Повесть о новом законе: Какое кино можно снимать в Китае

Обсудить0

В марте 2017-го в Китае вступит в силу новый закон о кино. КиноПоиск разбирается, почему он был принят и как изменится китайская киноиндустрия.

Повесть о новом законе начинается в феврале 2016 года. Во время ежегодной встречи с представителями сетевых СМИ генсек Компартии КНР Си Цзиньпин неожиданно заговорил о том, что народная коммунистическая пресса забыла, чье имя она носит и кому призвана служить. «Вы — голос партии, — сказал мистер Си. — Ваша функция — защищать ее цели и интересы». Говорят, на этом месте люди в зале немного вздрогнули. Многие за последние годы начали привыкать к тому, что разговоры про партию — обычная риторика. Генсек же внезапно вернул ударение в строчку на правильное место.

C этого момента из Пекина стали каждый месяц приходить новости о том, как страна закручивает гайки во всех отраслях, связанных с интернетом. В июле Cyberspace Administration of China (можно перевести как «администрация китайского киберпространства») сообщила о фактической монополизации государством новостных ресурсов. Новости из социальных сетей — китайских социальных сетей — больше не считались достоверными и заслуживающими доверия, пока они не будут подтверждены одним из государственных новостных агентств.

Товарищ Си Цзиньпин / Фото: Getty ImagesТоварищ Си Цзиньпин / Фото: Getty Images

Новостей в течение года было много, но в них не чувствовалась буква закона, реального и сурового. Только пропаганда. Однако две недели назад действующий комитет Национального конгресса принял в первом слушании закон о безопасности в интернете. Для гражданина России там, собственно, ничего нового.

  • Больше никакой анонимности.
  • Комментарии, порочащие национальную гордость и политический строй, недопустимы и наказуемы.
  • Личная информация граждан Китая должна находиться на китайских серверах.
  • Иностранные компании, если хотят работать в Китае, должны сотрудничать с властями по любым вопросам, связанным с безопасностью.
  • Закон вступает в силу с июня 2017 года.

Спустя три дня пришла следующая новость: действующий комитет Национального конгресса принял в третьем слушании первый официальный закон о кино.

Кроме обязательной по нынешним временам строчки про партию, в законе, по сути, ничего нового. Обсуждали его уже несколько лет, а в нынешнем виде он существовал с прошлой осени. И не просто существовал, а фактически воплощался в жизнь при каждом удобном случае. Давайте разберем самые очевидные моменты.

Кино не должно подрывать честь, гордость и интересы Китая

Песня старая. Про Китай в кино не должно быть ничего плохого. Про систему — ничего плохого. Про армию и полицию — ничего плохого. Но что же делать, если очень хочется рвать рубашку и рубить правду-матку?

Совет номер один: надо научиться разделять Китай и китайцев. Государственный строй безупречен, наши сограждане — не всегда. Например, если хочется снять кино про глупых, ленивых и продажных китайских полицейских, снимите фильм про китайских полицейских из бангкокского Чайнатауна. В Пекине копы не могут быть плохими, а в Таиланде — запросто.

В комедийном боевике «Детектив из Чайнатауна» протагонист, проваливший вступительный экзамен в полицейскую академию, отправляется в Бангкок, где впутывается в расследование настоящего преступления. Сборы фильма — 125 млн долларов.

Кадр из фильма «Детектив из Чайнатауна»Кадр из фильма «Детектив из Чайнатауна»

У Китая под рукой есть Гонконг. Вроде наш и вроде не наш. Если хочется снять политическую драму про разборки между различными кланами правящей элиты, нужно забыть про Пекин и отправляться в Гонконг. Известно, что англичане за сто лет превратили свою бывшую колонию в редкостный гадюшник.

В триллере «Холодная война» следователи из отдела внутренних расследований подозревают, что взрыв в Вонкоке срежиссирован служителями закона. Сборы «Холодной войны» — 39 млн долларов. Через четыре года вышел сиквел, собравший 102 млн долларов.

Кадр из фильма «Холодная война»Кадр из фильма «Холодная война»

Не хочется снимать кино про полицию и чиновников? Хочется про бандитов? Есть проблема. Одно из базовых правил нового китайского кино: в конце фильма преступник должен сидеть. Или лежать. Желательно на кладбище. Жалко плохиша? Слушайте совет.

Если преступник грабит и убивает, например, японцев, то он и не преступник вовсе, а национальный герой. К тому же винтажный бэкграунд — это всегда красиво, стильно и кинематографично. Первым это понял китайский Гай Ричи Нин Хао. Режиссер, снявший два народных хита — «Сумасшествие из-за камня» и «Серебряный медалист», — любил говорить о том, что мы, китайцы, тот еще народец; любим хорошо поесть, выпить, покричать песни в караоке, но все равно хорошие люди.

После того как фильм Нина «Ничья земля» был отправлен цензорами на полку, режиссер пару лет пытался бороться с системой, но потом махнул рукой и снял «Пушки и розы» про маньчжурского воришку, который после встречи с революционерами перевоспитался и стал героем. Цензоры поняли: режиссер — молодец, растет и развивается. Попросили переснять концовку, пообещав выпустить «Ничью землю» на экраны. Так и вышло.

Кадр из фильма «Пушки и розы»Кадр из фильма «Пушки и розы»

Еще можно быть в тренде, не переходя на личности и профессии. Если хочется посмеяться над соотечественниками и послужить партии, снимите фильм про глупых и жадных торгашей, которые не платят налоги и пытаются разворовать народное имущество. В каждом втором китайском фильме последних лет есть сцена или сюжетный твист, где полиция арестовывает хапугу-нувориша. Если по сюжету такой твист не проходит, то про арест хапуги могут рассказать по радио, которое будет случайно включено в одной из сцен.

В качестве примера подойдет хит этого года «Русалка» Стивена Чоу. Молодой и наглый миллионер получает госзаказ на облагораживание красивой бухты и первым делом убивает в ней все живое, включая морской народ. Русалки пытаются ему отомстить, а в итоге герой перевоспитывается.

Работники кино должны обладать превосходной моральной целостностью и самодисциплиной

Институт китайской кинозвезды — штука тонкая и весьма патриархальная. Репутация — главный приоритет. Всего лишь 20 лет назад почти каждая топовая актриса из Гонконга, выскочив замуж, навсегда уходила из кино. Топовые мужчины, избежав семейных уз по молодости, наоборот, всячески чурались семейной жизни и малейших сплетен, что регулярно вызывало инсинуации об их сексуальной ориентации. Первые в этом списке уже много лет — Стивен Чоу, Такеши Канеширо и Энди Лау.

Слева — Лань Пин, актриса, четвертая жена Мао Дзэдуна / Фото: Getty ImagesСлева — Лань Пин, актриса, четвертая жена Мао Дзэдуна / Фото: Getty Images

Кстати, о Лау. Актер женился в 47 лет, но перед этим 24 (!) года всячески отрицал, что у них с будущей женой что-то есть. После 20 лет сплетен 46-летний Тони Люн Чу Вай расписался с Кариной Лау. И буквально несколько месяцев назад Шу Ци и Стивен Фун, сообщив о свадьбе, просто огорошили таблоиды тем фактом, что вместе уже четыре года.

Звезды Гонконга старой закалки привыкли не попадаться ни на адюльтере, ни в любые сомнительные ситуации, но соль даже не в этом. Они были приучены работать в три смены, и на шалости не было времени. Та же история с теми знаменитостями, кому сейчас до 25 лет. Дюжиная часть топовых китайских мальчиков работает в суровых казарменных условиях корейской школы идолов, где нет времени для девушек и дурных привычек, а каждый шаг зафиксирован менеджментом. Одна ошибка — и твое место займет следующий.

Зона опасности — возраст от 25 до 40. Актеры, выросшие на континенте в эпоху экономического бума и успевшие хлебнуть вольной и сытной жизни. Самый крупный скандал из этого угла приключился два года назад, и его героем стал 31-летний сын Джеки Чана. Джейси Чана случайно взяли в Пекине с марихуаной в кармане. Во время последующего обыска в квартире следователи нашли еще три унции, что сделало положение парня критически опасным.

Джейси Чан приносит публичные извинения за свое поведение / Фото: Getty ImagesДжейси Чан приносит публичные извинения за свое поведение / Фото: Getty Images

Статья за распространение наркотиков в Китае — вышка. А именно по этой статье намеревались пустить по этапу Чана-младшего добрые прокуроры. Понятно, что ситуация была уникальной. Джеки — народный дедушка, символ нации, икона. Прищучить его сына — закопать идола. Но, с другой стороны, необходимо показать всему миру, что в Китае перед законом все равны. Отца от процесса сразу удалили, запретили ему присутствовать в суде. Сделали все возможное, чтобы не возникало подозрений, будто он включает свои связи и давит на следователей. Процесс длился почти полгода. Пиар-машина работала на полную катушку: папа Джейси публично каялся, что не досмотрел; мама несчастного наркомана тоже плакала; арестант писал матери письма, длинные и проникновенные. Страна следила за процессом, как за любимым ток-шоу.

В итоге Джейси Чан получил вместо статьи «распространение» статью «предоставление своего жилища для употребления запрещенных веществ». Честно отсидел полгода. Сейчас живет у матери, пишет сценарии. Говорит, что хочет теперь податься в режиссуру. И все уверены, что все будет у парня хорошо, ведь его возвращение в кино — это новая большая глава в медийном сериале «Возвращение блудного сына». Новая и интересная, ведь все любят аутсайдеров.

Донни Йен в фильме «Ип Ман»Донни Йен в фильме «Ип Ман»

За другими примерами не надо далеко ходить. 20 лет назад топовая боевая звезда Донни Йен серьезно подсел на наркотики и перессорился со всем Гонконгом, после чего сбежал за океан. В Голливуде он взял себя в руки, стал работать на больших кинопроектах и вернулся в Гонконг еще большей звездой, чем был прежде. Теперь Донни играет кумиров нации («Ип Ман») и зарабатывает больше Джонни Деппа. Жена, двое детей, нимб над головой.

А теперь о серьезном. В истории про Джейси Чана мы пропустили один важный момент. В тот судьбоносный вечер взяли актера не одного, а вместе с его товарищем Кай Ко. 23-летний тайваньский актер был на тот момент человеком куда более известным и популярным, чем Джейси Чан. Он сыграл главную роль в тайваньском фильме «Ты — самое дорогое, что у меня есть», который отлично показал себя в гонконгском прокате. Впереди юношу ждала вереница блокбастеров. При обыске у Кай Ко ничего при себе не нашли, но зато анализы мочи показали присутствие в организме марихуаны. Парня отпустили. Точнее, передали тайваньским органам, после чего мы о нем фактически не слышали.

Кай Ко в фильме «Ты — самое дорогое, что у меня есть»Кай Ко в фильме «Ты — самое дорогое, что у меня есть»

Сначала Кай Ко почти полностью вырезали из четвертого фильма франшизы «Маленькие времена» (сборы в Китае — 78 млн долларов). Но это были лишь цветочки. Скандал с наркотиками приключился в тот самый момент, когда фильм «Охота на монстра», где Кай Ко играл главную роль, был снят уже на 70 %. Со всеми спецэффектами. Продюсеры недолго думая решили полностью переснять картину, заменив Кай Ко другим актером. Иначе бы фильм начинался с титра о вреде наркотиков, а какой продюсер захочет, чтобы его фантастический фильм вышел в прокат с заставкой «Создатели картины много курили. Им стыдно»? Китайский продюсер такого точно не захочет.

Все иностранные фильмы, снимающиеся на территории Китая, должны соответствовать тем же цензурным требованиям, что и китайские картины

Китай инвестировал настолько серьезные деньги в строительство новых титанических киностудий и павильонов, что должен начинать защищать собственные инвестиции. И не только защищать, но и демонстрировать очевидный факт: теперь Китай не только делает фильмы, но сам же их смотрит. Любой иностранец, решивший работать на территории Китая по новым правилам, гарантированно получает слот в прокатной сетке.

Зачем это нужно? В данный момент китайское законодательство позволяет прокатывать на территории Китая 34 иностранных фильма в год. Как и многие подобные законы, этот довольно обтекаем. Например, давно ходят слухи, что в феврале 2017 года Китай будет вести переговоры с ВТО об увеличении квоты. Дело будет только в феврале, но изменить количество допущенных фильмов решено уже сейчас. Полулегально. До конца текущего года в китайский прокат поступит 40 иностранных картин.

Постер фильма в Пекине, 1975 год / Фото: Getty ImagesПостер фильма в Пекине, 1975 год / Фото: Getty Images

40 фильмов на 40 тысяч экранов — это не так много. Но только в этом раскладе Китаю нужен вовсе не импорт, а умелые рабочие руки. И так было всегда. В конце 1960-х, когда студия Shaw Brothers осваивала новые для себя жанры мюзикла и ромкома, она приглашала режиссеров из Японии. Не звезд с высоким самомнением, а простых ремесленников, способных делать поточный продукт. Сейчас их место заняли корейские режиссеры.

За 2016 год вышло как минимум семь или восемь китайских фильмов, снятых приглашенными корейскими режиссерами. Не звездами, а ремесленниками. Очень серьезный и примечательный тренд. Цель нового закона о кино состоит не в том, чтобы бороться с внешними врагами, а в том, чтобы делать их своей собственностью. Выпускать продукт, пригодный для внутреннего рынка. Китайского рынка.

Обаятельные плуты в поисках острых ощущений. Новый сезон самой популярной комедии на Кинопоиске
В главных ролях:Павел Деревянко, Аглая Тарасова, Павел Табаков, Милош Бикович, Ирина Пегова, Александр Балуев
Режиссер:Роман Прыгунов
Смотрите по подписке

Смотрите также

18 марта4
14 марта17
17 января3
16 декабря 20236

Главное сегодня

Вчера5
Вчера11
Вчера2
Вчера3
Вчера2
27 марта0
27 марта10
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации