Вайда и другие: Новые фильмы польских киноклассиков

Обсудить0

19 октября на Сальваторском кладбище в Кракове похоронили Анджея Вайду. Он был главным, но далеко не единственным польским киноклассиком, который по-прежнему снимал фильмы.

На протяжении десятилетий Анджей Вайда, которого похоронили 19 октября на Сальваторском кладбище в Кракове, был не только знаком качества кинематографии Польши, но и ориентиром для своих коллег по профессии. КиноПоиск рассказывает, что снимали в последние годы сам Вайда и другие признанные польские киноклассики. Все они в свое время либо работали под началом Вайды, либо в определенном смысле с ним конкурировали. Его цеховое влияние было неоспоримым.

«Послеобразы»: Завещание Анджея Вайды

Предпремьерный показ последнего фильма Вайды со сложным названием Powidoki, или
«Остаточные изображения» («Послеобразы» — в другом варианте перевода), стал одним из наиболее ожидаемых событий ежегодного Национального кинофестиваля в Гдыне, проходившего в сентябре 2016 года. Речь идет о силуэтах, остающихся перед глазами при длительном рассмотрении какого-либо объекта. Понятие послеобраза играло важную роль в теории и практике польского художника-авангардиста Владислава Стржеминского, которому и посвящена картина.

Профессор Академии изящных искусств в Лодзи, основатель Музея современного искусства в том же городе, после войны Стржеминский стал объектом настоящей травли со стороны властей. Его уволили из академии, исключили из Союза художников, ликвидировали неопластический зал с его работами в музее, уничтожили сделанное им оформление кафе. Все потому, что единственно верным и возможным стилем в искусстве был объявлен соцреализм, а художник не собирался приспосабливаться и как мог отстаивал свои взгляды, что в итоге стоило ему жизни.

Съемки фильма «Послеобразы»Съемки фильма «Послеобразы»

В «Остаточных изображениях» Вайда вернулся к своему фирменному большому стилю, о чем напоминает экспозиция ленты: на студенческий пленэр приходит новая ученица и спрашивает, где профессор Стржеминский; вскоре тот появляется на вершине холма и вместе с группой студентов скатывается прямо по траве к ногам оторопевшей девушки.

Уже в одной этой, очень вайдовской по духу сцене заключена метафора судьбы художника — желание быть свободным и в то же время вынужденное подчинение неумолимой силе гравитации. Актер Богуслав Линда великолепно справился с необыкновенно сложной ролью, ведь ему пришлось играть человека без руки и ноги, но при этом полного огромной внутренней силы и обаяния.

«Остаточные изображения», завершенные весной, и другие работы Вайды последних лет («Катынь» и «Аир») не просто очередные фильмы режиссера. Появление каждого из них по-прежнему становилось своего рода точкой отсчета для других польских кинематографистов, задавало тон и планку.

Вайда определял вектор развития польского кино на протяжении своей творческой карьеры. Он обладал довольно редким для художника качеством — умением чувствовать зрителя, резонируя с его запросами и интересами. Зрители необязательно соглашались с ним, но всегда вступали в диалог. Так было, например, с принесшим режиссеру международную известность «Каналом» (1957) — трагедией участников Варшавского восстания 1944 года. Самое известное произведение Вайды, «Пепел и алмаз» (1958), по сей день вызывает споры относительно исторической объективности, но его художественная ценность неоспорима.

Кадр из фильма «Пепел и алмаз»Кадр из фильма «Пепел и алмаз»

Вайда пробовал себя в разных жанрах (даже в комедии), на разнообразном материале, каждый раз находя особую и неповторимую форму, поэтому трудно назвать его основную тему и выделить доминирующий стиль. В каком-то смысле своим разнообразием польское кино обязано именно Вайде. Характерна в этом отношении вторая половина 70-х. В 1976 году выходит «Человек из мрамора», открывший для всего восточноевропейского кино тему расчетов со сталинизмом. В 1978-м — камерная психологическая драма «Без наркоза», образец «кино морального беспокойства». В 1979-м — «Барышни из Вилько», экранизация повести Я. Ивашкевича, проникнутая ностальгией по ушедшей молодости и щемящим чувством необратимости жизни.

1981 год принес режиссеру «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В это десятилетие укреплялся статус Вайды как классика. Однако период после трансформации политической системы Польши (1990-е) оказался для режиссера, как он сам не раз признавался, очень трудным: кино начало стремительно меняться, американизироваться, и в этих условиях ему было все сложнее найти общий язык со зрителем. И все же мастер до самого конца сохранял поразительную творческую активность и планировал съемки новых лент.

Работая над «Остаточными изображениями», Вайда постоянно подчеркивал, насколько ему важно рассказать эту историю именно сейчас. Метафорический язык, свойственный режиссеру с начала его карьеры, в новом социально-политическом контексте действует не менее сильно. Польские критики отмечают, что картина Вайды — это наиболее смелое политическое высказывание последнего времени. Несмотря на то, что она посвящена послевоенным годам, взаимоотношения людей культуры с властью как в Польше, так и в России все больше напоминают ту эпоху. Лента Вайды, к великому сожалению, стала завещанием и одновременно предостережением.

Кадр из фильма «Катаракта»Кадр из фильма «Катаракта»

«Катаракта»: Тема, которая не отпускает Рышарда Бугайского

В конкурсной программе фестиваля в Гдыне 2016 года был представлен новый фильм и другого, менее известного у нас польского мэтра Рышарда Бугайского.

Свою карьеру Бугайский начинал под крылом Вайды, возглавлявшего кинообъединение «X», которое стало колыбелью «кино морального беспокойства». Именно там Бугайский снял классический фильм «Допрос» (1982—1989) о безвинной женщине, брошенной в тюрьму на рубеже 1940—1950-х годов и подвергавшейся кошмарным пыткам. Автора «Допроса» словно не отпускают темы, связанные со сталинской эпохой. В 2009 году появился «Генерал Нил» о трагической судьбе офицера Армии Крайовой в первые послевоенные годы, и вот теперь — «Катаракта».

В основу картины легла реальная история полковника спецслужб Юлии Бристигер, прозванной Кровавой Луной за особую жестокость при допросах обвиняемых. В некотором смысле Бугайский подхватывает линию Кровавой Ванды из оскароносной «Иды» (2013), но если героиня Агаты Кулеши в фильме Павла Павликовского не выдерживает и кончает жизнь самоубийством, то Бристигер (в экспрессивном исполнении Марии Мамоны) пытается понять причины своего бесчеловечного поведения, найти рациональные аргументы и, возможно, хоть какое-то оправдание. С этой целью она отправляется к кардиналу Стефану Вышиньскому (тоже реальная историческая личность), когда-то находившемуся в заключении под ее надзором. Прежде чем Вышиньский встретится с женщиной, ей придется общаться с другими священнослужителями и еще раз мысленно пройти весь свой страшный путь.

Эстетическая сторона «Катаракты» вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, там замечательные актерские работы, а композиции кадров и каждая мизансцена основательно продуманы (оператор Аркадиуш Томяк), что позволяет достаточно глубоко погрузиться в атмосферу Польши начала 60-х. С другой — утрированные, на границе хорошего вкуса, ретроспекции жестоких допросов в застенках послевоенных тюрем, а ближе к финалу и вовсе просто китчевая сцена, где главная героиня видит в статуе распятого Христа одну из своих жертв. Фильм не дает ответа на вопрос о том, что же толкало людей на столь бесчеловечные поступки, но показывает возможность искреннего раскаяния.

Кадр из фильма «Эксцентрики»Кадр из фильма «Эксцентрики»

«Эксцентрики»: Фильм Януша Маевского о молодости

Специального приза «Платиновые львы» за вклад в польское киноискусство был удостоен в Гдыне Януш Маевский, который был и остается одним из лучших в польском кино жанровых режиссеров с тончайшим чувством стиля. О какой эпохе он бы ни снимал, всегда получается яркий, живой и точный образ.

Его последний фильм «Эксцентрики» (2015) — это в каком-то смысле лента тоже политическая. Она показывает атмосферу вечной подозрительности и неуверенности, пронизывавших жизнь Народной Польши. Но на самом деле это легкий, ироничный, зрительский (в лучшем смысле слова) фильм о молодости, музыке и любви.

Рассказывая об очаровательном музыканте, который вернулся в маленький польский городок из Англии в конце 50-х, чтобы создать там ансамбль, и влюбился в загадочную красотку, Маевский будто бы воскрешает классическую мелодраму тех лет с ее неспешным темпом, постоянной игрой со зрителем и... тайной. В этом ему помогают актеры, чувствующие ритм времени и исполняющие свои роли, подобно джазовым партитурам.

Кадр из фильма «11 минут»Кадр из фильма «11 минут»

«11 минут»: Набор трюков от Ежи Сколимовского

Первым кинематографическим опытом Ежи Сколимовского стала работа над сценарием «Невинных чародеев» Вайды — фильма, обозначившего перелом в творчестве классика и наметившего поворот польской киношколы к современной тематике. Дебютировав автобиографической лентой «Особые приметы» (1964), Сколимовский сразу и последовательно пошел по этому пути, так что его недаром иногда называют единственным представителем «новой волны» в истории польского кинематографа. Вернувшись на родину из многолетней эмиграции, режиссер словно обрел второе дыхание. Сначала были удивительные «Четыре ночи с Анной» (2008), потом неожиданное «Необходимое убийство» (2010), и вот в прошлом году состоялась премьера ленты «11 минут».

Когда новый фильм демонстрировался в конкурсе Национального фестиваля в Гдыне, было очевидно: с точки зрения профессионализма и владения ремеслом со Сколимовским не может сравниться никто. Уже в первых картинах режиссер продемонстрировал чувство кинематографической материи, а годы работы на Западе способствовали его развитию. И тем не менее после «11 минут» остается ощущение эффектного, но лишенного подлинной глубины трюка. Перед нами несколько развивающихся в параллельном монтаже историй совершенно разных людей, живущих в одном большом городе. В конце одиннадцатой минуты их объединит некое событие, зависящее лишь от некоторых из них.

Нельзя не признать: оторваться от экрана трудно, драматургия картины расписана как по нотам. И все-таки от режиссера масштаба Сколимовского хочется чего-то большего. А может быть, это проблема индивидуального восприятия? В конце концов, режиссер (тем более классик) никому ничего не должен. Членов жюри в Гдыне, видимо, терзали подобные сомнения, и в итоге они присудили фильму Сколимовского призы за монтаж и музыку (абсолютно заслуженно), а также спецприз с формулировкой «За оригинальность художественной концепции».

Кадр из фильма «Инородное тело»Кадр из фильма «Инородное тело»

«Инородное тело»: Обвинение от Кшиштофа Занусси

Последняя на сегодня работа великого Кшиштофа Занусси «Инородное тело» (2014) — международная копродукция с серьезным вкладом российских продюсеров и при участии наших актеров. В этом фильме, как часто бывает у Занусси, происходит столкновение двух жизненных позиций, двух мировоззрений — религиозного и прогрессивного, под которым режиссер понимает полную свободу от любых норм, условностей и в конечном счете от морали.

Эта проблема волнует Занусси уже давно. Он постоянно говорит о ней на публичных выступлениях, рассуждает в статьях и книгах. Но на экране, к сожалению, она выглядит недостаточно убедительно. Будучи поставленными в жесткие драматургические рамки, хорошие актеры вынуждены играть не столько живых людей, сколько функции (особенно это касается Агнешки Гроховской, исполняющей роль беспринципной и распущенной руководительницы корпорации), а ситуации в своей преувеличенности, пусть и намеренной, приближаются к абсурду.

Польский режиссер обвиняет новое поколение в отсутствии нравственных ориентиров (во многом справедливо), но использует устаревший язык. Показательна в этом плане, например, метафора отключения электричества как проявления высшей силы. Возможно, в «Инородном теле» режиссеру не хватило иронии, присутствовавшей в «Сердце на ладони» (2008), поднимавшем похожий круг вопросов.

Кадр из сериала «Неопалимая купина»Кадр из сериала «Неопалимая купина»

«Неопалимая купина», «Карточный домик» и другие успехи Агнешки Холланд

Агнешка Холланд, как и Рышард Бугайский, начинала в кинообъединении «X» и, кроме того, тесно сотрудничала с Вайдой. Холланд написала сценарии к двум фильмам мастера («Без наркоза» и «Корчак»), впоследствии много работала за рубежом, стала снимать качественные американские сериалы (в диапазоне от «Прослушки» и «Убийства» до «Карточного домика и «Ребенка Розмари») и сейчас занимает особое место в польской режиссуре. Фильмы Холланд носят авторский характер и в то же время, благодаря безошибочному умению выстраивать повествование, пользуются успехом у зрителей.

Это относится к исторической драме «В темноте» (2011) о судьбах львовских евреев в годы войны — ленте, с эстетической точки зрения вдохновленной вайдовским «Каналом». То же можно сказать и об усыпанном наградами мини-сериале «Неопалимая купина» (2013), посвященном драматическим перипетиям в жизни родителей Яна Палаха — пражского студента, который поджег себя в знак протеста против вторжения в Чехословакию войск Варшавского договора. Сейчас Холланд работает над экранизацией романа современной польской писательницы Ольги Токарчук «Веди свой плуг по костям мертвецов» — детектива о серии загадочных убийств охотников в провинции.

После кончины Вайды в интервью порталу Onet Холланд говорила: «Анджей был для меня большим другом, очень дорогим человеком и настоящим мастером. Мы, польские кинематографисты, все вышли из него».

Смотрите также

Глубокий вырез: Какие сцены убирали в СССР из зарубежных фильмов

1 августа 2018

Как это смотреть: Путеводитель по творчеству Бориса Хлебникова

14 октября 2017

Агнешка Холланд снимет для Netflix сериал об альтернативной истории Польши

13 сентября 2017

Ушел из жизни режиссер Анджей Вайда

10 октября 2016

Главное сегодня

Как Вонг Кар-Вай пишет кино светом

Сегодня

Любовники, детективы и подводники: Что смотреть дома в выходные

Вчера

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

Вчера

Сериал «Половое воспитание» посмотрели 40 млн пользователей Netflix

Вчера

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

Вчера

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Вчера

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт