Режиссер «28 панфиловцев»: «Меньше всего я хотел споров»

Обсудить0

Режиссер одной из самых обсуждаемых премьер осени Андрей Шальопа — о работе над 250 сериями мыльной оперы, помощи Мединского и спорах вокруг подвига панфиловцев.

Сценарий фильма о подвиге 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала И. В. Панфилова, осенью 1941 года вставших на пути у немецкого танкового батальона, Андрей Шальопа начал писать в 2009 году, но широкая общественность о проекте узнала в 2013-м, когда на краудфандинговой платформе «Бумстартер» картина собрала более 3 млн рублей. На «Панфиловцев» тогда обратил внимание Дмитрий Гоблин Пучков, а затем и министр культуры Владимир Мединский. Рекордные для истории отечественного краудфандинга сборы 2013-го Шальопа вместе с командой конвертировал в небольшой фрагмент фильма и продолжил сбор средств среди обычных зрителей. Те проголосовали рублем, скинув на создание фильма о героях, оборонявших Москву, уже более 34 млн рублей.

Министерство культуры не осталось в стороне, тоже выделив создателям патриотичной ленты грант, а также защищая (порой слишком яростно) историю панфиловцев от тех, кто подвиг называл исторической фальсификацией: мол, не было никаких 28 героев, остановивших собой немецкие танки. Несмотря на все споры относительно исторической достоверности и трудности с поисками финансирования, спустя семь лет после начала работы картина вышла на экраны, причем прокатчиком в России стала компания Universal. Кинокритик и редактор сайта Geek TV Егор Москвитин поговорил со сценаристом и сорежиссером фильма Андреем Шальопой.

Полную видеоверсию интервью можно посмотреть на Geek TV.

Мне показалось, что ваш фильм — это такой кинематографический аналог «Бессмертного полка» — народной акции с важной этической составляющей, которая возникла снизу, а государство ее поддержало, когда ее уже невозможно было игнорировать. То же самое произошло с вашим фильмом: большая часть средств была собрана с помощью краудфандинга, и только потом подключилось министерство культуры. Какие цели вы ставили перед собой семь лет назад? Сейчас, накануне премьеры, насколько достижимыми они вам кажутся?

Мы ставили исключительно творческие цели. Нам хотелось снять кино про подвиг 28 панфиловцев. Нам нравилась эта легенда, и фильма такого нет, что очень здорово. Свято место не бывает пусто; кто-то должен был это сделать рано или поздно. Мы решили, что это будем мы. Когда мы только начинали работу над проектом, я писал сценарий и мы с Кимом (Ким Дружинин, сорежиссер — Прим. КиноПоиска) делали первые шаги по его проработке, мы, конечно, понятия не имели, во что это превратится. Мы думали, что в идеальном варианте мы сможем найти какие-то деньги и снять свое кино. После того как начался сбор добровольных пожертвований, оказалось, что возможно собрать большую сумму таким путем, и это, с одной стороны, было невероятно трогательно, с другой — мы понимали, что чем больше денег мы собираем, тем больший груз ответственности на нас ложится, тем выше ожидания. Мы понимали, что это уже принадлежит не нам, это принадлежит людям, и мы должны быть очень внимательны.

У нас всегда была высокая планка качества, но это отношение общественности к проекту подняло вообще на другой уровень все, что мы делаем. Если посмотреть на результат оттуда, из 2009 года, скажу за себя: я более чем удовлетворен результатом. На мой вкус, получилось здорово, даже интереснее, чем я себе представлял. Но окончательно я буду удовлетворен, когда закончится прокат и когда станет понятно, полюбился ли наш фильм зрителю. Если фильм понравится нашему зрителю, а я в это очень верю, тогда я скажу: я счастлив.

Фото со съемок фильма «28 панфиловцев»Фото со съемок фильма «28 панфиловцев»

Насколько сильно менялся сценарий по мере того, как вы понимали, что вы получаете дополнительное финансирование и ваши возможности растут? Ведь в 2009 году в нашем кино было немного постмодернистское отношение к войне. Вышло аниме «Первый отряд» — что-то вроде «Ночного дозора» про Великую Отечественную войну. Когда появились первые тизеры вашего фильма, были аналогии с «300 спартанцами» — и визуальные, и по построению кадра. Казалось, что это будет тоже миф-миф. Однако в результате фильм получился более историческим, чем постмодернистским. Вы сделали то, что хотели, или переписывали сценарий?

Сценарий я не переписывал. Движение от постмодернизма к советской киноповести случилось на этапе написания сценария. Мне нравится эстетика комикса; это определенное культурное явление, и иногда оно бывает очень уместным. Для того чтобы рассказать эту историю, есть разные пути, разная эстетика, в том числе и такая, постмодернистская. Но, когда я начал заниматься сценарием, начал находить информацию и воплощать ее в текст, чем дальше я продвигался, тем больше постмодернизм уходил, его место занимала советская эстетика военной киноповести. Под конец я понял, что вообще не хочу, чтобы это и близко был кинокомикс. А поскольку это героика, конфликт очень простой: герои защищают родину от врагов, в нашем случае Москву. Простая драматургия героики подразумевала монументальность.

Первый тизерный ролик мы делали, когда у нас вообще не было никаких средств. Мы делали его своими силами, снимая на разные камеры — на обычный Handycam, на фотоаппарат. Первые танки мы снимали на RED. Все это дело мы смонтировали, покрасили, добавили какие-то эффекты. На тот момент это все было еще на любительском уровне. Хотя мы очень старались. Главный месседж того тизера: это фильм о героях, о подвиге, и ничего лишнего в нем не было. Мы не обманули ожидания, мне кажется, но эстетика поменялась, да. Что касается сходства с «300 спартанцами», то оно неизбежно: это похожая история. Бой малого числа против большого числа в узкой горловине. Время от времени такие события в истории случаются, когда перед небольшим количеством воинов встает задача сражаться с большим количеством. Когда они себя ведут так, как вели себя спартанцы или панфиловцы, об этом потом слагают легенды. Эта аллюзия неизбежна. В этом нет ничего плохо. Язык-то другой совсем.

Отношение зрителя во многом определяется тем, какая у него изначально установка относительно истории о 28 панфиловцах, считает он ее достоверной или нет. Мне ближе всего слова командира Капрова, которые часто перевирают: сражалась целая рота, а не один взвод, но все сражались геройски. Его версия не отрицает героизма всей роты, но позволяет сконцентрироваться на 28 героях.

Меньше всего я хотел споров на эту тему. И не думал, что стану их неизбежным участником. Самое неприятное, что в «Википедии» — а молодые люди, впервые услышав сочетание «28 панфиловцев», сначала обращаются к интернету и попадают по первой ссылке именно туда — перевраны цитаты, можно прочитать, что подвига не было. Прочитав целую статью в «Википедии», эти люди закрывают ее и могут, например, написать письмо мне: а зачем вы снимаете фильм по пропагандистской сказке? Самый большой вред в том, что утверждение «Подвиг 28 панфиловцев — это неправда» превратилось в мем. Как и любой мем, он тиражируется с бешеной скоростью и дико устойчив. Вирус такой.

Это расстраивает, потому все было не так. Подвиг никто никогда не развенчивал. То, что 4-я рота 2-го батальона сражалась у Дубосеково, что 28 фамилий, высеченных на памятнике, — это фамилии настоящих воинов, которые там сражались, и большинство из них погибли, ни у кого не вызывает сомнений. Это настоящий подвиг времен войны. Как и любой подвиг, который превращается в легенду. От него отпадает все лишнее, остается голая суть. Живые люди превращаются в монументы — это естественный процесс, который в любой национальной культуре происходит. Я надеюсь, что наш фильм, если его посмотрит большое количество людей, в какой-то степени расставит точки в этом споре. 28 панфиловцев (при всей конкретике места боя, фамилий, дат) — символ этих боев, и в этом их основная функция. Это символ битвы за Москву. Как символ, он должен существовать и будет существовать всегда.

Кадр из фильма «28 панфиловцев»Кадр из фильма «28 панфиловцев»

Есть вполне научное объяснение, почему нам легче сопереживать 28 панфиловцам или 300 спартанцам, хотя со спартанцами вместе было несколько тысяч крестьян. Есть число Данбара, которое обозначает количество людей, с которыми мы в принципе можем поддерживать эмоциональную близость. Ничего страшного в индивидуализации истории нет, особенно когда речь идет о художественных произведениях. Насколько искусство вправе мифологизировать историю, если речь идет о сравнительно недавней истории, а не о такой далекой, как 300 спартанцев?

Насколько позволительно искусству что-то менять? Не знаю, позволительно или нет, но меняется всегда. Я не знаю ни одного байопика, где не была бы переврана биография того, о ком рассказывают. Далеко за примером ходить не надо. «Легенда № 17» — в ней мало общего с реальной жизнью Харламова, хотя он совсем недавно жил среди нас, а игроки, которые с ним играли, живы и здоровы, можно было спросить любого. История Хью Гласса («Выживший») вообще ничего общего не имеет с правдой.

Другое дело, когда ты рассказываешь историю о ком бы то ни было, ты вычленяешь в ней для себя самое важное и об этом рассказываешь. Разные рассказчики вычленяют разное. Это историки могут размахивать друг перед другом документами, которые они вынули из архивов, и говорить: вот здесь же русским языком написано. Или твердить: а у меня вот немецкий документ, и здесь по-немецки написано. Они могут спорить, и это тоже нормально. Но они говорят об однозначных фактах. Культура устроена по-другому. Художник берет что-то его волнующее и передает это своим языком.

Мне понравилось, как на пресс-показе вы объяснили сцену, в которой герои перед боем обсуждают реально существовавшую легенду о семи самураях. Потом там есть переход к ковбоям из «Великолепной семерки», а завершается все 300 спартанцами. Вы сказали, что смысл в том, чтобы объяснить отношение к подвигу и смерти у разных этносов.

Это разговор людей перед боем. Они неминуемо в бой вступят, и в бою им придется совершить выбор, им придется жить в этом бою. С чем в душе они будут жить? Вполне естественно поговорить о том, что либо придаст силы, либо наоборот. Отсюда разговор об известных легендах. История о семи самураях — о том, как семь доблестных воинов сражались с большим количеством врагов, почти все выжили, победив своих врагов — совпадает с тем отношением, которое мы пытаемся донести в нашей картине. Потери неизбежны, но надо жить. Нужно стремиться к победе и к жизни. История 300 спартанцев выглядит в этом смысле менее привлекательной, потому что они погибают, а кто будет сеять хлеб? Кто будет биться в следующем бою? Хотя доблесть спартанцев никто не осуждает. 28 панфиловцев в нашей культуре — это герои легенды, и они вправе знать героев других легенд, потому что они принадлежат одному миру. Это уместно.

Кадр из фильма «28 панфиловцев»Кадр из фильма «28 панфиловцев»

Эта сцена создает такую общую Вальхаллу, в которую попадают все герои.

Вы это очень хорошо прочитали. Многие сочли это неуместным постмодернизмом, что не может меня не огорчать, но задумка была именно такая.

Каждый сценарист, работая с историческим материалом, выражает себя через детали. У вас герои взаимодействуют с землей на физическом уровне. Даже не как с родиной, а как с почвой. Откуда рождаются такие идеи, какую мысль вы хотели донести акцентами, которые не встретишь в современном российском военном кино?

Как создается сценарий? В нем описываются действие, пространство и с помощью диалогов то, что герои говорят. Диалог, как и действие, не может быть пустым, ради заполнения пространства. Как не может герой просто переставлять коробочки, просто чтобы было какое-то действие в кадре. Действием и диалогом ты рассказываешь какую-то историю. У нас в фильме плотность смыслов в диалогах очень велика. Отношение к тому, что мы физически чувствуем, как ранят землю, на которой мы живем, очень важно. Лично я это чувствую. Природу ранят. Леса горят, траншеи как раны, воронки как раны — это очень важно. Это наше отношение к нашей земле, ведь мы воюем на своей территории. Когда солдаты воюют на других территориях, они этого не испытывают, им не страшно, что сгорит лишняя деревня. Это не у них дома — это у нас дома. А вторая мысль, которая лейтмотивом идет через весь фильм: мы должны жить. Для многого. И для победы, и для жизни после победы. Это очень простые и понятные символы.

В военных фильмах часто после того, как дым боя рассеивается, показывают зеленые поля. У вас в финале все остается серым. С одной стороны, это дизайнерское решение, чтобы потом написать красным на сером фоне «28 панфиловцев». Есть за этим какая-то идея, может, ваше отношение к современности?

В чем метафора? Мы только что прожили с этим людьми в настоящем. Они становятся черно-белыми, уходя в прошлое. Но преемственность между прошлым и настоящим остается. Наше настоящее совсем недалеко от прошлого. Черно-белая фотография с панфиловцами, которые стоят и смотрят на закат, и черно-белый памятник — это та самая преемственность. На самом деле это было совсем недавно. Я привык, что война — это давным-давно, в прошлом. Но я родился в 1972 году, и, когда мне было пять лет, к моей бабушке в гости приходили ее друзья-однополчане. Это были молодые мужики, все в медалях, они пили водку, о чем-то разговаривали, шутили — и так каждый год. В школе было полно воевавших учителей, на День Победы они надевали кители с медалями.

Фото со съемок фильма «28 панфиловцев»Фото со съемок фильма «28 панфиловцев»

Хотели бы снять свой фильм без поддержки министерства культуры? Ограничилось ли вмешательство министерства финансированием?

У нас в народном сборе средств приняли участие 34 тысячи человек. На самом деле чуть меньше, потому что многие жертвовали деньги не один раз, а несколько. В финальных титрах указаны все в хронологическом порядке, и если Иван Петров внес деньги пять раз, то его фамилия там указана пять раз. Если бы в сборе приняли участие 100 тысяч человек, то я вижу в этом только плюс. Это объединило бы больше людей, как созидательное народное движение. Министерство же помогло нам не только деньгами, но и как информационный ресурс. Мединский очень нам помогал. Он с самого начала хотел помогать и, когда мог, всегда это делал, за что ему спасибо. Не было такого, чтобы министр что-то пообещал и не сделал. Министерство обратило внимание на наш проект, хотя мы буквально вышли из леса. У меня нет даже сценарного и режиссерского образования, у Кима — актерское образование. Мы начинали как энтузиасты. То, что в нас поверили и дали нам государственное финансирование, — это очень здорово. И это прецедент, который должен был состояться.

Как в проекте участвовали разработчики онлайн-игр Gaijin?

Без них проект не состоялся бы. Основатели Gaijin Entertainment, братья Антон и Кирилл Юдинцевы, пришли раньше гранта от министерства культуры, летом 2014 года. Мы начали сотрудничество с того, что у себя в игре они сделали продвинутый пакет «Танки-34», который стоил очень недорого относительно того, что получал игрок. Стоил он 1000 рублей, и 500 рублей из этой суммы переводились нам. Онлайн-игра Gaijin «Гром войны» популярна по всему миру, поэтому сумма была ощутимая. Потом ребята решили, что они готовы войти как партнеры целиком. В итоге большую часть проекта финансировала Gaijin. У нас немного компьютерной графики, но она есть, и с ней помогала тоже компания Gaijin. Они помогли с экспертизой, оборудованием, со звуковой библиотекой. Не говоря уж о рекламном, юридическом, административном ресурсе.

Фото со съемок фильма «28 панфиловцев»Фото со съемок фильма «28 панфиловцев»

Наверное, многих вдохновит ваш пример, многие захотят заниматься производством кино. Расскажите, как вы стали сценаристом?

Я не учился на сценариста. Первый фильм, который мы сняли с Кимом, назывался «Поймать ведьму». Его легко найти в интернете. Это был самый первый сценарий, который я написал. Он в огромной степени строился на диалогах. Хотя это мокьюментари-хоррор. Мой друг Денис Елеонский, режиссер, тогда сказал, прочитав сценарий: слушай, отличные диалоги; давай я познакомлю тебя с людьми; это очень часто нужно в кино. Благодаря ему я попал на конкурс, который был создан, чтобы набрать сценарную группу для мыльной оперы. Я никогда не писал сценарии под заказ. Я этот конкурс прошел, попал в группу, и дальше мы два года писали сценарий мыльной оперы, 250 с лишним серий. Это было жутко здорово, очень интересно и полезно. Пока я работал над этим проектом, я для себя сформулировал концепцию, как писать диалоги, что в них быть должно, чего быть не должно.

Это мой подход. Совсем не значит, что все кино должно быть таким. Можно сделать кино вообще без диалогов, и это будет круто. Но я это люблю, это та форма языка, которая мне нравится. В работе над сценарием «28 панфиловцев» меня никто не ограничивал во времени, и у меня была возможность вылизывать эти диалоги многократно; каждое слово, каждый знак препинания взвешивать, чтобы получился хороший текст. Но потом этот текст обрел вторую жизнь, после того как его произнесли актеры. Это очень круто. Когда актер по-настоящему понимает, о чем текст, и играет это, иной раз испытываешь такое чувство: неужели это я написал?

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

16 ноября 20233
15 июля 20221
6 мая 20220
27 июля 202151

Главное сегодня

18 апреля9
Вчера12
Вчера1
Вчера1
17 апреля23
Вчера0
18 апреля2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Почему ни у кого так не подгорает от того, что, например, спасти рядового Райана - это чистая выдумка? Почему у всех так бомбит именно от 28 панфиловцев? Единственное, что не является реальностью в этом 'мифе' - это число 28. А в остальном бой у разъезда Дубосеково был. Панфиловская дивизия там стояла. Превосходящие силы немцев там не прошли.

145

Вообще-то, 'рядовой Райна' в сравнении с 28 Панфиловцами настоящая хроника.

-63
apupezigPatricCunningham

аха, вот и выросший на американских фильмах!! Жди следующую хронику 'Дюнкерк!'

20
ZverevSuperPatricCunningham

'Спасти рядового Райана' фильм отличный, но исторических ляпов куча. Не говоря о том, что история вымышленная и в 2 раза больше похожа на миф, чем те же панфиловцы. Интересная американская сказка.

54
SNIPER6PatricCunningham

И в какой момент начинается эта хроника? Эта история основана на случаи, который достаточно пошумел в американской прессе, когда у той матери погибли все сыновья, отправившиеся на войну. Не было никакого выжившего Райна, не было никакой 'операции спасения', об этом заговорили постфактом, когда прислали последнею похоронку.

20

ну так не надо кричать направо и налево, что это исторический факт. Если капнуть чуть дальше википедии, то понятно, что это легенда. Которая была важна и нужна в годы войны. И для меня вопрос, нужна ли она сейчас? Вместо настоящих фактов пропаганда у нас дает свою точку зрения. Готовят народ к войне, видимо.

-18
OogwayFlykarp

Почему у всех так бомбит именно от 28 панфиловцев? Наверно потому, что бомбит не от фильма, который может быть вымышленным от начала и до конца, как тот же Райан. А от переписывания истории на уровне министерства Правды Культуры.

-4
kissa82aАйрат Ситдиков

Пусть сами и воюют! Вояки! Как что, сразу все Киселевы и Соловьевы первыми из страны свалят)

-3
kissa82aOogway

Да просто очень много пропаганды вокруг. Многих от неё уже так воротит, что они очень негативно относятся к любой попытке преувеличить или приукрасить что либо относящееся к теме патриотизма, и т.д. Поэтому 28 панфиловцев для многих как красная тряпка) Хотя конечно ничего такого нет, кино то художественное. Тем более после Утомленных 2 людей уже ничем особо не испугать)

10
ego5877Айрат Ситдиков

Философский вопрос нужно или не нужно. Терминатора смотреть тоже не рекомендую, а то, вдруг, придется, в самом деле, во времени путешествовать.

11
OGGRANT60ZverevSuper

Люблю Райана, но так и не понял, зачем вообще посылали отряд, если можно было связаться по цепочке по радио и его вызволить бортом с раненными.

20
ДвушкаАйрат Ситдиков

Интересно куда вы копали. Мне вот, один человек воевавший в панфиловской дивизии говорил что подвиг был, и он врать бы точно не стал.

0

Все верно, немцев задержали. Простые советские бухгалтеры, клерки без противотанкового оружия, ценой своих жизней остановили немецкие танки. А фильм о чем вообще?

-18
OGGRANT60Александр Данилюк

Ну, два противотанковых ружья было, из которых можно 20 раз попасть в танк и не остановить его. Только почему бухгалтеры то? Когда существует всеобщий призыв, то как бы все полупрофессионалы в военном деле, как минимум после двух лет. Там же не всем по 18 лет было.

13
shady8108Flykarp

Почему ни у кого так не подгорает от того, что, например, спасти рядового Райана — это чистая выдумка?Почему у всех так бомбит именно от 28 панфиловцев? не знаю, где там у всех, но наверное потому что министр культуры США, например, не говорил, что 'все кто не верит в историю 'Райана' - будут гореть в аду', как в случае с Панфиловцами

15

а подбили 7 танков. воевали чем придется, вам правильно написали-основная причина этого сражения в военном руководстве, расплачиваться пришлось полуподготовленным людям. да и призыв:-Отступать некуда, позади Москва-бредовый. Политбюро уже сидело на запасном аэродроме, а людям не дали бы покинуть город, как было в Сталинграде. И сколько раз Москву сдавали во время войн? раз 5 не меньше.

-21
AvataraNetFlykarp

1) Боя не было. Немцы о нем не знают. Красная армия о нем не знает. 2) 'Панфиловцев' - вообще не было. 3) 'Спасти рядового Райана' - изначально бы поставлен как художественный фильм, художественный вымысел, а не нечто документальное. Панфиловцы - выдуманный пропагандой миф, Спасение - выдуманный сценаристами и режиссером.

-24
Evil KroganOGGRANT60

Зачем вообще вызволять одного конкретного солдата? Отдавшего такой приказ в реальности, судили бы по законам военного времени.

15
ZverevSuperkissa82a

Вокруг любого американского военно-патриотического фильма пропаганды в разы больше. Вспомните фильм 'Снайпер' Иствуда или 'Уцелевший' Берга. В итоге у нас они хорошо зашли зрителям, но пропаганды и особенно политики в этих фильмах полно. В самих панфиловцах политики вообще ноль. Чисто бой. Понимаю, что все из-за министра тут бучу подняли, но при чем тут сам фильм. Минусите министра.

32

не иначе им супермен с железным человеком помогали чтоб подэечь такое количество танков- по 1 на брата

-15
EugensАлександр Данилюк

Александр, прежде чем делать подобные заявления настоятельно рекомендую ознакомиться с предметом - запишитесь в библиотеку; для начала, советский 12-томник о Великой Отечественной, затем мемуары Симонова, Молотова и др. Если знаете английский - почитайте материалы Нюрнбергского трибунала. Если знаете немецкий - очень много интересного для себя найдете. Вы человек взрослый - разберетесь. Просто просьба не вводить людей в заблуждение.

16
PhJFryAvataraNet

продолжай. продолжай.. (( выдумка все... второй мировой и великой отечественной войны тоже не было.. а если была, то прилетел Капитан Америка и всех спас..

16
kottik raion55PatricCunningham

янки go home

2
BiN_BuSFlykarp

Походу всех бесит фраза - 'Основано на реальных событиях', видимо сильно цепляет

4

Потому что американцы уважают свою страну и своих солдат. А мы, к сожалению, можем только чмырить. Вместо того, чтобы гордиться нашими бойцами, мы начинаем обсирать фильм, который снят про подвиг (и вообще не важно был ли он в реальности или нет). Обсираем только из-за того, что это НАШ, русский фильм. Всяких рядовых райанов готовы хавать без лишнего слова.

23

ты может не заметил, но 28 панфиловцев тоже художественный фильм, а не документальный

16

Ага, кому-то просто не нравится мысль, что советские бойцы могли совершить подвиг.

17

в фильме нет этой фразы

13

Это Спилберг и показал, они спасали одного ценой жизни нескольких, чтоб спасти последнего из 4 сыновей и обьявить об этом оффициально, т.е. это чисто показушность со стороны военного руководства, так то Райан вовсе не патриотическое кино, а как раз наоборот.

7
killgoДмитрий Батраков

Это не удивительно, учитывая то, что у них не страдают переписыванием своей истории по многу раз! А у нас, то Сталин герой, то урод, на Украине сейчас это переписывание я сам наблюдаю!!!

8
killgokillgo

Народ же тупой, что ему скажут - в то и верит!

0
gimatdinovFlykarp

Потому что история - это наука, и когда режиссёр сам говорит о исторической достоверности, то такие ошибки (28 человек вместо полка) недопустимы. К тому же это неуважение к памяти погибших, а погибло в этом бою свыше 100 человек. Они что не герои?

1
Stil-letFlykarp

Во зомби :)

-1

А если этой 'пропаганде' уже дохренобль лет, то почему негативная реакция пошла только сейчас?

1
neverdiehumanOGGRANT60

Глупость сюжета и состоит в том, что в тыл к врагу бросают вот-вот вышедших из мясорубки отряд пехотинцев, чтобы спасти рядового, который неизвестно где, который может быть мертв. В техническом плане фильм превосходен.

2
oren_AvataraNet

AvataraNet всё верно написали. Радует, что ещё хоть у кого-то сохранился здравый смысл.

-1
oren_Eugens

Ага, а историю ГУЛАГа тогда надо изучать по мемуарам вертухаев и нквдэшников, да? Следуя вашим рекомендациям данным выше. Ладно ещё Симонов, обласканный властью приукрашиватель войны. Но Молотов?! Подписант позорного пакта с фашистами в 39 году, с которого тут же, буквально на следующий день Гитлер напал на Польшу, потому что этим пактом ему развязали руки! А через 2 недели и СССР взяла свою часть пирога, оккупировав часть Польши любезно оставленную ей немцами. И читать участников всего этого, что они там понаписали о войне? Вы серьёзно?

0
Eugensoren_

Да, серьёзно. нужно это читать, как нужно читать и то, что написали немцы о войне и подготовке к ней [ниже в обсуждении я давал ссылки на бундерсархив], нужно читать и материалы нюрнбергского трибунала, нужно читать воспоминания участников событий со всех сторон, пропуская это через призму фактуры и общей логики [верить единственному нарративному источнику нельзя - об этом я тоже писал ниже]. С этим, я надеюсь, вы согласны? Про пакт Молотова-Риббентропа: рассматривать данный договор без контекста событий в которых он был заключен - в корне неверно. Если вам интересно разобраться в вопросе, то лучше сначала почитать про войну нацистской Германии на Балканах, про дипломатические отношения между Францией-Великобританией-СССР в конце 30-х годов и о правовом регулировании международных споров на тот момент, про мюнхенский сговор, предшествовавший пакту Молотова-Риббентропа. Надеюсь, вы правда обратитесь к источникам и у нас получится адекватная дискуссия.

3
Porabotitelgimatdinov

'Потому что история — это наука...' Наука - это человеческая деятельность направленная на получение объективных знаний, т.е., на получении истины. А критерий истины один - практика. Можно ли отправится в прошлое и увидеть историческое событие? Нет, нельзя. Можно ли утверждать что-то относительно причин исторического события? Для этого не только отправится в прошлое, но и ещё и провести кучу экспериментов исключающих дополнительные переменные. Возможно ли это? Нет. Мы можем только, используя современные методы, моделировать некое вероятное прошлое. Собственно поэтому и 'историю пишут победители', а адекватные историки говорят 'вероятнее всего потом произошло следующее'. От исторических знаний, хотя они и не объективны, безусловно, есть польза, ведь опыт предков можно использовать как набор гипотез для проверки и использования в нашем времени. И высказывание различных интерпретаций исторических событий можно использовать как проективный тест в психологии, человек говорит о том, кто его герой, или рассказывает свою версию истории, и тем самым раскрывается. Итого: масштабные исторические споры 'было-не было', в первую очередь, показывают следущее, большинство граждан либо не владеют методами объективного познания, либо не применяют их в быту. А ведь это самый главный вопрос в жизни: 'Что есть истина?'

3
Александр ПоповДмитрий Батраков

При чём тут 'не могли'? Да куча подвигов было за годы войны. Но зачем выдумки-то откровенные раздувать так? Почитайте вы источники уже, есть свидетельства людей, живших в то время, что эта история была придумана военкорами.

-3