Развод и девичья фамилия: Российские фильмы, от которых отказались авторы

Обсудить0

Единственный способ побороть систему — это выйти из этой системы. Так считают современные российские режиссеры, которые снимают свое имя из титров фильмов.

13 июля в российский прокат вышли сразу две картины, режиссеры которых недовольны результатом работы. Роман Волобуев, постановщик «Блокбастера», убрал свое имя из титров, а хоррор «Черная вода» Романа Каримова хоть и подписан в итоге именем автора, но сам режиссер, ранее работавший исключительно над комедиями, жалеет, что согласился над ним работать.

Зачем авторам отвергать труд, на который потрачено много лет? Чаще всего из-за того, что это единственная возможность заявить, что ты не согласен с итоговой версией, которую за тебя сделали продюсеры. Еще это политический жест, чтобы привлечь внимание к проблеме правовой неурегулированности российского кинематографа. А иногда режиссер вообще не имел отношения к фильму, а его имя все равно оказалось в титрах. «Любой творческий производственный конфликт — это как чужой развод, — описывает эту ситуацию Волобуев. — Я вас уверяю, вы не хотите знать детали. Когда спрашиваешь, и люди начинают отвечать, сразу начинаешь жалеть, что спросил».

КиноПоиск вспомнил пять самых громких разводов последних лет в российском кино, в том числе и тот конфликт, который еще не завершился.

«Блокбастер» (2017): девичья фамилия

Что произошло: На премьере этой криминальной комедии, которая открывала конкурсную программу «Кинотавра», режиссер, в прошлом известный критик Роман Волобуев вышел на сцену перед показом и объявил, что этот фильм в первый и последний раз будет продемонстрирован с именем постановщика в титрах. Причина, как стало известно позже, была в том, что фильм доделывался уже без участия режиссера.

«Блокбастер»«Блокбастер»

При этом существует черновая, недоделанная режиссерская версия «Блокбастера», которую, однако, видели только критики, друзья режиссера. Она была длиннее, и в ней присутствовали сюжетные линии, которые были почти полностью вырезаны. Например, по сюжету у главной героини Лизы был двойник — белорусская актриса, с которой ее все время путали. А еще в фильме снялся Александр Горчилин, актер «Гоголь-центра», но его роль тоже не дожила до проката.

Версия режиссера: Волобуев исчерпывающе обосновал свое решение на пресс-конференции «Кинотавра». Несмотря на то, что на фестивальном показе фильм приняли положительно, зрители смеялись и аплодировали в конце, режиссер был уверен в своей правоте.

— Мне говорили, что в зале смеялись. Я думаю, что если бы вчера показали нашу версию, то в зале бы смеялись так же, но обсуждали бы ее немножко подольше. И те 12—14 минут разницы в хронометраже, по-моему, того стоят. У каждого фильма существует идея, для чего он делается. То, что сделали ребята, — это просто комедия. А мне всегда казалось, что если тебе хочется, чтобы фильм кто-то смотрел, то ты должен потрогать что-то, что людям важно. Я шел на компромиссы, сидящий здесь продюсер Илья Стюарт шел на компромиссы реже, чем я, но шел. Но в какой-то момент ты делаешь шаг назад и понимаешь, что это не то.

«Блокбастер»«Блокбастер»

По словам Волобуева, «Блокбастер» — это не первый российский фильм, с которым возникают подобные проблемы. Отечественные продюсеры постоянно конфликтуют с режиссерами, и это одна из серьезных проблем в российском кинематографе:

— Такие истории происходят все время. На каждом третьем русском фильме после премьеры режиссер, напившись, будет вам рассказывать, как продюсеры выкрутили ему руки или не выкрутили, но сделали не то. И никто об этом не говорит. Все считают, что это голливудская система, хотя это никакая не голливудская система. В Голливуде прав у режиссера мало, но они очень четко регламентированы. Я надеюсь, что мой цирк станет поводом хотя бы для внутрииндустриальной дискуссии. Мне кажется, что сложившаяся ситуация — это одна из причин [того], почему «Кинотавр» каждый год [столь] мучительно ищет себе дюжину хороших отечественных фильмов в программу.

Версия продюсеров: Илья Стюарт, продюсер фильма, отказался давать комментарии по этому поводу, очевидно, чтобы не плодить негативные публикации в СМИ. Во всех интервью он говорил лишь следующее:

— Я считаю, что отношения продюсера и режиссера — это внутренняя кухня, и она ею обязана оставаться.

Итог: Фильм вышел в прокат в продюсерской сокращенной версии. В титрах указано, что сняла картину несуществующая на свете Наташа Тюльпанова (так зовут героиню Анны Чиповской). Неизвестно, будет ли дальше Волобуев сотрудничать с компанией Hype Film, которая произвела «Блокбастер» и «Холодный фронт», первый фильм Волобуева. Hype Film принадлежит Илье Стюарту, а также Мураду Османну, создателю фотопроекта Follow Me To.

«Географ глобус пропил» (2013): без сцены с пельменями

Что произошло: Ситуация с «Блокбастером» не была первой для «Кинотавра». За четыре года до того режиссер Александр Велединский сообщил прессе на фестивале, что из его двухчасовой картины продюсеры сами сделали версию для проката, которая на полчаса короче.

«Географ глобус пропил»«Географ глобус пропил»

Версия режиссера: На пресс-конференции Велединский живо описывал, какие же сцены пропадут в случае вмешательства продюсеров:

— Они за моей спиной вырезали сцену с пельменями, они вырезали весь блок с тряпкой и все [сцены], что были, до того как [главный герой] лежит в ванной.

Позже в интервью он заявил, что хоть ему и не будет стыдно за этот фильм, но к гипотетической урезанной версии он не будет иметь отношения:

— Продюсерская версия существует. Как и что с ней будут делать продюсеры — их дело. Я к этой версии не имею абсолютно никакого отношения.

Версия продюсеров: После обвинений в том, что из «Географа» пропали сцены с пельменями и тряпкой, продюсеры прямо на пресс-конференции запутались в своих показаниях. Сначала Вадим Горяинов сказал, что режиссерский монтаж, конечно, замечательный, но короткую-то версию никто не видел.

«Географ глобус пропил»«Географ глобус пропил»

— Я не собираюсь ругать такую замечательную картину. Это же именно продюсеры пригласили Велединского. Замечательная получилась версия. Но это такая вещь, субъективная. А мы же проводили фокус-группы, показывали. Чтобы обсуждать разные версии фильма, нужно как минимум посмотреть короткую версию, говорить о том, какие эмоции вызывает она.

Затем другой продюсер, Леонид Лебедев, вдруг поддержал Велединского, назвал идею об уменьшении хронометража идиотской, а прокатчиков обвинил в том, что они не знают вкусов аудитории:

— Родилась, как сказал Саша [Велединский], идиотская идея сократить фильм. Прав Вадим [Горяинов], что нужно посмотреть сокращенную версию. Но, когда фильм оказывается блестящим, появляется естественное желание сделать его прокатным. И вот здесь Вадим и сказал, что прокатчики, возможно, и являлись заказчиками сокращенной версии. Потому что вкус наших прокатчиков расходится со вкусом зрителя и уж тем более с профессиональным взглядом кинокритиков и журналистов.

Итог: Когда «Географ глобус пропил» получил главный приз «Кинотавра», а также приз жюри кинопрокатчиков, конфликт был приватно улажен: прокатчики выбрали именно режиссерскую версию фильма. Правда, окупиться даже формально ей это не помогло. При бюджете в 4 млн долларов картина заработала около 4,25 млн долларов, не считая доходов от продажи телевизионных прав.

«Контрибуция» (2015): соитие в такт канонаде

Что произошло: Очередной спор из-за продолжительности. Режиссер Сергей Снежкин хотел пустить в прокат трехчасовую версию фильма, поскольку был уверен, что сокращать ее было бы неправильно. Поэтому постановщик поругался с продюсером картины Эдуардом Пичугиным, который, согласившись с прокатчиками, сделал версию почти вдвое короче.

«Контрибуция»«Контрибуция»

При этом писатель Леонид Юзефович, автор одноименной книги, на которой основан сценарий, тоже попросил убрать его имя из титров, но уже из-за несогласия со Снежкиным: историк посчитал, что его труд экранизирован неверно.

Версия режиссера: Снежкин доказывал свою правоту в интервью, сравнивая себя с Бондарчуком и Тарантино:

— Я соавтор сценария фильма «Сталинград», который идет три часа. Новая картина Тарантино («Омерзительная восьмерка») тоже трехчасовая. Не хочу становиться на одну ступеньку с Тарантино, но все же не могу понять, почему Тарантино может идти три часа, а Снежкин — нет. Что это за самоуничтожение?

При этом «Сталинград», где Сергей действительно числится как сценарист, идет всего 2 часа 15 минут.

Версия сценариста: Юзефовича больше волновала не продолжительность, а различия с его книгой, в том числе фактические неточности и неуместные постельные сцены:

— В картине есть исторические ошибки, несоответствие кинематографического образа главного героя реальному генералу Пепеляеву, о котором я написал книгу. В полной версии есть сцена соития под орудийную канонаду. Вот после этого хочется встать и уйти. Не потому, что я пурист, а потому, что уж больно пошло снято.

Версия продюсеров: Эдуард Пичугин, генеральный директор «Ленфильма» и продюсер «Контрибуции», посчитал, что это правильно — предоставить зрителю выбор, какой продолжительности фильм ему смотреть:

— Если зрителю понравилась картина и у него остались вопросы или ему что-то не хватило, есть всегда возможность посмотреть другую, более расширенную версию «Контрибуции» и ответить для себя на все существующие вопросы.

«Контрибуция»«Контрибуция»

Итог: Ни один из авторов фильма не пошел друг другу навстречу. Картина действительно вышла в сокращенном виде (фильм длился 1 час 40 минут), но в прокате страшно провалилась. При бюджете в 125 млн рублей она собрала 4,5 миллиона. Сколько собрала «тарантиновская» трехчасовая версия со сценой соития в такт канонаде, которую показывали в основном на спецпоказах, неизвестно. Снежкин все же упомянут в титрах «Контрибуции», но только как режиссер общего материала. А Юзефович указан как автор книги «Контрибуция», но не как соавтор сценария.

«Дети против волшебников» (2016): магия бюрократии

Что произошло: Православный мультфильм про курсантов-диверсантов, которых забрасывают в школу злобных колдунов-сатанистов, не выходил в широкий прокат. Его обнаружили и засмеяли блогеры, признав, что это, возможно, худший мультфильм в новейшей истории. После чего выяснилось, что человек (Григорий Скоморовский), указанный в титрах как режиссер, уже давно не имел отношения к фильму.

«Дети против волшебников»«Дети против волшебников»

Версия режиссера: Григорий Скоморовский утверждает, что он непродолжительное время адаптировал для экранизации одноименный роман Никоса Зерваса:

— С начала 2014 года я в проекте участия не принимал. Да, в 2013 году, для того чтобы получить финансирование в Минкульте, потребовался пакет документов, и в этом пакете должны были быть студия, сценарий, режиссер и все-все. А раз на тот момент договор на режиссуру и сценарий изначально был подписан со мной, то документы в Минкульт ушли с моим именем. Но с начала 2014 года я в проекте участия не принимал. Продюсер долго искал анимационную студию, и летом 2013 года появился этот Николай Мазуров. Они взяли сценарий и полностью его переписали. В 2014 году Мазуров уже стал режиссером, а меня перестали вызывать на совещания. Что происходило с тех пор и почему я оказался в титрах — не знаю. Это подтверждается, кстати, любыми документами. После каждого совещания составлялся протокол, все было серьезно. Я был уверен, что в титрах моего имени не будет. В трейлере в качестве режиссера-постановщика был представлен именно Мазуров.

Когда Григорий управлял проектом, уже возникали проблемы с графикой:

— Я видел первые отрисовки. Они были, кстати, совершенно иными. Я неоднократно высказывал мнение о том, что нужно делать более качественную графику. Мы вообще старались сделать из этого немножко другую историю, не такую идеологическую, какой она сейчас выглядит.

Версия другого режиссера: В студии Мазурова, которая называется MADMOON, КиноПоиску ответил заместитель Мазурова, которого зовут Денис (спикер отказался называть фамилию). По его словам, режиссер взялся за проект в последний момент, поскольку его нужно было срочно выпускать:

— Он занялся «Детьми против волшебников», поскольку у него был большой опыт мультипликационных проектов. Он даже вкладывал свои деньги, чтобы хоть как-то доделать [мультфильм]. Потому что люди в тот момент просили о помощи. Нужно было собрать материал, который достался по наследству. Наша студия занималась 2D-фонами, концептом, раскадровками и персонажами. А потом в какой-то момент появилась задача [его] быстро выпустить.

«Дети против волшебников»«Дети против волшебников»

На вопрос о том, почему же тогда Мазуров не указан в титрах «Детей против волшебников», его заместитель ответил:

— Не знаю. Формально режиссер — Скоморовский, но с ним никто не общался уже года два-три.

Итог: В титрах фильма, который уже превратился в мем, все еще указано, что его режиссер — Скоморовский. Пока что Григорий обсуждает с адвокатом, стоит ли ему каким-то официальным образом через суд оспаривать авторство этого творения:

— Один из моих адвокатов предлагал мне: «Давай напишем отказное письмо». Скорее всего, я так и сделаю.

Тем временем Мазуров продолжает заниматься кино. Как сообщил КиноПоиску его представитель, сейчас он находится за границей на съемках нового большого проекта и потому недоступен для комментариев.

«Черная вода» (2017): нежеланный артхаус

Что произошло: Незадолго до выхода в прокат российского хоррора «Черная вода» Каримов заявил, что его не устраивает фильм, и, желая подчеркнуть свое отношение к этому проекту, двусмысленно назвал его артхаусом:

— «Черная вода», где я приписан режиссером, не хоррор, а вязкий артхаус, что бы вам ни говорили промоматериалы. Я очень жалею, что согласился работать над этим проектом и что вообще этот проект состоялся.

«Черная вода»«Черная вода»

Версия режиссера: Каримов отказался подробно рассказать о произошедшем:

— К сожалению, не могу комментировать. Иначе не получу свои деньги за другой проект. Быть может, через год расскажу всю правду. А пока есть что терять.

Из источников, близких к авторам картины, стало известно, что Каримов засомневался в качестве фильма после его показа на фестивале «Окно в Европу». К финальному монтажу его не допустили, и потому режиссер попросил продюсеров убрать его имя из титров. Однако в таком случае Роману бы не заплатили либо за «Черную воду», либо за предыдущий фильм «Гуляй, Вася!». Поэтому в титрах ужастика все еще значится имя комедиографа, и с ним кино выйдет в прокат.

Версия продюсеров: «Позвольте мне воздержаться от комментариев», — ответил продюсер Андрей Новиков на вопросы КиноПоиска.

Итог: Пока неизвестен. Хочется верить, что Каримов получит гонорар за все фильмы, над которыми он работал.

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

24 ноября 20234
28 сентября 202313
5 июня 20234
3 января 20233

Главное сегодня

Сегодня7
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня2
Вчера15
Вчера2
Вчера11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Лишь бы Каримов после такого скатываться не стал.

-1

Он пытается отмазаться от своего детища - значит уже начал скатываться. Если бы он сказал: 'Да, это мой фильм, он не получился по моей вине, это я такой рукожопый. Не ругайте меня сильно, я реабилитируюсь' - тогда был бы другой расклад. А раз он отказывается, значит он слабак и ему нечего делать в кино. Кино - это дело чемпионов, а не никчёмных немощей, которые пытаются оправдаться за поражение, оправдаться, а не реабилитироваться.

-6
renodsExploder

Т.е. давление продюсеров, шантаж или удаление режиссёра из проекта, это условия, которые никак не меняют статус неудачника? Возьмём более простую ситуацию для примера, работника выгоняют на работу в его законный выходной, мотивируя тем, что ему не урежут половину зарплаты, в ответ на угрозы или ссылками на трудовой кодекс предприятие продолжает шантажировать увольнением по статье, либо предлагают добровольно уйти. Выходит, что при желании иметь заработанное и не напрягаться без желания, работник является неудачником? Настолько ограниченные взгляды, признак не самого светлого ума.

1

Да-да-да, плохому танцору опять что-то помешало

-2