всё о любом фильме:
Статьи

Когда дует ветер: Netflix доделает незавершенный фильм Орсона Уэллса

Стало известно, что сервис приобрел права на «Другую сторону ветра» — незаконченный фильм-легенду. КиноПоиск объясняет, что это за кино и как оно потерялось во времени.
Когда дует ветер: Netflix доделает незавершенный фильм Орсона Уэллса
Орсон Уэллс / Фото: Getty Images

Netflix получил не только оригинальные негативы «Другой стороны ветра», которые уже прибыли в Лос-Анджелес, но и права на мировую дистрибьюцию ленты. За реставрацией последнего фильма Орсона Уэллса присмотрят люди, имевшие отношение к его созданию. Это продюсер Фрэнк Маршалл и режиссер Питер Богданович.

Почему это так важно для Netflix

Тем самым стриминг-сервис, по сути, дал понять окружающим, что может позволить себе то, чего за 40 лет не смогла сделать ни одна голливудская студия — вдохнуть новую жизнь в забытое произведение искусства выдающегося мастера и дать ему такой охват аудитории, который никогда не смогли бы обеспечить ни кинотеатральные сети, ни видеоносители. Даже если затея принесет компании одни расходы (впрочем, сервис умеет быть щедрым; осенью он пообещал Крису Року рекордные 40 миллионов за трансляцию двух его концертов), это все равно благожелательно скажется на ее репутации.

«Молчание»

«Молчание»

Для Голливуда проекты, сделанные с расчетом на поднятие престижа компании (так называемые prestige pictures), — обычное явление. В числе недавних — «Молчание» Мартина Скорсезе, принесшее Paramount лишь убытки. Вероятно, скоро они станут таковым и для кинопроизводства в digital-среде. Например, редактор Collider Брайан Формо считает, что по схожему пути, при котором забота о репутации может превышать коммерческую выгоду, идет Amazon Studios, чье развитие он сравнивает с тем, как работала та же Paramount в 1970-е.

«Для меня, как и для многих людей, которые всегда преклонялись перед мастерством и видением Орсона Уэллса, это мечта, ставшая явью. Перспектива показать миру ранее не завершенную работу Уэллса и сохранить его истинный художественный замысел нетронутым — повод для гордости Netflix», — говорится в официальном заявлении президента сервиса Теда Сарандоса.

Питер Богданович / Фото: Getty Images

Питер Богданович / Фото: Getty Images

При монтаже используют рукописные пометки самого Уэллса и учтут замечания Маршалла и Богдановича, с которыми Уэллс делился подробностями о том, каким будет результат. По признанию режиссера «Бумажной луны», во время съемок Уэллс лично просил его доделать фильм, если по каким-то причинам этого он не сможет сделать сам.

«Не могу поверить, но после 40 лет попыток [довести фильм до завершения] я очень благодарен страсти и настойчивости Netflix, которые позволят нам наконец попасть в монтажную комнату, чтобы закончить последнюю картину Орсона», — радуется сделке Фрэнк Маршалл.

Соратник Стивена Спилберга несколько лет присматривал за всем происходящим на площадке упомянутой ленты. Питер Богданович же сыграл в «Другой стороне ветра» одну из ведущих ролей. Участие в фильме позволило тогда еще молодому режиссеру, чья популярность сильно возросла к середине 1970-х, близко подружиться с великим голливудским аутсайдером, поставившим такую классику, как «Гражданин Кейн», «Леди из Шанхая» и «Печать зла». Из разрозненных бесед, которые они проводили в перерывах, была составлена книга интервью «Знакомьтесь — Орсон Уэллс».

«Леди из Шанхая»

«Леди из Шанхая»

О чем этот фильм

Образ главного героя картины, смоделированного по подобию Эрнеста Хемингуэя, воплотил Джон Хьюстон. Его Джейк Хэннафорд — маститый режиссер, пытающийся угнаться за свежими кинематографическими тенденциями.

Время действия — начало 1970-х. На смену голливудским ветеранам, привыкшим снимать жанровое кино с размашистыми декорациями, приходит молодежь, вдохновленная французской новой волной и современным искусством и не боящаяся показывать низменные стороны жизни, ранее избегавшиеся большой киноиндустрией. Как считает Хэннафорд, фильм «Другая сторона ветра», снимаемый им в текущий момент, может стать хитом, так как в нем будет много секса и насилия.

Но закончить ленту ему не суждено. После вечеринки в честь дня рождения режиссер гибнет в автокатастрофе. Возможно, неслучайной. Это не спойлер, так как действие в картине разворачивается ретроспективно. И жизнь погибшего кинематографиста воспроизведена при помощи множества источников — от телевизионных передач до любительских видеозаписей, сделанных во время вечеринки. В своей последней полнометражной работе Уэллс смешал не только разные кинематографические стили, но также черно-белые и цветные сцены, снятые на пленку разных форматов. В камео были задействованы режиссеры-новаторы Деннис Хоппер, Пол Мазурски, Клод Шаброль и Генри Джеглом.

«Другая сторона ветра»

«Другая сторона ветра»

Финансировалась лента разными способами. Часть вложенных денег Уэллс заработал на игре в других фильмах и озвучании, часть брал у инвесторов, в числе которых французская компания L’Astrophore, контролировавшаяся зятем иранского шаха Мехди Бушери. Производство растянулось на шесть лет — с 1970-го по 1976-й. В отличие от предыдущих случаев, когда Уэллс брался за фильм, но не доделывал его, ему все же удалось отснять почти весь материал «Другой стороны ветра». «Не хватало нескольких планов», — как пишет Богданович в упомянутом выше сборнике интервью.

Позднее Уэллс смог закончить монтаж лишь 40—45 минут будущего фильма. Недовольный превышением бюджета Бушери взял под контроль все имевшиеся коробки с пленкой (около тысячи штук) и отправил их пылиться на парижский склад.

В 1985-м Орсон Уэллс умер в возрасте 70 лет. Его итоговый полный метр так и остался незаконченным. На текущий момент мир видел лишь бессвязные фрагменты картины.

Хьюстон, Уэллс и Богданович на съемках / Фото: Indiegogo

Хьюстон, Уэллс и Богданович на съемках / Фото: Indiegogo

Возвращение легенды

Впервые о том, что «Другая сторона ветра» может наконец увидеть свет, было заявлено в 2011-м. На следующий год владеющие правами на фильм Ойа Кодар, Беатрис Уэллс (дочь Уэллса, отвечающая за большую часть его наследия) и вдова иранского шаха решили наконец прояснить все запутанные юридические вопросы, связанные с лентой, и найти залежалому материалу нового владельца.

Передача прав могла произойти и раньше (когда-то к пленкам проявлял интерес канал Showtime), но, по одной из версий, стопорилась не столько из-за судебного разбирательства, сколько из-за нежелания Кодар отдать незаконченное кино людям, которые не смогут гарантировать ей и Питеру Богдановичу право на окончательный монтаж картины.

В дальнейшем Филип Ян Римза, основатель компании Royal Road Entertainment, в последние три года отвечавшей за «Другую сторону ветра», вместе с продюсерами Фрэнком Маршаллом и Йенсом Кокнером Колом попытались найти недостающие средства на реставрацию фильма посредством краудфандинг-сервиса Indiegogo. Вместо необходимого миллиона долларов им удалось собрать 400 тысяч. «Этот фильм — история кино. Он заслуживает того, чтобы его увидели», — говорил режиссер Бретт Рэтнер, поддержавший акцию.

Реставрацию планировали закончить к маю 2015 года, на который пришлось столетие Орсона Уэллса, однако этого не произошло. Казалось, что «Другая сторона ветра» опять канула в небытие. Предпосылки к тому, что проект все же не забыт, появились в январе 2017-го. Во время специального показа в Лос-Анджелесе фильма «Все они смеялись» Питер Богданович обмолвился о том, что может приступить к монтажу ленты уже в марте этого года. Об участии Netflix тогда не говорилось.

Тем не менее именно с приходом в проект этой компании, когда-то начинавшей с проката видеокассет и впоследствии совершившей революцию в сериалостроении, исчезнет одно из наиболее темных пятен классического кино.

Дата релиза «Другой стороны ветра» пока не сообщается.

Читайте также
Статьи Зона реставрации: Как на «Мосфильме» восстанавливают ленты Тарковского Отреставрированные копии фильмов Тарковского пользуются успехом за рубежом, однако процесс восстановления культовой отечественной классики идет медленно. Почему?
Статьи «Что за стерва!»: 10 знаменитых враждующих пар кинозвезд Брандо вынудил Синатру съесть девять кусков пирога, Майер побил Чаплина в ресторане, а Кроуфорд изводила Дэвис с помощью букета из одной розы.
Новости Официально: «Секретные материалы» продлили еще на один сезон Канал Fox объявил, что готовит новые эпизоды возрожденного проекта. Съемки начнутся летом.
Комментарии (8)

Новый комментарий...

  • 15

    Гвалиор 15 марта 2017, 18:54 пожаловаться

    #

    Независимо от результата, это будет очень любопытный эксперимент по завершению работы. Конечно, это будет работа не только Уэллса, но пусть уж лучше так, чем вообще никак.
    И это, выходит, будет рекорд по фильму-долгострою?..

    ответить

  • Ural Highlander 16 марта 2017, 08:24 пожаловаться

    #

    А кому принадлежит текущий рекорд? «Дурной крови» — 20 лет?

    ответить

  • Гвалиор 16 марта 2017, 14:40 пожаловаться

    #

    Похоже, вот этому
    https://www.kinopoisk.ru/film/46975/
    Там с 1946 по 2002 гг, 56 лет в итоге. Но это короткометражка.
    А рекорд именно полнометражному фильму принадлежит ленте «Вор и сапожник» (31 год, мультик) и «Любовь и Бог» (23 года, Индия).
    Но если данный фильм начал сниматься в 1970 году, то 47 лет уже есть. Вполне рекорд для полнометражного кино. А если ещё десять лет протянут, так вообще)

    ответить

  • 3

    Гвалиор 16 марта 2017, 15:45 пожаловаться

    #

    P. S. В принципе, ещё «Шинель» Юрия Норштейна может претендовать на рекорд, снимается с 1981 года (уже 36 лет), причём его можно записать как самый длительный беспрерывный (?) процесс работы над фильмом.
    Хм, а вот и тема для новой статьи, о долгостроях)))

    ответить

  • 5

    Gourcuff 15 марта 2017, 19:26 пожаловаться

    #

    Наконец-то хорошая новость, что что-то доделают, а не перезапустят. А ведь очень много перспективных проектов были недосняты, например, фильм про блокаду Ленинграда Серджио Леоне. Это наверняка было бы Большое кино, и очень жаль, что великий мастер его так и не успел снять…

    ответить

  • 5

    Доктор Че 15 марта 2017, 22:56 пожаловаться

    #

    Жаль, что Дон Кихота от Орсона Великолепного мы так и не увидим, Шекспир и Кафка получались у него шикарными. Хоть бы Гиллиаму в кои-то веки свезло (тьфу-тьфу-тьфу).

    ответить

  • 2

    Bogdanich777 15 марта 2017, 23:46 пожаловаться

    #

    Да, Netflix умеет удивлять!

    ответить

 
Добавить комментарий...