«Ее нельзя еще раз убивать»: 5 ошибок молодых российских сценаристов

Обсудить0

КиноПоиск ознакомился с проектами, представленными на питчинге дебютантов, и собрал главные проблемы, которые мешают им стать хорошими фильмами.

В начале недели Союз кинематографистов провел в Москве свой питчинг дебютантов. На кон, в отличие от питчингов их старших коллег, ставились не государственные деньги из Фонда кино и министерства культуры, а скромные 50 тысяч рублей символического приза и награды от партнеров конкурса вроде скидок на кинооборудование.

В состав жюри вошли продюсеры Екатерина Филиппова, Наталья Иванова, Гевонд Андреасян, Алексей Петрухин, Игорь Мишин, Юлия Мишкинене и другие. Вместе с ними КиноПоиск посмотрел проекты, редкие из которых дошли до создания тизера (то есть когда есть хотя бы минимальное количество отснятых сцен). В большинстве своем участники остановились на написании сценария и попытке презентовать его жюри.

Ниже идут описания фильмов, которые хотели бы снять молодые кинематографисты, и наша оценка того, в чем проблема каждой из представленных идей. На всякий случай запомним эти имена. Возможно, мы еще увидим их на афишах.

«Выйти из группы»

Автор: Мария Тумова; окончила факультет информатики и электроэнергетики Московского авиационного института, курсы режиссуры при киноклубе «АРТкино», курсы режиссуры, технологии кинопроизводства и сценарного мастерства при студии «Свободное кино», работает вторым режиссером.

Мария ТумоваМария Тумова

Синопсис: Замкнутый подросток Гоша находит близких по духу людей в группе «Светлые братья» в социальной сети «ВКонтакте». Впрочем, для того чтобы Гошу приняли в группу, необходимо пройти ряд испытаний, вплоть до убийства бомжа.

Вердикт: Тумова приятно удивила тем, что выбрала для фильма актуальную тему. Начинающие сценаристы и режиссеры редко задумываются об актуальности проекта — это их первая и главная ошибка. Мария сразу напомнила жюри про прошлогодние страшные события, связанные с псковскими подростками, и активно обсуждавшуюся в СМИ тему групп юных самоубийц в популярной социальной сети. Именно на этих нашумевших историях она и построила свой сценарий, единственный серьезный минус которого на данный момент — невнятный финал. С этим, к слову, девушке вызвалась помочь продюсер Екатерина Филиппова, чтобы запустить проект в производство.

«Ее нельзя еще раз убивать»

Автор: Алексей Камынин; окончил журфак МГУ им. Ломоносова, высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская В. Хотиненко, В. Фенченко, П. Финна), работал журналистом на телеканалах «Россия-1», «Дождь», в изданиях «Слон», «Русский репортер» и GQ, снял короткометражку «Это не я» и полный метр «Другая жизнь», производство которого планирует завершить в апреле 2017 года.

Алексей КамынинАлексей Камынин

Синопсис: Молодого человека подозревают в причастности к пропаже его бывшей девушки. Он начинает собственное расследование, причиняя тем самым боль девушке теперешней, на которой собирается жениться. Чем глубже он погружается в прошлое, тем хуже понимает, зачем ему на самом деле это нужно.

Вердикт: Сценарий Алексея обнаружил попытку смешать вместе сразу множество жанров — ошибка номер два у начинающих авторов. В своем будущем фильме Камынин амбициозно решил свести мелодраму, триллер и фантастику. В качестве референса он называет «Вечное сияние чистого разума». В то же время фильм с интригой, умещающейся в говорящее название «Ее нельзя еще раз убивать», напоминает «Помни» Кристофера Нолана и «Исчезнувшую» Дэвида Финчера. Для того чтобы картина Камынина, как отметило жюри, соответствовала уровню упомянутых картин, а не превратилась в невнятную полифонию жанров, ей понадобится неплохой производственный бюджет и сильный продюсер, который сможет позиционировать ее как качественный арт-мейнстрим.

«Кольская»

Автор: Елена Носикова; окончила ВГИК (магистр кинодраматургии, мастерская В. И. Романова), преподаватель, член Белорусского союза кинематографистов, обладатель премии Министерства культуры РФ «Молодое дарование России» за 2015 год.

Синопсис: Картина основана на реальных событиях. 18 декабря 2011 года во время сильного шторма буровая нефтяная платформа «Кольская» подает сигнал бедствия, через три часа она переворачивается. 53 человека тонут, их тела до сих пор не найдены. На фоне этой катастрофы развивается вымышленная история любовного треугольника двадцатилетних Марка, Матвея и Алисы.

Вердикт: Елена Носикова уверяет, что ее фильм рассказывает историю любви на фоне катастрофы, в то время как ее сценарий говорит об обратном. В нем подробно и со знанием дела рассказывается о катастрофе нефтяной платформы, однако мало времени уделяется романтическим и вообще человеческим отношениям, без которых следить за действием этого фильма-катастрофы не будет ни один зритель, кроме разве что нефтяников, интересующихся технологическими аспектами. Отсутствие четко выстроенной истории, в которой прописаны хотя бы главные персонажи, — третья распространенная ошибка молодых кинематографистов и главная в проекте «Кольская».

«На тот свет»

Автор: Татьяна Астапова, выпускница режиссерского факультета ВГИКа.

Лауреаты и жюриЛауреаты и жюри

Синопсис: Семен Петрович сбегает из дома престарелых на свидание к женщине, с которой познакомился через интернет. По пути он встречает посторонних людей (например, скинхеда Виталика Ройзмана), которым оказывается нужен больше, чем своей семье.

Вердикт: Татьяна Астапова также лишь в общих чертах обрисовала задумку, которая в зависимости от режиссуры может стать основой хорошего независимого проекта типа «1+1» или низкокачественным фильмом на неразборчивом телеканале. Но больше всего жюри питчинга поразило даже не отсутствие внятного сценария, а название картины (это проблема номер четыре), которое способно привлечь только самых отчаянных зрителей и ставит крест на рекламной кампании.

«Бульд»

Автор: Ксения Баскакова, выпускница актерского факультета РАТИ-ГИТИС и режиссерского факультета ВГИКа; сняла полнометражный дебют «Птица», который был отмечен на Якутском международном кинофестивале, индийском смотре «Сине-2016» и отечественных фестивалях «Будем жить», «Улыбнись, Россия» и других.

Синопсис: Шестеро друзей-компаньонов выигрывают тендер на строительство самого высокого здания в Европе, их бизнес процветает, однако вскоре несколько из них становятся жертвами серии преступлений.

Вердикт: В своем проекте Баскакова мечтает увидеть поистине фантастический актерский состав: Хабенский, Мерзликин, Бероев, Плетнев, Куценко... Не исключено, что они и правда могли бы сняться в ее фильме, если бы не одно но: история как будто куда лучше подходит слоту телеканала НТВ, чем кинотеатральному прокату. Соавтор Баскаковой, Андрей Румянцев, построил сценарий на рассказе его знакомого из списка Forbes, но так и не смог ответить на вопрос, почему именно в кино должна прозвучать эта история. Неспособность понять, кто твой зритель, — ошибка номер пять в нашем списке.

От молодых кинематографистов принято ждать свежих идей, которые отодвинули бы на второй план проблемы с проработкой сценариев и режиссурой. Питчинг дебютантов показал, что и с этим у нас непросто.

Жюри, лауреаты и организаторы питчингаЖюри, лауреаты и организаторы питчинга

Помимо полнометражных художественных лент, в Союзе кинематографистов представляли документальные и короткометражные фильмы и телесериалы. Среди документальных проектов лучшим оказался «Бой» о паралимпийской сборной по футболу (автор сценария — Максим Арбугаев). Жюри конкурса короткометражных проектов проголосовало за черную комедию «Девушка с косой» о коллекционере предсмертных слов знаменитостей (авторы сценария — Вера Водынски и Андрей Терехов). Победителем в конкурсе полнометражных проектов стала «Тварь» — напоминающий «Омен» и «Маму» хоррор о призраке в облике потерянного ребенка, которого берет к себе лишившаяся наследника пара. Автором сценария выступили Ольга Городецкая и Мария Кабанова, выпускницы Нового гуманитарного университета и Калифорнийского университета соответственно.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

6 минут назад0
Сегодня0
Вчера9
21 марта14

Главное сегодня

Сегодня0
Сегодня, 10:560
Сегодня0
Сегодня0
6 минут назад0
Вчера0
Вчера9
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Удивительно, что при всём богатом культурно-историческом наследии России, отечественный кинематограф не может снять ничего оригинального... Задеваются лишь типичные темы о дешевой любви и не менее дешевой водке. Ну или иногда снимут пустую криминальную историю, что ещё хуже. Высокобюджетные ленты почти всегда или про ВОВ (которая изображается почти всегда поверхностно), иди драмка при поддержке РПЦ, или 'наш ответ Голливуду' И вовсе не обязательно тупо пытаться запихнуть в хронометраж необъятную классику например, можно же взять за основу сценария какое-нибудь небольшое, но глубокое произведение (например, один из севастопольских рассказов Толстого, или сюжет 'Великого Инквизитора' из 'Братьев Карамазовых' и т.д...). Есть целая масса интересных исторических тем: крайне занимателен период рубежа XIX-XX век, где можно задеть такие темы, как политический терроризм, место искусства во времена тяжелых социальных потрясений, можно показать разрыв интеллигенции и простого народа, судьбу интеллигенции после Октября во всей трагичности и исторической неизбежности. Но и не только данный период может стать почвой для сценариев. Весьма интересны было бы (при том, что я атеист), лично мне, посмотреть фильм о гонении на раскольников, где показывали бы проблему смешания церкви и государственного аппарата (впрочем, такое бы точно не пустили в прокат, разве что только, как авторское кино). Можно задеть тему свободы творчества на примере биографии, например, Лермонтова и т.д...

10
Makleabno_name11123o2

Оригинальное снять вполне могут. Больше, правда, в области того кино, которое называют авторским, но тем не менее. Дешёвая любовь и дешевый алкоголь- ну, такое и раньше было, ещё в СССР. А хорошие экранизации классики у нас встречаются.

-2
FireBearno_name11123o2

Фильм о Лермонтове? Для большого числа Хомячков это скучное и унылое зрелище, поверь мне, я живу с таким хомячком, он посмотрит трейлер и скажет муть какая-то и пойдет смотреть фильм Невского из за того что там много известным раньше актеров! С остальными темами та же история!!

-2

ну, кстати, авторское кино у нас действительно вполне оригинальное и местами годное. Надо вот посмотреть новый 'Рай' Кончаловского, описание заинтересовало...

-1

Экранизации классики действительно встречаются, особенно в виде сериалов, но, к сожалению, довольно редко. Мне кажется, подобные фильмы, при должном финансировании, бы имели даже какой-то спрос в зарубежье, тогда как большинство снимаемых сейчас лент не представляют особой ценности для мирового кинематографа.

0

Возможно, так и есть. Моё мнение довольно субъективно, но лично я бы с удовольствием посмотрел подобное.

0
Makleabno_name11123o2

Да, большинство снимаемых лент не представляют особой ценности для мирового кинематографа. И так было всегда во всех странах.

-2
Makleabno_name11123o2

Да, Кончаловский молоток. Хотя мои любимые фильмы в области российского авторского кино сняли Балабанов(Замок- вообще шикарно: как ему удалось так схватить этот кафкианский абсурд?) и Звягинцев(Возвращение- абсолютный шедевр и один из лучших фильмов не только России, но и 21 века; Изгнание- даже описать не могу, какой это фильм, настолько он... трогательный, что ли). А массовое кино... есть таки хорошие образчики(Ночной дозор, О чем говорят мужчины, Призрак, недавние Притяжение и Гуляй, Вася!). И пусть некоторые из них не особо оригинальные, смотреть их приятно.

-3
DrTaylorFireBear

Вот фильм о Ромео и Джульетте, где и говорят-то стихами. уж скажете настолько старая муть, наверное. А поди ж ты, при бюджете 14 миллионов собрал в прокате больше 140

0
DrTaylorFireBear
0
FireBearDrTaylor

Мда... Вот это пример... 20 лет назад и трава зеленее была как говорят... Расписать почему он был обречен на кассовый успех? Или сами подумаете почему на фоне данных идей ваш пример ничего не стоит и является крайне неудачным? И да не забываем 20 лет назад отношение к кинематографу было иное нежели сейчас. В нынешних реалиях дела обстоят иначе.

-2