• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

И о погоде — 2: Как в кино имитируют хорошие времена года

Солнце, заливающее лучами объектив камеры, само по себе еще не делает погоду в кино хорошей.
И о погоде — 2: Как в кино имитируют хорошие времена года
«Крупная рыба»

Если ненастья чаще всего предстают на экране конкретным и объективным злом, то хорошая погода — миф. Ее не сделать темой фильма (разве что на канале National Geographic), она не обостряет конфликт и ни к чему не обязывает. Да и к тому же хорошая погода — понятие субъективное. Для одних легкий летний бриз и горсть сырого песка в руках (приводнившийся космонавт из «Гравитации») — величайшая радость в жизни, для других (например, потерпевших крушение самолета туристов, которые оказываются на необитаемом острове) не райское наслаждение, а сущий ад («Остаться в живых»).

«Остаться в живых»

«Остаться в живых»

Так хорошая погода включается в образную и драматургическую систему фильма, переставая зависеть от солнца, заливающего лучами объектив камеры. Ее легко могут испортить акула, оттяпавшая ногу безмятежному туристу, возникшие финансовые трудности или сбежавшая невеста. Хорошая погода в кино наделяется множеством субъективных факторов, а ее продолжением легко становятся уже никак не природные явления — музыка, точно подобранные предметы интерьера, костюмы и даже интонация персонажа.

КиноПоиск разобрался, как кинематографистам удается находить хорошую погоду для каждого времени года.

Весна

Как это сделано: Весну на экране проще всего угадать именно через элементы, которые не дошли до своего пика — пастельными цветовыми палитрами (еще не дотянувшимися до открытых цветов), плавным движением камеры и, как правило, легкостью жанра — от мелодрамы до мюзикла. Весенняя погода вторит чувствам героев, только набирающим обороты: если улыбка, то полуулыбка, если страсть, то поцелуй, если бег, то не на пределе (например, от дождя). Фильм «Весна в маленьком городе» начинается со знаковой фразы слуги: «Хозяин, вы простудитесь. Наденьте шарф. Весна переменчива, как дитя». В этой переменчивости погода всякий раз совпадает со своими персонажами, поэтому в это время года они любят переезжать («Весна на Заречной улице»), обновлять гардероб («Пасхальный парад»), а в живописи отдают предпочтение не экспрессивным мазкам, а легким штрихам импрессионистов и рассыпанным точкам пуантилистов («Выходной день Ферриса Бьюллера»). Наконец, хорошая погода заявляет о себе первым цветением, причем как в природе, так и в антураже квартир (подоконники ломятся от горшков), в одежде (платья с сакурой в азиатских картинах) и букетах, которые особенно часто дарят весною.

«Выходной день Ферриса Бьюллера»

«Выходной день Ферриса Бьюллера»

Тонкости: Весна сопроводила не один военный фильм. И чем больше жизни появляется вокруг, тем больше горя приносит война, представая абсолютно противоестественной, чужеродной и контрастной природе («Как прошел день?»). Особенно интересно здесь выглядит судьба советского фильма «Сердца четырех», снятого накануне Великой Отечественной. Его водевильность и наивность никак не вязались с тяжелым историческим моментом, а потому до самой победы картина пролежала на полке. Только в 1945 году голос Клавдии Шульженко («Все стало вокруг голубым и зеленым, в ручьях забурлила, запела вода...») произвел фурор среди зрителей, уставших от тягот войны. Весна оказалась символом долгожданной и трагической победы на экране: салют заглушил майский гром, журавли над Москвой обернулись невернувшимися солдатами, а капли первых дождей — слезами.

«Каток и скрипка»

«Каток и скрипка»

Высший пилотаж: По странному стечению обстоятельств многие советские режиссеры, снимавшие студенческие и дипломные работы в 1960-е, создавали в кадре весеннее настроение. Можно вспомнить длинный план с отражением в воде у Никиты Михалкова («Девочка и вещи»), поэму столичных крыш Андрея Кончаловского («Мальчик и голубь») или желто-красную палитру весенней Москвы Андрея Тарковского («Каток и скрипка»). В такой компании ВГИКовские опыты Отара Иоселиани стоят особняком, но оттого не кажутся менее важными и определяющими для автора. Короткометражка «Цветок, который никто не может найти» стала настоящим гимном весне и цветам, которые начинающий режиссер умело перевел на язык музыки. А вот дипломную работу «Апрель» Иоселиани и вовсе не защитил: руководство киноинститута сочло ее слишком символичной и не отвечающей канонам соцреализма. Хор инструментов то и дело превращался в какофонию, герои говорили на выдуманном языке, а навязчивый вещизм убивал счастье молодой пары. 10 лет на полке.

Лето

Как это сделано: Хорошая летняя погода породила столько гедонистических фильмов, что даже перечислить их невозможно. В них много подростков и мало одежды, много соблазна и мало контроля — в соответствии с девизом сезонного ромкома «Все, что было летом, остается летом». В драме Хармони Корина «Отвязные каникулы» идеальный отрыв подростков вообще сводится к эстетике музыкального клипа, в котором слово «реальность» звучит как оскорбление. Кстати, каникулы в фильме заявлены как весенние, но солнечная Флорида заставляет погоду стать летней. Бал правят рапиды, жесткие цветовые фильтры и деньги, продолжающие насыщенную природу пальм и голубого неба цвета бассейна. Куда более романтическое настроение летнему фильму могут придать замедляющие ритм детали (например, сохнущее на веревках белье в ленте «Пора созревания пшеницы»), рассеивающий флер («Крупная рыба») и, конечно, томные позы героев, которым незачем куда-то спешить («Загородная прогулка»).

Тонкости: Проблемы съемочной группы, которая пытается снять летнюю сцену в декабре, в свое время стала темой великолепной миниатюры Андрея Миронова «Лед и пламя».

Несмотря на всю фантастичность истории, в некоторых советских картинах подобные казусы действительно случались. Например, ряд деревенских сцен летнего фильма «Три тополя на Плющихе» снимался зимой в декорациях, выстроенных на «Мосфильме». А вот комедия Леонида Гайдая «Спортлото-82», как утверждают, отметилась историей, практически повторяющей зарисовку Миронова. Сцена, в которой Светлана Аманова с огоньком исполняет песню «Землю обходит любовь», снималась при жутком холоде. Возможно, именно из-за этого по выжженной крымской траве актриса передвигается в купальнике, но на каблуках, а ее партнер по площадке Альгис Арлаускас так нервно протирает лобовое стекло автомобиля.

«Колено Клэр»

«Колено Клэр»

Высший пилотаж: Сразу несколько фильмов Эрика Ромера посвящены лету и той легкости, которую несет в себе погода («Коллекционерша», «Полина на пляже», «Колено Клэр», «Летние дни», «Зеленый луч», «Друг ее подруги»). Режиссер всегда пытался уловить течение повседневности и называл свои фильмы «рабами погоды», ведь снятые преимущественно на натуре, они находились в прямой зависимости от природы за окном. Основным элементом его летних фильмов становится нега. События развиваются неохотно, запахи солнечных дней словно одурманивают персонажей, не позволяя им действовать активно. Впрочем, в сезон отпусков и вдали от суетного города любое бездействие и праздная скука соответствуют пейзажу. Не случайно главными мотивами в фильмах могли стать женское колено или физический феномен зеленого луча — вспышка зеленого света в момент последнего луча закатного солнца.

Осень

Как это сделано: Наверное, ни одно другое время года в кино не сопровождает столько классической музыки: Бах, Гендель, Шопен, а также не самые легкие современные композиторы вроде Сигэру Умэбаяси или Эдуарда Артемьева. Английский поэт Джон Китс называл осень «сезоном дождей, туманов и урожая», а цвет в кино позволил передать зрителю всю красоту этого времени года — с переливами красных, зеленых и оранжевых оттенков («Неприятности с Гарри», «Когда Гарри встретил Салли», «Вдали от рая»). Необременительная love story здесь уступает первенство тяжелым драмам («Осень в Нью-Йорке», «Сладкий ноябрь», «Мачеха», «Шепоты и крики», «Осенняя соната»), но хорошая осенняя погода всякий раз помогает сделать уход героев светлым и тихим.

«Когда Гарри встретил Салли»

«Когда Гарри встретил Салли»

Тонкости: До осени нужно дорасти, а потому подавляющее большинство любовных драм, разворачивающихся осенью, случается со взрослыми людьми («Все, что дозволено небесами»). Тинейджеры словно остаются на своих югах, а те, кто неосмотрительно вернулся домой, режут тыквы и готовятся попасть в фильмы ужасов («Хеллоуин»). При этом тема сбора урожая зачастую оказывается на периферии жанров и в зависимости от поставленной задачи подстраивает осеннюю погоду. Так, в «Горожанке» Фридриха Мурнау дневные кадры полей, освещенных мягким осенним солнцем, преломляются жутковатыми ночными сценами: резкий свет ламп, налетевший ветер и зловеще дрожащие колосья, из которых того и глядишь что-то выйдет. Настоящая находка для хорроров вроде «Дети кукурузы» или «Знаки».

«Осень»

«Осень»

Высший пилотаж: Драма Андрея Смирнова «Осень» посвящена влюбленным, решившим воскресить свои юношеские чувства и сбежать на неделю в деревню. Им уже за тридцать. У обоих за плечами несчастные браки. По нравственным соображениям картина была запрещена к широкому показу: чиновники испугались полуголых тел и неоднозначной тематики, что, впрочем, не помешало фильму выстрелить позже, попав как в сердце российской интеллигенции, так и западной критики. Не последняя причина — это поздняя осень, схваченная во всей ее голой откровенности. Смирнову удалось создать идеальные условия для дождливого романа: вымокшие ставни и золотые скирды, птица на сиротливой буханке и унылый дождь, спасение от которого можно найти лишь под белой простыней. Осточертевший застой подчеркивает звуковая палитра: Альфред Шнитке, стихи Пастернака, монотонный шелест последних листьев, которые вот-вот скроет первый снег.

Зима

Как это сделано: Рождественские и новогодние фильмы не имеют права на плохую концовку. Погода здесь нередко выступает как естественная преграда, мешающая семье собраться за праздничным столом, но в конечном счете всем на головы медленно опускаются крупные белые хлопья. Ожидание чуда продолжает закручивать и многочисленные любовные истории: «Вечное сияние чистого разума», «Интуиция», «Зимняя сказка». Никакое ненастье не в силах помешать и такой зимней забаве, как игра в снежки. В многочасовой киноэпопее «Наполеон» 1927 года экспериментатор Абель Ганс посвятил этому озорству тринадцать с лишним минут, передав дух схватки быстрыми монтажными склейками, двойной экспозицией, а также сумасшедшими движениями камеры, заключенной в оболочку футбольного мяча. Наконец, о каком холоде может идти речь, если герой шикарно одет? Пушистые свитера и теплые шарфы, элегантные муфты и норковые воротники заставят всерьез усомниться в том, что зима мерзкая. Окончательно же развеют этот миф бесподобные мужские лосины из сказки «Три орешка для Золушки».

«Вечное сияние чистого разума»

«Вечное сияние чистого разума»

Тонкости: Один из оригинальных способов лишить снегопад всех его неприятных качеств — показать, что снег ненастоящий. Так, в театрализованном фильме-концерте Рустама Хамдамова «Вокальные параллели» исполнение отрывка из оперы «Иван Сусанин» сопровождается весьма комичным эпизодом: Рената Литвинова сыплет на голову оперной дивы куски пенопласта, а затем в легком платьице подставляет лицо под ветродуй, укладываясь в сугроб из искусственного снега. Похожего разоблачительного эффекта добивается от зимней погоды и Ларс фон Триер в «Догвилле», покрывая город, начерченный мелом на полу, тонким белым покровом: «В тот момент, когда Грейс закончила говорить, снежинки перестали падать на город, оставив Догвилль укутанным в тончайшие и ослепительно-белые снежные покрывала».

«На помощь!»

«На помощь!»

Высший пилотаж: Второй фильм Ричарда Лестера с участием ливерпульской четверки назывался «На помощь!» и заслужил попадание на зимний пьедестал благодаря своей полной и совершенной бредовости. Эта пародия на популярные картины 1960-х (в том числе и на бондиану) наполнена отличным юмором и песнями «Битлз», которые превращают самую отвратительную погоду в праздник. Альпийский эпизод картины связан с желанием ребят научиться кататься на лыжах: они падают, валяются, устраивают пикник на снегу, ездят верхом и на снегосамокатах, играют в керлинг и убегают от злодеев. Как отмечалось многими критиками, чтобы фильм случился, быть фанатом группы совсем не обязательно.

И снова весна...

«Весна, лето, осень, зима... и снова весна»

«Весна, лето, осень, зима... и снова весна»

У таких мастеров киноэкрана, как Ясудзиро Одзу, Ингмар Бергман, Эрик Ромер или Ким Ки Дук, пожалуй, не было предпочтительного сезона. Они сняли фильмы про каждое время года. И всякий раз на первый план выходила целостность природного состояния и его закупоренность в пространстве фильма. Природа наделялась собственной психологией, подчинялась режиссерской манере или обретала черты тонкого символизма. В отличие от ненастья, стирающего с лица земли все и вся, хорошая погода не дает драматургических подсказок, но в умелых руках предстает на экране уже не природным явлением, а культурным. Оторвать ее от фона — настоящий высший пилотаж.

Читайте также
Статьи «Очень странные дела»: Из чего состоит второй сезон сериала Количество пасхалок, цитат и отсылок к популярным фильмам, играм и другим явлениям 1980-х здесь на порядок больше, чем в первом сезоне сериала братьев Даффер.
Новости Авторы «Этой дурацкой любви» займутся фильмом о Джокере и Харли Квинн Разработка нового суперзлодейского экшена Warner Bros. и DC идет полным ходом.
Статьи Крик 500 кошек: Как возник и из чего состоит саундтрек к фильмам ужасов? «Психо», «Суспирия», «Хэллоуин» и другие фильмы, музыка из которых стала эталоном для саундтреков к хоррорам.
Комментарии (7)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...