Статьи

Кино с теми, кто в теме: «Танцовщица»

Ледяные ванны, декаданс и разрыв шаблонов — КиноПоиск поговорил об актуальности фильма «Танцовщица» с теми, для кого танец — это профессия.
Кино с теми, кто в теме: «Танцовщица»
КиноПоиск

Для очередного выпуска рубрики «Кино с теми, кто в теме» КиноПоиск выбрал фильм «Танцовщица», который вышел в российский прокат 3 ноября. Картина рассказывает о начале творческого пути создательницы танца модерн Лои Фуллер (Стефани Соколински) и ее отношениях с другой легендарной танцовщицей, Айседорой Дункан (Лили-Роуз Мелоди Депп). Несмотря на то, что в фильме идет речь о вполне конкретных исторических личностях, это не строго биографическая лента, и многие факты и персонажи — плод фантазии режиссера Стефани Ди Джусто.

Чтобы понять, насколько правдоподобно в фильме показаны жизнь Лои Фуллер и ее танцы, КиноПоиск обратился за помощью к профессионалам. В дискуссии приняли участие Анастасия Чередникова (хореограф шоу «Танцы» на ТНТ), Слава Петренко (танцовщик брейк-данса) и Рамуне Ходоркайте (преподаватель современного танца в РАТИ). Модерировала беседу корреспондент КиноПоиска Елена Васильева. Публикуем отрывки из видео с беседой и ее расшифровку.

«Кино с теми, кто в теме» — совместный проект КиноПоиска и кинотеатра «Москва». Первые выпуски были посвящены фильмам «Финансовый монстр» и «Коллектор».

Краткие впечатления участников дискуссии от фильма

Елена Васильева: Насколько имя Лои Фуллер сегодня известно в танцевальной среде?

Анастасия Чередникова: Безусловно, известно, притом не только в танцевальной, но и в творческой среде вообще.

Слава Петренко: Несмотря на то, что я занимаюсь только уличными танцами, я много раз слышал ее имя и знаю ребят, которые вдохновляются ее творчеством и придумывают номера, заимствуя элементы из ее стиля.

Рамуне Ходоркайте: А мне кажется, что сегодня она не очень известна, хотя и считается прародительницей танца модерн. Но я думаю, что фильм «Танцовщица» ценен не тем, что в нем рассказывается история жизни Лои Фуллер. Это хорошее художественное произведение, отражающее взгляд автора на героиню и ее эпоху. Лента отлично описывает время, когда в искусстве зарождались новые направления. И это касается не только танцев, но и музыки, живописи. Этот фильм иллюстрирует переход в ХХ век, когда рушились шаблоны, приветствовалось самовыражение, стремление идти наперекор мнению большинства. Это проявлялось во всем, в том числе и в танце. Это фильм о том, как Лои добивалась своего, как шла к своей цели. И, что очень важно, рядом были люди, которые ее поддерживали, не боялись стремиться к чему-то новому. Но при этом сегодня о ней все-таки мало кто знает. И даже если посмотреть на танцы, которые показаны в фильме, то непрофессионалу может показаться, что именно такими они и были. Хореографы постарались очень архаично их преподнести, упростить, искусственно их состарить. Но для профессионала очевидно, что это современный танец. Например, в эпизоде, где Лои репетирует в саду в окружении якобы непрофессиональных танцовщиц. Зрителю кажется, что они непрофессиональные, но для меня очевидно, что они хорошо подготовлены.

Петренко: Но это же кино. Там много неправдоподобных моментов. В фильмах всегда все преподносится немного не так, как в реальной жизни. Потому что реальность намного прозаичнее, она мало кого зацепит.

Чередникова: Многое зависит от индивидуальных особенностей человека. У главной героини невероятная физическая подготовка, не каждый такое потянет. Мне кажется, я бы давно сломалась, если бы мне пришлось жить в таком ритме.

Петренко: Тем более что все преподносится так, словно актриса, играющая Лои, вначале пробует танцевать, у нее не очень хорошо получается. Она устает, но в конце концов добивается своего. В фильме пусть не сильно, но заметно, что актриса серьезно готовилась к этой роли.

Рамуне Ходоркайте, Слава Петренко и Анастасия Чередникова

Рамуне Ходоркайте, Слава Петренко и Анастасия Чередникова

Чередникова: Но меня, например, зацепила и порадовала очень именно вот эта целеустремленность главной героини, что она упорно, изо дня в день, постоянно продолжает работать над собой и не останавливается, даже когда что-то идет не совсем по плану. Даже через боль. Это психологически очень сложно.

Ходоркайте: Все-таки это фильм не про танец. Он про личность. Но при этом нужно помнить, что это персональный взгляд режиссера на Лои Фуллер. Никто достоверно не знает, какими были ее танцы, потому что сохранилось очень мало записей. Поэтому я бы не рассматривала этот фильм как серьезный фильм о танце.

Васильева: В фильме есть еще одна видная историческая фигура — Айседора Дункан. В отличие от Лои Фуллер, которая достигает всего своим упорством, она профессиональная танцовщица, у нее природный дар. С кем бы вы предпочли работать как хореографы? С Фуллер или Дункан?

Петренко: С тем, у кого больше энтузиазма и желания работать. Независимо от подготовки.

Ходоркайте: Это личное совпадение, я думаю. Либо ты веришь человеку, с которым работаешь, и идешь за ним и с ним, либо нет. Самое главное — найти своего человека — учителя, партнера, соратника. Конечно, в фильме Лои Фуллер выглядит более симпатично, чем Айседора Дункан. Но все же там показаны первые шаги Айседоры, она наверняка со временем менялась. И одно дело — то, какая ты танцовщица, а другое — какой ты педагог. Это абсолютно разные профессии. И хореограф вовсе не обязательно должен быть хорошим танцовщиком. Я даже не знаю, с кем бы хотела поработать я. Но однозначно Лои Фуллер — та, какой она показана в фильме — мне симпатичнее.

Кадр из фильма «Танцовщица»

Кадр из фильма «Танцовщица»

Васильева: А с кем сложнее в вашей профессии — с тем, у кого техника слабовата, но он готов работать и работать, или с тем, кто отлично владеет своим телом, но имеет непростой характер?

Петренко: Раз на раз не приходится. Есть люди, которым достаточно только объяснить, что нужно делать, и они это делают. Но чаще всего с ними эмоционально сложнее работать. А люди, которые готовы пахать сутками, несмотря на то что у них не получается, совсем другие. И с ними совсем по-другому нужно работать. Да, может быть, это займет больше времени, но с ними гораздо приятнее.

Чередникова: Часто с людьми, которые знают себе цену и хорошо владеют своим телом, сложнее работать, потому что у них зашкаливают амбиции. И эта пелена перед глазами мешает им в итоге достичь тех вершин, куда они способны подняться.

Ходоркайте: Есть результат, есть процесс. Наша профессия все-таки состоит больше из процесса, чем из результата. Выход на сцену — это редкость по сравнению с каждодневными репетициями. Поэтому важно, чтобы процесс приносил удовольствие. Пусть даже мазохистское — какое угодно. А выход на сцену — это просто ступень, чтобы продолжать дальше репетировать.

Кадр из фильма «Танцовщица»

Кадр из фильма «Танцовщица»

Васильева: В фильме очень красочно показано, как сложно было Лои Фуллер добиться совершенства. Она испытывала постоянную боль, почти ослепла. Как такие цели достигаются в реальной жизни?

Ходоркайте: Ну, во-первых, каждодневные тренировки.

Чередникова: С утра до вечера.

Ходоркайте: Тело не обманешь. Ты должен тренироваться каждый день. Как именно — это зависит от поставленной задачи. У Лои Фуллер была задача выдержать тяжесть своего костюма, поэтому она тренировала мышечную выносливость. Бывает, что человек силен от природы, но с возрастом это проходит.

Петренко: То есть танцор должен быть в форме всегда.

Ходоркайте: В этом смысле фильм абсолютно правдив.

Чередникова: В фильме Лои лежит во льду, чтобы прийти в себя после нагрузок. Танцоры тоже иногда так делают, но это не очень полезно для организма. Для женского в первую очередь.

Ходоркайте: Мне кажется, что в фильме это так красочно показано, чтобы вызвать определенные эмоции у зрителя, чтобы он понимал, насколько это тяжелый труд. Но не нужно воспринимать все, что там показано, как абсолютную правду. Все-таки это художественный фильм, где расставлены определенные акценты, чтобы добиться конкретного эффекта, чтобы мы сопереживали персонажам.

Петренко: То есть к таким практикам нужно готовиться, как и к закаливанию, постепенно.

Ходоркайте: Медицина тоже шагает вперед. Есть более щадящие способы привести себя в порядок, распределить нагрузку.

Петренко: Если у тебя есть цель, ты можешь найти много информации о том, как быстрее достичь ее, что нужно есть, что пить.

Ходоркайте: На какую группу мышц тебе нужно делать нагрузку. Сейчас все проще, научнее.

Васильева: В фильме у Лои и Айседоры очень непростые отношения. С одной стороны, это любовь, дружба, взаимное восхищение, с другой — соперничество. Чего больше в танцевальной среде — дружбы или соперничества?

Петренко: Ну, в моем направлении соперничество — это огромный стимул для постоянного развития. Конечно, нужно уметь радоваться победам других людей. Но при этом вот ты посмотрел на них, вдохновился и понял: «Ага, нужно работать». И ты идешь в зал.

Чередникова: Знаете, конкуренция — штука хорошая. Без нее, наверное, не было бы прогресса в принципе и вот этого перехода из эпохи в эпоху. И по сей день конкуренция заставляет человека работать. И любовь, и обожание — это все есть, безусловно. И есть подлость. Это есть и в спорте, и в творчестве.

Ходоркайте: Мне кажется, в фильме еще затронута тема партнерства. Я работаю в основном в театральной среде, где партнерство очень важно. На сцене ты как правило не один, ты с партнером, и ваша общая цель — художественная, эмоциональная. Когда люди — партнеры на сцене, они становятся более близки в жизни. Конкуренция конкуренцией, но есть задача добиться общей цели, и она многое определяет. Но я думаю, что в кино речь немножко о другом. Об эмоциональном состоянии как о толчке для творчества. Потому что если ты зациклен на какой-то одной идее, то творить не из чего.

Мы все творим из собственного опыта, из собственной жизни. И, мне кажется, в фильме имелось в виду именно это — эмоциональное состояние переживаний человеческих, любовных, страстных отношений, потому что ты потом про это на сцене будешь говоришь. Неважно, в какой именно технике. Зритель это тоже чувствует. Вместе с общим декадентским духом той эпохи, переданным в картине.

Кадр из фильма «Танцовщица»

Кадр из фильма «Танцовщица»

Васильева: А насколько танец того времени интересен сегодня профессионалам?

Ходоркайте: Танец ХХ века для нас, выросших в Советском Союзе и в постсоветское время, был во многом закрыт. На самом деле, если исследовать начало ХХ века, бытовые танцы в Европе и Америке — они очень крутые. Все эти чарльстоны, линди-хопы — они технически великолепны. Мы прошли мимо этого. И вот с этой точки зрения они конкретно мне очень интересны, потому что даже поколение наших родителей и бабушек с дедушками знали разве что танго, да и то слегка.

Петренко: В этих танцах есть душа. У меня есть знакомые, которые вдохновляются этими танцами. Они откапывают исторические материалы, читают статьи, что-то ищут. Их привлекает то время, когда все это только начиналось, когда нужно было преодолеть столько преград, чтобы тебя начали уважать и принимать. Поэтому в этих направлениях есть столько энергетики, которую сегодня нам нужно найти в себе, чтобы суметь воспроизвести что-то подобное. Тогда ведь ничего не было. Все приходилось изобретать с нуля, буквально из себя вытаскивать новые движения.

Чередникова: Вот эта недоступность того времени — она, конечно, сделала свое дело. Потому что сейчас гораздо сложнее уже удивить, зацепить, показать что-то особенное. Все уже перепробовано, использовано. Сейчас в этом смысле сложнее.

Ходоркайте: И там действительно было личностное проломление льдов. То есть каждый вытаскивал что-то из себя, проламывал преграды. При этом, мне кажется, мы до сих пор не научились получать от того, чем мы занимаемся, настоящее удовольствие. Если смотреть бытовые танцы того времени, люди просто…

Чередникова: ...они светились.

Ходоркайте: И получали от этого удовольствие.

Чередникова: Мы привыкли к тому, что надо пахать. И вроде бы есть этот творческий процесс, когда ты получаешь удовольствие, но потом все равно эти рамки стираются, и начинаешь опять погружаться в каждодневную пахоту.

Ходоркайте: Мы как-то генетически привыкли быть забитыми в рамки. Шаг влево, шаг вправо — так нельзя, так неправильно. Во времена Лои Фуллер такого не было. Тогда было: я так хочу, я так чувствую. Мы пока несвободны даже на генетическом уровне.

Кадр из фильма «Танцовщица»

Кадр из фильма «Танцовщица»

Васильева: В начале ХХ века общество приняло танец модерн на ура, потому что он был нужен людям. А какие танцы нужны и актуальны сейчас?

Чередникова: Сейчас есть огромный выбор. Тот же хип-хоп очень востребован. Набирает обороты дэнсхолл, потому что это Ямайка, танцы свободных темнокожих людей, которые получают удовольствие от того, что делают. И эта свобода все больше раскрепощает, все больше людей этим интересуются.

Ходоркайте: Мне кажется, что, говоря об актуальности, нужно разграничивать театральные и бытовые танцы. Потому что все современные направления уличных танцев — это то, что близко обычному человеку, потому что он может встать и попробовать их, не будучи каким-то крутым профессионалом. А есть театральное направление, и оно другое. Тот же модерн в итоге превратился в театральное направление. Раньше было такое понятие — эстрадный танец. Что такое эстрадный танец, скажите мне? Эстрадный танец — это то, что мы видим с эстрады, то есть им может быть все что угодно, любой стиль. То есть у нас в советское время было очень искаженное представление об этом. Мне кажется, важен не сколько стиль, а то, трогает ли зрителя то, что ты делаешь. При этом сценическое и развлекательное направления могут и дополнять друг друга. Например, Крымов в спектакле «Тарарабумбия» использует байкеров, чтобы рассказать о Чехове.

Васильева: Благодаря своей изобретательности и упорству Лои Фуллер добилась всемирной известности. Стремление к славе — это обязательная черта профессионального танцовщика?

Петренко: Смотря что подразумевается под словом «слава». Некоторые просто хотят заявить о себе и показать себя таким, каким ты являешься. И неважно, полюбят тебя, не полюбят — тебе просто хочется проявить себя.

Ходоркайте: Мне кажется, большое значение имеет удовольствие. Тебе либо нравится то, чем ты занимаешься, когда на тебя смотрят и тебе есть что рассказать, либо нет. Слава и любовь зрителя — это разные вещи. Главное, нравится ли нам то дело, которым мы занимаемся. Если тебе еще удается этим зарабатывать на жизнь, ты самый счастливый человек на свете. Лои Фуллер не стремилась к славе. Она мечтала танцевать так, как она хочет. Она в фильме представлена как художник, как творец, а не как танцовщица. Она создавала что-то свое. Мне кажется, поэтому она так и зацепилась за Айседору Дункан, постоянно повторяя: «Она танцовщица». Дункан действительно танцовщица, она не такая, как Лои Фуллер.

Петренко: Ну да, судя по фильму, Лои Фуллер в большей степени была хореографом.

Ходоркайте: Художником.

Чередникова: И режиссером.

Ходоркайте: Да, и тут пришла танцовщица, которая увлеклась именно этим направлением. Айседора Дункан стала ее последовательницей, которая соединила две профессии. Перформер — вот кто такая Лои Фуллер!

Читайте также
Новости Пришельцы, зомби и фантастические твари: Премьеры ноября От «Прибытия» Дени Вильнёва до «Фантастических тварей» по мотивам книги Джоан Роулинг — КиноПоиск рассказывает о главных новинках месяца.
Статьи Соко: «Хочу, чтобы меня сыграл Бен Стиллер» Звезда «Танцовщицы» Стефани Соколински рассказала КиноПоиску, как она отказалась от синих волос и изображала влюбленность в дочь Джонни Деппа.
Статьи От Озона до Дарденнов: Самые яркие французские фильмы сезона Одри Тоту станет многодетной матерью, а Марийон Котийяр найдет свою любовь — КиноПоиск выбрал новые франкоязычные фильмы, которые скоро покажут в России.
Статьи Осень — это еще не конец света: Фестивальные хиты сезона По осени до российского проката добираются громкие и не очень премьеры Канн, «Сандэнса» и даже прошлогодней Венеции. КиноПоиск напоминает, какие не стоит пропускать.
Комментарии (3)

Новый комментарий...

  • 4

    Ural Highlander 10 ноября 2016, 12:38 пожаловаться

    #

    Отличное интервью! В беседе с журналистами была идея, а здесь уже чувствуется хорошая подготовка, вопросы и настрой участников. Полное соответствие теме — профессиональный взгляд на фильм. По-моему, самым интересным собеседником была Ходоркайте — выделяется своим уровнем рассуждений. Если, конечно, не считать того, что она наговорила про генетику (удивительно, сколько в наше время специалистов по генетике!) :)

    ответить

  • 2

    alegus13 10 ноября 2016, 14:11 пожаловаться

    #

    Уверен, это будет нежное, чувственное, страстное, дерзкое кино. Такое кино, которое будет пронизывать своей энергетикой каждую клеточку организма. Обязательно посмотрю

    ответить

  • 3

    StanleyRiddick 10 ноября 2016, 17:13 пожаловаться

    #

    Статья про коллекторов была намного интересней и, тем более, забавней :). Даже с учётом того, что я и не танцую, и кредитов не беру.

    КиноПоиск, может возьмёшься за разбор полётов о каком-нибудь фильме в жанре космо-фантастики и побеседуешь с профессионалами в области астрономии и космонавтики? Разобрать можно, например, «Гравитацию». (Да, знаю, что её уже мусолили другие ресуры, как и «Интерстеллар», но всё же было бы интересно узреть комментарии экспертов именно в плане симбиоза сюжета фильма и его реалистичности)

    ответить

 
Добавить комментарий...