всё о любом фильме:
Статьи

Ребейты рубль берегут: Получится ли в России создать кинокомиссии?

Владивосток и Калининград готовы возвращать часть денег, потраченных на съемки в регионах. Москва — помогать кинематографистам. Упростит ли это им жизнь?
Ребейты рубль берегут: Получится ли в России создать кинокомиссии?
На съемках фильма «На районе»

В ноябре прошлого года Фонд кино пригласил на пресс-конференцию представителей трех российских регионов — Калининградской и Астраханской областей и Приморского края. Первых, кто готов был пойти навстречу съемочным группам и создать в своих субъектах кинокомиссии — «службы одного окна», которые помогут кинематографистам без лишнего стресса согласовать съемки, привезти или взять в аренду все нужное оборудование и разместить членов съемочных групп. Калининград и Владивосток при этом объявили о своем намерении компенсировать киногруппам часть потраченных на территории региона средств.

В мае первую такую компенсацию — ребейт — должна получить компания «Марс Медиа» Рубена Дишдишяна, которая в прошлом году провела в Приморском крае съемки дебютного фильма Ольги Зуевой «На районе» с Данилой Козловским в главной роли. Сумма компенсации пока неизвестна. В преддверии этого события КиноПоиск разбирается с международной и отечественной практикой привлечения съемочных групп.

От Долины монументов до Прибалтики

Первая в мире кинокомиссия появилась в США в конце 1940-х годов благодаря режиссеру Джону Форду, который на границе Юты и Аризоны, в знаменитой Долине монументов, снимал в 1930-х свой фильм «Дилижанс», а затем вернулся на эту территорию для съемок «Фургонщика». В 1949 году была создана кинокомиссия Долины монументов, а издание Vanity Fair обратило внимание кинематографистов на подготовленную для приема съемочных групп территорию с уникальным пейзажем, который потом использовался во многих ковбойских фильмах. Сейчас в мире существует несколько сотен кинокомиссий почти во всех продвинутых странах. Есть также некоммерческая Международная ассоциация кинокомиссий, куда входит более 300 институций. Она была создана для обмена информацией и опытом работы в условиях разных стран и континентов.

«Дилижанс»

«Дилижанс»

Что представляет из себя кинокомиссия? Это, как правило, некоммерческая организация, которая, с одной стороны, работает на съемочные группы, с другой — на региональное правительство и, соответственно, местный бюджет. Группе комиссия помогает быстро и без невероятных усилий получить необходимые для съемок в той или иной локации разрешения со стороны всех органов власти и официальных учреждений (музеев, библиотек, парков и т. п.), найти соответствующее численности группы удобное жилье, порекомендовать заведения общественного питания, технические службы, необходимые для организации съемок — от транспорта до продакшен-компаний. Как правило, в регионах, где существуют кинокомиссии, есть также достаточный штат специалистов и массовки, которая может быть задействована в кино. В идеале кинокомиссия поможет группе получить и тот самый ребейт — компенсацию части потраченных на территории региона средств.

В разных странах сумма такого ребейта разная. Например, в Канаде она сейчас доходит до 40%. Именно поэтому несколько лет назад многие голливудские компании приезжали в тот же Торонто, где проводится известный кинофестиваль, чтобы снимать в нем американские города. Бюджет страны, несмотря на такую компенсацию, лишь пополнялся. К тому же на съемках только одного голливудского проекта задействовалось порядка 500 местных жителей, обеспеченных на время съемок работой, не самой низкооплачиваемой.

В Чехии кинематографистам возмещают порядка 20% затраченных в регионе средств. По оценкам экспертов, это стимулирует не только местные бюджеты, но и всю национальную индустрию кино, которая получила хороший опыт работы в зарубежных проектах и за счет этого выросла за последние пять лет на 18%. В среднем система кинокомиссий позволяет Чехии создавать порядка двух тысяч рабочих мест в год. В Великобритании возмещают до 25% расходов. По данным экспертов, один возмещенный фунт приносит стране 11 фунтов.

«Икария»

«Икария»

На Мальте, которая также в последние годы все чаще привлекает кинематографистов (там недавно снимался даже российский фильм «Икария»), возмещают 25% и могут добавить еще 2%, если кинопроект культурно связан со страной. В 2015 году вклад киноиндустрии в местную экономику составил 100 млн евро.

В 2010 году система компенсации расходов появилась и в Латвии. Там был создан Рижский фонд фильмов, который поддерживает съемки. На возмещение расходов могут претендовать копродукционные проекты — обязательным является наличие хотя бы одного местного продюсера. Шанс на больший возврат имеют также фильмы, где действие происходит именно в Риге. Компенсацию можно получить на расходы по транспорту, аренде помещений и техническому оборудованию, питанию, размещению, строительству объектов, на художественные и административные услуги. В расчет берут как художественные фильмы и сериалы, так и документальные проекты. Другая возможность получения компенсации — через специальную программу Национального центра кинематографии (NFC), который работает по похожей схеме.

«Комбинируя оба фонда, можно получить до 25% из суммы, потраченной в Латвии. Если Рижский фонд поддерживает в основном съемки, то NFC также дает поддержку на запись звука и композинг», — пояснила КиноПоиску продюсер Гуна Стаховская.

Она вспоминает, что, как только система ребейтов появилась в Латвии, некоторые кинематографисты отнеслись к ней скептически, так как не все местные продюсеры хотели работать на фильмах других стран. Однако систему ребейтов впоследствии приняли и нашли в ней свои плюсы: у Латвии появилась возможность участвовать в крупных копродукционных проектах. Спустя семь лет работы по системе ребейтов было поддержано несколько десятков проектов, в основном европейских стран. В этом году в первом конкурсе Рижского фонда фильмов победила и лента с российским участием. Это «Юморист», производством которого занимается компания «Метрафильмс». Предполагается, что компании будет компенсировано 20% понесенных на территории Риги расходов, а это почти до 130 тысяч евро.

Продюсер ленты Артем Васильев рассказал КиноПоиску, что на данный момент компания получила подтверждение того, что компенсация будет. Съемки запланированы на август этого года. Часть действия ленты по сценарию происходит именно в Латвии. Кроме того, там собираются снимать не только натуру, но и часть сцен в интерьерах.

«В каких-то случаях ребейты — это единственный способ найти дополнительное финансирование. У нас есть еще один проект. Мы знаем, что Финляндия с этого года тоже ввела систему ребейтов. Например, получить миноритарное финансовое участие в сочетании с ребейтом, если съемки планируются в Финляндии, проще, чем просто миноритарные финские деньги. Часть действия происходит у нас в лесу. Снимать лес в условной Карелии — на этой территории границы или на другой — с точки зрения творчества разницы нет. Но если мы за это получим финское участие и ребейт до 25%, то почему бы и нет? Это хороший, действенный инструмент, если его, конечно, правильно использовать», — пояснил Васильев.

Россия: Болезненный вопрос

Вопрос с кинокомиссиями и вообще со съемками в России долгое время был болезненным, как, впрочем, и большинство экономических и организационных тем. В 2010 году в Каннах пытались презентовать так называемую Национальную кинокомиссию, которая бы курировалась Министерством культуры РФ. Она должна была помогать кинематографистам — в первую очередь зарубежным — в поисках мест для съемок в России. Тогда планировалось, что вместе с Национальной кинокомиссией заработает еще и ряд региональных институций, в основном в тех субъектах, где на тот момент еще оставалось что-то от местных киностудий (Казанская, Западно-Сибирская, Ростовская). Но инициатива, руководил которой тогдашний заместитель начальника департамента кинематографии Минкультуры Игорь Каллистов, дальше красивой презентации не шагнула. Каллистова в министерстве уже нет, о кинокомиссиях на время забыли.

«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть»

«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть»

Зарубежные кинематографисты приезжать в Россию так и не стали, предпочитая снимать соответствующий антураж в Берлине, Праге, Будапеште и Минске, как это происходило, например, с фильмами «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» и «Миссия невыполнима: Протокол „Фантом“» и с российскими «Стилягами». Отечественные киногруппы самостоятельно решали кучу организационных вопросов на местах. Из свежих примеров самым ярким стал, пожалуй, фильм «Левиафан», который снимался, как известно, в селе Териберка на Кольском полуострове. Как тогда рассказывал продюсер картины Александр Роднянский, группе пришлось не только привезти туда полноценный штат специалистов, но и проложить к местам съемок дорогу, которая на тот момент практически полностью отсутствовала. После «Левиафана» Териберка стала популярным туристическим направлением. В 2016 году она вошла в топ-20 журнала National Geographic Travel. Вместе с ней там было еще только три российские территории: Свияжск, Севастополь и Баргузинский заповедник на Байкале.

«Левиафан»

«Левиафан»

Возможно, если бы 2016-й не был объявлен Годом российского кино, ситуация бы и не сдвинулась с мертвой точки. Так что в смысле актуализации темы создания кинокомиссий Год российского кино пошел на пользу. Так, 31 октября 2016-го губернатор Приморского края подписал постановление о введении системы ребейтов в размере до 15% на производство национальных фильмов на территории региона. На эти цели в бюджет уже на 2017 год было заложено 5 млн рублей. Именно из этих денег и должен быть выделен первый в истории России ребейт. Его ждут в компании «Марс Медиа». Согласно сайту кинокомиссии Приморского края, сейчас проверяются документы, официально подтверждающие расходы компании на территории региона (транспорт, аренда помещений и оборудования, оплата проживания, бензина, сотовой связи и т. п.). По информации Фонда кино, деньги «Марс Медиа» получит в середине мая этого года, окончательная сумма пока неизвестна, но вряд ли она будет большой с учетом общего бюджета края на ребейты.

«Владивосток — отличный город с полным отсутствием инфраструктуры для производства кино. Этот регион очень кинематографичен, фраза „русский Сан-Франциско“ — это не пустые слова. Но проблема в том, что туда надо везти все, и как раз ребейты должны эти экспедиционные расходы (перелеты, проживание, суточные, перевоз техники) компенсировать, тогда в регион будут больше приезжать, и постепенно инфраструктура будет создаваться», — уверен исполнительный продюсер Михаил Китаев, который работал над фильмом «Напарник». Именно эта картина стала первым большим федеральным кинопроектом, который снимался во Владивостоке. Правда, тогда программы ребейтов там еще не было.

«Стиляги»

«Стиляги»

«Мы снимали там около 20 смен, нанимали артистов местных театров, массовку, водителей, местных кинематографистов для помощи в административных вопросах. Надо сказать, что кинематографисты Владивостока в свое время зарегистрировали первую кинокомиссию в стране, которая, впрочем, не совсем кинокомиссия. Это скорее продакшен-сервис-компания. Но они успели войти в Ассоциацию азиатских кинокомиссий и благодаря этим связям снимали во Владивостоке картины из Китая, Гонконга, Японии и Кореи. Оказалось, что за последние 10 лет российских картин в регионе было снято три-пять, а азиатских — пятнадцать-двадцать», — вспоминает Китаев.

Следом за Приморским краем возвращением расходов кинематографистов должна заняться Калининградская область. Там можно будет рассчитывать, судя по всему, на более серьезные суммы. Регион готов возмещать до 20% расходов, а всего в бюджет на эти цели заложено 20 млн рублей. В начале марта местное правительство объявило и первые два проекта, которые в будущем получат компенсацию. Это 16-серийная драма о нелегальных ловцах янтаря «Желтый глаз тигра», производством которой занимается компания «Профит» Игоря Толстунова, и ремейк британского детективного сериала «Пробуждение», где главную роль сыграет Константин Хабенский. Производством сериала занимается компания Владислава Ряшина Star Media. Оба проекта выйдут в эфир Первого канала в 2018 году.

«Проблемы ребейтов у нас в отсутствии инфраструктуры в регионах, потому что если ее нет, то деньги тратятся только на проживание и питание. И тогда смысла в этом нет. Если в том же Калининграде или на Дальнем Востоке возникнет какая-то рента оборудования, будет решен вопрос со специалистами, то это может заработать. Конечно, это не дело одного дня или года, но если все начнет развиваться, то может появиться стимулирующий съемки в России инструмент», — считает Артем Васильев.

«Однажды»

«Однажды»

Третья пилотная кинокомиссия заработала в Астраханской области. Там пока, правда, ребейты в местный бюджет не заложили, но кинематографистам готовы помочь в организации съемок. Кинокомиссия организована на базе муниципального учреждения «Астраханькино» и на самом деле работает с прошлого года. Курирует ее министр культуры и туризма области Галина Зотеева. На встрече в Фонде кино в ноябре прошлого года она рассказывала, что область часто принимает съемочные группы. Из недавних фильмов, которые снимались именно в этом регионе, — «Однажды» Рената Давлетьярова, «Орда» Андрея Прошкина и «День выборов 2» Александра Баршака. Последняя группа, по словам чиновницы, за время съемок потратила в регионе более 50 млн рублей. От «Орды» под Астраханью осталась декорация, в итоге превратившаяся в культурно-исторический центр «Сарай-Бату», где уже позже снимали сериал «София» канала «Россия-1». Кроме того, «Сарай-Бату» стал местной достопримечательностью, куда охотно ездят не только жители области, но и туристы.

«Кинокомиссии нужны. Вопрос их создания — это инициатива регионов. Но понятно, что они нужны в Москве и Санкт-Петербурге в первую очередь. Затем Крым, так как исторически там много снимали; Краснодарский край, Сочи, так как есть большой интерес к региону после Олимпиады; Дальний Восток, Калининград — не только ввиду удаленности, но и из-за большого интереса именно с точки зрения кино», — считает Михаил Китаев.

«Орда»

«Орда»

После работы Фонда кино с первой волной кинокомиссий уже в нынешнем году под руководством Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) и Агентства стратегических инициатив в движение пришли и другие регионы. Так, Ульяновская область объявила, что готова возвращать киногруппам до 40% оставленных в регионе средств. В местный бюджет на этот год заложена сумма в 20 млн рублей. Соглашение о намерении создать кинокомиссии и рассмотреть вопросы ребейтов с АПКиТ также подписали Ростовская, Иркутская, Московская, Новгородская, Тульская области, Краснодарский и Алтайский край, республики Татарстан и Карелия, Санкт-Петербург и Москва.

Москва: Снимать сложнее, чем на Чукотке

Российская столица остается самым проблемным регионом — не только из-за высоких цен примерно на все, но и за счет огромного количества документов, которые необходимо собрать и согласовать, прежде чем приступить к съемкам.

«Честно скажу, что снимать на полярной станции Чукотки легче, чем в городе Москве. Там нам были открыты все дороги, все пути, противодействие мы встречали только со стороны природы и белых медведей, которые никаким регламентам не подчиняются», — во время недавнего круглого стола, посвященного созданию кинокомиссии, говорил режиссер фильмов «Простые вещи» и «Как я провел этим летом» Алексей Попогребский.

Алексей Попогребский

Алексей Попогребский

В Москве он не так давно снимал свой сериал «Оптимисты», который недавно вышел на канале «Россия-1». На съемках он столкнулся не только с бумажной волокитой, но и с проблемой платных парковок, которые стали существенной статьей расходов на транспорт, с обилием наружной рекламы и современной дорожной разметкой.

«Все это может отбить любое желание снимать исторические картины в Москве. Не секрет, что все, что касается ретро-Москвы, снимается в Минске. Так было десятилетиями. Это было дешевле, удобнее. Там меньше рекламы, машин, и каким-то образом это легче решалось. В этом году я снимал и в Минске, и в Москве. Могу сказать, что теперь там почти так же тяжело, их конкурентное преимущество сходит на нет», — говорит Попогребский.

Попогребского поддерживают и его коллеги, например тот же Китаев, работавший на «Притяжении» Федора Бондарчука, и локейшен-менеджер той же картины Александр Воронов. По их мнению, работу съемочных групп существенно облегчила бы «служба одного окна», куда можно прийти, подать свой сценарий, сказать, где и когда снимаем, и получить какое-то общее разрешение, вместо того чтобы самостоятельно согласовывать все с огромным количеством чиновников.

«Оптимисты»

«Оптимисты»

Такой службой, которая возьмет на себя работу с множеством министерств и ведомств, совсем недавно стала городская сеть «Москино», где не так давно сменилось руководство. Директор сети Светлана Максимченко рассказала, что сейчас ведется активная работа в данном направлении.

«Мэр в курсе этих проблем и поручил начать их решение. В совокупности все это позволит ускорить процесс согласования. Более того, мы надеемся, что это позволит отменить часть согласований. Сейчас пытаются согласовывать все, а какие-то вещи, может, и не надо согласовывать, нигде в законах это не прописано», — считает Максимченко.

Лучшее воплощение образа столицы в кино — «Хороший мальчик»

Лучшее воплощение образа столицы в кино — «Хороший мальчик»

В «Москино» надеются, что в тестовом режиме «служба одного окна» сможет заработать ближе к лету — основному съемочному периоду. Заседание первой кинокомиссии должно состояться в конце мая — начале июня. Кроме того, сеть собирается работать (с учетом пожеланий снимающих кино) и над нормативной базой, которая в Москве отсутствует. На самом деле никаких правил поведения и законов касательно съемок в российской столице просто не существует. В отсутствие правовой базы пока все в основном руководствуются постановлением о проведении культурно-массовых мероприятий. Но если с бумагами «Москино» готово помочь, то ребейты снимающим в Москве группам никто обещать не собирается. По крайней мере на данном этапе. Единственное поощрение, которое с этого года появилось в Москве, — это специальный приз столичного мэра за лучшее воплощение образа столицы в кино.

Как задобрить Тома Круза?

Отечественные кинематографисты, привыкшие к сложностям съемок в столице, ратуют уже даже не столько за себя, сколько за иностранные съемочные группы. С учетом валютного курса снимать в России стало дешевле, но зарубежных кинематографистов по-прежнему отпугивает бумажная волокита, с которой им предстоит столкнуться в случае съемок в той же Москве.

«Фильм „Миссия: невыполнима“ не состоялся здесь по массе причин. Изначально они хотели снимать в Москве, но в итоге уехали в Будапешт и Прагу, просто испугавшись непрозрачности системы съемок здесь. Это даже не вопрос цены, а вопрос надежности», — вспоминает Воронов.

«Миссия: невыполнима 5»

«Миссия: невыполнима 5»

Он уверен, что интерес к съемкам в Москве, особенно с учетом дешевого рубля, сейчас есть. Главное, создать условия для съемок, четкие и прозрачные. Тогда город сможет не только привлекать зарубежные съемочные группы, готовые оставлять в столице деньги, и работать с российскими кинематографистами, но и продвигать образ российской столицы за рубежом и привлекать в Москву туристов.

«Ребейты нужны, но их нужно разделять на ребейты для иностранных продюсеров и внутренние ребейты. Первые возможны только в рамках федеральной программы. И это очень важно, так как государство должно показывать свою заинтересованность в иностранных кинематографистах. Это, по сути, вещь, которая показывает интерес властей к работе продюсера в их стране», — уверен Китаев.

Но о федеральной программе речи пока нет. Как обычно, Россия решила пойти по особому пути и, учитывая огромную территорию нашей страны, начать хотя бы с внутренних ребейтов и кинокомиссий. Так, чтобы кинопроизводство не было замкнуто только в Москве и Санкт-Петербурге. Дело важное и нужное, особенно с учетом развивающихся региональных кинематографий (как в той же Якутии, например). Привлечение в другие российские субъекты столичных кинематографистов — это в первую очередь создание местной индустрии кино, которая, возможно, в будущем позволит производить собственные фильмы, а те (опять же если смотреть на опыт Якутии) вполне могут быть востребованы местными зрителями.

Другой вопрос состоит в том, что привлечение съемочных групп в регионы тесно связано с инфраструктурой, которая на большей территории страны отсутствует. Это и вечная проблема дорог, без которых невозможен съемочный процесс, где занято огромное количество автотехники. Это и собственно инфраструктура кинопроизводства: массивная съемочная техника, наличие специалистов второго звена, массовка, к которой всегда можно обратиться. С этим пока в регионах явные проблемы. Исправить их можно лишь постепенно и только опытом производства.

За первопроходцами, готовыми ради уникальной натуры (ее в России немало) приехать в отдаленный регион, привезти технику и обучить местных жителей, обязательно последуют другие кинематографисты. Опыт того же Дальнего Востока постепенно это доказывает. Но на это потребуется не один-два года, а хотя бы лет пять при условиях стабильной экономической ситуации как в отрасли, так и в стране в целом.

Читайте также
Новости Андреасяны ушли из Enjoy Movies, чтобы развивать «Большое кино» Режиссер Сарик Андреасян и продюсер Гевонд Андреасян покинули компанию Enjoy Movies и сосредоточатся на выпуске фильмов под собственным брендом.
Статьи Все без ума от «Гоголя»: Репортаж со съемочной площадки сериала Александр Петров и Егор Баранов рассказали о фобиях Гоголя и работе с Олегом Меньшиковым на съемках сериала.
Новости Никита Михалков заканчивает сценарий нового фильма Никита Михалков совместно с авторами «Изображая жертву» братьями Пресняковыми работает над сценарием новой картины.
Комментарии (17)

Новый комментарий...

  • bad1996 19 мая 2017, 02:32 пожаловаться

    #

    Кинокомиссии, конечно, очень даже неплохо и в этом есть масса преимуществ, но быть может сначала создать кинематограф?

    ответить

  • 4

    emersy 19 мая 2017, 05:44 пожаловаться

    #

    так эти кинокомиссии как раз и нужны чтобы стимулировать кинематограф

    ответить

  • 8

    bad1996 19 мая 2017, 07:59 пожаловаться

    #

    Сомневаюсь, что кинокомиссия будет способна простимулировать российское кино. Для того, чтобы стимулировать российское кино:
    1) Государство должно спонсировать нормальные проекты (вроде фильмов Быкова и Каримова) и перестать выделять деньги низкокачественным фильмам (вроде комедий а-ля Горько, сплошной сумбур под названием Викинг и фильмы-катастрофы вроде Защитников)
    2) Нужны качественные сценарии. Именно со сценариями у российского кино больше всего проблем.

    ответить

  • 2

    emersy 19 мая 2017, 20:52 пожаловаться

    #

    никто и не говорит, что они разом все проблемы решают, это просто всего лишь один из стимулов для съемок

    ответить

  • 4

    produs 19 мая 2017, 08:22 пожаловаться

    #

    Если эти комиссии помогут в написании хорошего сценария, то это хорошо.

    ответить

  • 5

    KsAndR705 19 мая 2017, 09:43 пожаловаться

    #

    Удивлен, что подобные комиссии у нас пытаются создать только сейчас. По мне, они жизненно необходимы для стимулирования развития отечественного кинематографа (конечно наряду с решением других известных проблем нашего кинопрома).

    ответить

  • 5

    KsAndR705 19 мая 2017, 10:24 пожаловаться

    #

    Впрочем, ничего нового и чему удивляться:). «Другой вопрос состоит в том, что привлечение съемочных групп в регионы тесно связано с инфраструктурой, которая на большей территории страны отсутствует. Это и вечная проблема дорог, без которых невозможен съемочный процесс, где занято огромное количество автотехники.» О чем можно говорить, если такой базовый элемент инфраструктуры, как дороги (в нормальном понимании этого слова) является чем-то недостижимым для нашей страны (конечно не для страны, а для конкретных материально-ответственных лиц).

    ответить

  • Boovik 19 мая 2017, 22:05 пожаловаться

    #

    Если дороги привести в порядок, то по ним НАТО ворвётся! О каких кинематографистах вы говорите?

    ответить

  • rewers85 19 мая 2017, 09:46 пожаловаться

    #

    Чтобы было больше хорошего кино русского, нужны не только сценарии нормальные, но и во главе всего кинематографа поставить человека не только любящего достойное кино, но и понимающего в нем хоть что-то для начала!

    ответить

  • Boovik 19 мая 2017, 22:09 пожаловаться

    #

    А кто будет туда компетентного человека ставить? «Министр культуры» Мединский?

    ответить

  • ВНЧ 19 мая 2017, 11:14 пожаловаться подслушано в кулуарах (fake news)

    #

    (в Москве)
    - Некогда нам отвлекаться из-за грошей. У нас на носу реновация. Пора готовить длиннющие ковши и бездонные карманы.

    (не в Москве)
    - Откуда нам взять такие деньжищи?

    ответить

  • 4

    ZhukAnt 19 мая 2017, 13:31 пожаловаться

    #

    Хорошее кино просто берут и снимают, как это делают уже сто лет на Западе. Без всяких комиссий, бюрократии и государственных дотаций с распилом бюджета. Позорники.

    ответить

  • 2

    dmutrod 19 мая 2017, 16:33 пожаловаться

    #

    Еще одна комиссия, которая поучаствует в комиссировании деньжат) Начинать надо с коррупции, а там глядишь и поднимется кинематограф с колен

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 19 мая 2017, 19:36 пожаловаться

    #

    Внутреннему туризму это будет полезно. Покажи в фильме новое красивое место, и народ заинтересуется. Главное, чтобы ценник на местах был выгодным.

    ответить

 
Добавить комментарий...