо выпускать фильмы, так что все было правильно.

«Четверо против банка»«Четверо против банка»

— Вы немецкими результатами проката довольны?

— Мне кажется, он сработал вполне себе прилично. Знаете, когда у тебя был такой перерыв, поневоле начинаешь нервничать. А потом смотришь: один миллион бокс-офиса, еще один, еще — и понимаешь, что все нормально. Но мы на это и рассчитывали, хотя бы потому, что у нас в фильме заняты крупные звезды. Студия результатами тоже довольна, хотя всегда, конечно, остается ощущение, что можно было бы добиться большего и что залы могли быть еще более наполненными. Для меня же важно, что сама работа была очень приятной. Провести несколько недель с такими замечательными актерами и актрисами — это уже очень здорово. Когда снимаешь высокобюджетный фильм, веселого там обычно мало, все очень напряженно. А здесь совсем другое дело.

— Немного странно, что для возвращения в кино вы выбрали ремейк собственного телефильма 1970-х годов. Он в России не выходил, так что очень хочется узнать: вы тем фильмом были не слишком удовлетворены? Зачем решили снимать его заново?

— Я не снимал заново, а только использовал ту же идею: четверо парней грабят банк. Не более того. У того фильма был совсем другой сюжет, другие обстоятельства — все другое. Я о нем даже практически не вспоминал. Но мы с женой не раз беседовали в том духе, что, дескать, надо бы наконец-то сделать комедию, и почему бы не использовать тот фильм 1970-х годов, раз уж он в Германии тогда оказался таким популярным? В конце концов я решил эту идею реинкарнировать. Я знаю, что это не слишком обычно, не так много режиссеров могут по два раза снимать один и тот же фильм, не считая Хичкока с его «Человеком, который слишком много знал». Другое дело, что у меня не ремейк. Действие в фильме происходит в Берлине, и это позволило мне задействовать в нем самых ярких немецких актеров, это очень привлекало меня. Кроме того, тут был еще и вызов: удастся ли мне сделать комедию, которая сработает в кино, а не на ТВ?

«Четверо против банка»«Четверо против банка»

— У вас из старого фильма даже ни одного камео нет.

— Да, потому что я никому ничего не хотел напоминать. Не надо было, чтобы в фильме давали понять: а вот этот старик снимался в том старом фильме, узнали? Тем более что большинство современных зрителей понятия не имеют, что тот фильм вообще существовал. И очень хорошо, что не имеют.

— Небольшой проект, а съемки 42 дня заняли. Многовато, нет?

— Для меня это не слишком много. Обычно у меня фильмы в два раза дольше снимались, но это совсем другого рода картины, вы правы. В общем, я как-то нормально отношусь к такому количеству съемочных дней, и мне как раз нравилось, что на меня в плане сроков здесь никто не давил. Это же комедия, ее нельзя снимать нахрапом. Надо было сидеть с актерами, разбирая материал, репетировать каждую сцену, вносить одну правку за другой по ходу дела. И я очень рад, что мне при этом не надо было посматривать на часы и подгонять всех, потому что мы не успеваем. Так и качество повышалось, и актерам было комфортно работать, потому что времени всегда было с запасом. Пусть мы потратили чуть больше денег, чем могли бы, но результат того заслуживает.

Исполнители главных ролей в фильме «Четверо против банка» и его режиссер (слева направо): Ян Йозеф Лиферс, Михаэль Хербиг, Вольфганг Петерсен, Маттиас Швайгхёфер и Тиль Швайгер / Фото: Getty ImagesИсполнители главных ролей в фильме «Четверо против банка» и его режиссер (слева направо): Ян Йозеф Лиферс, Михаэль Хербиг, Вольфганг Петерсен, Маттиас Швайгхёфер и Тиль Швайгер / Фото: Getty Images

— Не каждый режиссер в комедии позволяет актерам, даже суперзвездам, импровизировать. Как у вас с этим было?

— Мы постоянно что-то придумывали вместе и специально снимали длинные кадры, минуты по три, чтобы актеры могли почувствовать себя свободно и на ходу изобретать что-то новое. Особенно в сценах, где задействованы все четверо главных героев. Длинный кадр — это почти как игра на подмостках, просто ты можешь играть каждую сцену отдельно и смотреть, что получается. Но ты можешь каждый раз играть сцену чуть-чуть по-новому. Твой партнер успевает понять твою идею и подыграть, предложить что-то свое. Постепенно ситуация выходит из-под контроля и становится все более захватывающей. С такими талантливыми артистами можно добиться невероятного. У них при этом совершенно нет звездной болезни, они всегда работали в команде, прислушиваясь друг к другу и искали то, от чего фильм становился бы лучше. Ноль эгоизма. Я это очень оценил.

— Кроме того, и производство должно было быть более локальным, спокойным, чем в Голливуде. Меньше людей — меньше проблем?

— Ага, у нас в США обычно подходишь к площадке, а снаружи целый город из трейлеров. Это же просто абсурд, когда нагромождено столько грузовиков, трейлеров и просто автомобилей! В Германии всего этого было минимум в два раза меньше, и я получал от этого огромное удовольствие. У меня самого трейлер был очень маленький, и я за все 42 дня зашел туда всего пару раз часика на два. Да можно было и без него обойтись, потому что у нас были отдельные трейлеры для репетиций и для того, чтобы просто посидеть вместе. Обычно ты идешь в трейлер поспать или просто подумать, а тут все было на адреналине, и нам даже в голову не приходило где-то спрятаться. Мы работали то на площадке, то на локации, мы все время были в движении. Мне это напомнило мою работу на немецком телевидении в молодости. Было очень круто! Я очень соскучился по этому, это было так свежо, так весело. Не надо трейлера, давайте пахать еще, пока сил хватает!

— Возвращаясь к ремейкам. Студия «Бавария» хочет переснять вашу «Лодку». Это что будет?

— Нет, это не ремейк. Я говорил с режиссером. Они хотят делать сериал о том, что было через год после событий фильма. У нас все происходило в 1941 году, и даже была 6-часовая версия, где все было очень подробно. У них будет 1942 год, так что там все по-другому. Другая «Лодка» и другая лодка. Важное место в их сериале будет занимать история Сопротивления во Франции, они собираются снимать в Ла-Рошели. Мне очень нравится, что они решили сделать именно новую историю, а не переделывать мою.

«Подводная лодка»«Подводная лодка»

— Вы со своими ровесниками, режиссерами новой немецкой волны, часто видитесь?

— Например, Вернер Херцог живет в Лос-Анджелесе, так что далеко ходить не надо. Мы видимся иногда. Он просто невероятный парень, с ним всегда очень интересно. Давным-давно я хотел снимать фильм в Антарктиде, так Вернер пришел ко мне в офис и сказал, что очень хочет тоже поехать туда и поработать со мной. Допустим, вторым режиссером. Я ему говорю: ты спятил, там же холодно, ты помрешь там! А он любит экстрим, любит приключения, ему море по колено. Проект не состоялся, как и многие другие, и мы так и не поработали вместе, хотя идеи у нас были.

— У вас любимые фильмы про ограбления есть?

— Надо подумать. Да, забавно, что вы заговорили об этом, потому что накануне нашего разговора как раз по телику показывали такой фильм, а я его не успел записать. «Мужские разборки», знаете такой? Правда, я уже не помню, банк там грабят или что-то еще (ювелирный магазин — Прим. КиноПоиск), но это один из самых жутких и остросюжетных фильмов про ограбления, что я смотрел в детстве. Я всегда думал, что кто-то должен сделать его ремейк. Короче, его показали по телику, а я его пропустил, и теперь надо где-то найти его на DVD, иначе я не успокоюсь. Когда вы меня спросили, я о нем в первую очередь и вспомнил.

Вольфганг Петерсен / Фото: Getty ImagesВольфганг Петерсен / Фото: Getty Images

— Вы специально сделали в фильме такой антикапиталистический крен?

— Все, что есть в фильме, всегда сделано специально, имейте в виду. А с этим моментом мы особенно поиграли, вся эта банковская философия и прочее. Да, тут есть политическая подоплека, и нас от этого невероятно перло. К черту банки, давайте ограбим банк!

Смотрите также

«Подводную лодку» Вольфганга Петерсена переснимут

26 июня 2015

Неснятые фильмы: «Горячая зона» Ридли Скотта

6 октября 2017

Как это смотреть: Фильмы Вернера Херцога, «безумнейшего» мастера кино

5 сентября 2017

Громче, чем бомбы: Супергерои — ветераны Первой мировой

11 ноября 2018

Главное сегодня

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

Сегодня

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

Сегодня

Сериал «Ханна» представят на «Берлинале-2019»

Сегодня

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

Сегодня

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Сегодня

Билл Скарсгард поразил Джеймса МакЭвоя на съемках «Оно 2»

Сегодня

Сериал «Половое воспитание» посмотрели 40 млн пользователей Netflix

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт