По случаю релиза экшен-комедии «Парни со стволами» с Джоной Хиллом и Майлзом Теллером КиноПоиск вспоминает, как развивались фильмы о мужской (и не только) дружбе.
В прокат выходит экшен-комедия «Парни со стволами», в которой Джона Хилл и Майлз Теллер играют двух приятелей, подавшихся в оружейные бароны. КиноПоиск вспоминает, как развивались фильмы о мужской (и не только) дружбе.
Такие разные
Слово «бадди-муви» происходит от английского «buddy movie» и буквально переводится как «фильм о приятелях». Рамки жанра не вполне жесткие. Туда можно вместить что угодно — от «В джазе только девушки» и «Беспечного ездока» до «Шерлока Холмса» и «Губки Боба». Строго говоря, это не жанр как таковой, а скорее поджанр, который может с одинаковым успехом работать в драме, комедии, экшене и семейном кино.
Бадди-муви — это фильм о дружбе и приключениях двух (редко больше) приятелей одного пола (реже женского). По идее герои должны быть совершенно непохожими по характеру и внешне, а еще лучше, если они относятся к разным этносам и конфессиям. В ходе сюжета они эти различия вместе, хоть и не всегда с большой охотой, преодолевают.
При этом героев непременно что-то связывает. Возможно, общее дело. В идеале они ссорятся, а в кульминации мирятся, да еще и так, что один другого спасает в самый ответственный момент. Обязательное условие — так называемый броманс. Дружба между героями настолько сильная, что она как роман, но только без поцелуев.
Считается, что между парнями нет как такового влечения, и обычно они совсем не геи (за редким исключением в лице, например, Вэла Килмера в «Поцелуе навылет»). Как правило, их отношения с женщинами остаются за кадром или на втором плане, хотя герои и не стесняются рассказывать о своих приключениях.
За более чем вековую традицию киноискусства многие жанры устаревали и с тех пор с разным успехом неоднократно подвергались попытке реанимации (например, вестерн). А бадди-муви живее всех живых. 15 лет назад режиссер Барри Левинсон в интервью газете LA Times к выходу своего фильма «Бандиты» объяснял популярность этого (под)жанра очень просто: «Когда парни общаются с парнями, это совсем не то же самое, как когда парни общаются с девушками. Даже если каждый из них постоянно пытается быть самим собой, то все равно динамика отношений разная, и с этим ничего не поделаешь».
Комические дуэты
В американской культуре жанр зародился еще с истории про Тома Сойера и Гекльберри Финна, а на экраны перетек еще в эпоху немого кино. В 1930-е годы в Голливуде невероятной популярностью пользовались комические дуэты, в особенности Лорел и Харди. В комедийном поджанре слэпстик, тем более во времена немого кино, необходимо было обозначать разницу между персонажами с порога, чтобы сразу было понятно: внешне они полные противоположности. Но оба — как худой, высокий и неуклюжий англичанин Стэн Лорел, так и его пафосный тучный американский друг Оливер Харди — носили фирменные котелки и умели создавать буффонаду на ровном месте. В 1940-е к ним присоединился дуэт мастеров пародии Абботта и Костелло, в котором первый был серьезен и коварен, а второй — простодушен и туповат.
Впрочем, с развитием звукового кино и усложнением комедийного жанра пропала необходимость делать героев такими уж очевидно полярными. Бинг Кросби и Боб Хоуп во всех фильмах своей многосерийной эскапистской военной утопии «Дорога в…», начиная с «Дороги в Сингапур» 1940 года, играют обычных белых парней — моряков, сбежавших от невест. У них, конечно, есть свои разногласия, но все их можно разрешить при помощи лихих музыкальных номеров.
Джек Леммон успел за свою долгую карьеру сформировать два комических дуэта — с Тони Кертисом в фильме Билли Уайлдера «В джазе только девушки» и куда более плодотворный с Уолтером Мэттау в десяти других фильмах, среди которых «Странная парочка» и «Старые ворчуны». Но, в отличие от тех же Лорела и Харди, крепко привязанных к своим амплуа, Леммон и Мэттау с каждым фильмом (не считая сиквелов) играли более или менее новых персонажей.
Еще один дуэт, сформировавшийся уже в 1990-е, выявил занятную тенденцию современной комедии: героям совершенно необязательно быть разными, чтобы дружить и удачно вляпываться в неприятности. Достаточно быть просто тупыми. И еще тупее. Джим Керри и Джефф Дэниелс в классической комедии братьев Фаррелли установили новый стандарт бадди-муви, где авторы выстраивают динамику отношений на пугающей схожести персонажей и полностью игнорируют принцип «противоположности притягиваются». Этот же трюк они повторили в сиквеле 20 лет спустя, хотя уже куда менее успешно.
Борьба за права
Социальные движения за права человека, в полную силу развернувшиеся в 1960-е годы, оказали неожиданное влияние на эволюцию жанра. Феминизм, например, вызвал обратный эффект: женщин не стали использовать в фильмах активнее, а наоборот, пытались по максимуму исключать из сюжетов.
В 1960-е и 1970-е были сняты по-настоящему выдающиеся фильмы о мужской дружбе: «Полуночный ковбой», «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Беспечный ездок», «Собачий полдень» и другие. Создателям классических картин золотого века Голливуда казалось, что иногда лучше вообще обходиться без женских персонажей, чем вводить их для фона. Но кто знает, возможно, если бы Шлезингер, Пекинпа, Пакула, Хоппер и прочие не отказали феминисткам в маленьких шажочках в 1960-е, мы бы так и не увидели на экранах «Тельму и Луизу» 30 лет спустя.
Чернокожие актеры, напротив, активно привлекались для участия в бадди-муви. С одной стороны, благодаря использованию афроамериканцев на экране кинематографисты сохраняли видимость того, что борются с расизмом, а с другой — они как раз эксплуатировали самые возмутительные расовые стереотипы. Ведь для создания еще большего контраста между двумя друзьями не придумать лучшего обстоятельства, чем разный цвет кожи.
Все началось с дуэта Джина Уайлдера и Ричарда Прайора, чьи фильмы «Серебряная стрела» и «Буйнопомешанные» стали первыми межрасовыми историями о настоящей мужской дружбе. Второй ласточкой был Эдди Мёрфи, в начале 1980-х отметившийся главными ролями в фильмах «48 часов» с Ником Нолти и «Поменяться местами» с Дэном Эйкройдом.
Братья по оружию
Если в предыдущие десятилетия бадди-муви плотно сливалось с роуд-муви, то в 1980-е одним из основных подвидов жанра стал полицейский экшен, где дуэт главных героев формируется по профессиональному признаку. Чаще всего тут героям приходится дружить вынужденно, но по-настоящему крепко.
Дэнни Гловер и Мел Гибсон составили один из самых важных межрасовых дуэтов в полицейском жанре, сыграв в «Смертельном оружии» и трех его сиквелах. Либеральные победы в шоу-бизнесе привели сначала к появлению азиатско-африканского дуэта Джеки Чана и Криса Такера в «Часе пик», а затем и вовсе полностью чернокожего союза уморительных Кевина Харта и Айса Кьюба в «Совместной поездке». Правда, в последнем случае герои — родственники, а это еще одно непаханое поле для личностных противоречий, необходимых для создания динамики между героями.
В 1990-е режиссеры продолжили не просто с упоением создавать межрасовые дуэты, но и выводить афроамериканцев на первый план, превращая их из Робина в Бэтмена. Теперь Джулс в «Криминальном чтиве», Ред в «Побеге из Шоушенка», агент Джей в «Людях в черном», детектив Таббс в «Полиции Майами» перестали быть просто лучшими друзьями белого парня, а основательно взяли дело в свои руки.
Женщины на грани
В 1990-е и прекрасный пол наконец прорвался в жанр бадди-муви с программным феминистским заявлением в виде «Тельмы и Луизы». Заявление это было настолько мощным, что никто долго не решался снова выступить с чем-то похожим. И только в 2000-е фильмы о настоящей женской дружбе начали укреплять свои позиции на экранах — от «Играй как Бэкхем» и «Войны невест» до менее очевидных вариантов вроде «Призрачного мира» и «Тела Дженнифер».
Главным лицом феминистского бадди-муви (как и вообще современной комедии) стала Мелисса МакКарти. В ее послужном списке есть как самые настоящие экшены в дуэте («Копы в юбках», «Шпион»), так и комедии в компании подружек («Девичник в Вегасе», «Охотники за привидениями»). Почему-то среди кинематографистов принято считать, что женщинам тесновато дружить вдвоем, им нужна целая группа. Поэтому стали появляться фильмы вроде «Идеального голоса», «Джинсов-талисмана» и «Отвязных каникул». Хотя, признаться, и у мужчин хватало групповых выступлений в виде «Мальчишника в Вегасе» и всех комедий Джадда Апатоу со товарищи.
В наш век жанр бадди-муви кажется уже отработанным со всех сторон. Тем не менее фильмы о настоящей дружбе снимаются, выходят и собирают внушительную кассу. И совсем необязательно, что при этом кино получается социальным высказыванием на тему феминизма и расизма. Пару месяцев назад всех покорили «Славные парни» с Райаном Гослингом и Расселом Кроу, а 18 августа вышли «Парни со стволами» с Майлзом Теллером и Джоной Хиллом (последний, кстати, уже может всерьез считаться специалистом жанра, потому что его карьера началась с «Суперперцев» и пока что увенчалась «Мачо и ботаном»). Похоже, бадди-муви никуда не денется, как и дружба совершенно разных и ничуть непохожих друг на друга людей.