Статьи

Фильм месяца: Классический «Бен-Гур»

Пока в мировом прокате терпит бедствие новый «Бен-Гур», КиноПоиск вспоминает фильм 1959 года, ставший рекордсменом по количеству «Оскаров».
Фильм месяца: Классический «Бен-Гур»

Пока в мировом прокате терпит бедствие новый «Бен-Гур», КиноПоиск вспоминает фильм 1959 года, ставший рекордсменом по количеству «Оскаров».

Заставить льва замолчать

Немая версия «Бен-Гура», романа-бестселлера Лью Уоллеса, вышла еще в 1925 году. Четверть века спустя студия Metro-Goldwyn-Mayer задумала цветной и звуковой ремейк, однако запустить в производство масштабную историческую эпопею решилась только после того, как другая крупнобюджетная постановка, «Десять заповедей» студии Paramount, окупилась в прокате и принесла прибыль. В режиссерское кресло позвали Уильяма Уайлера, но тот сначала отказался — постановщика не устроило качество сценария. Однако любопытная история, возможность посостязаться с режиссером «Десяти заповедей» ДеМиллем и чек на солидную сумму (рекордные по тем временам 350 тысяч долларов и проценты от дохода с проката) убедили Уайлера взяться за проект.

«Бен-Гур» 1925 года

«Бен-Гур» 1925 года

Новый «Бен-Гур» был снят за девять месяцев на студии «Чинечитта» в Италии и стал постановкой во всех смыслах самой большой. Огромный бюджет, многотысячная массовка, декорация для сцены гонки на колесницах площадью в 7 гектаров, сама сцена — десятиминутное торжество экшена, которого не знали экраны кинотеатров. Вернее, знали. В фильме 1925 года была ее предшественница, но немая и черно-белая. Но самое интересное, что звуковой «Бен-Гур» заставил замолчать знаменитого льва Лео из заставки студии MGM. Вместо зловещего рыка и угрожающего оскала — статичное изображение зверя в полупрофиль. Виной всему открывающие сцены, в которых рассказывается о рождении Христа. Создатели картины посчитали, что львиный рык не очень-то настраивает зрителя на нужный лад. Лео пришлось умолкнуть.

Классика с подтекстом

С начала 1950-х, когда MGM только объявила о возможном ремейке, среди потенциальных исполнителей заглавной роли мелькали имена Марлона Брандо, Берта Ланкастера, Пола Ньюмана, Рока Хадсона, Лесли Нильсена и Кирка Дугласа. Однако в итоге остановились на звезде все тех же «Десяти заповедей» Чарлтоне Хестоне. Хестон и стал Иудой Бен-Гуром, представителем знатного иудейского рода, за три с половиной часа экранного времени проходящим путь от свободного человека до раба и обратно, встретившим по дороге Иисуса Христа и потерявшим лучшего друга. Будущий обладатель «Оскара», Хестон был настоящей голливудской звездой, чего не скажешь о новом Бен-Гуре образца 2016-го Джеке Хьюстоне.

«Десять заповедей»

«Десять заповедей»

Лучшим другом Бен-Гура когда-то был Мессала, которого сыграл ирландский актер Стивен Бойд. На роли римлян режиссер умышленно пригласил актеров с Британских островов — их акцент звучал аристократичнее. Детьми Мессала и Бен-Гур дружили, но затем Мессала уехал в Рим, а теперь вернулся уже в качестве трибуна и просит Бен-Гура помочь справиться с инакомыслящими иудеями, среди которых растет влияние какого-то проповедника из Назарета. Бен-Гур отказывается предавать свой народ, за что Мессала жестоко мстит, отправляя друга на галеры, а его мать и сестру — в темницу.

Впрочем, у Мессалы есть еще одна причина ненавидеть Бен-Гура. По крайней мере так считал Гор Видал, один из сценаристов, работавших на картиной Уайлера. В 1995 году в документальном фильме «Целлулоидный шкаф» Видал признался, что предложил режиссеру «Бен-Гура» дополнить историю вражды двух мужчин неартикулируемым подтекстом любовной драмы. Когда-то у юных римлянина и иудея был роман. Вернувшийся Мессала жаждет его продолжения, но получает отказ и потому мстит с такой жестокостью.

«Бен-Гур» 1959 года

«Бен-Гур» 1959 года

По словам Видала, Хестону о подразумевавшейся гомосексуальной связи его героя не сказали, поскольку тот был известен своими консервативными взглядами, а вот Бойд был в курсе. Впрочем, доказать эту историю могут лишь страстные, будто бы недружеские вовсе взгляды Мессалы, которые тот бросает на Бен-Гура во время их первой встречи. Сам Бойд умер в 1977 году, и спросить его было невозможно. Хестон тогда, в 1995-м, возмущенно ответил, что это выдумки, а Уайлер тактично отмолчался. С гомосексуальным подтекстом или без, но «Бен-Гур» стал культовой классикой, а сцена гонки на колесницах, во время которой разрешается конфликт между главными героями, навсегда вошла в историю кино и была процитирована в том числе и в «Звездных войнах».

Рекорд на рекорде

«Бен-Гур» поставил сразу несколько рекордов для своего времени. Первоначально бюджет картины должен был составить 7 миллионов долларов, однако во время съемок эта цифра выросла больше чем вдвое, до 15 миллионов, из которых 4 миллиона ушло на съемку той самой сцены с колесницами, занявшей три недели, и больше миллиона на 65-миллиметровую пленку.

Во время съемок, несмотря на множество опасных трюков, к счастью, обошлось без жертв (если не считать разбитые дорогостоящие объективы камер), однако смерть продюсера Сэма Цимбалиста от сердечного приступа тоже добавила новые строчки к смете. Режиссеру Уайлеру пришлось доплатить еще 100 000 долларов за исполнение обязанностей не вовремя скончавшегося продюсера. Как и сейчас, отдельно студия потратилась на маркетинг картины, на что ушла сумма, равная итоговому бюджету.

«Бен-Гур» 1959 года

«Бен-Гур» 1959 года

Рекордными были не только суммы. 110-минутный саундтрек, написанный Миклошем Рожа, стал самым длинным в истории кино. По разным данным, в съемках приняли участие от 10 до 15 тысяч актеров массовых сцен, всего в фильме 365 говорящих персонажей, было пошито 100 000 костюмов. Для сцены гонки на колесницах построили самую большую на тот момент декорацию в истории, покрыв ее 36 000 тонн привезенного из Мексики белоснежного песка. 78 лошадей приехали на площадку «Бен-Гура» из Югославии и с Сицилии. Все это с лихвой окупилось в прокате. Картина заработала в мире 147 миллионов долларов, а еще 20 миллионов собрано было на книгах и сувенирной продукции. Кстати, в 2011 году студия Warner Bros., унаследовавшая права на фильм, потратила еще 1 миллион долларов на кропотливую реставрацию для релиза на DVD и blu-ray, добавив к фильму четыре часа дополнительных материалов.

Но главным достижением «Бен-Гура» стали 11 статуэток «Оскар». Никому так и не удалось переплюнуть эту цифру. Правда, «Титаник» и «Властелин колец: Возвращение короля» собрали столько же наград. У «Бен-Гура» было 12 номинаций, и единственный промах случился в категории «Адаптированный сценарий» (статуэтка ушла авторам драмы «Путь наверх»).

Хотя никто не сомневался в урожае призов «Бен-Гура», как это было когда-то с «Унесенными ветром», старт наградного сезона не был гладким. Национальный совет кинокритиков США, вручавший собственные награды первым, предпочел «Бен-Гуру» другую картину с религиозным сюжетом, а именно «Историю монахини» с Одри Хепберн.

«Бен-Гур» 1959 года

«Бен-Гур» 1959 года

Испытание временем

Сейчас внушительный хронометраж «Бен-Гура» (212 минут) выглядит не таким уж пугающим, особенно если мысленно разделить его на четыре серии. Кстати, в конце 1950-х зрители тоже смотрели фильм с перерывом. В середине был предусмотрен 15-минутный антракт, так что сеанс шел почти четыре часа. Удивительным образом, несмотря на аналоговые спецэффекты и повышенный градус пафоса, история Бен-Гура в исполнении Чарлтона Хестона и сейчас смотрится свежо, не говоря уже о гонке на колесницах, кажется, и вовсе еще не устаревшей. Может, дело в харизме актера, а может, в общем размахе — смыслов, декораций, ресурсов, — которые не затерялись на широком экране.

О причинах провала нового «Бен-Гура» уже написано немало статей, а вот секрет, почему классика выдерживает проверку временем, кажется, до сих пор не найден.

Читайте также
Статьи Суперзвезда, бунтарь и простой смертный: 17 главных кинообразов Христа «Джонни взял ружье», «Царь царей», «Евангелие от Матфея» и другие фильмы с ярким экранным образом Иисуса Христа.
Статьи «Михалков — русский Спилберг»: Иностранцы о наших лауреатах «Оскара» Что писали за рубежом об отечественных фильмах, получивших «Оскар», — лентах «Утомленные солнцем», «Москва слезам не верит», «Война и мир» и о других.
Статьи «Она точно знала, что ей пойдет, а что нет»: Секреты стиля Одри Хепберн Как сложился неповторимый стиль актрисы Одри Хепберн, со дня смерти которой исполнилось 25 лет.
Статьи «Забытые Богом»: 8 минусов и плюсов нового сериала Стивена Содерберга Внимательно изучив сериал «Забытые Богом», КиноПоиск обнаружил, что родился новый жанр — постапокалиптический вестерн с элементами мистики и хоррора.
Комментарии (61)

Новый комментарий...

  • 85

    <little>XiwHbIu*XoMa 1 сентября 2016, 12:34 пожаловаться

    #

    О причинах провала нового «Бен-Гура» уже написано немало статей

    Не видел не одну, КиноПоиск явно что-то не дописывает!

    ответить

  • 1

    поручик Киже 1 сентября 2016, 12:40 пожаловаться

    #

    Наверняка в блоге Циленко что-то было.

    ответить

  • Микки Р 1 сентября 2016, 17:15 пожаловаться

    #

    Или не хочет?

    ответить

  • 21

    Гвалиор 1 сентября 2016, 23:49 пожаловаться

    #

    - А почему вы раздаёте пустые бумажки?
    - А что писать? И так всё ясно.

    ответить

  • 42

    SUBIC 1 сентября 2016, 12:52 пожаловаться

    #

    «Бен-Гур» 1959 года — фильм на все времена.

    ответить

  • 4

    Микки Р 1 сентября 2016, 17:07 пожаловаться

    #

    Который не будет забыт!

    ответить

  • 22

    Daniyar Dark Knight 1 сентября 2016, 13:14 пожаловаться

    #

    Вот такие должны быть пеплумы! Жаль, что сейчас практически загубили этот жанр…

    ответить

  • 2

    Chiatomuza 1 сентября 2016, 13:19 пожаловаться

    #

    Смотрел старый Бен-Гур с удовольствием. Но финал… финал просто загубил все впечатление от картины! Тоже мне натянутый хеппи-енд

    ответить

  • 23

    FrostoniO 1 сентября 2016, 13:20 пожаловаться

    #

    Крутейший для своего времени фильм. Пеплумы вообще кино мощное. Настоящие декорации, баталии, костюмы. И огромный хронометраж пролетает довольно быстро.

    ответить

  • 28

    Nattie-K 1 сентября 2016, 13:30 пожаловаться

    #

    Да, я вот тоже второй раз интересуюсь у Кинопоиска, что за аналитические статьи пишутся о причинах очевидного провала, но разъяснений в материалах пока не последовало. А вообще достаточно посмотреть оригинальный Бен Гур, чтобы не удивляться его долгому успеху, и понять, что Бекмамбетов породит мышь. Может этот «казус Бен Гура» наконец научит чему нибудь бесконечных ремейкоделов от Голливуда.

    ответить

  • 12

    Sekundomer 1 сентября 2016, 21:36 пожаловаться

    #

    Ничему не научит. В ближайшие годы выйдет около 110 реймиков.

    ответить

  • Nattie-K 1 сентября 2016, 21:58 пожаловаться

    #

    Скорее всего. Но сейчас посмотрим завалится ли Великолепная семерка с аналогичным бюджетом и не менее «многообещающим» режиссером.

    ответить

  • 5

    Walter666 2 сентября 2016, 11:35 пожаловаться

    #

    Абсолютно другой случай. Фукуа это не Бекмамбетов, Фукуа крайней мере может снять смотрибельный фильм + куча звезд в актерском составе + вестерн куда интереснее пеплума + гораздо больше рекламы, короче не знаю как по качеству, но денег семёрка соберет очень много.

    ответить

  • 2

    sergeu76 2 сентября 2016, 14:51 пожаловаться

    #

    Согласен! Фукуа на деле доказал (и неоднократно), что может и умеет снимать хорошее, качественное кино.

    ответить

  • 1

    fobo5 7 сентября 2016, 23:01 пожаловаться

    #

    Пока бюджет отбивают, зачем останавливаться?

    ответить

  • Отличный фильм «Бен-Гур».
    --
    Хочу собрать рекорд по отрицанию. Ставьте мне «минус»!

    ответить

  • 2

    sergeu76 1 сентября 2016, 15:40 пожаловаться

    #

    «Бен-Гур» какого года Вы имеете ввиду?

    ответить

  • 13

    Calvin_ Candy 1 сентября 2016, 17:26 пожаловаться

    #

    Ну подобный рекорд надо устанавливать не здесь, а в новостях про экранизацию комиксов, ЗВ и фильмов Нолана.

    ответить

  • 23

    sergeu76 1 сентября 2016, 13:51 пожаловаться

    #

    Как можно «Бен-Гур» (2016) сравнивать с предыдущими двумя картинами?
    Мне кажется это немного оскорбительно по отношению к мировой классике кинематографа.
    Бекмамбетов, в очередной раз, создал клип. Вот и всё кино…

    ответить

  • 1

    Микки Р 1 сентября 2016, 17:15 пожаловаться

    #

    Точнее, клип.

    ответить

  • Ordinal Number 4 сентября 2016, 10:50 пожаловаться

    #

    Клип? А причем здесь Отряд Самоубийц?))

    ответить

  • 4

    Денис Пофигист 1 сентября 2016, 15:37 пожаловаться

    #

    Провалился Бен-Гур пока только в США. Ну о мировом провале нового Бен-Гура говорить рано он только начался в той же Латинской Америке он идет значительно лучше того же Борна, Большого и Доброго великана, Полтора Шпиона и Охотников за приведениями посмотрим как проголосуют денежкой остальные крупные рынки

    ответить

  • 3

    Ordinal Number 4 сентября 2016, 10:52 пожаловаться

    #

    Полтора Шпиона и Охотниц знаете ли, очень легко обойти в принципе

    ответить

  • 10

    Дикий Пушистик 1 сентября 2016, 17:44 пожаловаться

    #

    классика потому и классика, что выдерживает проверку временем.

    ответить

  • 1

    El_principe 1 сентября 2016, 18:38 пожаловаться

    #

    Классика!
    И этим все сказано!

    ответить

  • 2

    zumzoom_07 1 сентября 2016, 18:40 пожаловаться

    #

    Отличный фильм.

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 1 сентября 2016, 22:05 пожаловаться

    #

    мне вот просто интересно: это какими веществами закинуться надо, чтобы всерьёз продвигать мысль о римейке в жанре пеплума, который сейчас просто чудовищно непопулярен?

    ответить

  • 4

    OGGRANT60 3 сентября 2016, 22:07 пожаловаться

    #

    Дело не в популярности жанра. Если будут снимать на фоне зеленого экрана, в пластмассового вида доспехах, с трюками нарисованными, то, естественно, что никто не будет смотреть. А можно хотя бы как «Троя» запиливать (известный сюжет, крутые актеры, настоящие декорации и локации) и зарабатывать. Но 100%, что и дальше будет лепить картонщину (условного Одиссея опять допустим) ибо дешево по многим параметрам (меньше опасности, меньше денег, меньше забот).

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 3 сентября 2016, 22:25 пожаловаться

    #

    я всё-таки пытаюсь понять логику студии, а не зрителя. логику зрителя вы конечно прекрасно изложили.

    ответить

  • 2

    JackNaper 4 сентября 2016, 02:15 пожаловаться

    #

    Логика студий бывает непредсказуема ;) ZELMIRA.

    ответить

  • 2

    Миша-35 2 сентября 2016, 01:47 пожаловаться

    #

    Гомосексуальный подтекст, пусть даже выраженный взглядами, да еще в сюжете, тесно увязанном с религией, — невероятно смело и рискованно для конца 50-ых! Следующий, правда, куда более откровенный киновызов на тему однополой любви, будет брошен только через два года — в 1961-ом выйдет «Детский час» с Одри Хепберн и Ширли МакЛейн.
    Вообще же «Бен Гур» 1959 года — действительно фильм на века, он вряд ли устареет и через 100 лет, настолько профессионально в нем все сделано. Так, нужно наконец собраться и посмотреть его! Даю себе зарок: в ближайшие дни обязательно уделить ему время!
    К сожалению, фильму Уильяма Уайлера не повезло: к нему сняли ремейк и вполне может статься, — очень неудачный. Надеюсь, упомянутым в статье «Унесенным ветром» повезет больше и на них никто и никогда не посягнет. Провал будет куда громче и раскатистей.
    А за статью большое спасибо, КиноПоиск. Давно мечтал узнать подробности об этом легендарном проекте.

    ответить

  • 1

    Ordinal Number 4 сентября 2016, 11:03 пожаловаться

    #

    рискованно для конца 50-ых

    Поскольку откровение это последовало лишь в 1995 — через два года после того, как гомосексуализм исключили как психическое заболевание из международной классификации болезней — больше похоже на старт пропаганды ЛГБТ, чем на откровение о том, что было на самом деле. Даже если Видал и предложил Уалдеру такой подтекст, не факт, что режиссер его реализовал. Но что уж поделать, особо впечатлительные зрители везде могут увидеть такой подтекст

    ответить

  • 1

    jumper1 6 сентября 2016, 11:29 пожаловаться

    #

    Помнится, еще «Веревку» Хичкока подозревали в гомо-подтекстах. 48 год, если не ошибаюсь.

    Да и сейчас их готовы найти везде где угодно. Вон в «Одержимости» не знаю что увидели, но на ЛГБТ ветку рассматривали. Разве тот факт, что Симмонс шутил про гомиков, так повлиял?!

    ответить

  • Миша-35 6 сентября 2016, 14:49 пожаловаться

    #

    «Одержимости» не смотрел пока, все собираюсь.
    О фильме Хичкока — это новость. Посмотрю. Вообще, его картинам собираюсь уделить более пристальное внимание. На сегодня смотрел их пока непростительно мало.

    ответить

  • 1

    jumper1 6 сентября 2016, 17:39 пожаловаться

    #

    Приятного просмотра тогда)

    ответить

  • 1

    Миша-35 6 сентября 2016, 19:14 пожаловаться

    #

    Спасибо.

    ответить

  • Атлант-19 9 сентября 2016, 23:18 пожаловаться

    #

    У Жюль Верна, в «20000 лье под водой» там вообще есть момент, когда герои-друзья друг другу в любви признаются (по дружески, конечно, а не как геи). Вторая половина 19 века, а сейчас читать неловко, как-то.
    И почему-то я уверен, что когда Верн писал такое, никакого подтекста не то что не было — даже не думали, что он может быть в принципе. И уверен, что и в середине 20 века было также.

    ответить

  • 1

    Sisley1991 29 сентября 2016, 06:54 пожаловаться

    #

    … даже не думали, что он может быть в принципе.
    Да ну, бросьте! Эти меньшинства были во все времена;)

    ответить

  • Миша-35 2 сентября 2016, 01:49 пожаловаться

    #

    Кстати, никто не знает: немой «Бен Гур» 1925 года есть в Сети с переводом или хотя бы субтитрами? Не против посмотреть и его.

    ответить

  • Дейноних 2 сентября 2016, 08:41 пожаловаться

    #

    А я так смотрел, без перевода, притом что плохо знаю английский.)

    ответить

  • Дейноних 2 сентября 2016, 08:42 пожаловаться

    #

    И 25 и 59 — классные фильмы!

    ответить

  • 4

    Дмитрий Батраков 2 сентября 2016, 10:24 пожаловаться

    #

    Думать надо было, прежде чем отдавать снимать фильм Бекмамбетову. Ну никакущий он режиссер, ну давно уже все понятно.

    ответить

  • RonsaRd 6 сентября 2016, 20:24 пожаловаться

    #

    «Особо Опасен» снят просто отлично

    ответить

  • 11

    RavenDante 2 сентября 2016, 12:35 пожаловаться

    #

    В прошлом году впервые посмотрел этот фильм. Гениальная работа на все времена.
    А вот то, что Бекмамбетову доверили $100 млн. меня возмущает. Гильермо дель Торо уже 10 лет не может выбить бюджет на третьего Хэллбоя, а тут такие деньги сами выбросили.

    ответить

  • 1

    sergeu76 2 сентября 2016, 15:20 пожаловаться

    #

    По данным КП есть еще «Бен-Гур» (2010) — https://www.kinopoisk.ru/film/468033/
    В комментариях к этой ленте указано, что это четвертая экранизация романа.
    То есть фильм Бекмамбетова — это уже пятая попытка.. Одной ленты я не досчитался..

    ответить

  • 2

    серыйкрыс 3 сентября 2016, 09:49 пожаловаться

    #

    https://www.kinopoisk.ru/film/204003/

    ответить

  • sergeu76 3 сентября 2016, 14:00 пожаловаться

    #

    Спасибо! Удивлён. Короткометражка…

    ответить

  • 1

    Ordinal Number 4 сентября 2016, 10:47 пожаловаться

    #

    «повышенный градус пафоса»

    Автор статьи что, подросток?

    ответить

  • 2

    Евгений Вычеров 5 сентября 2016, 15:29 пожаловаться

    #

    Не угадал.

    ответить

  • 3

    elmstboy 4 сентября 2016, 12:41 пожаловаться

    #

    А мне нравятся его Дозоры(
    А пеплум терпеть не могу, посмотрю, чтоб авторитетно засрать Беню. Хотя нет, можно русских режиссеров засирать и не смотря их фильмы, ведь «и так всё понятно»

    ответить

  • 2

    Евгений Вычеров 5 сентября 2016, 15:34 пожаловаться Гомосексуализм

    #

    Так ли это важно, господа? В античном мире многое было нормой, чего нам, костномозговым христианам, не понять.
    Что до сюжета, то такая связь действительно лучше объясняет поступок героя — при первом просмотре, много лет назад, у меня уже было подозрение, что конфликт натянутый, даже при всех причинах (положения героев) нужно иметь более веские основание, чтобы так порвать с другом детства, человеком, который хорошо тебя понимает.

    ответить

  • Neutrina 7 сентября 2016, 18:48 пожаловаться

    #

    А мне еще мини-сериал «Бен Гур» 2010 года очень нравится.

    ответить

  • 2

    Spider@man 10 сентября 2016, 04:08 пожаловаться

    #

    Мне намного больше понравился старенький Бен гур в отличие от современной подделкой. Большое спасибо за познавательную статью)))

    ответить

  • 3

    Basil Rebelwind 10 сентября 2016, 16:03 пожаловаться

    #

    До чего же все таки коммерция портит развитие искусства. Вместо того чтобы снимать нечто достойное и новое, конвейер все продолжает паразитировать на успехе крупных картин прошлых эпох. Впрочем мир не совершенен, а потому на вряд ли когда-то лавина ремейков иссякнет.

    ответить

  • Barnaul_MAN 13 ноября 2016, 11:15 пожаловаться

    #

    Посмотрел все фильмы про Бен-Гура: 1925, 1959, 2010, и два новых (Тимура и подделку под него от Марка Аткинса). 1959, конечно, самый невероятный. Очень люблю пеплумы, такие как этот. Очень сильное кино. Фильм Тимура загнобили только потому что он от Тимура, это давно ни для кого не секрет, так сейчас страдают почти все русские фильмы. Все версии отличные, даже мокбастер, на удивление, сумел заинтересовать, учитывая, что почти все фильмы от Asylum откровенное дерьмо. В фильме Тимура не только «спицифекты», а полноценная история, почти как в классике. Просто упёртым критикам, считающим, что «всё русский говно и старана свининая», этого не докажешь. Смотрел в кинотеатре, отлично.

    ответить

  • В чем секрет классики?
    В том, что это — классика.
    И она не стареет.

    ответить

 
Добавить комментарий...