• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Жди меня: Фильмы, которые были потеряны и снова найдены

В Чехии был найден считавшийся ранее утраченным фильм Жоржа Мельеса. КиноПоиск вспомнил другие примеры, когда потерянную классику находили многие годы спустя.
Жди меня: Фильмы, которые были потеряны и снова найдены
Кадр из фильма «Новый кинотеатр „Парадизо“»

В Чехии был найден считавшийся ранее утраченным фильм одного из основоположников мирового кино, французского режиссера Жоржа Мельеса. Ленту под названием Match de prestidigitation («Конкурс волшебников», другой вариант перевода — «Соревнование жуликов»), снятую в 1904 году, передал в дар Национальному киноархиву человек, пожелавший остаться неизвестным.

То, что он считал бобиной с рулоном старой кинопленки, для специалистов оказалось бесценной находкой. Подобных случаев в истории кино не счесть. КиноПоиск вспомнил другие примеры, когда потерянные фильмы долгие годы где-то лежали в ожидании своего шанса быть найденными.

Как фильмы теряются

Всего сегодня в мире ищут около 3500 разнообразных картин, большинство из которых представляют исторический интерес. Считается, что некоторые ленты утрачены полностью и навсегда, некоторые существуют в укороченных и перемонтированных версиях. Другие лежат где-то, будучи спрятанными в жестяных коробках, заваленными хламом, переназванными, и ждут своего (перво)открывателя.

Кадр из фильма «Лондон после полуночи»

Кадр из фильма «Лондон после полуночи»

Особенно плачевно дело обстоит с немым кино. Согласно исследованиям Библиотеки Конгресса США, около 70 % от 11 тысяч немых фильмов, снятых в Америке, и около 80 % из снятых в Великобритании потеряны навсегда. Тому есть несколько причин. С приходом звука многие посчитали немое кино пережитком прошлого и обращались с ним крайне небрежно. Наверное, в то время никто не подозревал, как отчаянно историки и просто коллекционеры будут искать заветные негативы, а немые фильмы — собирать полные залы. Лишь к середине 30-х годов пришло осознание, что кино нужно сохранять.

Старая пленка была легковоспламеняющейся и со временем становилась еще более неустойчивой. Ее стремились поскорее уничтожить, пока она случайно не загорелась и не спалила все вокруг (что хорошо показано в «Новом кинотеатре „Парадизо“» Джузеппе Торнаторе). К тому же из такой пленки можно было извлечь немного серебра, что и делали ее владельцы, не обращая внимания на художественные достоинства фильма.

Пожары остались настоящим проклятием для хрупкой пленки и в следующие десятилетия. Так, например, при пожаре на студии MGM в 1967 году сгорела единственная копия немого ужастика Тода Браунинга «Лондон после полуночи» с Лоном Чейни в главной роли. Сегодня этот фильм считается своего рода святым Граалем, потерянным навсегда фильмом номер один. В числе других кандидатов на это звание чаще всего называют «Горного орла» Альфреда Хичкока и «Женщину моря» Джозефа фон Штернберга, продюсером которой был Чарли Чаплин. К счастью, от «Лондона» и «Женщины» остались отдельные кадры и фотографии со съемок, что дало возможность сделать на их основе фотофильмы (их можно посмотреть на YouTube).

Причины потерь могли быть и более зловещими. Говорят, что студия MGM, сняв свою версию «Газового света», попыталась избавиться от всех существующих копий оригинальной английской картины Торолда Дикинсона 1940-го.

Как фильмы находятся

Часто обладатели разыскиваемых фильмов не представляют, что находится у них в руках. Пленки долгие годы пылятся в архивах и частных коллекциях, даже в музеях кино, пока не находятся знатоки, способные разглядеть сокровища среди мусора. Бобины до сих пор обнаруживают в разных уголках мира — в сараях, на складах, в заброшенных зданиях на снос, в старых кинотеатрах. Об этом Питер Джексон снял свое лукавое и проникновенное мокьюментари «Забытые киноленты».

Питер Джексон в фильме «Забытые киноленты»

Питер Джексон в фильме «Забытые киноленты»

Он рассказывает о вымышленном первооткрывателе и первопроходце кинематографа Колине Маккензи, который снимал в родной Новой Зеландии фильмы, обгоняя Мельеса и Люмьеров: первым открыл крупный план, цвет, звук и бог знает что еще. Серьезно и озабоченно рассказчик за кадром объявляет, что для особенной пленочной эмульсии Колину требовалось 12 яиц на одну минуту фильма. Следующий кадр — вырезка из газеты «Украдены тысячи яиц» (грозная музыка и легкое кудахтанье на заднем плане). Питер Джексон, чья влюбленность в кино сквозит в каждом кадре «Забытых кинолент», утверждает, что якобы обнаружил пленки в старом сарае в саду тетушки-соседки, где он когда-то играл ребенком. Режиссер «Властелина колец» не только тонко обыгрывает здесь приемы немых фильмов, но и наглядно демонстрирует археологический трепет исследователя, радость от находки.

Часто истории про вновь обретенные фильмы напоминают «Забытые киноленты», а иногда звучат настолько неправдоподобно, что любой вымысел сдался бы: в Австралии дети играли в футбол мячом, сделанным из коробки с пленкой с одним из потерянных фильмов! Важный немой австралийский фильм «Сентиментальный парень» пылился в американском архиве, потому что его сотрудник переделал название в «Сентиментальную блондинку», не разобрав австралийский сленг. В 1920-е годы служащий студии Universal Pictures оставил пленки на хранение друзьям и забыл о них, и нашлись они только в наше время. А самую первую полнометражную экранизацию Шекспира, «Ричарда III» (1912), украл киномеханик и возвратил лишь в 1996 году.

Из психиатрической больницы обратно на экраны

Благодаря таким находкам немое кино сегодня по крупицам возвращается к нам. Первый Шерлок Холмс и, собственно, первый детективный фильм длиной 30 секунд вышел на экраны в 1900 году, исчез и снова объявился лишь в 1968 году. Три секунды, вероятно, первого японского анимационного фильма были найдены в Киото в 2005-м.

Первую ленту о докторе Франкенштейне сняли в 1910 году на студии Эдисона. Она представляется важной для своего времени: шла целых 12 минут, а из-за сложного грима съемки заняли три дня — непозволительная роскошь для тех лет! Монстр внешне сильно отличался от того, каким мы его знаем сегодня. Когда в случайно обнаруженном журнале 1910 года киноманы увидели кадр из фильма, они тут же бросились на его розыски. Вскоре нашелся коллекционер и архивист, объявивший, что владеет полной копией.

Немецкие копии картины «Не такой, как все» с Конрадом Фейдтом были уничтожены нацистами в 1933 году. С тех пор фильм, один из первых сочувственно показавший гомосексуализм в кино, считался утерянным. Копия нашлась в Украине в конце 1970-х и была восстановлена Мюнхенским музеем.

Кадр из фильма «Не такой, как все»

Кадр из фильма «Не такой, как все»

Каждая подобная находка немного меняет сложившиеся представления об истории кино. В 2014 году в архиве Амстердама был найден фильм Джорджа Пирсона «Любовь, жизнь и смех», входивший в список потерянных фильмов, составленный Британским киноинститутом. Зрители того времени и критик Каролин Лежён считали фильм одним из лучших, а Пирсона — очень талантливым режиссером золотого века английского немого кино. После 1924 года наступил кризис, пленки сгорели, были изъяты, уничтожены или переработаны. До этого историки кино были уверены, что из работ Пирсона полностью уцелел только фильм Squibs Wins the Calcutta Sweep, а также отрывки детективного триллера Ultus, the Man from the Dead. Так могло быть и дальше, если бы в 2012 году в голландскую столицу не прибыли коробки с пленкой, найденные в маленьком городе Хаттеме при перестройке здания, которое когда-то служило кинотеатром.

Режиссерская версия «Страстей Жанны д'Арк» Карла Теодора Дрейера была сильно порезана цензурой, а оригинальная версия погибла при пожаре. И в 1981 году практически в первозданном состоянии она была найдена не где-нибудь, а на складе психиатрической больницы в Осло. Коробки с пленкой отправили в Норвежский киноинститут, где они пролежали еще три года.

Главная находка в истории кино

Наверное, самой главной находкой в истории кино стала почти полная версия «Метрополиса», футуристического шедевра Фрица Ланга. В свое время он не понравился ни критике, ни публике, в итоге был перемонтирован, сокращен и упрощен для американского проката. В последний раз полная версия демонстрировалась в 1927 году в Берлине, а оригинальная 80 лет считалась утерянной. Предполагается, что одна из полных версий была выслана в Аргентину в 1928 году по заказу местных прокатчиков. Купивший пленку кинокритик Мануэл Пена Родригез продал ее в 60-е Аргентинскому национальному фонду искусства, который впоследствии передал ее Музею кино в Буэнос-Айресе. Там она собирала пыль с 1992 года, пока историк кино, куратор и коллекционер Фернандо Пена буквально не откопал ее в 2008-м.

30 новых минут полной версии раскрывают линии некоторых второстепенных персонажей, мотивы их поступков и другие сюжетные загадки. Возможно, эти ключевые сцены были вырезаны как слишком жестокие, а может быть, чтобы сократить хронометраж.

Кадр из фильма «Метрополис»

Кадр из фильма «Метрополис»

Фильм Чаплина, о котором никто не знал (кроме русских)

В 2009 году английский изобретатель Морас Парк, коллекционирующий буквально все подряд, купил за пять долларов жестяную коробку с пленкой на интернет-аукционе eBay. На ней оказался семиминутный фильм Чарли Чаплина 1916 года «Оцепление» (Zepped), который не просто считался потерянным — никто даже не знал о его существовании!

Можно представить себе восторг человека, проглядевшего негативы на свет и увидевшего фигурку Чарли Чаплина. Он тут же бросился искать информацию о фильме, связался с Британским киноинститутом — и ничего! В конце концов была найдена единственная ссылка на фильм в переведенной статье из русской прессы, где говорилось, что он был снят в Англии в 1916 году и, возможно, показан в Египте. Военная пропагандистская комедия, в которой герой Чарли бросает вызов немецким дирижаблям, умудрилась стать одной из первых лент, соединивших анимацию с игровыми сценами. Чтобы изобразить взрывы, авторы (в духе Питера Джексона) рисовали и царапали прямо по пленке.

Потерянные Хичкок, Китон и Дракула

В 2011 году американский архивист принялся за исследование частной коллекции киномеханика из Новой Зеландии, остававшейся нетронутой после его смерти в 1989 году. Он обнаружил бобины с пленкой под названием «Сестры-близнецы», которые оказались половиной потерянного фильма «Белая тень». Вторым режиссером (а также сценаристом, художником и монтажером) на этой кинокартине выступил 24-летний Альфред Хичкок. Кстати, там же была найдена часть комедии «Вверх по течению» Джона Форда.

Так же неожиданно нашелся ранее неизвестный отрывок «Кузнеца» Бастера Китона, серьезного гения немой комедии. Благодаря все тому же вездесущему Фернандо Пене, который изучил огромное количество 9,5-миллиметровых пленок, купленных на eBay в 2008-м его другом и коллекционером Фабио Манесом. Фильмы в то время часто снимали с двух стоящих рядом камер — для домашнего и международного рынка. Поэтому копии могли слегка отличаться. Однако в этом случае разница оказалась значительной: фильм обрел новый финал, а романтическая составляющая даже перевесила слэпстик. Как и в случае с «Метрополисом», который перетаскивали из архива в архив, полная версия «Кузнеца» долгое время валялась никем не замеченная. Пена считает: «Фильм всегда был с нами, только никто его не искал» (сегодня обновленного «Кузнеца» можно посмотреть в интернете).

Кадр из фильма «Дракула»

Кадр из фильма «Дракула»

Практика раннего кино, при которой студии сразу создавали несколько версий фильма на разных языках (при этом использовались те же декорации, иногда те же звезды), подарила еще один потерянный, а затем найденный фильм. Режиссер Джордж Мелфорд по ночам снимал испанский вариант «Дракулы» параллельно с фильмом Тода Браунинга, который сегодня считается классикой фильмов ужасов. Съемочная группа Мелфорда решила превзойти американского маэстро ужасов Браунинга, создав драматическое, более контрастное освещение, да так, что фильм, по мнению ряда критиков, получился куда выразительнее. Он был потерян сразу после выхода на экраны и найден лишь в 1970-е.

Неизвестный дебют Орсона Уэллса

Свой самый первый фильм, сюрреалистичные «Сердца на склоне лет», Орсон Уэллс снял в возрасте 19 лет на пару со школьным товарищем. Однако первая по-настоящему профессиональная картина Уэллса «Слишком много Джонсона» считалась потерянной.

В ее основе лежит фарс 1894 года, в главной (комической) роли дебютировал Джозеф Коттен, который ходит по крыше небоскреба в духе Гарольда Ллойда. Фильм считается своеобразным мостиком между театральными и кинематографическими работами Уэллса. Он был снят таким образом, чтобы демонстрироваться вместе с постановкой его театра Mercury Theatre. Три акта пьесы должны были начинаться с киновступления. Однако показ по техническим причинам не состоялся, а сама постановка провалилась и не добралась до Бродвея. Фильм так и не был смонтирован. Уэллс забыл про него и обнаружил пленку только три десятилетия спустя в своем доме под Мадридом.

«Не могу вспомнить, все время она там пролежала или кто-то ее притащил позже, — вспоминал Уэллс. — Я посмотрел — копия оказалась в отличном состоянии, ни одной царапины. Коттен играет великолепно. Я тут же решил смонтировать фильм и подарить ему на день рождения». Но полученный результат он никому не показывал, считая, что без театральной части все это не имеет смысла. В 1970 году пожар уничтожил и эту, как считалось, единственную копию.

В 2008 году полная версия была найдена на итальянском складе транспортной компании северного портового городка Порденоне (Pordenone), где пролежала с 1970-х. К счастью, в городе действовала организация Cinemazero, регулярно показывающая старое кино. Она-то и поняла истинную ценность находки. По удивительному совпадению в этом же городе проходит фестиваль немого кино, где в 2013 году состоялась премьера. А в 2015 году фильм был показан полностью вместе с театральной постановкой в Нью-Йорке. Сейчас он доступен в интернете.

Исследователи обратили внимание, что в этой работе 23-летнего режиссера уже виден будущий Уэллс. Наверное, именно тогда, когда он сидел в номере отеля по колено в пленке, пытаясь смонтировать четыре часа материала, Уэллс и влюбился в кино.

Фильмы, которые были забыты по воле их создателей

У современных фильмов (назовем так кино периода с 1960-х годов до нашего времени) больше шансов потеряться по воле своих разочарованных создателей, чем стать жертвой небрежности или стихийного бедствия.

У дебютного фильма Джона Кассаветиса «Тени», оказывается, существует более ранняя версия 1957 года, которую мало кто видел. Сам режиссер считал ее утраченной, но его ученик Рэй Карни потратил немало времени, чтобы найти загадочные оригинальные «Тени». Он нашел их у дочери нью-йоркского старьевщика, которая забрала пленку в бюро находок. До сих пор первая версия не была показана из-за разногласий о правах между Карни и вдовой Кассаветиса Джиной Роулэндс.

Любопытная история произошла с картиной «Где Парсифаль?», премьера которой прошла в Канне. Среди актеров засветились такие гиганты, как Тони Кертис и Орсон Уэллс, что не помешало фильму исчезнуть практически сразу после выхода. Однако когда фильм вошел в список пропаж Британского киноинститута, то режиссер Анри Эльман сам отдал 35-миллиметровую пленку для архива.

Запись популярного бродвейского спектакля «Гамлет» 1964 года (режиссер Питер О'Тул, в главной роли занят Ричард Бёртон) считалась уничтоженной после неудачного показа в кинотеатрах. Пленка неожиданно нашлась в гараже Бёртона после его смерти в 1984 году.

Кадр из сериала «Доктор Кто»

Кадр из сериала «Доктор Кто»

«Доктор Кто», спасенный Нигерией и цензурой

Как оказывается, с телевидением тоже все не так гладко. 97 эпизодов классического «Доктора Кто» 60—70-х годов пропали из-за небрежного обращения с негативами. Кассеты на телевидении того времени стирали, перезаписывали, выбрасывали. К 1983 году уже не хватало целых 134 эпизодов. С тех пор некоторые были найдены — частично благодаря усилиям BBC, искавшей в своих архивах, а частично благодаря наблюдательности фанатов. К тому же многие эпизоды были перезаписаны для продажи за рубеж и таким образом выжили. Правда, их еще оставалось найти.

Одна такая находка состоялась в Нигерии, где высокие температуры, казалось бы, не располагают к хранению киноматериалов. Филип Моррис, директор телевизионной компании, обнаружил девять новых эпизодов, включая культовую «Паутина страха» (пятая серия пятого сезона), которую сценарист современной версии Марк Гейтисс называет квинтэссенцией сериала. Другая необычная находка «Доктора» случилась в 1996 году. Фанаты заметили, что в австралийском архиве хранятся несколько сцен, снятых на 16-миллиметровую пленку и изъятых из оригинальной трансляции. Таким образом, единственными выжившими кусочками оказались запрещенные к показу. Как тут снова не вспомнить «Новый кинотеатр „Парадизо“» Торнаторе и пронзительный финальный ролик с вырезанными цензурой поцелуями?

Читайте также
Новости Режиссер «Полного расколбаса» поставит анимационную версию «Семейки Аддамс» Конрад Вернон возьмется за проект студии MGM, основанный на комиксах Чарльза Аддамса.
Новости Галь Гадот рассмотрят на место Анджелины Джоли в «Невесте Франкенштейна» Не успев толком начаться, «Темная вселенная» Universal начинает трещать по швам.
Новости Съемки «Невесты Франкенштейна» с Джоли отложили из-за проблем со сценарием Производство картины Билла Кондона должно было начаться 1 февраля 2018-го.
Комментарии (50)

Новый комментарий...

  • 62

    Come On Closer 18 октября 2016, 10:38 пожаловаться

    #

    Вот за такие материалы я люблю кинопоиск. Бравушки!

    ответить

  • 81

    El_principe 18 октября 2016, 10:54 пожаловаться

    #

    отличная статья, побольше бы таких!
    спасибо

    ответить

  • 2

    Ghostb 18 октября 2016, 14:12 пожаловаться

    #

    поддерживаю)

    ответить

  • Когда неизвестный человек передал плёнку с давно забытым фильмом Жоржа Мельеса, сразу же вспомнился «Хранитель времени», но он тут не при чём, главное ведь произведение истинного создателя нашлось, и дай так чтобы в нашем кино промелькнуло что-то эдакое! Сколько же картин предстоит нам увидеть? Интересно посмотреть «Лондан после полуночи», что же это за фильм N 1 который превосходит все существующие, правда интересно. Понятно откуда у Джексона такие скрытые таланты к режиссуре, молоток!

    ответить

  • 7

    Gerc0g 18 октября 2016, 11:32 пожаловаться

    #

    Великолепная статья!
    Жаль конечно, что многие фильмы утрачены (и походу безвозвратно). Кино — одна из немногих возможностей удачно обмануть время, и весьма обидно, если в некоторых случаях победа все же остается за беспощадным временем((
    В этом плане хочу добавить, что интернет дарит прекрасную возможность сохранить для потомков все богатство его величества кинематографа и прискорбно наблюдать как некоторые личности ерепенятся, тем самым мешая благородной цели. Особенно удивляют молодые (и не очень) авторы, снимающие так называемое независимое и артхаусное кино, но сами же в силу своей жадности и гордости (а вернее вредности и глупости) перекрывают доступ к своим творениям широкой публике.

    ответить

  • 1

    a1evtinka 18 октября 2016, 12:11 пожаловаться

    #

    Не надо путать уважение к фильмам и пиратство, которое происходит как раз из обратного — неуважения к фильмам и их создателям. Я, например, тоже смотрю фильмы онлайн или с торрентов, но не кричу, что это наше право, это законно и правильно.

    ответить

  • 3

    gala-gala 21 октября 2016, 14:40 пожаловаться

    #

    А я Вас всецело поддерживаю. .. у фильмов, недоступных широкой публике есть все шансы затеряться и во времени и в пространстве, искусство без зрителя- нонсенс.

    А за статью автору спасибо:)

    ответить

  • 10

    Ural Highlander 18 октября 2016, 12:07 пожаловаться

    #

    С просмотром «Метрополиса» долго тянул — ждал, когда отреставрируют и примотают найденные сцены. Есть в этом своя прелесть, когда смотришь кино «с историей». Кстати, ещё можно было бы упомянуть недавно открытые первые кукольные мультфильмы Александра Ширяева.
    Очень надеюсь, что когда-нибудь отыщут полную режиссёрку «Однажды в Америке». Случаются ведь чудеса. К тому же, «подобных случаев в истории кино не счесть».

    ответить

  • CineManyac 30 ноября 2016, 23:56 пожаловаться

    #

    А Режиссёрскую Версию «Метрополиса» вЮ-Тьюб или на Другие Хорошие и, Главные Бесплатные Ресурсы не Выкладывали?:-/… Кто Знает- Подскажите- Очень Хотелось бы Насладиться Шедевром!:-))…

    ответить

  • Ural Highlander 17 декабря 2016, 16:27 пожаловаться

    #

    Не совсем понимаю, что имеете ввиду под режиссёрской версией. В 2001 году была представлена версия «Метрополиса» длительностью в 2 часа, а в 2008 году чудесным образом в Аргентине нашли 16-мм куски, оказавшиеся 30 минутами отсутствующих сцен «Метрополиса». Это тоже ещё не полная версия Ланга, но наиболее полная существующая. Таким образом, с 2008 года (точнее, с 2010, когда работы по реставрации были завершены) доступна версия длительностью 150 минут, в том числе на Youtube (и практически все версии на Главном Бесплатном Ресурсе сейчас тоже по 150 минут).

    ответить

  • 17

    dron1032 18 октября 2016, 13:32 пожаловаться

    #

    А представляете сколько потерянных сценариев пылиться на полках. То есть фильмов еще даже не рожденных.

    ответить

  • 28

    space_specter 18 октября 2016, 13:55 пожаловаться

    #

    Очень классная статья, пожалуй, лучшая за последнее время)
    Интересно, конечно, какой путь порой проделывает фильм: немецкий фильм в Украине, копия «Страстей Жанны д`Арк» на складе психушки, «Доктор Кто» в Нигерии…
    А этого нового найденного фильма Мельеса я что-то в И-нете отыскать не смог, видимо, заливать в Сеть его пока не торопятся(

    ответить

  • 6

    Ghostb 18 октября 2016, 14:11 пожаловаться

    #

    «Очень классная статья, пожалуй, лучшая за последнее время»
    это точно)

    ответить

  • jumper1 18 октября 2016, 14:29 пожаловаться

    #

    А из какого фильма кадр в шапке новости? Что-то явно знакомое, но точно не помню.

    ответить

  • 10

    Uz_Wolf 18 октября 2016, 14:52 пожаловаться

    #

    Смею предположить, что это из фильма Новый Кинотеатр «Парадизо».

    ответить

  • jumper1 18 октября 2016, 14:54 пожаловаться

    #

    Да, это он!

    ответить

  • 7

    Миша-35 18 октября 2016, 14:59 пожаловаться

    #

    Жаль, что фильмы теряются, и хорошо, что находятся — где бы и как бы то ни было.
    Современные ленты теперь, наверное, в безопасности. Не знаю точно, но, вероятно, с них снимают множество копий, страхуя от всяких чрезвычайных обстоятельств.
    Материал еще раз заставил пожалеть о том, что в сутках всего 24 часа. На немое кино, даже лучшее из лучших, катастрофически не хватает времени.
    Отдельный разговор о режиссерских версиях и просто материале, отснятом в ходе съемок. Вскоре после выхода последней части «Властелина колец» ЗМИ полнились слухами о том, какое громадное количество материала отснял Джексон во время работы над трилогией, не попавшего даже в самые полные режиссерские версии и дополнительные материалы на ДВД. Потом прошла информация, что сэр Питер не захотел их никому показывать и их просто уничтожили. Остались разве что эскизы и наброски, да и то не факт. Почему режиссер так решил поступить, знает только он сам, но лично я, как зритель и поклонник «ВК», сожалею до сих пор.
    А за статью огромное спасибо, КиноПоиск: очень информативная и интересно изложенная.

    ответить

  • 4

    Jedi Aragorn 18 октября 2016, 15:47 пожаловаться

    #

    Кто-нибудь знает номер телефона Анны Закревской? Или, на худой конец, страничку? :)

    Вот с такой девушкой беседовать о кино — самое то. Полумрак, мягкий диван, за окном сильный дождь, непрекращающиеся беседы о кино.

    ответить

  • 9

    Анна Закревская 18 октября 2016, 16:12 пожаловаться

    #

    Вот она я)

    ответить

  • 3

    Заповедник 18 октября 2016, 16:51 пожаловаться

    #

    Судя по пустому профилю на Кинопоиске, вы предпочитаете пользоваться IMDB?

    ответить

  • Да, все так.

    ответить

  • 3

    Заповедник 19 октября 2016, 19:47 пожаловаться

    #

    Спасибо за честность.

    ответить

  • 9

    Victror ZoRg 18 октября 2016, 15:51 пожаловаться

    #

    Жаль у нас такими делами почти никто не занимается. А ведь наверняка тоже большое количество советских картин валяются где-нибудь в архивах.

    ответить

  • 5

    Alan_Forlani 18 октября 2016, 15:52 пожаловаться

    #

    А мне сразу вспомнилась история про «Мастера и Маргариту» Кары, которую лет 15 не могли найти.

    ответить

  • 1

    lehmr 18 октября 2016, 20:47 пожаловаться

    #

    Могли.

    Проблема была в правообладании.

    ответить

  • Alan_Forlani 19 октября 2016, 17:49 пожаловаться

    #

    Так в том-то и дело. Как раз про такие случаи в статье и идет речь.

    ответить

  • 6

    MyTube 18 октября 2016, 16:29 пожаловаться

    #

    КиноПоиск, спасибо за экскурс в историю кино, этот текст — один из лучших проектов и материалов за последнее время. Надеемся на большее от автора и надеемся, что кто-то обнаружит пропавшие фильмы!
    PS история про короткометражку с Чаплином — супер!

    ответить

  • 5

    dharmabum 18 октября 2016, 16:32 пожаловаться Ланг был спасен

    #

    Какое счастье, что обнаружили в свое время «Метрополис». До сих пор захватывает дух при просмотре в отреставрированной версии (конечно, с оглядкой на почти 100 лет, прошедших с выхода).

    ответить

  • 6

    Заповедник 18 октября 2016, 16:43 пожаловаться

    #

    Один из лучших материалов на Кинопоиске — обстоятельно, познавательно, на интереснейшую тему… Похоже, редакция все же читает комментарии и обращает внимание на критику пользователей?

    Надеюсь, все потерянные фильмы в свое время будут найдены и обретут подобие вечности в цифровой форме. А стоят они просмотра или нет — решит каждый сам для себя.

    ответить

  • 12

    SashaRush 18 октября 2016, 16:44 пожаловаться

    #

    Почему фильмы не сохраняются (в большинство)? Да потому, что плёнка с нитроцеллюлозной подложкой, использовавшаяся в немом кино, была чрезвычайно горюча. То есть эта старая плёнка была огнеопасной! Пожары не только уничтожали в архиве студии Fox и MGM, ещё в 1924 году на студии Universal тоже были уничтожены ранние фильмы студии (в том числе и Оборотень — 1913). Существует версия, что главным врагом киноархива является микроорганизм. Человек — тоже один из главных причин утерянных фильмов. Так например, когда в 1948 году основатель студии WB Джек Уорнер уничтожил и стёр негатив к фильму Город согласия, снятый в 1933 году, последний раз эту картину показывали в 1942 в Испании. В 1933 году Чарли Чаплин уничтожил фильм Женщина моря (продюсер фильма — Чарли Чаплин), не смотря на то, что студия вообще не планировала выпускать фильм на экран и с тех пор забыли её навсегда.

    Так вы возможно не слышали, почему некоторые фильмы могут сохранятся, а некоторые нет! Например, когда в 1956 году студия Уорнер Бразерс продала половину своих фильмографий к телевизионной студии Associated Artists Productions. А в 1958 году студия a.a.p. была куплена студии United Artists.

    Самые яркие примеры сохранения ранних нитратных пленок — коллекция, помещенная в 1928 г. в шахту рудника Доусона (Северная Канада) и с тех пор забытая. Когда кинопленки в 1978 г. были извлечены из вечной мерзлоты, обнаружилось, что они прекрасно сохранились.

    На заметку: Начиная с 2015 года, старые и забытые фильмы, которые считались утерянными и их нашли! Считается, что полиэфирная подложка помогает сохранять пленку.

    Что нашли?
    Семь грешников (1925, WB), Шоу девушек и Человек и момент (снятые WB/FN), мультфильм Уолта Диснея Колокольчики на санях с участием Кролика Освальда. Также найдены «Квадраты» Оскара Фишингера, Гонки на выживания, Kid Gloves и другие.

    Кто следующий? — Террор, Лондон после полуночи, 4 дьявола, Золотоискатели Бродвея и другие.

    ответить

  • 4

    elektra225 18 октября 2016, 20:05 пожаловаться CCCP

    #

    Интересно сколько советских фильмов пылится в архивах. Которые в СССР положили на полку и не пустили в прокат ?
    Кстати забыли упомянуть о Сталкере, весь отснятый фильм засветили пленку. Им пришлось переснимать его.

    ответить

  • 1

    gala-gala 21 октября 2016, 15:08 пожаловаться

    #

    Есть такой почти утраченный фильм у Эйзенштейна- называется «Бежин луг», сейчас восстановлен как фотофильм

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Бежин_луг_(фильм)

    ответить

  • lehmr 18 октября 2016, 20:48 пожаловаться

    #

    За «Забытое серебро» — респект от сисеро!

    ответить

  • 1

    cheh1994 19 октября 2016, 17:21 пожаловаться

    #

    Какая великолепная статья !

    ответить

  • 9

    Атли 20 октября 2016, 11:21 пожаловаться

    #

    Во-первых, по-русски правильно «на Украине», а во-вторых, какая Украина в 70-е годы? УССР тогда уж.

    ответить

  • Sakharidze 22 октября 2016, 05:31 пожаловаться

    #

    Отличная статья.

    ответить

  • 2

    kennymustdye 22 октября 2016, 22:37 пожаловаться

    #

    Да, обнаружение «Метрополиса» в свое время дико порадовало.

    ответить

  • В1О2В3А4Н5 23 октября 2016, 17:59 пожаловаться

    #

    Очень интересно и познавательно было читать. Огромное спасибо за такую качественную статью!

    ответить

  • Аромат_счастьЯ 24 октября 2016, 18:01 пожаловаться

    #

    прекрасная статья! найти потерянный фильм, как это должно быть, удивительно, чистая магия

    ответить

  • 3

    konst19791019 26 октября 2016, 17:57 пожаловаться

    #

    Присоединяюсь: Автору статьи — спасибо!
    В порядке инфы: на фестивале архивного кино в Белых Столбах каждый год показывают очередные находки — то из подвалов, то с чердаков. В том числе, и российские, и советские фильмы.

    ответить

  • 2

    Cucci 27 октября 2016, 13:23 пожаловаться Wir

    #

    И более новые фильмы теряются. Так вышло с западнонемецкой экранизацией нашей (на тот момент запрещённой) классики — Евг. Замятин «Мы». https://www.kinopoisk.ru/film/366187/

    Долгие годы после того времени, когда это кино изредка показывали на Западе по телевизору, фильм был утерян. По крайней мере один из буквально пары человек на IMDB, кто это ещё помнил, утверждал, что даже обращался в ту студию, что его сняла, и пришёл лаконичный ответ: фильм утерян.

    И всё ж сбылось поверье: чего в Интернете пока нет, рано или поздно появится!))) Кто-то оч. преданный Замятину отыскал-таки копию… и не самую плохую притом! И сам всё перевёл на русский. Благо собственно оригинал русского автора в помощь.))) А сейчас он уже и самими немцами выложен, и тысячи людей (кому нужна такая правда и в такой подаче, как у одного из зачинателей уникального жанра антиутопии — русского писателя Замятина) его смотрят и благодарят энтузиастов, воскресивших из небытия единственную (если не считать французской короткометражки прошлого года) экранизацию этого культового в определённых кругах романа!

    ответить

  • 1

    Kroatan 28 октября 2016, 05:01 пожаловаться

    #

    А я всё мечтаю, что когда-нибудь найдутся вырезанные полчаса сцен из «Уродцев» Браунинга…

    ответить

  • Rashad 30 октября 2016, 12:59 пожаловаться

    #

    Хорошая статья)
    Я конечно не видел полную Алчность, но вариант с кадрами мне тоже очень понравился

    ответить

  • 1

    dreammer 4 ноября 2016, 16:12 пожаловаться

    #

    Может быть, таким же образом, когда-нибудь и найдётся первый фильм Хичкока. Я бы очень этого хотел.

    ответить

  • Как же это всё интересно!
    Немое кино — это магия! Обожаю, особенное Жоржа Мельеса! Узнала больше о нём из киноленты «Хранитель времени» Мартина Скорсезе!
    Отличная статья, спасибо большое!!!:)

    ответить

  • Alexeyfox 8 ноября 2016, 04:32 пожаловаться Сохраняйте фильмы!

    #

    Друзья, сохраняйте фильмы почаще)), чтобы ничего не пропало!

    ответить

  • artlifeconcept 10 ноября 2016, 21:15 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью, очень интересно!
    Не хватило только знаменитой истории о первой версии «Сталкера» А. Тарковского, фактически украденой со студии монтажёром Людмилой Фейгиновой и сгоревшей затем в 1990 году в её квартире в пожаре, в котором погибла и сама Людмила.
    Хотя история создания «Сталкера», пожалуй, достойна отдельной статьи)))

    ответить

  • 1

    Коллектив авторов 16 ноября 2016, 12:21 пожаловаться Вопрос к КиноПоиску

    #

    На сайте есть множество всяких списков фильмов.
    Нужен ещё и список утраченных фильмов.

    ответить

  • 1

    Ural Highlander 17 декабря 2016, 16:30 пожаловаться

    #

    Список на Википедии обманчиво небольшой, но на самом деле ведь их чудовищно много. Из раннего кино вообще дошло до нас совсем мало (проще перечислить, какие дошли). Та же вики говорит: по оценкам Фонда кино Мартина Скорсезе, 80 % американских немых фильмов навсегда утрачены.

    ответить

 
Добавить комментарий...