всё о любом фильме:
Статьи

Реализм до последнего пикселя: Визуальные эффекты «Дуэлянта»

Арман Яхин, отвечавший за компьютерную графику в фильме «Дуэлянт», рассказал КиноПоиску, как придумывались эффекты — от поломанного лица до нарисованного Казанского собора.
Реализм до последнего пикселя: Визуальные эффекты «Дуэлянта»
Кадр из фильма «Дуэлянт»

На российские экраны вышел «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва — атмосферная картина о дворянской чести и дуэлях в XIX веке. Директор студии Main Road Post Арман Яхин, работавший над фильмом, рассказал и показал КиноПоиску, как визуальные эффекты изменили мир «Дуэлянта» — от мелочей вроде затертых труб до поломанного лица и нависающего сквозь завесу дождя Казанского собора.

Внимание к деталям

Я всегда воюю с продюсерами, которые считают, что графика — это просто кнопку нажать. В титрах «Дуэлянта» указано 204 человека, занимавшихся компьютерной графикой. Супервайзером визуальных эффектов был Павел Нефедов. Непосредственно на съемках работал наш специалист Алексей Зайцев. Как супервайзер площадки, он следил, чтобы отснятый материал оперативно поступал к нам, чтобы все записывалось как надо, чтобы мы могли дать комментарии и что-то скорректировать в процессе.

Режиссер Алексей Мизгирёв требовал от нас невероятной тщательности. Какие-то вещи мы исправляли буквально по пикселю. Основная сложность «Дуэлянта» как раз в том, что режиссер и продюсеры требовали предельной реалистичности. Чтобы зритель не понимал, что это графика, чтобы она не отвлекала и не перетягивала на себя внимание. Это трудоемкая работа — сначала нарисовать, а потом довести изображение до идеального состояния.

Как выглядят визуальные эффекты в «Дуэлянте». Видео Main Road Post.

В случае с «Дуэлянтом» работы было много, а сроки сжатые, и приходилось привлекать много людей со стороны, а это тоже создавало определенную сложность. Одно дело — это наша команда. Мы привыкли к поправкам, к терпению, к перфекционизму. Но далеко не все к такой высокой планке были готовы. Вообще 80 % того, что мы исправляем, никто никогда не увидит в кино. Зрители будут следить за сюжетом, там уже будут диалоги и музыка, будет большой экран, на котором меньше заметны детали, потому что точка фокуса у тебя уменьшается. Но мы понимаем, что проект мы делаем не для одного показа, и надеемся, что он будет иметь продолжительную жизнь, а значит, все нужно сделать по максимуму. Иначе потом мы сами будем видеть свои косяки и расстраиваться.

Уровень внимания к деталям — для зрителя это, наверное, звучит как пустая фраза. Все так говорят. Но здесь количество труда, вложенное в это внимание к деталям, действительно беспрецедентно. Это тяжело. Доходит и до жестких споров, и до невероятной усталости, конечно. Мы в каждом кадре что-нибудь затирали, например водопроводные трубы на зданиях. У нас есть сцена внутри кареты: герои проезжают мимо здания, идет дождь, и там как раз на здании была большой толщины труба. И ведь зритель не должен догадаться, что изображение как-то улучшено. Кажется, что это мелочь, а у нас на аутсорсе работала над этим целая команда.

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Мы действительно никогда такого не делали. Например, в картине есть созданный нами ночной общий план Петербурга. Все детали проработаны: вода в реке есть, лодки по ней плавают, люди в темноте на мосту что-то чинят, но все в итоге провалено в черноту, чтобы было реалистично. Мне пришлось смещаться в том, что касается визуального подхода, подчиняясь требованиям режиссера. Сделаешь уходящую вдаль улицу чуть в дымке, а тебе звонят: убирай дымку, она там не нужна, нужно, чтобы это было как вид из окна, максимально реальный. Приходилось себя ломать, уходить от попытки придать кадру художественности. Нужна была глухая реалистичность. Внутренне хотелось по-другому, но мы шли за режиссером. Когда на цветокоррекции люди, много лет занимающиеся изображением в кино, не сразу разобрались, что это графика, для меня это было очень важно.

Альтернативный Санкт-Петербург

Хотя графики в фильме много, все снималось на реальных улицах Петербурга, и настоящая фактура в кадре осталась. Грязь на улицах тоже настоящая. Ее привозили для съемок специально, заливали все водой и грязью. Это натуральные вещи, живые фактуры, которые, как и свет, выстроенный и пойманный оператором Максимом Осадчим, сделать на графике очень тяжело. Наша задача — добавить какие-то вещи так, чтобы зритель даже не догадался об этом.

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Наши ребята сделали архитектурный конструктор из классических питерских фасадов зданий. Они были созданы на основе реальных, и потом мы из них выбирали, как из библиотеки, и составляли новую улицу. Например, есть длинный кадр, в котором герои едут мимо большого количества домов. На самом деле актеры ехали на фоне хромакея, а эти дома — собранный нами конструктор.

В «Дуэлянте» общие планы Петербурга — это полностью рисованные кадры. Часто мы в существующую реальность добавляли элементы прошлого. При этом за исторической достоверностью погони не было, и мы опирались далеко не всегда на реально существующие и существовавшие объекты. Например, у нас есть мост, которого в Питере никогда не было. Но его уже кто-то из продюсеров узнал и принял за реальный мост в самом начале его постройки. В «Дуэлянте» все-таки представлен альтернативный Петербург. Хотя это не педалируется, это не стимпанк, но это и не совсем Петербург, каким мы его знаем. Легко заметить на общих планах: постоянно мелькают Исаакиевский и Казанский соборы, но каждый раз они появляются в разных местах. Иногда мы их ставим рядом, иногда разносим. Мы создавали образ города, а не реконструировали прошлое.

Грозный собор и поломанное лицо смерти

Среди самых сильных в плане визуальных эффектов — сцена на ярмарке у Казанского собора. Сначала эту сцену хотели сделать у самого собора, но потом здание начали реставрировать, чем-то красить, и снимать там стало невозможно. Поэтому на окраине Питера мы поставили большой хромакей и уже на постпродакшене влепили туда собор и питерские улицы. Пожалуй, эта сцена моя любимая из тех, над которыми мы работали в «Дуэлянте». Она получилась по-настоящему крутой, удалось добиться ощущения нависающего над рынком собора, который существует в кадре независимо от движения света и камеры. Например, иногда его почти скрывает плотная завеса дождя, но он все равно там где-то есть.

Блок сцен внутри дворянского собрания тоже был для нас сложным. Но эти трудности было легко предугадать. Нужен был реалистичный задний план, а сцена при этом павильонная. Павильонное освещение — это всегда смоделированное освещение. Его тяжело воссоздать и подобрать так, чтобы фон и детали выглядели реалистично, не отрывались от отснятого материала, не смотрелись плоским искусственным задником, чтобы интерьер и экстерьер сочетались естественно и в соответствии с тем, как наши глаза воспринимают освещение.

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Помимо крупных, целиком созданных городских пейзажей, есть и куча мелочей в плане визуальных эффектов. Так как фильм о дуэлях, часто требовалось добавление эффекта выстрела, крови. У нас есть страшная сцена, которая происходит в поселении алеутов. Героя Петра Федорова пытаются убить разбойники. Они медленно всаживают в него нож, потом вынимают — все это реалистично, подробно. Стилет, который входит в Петра Федорова по самую ручку, конечно, дорисовывали мы. Волна, которую вы видели в трейлере и которая участвует в открывающей сцене у алеутов, — это тоже наша работа.

Не так много, но есть и работа с персонажами. Например, у героя Гармаша частично нет руки, и он снимался в зеленой перчатке, а мы уже стирали ее и дорисовывали. Один из персонажей в картине погибает от удара булавой и после этого лежит в морге с поломанным лицом. Наши художники, конечно, натерпелись. Нужно было рисовать эскизы с разорванной кожей, сломанным черепом, искать референсы, изучать вопрос. Выглядит в фильме это, конечно, довольно страшно, но технически было просто. Вот поиск того, как это сделать, чтобы лицо погибшего героя не вызывало отвращения, не было мерзким и в то же время устрашало, олицетворяло смерть, был непростым и занял несколько месяцев.

Арман Яхин также работал над визуальными эффектами в фильмах «Сталинград», «Турецкий гамбит», «Адмиралъ», «Особо опасен», «Обитаемый остров», «Август. Восьмого», «Метро», «Призрак» и других.

Полезный опыт «Сталинграда»

Опыт накапливается. В какой-то момент ты просто достигаешь определенного уровня и хуже уже не сделаешь. Опыт «Сталинграда» был очень полезен. Во-первых, тот же оператор. Во-вторых, в «Сталинграде» были стереоформат и длинные-длинные кадры, в которых не скроешься за монтажом. Длинный детализированный кадр продолжительностью 30—40 секунд, который можно долго рассматривать, дал как раз опыт перфекционизма.

Кадр из фильма «Дуэлянт»

Кадр из фильма «Дуэлянт»

«Дуэлянт» очень красиво снят. Планка, которую задали оператор и художник-постановщик во главе с режиссером, очень сильно на нас повлияла. Максим Осадчий почти все в «Дуэлянте» снимал с рук. А это вещь почти магическая: чуть-чуть ракурс не тот — и уже другая история. Он тщательно ракурсы выбирал, снимая вживую, и это тоже нельзя потерять, хотя это даже сложно описать словами. Максимальная свобода, которая есть у оператора, потом тоже, бывает, оборачивается головной болью для специалистов по графике, но здесь пришлось эту цену заплатить.

Технологии развиваются и позволяют делать все то же самое быстрее и качественнее. Если бы мы не проработали два года над «Сталинградом», то вряд ли смогли бы завершить визуальные эффекты «Дуэлянта» за три месяца плотной работы после монтажа. Это очень сжатые сроки для фильма, в котором 400 шотов с компьютерной графикой. Но опыт — это ведь не только технические навыки, это еще и опыт внутрикомандного общения, поиска творческих решений. Иногда отдельные сцены вызывают совершенно неожиданные трудности, о которых мы просто не могли знать, пока не увидели отснятый материал. В итоге, например, у нас есть даже работа по персонажной анимации, но надеюсь, что зрители этого не заметят. Это как раз та часть киношного волшебства, которое не хочется разрушать.

Читайте также
Новости Операторы выбрали «Дуэлянта» В борьбе за профессиональную премию «Белый квадрат» оператор Максим Осадчий победил самую титулованную работу прошлого года «Рай» Андрея Кончаловского.
Новости Фильм «Ученик» стал лидером по числу номинаций на «Нику» Картина Серебренникова может получить премию в восьми категориях, тогда как «Рай» Кончаловского, возглавляющего «Нику», заявлен в пяти номинациях.
Новости «Экипаж» и «Дуэлянт» лидируют в номинациях на «Золотого орла» Фильмы Николая Лебедева и Алексея Мизгирева претендуют на награды в десяти категориях, в том числе и на главный приз за лучший фильм по итогам 2016 года.
Комментарии (42)

Новый комментарий...

  • 7

    frizzbee 30 сентября 2016, 16:50 пожаловаться

    #

    Грамотный подход для своего бюджета. Посмотрим, что преподнесет нам «Викинг»

    ответить

  • Журавлямба 30 сентября 2016, 22:28 пожаловаться

    #

    «Викинг» — интересный проект. И хотя рисовали там тоже наверняка много, но по трейлеру видно, что очень вложились в костюмы, декорации и трюки. И посмотрим, непременно посмотрим.

    ответить

  • 1

    ВНЧ 30 сентября 2016, 17:25 пожаловаться пара придирок

    #

    К фильму. Снято красиво и здорово, но много кадров откуда-то снизу. В сценах в толпе ощущал себя карликом, шныряющим между дылдами.
    К заставке. Снято качественно и чётко, но заставка Фонда кино вся в ступеньках. Неужто нельзя 2 буквы сделать в FullHD? Не солидно как-то.

    ответить

  • Это прекрасно. Это пять. Мечтаю о дне, когда единственной претензией к российским фильма будет неровный лого Фонда кино.

    ответить

  • Daniyar Dark Knight 30 сентября 2016, 17:37 пожаловаться

    #

    Кто уже успел заценить? Как кино? Кроме визуальной части есть еще что-то достойное внимания?

    ответить

  • 1

    El_principe 30 сентября 2016, 18:29 пожаловаться

    #

    красиво, не спорю…
    но главное все же содержание, оценим-с

    ответить

  • 8

    Энерги-Я 30 сентября 2016, 21:15 пожаловаться

    #

    Нифига себе запросики от фонда кино) При нынешней обстановке даже хорошая картинка при небольшом бюджете — это шаг вперед. На содержание давно закрыть глаза надо, чтобы не защипало. Я уже и не помню когда в последний раз смотрел русское кино в Blu-Ray (никогда). Может это будет в первый раз.

    ответить

  • 2

    El_principe 30 сентября 2016, 22:47 пожаловаться

    #

    при чем тут это?)
    что курите то?)))

    ответить

  • 14

    sergeu76 30 сентября 2016, 19:15 пожаловаться

    #

    Ну вот опять… Не успел фильм выйти, а уже статья на тему «какие мы молодцы!»: «это МЫ сделали», «это МЫ дорисовали», «а это опять МЫ сделали»… Как говорится, сам себя не похвалишь…
    Уже и смотреть не интересно…

    ответить

  • Журавлямба 30 сентября 2016, 21:43 пожаловаться

    #

    А что, надо было дождаться, пока фильм забудут? Или рассказывать о том, что сделал кто-то другой? Можно еще сразу о фильме вообще не рассказывать, страницу на Кинопоиске попросить удалить, афиши в кинотеатрах не вешать — к чему хорошему фильму реклама? Кому нужно, тот и так сходит.

    ответить

  • 2

    sergeu76 30 сентября 2016, 23:05 пожаловаться

    #

    Эвоно как у Вас всё кардинально!)))
    Я вообще-то имел ввиду, что не стоит так рано раскрывать «карты». Как правило, это плохо сказывается на посещаемости..

    ответить

  • staplesnout 30 сентября 2016, 19:37 пожаловаться

    #

    За что вы так с Новым Эрмитажем, реалисты вы наши? :(

    ответить

  • Vadim Kuzmenko 30 сентября 2016, 21:52 пожаловаться

    #

    Главными критиками будут люди которые выйдут из кино залов. А сейчас все эти танцы и пляски мол мы сняли супер фильм не к чему!

    ответить

  • Журавлямба 30 сентября 2016, 21:59 пожаловаться

    #

    Главные критики от «Жениха» в восторге, а Сарику за «Что творят мужчины» девять мильёнов отсыпали.

    ответить

  • 1

    Журавлямба 30 сентября 2016, 22:04 пожаловаться

    #

    Интервью (или статья все же) годное. Вообще это очень интересно — как делают кино. Любого человека тут интересно послушать — наверное, даже юристы могли бы много интересного рассказать. Еще бы вот такую же статью от создателей спецэффектов почитала бы про «Ледокол» (шторм! айсберги!) и про «28 панфиловцев» (взрывы! пули свистят!).

    Еще очень бы хотелось бы сценаристов временами послушать. Почему решили так или иначе. Кто давит, почему.

    ответить

  • Grigory Gershenzon 5 октября 2016, 19:42 пожаловаться

    #

    Режиссер давит, кто ж еще :)

    ответить

  • 1

    a1evtinka 30 сентября 2016, 22:45 пожаловаться

    #

    «В какой-то момент ты просто достигаешь определенного уровня и хуже уже не сделаешь». Надеюсь, что это произойдет и с российским кино.

    ответить

  • 3

    Юлия Медведева 1 октября 2016, 15:00 пожаловаться

    #

    вчера посмотрела это фильм, хотелось очень, ролики понравились, ждала, можно сказать… какое разочарование! скучно ужасно. компьютерный фальшивый дождь надоел. думала, хоть актеры вытянут. а с другой стороны: зачем? мертво в зародыше!

    ответить

  • 3

    siriusdv 3 октября 2016, 15:20 пожаловаться

    #

    Да настоящий там дождь! Визуальная составляющая вообще на высоте. Главная проблема как обычно — сценарий и прежде всего диалоги. Они просто ужасны.

    ответить

  • 1

    Юлия Медведева 15 октября 2016, 23:12 пожаловаться

    #

    конечно, настоящий. и сухая одежда настоящая, и кожа лица и все остальное под настоящим дождем стеной. настоящее некуда просто, пять с плюсом

    ответить

  • altair2022 2 октября 2016, 02:50 пожаловаться

    #

    Как-то, всё равно, сразу видишь где реальная картинка, а где воссозданная.

    ответить

  • 1

    alsaar 8 октября 2016, 20:35 пожаловаться Я вернулся в мой город, знакомый до слёз

    #

    Редко когда хочется пересмотреть фильм, и это именно такой. Удивительный случай, когда понимаешь, что снято с хромакеем, а не напрягает. Здорово, стильно снятый фильм! Интересный, увлекательный сюжет. Классные, не приевшиеся ракурсы. Отличные костюмы, грим, цветовая гамма. Прекрасно сыграли актёры, все на своих местах. Спасибо режиссёру, художникам, продюсерам и всем, кто сделал такое кино! Особое спасибо за такой Петербург, атлантов!
    Идите в кино, не пожалеете.

    ответить

 
Добавить комментарий...