От «Пятого элемента» до «Хищника 3»: культовое кино в России

Обсудить0

Как и почему западные фильмы, которые вышли десятилетия назад, получают в России звание культовых?

7 мая исполняется 20 лет «Пятому элементу», который многие российские зрители с полным правом считают культовым фильмом. Как и почему киноленты, которые вышли несколько десятилетий назад, получают звание культовых? По просьбе КиноПоиска ответ на этот вопрос нашел культуролог и кинокритик Александр Павлов, автор книги «Расскажите вашим детям: Сто одиннадцать опытов о культовом кинематографе».

Салон / сарафан

С одной стороны, культовое кино — западный и прежде всего американский феномен, с другой — сегодня с помощью этого понятия многие исследователи объясняют, почему конкретные фильмы вдруг оказались востребованными в то или иное время той или иной социальной группой. Поэтому феномен культа можно применить и к российским реалиям. Главное, что нужно понимать при обсуждении темы, так это то, что культовое кино изначально неразрывно связано с социальным и культурным контекстом, но сегодня благодаря массе академических работ термин используют для описания целого универсума фильмов, то есть как дискурсивную категорию.

О культовых фильмах нельзя говорить, пока не будет дано хотя бы рабочее определение культового кино. Под последним обычно понимается фильм, который по определенным причинам стал объектом устойчивого почитания у конкретной группы лиц. Это может быть как отдельная субкультура, так и целое поколение.

«Титаник»«Титаник»

При этом не следует путать культовое и популярное кино. Различаются эти категории очень просто: популярность преходяща, культовость — что-то прочное. Это устойчивый и постоянный интерес. Конечно, фильмы могут утрачивать свой статус культа и, таким образом, остаются культовыми лишь в исторической ретроспективе, но все-таки культ означает поклонение в прямом смысле этого слова. И чем дольше держится память о фильме, чем больше людей его обсуждают и пересматривают, тем прочнее его культовый статус.

Например, «Титаник» в России стал не только популярным, но еще и культовым. Его не просто смотрели и пересматривали. Малолетние поклонницы и девушки постарше носили майки с Леонардо ДиКаприо, он был изображен у них на ранцах и пеналах. Они вешали с ним плакаты на стены, заслушивали до изнеможения хит Селин Дион, плакали и мечтали, что когда-нибудь смогут встретиться с любимым актером, который в них обязательно влюбится и увезет к себе в Соединенные Штаты, где провернет с ними примерно то же, что уже провернул с героиней Кейт Уинслет на печально известном корабле — станет придерживать сзади, стоя на носу судна. Более того, они выискивали все фильмы, где играл ДиКаприо, и часто очень расстраивались, потому что, посмотрев их, не получали того, чего ожидали.

Все то, о чем я напишу далее, не только мой личный опыт, но результат большого количества интервью, сделанных с обычными зрителями, работниками видеосалонов, продавцами, переводчиками, сотрудниками видеопрокатов и так далее. Чем чаще я общался на предмет видеокультуры в России, тем больше приходил к выводу, что у нас уже существовало то, что я назвал культурой культа, но до недавнего времени не было описано в этих понятиях.

Как правило, культовые фильмы проваливаются в прокате, если вообще туда попадают, и свою репутацию получают какими-то иными путями. И если для Запада были характерны специальные полуночные показы таких фильмов, ориентированных на определенный тип зрителя, или распространенная практика демонстрации картин в университетских корпусах, то для России пути становления культа были ограничены.

В первую очередь это были видеосалоны. До сих пор в культуре периодически обращаются к этой теме, потому что это был уникальный и фактически ни с чем не сравнимый опыт. Разумеется, никаких официальных данных относительно того, какие фильмы в салонах пользовались особым спросом, не существует. И на самом деле именно это является лучшим подтверждением культовых видеосалонных картин: люди до сих пор помнят, что именно смотрели и как часто, почему те, а не другие вещи остались в их памяти.

«Криминальное чтиво»«Криминальное чтиво»

Другой путь становления культа в России — это то, что на сленге у нас сегодня называется сарафаном. Постоянные рассказы о невероятных фильмах не только заставляли зрителей искать это кино, но и в некотором роде давали установку на восприятие: если эта картина так понравилась твоим друзьям, то она непременно должна понравиться и тебе. Из сарафана возникали самые разные и невообразимые легенды и мифы. Уже существующие франшизы получали продолжения в воображении зрителя и в дальнейшем начинали жить собственной жизнью.

Наконец, это то, что пришло на смену видеосалонам, а именно кабельное телевидение, видеопрокаты и торговые точки. Как правило, продавцы в точках становились личными проводниками покупателей в волшебный мир кинематографа. Они не только предоставляли новинки, но, главное, советовали, что именно посмотреть. Они знали предпочтения клиентов, но при этом на свой страх и риск советовали то, что нравится лично им, или то, что стало наиболее обсуждаемым. Так, один из видеопиратов рассказывал, что в целом «Криминальное чтиво» не пользовалось спросом в торговых точках, и он лично рекомендовал фильм своим устоявшимся покупателям, тем самым продвигая культ Квентина Тарантино в массы.

Комедия / ужасы

Ответить на вопрос о том, почему этот фильм стал культовым и на Западе, и в России, непросто. Во-первых, вполне вероятно, что ответ можно искать в имманентной природе культа. Так, «Зловещие мертвецы» стали культовыми как на Западе, так и у нас. То же самое касается таких ужасов, как «Восставший из ада», «Реаниматор» и «Возвращение живых мертвецов». Эти фильмы производили настолько большое впечатление, что подростки рассказывали друг другу, что «Зловещие мертвецы» — это вообще самый страшный фильм ужасов, который только может быть.

«Зловещие мертвецы»«Зловещие мертвецы»

В целом культовое кино — очень сложная и, разумеется, малопонятная категория кинематографа. Первая ошибка, которую обычно совершают при обсуждении понятия, возникает тогда, когда пытаются представить его как жанр. Несмотря на то, что культовое кино не жанр, как пишут киноведы Эрнест Матис и Джейми Секстон в своей книге «Введение в культовое кино», чаще всего такую репутацию приобретают фильмы ужасов и научная фантастика. Для России это справедливо в отношении прежде всего хоррора. В целом же ключевыми жанрами, востребованными у киноманов и любителей, были: 1) ужасы; 2) эротика; 3) экшен; 4) комедия. Что понятно. Ничего такого зрители до тех пор не видели и потому с жадностью поглощали вообще все, что им предлагалось.

Лишь с некоторым пресыщением и насмотренностью видеолюбители начинали отличать хорошее от плохого и высокое от низкого. Более того, если «2001: Космическая одиссея» могла вызвать резкое отторжение у зрителей в салоне, то, скажем, такая вещь, как «Голый пистолет», шла на ура. Разумеется, это объясняется тем, что люди шли развлечься, а не смотреть на то, как группы обезьян в течение 30 минут скачут вокруг черного обелиска и машут костью. При этом на Западе в свое время «Космическая одиссея» стала однозначным культом. Психоделический опыт вместе с ней переживался куда ярче, чем без нее.

«Кошмар на улице Вязов»«Кошмар на улице Вязов»

Ужасы и некоторые комедии были крайне популярны среди подростков. Из хорроров, кроме упоминаемых фильмов, это были «Живая мертвечина» Питера Джексона (возможно, второй по значению фильм после «Зловещих мертвецов»), а также франшизы «Кошмар на улице Вязов», «Пятница, 13-е», «Детские игры». При этом некоторые части сериалов пользовались большим спросом, например «Кошмар на улице Вязов 3» и третья часть «Пятницы, 13-го». Наряду с этим становился культовым и кое-какой европейский хоррор, в частности, что ожидаемо, фильмы Дарио Ардженто и дилогия «Демоны» Ламберто Бавы. Менее известными, но также обсуждаемыми были «Ветер демонов», дилогия «Ночь демонов» и, конечно, «Клоуны-убийцы из открытого космоса».

Культовыми комедиями стали прежде всего пародии типа трилогии «Голый пистолет», «Совершенно секретно» или «Заряженное оружие». Особую известность как комедийный актер приобрел Эдди Мёрфи. Все фильмы с его участием шли на ура. Это были как трилогия «Полицейский из Беверли-Хиллз», так и «Поменяться местами», «Поездка в Америку», «Золотой ребенок».

Однако однозначным хитом с непреходящим спросом стала франшиза «Полицейская академия». Каждая часть, которую еще почему-то не видели, показывали в салонах по несколько раз подряд, а люди могли терпеливо ожидать своего сеанса по два часа и более. Позже «Полицейская академия» пользовалась невероятным спросом и на видеокассетах. В некотором роде ее успех, как и других франшиз, можно объяснить сериальностью. Как зрители могли пропустить какое-то звено в уже полюбившейся истории?

Эротика / порнография

В любви к таким вещам, как «Эммануэль» и «Греческая смоковница», зрители совпадали везде. Те, кто бывал за рубежом и мог приобщиться к уже легендарному кино, возвращались назад и в красках рассказывали об увиденном. Даже исследователь Дон Соува в своей книге «125 запрещенных фильмов» особо упоминает, что «Эммануэль» пользовалась невероятным спросом в Советской России и чаще всего среди партийных функционеров, которые могли позволить себе видеомагнитофоны.

«Эммануэль»«Эммануэль»

Но это была чистая эротика. Вообще зрители были согласны знакомиться с этим жанром и не в чистом виде. В этом отношении культовыми стали некоторые эротические комедии, например «Горячая жевательная резинка», или псевдокомедии, на деле оказывающиеся настоящей драмой, как «Последний девственник Америки». Неизменным спросом пользовалась и смелая даже по сегодняшним меркам комедия «Частные уроки» (конечно, со всем тогда знакомой Эммануэль Сильвией Кристель) про то, как сексапильная девушка, сговорившись со своим другом, соблазняет богатого невинного юношу. Сам сюжет, игра актеров и даже комичные ситуации мало интересовали зрителей: они, скорее, ориентировались на эротическое содержание.

И даже больше. Такая картина, как «Последнее танго в Париже», среди широкого, а не элитарного зрителя была интересна прежде всего постельными сценами, но вовсе не оригинальным авторским высказыванием Бернардо Бертолуччи.

А когда появилась немецкая порнография, счастью неофитов не было конца. Но, что характерно, едва ли сегодня кто-то сможет вспомнить хоть какие-то названия просмотренных порнографических фильмов. За исключением картины «Екатерина и ее дикие жеребцы». Более того, в ходу была подборка double feature «Екатерина и ее дикие жеребцы» и «Распутин: Оргии при царском дворе». С одной стороны, спрос на эти фильмы объяснялся тем, что они были сняты на тему русской истории, то есть про то, как все было на самом деле, в чем были уверены зрители. С другой стороны, чаще всего «Екатерину» вспоминали в контексте легендарной сцены совокупления с конем. Зрительский шок от увиденного можно было понять, и, конечно, каждый, кто видел это, должен был поделиться сокровенным со всеми знакомыми. Как только разговор взрослых о «Екатерине» заканчивался обсуждением сцены с конем, они тут же вспоминали «Распутина» с обычной присказкой «А еще есть...».

Сложно описать тот восторг, который испытывали женщины, посмотрев «9½ недель». Кино не просто обсуждалось — за него могли обидеться. Критик Сергей Кудрявцев, который в тот момент писал для журнала «Советский экран», имел неосторожность поставить фильму низкие баллы, после чего получил письма, где рассерженные зрители справедливо возмущались, почему он так низко оценил их любимое кино.

«9½ недель»«9½ недель»

При этом, если что, картина была номинирована на «Золотую малину» в трех категориях — худшая женская роль (Ким Бейсингер), худший сценарий и худшая песня, — хотя и не стала лауреатом ни в одной из них. По большому счету вульгарный в смысле визуальной подачи фильм, который был освистан в США, получил настоящее признание в (пост)советской России. На фоне успеха «9½ недель» популярность имели и такие вещи, как «Слияние двух лун», «Дикая орхидея» и «Горькая луна». Опять же в народе последняя воспринималась как кино, где есть постельные сцены, а не авторский взгляд Романа Поланского на перверсивные сексуальные отношения.

В 1990-е появились последние фильмы из этого ряда — «Основной инстинкт» и «Шоугелз». Хотя в США лента «Шоугелз» стала ярким образцом кэмпа и была признана такой плохой, что даже хорошей картиной, в России танцы обнаженных женщин почему-то воспринимались как что-то красивое и возвышенное. Что же касается «Основного инстинкта», то это кино всех интересовало куда больше как эротика, нежели как триллер. Конечно, острый сюжет придавал пикантности, но в целом женщины чаще рассказывали про красивый белый шарф, которым можно привязать мужчину к кровати, нежели вспоминали общую детективную линию картины.

Экшен / гиперверие

Фильмы, произведенные в Гонконге, — это, можно сказать, особенная категория мирового кинематографа. Такие фильмы, например, чрезвычайно ценит знаменитый киновед Дэвид Бордуэлл. И многие из них являются культовыми, в том числе в России. Удивительно, но зрители данный национальный кинематограф смотрели и в видеосалонах, и на VHS регулярно и не теряли интереса.

Прежде всего это касалось восточных единоборств и боевиков. Джеки Чан, если не мог сравниться с Арнольдом Шварценеггером, то был на уровне Жан-Клода Ван Дама и, возможно, даже превосходил Чака Норриса. В 1989—1991 годах подростки и взрослые мужчины часто пересматривали «Проект „А“», «Проект „B“», «Полицейскую историю». Более востребованными казались дилогия «Доспехи бога», «Закусочная на колесах», «Пьяный мастер» и «Змея в тени орла». Другими культовыми фаворитами были бессмертные картины Джона Ву «Наемный убийца» и «Круто сваренные». Тогда же получила хождение «Китайская история призраков».

«Доспехи бога»«Доспехи бога»

Объяснить, почему из всех национальных кинематографов именно Гонконг стал культовым, довольно просто. Образцовое жанровое кино, которое и развлекает, и удивляет одновременно, было достаточно простым для восприятия. Тот же Бордуэлл рассказывает, что когда предлагает посмотреть гонконгские фильмы студентам без перевода, то после сеанса они могут без какого-либо труда обсудить сюжет и общий смысл картины, потому что все понятно и так. То, что это кино все еще актуально, подтверждает не так давно вышедшая книга питерского критика Дмитрия Комма «Город, где живет кино». Конечно, ее купили и прочитали прежде всего те «культисты», которые знают, что такое Гонконг.

Однако самыми востребованными среди подростков — часто основных потребителей кино и служителей культа — были герои боевиков: Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталлоне, Жан-Клод Ван Дамм, Чак Норрис, а также Брюс Ли. Фильмы последнего, возможно, наиболее показательны, так как они были культовыми в международном отношении. У молодых мальчиков висели плакаты с «Терминатором» или «Рэмбо», у них были значки, свои дворовые игры они часто строили на сюжетах любимых боевиков. И если кто-то из ребят по каким-то причинам не видел самые важные фильмы, скажем, «Универсальный солдат», «Терминатор» или «Рокки 4» (возможно, последний был наиболее значимым, так как противником легендарного боксера там был советский боец), то им пересказывали эти фильмы в мельчайших подробностях.

И здесь мы сталкиваемся не столько с сарафаном, столько с тем, что Ник Ланд и английская Группа исследований киберкультуры (ССRU) называют как hyperstition. Лучше всего термин перевести как «гиперверие». Этот неологизм образован от английского «hyper» («сверх» в значении «избыточный, повышенный») и «superstition» («суеверие, предрассудок»).

«Рэмбо»«Рэмбо»

Гиперверие — это «превращение вымысла в реальность», петля положительной обратной связи, которая «самим фактом своего существования в качестве идеи является причиной собственного воплощения в качестве реального». Таким образом, в (пост)советской России возникали фильмы, которые никогда не существовали. С одной стороны, их просто выдумывали, но вера в их существование была настолько сильной, что легенда распространялась далеко за пределы одного региона. С другой стороны, иногда у гиперверия были реальные основания.

Скажем, фильм «Хищник 3» со Шварценеггером, где действие фильма происходит во льдах, выдумали не просто так. Что-то похожее якобы выходило в серии книг «Классика Голливуда», где были представлены новеллизации ключевых западных фильмов. Таким образом, некоторые фильмы становились культовыми настолько, что получали новую жизнь в народных мифах. Другим ярким примером культа была четвертая часть «Зловещих мертвецов», разумеется, с Брюсом Кэмпбеллом, где действие, как нетрудно догадаться, происходит в далеком будущем. Многие зрители мечтали посмотреть «Чужого 2». Дело в том, что таким образом кто-то перевел «Чужих», и зрители хотели увидеть не подделку Джеймса Кэмерона, а настоящее продолжение сай-фай-хоррора Ридли Скотта.

Помнить все

Возможно, стоит подчеркнуть, что все эти фильмы были культовыми в самой широкой среде потребителей. Было при этом и иное измерение культа. Например, в начале 1990-х интеллигенция боготворила Питера Гринуэя. Стоит ли говорить, что это было не то кино, которое бы хотели обсуждать поклонники «Полицейской академии»?

«Полицейская академия»«Полицейская академия»

Для некоторых эстетов судьба России начала 1990-х была менее интересна, нежели ретроспектива фильмов Пазолини. Позже два этих измерения культовых зрителей слились в одно, когда по телевидению показали «Твин Пикс». Немногим позже вкус был освобожден «Криминальным чтивом», и, кажется, даже те, кто претендовал на хороший вкус, уже могли наслаждаться такими вещами, как «Леон», «На игле» или «Пятый элемент».

Если говорить о 1990-х, то с воспитанием вкуса, возобновлением или возникновением проката, отраслевых молодежных журналов, по-настоящему культовыми фильмы в России становились все реже. Если раньше молодые люди могли, ничего не стесняясь, позволить себе любить «Ниндзя 3: Господство», то для 1990-х универсум культа сильно сузился: Линч, Тарантино, Бойл, в меньшей степени «Детки» Ларри Кларка, которых так и не раскрутили до уровня «На игле», а позже «Матрица» и «Бойцовский клуб».

Кстати о «Бойцовском клубе». Если «Искусство кино», насколько мне известно, даже не удосужилось опубликовать рецензию на этот фильм, то культовый журнал «Птюч» поместил Тайлера Дердена на обложку двенадцатого номера 1999 года, тем самым открыто заявляя, с чем молодежь собирается идти в новое столетие.

«Бойцовский  клуб»«Бойцовский клуб»

Про многие из упоминаемых в тексте фильмов, ставших культовыми в России (например, про «Терминатор», «Распутин: Оргии при царском дворе», «Ниндзя 3: Господство», «Невозмутимый», «Наемный убийца»), подробнее я написал в своей книге «Расскажите вашим детям». Так что, если вы чувствуете, что это ваш тип кино, возможно, следует рассказать юным зрителям, что такое культовое кино в России.

Сегодня же мне кажется, что «Кобра», «Хищник», «Коммандо» и «Невозмутимый», которые реже других упоминаются в списках культовых фильмов западных зрителей, для многих отечественных киноманов за тридцать остаются недосягаемой высотой кинематографа. Для меня в том числе. Сам я пересматриваю их каждый год.

Более подробно о феномене «гиперверия» можно прочесть в статье Александра Павлова и Полины Хановой «Cult in everything but name? Transnational experiences of (Western) cult cinema in late soviet and early post-Soviet Russia» (Transnational Cinemas. Volume 8, Issue 1, 2017).

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

20 марта 201724
17 марта 2017171
2 февраля 201728
29 января4

Главное сегодня

Вчера11
Вчера8
Вчера0
Вчера1
Вчера2
Вчера1
Вчера3
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Что-то статья так распылялась, что особого понимания и расставления по пополочкам терминологии культового кино так и не внесла (и по комментариям это тоже видно). Ключевая проблема с термином в том, что на западе «Cult movie» более-менее прочно закрепился в значении чего-то узконаправленного, часто специфического, но способного завоевать вокруг себя преданную эстетствующую аудиторию (и обычно это какие-нибудь B-movie, которые большниству покажутся либо просто плохими, либо о них никто толком не будет знать). У нас же словом «культовое» постоянно называют просто популряные фильма с максимально большим количеством преданных поклонников спустя годы после их выхода.

6
Mr NSVeremianyn

По-моему, вполне очевидно, что не стоит сравнивать в этих аспектах, как и во многих других, Россию (СССР) и штаты. Если Вы заметили, все эти культовые фильмы иностранные, в большинстве американские. Какие-то появились ещё в 80-ые полупиратским путём. Многие в начале девяностых, когда хлынула волна иностранных фильмов, а железный занавес окончательно рухнул. Если посмотреть хотя бы на той же википедии, что такое культовый, то там тоже не всё так просто. При опросе киноведов мнения разделились (но не буду их тут приводить). Культовый фильм (от англ. cult film) — фильм, ставший объектом почитания у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников, образуя подобие религиозного культа. Хотя культовым может стать как авторский, так и мейнстримный фильм, иногда к ним относят фильмы, не достигшие успеха в широком прокате и получившие популярность в маргинальных (и не только) социальных группах и субкультурах. Культовым фильмом называют фильм, вокруг которого сложился своего рода культ — узкий, но сплочённый круг фанатов, однако этот термин расплывчат, не имеет жёстких рамок и может применяться к различным фильмам. Какие фильмы становились культовыми на Западе? Культовые фильмы появлялись ещё в ранние периоды истории кино. Так, «Носферату. Симфония ужаса» (1922) был неавторизованной экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула», и вдова Стокера через суд добилась уничтожения известных копий фильма. У «Носферату» сложился культовый статус, так как с фильмом стало возможно ознакомиться только через нелегально циркулировавшие пиратские копии. Культовое кино в современном понимании выросло на рубеже 1950-х и 1960-х из кинотеатров-«грайндхаусов» и кинотеатров под открытым небом для автомобилистов («драйв-инов»), в которых показывались малобюджетные коммерческие фильмы («королём» таких фильмов был Роджер Корман) и по тем или иным причинам ставшие маргинальными знаковые фильмы прошлых лет, в первую очередь «Уродцы» Тода Броунинга. Позднее, с появлением в начале 1970-х полуночных кинотеатров, специализировавшихся на фильмах ужасов, эксплойтейшне и разнообразном маргинальном кино, сложилась особая культура просмотра фильмов, включавшая посещение сеансов в самодельных костюмах, громкое обсуждение происходящего на экране и другие способы вовлечения зрителей. Именно полуночным кинотеатрам обязаны культовым статусом «Крот» А. Ходоровски, «Розовые фламинго» Дж. Уотерса, «Ночь живых мертвецов» Дж. Ромеро, «Голова-ластик» Д. Линча. Таким образом, одним из главных критериев культовости является то, что фильм запрещён или его трудно достать. В Союзе очень много из иностранного кино просто не показывали. Была цензура, показывали выборочно, и многое из того, что показывали, становилось популярным. Интерес подогревало ещё и то, что 'оттуда'. Поэтому весь список этой статьи - это забугорное кино, появившееся на границе развала Союза. Во-первых, многие такого раньше не видели, такого у нас просто не позволяли показывать и не снимали. Например, боевики. Начнём с того, что это просто очень качественные боевики. Я не говорю о художественной составляющей, о смыслах, а как сами боевики, как развлекуха. Многое из этого и по всему миру до сих пор популярно. Во-вторых, фактор того, что такого раньше не видели и фактор запрещённого (и неожиданно разрешённого) плода. Это для поколения, для которого тогда была молодость. С теми, кто на этом вырос, тоже всё понятно. То, что полюбил в детстве-отрочестве, любишь потом всю жизнь. Это те впечатления, это детство. Эротика тоже попадает под категорию 'запрещено'. И это была очень хорошая эротика. Не слежу за этим жанром, но, по-моему, он просто вымер. Разве появлялся фильм уровня 'Девяти с половиной недель' с тех пор? Ещё и с голливудскими звёздами. Я вообще только '50 оттенков серого' могу вспомнить за последние лет 15 из известной эротики. Кстати, автор статьи не прав в том, что это кино, не пользующееся популярностью в США. Его очень во многих фильмах и сериалах не раз цитировали, так что фильм вовсе не проходной и забытый. Комедий таких раньше тоже у нас не было. Фильмы с Джекки Чаном популярны по всему миру. Короче говоря, популярность фильмов вполне объяснима. Главный фактор - это период становления фильма культовым. Вторая половина 80-ых - первая 90-ых. Причины я объяснил. Почему сейчас с культовостью дела стали попроще, таких фильмов стало меньше? Я считаю, из-за простоты доступа к фильмам и их неограниченного количества. В 'российском' случае ещё и из-за отсутствия чувства новизны. Если раньше тот или иной фильм было тяжело (или вообще невозможно) найти, то ты радовался и ценил это больше. Тебе надо куда-то пойти, взять в прокате, купить, взять у друга, найти человека, у которого можно переписать, договориться, проделать какую-то работу, то сейчас можно найти практически всё, что угодно. Самое андеграундное и малоизвестное. В интернете, даже не выходя из дома, даже не вставая со стула. Тут уже включаются чувства пресыщенности, обыденности и потребительства. Сравните с теми чувствами. Как следствие, уже не такое насыщенное чувство эксклюзивности и твоей исключительности в вовлечении в эту эксклюзивность. Почему в Союзе не могло возникнуть культа кино. Начнём с того, что многие фильмы, ставшие культовыми на Западе, у нас бы никогда не показали. Да что там, их бы даже не дали снять. А если бы сняли, то положили бы на полку на вечное хранение или вообще уничтожили бы. У нас даже 'Проверки на дорогах' или 'Похождения зубного врача' годами на полках лежали. Что уж говорить о таком кино. У них это выросло из кинотеатров-«грайндхаусов» и кинотеатров под открытым небом для автомобилистов («драйв-инов»), в которых показывались малобюджетные фильмы. И ночных кинотеатров. Почему? На этом просто заработать. Грайндхаус дёшево стоит, можно купить много фильмов и крутить их, кинотеатр под открытым небом организовать нетрудно, а зарабатывать ещё и ночью мало кто откажется, не важно на чём. У нас. Такие фильмы бы не показали. Заработок далеко не на первом месте, всё государственное. Какие ночные кинотеатры и кинотеатры под открытым небом в Союзе? Какой культ фильма в Союзе? Какие костюмы героев фильмов? Вот ответ, почему культовость не возникала раньше, а возникла она именно на сломе Союза, и поэтому фильмы в основном именно той эпохи стали так именовать.

6
Mr NSMr NS

Я хочу, в частности, сказать что у нас феномен 'культового кино' формировался в других обстоятельствах и условиях и не мог сформироваться так же, как на Западе. Поэтому это кино получилось каким-то неоднородным и разномастным. Да и понятию 'культовый' всё-таки сложно дать какое-то одно чёткое определение. Как и понятию 'культура'.

7

Вау, спасибо, с интересом прочитал.

8
Mr NSVeremianyn

Пожалуйста.)) И Вам спасибо. Рад, что кому-то понравилось, а то я долго строчил.)) P.S.: Какое кино является 100% культовым? То, которое не сыскало похвалы у критиков и провалилось в прокате, но затем стало популярным. Вот такое кино абсолютно точно можно назвать культовым. То есть культовый - это однозначно кино, поддерживаемое зрителем, у которого есть фанаты. Это может быть ограниченный круг лиц, но всегда большое число зрителей, обычных людей. Забавно, что под такое определение в России 100% попадает 'Зелёный слоник'. Это точно культовый фильм, зря его не упомянули в этой статье.)) Что такое, как мне кажется, для автора статьи культовое кино. Он говорит о фильмах, очень популярных, избранных у людей. Именно у простых людей. О кино той эпохи, когда 'культ' был более возможен. Люди брали кассеты в прокате, покупали, искали, переписывали, обсуждали, пересматривали, рассказывали друг другу фильмы целиком. Вообще информация о фильмах передавалась вербально. Придумывали байки, вроде 'Хищника 3'. Вешали плакаты с фильмами на стену. Школьницы покупали тетрадки с 'Титаником' и другие вещи с Лео.)) Что всё это, как ни ритуалы и исполнения культа.)) Так что с логикой автора во многом можно согласиться.

6