Николай Арсель: «Стивен Кинг не пытался сесть в режиссерское кресло»

Обсудить0

Постановщик «Темной башни» рассказывает, как он относится к Голливуду и почему хочет остаться европейским режиссером, а также признается, что уважает Тимура Бекмамбетова.

3 августа в прокат вышел фильм по мотивам магнум опус Стивена Кинга «Темная башня». Режиссером картины стал датчанин Николай Арсель, постановщик «Королевского романа» и сценарист «Девушки с татуировкой дракона». Из голливудского долгостроя Арселю удалось сделать захватывающий фильм, который будет понятен и интересен не только фанатам Стивена Кинга. Однако поклонникам писателя Арсель оставил множество скрытых посланий.

Утро обычной нью-йоркской семьи. Двенадцатилетний Джейк Чемберс (Том Тейлор) просыпается от изнурительных ночных кошмаров, в которых он переносится в Срединный мир, видит стрелка Роланда (Идрис Эльба) и его врага — Человека в черном, Уолтера (Мэтью МакКонахи). Мать и отчим считают, что Джейку нужна помощь психотерапевта, но довольно быстро становится ясно, что Срединный мир и его герои существуют не только во снах Джейка, но и в реальности. Мирозданию может прийти конец, если Джейк не поможет Роланду защитить загадочную Темную башню от Уолтера.

«Темная башня»«Темная башня»

Николай Арсель очень убедительно совместил реализм нью-йоркской жизни и гнетущую атмосферу Срединного мира так, что существование последнего не кажется таким уж невозможным. Легко поверить, что портал для перехода находится где-то в Нижнем Ист-Сайде. КиноПоиск встретился с режиссером в Нью-Йорке, чтобы узнать, как ему это удалось.

«Темную башню» пытались экранизировать много лет, и все время что-то срывалось. Как вам удалось пройти этот путь до конца?

Мне повезло. Когда меня пригласили стать режиссером фильма, сценарий был наконец доведен до ума. Проблемы изначально были именно потому, что это очень сложная задача — написать один сценарий на основе семи книг серии «Темная башня». Но после множества версий сценаристы наконец смогли выстроить хорошую историю и выбрать, на каких героях и сюжетных линиях сконцентрироваться. Так что я уже читал отличную версию сценария. Я его немного поменял, конечно, но вся самая сложная работа была проделана до меня. Я был фанатом Стивена Кинга, «Темную башню» знал досконально и, когда я увидел сценарий, понял, что только так и можно сделать из «Темной башни» кино, понятное всем.

Иллюстрации к книге «Темная башня» Майкла УэланаИллюстрации к книге «Темная башня» Майкла Уэлана

Правда, что вы даже английский выучили, чтобы читать Кинга в оригинале?

Да, это не преувеличение. Я, конечно, немного знал английский и до этого, но, так как было совсем мало книг Кинга, переведенных на датский, мне пришлось начать читать их в оригинале. Первые несколько книг я почти не понимал, только отдельные фрагменты. С каждой новой книгой я постепенно стал понимать больше, так что, можно сказать, Стивен Кинг научил меня английскому.

Как поклоннику «Темной башни» и знатоку творчества Кинга, вам было легче браться за фильм или вы ощущали больше давления?

Больше давления, это точно! Если бы я не был таким большим фанатом Кинга, я бы меньше переживал и подошел бы к созданию фильма с холодным рассудком. Но я понимал, что передо мной история, которую я люблю с детства, и теперь я должен воплотить ее в кино! К тому же Стивен принимал активное участие в процессе, и каждый раз, когда он писал мне письмо, я не мог в это поверить .

То есть Стивен контролировал весь процесс съемок?

Да, но он был очень уважителен и вежлив. Он всегда советовался со мной и не пытался сесть в режиссерское кресло.

На съемках фильма «Темная башня» / фото  из архива Sony Pictures EntertainmentНа съемках фильма «Темная башня» / фото из архива Sony Pictures Entertainment

Это ваш первый американский фильм, к тому же студийный. Что вас удивило в Голливуде?

Все не так, как я себе представлял. Это был довольно безумный опыт — в хорошем смысле. Быть режиссером в Дании — это совсем другая история. Фильмы небольшие, и у режиссера вся власть, можно делать все, что хочешь. Здесь же намного больше денег на кону. Необходимо сотрудничать с продюсерами, которые вложили 60 млн долларов, и нельзя делать все, что взбредет в голову. Так что приходится подчиняться боссам. Но в режиссерском кресле все равно я, и никто не приходил на площадку и не говорил мне, как снимать. Хотя, конечно, я многое обсуждал с продюсерами, включая детали сценария и визуальное решение.

Есть режиссеры, работающие в Голливуде, которые вас вдохновляют?

Раньше Ридли Скотт, Роман Полански. Сейчас даже не знаю, кого назвать из молодых. А кто есть из русских? Тимур Бекмамбетов? Он классный. Мне очень понравился его «Особо опасен». Вообще, я вырос на американском кино, как и все европейцы моего поколения. Я рос на фильмах Скорсезе, Копполы, Спилберга, Кубрика. Из европейцев мне нравятся режиссеры, которые остаются в Европе, как Михаэль Ханеке, Ларс фон Триер. Они продолжают снимать уникальные фильмы, в то время как те, кто переезжает работать в Голливуд, часто снимают что-то довольно заурядное. Я сам хочу работать и в Голливуде, и в Европе, но все же вижу себя больше европейским режиссером.

«Особо опасен»«Особо опасен»

Вы сами не ощущаете себя Джейком Чемберсом, проникшим в параллельный мир?

Да, очень часто! Я всегда идентифицировал себя с Джейком, когда еще в детстве читал «Темную башню». У меня не было таких ночных кошмаров, как у него, но у меня было много страхов и всегда были мечты проникнуть в другие миры, встретить разных героев и монстров. Голливуд — это тоже другой мир, правда герои там не совсем такие, о которых я мечтал в детстве. А Джейк — это герой, которого я очень хорошо понимаю и чувствую, и поэтому сценарий мне очень понравился. Ведь Джейк — центр этой истории. Он наш проводник в другие миры.

Если бы вы могли решать, вы бы скорее экранизировали отдельно каждую из книг серии?

Нет. Если экранизировать отдельно каждую книгу в хронологическом порядке, то придется начать с очень сюрреалистичного вестерна. Второй фильм был бы гангстерским боевиком, третий — фэнтези а-ля «Властелин колец» с медведями-киборгами. Это было бы полнейшим безумием, и люди, которые не читали книг, не смогли бы понять, что происходит. Со стороны Акивы (сценарист Акива Голдсман — Прим. ред.) было разумно смешать разные элементы серии в одном фильме и таким образом представить мир «Темной башни» зрителям.

«Темная башня»«Темная башня»

Что означает Темная башня для вас? Это аллегория для чего-то существующего в реальности?

Для меня Темная башня всегда была воплощением божественной энергии. Да, это физический объект, и я показываю его в фильме, но это еще и нечто божественное. Если бы я был верующим человеком, я бы сказал, что это бог. Я не христианин и не атеист, у меня есть ощущение, что есть что-то большее, чем мы, и Темная башня символизирует это нечто большее, возвышенное. Я бы хотел, чтобы башня существовала и защищала бы нашу планету, а такие герои, как Роланд, боролись бы со злом. Но, к сожалению, это все же фантазия.

Постапокалиптическая пустыня с заброшенным парком развлечений — это то, куда мы двигаемся?

Идея Кинга была в том, что это параллельный мир, который когда-то был похож на Землю, но потом развитие технологий и войны привели к тому, что Срединный мир превратился в страшную пустыню. То есть да, это пример того, чем может стать Земля через тысячу лет.

А какой ваш любимый фильм по книге Кинга? Он повлиял как-нибудь на ваше режиссерское решение для «Темной башни»?

Мой любимый фильм по Кингу — это «Побег из Шоушенка». Но на меня все же больше повлиял Спилберг. К тому же у него часто герой-мальчик отправляется в приключение.

«Побег из Шоушенка»«Побег из Шоушенка»

Когда в 1968 году в «Ночь живых мертвецов» Ромеро взял на главную роль чернокожего актера, это было воспринято в штыки. Для Ромеро тот выбор был отчасти и политическим решением. А для вас? Кинг же вообще изначально представлял в роли стрелка Клинта Иствуда.

Ну, Клинт Иствуд уже слишком стар для роли Роланда в любом случае. А если серьезно, то для меня это не было политическим решением. Я просто пытался найти подходящего актера. Я пробовал очень многих, и, на мой взгляд, Идрис наиболее близок к Роланду. Я обожаю этого героя, я его знаю почти с детства, и Идрис смог стать Роландом, потому что у него есть глубина и невероятный экранный магнетизм, которого почти ни у кого нет. И он крутой парень. Продюсеры не возражали против моего выбора. Все были согласны, что он лучше других подходит на эту роль.

Как вы придумали визуализацию тахинов?

Я хотел сделать их как можно более реалистичными. Тахин — это совершенно безумный концепт, существо с головой животного, которое может надеть человеческое лицо и выглядеть обычным человеком. Я решил показать их буквально, как монстров с человеческими масками на лицах, которые иногда расходятся на шее. Но в сцене в «Дикси Пиг» я все же показал больше: как висят человеческие маски до использования, как тахины страшно выглядят без них.

На съемках фильма «Темная башня» / фото:  Ilze KitshoffНа съемках фильма «Темная башня» / фото: Ilze Kitshoff

В фильме много намеков на сюжетные линии и других героев, которые никак не объясняются. «Корпорация „Сомбра“» — надпись на машине, похищающей Джейка; «Алый Король» — надпись на стене в заброшенном доме с порталом. Это все сделано в виде кивка фанатам книг?

Мне просто нравилось вставлять маленькие намеки на возможное продолжение истории. Я не хотел ничего объяснять, как часто бывает в плохих фильмах, мол, это значит вот что, бла-бла-бла. И я рад, что мне позволили оставить некоторые загадки. Первая книга серии вообще очень загадочная. Там сложно понять, что и почему происходит. А последующие книги многое проясняют. Те небольшие намеки, которые я включил, можно не понимать, без них фильм тоже работает. Однако это важная часть вселенной «Темной башни», и, как фанат, я хотел сделать эту вселенную достоверной.

Смотрите также

10 самых заметных экранизаций 2017 года: Выбор КиноПоиска и Букмейта

3 января 2018

«Моя книга тоньше»: Стивен Кинг об экранизации своих произведений

14 августа 2017

Продюсеры сериала «Темная башня» провели соцопрос

8 августа 2017

Бокс-офис России: «Темная башня» высится над кассовой пустыней

8 августа 2017

Главное сегодня

«Лучший художник-постановщик»: Разбор фильмов, номинированных на «Оскар»

Сегодня

Netflix закрыл сериалы «Каратель» и «Джессика Джонс»

Сегодня

Блог команды: Победители оскаровской игры получат умные колонки «Яндекса»

Сегодня

На Planeta.ru начался сбор средств на фильм о Децле

Сегодня

Слух дня: Disney выпустит четыре сериала по «Звездным войнам»

Сегодня

Американский бокс-офис: Киборги против игрушек

Сегодня

Нед Бенсон напишет новый сценарий «Черной Вдовы»

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт