Статьи

Видеосалон: Как музыка и звук влияют на восприятие фильма

Что не так с музыкой в фильмах Marvel, как Кристофер Нолан строит свою звуковую вселенную и как пугают хорроры.
Видеосалон: Как музыка и звук влияют на восприятие фильма
«Мстители»

Каждый день в интернете появляются новые видеоролики о кино. Чтобы не потерять важное в этом безумном потоке, КиноПоиск запускает рубрику «Видеосалон», в которой автор Telegram-канала «Смотреть и видеть» раз в две недели будет выбирать несколько видеороликов, связанных одной темой. А открывает он ее с подборки о звуках и музыке в кино.

Особенности звукового дизайна в «Бойцовском клубе»

Ни для кого не секрет, что звук, который зритель слышит в кино, — это не то, что записывается на площадке. Если диалоги еще иногда используют, то все шаги, хлопанье дверью, шум дождя записываются и добавляются саунд-дизайнерами во время постпродакшена. На примере фильма Дэвида Финчера автор видео рассказывает о том, как звук влияет на восприятие картины и что использовали для воспроизведения звука удара в сценах драк.

Про использование тона Шепарда в «Дюнкерке»

В последних своих фильмах Кристофер Нолан сотрудничает с композитором Хансом Циммером. Музыка Циммера сделает эпичным даже видео с котятами, что уж говорить о нолановском видеоряде. Но в случае с фильмом «Дюнкерк» режиссер пошел еще дальше. Напряженная музыка в нем не отпускает зрителя до последней сцены. Один из приемов, который использует Нолан, — это знаменитый звукоряд Шепарда, при котором создается ощущение постоянного, бесконечного повышения тона. Что это такое и как он применяется в «Дюнкерке» — в следующем видео.

Как музыка в хоррорах нас пугает

Одна из наиболее значимых составляющих хоррора — это не визуальная составляющая, а именно звук. Саунд-дизайнеры вместе с композиторами грамотно манипулируют нашими эмоциями с помощью интересных приемов. Если коротко, то все дело в контрастах. Простые скримеры используют контраст от полной тишины до громкого звука. Более интересные примеры работают на диссонансе картинки и звука.

О проблемах саундтрека в фильмах Marvel

Фильмы вселенной Marvel очень успешны и в каком-то смысле стали даже феноменом индустрии. Нет сомнений, что продюсеры Marvel знают свое дело и постоянно задают новые тренды. Несмотря на это, у многих из этих фильмов нет смелых и запоминающихся саундтреков. Почему так получилось?

Как музыка во «Властелине колец» усиливает впечатление от истории

Другое дело — «Властелин колец». Вы наверняка без труда напоете основную музыкальную тему из фильма. Но узнаваемость мелодии — это не основное достижение композитора Говарда Шора. Он использует повторяющиеся мотивы, для того чтобы вызывать необходимые эмоции в нужный момент. И это видео о том, как мастерски вплести саундтрек в повествование.

Читайте также
Видео и фото Что такое аудиовизуальный контрапункт? Рассказываем о простом и эффектном приеме, который часто можно встретить в фильмах Стэнли Кубрика и Мартина Скорсезе.
Статьи Композитор-программист: Как Ханс Циммер создает саундтреки к своим фильмам «На самом деле я пишу не музыку, а программный код», — объясняет кинокомпозитор, создавший саундтреки к 150 фильмам. 12 сентября он отмечает свое 60-летие.
Видео и фото Как снимает Кристофер Нолан Из каких визуальных кодов состоят фильмы одного из самых изобретательных режиссеров современности — рассказываем в нашем новом видео.
Комментарии (44)

Новый комментарий...

  • 4

    Кикер 6 октября 2017, 19:11 пожаловаться

    #

    Что за «Саунд-дизайнер», звукорежиссёр, не? Или это некая особенная профессия, которая не имеет русского аналога? :)

    ответить

  • Нет, это не звукорежиссёр.

    ответить

  • 12

    ugryumovm 6 октября 2017, 19:43 пожаловаться

    #

    Саунд-дизайнер — не звукорежиссер, говорю как звукорежиссер.
    А вообще в России звукорежиссеры, звукооператоры, саунд-дизайнеры, саунд-продюссеры — все давно смешалось, что поделать.

    ответить

  • 5

    Кикер 7 октября 2017, 11:46 пожаловаться

    #

    Хорошо, если ты звукорежиссёр, ответь тогда мне так, как в Советское время называлась эта профессия? Только не говори, что тогда такого не делали и фильмы снимали иначе.

    ответить

  • 6

    nvkzsnake 7 октября 2017, 14:34 пожаловаться

    #

    Во всех титрах советского кино так и писали: музыкальный редактор, композитор, звукооператор.

    ответить

  • 3

    pluto2k 11 октября 2017, 14:10 пожаловаться

    #

    Ну вообще-то фильмы снимали иначе, да. И это очевидно, что киноиндустрия за последние 50 лет сильно изменилась во всех смыслах.
    Можно еще спросить как у братьев Люмьер было, что не было, снимали иначе чтоль?

    ответить

  • 5

    Ordinal Number 6 октября 2017, 20:14 пожаловаться

    #

    Саунд-дизайнер это подбор и разработка звука, звуковых эффектов, зачастую вообще не имеет отношения к музыкальному наполнению фильма

    ответить

  • 29

    Миша Семёнов 6 октября 2017, 19:38 пожаловаться

    #

    С Марвелом чистая правда, что ни один саунд не запоминается!

    ответить

  • waytoedge 6 октября 2017, 23:32 пожаловаться

    #

    скорее индивидуальное мнение этого товарища (автора видео).
    Ему только ленивый не написал, что помнит тему Avengers, да и GotG тоже имеет запоминающийся мотив.
    Но много и по делу он говорит, это да.

    ответить

  • 12

    southpark 7 октября 2017, 15:37 пожаловаться

    #

    У Стражей Галактики запоминается не оригинальный саундтрек, а популярные песни, которые они напихали в фильм. Мстители имеют, наверно, самую выделяющуюся тему из КВМ, но она не сравнима со Звёздными Войнами или Гарри Поттером. Меня больше всего удивило, что в конце он сказал, что у Марвела есть одна запоминающаяся музыка, и мужик запел саунд из Паука 60-х. Но, вообще-то, если выйти за пределы КВМ, то великолепная музыка есть ещё в трилогии Рэйми и в мультсериале про паука 90х.

    ответить

  • 7

    waytoedge 7 октября 2017, 23:13 пожаловаться

    #

    Я писал именно про score, а не песни. Песни тоже, но score я бы выделил отдельно, Тайлер Бейтс великолепно постарался. У Мстителей запоминающийся мотив, но как по мне — не настолько «яркий».
    >не сравнима со звездными войнами и гарри поттером.
    Первых не смотрел, но саунд общеизвестный, конечно. Гарри поттер не запомнился ничем, как и унылый блеклый саунд из фильмов Рэйми.
    + также я думаю многие легко вспомнят score второго кэпа.
    Так что его мнение слишком однобокое, хотя большая часть претензий очень к месту, тут не поспоришь (особенно про Тора все в точку).

    ответить

  • kolyajoker 10 августа 2018, 06:10 пожаловаться

    #

    В общем согласен, но музыка из первого ЖЧ — это офигенно. Жаль, что в последующих появлениях Старка эта тема не использовалась.
    https://www.youtube.com/watch?v=n5riyajbsq0

    ответить

  • 36

    MarrkkeR 6 октября 2017, 19:43 пожаловаться

    #

    Во «Властелине колец» лучший саундтрек, ну как впрочем и все остальное.

    ответить

  • 31

    MollyPolly 6 октября 2017, 19:43 пожаловаться

    #

    Яркий пример идеального дуэта режиссера и композитора — Нолан и Циммер. «Начало» и «Интерстеллар» просто великолепны в этом плане. Музыка — большое дело.

    ответить

  • 35

    Scrawderman 6 октября 2017, 19:47 пожаловаться

    #

    Отличная рубрика. Все видео на английском. Очень познавательно. Проще на тех чуваков подписаться.

    ответить

  • 5

    andrewkorzh 6 октября 2017, 19:48 пожаловаться

    #

    Главная тема Мстителей (https://www.youtube.com/watch?v=8VGJGXMUhmc) довольно-таки запоминающаяся.

    ответить

  • 3

    wember251 6 октября 2017, 19:56 пожаловаться

    #

    Звук и музыка чрезвычайно важны. Тем не менее даже без них можно снять шедевр, при должном таланте и старании, само собой.

    ответить

  • 37

    _My-Way_ 6 октября 2017, 19:59 пожаловаться

    #

    Да, Шор В «ВК» создал просто шедевр, особенно в «Братстве Кольца». Музыка шикарно передаёт атмосферу того или иного эпизода и усиливает чувства от происходящего на экране. Как, например шедевральная мелодия, звучащая в треке «The Bridge of Khazad-Dum» в конце, начиная с 4:37 и, которая играет после эпизода падения Гендальфа в пропасть вместе с балрогом. Или, например, прекрасный трек «Amon Hen» в момент прощальной речи Боромира перед смертью. Или, тёплая, душевная композиция «Concerning Hobbits»,передающая всю атмосферу Шира и хоббитов — м-м-м-м-м)) нектар и мёд). Шор — гений.

    ответить

  • 3

    Ordinal Number 6 октября 2017, 20:21 пожаловаться

    #

    У Марвелов единственный действительно хороший саундтрек был в Халке
    Братья Руссо еще предприняли попытку как-то утяжелить второго Кэпа саундтреком а-ля «Dark Knight», может сам фильм хорош, может дело именно в саундтреке, но второй Кэп действительно воспринимается повзрослее других фильмов киновселенной.

    Очень надеюсь, что некие перемены, которые ждут MCU в 4 фазе (по словам Файги) затронут сам подход к производству фильмов, и они станут смелее, обретут более выразительное звучание и, уж если мечтать то — чуточку более серьезный тон

    ответить

  • 2

    Come On Closer 7 октября 2017, 20:15 пожаловаться

    #

    Рамин Джавади в первой железяке шикарен был

    ответить

  • 5

    DikCinema 6 октября 2017, 20:25 пожаловаться

    #

    Для меня навсегда самым лучшим использованием музыки в кино останется использование Ноланом песни Эдит Пиаф «Non, je ne regrette rien» в «Начале». Нужно просто знать этот фильм от и до, чтобы понимать, насколько гениально подобрана и использована там эта композиция) И под «от и до» я имею в виду титры тоже. Я бы даже сказал, особенно титры.

    ответить

  • 4

    Djonni M 6 октября 2017, 20:56 пожаловаться

    #

    а расскажите пожалуйста по подробней? в чем уникальность именно этой композиции? я знаю что там есть посыл… но точно не понимаю его

    ответить

  • 18

    DikCinema 6 октября 2017, 22:16 пожаловаться

    #

    Ну, если вы не хотите сами доходить, так уж и быть. Стоит сказать, что эта песня использовалась в фильме как предзнаменование выброса — толчка, который пробуждает человека и возвращает его либо из сна в реальность, либо из одного глубокого уровня сна в уровень ближе к реальности. И поэтому все, что я напишу, будет отталкиваться от этого, в той или иной мере.

    Во-первых, сам смысл песни, ее слов, идеально соответствует идее фильма. Вот, почитайте, и вспомните, о чем фильм:

    Нет, ни о чем
    Нет, я не жалею ни о чём 
    Ни о хорошем, что мне сделали, ни о плохом
    Мне все равно
    Нет, ни о чем 
    Нет, я не жалею ни о чём 
    За это заплачено, сметено, забыто
    Мне все равно на прошлое
    С моими воспоминаниями
    Я разожгла огонь

    Мои печали, мои радости
    Я больше не нуждаюсь в них
    Сметены любовные истории
    С их тревогами
    Сметены навсегда
    Я начинаю с нуля
    Нет, ни о чем 
    Нет, я не жалею ни о чём 
    Ни о хорошем что мне сделали ни о плохом
    Мне все равно
    Нет, ни о чем
    Нет, я не жалею ни о чём 
    Потому что моя жизнь
    Потому что мои радости
    Сегодня
    Начинаются с тобой…


    Пиаф видела эту композицию олицетворением себя и своей жизни, так же, как она олицентворяет жизнь Кобба, который никак не может «не жалеть ни о чем». Он построил тюрьму из воспоминаний в своем подсознании, в которой держал взаперти моменты, которые хотел изменить. И все его духовное путешествие в фильме нацелено на понимание того, о чем поется в песне. В концовке он это полностью осознал и принял, поэтому, после всех тревожных, меланхоличных и ностальгических треков Циммера, там, в конце, и играет самая умиротворяющая и жизнеутверждающая Time.

    Дополнительный смысл этому придает то, что в фильме играет Марион Котийяр — самая известная исполнительница роли Эдит Пиаф, за которую она получила Оскар в 2008-ом году. То есть, тот факт, что Кобб выбирает эту песню, учитывая что Мол — это, в каком-то смысле, и есть Пиаф, о чем-то да говорит. К тому же, возможно, эту песню они выбрали вместе с Мол, когда она еще была жива. Можно также сказать, что эта песня соответствовала и ее персонажу — то есть, реальной ей, а не проекции. Особенно вот эти кусочки:

    Нет, ни о чем 
    Нет, я не жалею ни о чём 
    За это заплачено, сметено, забыто
    Мне все равно на прошлое
    С моими воспоминаниями
    Я разожгла огонь
    Мне все равно
    Нет, ни о чем
    Нет, я не жалею ни о чём 
    Потому что моя жизнь
    Потому что мои радости
    Сегодня
    Начинаются с тобой…


    Последние слова, в частности, вызывают невольные ассоциации с загадкой, которой обменивались Кобб и Мол — той самой про поезд. «Ты ждешь поезда. Поезда, который отвезет тебя очень далеко. Ты знаешь, куда хотел бы поехать, но куда отвезет поезд, не знаешь. Но это и не важно. Потому что вы будете вместе».

    И насчет титров. Титры очень важны, потому что фильм начинается и заканчивается с одной и той же пары нот, которые Циммер взял из музыкального ряда «Non, je ne regrette rien» и преобразовал по-своему (в частности, замедлил и ремиксовал). French horns, которые слышны в начальных титрах сразу после пианино, — это как раз-таки French horns из трека Пиаф.

    Но, возможно, самой блестящей идеей Нолана было закончить фильм песней Пиаф. Этим последним аккордом, этой песней, которая, напомню, предзнаменует выброс, он говорит самому преданному зрителю, дождавшемуся конца титров, что кино — это сон, и теперь пора просыпаться и возвращаться в реальность… В общем, идеальное завершение для этого фильма. Просто идеальное.

    Вооот. Надеюсь, не уморил вас чтивом) Зато теперь вы понимаете всю прелесть использования именно этой песни именно в этом фильме.

    ответить

  • 2

    Djonni M 10 октября 2017, 12:06 пожаловаться

    #

    Огромное спасибо. Очень интересно было читать)

    ответить

  • 5

    аквакекс 6 октября 2017, 21:06 пожаловаться

    #

    Про Марвел вообще можно было не упоминать, там даже фильмы не запоминаются, что уж говорить о музыке.

    ответить

  • 9

    Ванек 2012 6 октября 2017, 21:47 пожаловаться

    #

    посмотрел где-то 20 фильмов марвелл, запомнились только 3, старый человек паук, дедпул и про росомаху, а остальные все одинаковы были))

    ответить

  • 1

    Алекс Ермолаев 6 октября 2017, 22:20 пожаловаться

    #

    Блин, люблю подобные статьи. Позволяют проникнуться тонкостями киноискусства.
    P.S: проблемка с переводом вполне решается субтитрами (+настройка)

    ответить

  • 1

    zhenyamolodtsova 7 октября 2017, 03:55 пожаловаться

    #

    К сожалению, вы не правы. Видео не залито на сайт, а вставлено из первоисточника. Никакие субтитры и настройки невозможно добавить. А скачивать и перезаливать — это нарушение авторского права.

    ответить

  • 1

    Алекс Ермолаев 7 октября 2017, 13:14 пожаловаться

    #

    Ну, я бы не стал писать об этом, если бы не попробовал. За все ролики говорить не буду, проверил на «музыке в хоррорах». Конечно, имеет место некоторая трудоемкость процесса, да и сабы не всегда успеваешь прочесть, но как говорится — из двух зол выбираем наименьшее… впрочем, можно и инглиш по-быстрому заучить =)

    ответить

  • 5

    freawertyhm 7 октября 2017, 01:06 пожаловаться

    #

    а помните нуар-фильмы 40-х, 50-х? только скрипка и пианино — а эмоций после просмотра хоть отбавяй)

    ответить

  • 2

    ВНЧ 7 октября 2017, 01:07 пожаловаться тщательнее надо, ребята (©)

    #

    Хм, у Marvel не запоминающаяся музыка? Может, оно и к лучшему.
    Например, у Чудо-женщины очень запоминающаяся тема, и от очередного запила в трейлере или каждом фильме DC-вселенной начинает подбешивать.
    Ещё хуже, когда мелодии повторяют в течение фильма. Например, в «Тихоокеанском рубеже» отличная музыка, но её гоняли по кругу, к концу фильма немного утомляет. Нашу «Гостью из будущего» невозможно смотреть — практически весь сериал играет одна и та же мелодия, только в разных аранжировках. В первый раз незаметно, но при повторном просмотре да ещё по паре серий — невыносимо.
    А вообще, тема необъятная. Разобрать саундтрек конкретного фильма ещё можно (на Радио России, кстати, есть хорошая передача «Саундтрек»), но охватить всю киномузыку в нескольких абзацах и роликах — Сизифов труд.

    ответить

  • 2

    Rob1k 7 октября 2017, 03:39 пожаловаться

    #

    Звуковое и музыкальное сопровождение фильма «Прибытие» Дени Вильнева это наверное один из лучших примеров того, на сколько сильно музыка влияет на восприятие фильма!
    Как по мне в «Прибытии» музыка это 70% всего фильма!

    ответить

  • 1

    Igby 7 октября 2017, 11:57 пожаловаться Теги

    #

    Ну вот опять. Новая рубрика появилась. И это прекрасно. А кто теги расставит? Как потом список статей по теме найти?

    ответить

  • audiovideofil 7 октября 2017, 16:05 пожаловаться

    #

    Тег есть.

    ответить

  • Igby 7 октября 2017, 23:48 пожаловаться

    #

    Да, уже добавили.

    ответить

  • 7

    Daniyar Dark Knight 7 октября 2017, 12:15 пожаловаться

    #

    Нолан и Циммер — это всегда шедеврально! Музыка к ВК — это уже классика. В коллекции любимейшего! Насчет Марвел частично не согласен. Потому что до сих пор помню музыку из первого Железного человека. Помню все мотивы и нюансы. Возможно это из-за прекрасной работы Рамина Джавади, не знаю. Так что я бы не был столь голословным. Потому что я еще молчу про Стражей Галактики)

    ответить

  • 1

    Irish_Minstrel 12 октября 2017, 12:57 пожаловаться

    #

    Сюда бы еще ролик, который был сделан в ответ автору The Marvel Symphonic Universe, там тоже много интересного. В том числе взгляд на работы Циммера с другой стороны:
    https://www.youtube.com/watch?v=UcXsH88XlKM

    ответить

  • 1

    Kyasubaru 14 октября 2017, 09:02 пожаловаться

    #

    LotR кстати и в 78 году повезло с музыкой:
    https://www.youtube.com/watch?v=H0DvOMdQFBE&list=PL75B9DE723F1E4BED

    ответить

  • Alex Croft 3 ноября 2017, 21:04 пожаловаться

    #

    У Марвел действительно беда с саундтреками. Если в рамках самого фильма они еще и не плохи, то как самостоятельный музыкальный альбом их слушать очень сложно.
    Собственно как и найти нечто достойное в рамках жанра фильмов ужасов, который сам накладывает на композиторов кандалы. Фактически эксплуатируя мало, чем отличимые друг от друга работы

    ответить

 
Добавить комментарий...