• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Канны-2017

Канн наш: Отечественное кино на главном фестивале

От «Летят журавли» и Леонида Гайдая до «Убойной силы» — вспоминаем, какие отечественные кинематографисты оставили свой след на Лазурном Берегу.
Канн наш: Отечественное кино на главном фестивале
«Нелюбовь»

В этом году Россию на Каннском кинофестивале представляют сразу два фильма — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева в основном конкурсе и «Теснота» Кантемира Балагова в программе «Особый взгляд». Еще один фильм основного конкурса, «Кроткая» Сергея Лозницы, снят на русском языке и с российскими актерами. В преддверии фестиваля вспоминаем, какой след оставило отечественное кино на знаменитой каннской лестнице.

На заре

История смотра, по сути, началась с советского кино. Первый Каннский кинофестиваль открылся документальным фильмом «Берлин» Юлия Райзмана. Тогда, в 1946 году, в городе многое напоминало о совсем недавно закончившейся войне. В жюри, куда вошли представители от всех участвовавших в конкурсной программе стран, от СССР судил режиссер Сергей Герасимов. Главный приз тогда, впрочем, поделили на 11 лент.

«Берлин»

«Берлин»

В первые годы фестиваль вообще был мало похож на состязание, представляя собой скорее форум, где представители разных стран могли обменяться опытом и увидеть работы коллег. Почти каждый фильм получал какую-нибудь награду, пока в 1955 году не учредили главный приз — «Золотую пальмовую ветвь» — и относительно узкий набор основных категорий. До этого момента Александр Птушко успел получить награду за цветовое решение «Каменного цветка», Абрам Векслер — приз за художественное оформление ленты «Мусоргский», фильм-балет «Ромео и Джульетта» — премию за лучший лирический фильм, а картина «Большая семья» — за лучший актерский ансамбль.

До 1972 года номинантов в конкурсную программу отбирали страны-производители, после право принимать решение об участниках осталось только за фестивалем.

Первая и единственная главная награда

В 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» получила картина «Летят журавли» Михаила Калатозова. Зал рыдал и рукоплескал, а жюри не только присудило главную награду, но и отдельно отметило исполнительницу главной роли Татьяну Самойлову. Советская печать, всегда ставившая политику и идеологию во главу угла, на престижную награду отозвалась соответствующе: «Под влиянием идей лагеря мира и социализма политика фестиваля претерпела значительные изменения». По мнению советских журналистов, раньше в Каннах показывали фильмы, «служащие пропаганде ненависти, войны и унижения человека».

«Летят журавли»

«Летят журавли»

В 1968 году Татьяна Самойлова могла вновь стать главной звездой фестиваля. В основном конкурсе был заявлен фильм «Анна Каренина» Александра Зархи. Однако в мае 1968-го из-за студенческих волнений фестиваль прервали, и «Анну Каренину» показать не успели.

Другим фаворитом фестиваля едва не стала драма «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Будущему обладателю «Оскара» прочили и «Золотую пальмовую ветвь», однако председатель жюри Клинт Иствуд решил иначе: «Пальма» ушла к Квентину Тарантино за «Криминальное чтиво», а Михалков довольствовался Гран-при жюри, который был еще и поделен между ним и Чжан Имоу. Говорят, именно поэтому Михалков не отдал в конкурс «Сибирского цирюльника», согласившись только на внеконкурсный показ. Кстати, его же «Неоконченная пьеса для механического пианино» в 1977 году тоже не вошла в основную конкурсную программу, уступив фильму «Подранки» Николая Губенко.

«Утомленные солнцем»

«Утомленные солнцем»

А в 1979 году Гран-при получила отечественная «Сибириада», не выдержав конкуренции с «Апокалипсисом сегодня» и «Жестяным барабаном». Эти картины поделили главную «Пальму». Режиссер «Сибириады» Кончаловский в своих мемуарах писал, что президент жюри Франсуаза Саган настаивала на присуждении главной награды фильмам Копполы и Кончаловского, но приз решили не делить «между двумя супердержавами».

Каннские любимчики

Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Павел Лунгин, Никита Михалков, Андрей Кончаловский — эти режиссеры чаще других кинематографистов из СССР, а потом России попадали в каннскую программу. Впрочем, далеко не всегда в основной конкурс. «Сталкер» и «Андрей Рублев», например, были показаны на Лазурном Берегу вне конкурса. Однако дело не в намерениях фестиваля. За «Рублева» руководители Каннского смотра сражались несколько лет, в то время как советские чиновники от культуры опальную картину выпускать в мир совсем не хотели. Уговорить удалось только на внеконкурсный показ, зато успех был оглушительным, и организаторам пришлось устраивать два дополнительных сеанса, а критики присудили ленте награду ФИПРЕССИ.

«Сталкер»

«Сталкер»

Показ «Сталкера» Андрея Тарковского неоднократно прерывался из-за забастовки электриков.

Основной конкурс и «Особый взгляд» — это не единственные программы Каннского кинофестиваля, однако именно участие в них остается в памяти массового зрителя. При этом мало кто помнит, что Алексей Герман приехал в Канны впервые в 1977-м. Его «Двадцать дней без войны» вошли в параллельную программу «Неделя критики». И «Неделя критики», и «Двухнедельник режиссеров» с любопытством следили за советским, а потом и российским кино, особенно начиная с перестройки. Так, «Двухнедельник режиссеров» обратил внимание на перестроечную комедию «Голубые горы, или Неправдоподобная история» Эльдара Шенгелая в 1985-м, а «Неделя критики» показала драму «Письма мертвого человека» Константина Лопушанского в 1987-м. Фильмы Алексея Балабанова участвовали не только в «Особом взгляде», но и в «Двухнедельнике режиссеров». Именно в этой программе показали «Про уродов и людей».

«Про уродов и людей»

«Про уродов и людей»

Кинокритики сходятся во мнении, что Каннский кинофестиваль традиционно приглашает в основной конкурс и «Особый взгляд» тех режиссеров, которых когда-то открыл на заре творческого пути. Однако удержаться в этой когорте непросто. Несмотря на то, что когда-то в «круг избранных» входили и Павел Лунгин, и Николай Хомерики, сейчас единственным завсегдатаем Канн от России остался Андрей Звягинцев, открытый совсем другим фестивалем, Венецианским.

Фильм Леонида Гайдая тоже был в Каннах. Его «Пес Барбос и необычный кросс» вошел в 1961 году в конкурс короткометражных фильмов.

«Золотая камера»: Дебютанты фальшивые и настоящие

«Золотая камера» — приз за лучший дебют, вручаемый специальным жюри фильму из любой каннской программы — покорилась отечественным режиссерам дважды. Первой эту награду, учрежденную в 1978 году (до этого существовала награда за лучший дебют, но ее вручали нерегулярно), получила Нана Джорджадзе за картину «Робинзонада, или Мой английский дедушка» в 1987 году. А в 1990 году награда получила скандальный шлейф. Виталий Каневский привез свою картину «Замри-умри-воскресни!» как первую, «позабыв» о другой полнометражной ленте, снятой им в 1984 году на «Ленфильме».

«Замри-умри-воскресни!»

«Замри-умри-воскресни!»

«Замри-умри-воскресни!» критики окрестили «домодельным „Амаркордом“ в барачно-сером монохроме». Десять лет спустя эту эстетику чувствительные зрители назовут чернухой. Следующий фильм Каневского, «Самостоятельная жизнь», задумывался как продолжение дебюта, вторая часть авторской трилогии. Снятая уже на французские деньги, та картина в 1992 году получила приз жюри, однако в памяти критиков осталась как спекуляция на собственном успехе и темах эпохи перестройки. Трилогию Каневский так и не завершил.

«Все умрут, а я останусь»

«Все умрут, а я останусь»

Спустя 18 лет после успеха «Замри-умри-воскресни!» специального упоминания жюри «Золотой камеры» удостоилась Валерия Гай Германика. Ее «Все умрут, а я останусь» участвовал в программе «Неделя критики». Однако последующие ленты Германики в программу Канн не попадали.

Карьеры призеров «Синефондасьон»

Дебютанты еще более зеленые — выпускники киношкол — пытают счастья в программе «Синефондасьон», существующей с 1998 года. В первый конкурс, куда попало 14 картин, Россия делегировала фильм «Оператор» Александра Котта. Одесский художник Сергей Лучишин, выпускник ВГИКа, получил первую премию программы (всего призовых мест — три) в 2001 году, однако за его дебютной короткометражкой «Портрет» карьера в кино не последовала.

«Сердца бумеранг»

«Сердца бумеранг»

По-другому сложилась судьба еще одного студента, Николая Хомерики. Выпускник французской Le Femis, он участвовал в «Синефондасьон» в 2005 году с фильмом «Вдвоем», который потом получит своеобразное полнометражное продолжение в фильме «Сердца бумеранг». Хомерики тогда взял вторую премию. За тем призом последовало участие его «977» и «Сказки про темноту» в «Особом взгляде». А вот «Сердца бумеранг» режиссер отдал на ММКФ, после чего на Лазурный Берег не возвращался.

«Отдать концы»

«Отдать концы»

В 2012-м Таисия Игуменцева получила из рук Жан-Пьера и Люка Дарденнов, председателей жюри «Синефондасьон», приз за дипломную короткометражку «Дорога на...», которая у преподавателей ВГИКа вызвала вопросы из-за обилия мата. Бельгийские режиссеры ненормативной лексики не испугались, а в молодом режиссере из России разглядели талант. По правилам фестиваля обладатель главной награды «Синефондасьон» имеет возможность представить свой полнометражный дебют в программе фестиваля. Игуменцева вернулась в Канны через год с неровной и как будто наспех, без твердой руки продюсера сделанной, трагикомедией «Отдать концы». Фильм не попал ни в одну из конкурсных программ и был обозначен как специальный показ, а критиков оставил разочарованными.

В составе жюри: Проблемы коммуникации

Представители СССР входили в жюри смотра с завидной регулярностью, почти каждый год в 1950-е и 1960-е, раз в два-три года — в 1970-е и 1980-е. Среди тех, кто поднимался по каннской лестнице в качестве члена жюри, были Сергей Васильев, Григорий Козинцев, Сергей Бондарчук, Сергей Юткевич, Юлий Райзман, Роберт Рождественский, Вадим Юсов, Элем Климов, Алексей Герман, Инна Чурикова, Александр Кайдановский. В 1972 году в жюри входил Марк Донской, которого с трудом могли понять коллеги по жюри: густо пересыпанная украинскими словами и оборотами, его речь была совершенно недоступна переводчикам — ни пожилому эмигранту, ни молодому студенту.

Жюри 59-го Каннского фестиваля / Фото: Getty Images

Жюри 59-го Каннского фестиваля / Фото: Getty Images

После 1995 года участие отечественных кинематографистов в жюри становится скорее редкостью. В 2004 году Никита Михалков возглавлял жюри короткометражного конкурса, в 2006-м Андрей Кончаловский был председателем объединенного жюри «Синефондасьон» и короткого метра, в 2008-м в то же жюри вошла российская телеведущая Екатерина Мцитуридзе, в 2010-м — актриса Динара Друкарова. В 2016 году в жюри «Золотой камеры» вошел продюсер Александр Роднянский. Сейчас сложно вообразить представителя России — если это не Роднянский и не Звягинцев — в составе жюри фестиваля, тем более в жюри основного конкурса.

«Только русские так могут»

Каннский кинофестиваль — это, конечно, в первую очередь кино. Во вторую — вечеринки и ярмарка тщеславия. О русских вечеринках в Каннах ходили особые легенды. Но сюда приезжают не только смотреть кино и выгуливать дизайнерские платья. В 2003 году на набережной Круазетт высадился десант сериала «Убойная сила». Официального разрешения на съемки на красной дорожке у создателей сериала не было, а фотографии героев «Убойной силы», поднимавшихся по знаменитой лестнице, нужно было сделать. «На всю группу у нас было пять или семь пригласительных билетов, при этом у нас была обычная смена часов до шести, а потом мы резко должны были переодеться в вечерние платья и костюмы и бежать на эту красную дорожку», — вспоминала фотограф Ирина Середа.

Константин Хабенский и Андрей Федорцов

Константин Хабенский и Андрей Федорцов

Строгие правила каннской красной дорожки — притча во языцех. Первый канал сделал фотографу неправильную аккредитацию — на видеооператора вместо фотокорреспондента.

«Каждый раз, когда я пыталась достать фотоаппарат, ко мне подходил суровый охранник, — вспоминала Середа. — Я пыталась давить на жалость, говорила, что там мои друзья, что это для себя, в альбом. Наконец он сдался и сказал: хорошо, но только три кадра. Предполагалось, что наши герои пройдут один раз. Наши же актеры проходили четыре раза! Мне кажется, только русские так могут. Они проходили наверх, потом разворачивались, спускались по лестнице и поднимались снова. Никто не понимал, что происходит. Охранники были сбиты с толку: кто эти люди, почему они ходят туда-сюда, почему я каждый раз пытаюсь сфотографировать их в семейный альбом?»

Читайте также
Новости «Нелюбовь» номинирована на три премии Европейской киноакадемии Драма Андрея Звягинцева фигурирует в категориях «Лучший европейский фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший сценарий».
Новости Появился первый трейлер драмы «Нелюбовь» Андрея Звягинцева Продюсер Александр Роднянский рассказал журналистам, с чем связан выход картины в прокат сразу после премьеры на Каннском кинофестивале.
Новости Каннские власти усилят меры безопасности во время фестиваля Прошлогодний теракт в Ницце по-прежнему дает о себе знать.
Комментарии (6)

Новый комментарий...

  • 7

    Nattie-K 17 мая 2017, 12:29 пожаловаться

    #

    Крайне интересно, только последняя глава лишняя- ни к кино ни к каннским понтам это отношения не имеет.

    ответить

  • 2

    Ka4lo 17 мая 2017, 17:51 пожаловаться

    #

    интересно!! Но Канн — это другой город, поэтому название не к месту

    ответить

  • 4

    mustan9 21 мая 2017, 08:13 пожаловаться обращение к автору

    #

    Уважаемый Дарико Цулая!
    После идиотского заголовка, где (чувство ответственности) наш, не стал читать.
    Просьба не смешивать кино с сомнительным. Заранее благодарен.

    ответить

  • река гераклита 23 мая 2017, 13:03 пожаловаться Оглянись в будущее

    #

    Вдруг вспомнился весь «Сталкер». Какая тема там прошла без обсуждения!
    В измененной(не важно, кем) природе Земли необратимо изменится человек. В какую сторону? И на это был ответ: герои «Сталкера» не похожи на творения Божьи. Они и на людей не всегда похожи. Не очень мне тогда фильм понравился. А теперь — пересмотреть стоит.

    ответить

  • Alex Croft 3 июня 2017, 16:18 пожаловаться

    #

    Покуда есть авторское кино, то в Каннах нашим фильмам место заказано и их можно воспринимать серьезно.

    ответить

 
Добавить комментарий...