Лед под ногами майора: О чем Юрий Быков рассказал в видеоинтервью Юрию Дудю

Обсудить0

Режиссер стал гостем одного из главных российских интервьюеров. КиноПоиск публикует его высказывания о Звягинцеве, «Брате» и «Побеге из Шоушенка».

Юрий Дудь — главный редактор Sports.ru, в 2017 году попробовавший себя в качестве видеоблогера. Его канал «вДудь» менее чем за полгода набрал миллион подписчиков. Из его интервью с разными известными людьми складывается галерея портретов современной отечественной популярной культуры.

Режиссер фильмов «Майор» и «Дурак» Юрий Быков стал вторым кинематографистом (если, конечно, не считать блогера BadComedian, специализирующегося на кинообзорах), пришедшим к Дудю. До него другим гостем программы, имеющим отношение к российскому кино, был Илья Найшуллер.

Для тех, кто не хочет смотреть часовой ролик, КиноПоиск выбрал ряд высказываний Быкова, прозвучавших во время интервью.

О чертах национального характера

В основной своей массе нас не научили нести ответственность. Даже если с точки зрения прагматики подходить, то у нас только в 1861 году крепостное право отменили. [Потом] тут же революция, коммунизм, социализм, тоталитаризм — даже скорее можно сказать. Не научили собственничеству, буржуазии как таковой. Средний класс, малый бизнес — вот эти понятия не врощены в нас, поэтому по большому счету мы живем еще по той структуре: пятилетка, 150 рублей дали, пришел, отработал, ушел, а че там — хоть трава не расти. Я по себе это прекрасно знаю. И по своей натуре, и по натуре людей, которые меня окружали в маленьком городе.

О том, как зарабатывал деньги до кино

Я работал шесть лет аниматором в детском клубе «Яуза», что на Матросском мосту. Играл программу «Джек Воробей» с моим товарищем и другом Рустамом Мосафиром. Зарабатывали деньги как могли. Платили по полторы тыщи рублей за программу. Вплоть до 2009 года мы там впахивали как лошади. Здоровые мужики, в костюмах, раскрашенные — такой позор вообще. Я еще когда «Начальника» снял, приехал, привез аппаратуру, разложил дома и с утра поехал доигрывать программу.

«Дурак»«Дурак»

О посвящении Алексею Балабанову в финале фильма «Дурак»

Мы были с «Майором» в Каннах в «Неделе критики». Там же все узнали, что умер Балабанов. У меня уже был сценарий «Дурака». И я вот как-то сопоставлял главного персонажа с фигурой Балабанова, а он при всех плюсах и минусах был очень последовательный человек. У него были какие-то убеждения достаточно радикальные, как мне слышалось. И я понял, что ушла эта эпоха честного режиссера. Мы все немножечко лавируем. Где-то там закончилось финансирование, и кто-то из нас начал сериальчики снимать, кто-то даже, может, пошел в другую какую-то историю, в клипы, еще где-то — что угодно, как угодно, но мы все приспосабливаемся. Он не был приспособленцем ни разу.

О любимом фильме Балабанова

Это «Про уродов и людей». Он более тонкий, глубокий, чем все то, что он, мне кажется, делал до и после. Вообще это, по-моему, была его краеугольная картина. «Брат»… Я до сих пор не понимаю, то ли это была насмешка над временем. Со вторым-то все понятно — это коммерция на то время. А первый — то ли это такая злая ирония над тем временем, над тем героем, то ли это искренне. Я, честно говоря, до сих пор не понимаю, потому что по факту Данила Багров — это убийца. Для меня это герой, который искренний, внутренне цельный, но о человеке судят по поступкам. Сам по себе факт того, что этот человек решает вот так вот все проблемы и препятствия, — это показатель времени. И вот я надеюсь до сих пор, что у Балабанова был такой посыл: так жить нельзя. Если это по-другому, то большой художник даже в каких-то спорных вещах все равно большой художник.

Лучшие современные российские актрисы

Это Яна Сексте — артистка МХАТа, которая в «Оттепели» играла оператора. Это Чулпан Хаматова. И это Юлия Пересильд.

О Константине Хабенском

Это [сейчас] главный российский киноартист. Он очень избирателен в хорошем смысле слова. При тех условиях, масштабах и уровне качества российского кино он пытается (и у него чаще всего получается) по крайней мере выбирать материал, в котором он как артист выглядит интересно. Это раз. Второе — он невероятно деликатный, что абсолютно несвойственно даже самым выдающимся русским артистам, его современникам, потому что он, например, не старается переписывать сценарий постоянно. Ну, и самое главное, он очень киногеничен как личность, претендующая на главного героя. У нас очень много хороших второплановых эпизодников. Но у нас очень мало героев. У нас нет молодых Машковых, например. Козловский — это не то, хотя из него можно в определенных обстоятельствах, как, допустим, в «Легенде № 17», сделать молодого героя. У нас есть замечательное количество молодых ребят от 20 до 30 лет. Там МХАТ целый забит. Но у нас мало героев от 35 до 45 лет, личностных, стержневых в типичном, классическом понимании этого слова. Если есть какая-то серьезная мужская роль умного и волевого человека, то всплывают три-четыре фамилии сразу.

«Майор»«Майор»

О трех главных фильмах в жизни

Это «Крестный отец», «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа и «Андрей Рублев» Тарковского.

О «Побеге из Шоушенка»

Как что-то такое невероятное, поднимающее дух. Это для меня краеугольная картина.

Об увольнении из проекта «Время первых»

Всем хотелось какой-то легкости, какого-то творческого процесса, а я понимал, что участвую в проекте, в котором 3D, приблизительные сборы в перспективе порядка миллиарда. Такая колоссальная ответственность, а я до этого, что называется, снимал с плеча то, как люди водку бухают. И я так, видимо, перепугался, что держал всех в черном теле. Скорее всего, если бы группа была за меня, то меня бы не уволили. Но поскольку и материал Тимуру не очень нравился, и группа была против, меня просто решили убрать, и все.

О Звягинцеве

Статуса Звягинцева у меня, скорее всего, не будет. Есть разовые художники в поколении. Правильно Арабов о нем говорил: сходятся звезды. И дальше по инерции [идет]. Мы можем инвестиции, когда целина, бросать вот так вокруг и смотреть, что подрастет. Когда мы уже видим, что что-то подросло серьезное, то все ресурсы начинают направляться туда. При той системе экономической, при том обществе потребления, при той системе кинопроката, кинорынка снимать дорогое авторское кино позволено одному-двум людям максимум. Потому что там очень простая конфигурация, не то чтобы [деньги] отбиваются. Ведь деньги, которые в него вкладываются, если и возвращаются, то не сразу и не в больших объемах. Просто есть некая производственная линейка, которая позволяет ему это делать. На Западе он главный режиссер России, он попадает в главные форумы, списки и так далее. В этом смысле его продюсеры понимают, во что они вкладывают. Они вкладывают в поддержание собственного продюсерского имиджа. Другого такого человека еще рядом со Звягинцевым поставить, вырастить очень трудно. И это, наверное, и не нужно, а если это будет происходить, то это будет колоссальная конкуренция.

О мечте

Я мечтаю о том, чтобы у меня была возможность снимать авторское кино, которое я считаю правильным и полезным. И не оглядываться на карманы. Вот этой трясучки — будет ли кусок хлеба или нет — не хочется. Хочется, чтобы это вообще исчезло.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

20 июня 201726
20 апреля2
19 апреля4
19 апреля44

Главное сегодня

Вчера23
Сегодня3
Сегодня1
Сегодня, 10:251
Сегодня4
Сегодня0
Сегодня0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Когда мы уже видим, что что-то подросло серьезное, то все ресурсы начинают направляться туда. Это кто и какие ресурсы направляет на Звягинцева?

-13
Mr NSNattie-K

Я этой фразы тоже не понял. Последний фильм вообще без гос. средств, а те проекты, где до этого государство финансировало, никак не сравнить по бюджетам с 'Викингами', 'Сталинградами', продолжениями 'Утомлённых солнцем', 'Защитниками' и т.д.

12
OogwayNattie-K

Это кто и какие ресурсы направляет на Звягинцева? Роднянский. Те ресурсы, которыми управляет его компания.

2

Он говорил про дорогое авторское кино, а не дорогое по общим меркам. Как авторское кино 'Нелюбовь' выглядит очень качественно и дорого, а Роднянский мощный продюссер.

8
Mr NSLoloLogin

А мне вот совсем не так очевидно, как вам, о каком кино конкретно он говорил. Не важно, порассуждаем. Например, «Левиафан» стоил 220 миллионов рублей. Он, кстати, окупился. Интернет говорит, что в 2014 году бюджет фонда кино был примерно 5,7 млрд руб. Википедия говорит, что «25 % бюджета фильма поступило от Министерства культуры России». То есть далеко не все деньги государственные. Это как он так все деньги на остальные проекты отобрал? 'Нелюбовь'. Государственных денег там вообще нет. Бюджета не знаю, пишут примерно 2 - 4 миллиона $. А на 'Дуэлянта' Роднянский потратил 12 229 300 долларов США. 'Дуэлянт' - это тоже авторское кино, правда, коммерческое. Вывода, что речь шла о деньгах только Роднянского у меня не вырисовывается. Если да, то почему он не назвал его фамилию? Роднянский что, продюсер Быкова, что он сетует, что другим дают, а ему не дают? Нет, не продюсер. Он следит за его продюсерской карьерой? Зачем ему это? Да, Роднянский мало продюсирует авторское кино, но он вообще не так уж много продюсирует, больше сериалы всякие. Если по всей карьере посмотреть, то он всегда больше коммерцию продюсировал, чем что-то авторское. А фильмы Звягинцева почти всегда окупаются, поэтому логично искать деньги именно на них. К тому же, деньги на фильм Звягинцева всяко быстрее дадут, даже за рубежом, чем на фильм, например, того же Быкова. Фонд кино выделяет определённые суммы определённым продюсерским компаниям, которые себя уже зарекомендовали. Если деньги 'Нелюбви' все зарубежные, то, получается, Звягинцев не отнял ни копейки от суммы, которую выделило гос-во Роднянскому, предоставив ему возможность тратить их на какое угодно кино. И не отнял ни копейки у авторского российского кино, которое финансируется из бюджета. Может, Роднянскому просто не предлагали достойных, с его точки зрения, авторских проектов? Продюсерам тоже не интересно вкладывать деньги во что попало. Он много вложил в 'Дуэлянта', который, к сожалению, не окупился, а жаль, неплохое кино. Не знаю ситуации, может, теперь ему придётся возвращать гос-ву около 6 000 000 $. Так что продюсер 100 раз подумает, прежде, чем дать денег. Всё ещё не вижу, чтобы эта фраза Быкова была бы действительно обоснована.

11

Ну фраза может и спорная, но тем не менее. Имел ввиду Быков скорее всего не гос. бюджет, а в целом финансирование, которое Звягенцеву найти намного легче, благодаря статусу главной звезды авторского кино. Посмотрите, даже лишившись гос. денег Звягенцев снял недешёвый фестивальный фильм. Многие в России там могут? Сомневаюсь. Всё дело в том, что даже если его проект не окупится, он с большой долей вероятности поедет по международным фестивалям, и скорее всего где-нибудь зацепить таки какой-нибудь приз. Такие проекты продюссерам интересны как имиджевые.

5
Mr NSLoloLogin

Не первый человек уже пишет Звягенцев. Надо Звягинцев. Что он имел в виду я рассуждать не берусь. Я обсуждаю по факту, что человек сказал. 'Все ресурсы' на Андрея Звягинцева не направляются. Звягинцев свои успехи и своё имя заслужил, сам его сделал своим творчеством, никогда ни под кого не прогибаясь. Первый-то фильм вообще за копейки снял. И 5 статуэток в Венеции отхватил. Многие в России так могут? Сомневаюсь. Цитирую Вас.) Проекты, может, и интересны как имиджевые, но 4 из 5 его фильмов окупились. Так что не только как имиджевые они интересны продюсерам. Про 'Нелюбовь' уже можно говорить, что окупается. Для российского кино Звягинцев - уникум, что говорить. Не скажу, что 'Нелюбовь' прямо-таки недешёвая. 'Под электрическими облаками' - Бюджет: $4.7 млн, 'Скрытое' Ханеке - 8 миллионов EUR, Тони Эрдманн - Бюджет. € 3 млн. Бюджет средний, мне кажется, не большой, не маленький.

11

С заслугами Андрея я согласен, я ничего плохого про него не говорил и говорить не собираюсь, он заслужил свой статус, безусловно. Возможно, есть доля зависти в словах Быкова.

11
MistifaMr NS

Чего вы пристали к Звягинцеву, он вообще образно сказал про него. Политика такая, что проще вложить в уже годное, проверенное и надежное, чем в новое. И только то.

15
Mr NSMistifa

Не вижу ничего образного в словах: 'Когда мы уже видим, что что-то подросло серьезное, то все ресурсы начинают направляться туда.' Государственных денег за всё время на Звягинцева было выделено очень мало, 20% бюджета 'Левиафана', это всё. Остальные деньги продюсер находил сам, как я понимаю. Обычно бюджет фильмов Звягинцева не очень большой, средний по арт-хаусным меркам, смешной по меркам Михалкова, Бондарчука и т.п. Поэтому я не могу понять сетования Быкова по поводу того, что ВСЕ РЕСУРСЫ идут на Звягинцева. И поэтому я не понимаю ваши слова 'проще вложить'. Быков сказал: 'Все ресурсы'. Мол, на его фильмы денег вложить не остаётся, но это совершеннейшая неправда.

8
MistifaMr NS

Что неправда? А что у нас финансируют всех что ли?)

17
MistifaMr NS

Я думаю, он просто хотел сказать, что начинающим режиссерам сложно найти деньги на свои проекты, и режиссерам известным (таким КАК Звягинцев, например) сделать это будет проще. А не то, что финансируют только Звягинцева.

16
Mr NSMistifa

Быков уже не начинающий режиссёр, у него уже есть имя. Вы прямо как другой пользователь тоже мне пишете, что думаете, что Быков имел в виду другое. Но что он имел в виду мы никогда не узнаем, я исхожу из того, что он сказал. И, честно говоря, мне не кажется, что он это имел в виду. Он сказал это именно как-будто ему из-за Звягинцева чего-то недодают, именно так это прозвучало, но это неправда. Во-первых, фильмы Звягинцева не так много стоят, чтобы остальным не оставалось. Во-вторых, Звягинцеву государственных денег практически не давали. Но, возможно, Быков сам просто не в курсе этого. Скорее всего.

8