всё о любом фильме:
Статьи

Дружба и никакого секса: Эволюция жанра бадди-муви

По случаю релиза экшен-комедии «Парни со стволами» с Джоной Хиллом и Майлзом Теллером КиноПоиск вспоминает, как развивались фильмы о мужской (и не только) дружбе.
Дружба и никакого секса: Эволюция жанра бадди-муви

В прокат выходит экшен-комедия «Парни со стволами», в которой Джона Хилл и Майлз Теллер играют двух приятелей, подавшихся в оружейные бароны. КиноПоиск вспоминает, как развивались фильмы о мужской (и не только) дружбе.

Такие разные

Слово «бадди-муви» происходит от английского «buddy movie» и буквально переводится как «фильм о приятелях». Рамки жанра не вполне жесткие. Туда можно вместить что угодно — от «В джазе только девушки» и «Беспечного ездока» до «Шерлока Холмса» и «Губки Боба». Строго говоря, это не жанр как таковой, а скорее поджанр, который может с одинаковым успехом работать в драме, комедии, экшене и семейном кино.

Бадди-муви — это фильм о дружбе и приключениях двух (редко больше) приятелей одного пола (реже женского). По идее герои должны быть совершенно непохожими по характеру и внешне, а еще лучше, если они относятся к разным этносам и конфессиям. В ходе сюжета они эти различия вместе, хоть и не всегда с большой охотой, преодолевают.

«Поцелуй навылет»

«Поцелуй навылет»

При этом героев непременно что-то связывает. Возможно, общее дело. В идеале они ссорятся, а в кульминации мирятся, да еще и так, что один другого спасает в самый ответственный момент. Обязательное условие — так называемый броманс. Дружба между героями настолько сильная, что она как роман, но только без поцелуев.

Считается, что между парнями нет как такового влечения, и обычно они совсем не геи (за редким исключением в лице, например, Вэла Килмера в «Поцелуе навылет»). Как правило, их отношения с женщинами остаются за кадром или на втором плане, хотя герои и не стесняются рассказывать о своих приключениях.

«Бандиты»

«Бандиты»

За более чем вековую традицию киноискусства многие жанры устаревали и с тех пор с разным успехом неоднократно подвергались попытке реанимации (например, вестерн). А бадди-муви живее всех живых. 15 лет назад режиссер Барри Левинсон в интервью газете LA Times к выходу своего фильма «Бандиты» объяснял популярность этого (под)жанра очень просто: «Когда парни общаются с парнями, это совсем не то же самое, как когда парни общаются с девушками. Даже если каждый из них постоянно пытается быть самим собой, то все равно динамика отношений разная, и с этим ничего не поделаешь».

Комические дуэты

В американской культуре жанр зародился еще с истории про Тома Сойера и Гекльберри Финна, а на экраны перетек еще в эпоху немого кино. В 1930-е годы в Голливуде невероятной популярностью пользовались комические дуэты, в особенности Лорел и Харди. В комедийном поджанре слэпстик, тем более во времена немого кино, необходимо было обозначать разницу между персонажами с порога, чтобы сразу было понятно: внешне они полные противоположности. Но оба — как худой, высокий и неуклюжий англичанин Стэн Лорел, так и его пафосный тучный американский друг Оливер Харди — носили фирменные котелки и умели создавать буффонаду на ровном месте. В 1940-е к ним присоединился дуэт мастеров пародии Абботта и Костелло, в котором первый был серьезен и коварен, а второй — простодушен и туповат.

Лорел и Харди

Лорел и Харди

Впрочем, с развитием звукового кино и усложнением комедийного жанра пропала необходимость делать героев такими уж очевидно полярными. Бинг Кросби и Боб Хоуп во всех фильмах своей многосерийной эскапистской военной утопии «Дорога в…», начиная с «Дороги в Сингапур» 1940 года, играют обычных белых парней — моряков, сбежавших от невест. У них, конечно, есть свои разногласия, но все их можно разрешить при помощи лихих музыкальных номеров.

Джек Леммон успел за свою долгую карьеру сформировать два комических дуэта — с Тони Кертисом в фильме Билли Уайлдера «В джазе только девушки» и куда более плодотворный с Уолтером Мэттау в десяти других фильмах, среди которых «Странная парочка» и «Старые ворчуны». Но, в отличие от тех же Лорела и Харди, крепко привязанных к своим амплуа, Леммон и Мэттау с каждым фильмом (не считая сиквелов) играли более или менее новых персонажей.

Еще один дуэт, сформировавшийся уже в 1990-е, выявил занятную тенденцию современной комедии: героям совершенно необязательно быть разными, чтобы дружить и удачно вляпываться в неприятности. Достаточно быть просто тупыми. И еще тупее. Джим Керри и Джефф Дэниелс в классической комедии братьев Фаррелли установили новый стандарт бадди-муви, где авторы выстраивают динамику отношений на пугающей схожести персонажей и полностью игнорируют принцип «противоположности притягиваются». Этот же трюк они повторили в сиквеле 20 лет спустя, хотя уже куда менее успешно.

Борьба за права

Социальные движения за права человека, в полную силу развернувшиеся в 1960-е годы, оказали неожиданное влияние на эволюцию жанра. Феминизм, например, вызвал обратный эффект: женщин не стали использовать в фильмах активнее, а наоборот, пытались по максимуму исключать из сюжетов.

«Тельма и Луиза»

«Тельма и Луиза»

В 1960-е и 1970-е были сняты по-настоящему выдающиеся фильмы о мужской дружбе: «Полуночный ковбой», «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид», «Беспечный ездок», «Собачий полдень» и другие. Создателям классических картин золотого века Голливуда казалось, что иногда лучше вообще обходиться без женских персонажей, чем вводить их для фона. Но кто знает, возможно, если бы Шлезингер, Пекинпа, Пакула, Хоппер и прочие не отказали феминисткам в маленьких шажочках в 1960-е, мы бы так и не увидели на экранах «Тельму и Луизу» 30 лет спустя.

Чернокожие актеры, напротив, активно привлекались для участия в бадди-муви. С одной стороны, благодаря использованию афроамериканцев на экране кинематографисты сохраняли видимость того, что борются с расизмом, а с другой — они как раз эксплуатировали самые возмутительные расовые стереотипы. Ведь для создания еще большего контраста между двумя друзьями не придумать лучшего обстоятельства, чем разный цвет кожи.

«48 часов»

«48 часов»

Все началось с дуэта Джина Уайлдера и Ричарда Прайора, чьи фильмы «Серебряная стрела» и «Буйнопомешанные» стали первыми межрасовыми историями о настоящей мужской дружбе. Второй ласточкой был Эдди Мёрфи, в начале 1980-х отметившийся главными ролями в фильмах «48 часов» с Ником Нолти и «Поменяться местами» с Дэном Эйкройдом.

Братья по оружию

Если в предыдущие десятилетия бадди-муви плотно сливалось с роуд-муви, то в 1980-е одним из основных подвидов жанра стал полицейский экшен, где дуэт главных героев формируется по профессиональному признаку. Чаще всего тут героям приходится дружить вынужденно, но по-настоящему крепко.

Дэнни Гловер и Мел Гибсон составили один из самых важных межрасовых дуэтов в полицейском жанре, сыграв в «Смертельном оружии» и трех его сиквелах. Либеральные победы в шоу-бизнесе привели сначала к появлению азиатско-африканского дуэта Джеки Чана и Криса Такера в «Часе пик», а затем и вовсе полностью чернокожего союза уморительных Кевина Харта и Айса Кьюба в «Совместной поездке». Правда, в последнем случае герои — родственники, а это еще одно непаханое поле для личностных противоречий, необходимых для создания динамики между героями.

В 1990-е режиссеры продолжили не просто с упоением создавать межрасовые дуэты, но и выводить афроамериканцев на первый план, превращая их из Робина в Бэтмена. Теперь Джулс в «Криминальном чтиве», Ред в «Побеге из Шоушенка», агент Джей в «Людях в черном», детектив Таббс в «Полиции Майами» перестали быть просто лучшими друзьями белого парня, а основательно взяли дело в свои руки.

Женщины на грани

В 1990-е и прекрасный пол наконец прорвался в жанр бадди-муви с программным феминистским заявлением в виде «Тельмы и Луизы». Заявление это было настолько мощным, что никто долго не решался снова выступить с чем-то похожим. И только в 2000-е фильмы о настоящей женской дружбе начали укреплять свои позиции на экранах — от «Играй как Бэкхем» и «Войны невест» до менее очевидных вариантов вроде «Призрачного мира» и «Тела Дженнифер».

«Копы в юбках»

«Копы в юбках»

Главным лицом феминистского бадди-муви (как и вообще современной комедии) стала Мелисса МакКарти. В ее послужном списке есть как самые настоящие экшены в дуэте («Копы в юбках», «Шпион»), так и комедии в компании подружек («Девичник в Вегасе», «Охотники за привидениями»). Почему-то среди кинематографистов принято считать, что женщинам тесновато дружить вдвоем, им нужна целая группа. Поэтому стали появляться фильмы вроде «Идеального голоса», «Джинсов-талисмана» и «Отвязных каникул». Хотя, признаться, и у мужчин хватало групповых выступлений в виде «Мальчишника в Вегасе» и всех комедий Джадда Апатоу со товарищи.

В наш век жанр бадди-муви кажется уже отработанным со всех сторон. Тем не менее фильмы о настоящей дружбе снимаются, выходят и собирают внушительную кассу. И совсем необязательно, что при этом кино получается социальным высказыванием на тему феминизма и расизма. Пару месяцев назад всех покорили «Славные парни» с Райаном Гослингом и Расселом Кроу, а 18 августа вышли «Парни со стволами» с Майлзом Теллером и Джоной Хиллом (последний, кстати, уже может всерьез считаться специалистом жанра, потому что его карьера началась с «Суперперцев» и пока что увенчалась «Мачо и ботаном»). Похоже, бадди-муви никуда не денется, как и дружба совершенно разных и ничуть непохожих друг на друга людей.

Читайте также
Новости Слух дня: Крису Хемсворту предложено новое «Смертельное оружие» После того как Мэл Гибсон отказался сниматься в пятой части франшизы «Смертельное оружие», утекло много воды. Мир изменился, Гибсон на некоторое время стал персоной нон грата в Голливуде, а Warner три года назад начала присматриваться к перезапуску серии. Похоже, проект снова актуален. По слухам, главная роль предложена Крису Хемсворту.
Статьи Стальное обаяние: Самые сильные женские характеры в кино В то время как процент активных женских ролей в Голливуде падает, а «Гравитация» с Сандрой Буллок на 70-м Венецианском фестивале пытается вернуть моду на киногероинь, КиноПоиск вспоминает наиболее сильные и интересные женские образы в мировом кинематографе — от Нонны Мордюковой в «Комиссаре» до Николь Кидман в «Догвилле».
Новости Новый выпуск «КиноFail» КиноПоиск и Games-TV представляют 51-й выпуск иронической программы «КиноFail». В российском прокате совсем скоро стартует новый фильм Джеки Чана «Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак», а мы в это время оценили «заляпанность» других картин с его участием — «Час Пик» и «Час Пик 2».
Комментарии (122)

Новый комментарий...

  • 29

    bad1996 19 августа 2016, 15:26 пожаловаться

    #

    Мне кажется, или феминизм действительно становится похожим на сексизм?

    ответить

  • 13

    dmutrod 19 августа 2016, 16:50 пожаловаться

    #

    крайности, они кидаются в крайности и от этого тошнит!

    ответить

  • troika 22 августа 2016, 13:21 пожаловаться

    #

    Кажется.

    ответить

  • 1

    PacificBug 23 августа 2016, 19:38 пожаловаться

    #

    Вам кажется.

    ответить

  • 11

    Rick Nash 19 августа 2016, 15:40 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью! Это отличный (под)жанр. Фильм про настоящую дружбу и поддержку всегда приятно посмотреть на экране. Фильм Гая Ричи, как по мне, в этом жанре эталонный (конечно, ШХ основан на творении Артура Конана Дойла, но именно Ричи сделал дуэт таким гармоничным, имхо).

    Про женские дуэты ничего не скажу. Серьезных, действительно крепких фильмов еще не было.

    P.S. от «Девичника в Вегасе» просто в дрожь бросает. Посмотреть сначала на «Мальчишник», а потом на «Девичник» ну просто небо и земля.

    ответить

  • 1

    belkanik 19 августа 2016, 19:23 пожаловаться

    #

    А «Тельма и Луиза»?

    ответить

  • 2

    Rick Nash 19 августа 2016, 22:37 пожаловаться

    #

    Не смотрел данный фильм. Посмотрю, спасибо.

    ответить

  • 4

    gala-gala 20 августа 2016, 05:34 пожаловаться

    #

    посмотрите обязательно:)
    о «мыле» там можно говорить (что тоже спорно:)) только в отношении общего замысла, концепции что-ли…
    но режиссура, актерская игра, операторская работа -все на уровне -просмотра стоит:)

    ответить

  • 2

    Rick Nash 20 августа 2016, 13:15 пожаловаться

    #

    Теперь точно буду смотреть. :) Спасибо!

    ответить

  • 7

    nturbean 19 августа 2016, 16:30 пожаловаться Правильно, да не так…

    #

    Ну… Есть книжка американского сценариста Блейка Снайдера «Спасти кошку».
    Честно говоря, разбор фильмов типа «бадди-муви» или «бадди-лав» (у Снайдера) намного точнее и логичнее.
    Статья хорошая, конечно, но с определением категорий некоторых фильмов я бы поспорил.
    Те же «Беспечный ездок» и «Криминальное чтиво» — скорее категория «превращаем в институт», а не «бадди-муви». Ну а «Тупой и еще тупее» — натуральное «торжество глупца».

    ответить

  • Спасибо за информацию о книге.

    ответить

  • 21

    m-fizik 19 августа 2016, 17:22 пожаловаться

    #

    Саймон Пегг и Ник Фрост обязаны были быть в статье. 4 фильма как-никак

    ответить

  • 5

    nturbean 19 августа 2016, 21:25 пожаловаться

    #

    Прошу прощения, но я бы поспорил!
    Как мне кажется, наличие двух друзей в фильме это далеко не показатель жанра «бадди-муви».
    «Трилогия Корнетто» Эдгара Райта и совместный проект Пегга-Фроста «Пол» (Вы, ведь именно эти фильмы имели в виду?) — как раз представляют собой жанровое разнообразие. Из них «бадди-муви» скорее только «Типа крутые легавые». И то не вполне внятно.
    Простите покорнейше, зануду!

    ответить

  • 1

    jonny-reim 22 августа 2016, 22:38 пожаловаться

    #

    Ну что вы, упоминаются же в статье известные актёрские дуэты. «Пол» и «Зомби по имени Шон» вполне показательны как и «Типа крутые легавые». Даже несмотря на то, что в фильме про зомби целая компания знакомых, взаимоотношения героев (по совместительству — главных) Пегга и Фроста выделяются особенно как раз на манер противоположностей, в отличии от Армагеддца, где всем персонажам уделено равное внимание.
    И про упомянутое жанровое разнообразие — разве в статье не сказано, что жанр «бадди-муви» может быть разным? Вопрос риторический.

    ответить

  • 2

    nturbean 23 августа 2016, 00:51 пожаловаться

    #

    Тут бы нам всем сначала определиться — что такое «бадди-муви». Это не жанр, но структура истории, набор правил, канонов, которым следует сценарист. В самом начале статьи эти правила обозначены точно: они противоположности, в начале друг друга не любят/недооценивают/чураются, затем вынуждены вдвоем решать некую задачу, по ходу меняя друг друга, ну а в конце — становятся самыми настоящими друзьями.
    «Зомби по имени Шон» — история другого типа. Можно проследить по составляющим.
    В самом начале они уже друзья. Главному героя нужно решить свою проблему отдельно от друга — собственно говоря, научиться жить без этого самого друга. Меняются ли как-то герои? Главный герой (Пегг) — скорее да. Но от того ли, что его к этому подталкивает друг? Нет. Его подталкивает к изменениям зомби-апокалипсис.
    Как мы можем убедиться, идет разрыв с линией структуры «бадди-муви».
    «Типа крутые легавые». В начале НЕ друзья — главный герой недооценивает своего напарника. Решают вдвоем задачу? Да — они раскрывают преступления. Меняют ли они друг друга? Главный герой точно меняется — начинает относиться ко всему происходящему с большим куражом и весельем, как того и хотел его напарник. Становятся в конце друзьями? Да. «Бадди-муви»? Да. Он самый.
    «Армагеддец». В начале враждуют? Учитывая, что они бывшие друзья в ссоре — будем считать, что канонам «бадди-муви» старт фильма соответствует (хотя, такая же населенность героями, как и в «Зомби по имени Шон» слегка настораживает»). Решают ли они общую задачу? Да. Они проходят «Золотую милю». Меняются ли главные герои? Скорее нет. Пегг возвращается в то самое прошлое, о котором он так грезил. Каким он был, таким и остался. А его друг, Найтли? И в нем особых перемен в итоге мы не видим. Тут-то все и рушится. Остались ли они друзьями в конце? Сложно тут давать точные определения, так как сам фильм показывает, что главному герою (Пеггу) хватает и его новой-старой банды. Это не «бадди-муви».
    Я бы и «Пола» разобрал, но забыл его полностью.
    Увы!

    ответить

  • 2

    jonny-reim 23 августа 2016, 07:21 пожаловаться

    #

    Мне кажется, у вас несколько своё представление о «бадди-муви». Фильмы данного жанра не о завязывании дружбы, друзьями герои могут быть и в начале фильма (первые, что приходят в голову — «Беспечный ездок», «Гарольд и Кумар»). Да и меняться не обязаны. На первом плане должны быть именно герои (не обязательно двое: «Останься со мной»), их дружба, взаимоотношения и приключения. Это очень широкое понятие, а не какие-то строгие критерии. Впрочем, «Зомби по имени Шон» действительно сложно определить в эту категорию, но «Пол» очень подходит.

    ответить

  • 17

    Augentier 19 августа 2016, 17:31 пожаловаться

    #

    Громила и скороход, На гребне волны, комедии с Ришаром и Депардье, Типа крутые легавые, Сверхъестественное, Плохие парни, Танго и Кэш, Шанхайский полдень — КП? Не, не слышал

    ответить

  • 8

    Алексей Хохлов 19 августа 2016, 20:52 пожаловаться

    #

    Зато есть копы в юбках, идеальный голос, девичник в вегасе и прочий шлак.

    ответить

  • 2

    JackNaper 20 августа 2016, 00:44 пожаловаться

    #

    Вездесущие копы в юбках и МакКарти)

    ответить

  • 2

    PacificBug 23 августа 2016, 19:44 пожаловаться

    #

    Ну да, всё что с женщинами — всё шлак, — сказал белый гетеро-мужчина.

    ответить

  • 12

    Artem Pyatyshev 20 августа 2016, 12:12 пожаловаться

    #

    Тут в статье приводится описание данного понятия с некоторыми примерами. Здесь же конкретное перечисление фильмов подобного типа. И автор написал про те примеры про какие вспомнил или посчитал нужным. Он не стал перечислять все хорошие фильмы или плохие фильмы подобного поджанра. Это же статья. А не список.

    ответить

  • 11

    Jack Napie 19 августа 2016, 20:54 пожаловаться

    #

    И тут сексизм и феменизм, начали про бадди-муви, закончили «актуальной» темой… ох КП.
    Где Плохие парни? Где фильмы с Фростом и Пеггом, где упоминания про Джея и Боба??

    ответить

  • 3

    JackNaper 20 августа 2016, 00:45 пожаловаться

    #

    Час Пик в конце концов ;)

    ответить

  • ZELMIRA 20 августа 2016, 02:12 пожаловаться

    #

    даже столь очевидный «впритык» забыли..

    ответить

  • Jack Napie 20 августа 2016, 13:01 пожаловаться

    #

    Да сотни их))

    ответить

  • 2

    _Skywalker_ 19 августа 2016, 21:26 пожаловаться

    #

    Час-пик — лучший бадди-муви ever.

    ответить

  • JackNaper 20 августа 2016, 00:45 пожаловаться

    #

    Определенно один из луших

    ответить

  • 4

    onfol 20 августа 2016, 01:56 пожаловаться

    #

    Удивлен, что кинопоиск выложил отрывок из «Криминального чтива» в «правильном переводе».
    Отдельное спасибо за это.

    ответить

  • 7

    ZELMIRA 20 августа 2016, 02:11 пожаловаться

    #

    это же надо было умудриться уехать в настолько странную степь, а ведь так всё хорошо начиналось…

    ответить

  • 1

    Artem Pyatyshev 20 августа 2016, 12:08 пожаловаться

    #

    1+1, Впритык, Девять ярдов

    ответить

  • 6

    lawnmoverman 21 августа 2016, 14:33 пожаловаться

    #

    А как же Скалдер и Малли?))

    ответить

  • 7

    The Tourist 21 августа 2016, 19:11 пожаловаться

    #

    Док Браун и Марти — вот отличный дуэт!

    ответить

  • 6

    Ural Highlander 23 августа 2016, 12:12 пожаловаться

    #

    Ну если уж смотреть с такого ракурса («мальчики против девочек»), то интересно вспомнить типичные бади-муви, опровергающие несколько поспешное определение (Бадди-муви — это фильм о дружбе и приключениях двух (редко больше) приятелей одного пола (редко женского)). Разве не может дружба быть разнополой?) Самый яркий пример — «Долгий поцелуй на ночь» от специалиста по бади-муви N1 (это я про Шейна Блэка, а не Ренни Харлина, если что) Вот и помирятся мальчики с девочками

    ответить

  • 1

    Дикий Пушистик 23 августа 2016, 13:51 пожаловаться

    #

    Старски и Хатча тоже забыли…
    и старый добрый детективный сериал «Улицы Сан-Франциско» (Карл Малден) тоже…
    Зато феминизму понагнали…

    ответить

  • 1

    PacificBug 23 августа 2016, 19:47 пожаловаться

    #

    Да тут всё равно большинство фильмов про мужчин, и вы ещё чем-то недовольны!

    ответить

  • 2

    PacificBug 23 августа 2016, 19:49 пожаловаться

    #

    Спасибо за обзор, приятно, что женщин перестали исключать из сюжетов о дружбе, хотя можно посчитать — их всё равно меньшинство, увы. Ну и характерно, что мужчины в комментариях стонут, ах-ах, зачем женщины, лучше вообще без них! Парни, если вам интересно только про себя читать, вы точно гетеро?

    ответить

  • 2

    Snipa 27 августа 2016, 12:41 пожаловаться

    #

    При чем здесь вообще, например, криминальное чтиво? Бадди-муви это когда весь фильм закручен вокруг одной парочки персонажей и они играют главную роль даже антогонисты за чистую не сильно важны. А то так можно и хана сола с чубакой записать и фродо с сэмом и кучу кучу других примеров где есть 2 друга.

    ответить

  • 1

    Alex Croft 2 сентября 2016, 09:29 пожаловаться

    #

    Спасибо за статью. Жаль за последние годы ничего путного в жанре кроме Славных Парней не было снято

    ответить

  • Remy Le-beau 17 августа 2017, 09:12 пожаловаться

    #

    Хорошие фильмы, которые можно смотреть и смотреть.

    ответить

 
Добавить комментарий...