Статьи

«Артдокфест-2016»: Лучшие внеконкурсные фильмы

По просьбе КиноПоиска президент «Артдокфеста» Виталий Манский выбрал наиболее интересные внеконкурсные фильмы смотра, стартующего 1 декабря.
«Артдокфест-2016»: Лучшие внеконкурсные фильмы
Кадр из фильма «Татьяна и ее дети»

Я бы порекомендовал самые разные фильмы, чтобы подчеркнуть диапазон фестивальной программы. Но конкурсные ленты уже достаточно освещены в прессе. Кроме того, вряд ли будет корректно, если президент фестиваля будет говорить о своих любимчиках.

«Татьяна и ее дети»

Режиссер Елена Ласкари, программа «Среда»

Фильмы Лены Ласкари и участвовали в «Артдокфесте», и номинировались на «Лавр». Она довольно известный документалист. Тема картины новая для документального кино. Во всяком случае, я смотрю довольно много фильмов, но еще ни разу не видел рассказа о человеке, который выбрал для себя профессию суррогатной матери. Погрузиться в эту среду, встретиться с таким человеком, узнать историю жизни этой женщины, понять, что привело ее к такому неочевидному выбору, мне было очень интересно. Фильм очень деликатный, ты вместе с автором находишься в процессе познания и понимания необычной личности и ее судьбы.

Кадр из фильма «Сказка о соловьях-разбойниках»

Кадр из фильма «Сказка о соловьях-разбойниках»

«Сказка о соловьях-разбойниках»

Режиссер Стефан Эберляйн, программа «Спецпоказы»

Фильм немецких документалистов — большое европейское документальное кино о песенном конкурсе, который проводится в российских тюрьмах. Конкурс называется «Калина красная». Я слышал о нем раньше, но никак не мог предположить, какой размах он приобрел за годы своего существования. Этот размах косвенно предъявляет нам некий параллельный мир людей, находящихся в заключении. Этот мир необычайно многочислен, в нем есть свои поп-звезды, причем поют они не песни Валерии и не «Владимирский централ» — там свои хиты.

В фильме показана жизнь этих звезд, наполненная стремлением стать частью сомнительного шоу-бизнеса. Сомнительного потому, что его аудитория ограничивается обитателями российских тюрем. Рассказано об этом увлекательно и очень познавательно, и сделал это баварский документалист, для которого все это еще дальше, чем от нас. Еще интересно, что устроители конкурса как раз отнюдь не из мест лишения свободы. Главный продюсер конкурса и менеджер всех этих исполнителей — настолько замечательная фигура, что все это, помимо воли авторов, тянет на весьма забавное образное прочтение. И режиссер конкурса — женщина совершенно замечательная. Она могла бы стать героиней отдельного душещипательного фильма. Все в этой картине прекрасно — настолько, что этой фактуре даже режиссура не слишком нужна.

Кадр из фильма «Сурков. Отражения»

Кадр из фильма «Сурков. Отражения»

«Сурков. Отражения»

Режиссер Артем Деменок, программа «Спецпоказы»

У картины настолько замечательное прокатное название, что мне нужно было бы обойтись без всякой аннотации, потому что я значительно сужу круг желающих посмотреть этот фильм. Потому что речь идет не о том Суркове, о котором все подумали, а о Евгении Даниловиче Суркове, главном редакторе журнала «Искусство кино» с 1969 года.

Я сознательно выбрал здесь этот фильм, чтобы даже человек, который никогда не держал в руках «Искусство кино» и уж тем более не знал, что когда-то его возглавлял человек по фамилии Сурков, все равно нашел бы время и пришел на эту картину. Потому что это выдающаяся сага о поиске компромисса, о всепобеждающем конформизме умного человека в любой форме тоталитарного устройства общества. Сурков был амбициозным интеллектуалом, ему хотелось вращаться среди элиты, и ради этого места под солнцем он постоянно искал компромисс.

Картина сделана довольно традиционно и при этом является документальным триллером. Я добавлю только еще один факт, который любой желающий может узнать из интернета: поиск компромисса закончился для Суркова тем, что его голова оказалась в духовке газовой плиты собственной квартиры. Два часа просмотра фильма не просто не оставят равнодушным, но точно заставят вас, если вы способны к анализу и самоанализу, задать себе весьма жесткие вопросы. Каждому думающему человеку в нашем мире, особенно в нашей стране, задать себе все эти вопросы рано или поздно придется. Лучше сделать это до момента погружения головы в газовую плиту.

Кадр из фильма  «Один, два, три»

Кадр из фильма «Один, два, три»

«Один, два, три»

Режиссер Арман Ерицян, программа «После Союза.doc»

Этот фильм настолько понравился всем отборщикам фестиваля, что никто даже не вспомнил о том, что снят он целиком на армянском языке. Это картина участника «Артдокфеста» прошлых лет и лауреата «Лавра» Армана Ерицяна, очень яркого армянского документалиста. Упомянутые мною фильмы программы «Среда» презентуют пространство, в котором формируется, варится и, может быть, даже выкипает российская летопись современного смутного времени. А вот этот фильм натолкнул нас на создание новой программы, которая получила название «После Союза.doc».

Мы поняли для себя очевидную необходимость ежегодно делать программу фильмов, снятых на территории бывшего СССР. Название мы искали очень долго. Там не должно было быть намеков на ностальгию или обидных для кого-то намеков. Мы хотели что-то сухое, объективное. И нашли это. Фильмы будут, разумеется, на языках соответствующих государств, хотя, например, в Белоруссии сегодня основной язык русский.

«Один, два, три» — это история танцевального коллектива не слишком молодых, а если быть честным, то попросту пожилых людей с их бэкграундами, которые могут быть трагичными или трагикомичными. Или даже фантасмагоричными. Картина смотрится на одном дыхании, а главный, на мой взгляд, персонаж — единственный русский человек в фильме. Он примечателен тем, что всю жизнь не выбрасывал вещи. Он сохранял их и складировал в своей квартире. Внутренняя борьба логики дальнейшего существования с жалостью по отношению к накопленному скарбу в какой-то момент поднимает историю до уровня шекспировской трагедии.

Кадр из фильма  «Лето с Антоном»

Кадр из фильма «Лето с Антоном»

«Лето с Антоном»

Режиссер Ясна Краинович, программа «Юбилей „Артдокфеста“»

Этот год у «Артдокфеста» юбилейный — фестивалю исполняется 10 лет. Мы решили сделать юбилейную программу. Обычно в такие программы включают победителей прошлых лет. А мы подумали и решили: поскольку наш фестиваль особенный, программу тоже сделаем особенной. Туда вошли фильмы, которые жюри не наградило, а мы с этим не были внутренне согласны, но сделать ничего не могли. Поэтому мы включили по одному такому лучшему фильму за каждый год.

Датский фильм «Лето с Антоном» был снят до всех войн, которые за последние два года разгорелись на близких к России территориях. Но очевидно, что закладывались эти войны заранее, заранее формировались их бойцы. Это картина о тех, кто сегодня принимает участие в этих войнах. Антон живет с бабушкой, потому что мама не может уделять ему время. Летом его отправили в лагерь. Раньше они назывались пионерлагерями — сейчас я уже не знаю, какие там названия. По сути, это лагерь военно-патриотического воспитания, где маленький Антон обучается воевать — стрелять, убивать, защищаться. Кроме этого, его там «учат жизни». Объясняют, кого нужно убивать и от кого защищаться. Антоны выучили хорошо эти уроки, поэтому мы живем в то время, в котором живем.

Кадр из фильма «Репетиция Боккаччо»

Кадр из фильма «Репетиция Боккаччо»

«Репетиция Боккаччо»

Режиссер Юрий Манусов, программа «Среда»

Последний фильм, о котором хочу сказать, взбудоражил меня до какой-то невообразимой степени, хотя, когда пропускаешь через себя такой поток фильмов, тебя вообще мало что может зацепить и уж тем более заставить задаваться неразрешимыми вопросами. А этот почти любительский фильм, пришедший из российской глубинки и с чисто русским названием «Репетиция Боккаччо», не выходит у меня из головы уже долго.

Материал снят лет пятнадцать назад, во время репетиций Боккаччо в провинциальном театре. Репетируют исполнители мужской и женской ролей, причем делают они это в квартире. Видимо, она принадлежит кому-то из них. В процессе репетиций происходят вещи, которые смотреть достаточно трудно, а в какие-то моменты безумно стыдно. Фильм начинается титром, который меня поначалу убедил: «Фильм создан из хроники с разрешения участников». Обычно в конце фильма пишут, что ни одно животное не пострадало. Ну, думаю, ладно, продолжил смотреть. И тут начинается такое, что и сейчас меня несколько бросает в краску. Очень хочу разделить этот опыт со зрителями «Артдокфеста».

Открытый российский фестиваль документального кино «Артдокфект» пройдет в Москве с 1 по 9 октября, в Санкт-Петербурге — с 1 по 7 декабря.

Читайте также
Новости Минкультуры допустило в прокат фильм «Похищенные сокровища Европы» Информация об отказе не соответствует действительности, заявили в ведомстве.
Новости Минкультуры не пустило в прокат фильм «Похищенные сокровища Европы» Документальной картине не выдали прокатное удостоверение.
Новости В центральной Африке погиб документалист Александр Расторгуев Журналист Орхан Джемаль, режиссер Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко, найденные убитыми, снимали фильм о частной военной компании «Вагнер».
Комментарии

Новый комментарий...

Заголовок:
Текст:
подписаться на новые комментарии