всё о любом фильме:
Статьи

Театр в кино: Зачем спектакли показывают на большом экране

Несмотря на все опасения столетней давности, театр не только не умер, но и в последние 10 лет активно захватывает киноэкраны, а публика благодарно смотрит трагедии Шекспира и «Евгения Онегина» в кинозале.
Театр в кино: Зачем спектакли показывают на большом экране

В мае в 60 городах по всей России зрители будут смотреть на Дэниэла Рэдклиффа. Но не в новом фильме, а в постановке пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы». Билеты на прямую трансляцию из Лондона, которая пройдет 20 апреля, в центральные московские кинотеатры уже сложно купить, несмотря на немаленькую стоимость. Театр вновь пытается отвоевать зрителя у кино или, наоборот, киноиндустрия адаптирует театр под свои нужды?

Опера для всех

Первой киноэкраны захватила опера. Нью-йоркский Метрополитен-опера начал транслировать свои постановки на киноэкране в 2006 году, и они тут же стали хитом. Сейчас спектакли Метрополитен-опера можно увидеть на экранах более 750 кинотеатров в США и еще около тысячи кинотеатров в 71 стране на шести континентах.

В 2009 году такой же проект запустил лондонский Королевский национальный театр, но уже с драматическими постановками. «Федра» Жана Расина с Хелен Миррен и Домиником Купером стала первой ласточкой в 73 кинотеатрах по всей Британии и еще в 200 за ее пределами. Критик газеты The Guardian Майкл Биллингтон, посмотревший «Федру» в набитом битком кинотеатре в лондонском Челси, в восторге писал: «Национальный театр сегодня вошел в историю. <...> Это был большой риск, но он полностью оправдан. Постановка смотрелась в кино даже лучше, чем на сцене театра».

Репетиция спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Репетиция спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»

Возможность наблюдать за нюансами актерской игры и деталями декораций с помощью крупных планов, отсутствие необходимости ехать в другой город (и даже страну) и платить огромные деньги за билет в театр — все это вдруг сделало привычно элитарное искусство до смешного демократичным. Пока в соседнем зале хрустят попкорном, ты можешь наблюдать за замершей в тоске Федрой в исполнении Хелен Миррен. Классическая трагедия, которую привыкли считать сложной, дорогой и непонятной обычной публике, не просто стала доступной, но и приковала к экранам кинотеатров солидную аудиторию.

Камбербэтч ставит рекорды

Успех альтернативного контента — так профессионалы проката называют концерты, спектакли, футбольные матчи — привел к тому, что трансляциями в кинотеатрах заинтересовались все, от нью-йоркского City Ballet до Большого театра. Постановки лучших театров мира оказались востребованы в самых разных регионах. Последний бум — в Гонконге, где уже девять кинотеатров показывают западные оперные спектакли местной публике. В 2015-м трансляцию «Гамлета» с Бенедиктом Камбербэтчем смотрели уже в 87% британских кинотеатров и в тысячах залов по всему миру. «Гамлет» установил кассовый рекорд для альтернативного контента, заработав только в Великобритании и Ирландии почти 3 млн долларов за первый уик-энд. Конечно, часть успеха заслуженно принадлежит имени актера, ставшего звездой благодаря сериалу «Шерлок» и голливудским проектам.

«Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем

«Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем

Дольше других держался в стороне Бродвей, полноценно подключившийся к модели трансляции и записи спектаклей только в 2014-м. Зато теперь большинство мюзиклов можно заказать онлайн с помощью сервиса Broadway HD. А в кинотеатрах можно было увидеть, например, «Ромео и Джульетту» с Орландо Блумом. Уже снятую с репертуара постановку показали в записи ко Дню святого Валентина. Бродвейские продюсеры чаще всего действуют независимо друг от друга, поэтому они дождались, пока гиганты вроде Метрополитен-опера отладят механизм дистрибьюции и технологию трансляции. Ведь записать спектакль и тем более транслировать его в прямом эфире — недешевая история. По разным источникам, Метрополитен-опера тратит на организацию и дистрибьюцию одной постановки около миллиона долларов. Британскому национальному театру одна трансляция обходится в 250 000 фунтов.

Для театров дорогостоящие трансляции — способ привлечь новую аудиторию, живущую далеко за пределами столичных регионов. Благодаря той самой первой трансляции «Федры» за одну ночь общее число зрителей постановки, к тому моменту три месяца шедшей на сцене, выросло в два раза. Кинотеатры тоже получают свое: билеты на оперу или спектакли стоят чуть дороже, зато на них приходит публика, которую обычно сложно завлечь. Это аудитория старше 35 лет, иногда солидно старше. Они не ходят в кино на «Мстителей», но с радостью смотрят «Укрощение строптивой», да к тому же еще и приобретают билеты заранее.

Билеты на прямую трансляцию спектакля «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» можно выиграть в конкурсе КиноПоиска.

Этого не увидишь в театре

Организация трансляции спектакля в кинотеатре — сложный процесс, требующий творческого подхода режиссера. Именно поэтому, например, трансляции премьер спектаклей — это редкость. Тот же «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» идет на лондонской сцене с начала апреля. Однако, для того чтобы сделать спектакль доступным зрителям в кинотеатрах по всему миру, ведется солидная подготовка: постановку снимают заранее, создают своего рода раскадровку, оценивая, где необходимо взять крупный, а где — общий план. На это уходит две-три недели. Главная цель — заставить зрителя почувствовать себя соучастником спектакля, хотя добиться ощущения присутствия в одном зале с актерами, конечно, невыполнимая на 100% задача.

Рут Уилсон в постановке «Гедда Габлер»

Рут Уилсон в постановке «Гедда Габлер»

«Мы, по сути, делаем перевод спектакля. Знаете ведь, как часто люди ругаются, жалуются на переводчика книги или фильма, что он убил, уничтожил что-то в оригинальном произведении?» — шутил в интервью порталу No Fixed Points режиссер трансляций Большого театра Венсан Батайон. По его словам, в кинотеатре зритель, не ощущая магии живого спектакля, получает массу преимуществ. Благодаря многокамерной съемке можно одновременно и находиться в партере, наблюдая крупные планы, и любоваться геометрией массовых сцен.

Спасибо «Франкенштейну»

В России первым опытом показа театральных спектаклей в кино стал «Франкенштейн» Дэнни Бойла с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в 2012 году. Компания CoolConnections, давно занимавшаяся фестивалями национального кино, рискнула вывести на отечественные экраны новый формат. «Франкенштейн» стартовал в сетевых кинотеатрах, так как важно было в короткий срок (в связи с ограниченным количеством сеансов и строгим временным окном показа) охватить максимальную аудиторию. Первой в проект поверила сеть «Формула парк», затем подключился «Синема Парк». Спустя пять лет работы проекта спектакли показывают в более чем 60 городах России, Украины, Беларуси, Казахстана, Азербайджана и Грузии.

«Франкенштейн» Дэнни Бойла / Фото: Кэтрин Эшмор

«Франкенштейн» Дэнни Бойла / Фото: Кэтрин Эшмор

Зрительский интерес только рос, а дистрибьюцию спектаклей и оперных постановок вывели в отдельный проект TheatreHD, который предлагает как прямые трансляции, так и показы спектаклей в записи. Например, в апреле этого года «Двенадцатая ночь» театра «Глобус» наконец-то доехала до Владимира. Стивена Фрая и Марка Райлэнса зрители приняли на ура. Теперь не нужно ехать ни в Лондон, ни в Москву.

Сейчас в рамках проекта можно увидеть спектакли Метрополитен-опера, Большого театра, Королевского национального театра, Королевской шекспировской компании, «Комеди Франсез», театра «Глобус», Театральной компании Кеннета Браны, постановки Мэттью Борна, а в последние три года еще и отечественные постановки — номинантов и лауреатов премии «Золотая маска». «Франкенштейн» с Камбербэтчем и Ли Миллером публика так полюбила, что он постоянно возвращается в репертуар. А «Гамлет» все с тем же Камбербэтчем установил рекорд не только на родине в Британии. В России трагедия Шекспира заработала 32 млн рублей с такой наработкой на копию, как у блокбастера уровня «Кредо убийцы».

Помимо CoolConnections, оперу, концерты и мюзиклы распространяет в кинотеатрах «Невафильм Emotion». Их недавний показ концерта Rammstein побил все рекорды однократных показов альтернативного контента, собрав 21,6 млн рублей и 39,5 тысячи зрителей в 200 кинотеатрах.

«Абсолютный хит сезона, спектакль «Гамлет» с Бенедиктом Камбербэтчем, посмотрели примерно 35 тысяч зрителей, — комментирует Надежда Котова, генеральный директор арт-объединения CoolConnections. — 27% зрителей [прошлого] сезона — это зрители Гамлета. 16% зрителей прошлого сезона — это зрители балетных постановок. Примерно такой же процент — любители оперы. Сезон 2016-17 начался традиционно в октябре и на 9 апреля у нас уже 92 000 зрителей (без „Гамлета“ в этот раз). Экономически выгодным наш проект делает разнообразие репертуара и постоянство прикладываемых усилий для его продвижения. «Гамлет» в нашем случае – это сливки на торте».

Театральная Россия

В 2015 году была создана «Театральная Россия». Этот проект связывает уже отечественные площадки вроде Театра им. Маяковского или Театра им. Вахтангова с кинотеатрами, организует трансляции и запись спектаклей, работает над созданием всероссийской театральной библиотеки спектаклей. Кинотеатры, уже оценив популярность формата на зарубежных постановках, охотно берут и российские спектакли. Например, «Евгения Онегина» в постановке Римаса Туминаса в прямой трансляции показали более 60 площадок. Всего к проекту подключились уже более 80 залов, причем это как сетевые кинотеатры, так и независимые. Чтобы увидеть спектакли с Лановым, Князевым, Немоляевой, публика готова покупать абонементы на месяц вперед, а на сам вечерний показ приходит, как в театр, нарядной.

«Двенадцатая ночь» театра «Глобус»

«Двенадцатая ночь» театра «Глобус»

Пожалуй, единственным препятствием для просмотра театра в кино может стать цена билета. Она примерно в полтора-два раза выше билета на обычный сеанс. Впрочем, дистрибьютор вынужден держать фиксированную цену. Она обозначена в договоре с мировым дистрибьютором прав и привязана к курсу доллара и евро. Еще один фактор, влияющий на цену, — продолжительность спектаклей. Хронометраж постановок часто занимает два обычных сеанса в кинотеатре.

В ближайшие месяцы на российских киноэкранах можно будет увидеть постановку Королевского национального театра «Ангелы в Америке» с Эндрю Гарфилдом в главной роли. Это история о нескольких жителях Нью-Йорка на фоне разворачивающейся в середине 1980-х эпидемии СПИДа. Совсем недавно пьесу Тони Кушнера экранизировали в формате сериала для HBO, и вот теперь с ней могут познакомиться в виде спектакля не только театралы, но и кинозрители. Тем более что билеты на все спектакли в Лондоне вплоть до августа уже проданы.

Кино снова попыталось убить театр?

На самом деле нет. Однако бурный успех не мог не взволновать гастролирующие театры. Что если теперь театрал выберет спектакль в кино вместо постановки на сцене? Однако исследования вездесущих британских ученых доказывают, что посещение театральных постановок там, где велись прямые трансляции, только выросло. То есть, увидев театр в кино, зритель охотнее покупает билет на реальное представление.

Для того чтобы выявить эту закономерность, ученые изучили данные о продажах билетов в Великобритании с 2009 по 2013 год. Впрочем, сами исследователи соглашаются, что причинно-следственную связь однозначно установить нельзя. На рост активности театралов могли влиять и другие факторы. Однако тот факт, что посещения стадионов выросли, после того как по телевидению стали идти трансляции футбольных матчей, позволяет думать, что с театром происходит то же самое.

Съемки фильма «Удивительный мир Иеронима Босха»

Съемки фильма «Удивительный мир Иеронима Босха»

Сообщество лондонских театров провело собственное исследование, опросив 1263 респондентов о том, является ли показ в кинотеатре заменой реальному представлению? Более половины опрошенных считают, что нет. Они не пойдут в кино на запись или трансляцию, потому что предпочтут посетить спектакль. Но есть и целая категория людей, которые воспринимают показ спектакля в кино как новую форму искусства, которая дополняет, а не замещает существующие. Неудивительно, что опыт театров взяли на вооружение и музеи. Теперь в кино можно рассмотреть в деталях коллекции лучших музеев мира — от лондонской Национальной галереи до Музея Мунка и Музея Ван Гога в Амстердаме.

Читайте также
Статьи Фон Триер и Кэмерон пришли в театр: Как кино захватывает сцену Что происходит, когда «Идиоты» и «Девять дней одного года» получают новую жизнь в театре? И зачем пересказывать «Аватар» и «Черного лебедя» на абсолютно пустой сцене?
Статьи Огни рампы: Кинозвезды в театре Хорошо знакомые многим звезды кино совершенно иначе выглядят на театральных подмостках. КиноПоиск собрал фотогалерею киноактеров, играющих на сцене.
Новости «Монти Пайтон» и Шекспир появятся на большом экране этим летом 1 июля в России стартует театральный фестиваль, который будет интересен и киноманам. На экранах кинотеатров можно будет посмотреть спектакль Сэма Мендеса «Король Лир», «Бурю» с Колином Морганом, а также первыми в России увидеть в прямом эфире воссоединение участников группы «Монти Пайтон» на сцене.
Комментарии (17)

Новый комментарий...

  • 34

    Monstra 17 апреля 2017, 14:42 пожаловаться

    #

    Отличная возможность увидеть спектакли, на которые фиг попадешь. Не каждый может себе позволить полететь, например, в Англию и сходить в «Донмар» или «Глобус». По эмоциональной составляющей разница, конечно, есть, но очень небольшая. Кто еще не ходил, советую попробовать.

    ответить

  • mokao 25 апреля 2017, 23:36 пожаловаться

    #

    вот да!

    ответить

  • 4

    KsAndR705 17 апреля 2017, 16:00 пожаловаться

    #

    «Первой киноэкраны захватила опера. Нью-Йорский Metropolitan Opera начал транслировать свои постановки на киноэкране в 2006 году — и они тут же стали хитом.» И вновь американцы задают тренды. Всегда впечатляла их предприимчивость и желание быть везде первыми. Даже когда это им не удается, они обязательно второпях перекупят технологию или мгновенно перенимут опыт. Соглашусь с мнением в последнем абзаце, что трансляции театральных постановок это замечательное дополнение искусства и отличный способ привлечь к театру новую аудиторию, а также это просто удобно для многих зрителей, без лишних затрат и потерь времени увидеть лучшие спектакли мирового театра.

    ответить

  • 4

    SpaceStationOne 17 апреля 2017, 16:42 пожаловаться

    #

    И вновь американцы задают тренды. Всегда впечатляла их предприимчивость и желание быть везде первыми. Даже когда это им не удается, они обязательно второпях перекупят технологию или мгновенно перенимут опыт.

    Я знаю, как минимум, одну вещь, в которой они точно не первые и не лучшие — у них нет такого прекрасного сайта, как Кинопоиск! :-)

    ответить

  • 1

    KsAndR705 17 апреля 2017, 17:35 пожаловаться

    #

    Неплохая попытка польстить любимому сайту. Шутка).

    ответить

  • 1

    SpaceStationOne 17 апреля 2017, 17:50 пожаловаться

    #

    :-)

    Честное слово, я был совершенно искренен!
    На Кинопоиске я живу (другого слова просто не подобрать) уже скоро 9 лет.
    Так что, это мой комментариий — это «маленький шаг для одного сайта, но гигантский прыжок для всего меня» :-)

    ответить

  • 2

    KsAndR705 17 апреля 2017, 18:02 пожаловаться

    #

    )))Мне кажется, за такие теплые слова, за такую искреннюю любовь и верность редакция Кинопоиска должна выразить Вам вотум большой благодарности).

    ответить

  • 1

    Langorion 17 апреля 2017, 22:13 пожаловаться

    #

    IMDB нервно смеется в сторонке.

    ответить

  • 1

    SpaceStationOne 17 апреля 2017, 22:38 пожаловаться

    #

    IMDB нервно смеется в сторонке.

    Я достаточно хорошо знаком с IMDb (больше 5 лет точно), чтобы сказать, что IMDb — на все 100 % прекрасный сайт (особенно мне нравится абсолютно полный «Full Cast & Crew» к каждому фильму), но «КиноПоиск» всё же роднее и ближе.

    На панели закладок IMDb рядом справа от «КиноПоиска».

    ответить

  • 9

    Nattie-K 17 апреля 2017, 17:02 пожаловаться

    #

    Пожалуй, идея показывать в обычных кинотеатрах трансляцию драматических спектаклей равносильна лучшим культурным достижениям человечества, потому что таким образом театр перестает быть достоянием избранных «снобов», а становится также как и кино «зрелищем для всех». И чтобы приобщиться к лучшему и самому-самому актуальному, не надо никуда ехать, стоять в диких очередях и платить бешенные деньги за билет. И если первые неподготовленные зрители достаточно диковато реагировали, приходя посмотреть на своих любимчиков из фильмов-комиксов и т. п., и с трудом улавливали формат увиденного, то постепенно с расширением «ареала» обитания кинотеатров, транслирующих подобного рода спектакли, образовалась достаточно большая аудитория, которая заполняет залы, по крайней мере, сужу по Москве, что не может не радовать. И теперь получилось, что аудитория зрителей и фильмов-комиксов и спектаклей вполне себе пересекается и дополняются, главное не останавливаться на достигнутом. Спасибо большое тем, кто продвигает проект TheatreHD в России, я ваш преданный зритель!

    ответить

  • Забавно, для меня первый опытом тоже стал «Франкенштейн». С удовольствием посмотрела бы еще, тем более что видела только одну из версий.
    Отличная идея, которую я всячески приветствую, хоть и предпочитаю ходить в обычный театр, некоторые постановки посетить вживую невозможно или сложно, так что это отличная альтернатива.

    ответить

  • 6

    Alphaville 17 апреля 2017, 20:50 пожаловаться

    #

    Благодаря трансляциям в кино спектактаклей поменял свое мнение о Камбербетче. В кино мне всегда казалось, что он эксплуатирует один и тот же образ, но посмотрев как он сыграл Гамлета понял — он гениальный актер. Еще классно подучить английский. Да и уровень театральной постановки просто Космос. Мой провинциальный кажется мне студкружком, при всем к нему уважении.

    ответить

  • 3

    Wikia 17 апреля 2017, 21:19 пожаловаться

    #

    Лично мне нравится подобная практика — хоть и не считаю себя таким уж театралом, но несколько раз я ходила на такие постановки. И они были шикарны! Цены, конечно же, высоковаты, но на такое представление и не жалко потратить)

    ответить

  • 5

    Lar 17 апреля 2017, 21:43 пожаловаться

    #

    В восторге от такого опыта) С точки зрения того, что на эти спектакли я вряд ли когда-то попаду, то это лучше, чем ничего. Мой первый опыт был «Кориолан» с Хиддлстоном, и знаете, так здорово, мне очень понравилось — и как это смотрелось на большом экране в кинотеатре, и сама постановка. Так что я всеми руками и ногами за такой проект.

    ответить

  • 4

    die_hate 18 апреля 2017, 00:02 пожаловаться

    #

    начала с «франкенштейна» бойла (обе версии), с тех пор успела посмотреть почти 30 спектаклей на большом экране. каждый раз масса эмоций, всегда положительных.

    ответить

  • 1

    AnastasiaVB 18 апреля 2017, 16:58 пожаловаться

    #

    Моя любовь к английскому театру как раз началась с Франкенштейна. Только не в 2012 году, а в 2011 — в Лондоне. Их театр — это просто Космос! Не устаю восхищаться каждый раз какой-то новой постановкой, хотя уже кажется, что невозможно удивить)
    Как я была рада, когда Франкенштейна показали тут у нас! Я загнала всех своих друзей смотреть этот спектакль — и все были в восторге. Какое счастье, что у нас этот проект есть, потому что правда — невозможно, к сожалению, съездить и посмотреть там все, что хочется (хотя при любой возможности я стараюсь это делать), но то, что ты можешь видеть очень многие из. .. назовем их «топовых» лондонский постановок — это бесценно! Или много-много раз пересматривать то, что ты смотрел на сцене))
    Мне лично жаль только, что например проект NTLive все-таки не выпускает диски… или у них нет он-лайн плеера (как у того же Глобуса), если бы они это все-таки осуществили — вообще цены бы им не было. Но пока на все вопросы они отвечают «к сожалению нет».
    С другой стороны всегда можно в Лондоне посетить Архив Национального Театра и посмотреть вообще любую их постановку (даже те, что не были записаны для NTLive), чего увы нет в Глобусе — у них архив закрыт для публики ((

    Спасибо, Кинопоиск, за статью. Приятно почитать)

    ответить

  • M_arka 20 апреля 2017, 14:55 пожаловаться

    #

    Терпеть не могу театр, никогда ничего не рассмотришь, качество звука хорошее только в дорогих театрах, да и в принципе не очень приятно себя чувствую там.
    Зато вот посмотреть театр в кино — это да, я оценила все по другому.
    Но ходить снова в театр меня это не убедило. Разве что в андерграунд, где надо сидеть на полу, где смотрит спектакль максимум 50 человек, и нет сцены.

    ответить

 
Добавить комментарий...