Питер Джексон: «Сейчас каждый может снять фильм»

Обсудить0

Режиссер «Властелина колец» и «Кинг-Конга» — о работе со съемочной командой и спонсорами, а также о своем эгоизме и фильмах, которые его вдохновляют.

17 сентября в Москву приезжал режиссер Питер Джексон. В рамках празднования 10-летия бизнес-школы «Сколково» режиссер принял участие в открытой дискуссии под названием «Братство мечты: Как построить успешный бизнес, следуя за своей мечтой». В беседе также участвовали продюсер Александр Роднянский, глава совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин, а также бизнесмены Вадим Дымов и Михаил Куснирович.

КиноПоиск побывал на дискуссии и выбрал самые интересные моменты из ответов Питера Джексона.

О мечтах и возможностях

Мне очень повезло, потому что мечта, которая у меня была в 18 лет, — это то, что я делаю сейчас. Сейчас же для меня мечта — это всегда фильм, который еще не существует и который я хочу создать. Я стараюсь представить, какой именно это будет фильм, и надеюсь, что я могу его снять и что его посмотрят. Я мечтаю об историях, которые хочу рассказать. И иногда мне удается их воплотить.

Мы живем в такое время, когда человек, который действительно мечтает снимать кино, может это делать. 30—40 лет назад у вас было не так много шансов. Все зависело от опыта, хорошей камеры. И, если честно, все, кто хотел делать фильмы тогда, делали это в основном из-за своей страсти, а не для того, чтобы заработать денег. Ты мечтал рассказать историю. А сейчас каждый может сделать это. Есть телефон в кармане? Снимаешь, выкладываешь это на YouTube — и все, ты режиссер. И если ты расскажешь действительно занимательную историю, то ты можешь начать собственную карьеру и заниматься ею всю жизнь. Я думаю, что сейчас просто изумительное время, потому что каждый может превратить свою мечту в фильм.

Фото: Элен Нелидова, КиноПоискФото: Элен Нелидова, КиноПоиск

О спонсорах и эгоизме

Я всегда стараюсь, чтобы на меня не оказывало влияние то, что спонсоры потенциально захотели бы профинансировать или увидеть. Это вообще очень важно для кинорежиссера. Когда я создаю фильм, я делаю его для себя. Я всегда стараюсь быть очень эгоистичным в этом отношении, поэтому думаю: «Окей, если бы я смотрел это кино и оно было снято кем-то другим, то что бы я хотел в нем увидеть?» Я не тот человек, который бы делал то, что мне говорят делать. Я делаю те фильмы, которые задумал.

Но я всегда знаю, для кого делаю фильм, несмотря на то что говорю, что делаю его для себя. Обычно я приношу сценарий студиям и рассказываю им, что хочу показать в фильме. Это помогает им увидеть то, что у меня в голове. Единственная вещь, которую студия всегда хочет знать: «Есть ли кто-то еще в мире, кто захочет посмотреть фильм?» Основная ответственность студии в том, чтобы точно решить, для кого создается фильм, найти его целевую аудиторию. Если непонятно, что фильм добьется успеха, его никогда не станут финансировать.

Нужно понимать, что если вы делаете фильм за 150 млн долларов, то у вас должна быть настолько широкая аудитория, насколько это возможно. Она должна состоять из множества людей — мужчин, женщин, молодых, старых. Однако если вы хотите сделать сумасшедший фильм ужасов за 5 миллионов долларов и хотите, чтобы такое же число людей посмотрело этот фильм, то это уже неважно. Вы все равно уже получите выгоду.

Фото: Элен Нелидова, КиноПоискФото: Элен Нелидова, КиноПоиск

О работе с командой

Чтобы делать такие фильмы, которые делал я, вам нужно 150—200 действительно увлеченных людей с совершенно разными способностями. Это должны быть не только люди, которые умеют обращаться с камерами и делают какие-то технические вещи, но и люди, которые могут все спланировать до мельчайших деталей, придумать декорации, положить ковры на пол или создать дизайн целой деревни.

Я люблю делать так, чтобы все люди, с которыми я работаю, просыпались по утрам и были счастливы приходить на площадку. Я не говорю каждому из них, что делать, но мне нравится, когда они приходят ко мне со своими идеями, показывают, что они спроектировали, спрашивают мое мнение. Как режиссер, я становлюсь таким фильтром, который решает, что эта идея хороша, но, чтобы ее добавить в фильм, ее надо доработать. То есть ты просто направляешь людей, стараешься пробудить в них креативность. Потому что в итоге это должно быть кино, которое запланировал ты. Не может быть фильма, который создается 200 разными ощущениями. Это должен быть фильм, который в итоге становится историей в едином мире, и этот мир должен чувствоваться как реальный.

Кстати, я всегда говорю, что члены моей съемочной группы могут прийти ко мне и сказать, если я делаю что-то не так, или сказать, что у них есть идея получше. Потому что я хочу слышать, как мне сделать фильм настолько хорошим, насколько возможно.

О работе с женщинами

Уже 27 лет я живу с Фрэн (Фрэнсис Уолш, жена Джексона, новозеландский продюсер и сценарист — Прим. ред.), которая также занимается продюсированием и пишет для меня сценарии. Мне очень повезло, что я живу и работаю с одним и тем же человеком. Вообще у меня несколько женщин в команде: продюсер, сценарист и ассистент режиссера. Мне действительно нравится работать с женщинами в кино, потому что у них эго меньше, чем у мужчин, при этом они больше полагаются на чувства. В целом женская команда для меня во время создания фильма более привычна, чем мужская.

Фото: Элен Нелидова, КиноПоискФото: Элен Нелидова, КиноПоиск

О начале работы над «Властелином колец»

Это был примерно 1996 или 1997 год, и мы с Фрэн обсуждали возможность создания фильма «Властелин колец». Мы позвонили продюсеру Харви Вайнштейну, сооснователю компании Miramax. Он финансировал фильм «Небесные создания», над которым мы недавно закончили работу. Идея фильма по «Властелину колец» показалась Харви очень интересной, но ни он, ни мы не знали, у кого были права на экранизацию книги.

После долгих поисков мы наконец выяснили, что права принадлежат продюсеру Солу Заенцу. Сол Заенц — это человек, который продюсировал фильм «Пролетая над гнездом кукушки», например. В тот момент он работал над проектом «Английский пациент». Изначально этот фильм должна была финансировать 20th Century Fox. Однако примерно за неделю до начала съемок студия вышла из проекта, поставив судьбу фильма под угрозу. И тут на пути «Английского пациента» оказался Вайнштейн с Miramax, которые и взяли на себя финансирование. Так что Сол Заенц оказался в большом долгу перед Вайнштейном.

Так благодаря стечению удачных обстоятельств мы и получили права на «Властелина колец». Конечно, это не было бесплатно, и мы заплатили Заенцу за права. А Харви согласился профинансировать работу над сценарием. Вот так все и началось.

Об опасности технологий

Мы всегда стараемся следить за тем, какие новые технологии можно использовать во время работы над фильмом. Но дело в том, что с технологиями надо быть очень осторожными. Они могут не только развивать воображение, но и, наоборот, ослаблять его, отнимать у людей способность мечтать и необходимость самим решать какие-то задачи. Поэтому, когда ты используешь в фильме технологии, важно с их помощью вдохновлять на мечты.

О фильмах, которые вдохновляют

Фильмы, которые меня вдохновляют, — это, например, первый «Кинг-Конг» 1933 года. Я увидел его, когда мне было восемь или девять лет. И этот фильм заложил в мою голову идею снимать фильмы. Так что он действительно изменил всю мою жизнь. Если бы тогда в Новой Зеландии я не увидел по телевизору «Кинг-Конга», то, возможно, я бы не был тем, кем сейчас стал.

Смотрите также

Питер Джексон: «Я изображаю бога отбросов. Узнаете меня?»

5 декабря 2018

«Волшебника страны Оз» назвали самым влиятельным фильмом в истории

30 ноября 2018

Трейлер фильма «Они никогда не станут старше»: Забытые лица Первой мировой

21 ноября 2018

Документальный фильм Питера Джексона собрал почти миллион долларов за день

18 октября 2018

Главное сегодня

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

Сегодня

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

Сегодня

Сериал «Ханна» представят на «Берлинале-2019»

Сегодня

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

Сегодня

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

Сегодня

Билл Скарсгард поразил Джеймса МакЭвоя на съемках «Оно 2»

Сегодня

Сериал «Половое воспитание» посмотрели 40 млн пользователей Netflix

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт