Статьи

«Доктору Кто всегда нужен рычаг»: Эволюция машин времени в кино и сериалах

Машины времени — самый популярный транспорт этого сериального сезона. КиноПоиск вспомнил, как странные агрегаты менялись за последние десятилетия в кино и сериалах.
«Доктору Кто всегда нужен рычаг»: Эволюция машин времени в кино и сериалах
«Назад в будущее»

Последний сериальный сезон принес целый ряд новинок, герои которых с невиданной маневренностью колесили по магистралям сюжетов благодаря машине времени: «Войти в историю», «Эпоха за эпохой»«Вне времени». Первые два уехали недалеко — их прикрыли после одного сезона. Третьему повезло больше — его продлили, так что персонажам Эрика Крипке придется продолжить путешествовать во времени и пространстве в конкуренции с бывалыми «бомбилами» — сериалами «12 обезьян» и «Легенды завтрашнего дня».

«Вне времени»

«Вне времени»

В том, что с того момента, как Герберт Уэллс заразил земной шар идеей о путешествиях во времени — а интерес литературы, кино и ТВ к этой теме по-прежнему не угасает, — нет ничего удивительного. Грех отказываться от столь многофункционального сюжетного инструмента. Английский писатель-фантаст прибег к скачкам в будущее в романе «Машина времени», чтобы иносказательно отобразить устройство общества. Авторам, далеким от социальных метафор, запутанные парадоксы и по сей день дают возможность поиграть с формой и нелинейно рассказать историю. Нагромождение сложных сценарных конструкций в «Детективном агентстве Дирка Джентли», например, намеренно тянет зрителей в пучину сюра и безумия. Роберт Земекис в свое время был куда гуманнее. Его «Назад в будущее» доказал, что в основе подобных историй могут лежать простые и доступные для всех идеи — о том, что у людей одни и те же проблемы во все эпохи. Других же манит вечная тема с предотвращением прошлых ошибок, как в «12 обезьянах». Наконец, гастроли по историческим событиям порой несут и какой-никакой образовательный момент (недоумки из «Невероятных приключений Билла и Тэда» так подготовили школьный доклад!). Самые разные авторские задачи решаются на ура, когда у вас есть машина времени. КиноПоиск вспомнил, как менялись их формы в кино и сериалах в течение последних десятилетий.

«12 обезьян»

«12 обезьян»

Стимпанк — наш рулевой

Внешний вид устройства, как правило, напрямую зависит от периода, когда оно изобретено. Первопроходец Герберт Уэллс написал «Машину времени» в 1895 году, поэтому для экранизации 1960-го художник MGM Билл Феррари не стал забивать себе голову сложной наукой и смастерил своего рода механизированные сани. Сзади сиденья вращался большой диск, символизировавший движение сквозь время. Дизайн, совместивший в себе фантастику с архаикой латуни и заклепок, впоследствии способствовал зарождению стимпанка — фантазии о бурном развитии механики и паровых технологий в мире вечной викторианской Англии. По большому счету все экранные воплощения уэллсовского чудо-прибамбаса так или иначе отдают стимпанком. Громоздкая «Машина времени» 2002 года уж точно. Вертящийся диск в ней сменился на стекло, похожее на линзы Френеля, которые используются в маяках. Не зря же, в конце концов, в книге упоминались исследования главного героя, посвященные оптике.

«Машина времени»

«Машина времени»

Средство передвижения из фильма «Путешествие в машине времени» (1979), где Герберт Уэллс гоняется за Джеком-потрошителем, объединило стимпанковские черты с космическими тенденциями будущего. Получилось нечто среднее между барочным батискафом и звездолетной капсулой. Изящное сооружение эффектно смотрелось в кадре, но на съемках разваливалось каждый раз, когда открывалась дверь. К бешенству режиссера.

«Путешествие в машине времени»

«Путешествие в машине времени»

«Эпоха за эпохой» — недавняя телеадаптация этого же сюжета. «Наша машина времени выглядит и ощущается иначе, чем то, что вы видели во всех предыдущих версиях», — уверяет продюсер Маркос Сига. Для ее создания применялись материалы, популярные при жизни Уэллса, что способствовало «очень стимпанковому» образу. Сига надеется, что зрители запомнят его творение, но это вряд ли: ремейк продержался в эфире всего несколько недель.

Выбор в пользу стимпанка совершило и «Детективное агентство Дирка Джентли». Вычурная ретроэстетика идеально вписалась в причудливую атмосферу сериала, тем более что по сюжету машина, являющаяся источником всех бед, сконструирована в XIX веке.

«Эпоха за эпохой»

«Эпоха за эпохой»

Разработки по покорению времени велись и в Советском Союзе. Установка из «Иван Васильевич меняет профессию» вышла хоть и чарующей, но довольно допотопной по меркам XX столетия. Начиналось все куда амбициознее: конструкторское бюро полгода что-то вдумчиво чертило и представило проект корабля, на котором и в космос полететь не зазорно. Режиссер Леонид Гайдай рассудил, что это перебор. Простому инженеру Шурику не отгрохать такого монстра у себя дома на коленке. На спасение пришел скульптор Вячеслав Почечуев из соседнего павильона. Намалеванный им концепт едва не отправил Гайдая в обморок, но к тому моменту уже не оставалось времени и денег, чтобы привередничать. Мигалки, вспышки, реактивы, рычаги, необычные колбы, посуда для химических опытов — все средства оказались хороши. Итоговое великолепие изрядно напоминало самогонный аппарат, что немудрено для отечественного ноу-хау. В кассе Почечуева наградили 40 рублями, а в ведомости написали: «Деньги выданы за изобретение машины времени».

«Иван Васильевич меняет профессию»

«Иван Васильевич меняет профессию»

В ногу с прогрессом

Достижения ХХ века наложили отпечаток на машины времени. Будущее, каким его увидел Терри Гиллиам в «12 обезьянах», получилось потрепанным и гнетущим благодаря неброскому индустриальному дизайну. Художники целенаправленно использовали технологии, созданные до 1996 года. В поисках того, чем бы поживиться и украсить декорации, они проводили рейды по блошиным рынкам и складам запчастей. В итоге в капсуле для транспортировки Брюса Уиллиса угадывалась сиротская барокамера с пластиковой пленкой, а консоль управления, испещренная барометрами, наверняка подошла бы и к субмарине.

«Патруль времени»

«Патруль времени»

Остроумный способ послать Жан-Клода Ван Дамма подальше в прошлое придумали в «Патруле времени», усадив короля шпагатов в ракетные сани. Подобная технология реально существует и применяется с 1945 года. Порвать пространственно-временной континуум с помощью ракетного двигателя на салазках и рельсах пока не удалось, зато поставить наземный рекорд скорости (10430 км/ч) — легко.

Машина из «Петли времени» по замыслу режиссера — с виду будто первая в мире атомная бомба. «Я хотел, чтобы она выглядела опасной, а также грубой и загадочной, — объяснял Райан Джонсон. — Снаружи ничто не указывает на то, как приспособление функционирует. Потому что именно так его видят персонажи. Никто из них в фильме не знает, как оно работает. Им приходится просто иметь дело с последствиями этой монолитной штуки. Она как монолит из „2001“. В сущности, для них это инопланетная технология, и им просто приходится принимать то, что она им дает».

Постепенное развитие компьютеров подарило машинам времени кнопочный интерфейс. Высокотехнологичный пульт из «Гостьи из будущего» оборудовали еще и кубиком Рубика, поскольку венгерская головоломка была нарасхват в 1980-е.

«Доктор Кто»

«Доктор Кто»

«Доктор Кто» — самый долгоиграющий фантастический сериал в истории. Всю тему об эволюции машин времени могло бы закрыть изучение метаморфоз ТАРДИС, которые она претерпела за последние 50 лет. Разумеется, снаружи транспортное средство Доктора всегда оставалось полицейской будкой, но внутри консоль постоянно менялась. Если начиналось все с классических рычагов и незатейливых переключателей, то затем ассортимент финтифлюшек то и дело разрастался, вбирая модные веяния каждого десятилетия. После возрождения в 2005 году сериал не миновал даже фазу стимпанка. Художник-постановщик Майкл Пиквоуд, ответственный за последнюю итерацию панелей, хотел придать ТАРДИС более высокотехнологичный и мрачный облик: «Сама консоль в большей степени вернулась к образам старых дизайнов, позволяя вместить больше полезных технологий вместо причудливых, но все же сохраняя дух развлечений. Ее можно расценить как ретро, но она включает большую вариацию кнопок и рычагов управления, которые можно комбинировать с тачскринами и компьютерными панелями. Доктору, конечно, всегда нужен рычаг».

Среди прочего Пиквоуд вдохновлялся Большим адронным коллайдером. Судя по хреновине из сериальных «12 обезьян», не он один.

Эра футуризма

Стараниями «Терминатора 2» в массовом сознании повелось, что сфера — самый очевидный вариант для путешествий во времени. Другое дело, что современные агрегаты представляют собой не сгусток энергии, а материальные шаровидные капсулы по типу компактных космических кораблей.

«Приключения мистера Пибоди и Шермана»

«Приключения мистера Пибоди и Шермана»

Возможности 3D-графики позволяют вписывать машины времени в экшен, но для этого им нужна мобильность. Почти 60 лет назад в познавательном мультике о гениальном псе и его мальчике (в вставной новелле в анимационном телешоу «Приключения бельчонка Рокки и лосенка Буллвинкля») экскурсы в историю совершались посредством громадного компьютера «ВЕЙБЕК» с дверным проемом в другие эпохи. В ремейке «Приключения мистера Пибоди и Шермана» 2014 года персонажи летают уже в высокотехнологичной сфере. «С точки зрения сюжета и повествования нам требовалось средство передвижения, которое перемещало бы героев с места на место. Нам были необходимы зрелищные путешествия сквозь временные туннели и масштабные приключения, которые нам это давало», — рассказывает художник-постановщик Дэвид Джеймс. Обтекаемый каплевидный дизайн традиционно ассоциируется со скоростью, а также идеально укладывается в футуристический стиль. Другими его столпами являются минимализм, космичность, плавность форм и отказ от декоративных деталей.

Верность данным принципам хранит и телешоу «Вне времени», хоть и повествует сразу о двух устройствах. «Мы хотели, чтобы гладкую, современную и фантастическую машину крал антагонист, оставляя наших героев с куском дерьма, — поясняет шоураннер Эрик Крипке. — Мы много говорили о разнице между ВАЛЛ•И и Евой из „ВАЛЛ•И“, и, на мой взгляд, это отражается в сериале».

«Невероятные приключения Билла и Тэда»

«Невероятные приключения Билла и Тэда»

Дальше всех пошли создатели сериала «Легенды завтрашнего дня», отстроившие для вояжей своих героев полноразмерный космолет. «Я ожидал, что получу какую-то маленькую временную сферу или нечто скромное, но у нас самые большие декорации, на которые я вступал в своей жизни», — радуется актер Артур Дарвилл. Сценаристы считают корабль полноценным персонажем сериала, благо он оснащен искусственным интеллектом.

Из ряда вон

Впрочем, даже в таком экзотическом искусстве, как дизайн машины времени, всегда есть белые вороны, стоящие особняком. Машиной времени может быть что угодно. Шлагбаумы перед авторами ставит только их собственное воображение. Роберт Земекис всерьез прикидывал, не отправить ли ему Марти и Дока назад в будущее в холодильнике. От блестящей идеи режиссера отговорили: не хватало еще потом судиться с родителями, чьи отпрыски застряли в морозилке, чтобы последовать в прошлое за своими кумирами. Поэтому Роберт воспринял словосочетание «машина времени» предельно буквально и усадил своих героев во всамделишный автомобиль. Модель от компании DeLorean в начале 1980-х как раз выглядела футуристичнее некуда. А ведь в третьей части появился еще и паровоз!

«Невероятные приключения Билла и Тэда» в разных эпохах первоначально должны были разворачиваться за рулем фургончика Chevrolet 1969 года выпуска. Однако кинематографистам не хотелось прослыть безыдейными плагиаторами, копирующими «Назад в будущее», поэтому они утрамбовали своих персонажей в телефонную будку. Очевидно, они не видели сериал «Доктор Кто».

«Войти в историю»

«Войти в историю»

Шоураннер «Войти в историю» Джулиус Шарп решил не заморачиваться с техническими сложностями. Его персонажи достигали точки назначения без всяких светящихся сфер, просто забравшись в спальный мешок. По мнению автора, так смешнее, а отход от псевдонаучной белиберды помогает сконцентрироваться на развитии характеров. Наверное, таким же аргументом могли утешить себя создатели «Машины времени в джакузи» и «Бонга времени», если бы у них имелись герои, достойные развития. «Путешествий во времени не существует, — говорит Джулиус Шарп, — поэтому глупо взваливать на себя давление, пытаясь соответствовать логике теории. Если бы я мог это сделать, я бы изобрел путешествия во времени, а не сочинял бы ТВ-шоу».

Читайте также
Новости Джим Керри, Эмма Стоун и Шон Пенн в главных сериалах сентября Нервный срыв в сериале Мишеля Гондри, Кэри Фукунага тестирует лекарства на Эмме Стоун и Джоне Хилле, а Роберт Земекис продюсирует «Манифест».
Статьи Кролик за 30: Все, что вы хотели знать о том, кто подставил Роджера К 30-летию со дня выхода комедии «Кто подставил кролика Роджера» собрали 30 фактов о фильме.
Новости Трейлер «Удивительного мира Марвена»: Роберт Земекис играет в куклы Стив Карелл пытается преодолеть травму, выстраивая во дворе целый игрушечный город.
Новости Роберт Земекис экранизирует роман Роальда Даля «Ведьмы» Создатель трилогии «Назад в будущее» планирует перенести на большие экраны фантастическую книгу от автора «Чарли и шоколадная фабрика».
Комментарии (34)

Новый комментарий...

  • 18

    Nattie-K 28 июня 2017, 12:14 пожаловаться

    #

    Интересная статья, спасибо! Недавно пересматривала Ивана Васильевича, и к чести Гайдая и мужика, который за 40 руб. создал машину времени, надо сказать, что и через 40 с лишним лет она классно и очень органично смотрится в стилисте 70-х.)))

    ответить

  • 13

    Гвалиор 28 июня 2017, 14:37 пожаловаться

    #

    Да и веришь, что это действительно собрал инженер на коленке, не заботясь о внешнем виде, из того, что было)))

    ответить

  • 10

    Nattie-K 28 июня 2017, 15:05 пожаловаться

    #

    Да да, а потом бегал по Новому Арбату к спекулянту в поисках нужных деталек)))

    ответить

  • 4

    edmooni 6 июля 2017, 17:40 пожаловаться

    #

    Когда у меня появился видеомагнитофон я сразу остановил кадр со спекулянтом, что б разглядеть, какие детальки он продает. Был сильно разочарован — детали подбирали не радиолюбители, например там были слюдяные кондеры и прочий хлам не пользующийся спросом.

    ответить

  • 5

    ZELMIRA 28 июня 2017, 12:15 пожаловаться

    #

    а как же «и грянул гром»?

    ответить

  • 3

    GorecX 5 июля 2017, 01:02 пожаловаться

    #

    Тогда и «эффект бабочки» сюда можно отнести, машина времени — мозг (голова, сознание, память, кто как интерпретировал). Но в этих фильмах основная тема — борьба с последствиями путешествий во времени, а не путешествия-приключения, что были упомянуты в этой статье.

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 5 июля 2017, 02:08 пожаловаться

    #

    Там необычно выглядит тропинка, по которой ходят персонажи во время «сафари». Интересная задумка.

    ответить

  • 1

    Autumntale 7 июля 2017, 11:56 пожаловаться

    #

    Да, в плане техники в последнее время всё упростилось — во многих фильмах достаточно просто залезть в шкаф и/или сосредоточиться… ^^

    ответить

  • 6

    SpaceStationOne 28 июня 2017, 16:24 пожаловаться

    #

    Маховик времени из «Гарри Поттера»!

    ответить

  • 2

    gulkinanton 28 июня 2017, 17:37 пожаловаться

    #

    Эх вы. Забыли машину времени в подвале заброшенного дома из «Гостьи из будущего».

    ответить

  • 4

    GorecX 5 июля 2017, 01:09 пожаловаться

    #

    «Постепенное развитие компьютеров подарило машинам времени кнопочный интерфейс. Высокотехнологичный пульт из „Гостьи из будущего“ оборудовали еще и кубиком Рубика, поскольку венгерская головоломка была нарасхват в 1980-е»

    Невнимательный вы, батенька.

    ответить

  • 3

    freawertyhm 28 июня 2017, 22:44 пожаловаться

    #

    приключения Билла и Теда -похоже единственный фильм, где можно увидеть пока еще смеющегося и дурачащегося Киану Ривза.. эх, знал бы он, через что ему придется пройти в конце 90-х.. теперь он уже не будет таким как раньше

    ответить

  • 4

    Торрез 29 июня 2017, 14:31 пожаловаться

    #

    А как же машина времени-туалет из FAQ About Time Travel и мобиловолновка из Врат Штейна?

    ответить

  • Одна из интереснейших тем в кинематографе. Все эти временные парадоксы и другие нюансы. Люто плюсую за статью.

    ответить

 
Добавить комментарий...