Театр в кино: Зачем спектакли показывают на большом экране

Обсудить0

Несмотря на все опасения столетней давности, театр не только не умер, но и в последние 10 лет активно захватывает киноэкраны, а публика благодарно смотрит трагедии Шекспира и «Евгения Онегина» в кинозале.

В мае в 60 городах по всей России зрители будут смотреть на Дэниэла Рэдклиффа. Но не в новом фильме, а в постановке пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Билеты на прямую трансляцию из Лондона, которая пройдет 20 апреля, в центральные московские кинотеатры уже сложно купить, несмотря на немаленькую стоимость. Театр вновь пытается отвоевать зрителя у кино или, наоборот, киноиндустрия адаптирует театр под свои нужды?

Опера для всех

Первой киноэкраны захватила опера. Нью-йоркский Метрополитен-опера начал транслировать свои постановки на киноэкране в 2006 году, и они тут же стали хитом. Сейчас спектакли Метрополитен-опера можно увидеть на экранах более 750 кинотеатров в США и еще около тысячи кинотеатров в 71 стране на шести континентах.

В 2009 году такой же проект запустил лондонский Королевский национальный театр, но уже с драматическими постановками. «Федра» Жана Расина с Хелен Миррен и Домиником Купером стала первой ласточкой в 73 кинотеатрах по всей Британии и еще в 200 за ее пределами. Критик газеты The Guardian Майкл Биллингтон, посмотревший «Федру» в набитом битком кинотеатре в лондонском Челси, в восторге писал: «Национальный театр сегодня вошел в историю. <...> Это был большой риск, но он полностью оправдан. Постановка смотрелась в кино даже лучше, чем на сцене театра».

Репетиция спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»Репетиция спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Возможность наблюдать за нюансами актерской игры и деталями декораций с помощью крупных планов, отсутствие необходимости ехать в другой город (и даже страну) и платить огромные деньги за билет в театр — все это вдруг сделало привычно элитарное искусство до смешного демократичным. Пока в соседнем зале хрустят попкорном, ты можешь наблюдать за замершей в тоске Федрой в исполнении Хелен Миррен. Классическая трагедия, которую привыкли считать сложной, дорогой и непонятной обычной публике, не просто стала доступной, но и приковала к экранам кинотеатров солидную аудиторию.

Камбербэтч ставит рекорды

Успех альтернативного контента — так профессионалы проката называют концерты, спектакли, футбольные матчи — привел к тому, что трансляциями в кинотеатрах заинтересовались все, от нью-йоркского City Ballet до Большого театра. Постановки лучших театров мира оказались востребованы в самых разных регионах. Последний бум — в Гонконге, где уже девять кинотеатров показывают западные оперные спектакли местной публике. В 2015-м трансляцию «Гамлета» с Бенедиктом Камбербэтчем смотрели уже в 87% британских кинотеатров и в тысячах залов по всему миру. «Гамлет» установил кассовый рекорд для альтернативного контента, заработав только в Великобритании и Ирландии почти 3 млн долларов за первый уик-энд. Конечно, часть успеха заслуженно принадлежит имени актера, ставшего звездой благодаря сериалу «Шерлок» и голливудским проектам.

«Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем«Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем

Дольше других держался в стороне Бродвей, полноценно подключившийся к модели трансляции и записи спектаклей только в 2014-м. Зато теперь большинство мюзиклов можно заказать онлайн с помощью сервиса Broadway HD. А в кинотеатрах можно было увидеть, например, «Ромео и Джульетту» с Орландо Блумом. Уже снятую с репертуара постановку показали в записи ко Дню святого Валентина. Бродвейские продюсеры чаще всего действуют независимо друг от друга, поэтому они дождались, пока гиганты вроде Метрополитен-опера отладят механизм дистрибьюции и технологию трансляции. Ведь записать спектакль и тем более транслировать его в прямом эфире — недешевая история. По разным источникам, Метрополитен-опера тратит на организацию и дистрибьюцию одной постановки около миллиона долларов. Британскому национальному театру одна трансляция обходится в 250 000 фунтов.

Для театров дорогостоящие трансляции — способ привлечь новую аудиторию, живущую далеко за пределами столичных регионов. Благодаря той самой первой трансляции «Федры» за одну ночь общее число зрителей постановки, к тому моменту три месяца шедшей на сцене, выросло в два раза. Кинотеатры тоже получают свое: билеты на оперу или спектакли стоят чуть дороже, зато на них приходит публика, которую обычно сложно завлечь. Это аудитория старше 35 лет, иногда солидно старше. Они не ходят в кино на «Мстителей», но с радостью смотрят «Укрощение строптивой», да к тому же еще и приобретают билеты заранее.

Билеты на прямую трансляцию спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» можно выиграть в конкурсе КиноПоиска.

Этого не увидишь в театре

Организация трансляции спектакля в кинотеатре — сложный процесс, требующий творческого подхода режиссера. Именно поэтому, например, трансляции премьер спектаклей — это редкость. Тот же «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» идет на лондонской сцене с начала апреля. Однако, для того чтобы сделать спектакль доступным зрителям в кинотеатрах по всему миру, ведется солидная подготовка: постановку снимают заранее, создают своего рода раскадровку, оценивая, где необходимо взять крупный, а где — общий план. На это уходит две-три недели. Главная цель — заставить зрителя почувствовать себя соучастником спектакля, хотя добиться ощущения присутствия в одном зале с актерами, конечно, невыполнимая на 100% задача.

Рут Уилсон в постановке «Гедда Габлер»Рут Уилсон в постановке «Гедда Габлер»

«Мы, по сути, делаем перевод спектакля. Знаете ведь, как часто люди ругаются, жалуются на переводчика книги или фильма, что он убил, уничтожил что-то в оригинальном произведении?» — шутил в интервью порталу No Fixed Points режиссер трансляций Большого театра Венсан Батайон. По его словам, в кинотеатре зритель, не ощущая магии живого спектакля, получает массу преимуществ. Благодаря многокамерной съемке можно одновременно и находиться в партере, наблюдая крупные планы, и любоваться геометрией массовых сцен.

Спасибо «Франкенштейну»

В России первым опытом показа театральных спектаклей в кино стал «Франкенштейн» Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в 2012 году. Компания CoolConnections, давно занимавшаяся фестивалями национального кино, рискнула вывести на отечественные экраны новый формат. «Франкенштейн» стартовал в сетевых кинотеатрах, так как важно было в короткий срок (в связи с ограниченным количеством сеансов и строгим временным окном показа) охватить максимальную аудиторию. Первой в проект поверила сеть «Формула парк», затем подключился «Синема Парк». Спустя пять лет работы проекта спектакли показывают в более чем 60 городах России, Украины, Беларуси, Казахстана, Азербайджана и Грузии.

«Франкенштейн» Дэнни Бойла / Фото: Кэтрин Эшмор«Франкенштейн» Дэнни Бойла / Фото: Кэтрин Эшмор

Зрительский интерес только рос, а дистрибьюцию спектаклей и оперных постановок вывели в отдельный проект TheatreHD, который предлагает как прямые трансляции, так и показы спектаклей в записи. Например, в апреле этого года «Двенадцатая ночь» театра «Глобус» наконец-то доехала до Владимира. Стивена Фрая и Марка Райлэнса зрители приняли на ура. Теперь не нужно ехать ни в Лондон, ни в Москву.

Сейчас в рамках проекта можно увидеть спектакли Метрополитен-опера, Большого театра, Королевского национального театра, Королевской шекспировской компании, «Комеди Франсез», театра «Глобус», Театральной компании Кеннета Браны, постановки Мэттью Борна, а в последние три года еще и отечественные постановки — номинантов и лауреатов премии «Золотая маска». «Франкенштейн» с Камбербэтчем и Ли Миллером публика так полюбила, что он постоянно возвращается в репертуар. А «Гамлет» все с тем же Камбербэтчем установил рекорд не только на родине в Британии. В России трагедия Шекспира заработала 32 млн рублей с такой наработкой на копию, как у блокбастера уровня «Кредо убийцы».

Помимо CoolConnections, оперу, концерты и мюзиклы распространяет в кинотеатрах «Невафильм Emotion». Их недавний показ концерта Rammstein побил все рекорды однократных показов альтернативного контента, собрав 21,6 млн рублей и 39,5 тысячи зрителей в 200 кинотеатрах.

«Абсолютный хит сезона, спектакль «Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем, посмотрели примерно 35 тысяч зрителей, — комментирует Надежда Котова, генеральный директор арт-объединения CoolConnections. — 27% зрителей [прошлого] сезона — это зрители Гамлета. 16% зрителей прошлого сезона — это зрители балетных постановок. Примерно такой же процент — любители оперы. Сезон 2016-17 начался традиционно в октябре и на 9 апреля у нас уже 92 000 зрителей (без „Гамлета“ в этот раз). Экономически выгодным наш проект делает разнообразие репертуара и постоянство прикладываемых усилий для его продвижения. «Гамлет» в нашем случае – это сливки на торте».

Театральная Россия

В 2015 году была создана «Театральная Россия». Этот проект связывает уже отечественные площадки вроде Театра им. Маяковского или Театра им. Вахтангова с кинотеатрами, организует трансляции и запись спектаклей, работает над созданием всероссийской театральной библиотеки спектаклей. Кинотеатры, уже оценив популярность формата на зарубежных постановках, охотно берут и российские спектакли. Например, «Евгения Онегина» в постановке Римаса Туминаса в прямой трансляции показали более 60 площадок. Всего к проекту подключились уже более 80 залов, причем это как сетевые кинотеатры, так и независимые. Чтобы увидеть спектакли с Лановым, Князевым, Немоляевой, публика готова покупать абонементы на месяц вперед, а на сам вечерний показ приходит, как в театр, нарядной.

«Двенадцатая ночь» театра «Глобус»«Двенадцатая ночь» театра «Глобус»

Пожалуй, единственным препятствием для просмотра театра в кино может стать цена билета. Она примерно в полтора-два раза выше билета на обычный сеанс. Впрочем, дистрибьютор вынужден держать фиксированную цену. Она обозначена в договоре с мировым дистрибьютором прав и привязана к курсу доллара и евро. Еще один фактор, влияющий на цену, — продолжительность спектаклей. Хронометраж постановок часто занимает два обычных сеанса в кинотеатре.

В ближайшие месяцы на российских киноэкранах можно будет увидеть постановку Королевского национального театра «Ангелы в Америке» с Эндрю Гарфилдом в главной роли. Это история о нескольких жителях Нью-Йорка на фоне разворачивающейся в середине 1980-х эпидемии СПИДа. Совсем недавно пьесу Тони Кушнера экранизировали в формате сериала для HBO, и вот теперь с ней могут познакомиться в виде спектакля не только театралы, но и кинозрители. Тем более что билеты на все спектакли в Лондоне вплоть до августа уже проданы.

Кино снова попыталось убить театр?

На самом деле нет. Однако бурный успех не мог не взволновать гастролирующие театры. Что если теперь театрал выберет спектакль в кино вместо постановки на сцене? Однако исследования вездесущих британских ученых доказывают, что посещение театральных постановок там, где велись прямые трансляции, только выросло. То есть, увидев театр в кино, зритель охотнее покупает билет на реальное представление.

Для того чтобы выявить эту закономерность, ученые изучили данные о продажах билетов в Великобритании с 2009 по 2013 год. Впрочем, сами исследователи соглашаются, что причинно-следственную связь однозначно установить нельзя. На рост активности театралов могли влиять и другие факторы. Однако тот факт, что посещения стадионов выросли, после того как по телевидению стали идти трансляции футбольных матчей, позволяет думать, что с театром происходит то же самое.

Съемки фильма «Удивительный мир Иеронима Босха»Съемки фильма «Удивительный мир Иеронима Босха»

Сообщество лондонских театров провело собственное исследование, опросив 1263 респондентов о том, является ли показ в кинотеатре заменой реальному представлению? Более половины опрошенных считают, что нет. Они не пойдут в кино на запись или трансляцию, потому что предпочтут посетить спектакль. Но есть и целая категория людей, которые воспринимают показ спектакля в кино как новую форму искусства, которая дополняет, а не замещает существующие. Неудивительно, что опыт театров взяли на вооружение и музеи. Теперь в кино можно рассмотреть в деталях коллекции лучших музеев мира — от лондонской Национальной галереи до Музея Мунка и Музея Ван Гога в Амстердаме.

Смотрите также

«Прорубь» между кино, театром и искусством: Стоит ли погружаться?

11 июня 2017

Олег Меньшиков вернется к «Покровским воротам» на сцене

12 мая 2017

Фон Триер и Кэмерон пришли в театр: Как кино захватывает сцену

10 января 2017

«Монти Пайтон» и Шекспир появятся на большом экране этим летом

24 июня 2014

Главное сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Сегодня

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Сегодня

Билл Мюррей вновь поработает с режиссером «Трудностей перевода»

Сегодня

«Война бесконечности» лидирует по количеству номинаций за лучшие эффекты

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера

Джейсон Райтман снимет продолжение оригинальных «Охотников за привидениями»

Сегодня

Трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»: Международный герой-загадка

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт