всё о любом фильме:
Статьи

Тигр для Веры Брежневой: Чем занимаются исполнительные продюсеры?

Мизерные бюджеты, пьяные актеры, капризные режиссеры — с чем ежедневно сталкиваются российские исполнительные продюсеры и какими навыками они должны обладать?
Тигр для Веры Брежневой: Чем занимаются исполнительные продюсеры?
Вера Брежнева

Всем более-менее ясно, чем занимаются режиссер, оператор, сценарист, актеры, художники-постановщики, костюмеры и гримеры, а вот разнообразный продюсерский состав, который можно увидеть в титрах картины, для многих остается загадкой. Самый главный продюсер, понятно, ищет деньги на проект и в идеале доводит фильм до большого экрана. Тогда чем занимается исполнительный продюсер и какую роль он играет в создании фильма? Это не так очевидно. Чтобы расставить точки над «i» в этом вопросе, КиноПоиск отправился на круглый стол в Московскую школу кино, где представители российских кинокомпаний приоткрыли реалии «самой адской профессии на земле» — отечественного исполнительного продюсера.

Деревня для Гоголя и платье для Брежневой: Что входит в обязанности исполнительного продюсера

«Исполнительный продюсер — самая адская профессия на земле. Это люди, которые отвечают за все, что происходит на съемочной площадке. Не привезли тигра, не пустили актера сниматься в Украину — это все головная боль исполнительного продюсера. На все тратятся деньги, а исполнительный продюсер действует в рамках того бюджета, который заложен, и выйти из него не может. Ему нужно решать проблемы на месте», — объясняет генеральный продюсер компании «Приор» Родион Павлючик.

Клип группы Ленинград «Кольщик»

Клип группы Ленинград «Кольщик»

Расчет количества съемочных дней, приемлемых актерских гонораров, вопросы жилья, питания и привоза группы на место съемок — это все обязанности исполнительного продюсера. Даже если он лично не занимается покупкой билетов, он всегда должен быть на связи и контролировать процесс расхода выделенных на производство средств. Причем максимально эффективно.

«Обычно все ложится на плечи исполнительного продюсера. Хорошо, если ему нужно только тигра привезти — это самая элементарная задача, — вступает ведущий продюсер компании Александра Цекало «Среда» Александра Ремизова, которая много лет работала исполнительным продюсером в «СТВ» Сергея Сельянова и «Базелевсе» Тимура Бекмамбетова. — Обычно исполнительному продюсеру говорят: „У тебя есть 100 рублей, еще у тебя есть режиссер, который стоит 99 и привык за 99 снимать, но тебе надо уместить все это в 100. И еще есть сценарий, который вообще стоит 500, но, к сожалению, у нас есть только 100. Вот это все нужно совместить, придумать, как это сделать круто. Так, чтобы было интересно. Так, чтобы режиссер не капризничал, а получал все, что он хочет, оператор бы снимал на нужную ему технику, а художники бы построили декорацию, потому что никто не хочет снимать в тесной квартире. И ты все это один должен с ними со всеми решать».

Исполнительный продюсер на проекте появляется, как правило, на стадии заявки, поддержанной кинокомпанией. Уже во время проработки сценария хороший специалист видит сцены или сюжетные повороты, от которых вполне можно избавиться в целях экономии бюджета. Например, когда герои летают из одного города в другой или когда постоянно меняют средства передвижения. Если, конечно, это не несет реальной смысловой нагрузки и не является важным для сюжета будущей картины.

«Ко мне часто приходят и говорят: вот тут написали гонки, поезда, машины, но у нас нет денег, мы это не снимаем. Я говорю: „Хорошо, вы это не снимаете, предложите другой вариант“. На поезде дорого? Пусть едут на автобусе. Всегда предлагайте замену, всегда находитесь в диалоге с режиссером. Это вообще самое главное. Бывает, что оператор настаивает, например, на использовании крана, а режиссер ему говорит: „Перестань, мы сейчас придумаем, как это сделать по-другому“», — рассказывает Ремизова.

«Гоголь»

«Гоголь»

Например, режиссера Егора Баранова в компании «Среда» особенно ценят потому, что он всегда готов к диалогу и может найти нестандартные подходы для решения тех или иных сцен. Новый проект «Среды» — фильм «Гоголь» — режиссировал именно Баранов. И, по словам Ремизовой, именно эффективный диалог режиссера и исполнительного продюсера позволил сделать дорогую картинку при не самом большом бюджете.

«У нас актеры, с которыми мы работаем постоянно, снимались практически бесплатно. Мы снимали в лесу, в готовой деревне, которую построили, кажется, для фильма „Батальонъ“. И проект получился хороший, потому что все включились в процесс, придумывали, как за небольшой бюджет сделать все качественно. И нам, как мне кажется, это удалось. В том числе и за счет хорошей графики», — уточняет продюсер.

Договориться со всеми участниками съемочного процесса — основная задача исполнительного продюсера. Иногда, рассказывает Ремизова, нужно найти способ сэкономить даже на костюмах: «Помню, в „Елках“ Вера Брежнева снималась в своей одежде. Мы принесли ей платье из Zara. Она посмотрела на него, сказала, что все поняла и что принесет свое».

Вера Брежнева

Вера Брежнева

Впрочем, только финансовыми соображениями руководствоваться исполнительный продюсер не может. Он должен быть сопричастен к творчеству, уверен куратор программы «Продюсирование» Московской школы кино, продюсер компании «Марс Медиа» Дмитрий Шутко.

«От его решений и дискуссий с режиссером зависят состояние и содержание картины. Умный исполнительный продюсер понимает драматургию будущего фильма и съемочного процесса», — считает Шутко.

«Если актер пьющий, это надо сразу иметь в виду»: Какими качествами должен обладать исполнительный продюсер

Помимо того что исполнительный продюсер должен разбираться в съемочном процессе и основах работы над сценарием, он должен быть еще и прекрасно самоорганизованным.

«На плечах исполнительного продюсера лежит такой объем организационной работы, что он просто обязан быть самоорганизованным, все помнить, — поясняет Родион Павлючик. — Он должен очень хорошо знать, что он должен сделать в эту минуту и что должен в это время сделать другой. И помнить, что если другой что-то не сделал, то надо пнуть его посильнее, чтобы это было сделано тогда, когда нужно».

«Оттепель»

«Оттепель»

Еще исполнительный продюсер должен обладать аналитическим мышлением и способностью прогнозировать потенциальные проблемы.

«Если актер пьющий, то это надо сразу иметь в виду. И желательно с этим актером поселить кого-то еще, кто сможет его контролировать или хотя бы открыть дверь, чтобы его утром можно было вынести под холодный душ. У нас были ситуации на площадках, когда невозможно было добудиться человека. Надо было дверь ломать, чтобы привести его в порядок», — поясняет Павлючик.

Исполнительный продюсер должен еще и обладать навыками психолога. Помните сцену из сериала «Оттепель», где герой Михаила Ефремова уговаривает героя Павла Деревянко вернуться на съемочную площадку? Примерно так же приходится порой работать российским исполнительным продюсерам.

Неудивительно, что, как говорит исполнительный продюсер компании «Приор» Ольга Полесицкая, такие специалисты должны отличаться стрессоустойчивостью и уметь находить «гармонию и баланс между творческими хотелками режиссера и финансовыми возможностями генерального продюсера». Также он должен быть подкован в юридических вопросах и знать тенденции кинопроизводства.

«Есть известная кинопоговорка, что в кино можно выбрать только два из трех — дешево, быстро и хорошо. Но если ты попал на плохого исполнительного продюсера, то у тебя будет дорого, долго и плохо», — говорит Анастасия Корецкая, директор COSMOS studio. По словам Анастасии, в их компании есть специальная система оценки исполнительных продюсеров. При отборе специалистов кандидатов просят составить предварительный лимит затрат и проверяют общую подкованность в киновопросах. Сообщают, например, что собираются работать над фильмом про начало XX века, и спрашивают у кандидата, каких бы художников-постановщиков он для него предложил.

«Оттепель»

«Оттепель»

«Исполнительный продюсер должен отсматривать большинство современных российских проектов, чтобы понимать, кого можно привлекать на работу, — уверена Корецкая. — И не только российских. Чтобы понимать, как это в итоге должно быть сделано».

Как стать исполнительным продюсером и куда двигаться после этого

Самый логичный способ стать исполнительным продюсером, если исходить из изложенного выше функционала, — это пройти все стадии производства фильма на площадке и научиться всему самому. Большинство ныне работающих специалистов — именно такие самоучки, которые годы назад пришли в кинопроизводство работать «хлопушкой» или администратором площадки.

«Исполнительный продюсер хотя бы в качестве ассистента должен пройти все профессии, чтобы понимать, как работают все члены съемочной группы, а также иметь навыки по ведению переговоров и выходу из сложных кризисных ситуаций, быть способным к самопрезентации», — суммирует Анастасия Корецкая.

Может ли у исполнительного продюсера развиваться карьера дальше? Самый прямой путь — стать ведущим продюсером, который сам генерирует контент, — считают большинство участников круглого стола. В американской системе кинопроизводства этим, собственно, и занимаются executive producers. У нас такого класса специалистов, которых также можно назвать еще и шоураннерами, в индустрии пока нет. Но эксперты уверены, что он в скором времени начнет появляться, так как высококлассным исполнительным продюсерам, которые творят чудеса в рамках предлагаемых им небольших бюджетов отечественного кино или телепроизводства, еще есть куда стремиться.

Читайте также
Статьи Получите скидку у Михаила Ефремова: Советы продюсера «Хорошего мальчика» Продюсер Василий Соловьев написал книгу о своей профессии, где дал несколько очень дельных советов начинающим кинематографистам.
Статьи Все без ума от «Гоголя»: Репортаж со съемочной площадки сериала Александр Петров и Егор Баранов рассказали о фобиях Гоголя и работе с Олегом Меньшиковым на съемках сериала.
Статьи Продюсеры: Человек в футляре Джерри Брукхаймер Жизненные правила и творческий путь одного из самых успешных продюсеров в истории Голливуда, создателя «Лучшего стрелка» и «Пиратов Карибского моря».
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 18

    veterseverniy 16 июля 2017, 16:11 пожаловаться

    #

    «Мизерные бюджеты, пьяные актеры, капризные режиссеры — с чем ежедневно сталкиваются российские исполнительные продюсеры и какими навыками должны обладать.»
    российский кинематограф дурдом полный

    ответить

  • 2

    Slon23 16 июля 2017, 21:19 пожаловаться

    #

    «российский кинематограф дурдом полный»

    Как будто это только сейчас стало понятно.

    ответить

  • 14

    Dr. Creo 16 июля 2017, 16:40 пожаловаться

    #

    сценарий за 500, а у них 100… ну всё понятно теперь

    ответить

  • 3

    GreamReaper 16 июля 2017, 21:29 пожаловаться

    #

    Хотел написать тоже самое.
    Но теперь все понятно и со сценариями, и с актерами

    ответить

  • 1

    inkvisitr 18 июля 2017, 00:40 пожаловаться

    #

    Денег нет, но вы держитесь.

    ответить

  • 16

    staplesnout 16 июля 2017, 18:07 пожаловаться

    #

    «Исполнительный продюсер должен отсматривать большинство современных российских проектов»

    Суровая профессия.

    ответить

  • 6

    Gordon ALF 16 июля 2017, 18:35 пожаловаться

    #

    Наверное самый интересный фильм на схожую тему — «Да здравствует Цезарь». Посмотрев его понимаешь какой это дурдом =)

    ответить

  • 8

    уэф 16 июля 2017, 18:36 пожаловаться палата номер шесть

    #

    Если почитать хроники создания той или ной картины, будь то французский шедевр Барбарелла, или Голливудский Кто боится Верджинии Вульф, работы с Монро, Гинсбургом, Дином… если учесть как Вендерс и Джармуш разработали свои методы экономии, то станет очевидно, что ничего нового в статье нет. Это не местечковая особенность Российской индустрии. Творческие лиди такие творческие люди. Постом и молитвой)

    ответить

  • GorecX 16 июля 2017, 23:03 пожаловаться

    #

    из Ефремова получился бы «отличный» продюсер))

    ответить

  • Hin-R 17 июля 2017, 01:34 пожаловаться

    #

    «У нас актеры, с которыми мы работаем постоянно, снимались практически бесплатно. Мы снимали в лесу, в готовой деревне, которую построили, кажется, для фильма «Батальонъ». И проект получился хороший, потому что все включились в процесс, придумывали, как за небольшой бюджет сделать все качественно. И нам, как мне кажется, это удалось. В том числе и за счет хорошей графики», — уточняет продюсер.

    Это что, хвастовство? Что актёрам, даже не платят за их работу?! Нет слов.

    ответить

  • 1

    Nattie-K 17 июля 2017, 21:28 пожаловаться

    #

    К сожалению, процесс и результат не сильно отличаются друг от друга, поэтому зачем все эти мучения непонятно.

    ответить

 
Добавить комментарий...