Статьи

Кто боится кодекса Хейса?

Из чего родился нынешний возрастной рейтинг в кино? История знаменитого свода правил, устанавливавшего духовные ценности для голливудских фильмов.
Кто боится кодекса Хейса?

Системе возрастных рейтингов фильмов скоро исполнится полвека. КиноПоиск решил вспомнить, что ей предшествовало и как в течение нескольких десятилетий цензоры и религиозные деятели диктовали Голливуду нормы морали.

50 лет назад на американские экраны вышел фильм «Кто боится Вирджинии Вульф?» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном. Ненормативная лексика, полное издевательство над так называемыми традиционными ценностями, которые тогда, в 1966 году, все еще защищал кодекс Хейса... А результат? Ошеломительный кассовый успех, 13 номинаций на «Оскар» и 5 статуэток, а также большой гвоздь в крышку гроба пресловутого кодекса, устанавливавшего духовные ценности в Голливуде более 30 лет.

Ревущий Голливуд

Откровенные сцены, насилие на экране, сильные женские персонажи, свободные от стереотипов и самостоятельно решающие, что делать со своим телом и своей жизнью — все это, как считают многие, пришло в кино только в конце 60-х. На самом деле голливудское кино 1920-х — начала 1930-х годов было во всех отношениях смелым и показывало на экране и секс, и насилие. Неудивительно, ведь Америка переживала Великую депрессию, а билеты на фильмы с провокационным или криминальным сюжетом раскупались куда лучше.

Актриса и драматург Мэй Уэст, дебютировав пьесой «Секс», как раз заявила о себе в Голливуде картиной с говорящим названием «Я не ангел». Барбара Стэнвик играла в «Мордашке» хорошенькую девушку, убегающую от сутенера-отца и использующую мужчин, чтобы добиться своих целей, а Грета Гарбо — бисексуальную королеву Кристину, целовавшую свою подругу и отказывавшуюся выходить замуж. Сесил Б. ДеМилль снял откровенный исторический эпик «Крестное знамение». И все это до 1934 года.

«Королева Кристина»

«Королева Кристина»

Страсти царили и за пределами экрана. Звезду немого кино Роско Толстяка Арбакла обвиняли в изнасиловании и убийстве актрисы Вирджинии Рапп. Режиссера Уильяма Десмонда Тейлора нашли убитым, а голливудские звезды умирали от передозировок наркотиками. Все это подливало масла в огонь и давало религиозным лидерам много поводов говорить о распущенности «фабрики грез» и необходимости бойкотировать аморальные, по их мнению, фильмы.

Цензура — это люди

Первые ограничения в киноиндустрии появились в конце 1920-х годов. Придумал их католический священник и писатель Дэниэл Лорд, убежденный моралист, драматург и плодовитый автор мюзиклов. С миром кино священник столкнулся, когда Сесил Б. ДеМилль позвал его консультантом на свой фильм «Царь царей» о жизни Христа. Немое кино ему уже казалось опасным, а с появлением в фильмах звука непристойности буквально кричали с экрана о необходимости ввести цензуру.

С подачи журналиста и издателя журналов о кинопроизводстве Мартина Квигли, такого же убежденного католика, отец Лорд приступил к созданию свода правил для киноиндустрии. Эти правила были основаны на десяти заповедях и были призваны не только не допустить разложения аудитории, но и помогать доносить с экрана правильные, то есть христианские ценности.

«Царь царей»

«Царь царей»

«Измена не подлежит изображению и моральному оправданию», «непристойное и неподобающее обнажение запрещается», «танцы или костюмы, предполагающие неподобающее обнажение или непристойные движения, запрещаются», «кинофильмы или их эпизоды не должны высмеивать религиозную веру» — вот лишь некоторые выдержки из этих правил. Кроме того, правила запрещали изображать в кино «продолжительные и страстные поцелуи, объятия, непристойные позы и жесты» и даже силуэты обнаженных тел. Также налагалось вето на жестокость, гомосексуальные и межрасовые отношения, белое рабство на экране и многое другое. А главное, симпатии аудитории всегда должны были быть на стороне добродетельных персонажей и ни в коем случае не на стороне грешников и преступников.

В 1930 году Уильям Хейс, возглавлявший тогда Ассоциацию кинокомпаний Америки, согласился с этим кодексом и не стал вносить в него практически никаких изменений. Бывшему генеральному почтмейстеру США и политику-республиканцу нужно было найти какой-то баланс между грозящими крестовым походом католиками и руководителями киностудий. Однако продюсеры не торопились соблюдать его правила, а сам кодекс высмеивался индустриальными изданиями, в том числе The Hollywood Reporter и Variety, которые считали, что такого рода цензура никогда в кино не приживется.

«Крестное знамение»

«Крестное знамение»

Тогда на подмогу пришел Джозеф Брин — еще один человек, без деятельного участия которого кодекс действительно мог остаться лишь индустриальной легендой. Журналист с ирландскими корнями, имеющий влияние в католической среде, он был известен своими антисемитскими высказываниями, и еврейское происхождение многих голливудских продюсеров его раздражало. С 1931 года он работал в офисе Хейса, а в 1934-м возглавил Администрацию кодекса производства фильмов (PCA).

По мнению католических священников, на экране по-прежнему царили разврат и безнравственность, поэтому ими был организован Национальный легион нравственности, грозивший студиям бойкотом картин. Епископы призывали прихожан не смотреть те фильмы, которые не отвечают, по мнению легиона, нормам христианской морали. В реальности случился только один бойкот, в Филадельфии, однако этого было достаточно, чтобы напугать голливудские студии. Поэтому в 1934 году члены ассоциации — а студии тогда владели и кинотеатральными сетями — договорились, что каждый выходящий на их экраны фильм, включая короткометражки и анимацию, должен получить от PCA сертификат соответствия. Без этого сертификата прокат и дистрибьюция фильма членами ассоциации были невозможны. Так Брин получил право вносить изменения в сценарии и требовать удаления сцен из уже отснятых картин. В том случае, если после получения сертификата PCA студия вносила изменения в фильм, на нее налагался существенный штраф.

Торжество целомудрия

Когда американская пресса в 1933 году писала о том, что кодекс долго не проживет, перед цензорами нью-йоркского департамента образования лежала пленка с фильмом «Мордашка». Уже в 2000-х годах в архивах обнаружили именно ту, оригинальную копию, которая так и не дошла до широкого зрителя.

«Мордашка»

«Мордашка»

По оригинальному сюжету главная героиня Лили Пауэрс работает у отца в подпольном баре в рабочем районе, по ночам обслуживая клиентов, проще говоря, занимаясь проституцией. Однако девушку такое положение совсем не устраивает. Когда отец продает Лили очередному мужчине, политику, героиня сначала опрокидывает ему на руку чашку горячего кофе, а потом, уворачиваясь от попытки схватить ее за грудь, разбивает о лоб пивную бутылку. Дальше по совету знакомого сапожника, рекомендующего Лили почитать Ницше, девушка решает быть сильной и использовать мужчин для своих целей и сбегает в Нью-Йорк, где поднимается по карьерной лестнице, ловко орудуя хорошенькой мордашкой. Даже билет на поезд Лили зарабатывает натурой.

Наиболее откровенные и аморальные сцены были вырезаны. Политик больше не прикасался в вожделении к Лили, а она не разбивала о него бутылку, да и Ницше вместе с посылом «Используй других, не давай использовать себя» на экранах кинотеатров не появился. Намеки на проституцию были сведены к минимуму. Сцена, в которой Лили с подругой, молодой афроамериканкой, договаривается о билете на поезд, удалена. Впрочем, даже купированная версия, вышедшая в прокат, казалась поборникам морали возмутительной и как раз привела к созданию Национального легиона нравственности и ужесточению контроля за исполнением кодекса Хейса. Если бы «Мордашку» снимали чуть позже, правки в фильм внесли бы еще на стадии сценария, опасаясь реакции религиозных общин.

«Это случилось однажды ночью»

«Это случилось однажды ночью»

Одновременно как минимум на уровне наград киноакадемии Голливуд начал поддерживать фильмы, соответствовавшие кодексу Хейса. Так, была щедро вознаграждена комедия «Это случилось однажды ночью», в которой герои Кларка Гейбла и Клодетт Кольбер, оказавшись в одном номере мотеля, от греха подальше отгораживаются друг от друга занавеской-ширмой. Целомудренная пижама и отсутствие даже намека на страсть принесли фильму в 1935 году пять «Оскаров» в самых престижных номинациях, включая «Лучший фильм».

Кодексу Хейса зрители обязаны как множеством мелких и не всегда заметных купюр, так и значительными изменениями в сюжете. У персонажа мультфильмов Бетти Буп удлинилась юбка, изменилась линия декольте. Из «Касабланки» по персональному требованию Джозефа Брина исчезли любые намеки на то, что у Рика и Ильзы был секс в Париже (оригинальный сценарий не оставлял сомнений). Герои «Дурной славы» Хичкока целуются в течение двух с половиной минут с постоянными перерывами, потому что продолжительные страстные поцелуи, как мы помним, были под запретом. Офисом Хейса составлялись даже списки недостаточно добродетельных звезд, участие которых в фильме тоже ставило крест на прокате.

Доходило до абсурда. Клод Фролло из «Горбуна собора Парижской Богоматери» 1939 года был вынужден сменить профессию с архидьякона на судью, ведь священники не могли представать на экране в отрицательном или комичном свете. Наконец, Уилл Хейс мог влиять на решения студий даже в том случае, если формально картина не нарушала кодекса. Так было с «У нас это невозможно» — несостоявшейся экранизацией антиутопической сатиры о захвате власти в Америке диктатором наподобие Гитлера. «Немецкий рынок очень важен для нас, а фильм подобного рода расстроит наших партнеров в Германии», — примерно так звучали аргументы Хейса в адрес студии MGM, и производство картины было остановлено. К удовольствию нацистского правительства.

Золотая рука против запретов

Как сухой закон способствовал появлению подпольного производства алкоголя, так и насильственное вмешательство в создание фильмов не могло не породить волну возмущения со стороны кинематографистов. Относительно гладко система проработала лишь десять с небольшим лет, но уже в середине 1940-х независимые продюсеры и кинотеатры начали активно ей сопротивляться. Так, в 1943 году взрослый вестерн Ховарда Хьюза «Вне закона» был осужден за чересчур откровенное декольте главной героини, которую играла Джейн Расселл. Хьюза попросили удалить или переснять 37 кадров. Он отказался, подав апелляцию совету директоров Ассоциации кинокомпаний, состоящему из глав студий.

Студийные боссы сами страдали от строгих правил и согласились смягчить требования к «Вне закона», сократив количество кадров, которые надо было удалить. Хотя Хьюз требования выполнил, после семи дней ограниченного проката он отправил фильм на полку. А в 1946 году неожиданно выпустил в прокат первоначальную версию и вступил таким образом в открытый конфликт с офисом Хейса и Брина. Несмотря на то, что многие кинотеатры отказались показывать фильм (сертификат у «Вне закона» отозвали), на тех площадках, что все-таки решились показать неотцензурированную картину, она имела оглушительный успех.

Джин Харлоу позирует для постера «Вне закона»

Джин Харлоу позирует для постера «Вне закона»

Еще один звоночек прозвенел в офисе Хейса, когда в 1953 году в прокат без сертификата одобрения вышла «Синяя луна» Отто Преминджера. Сценарий «Луны», основанный на популярной пьесе, поставленной на Бродвее, еще до съемок был забракован Брином. «Неприемлемо легкое отношение к соблазну, сексу до брака и девственности», — таким был его вердикт в отношении легкомысленной, но на самом деле невинной истории о словесном поединке двух друзей и их попытке завоевать внимание новой знакомой, девственницы Пэтти. Как можно догадаться, в «Синей луне» даже нет сцен секса, а девственность никто не теряет. Однако Преминджер вносить изменения в сценарий отказался и снял фильм, не оглядываясь на решение Брина.

«Сертификат вы не получите», — пообещали Преминджеру, но компания United Artists решила выпустить картину без сертификата. С пометкой «для взрослой аудитории» прокат стартовал всего лишь в двух кинотеатрах, и благодаря зрительскому успеху спустя неделю фильм уже захотели показывать три национальные сети. Протест католических организаций только подогрел интерес публики к «Синей луне».

Преминджер продолжил бросать вызов кодексу. «Человек с золотой рукой» 1955 года, в котором Фрэнк Синатра играл наркомана, тоже не получил сертификат соответствия, но хороших рецензий было достаточно, чтобы кинотеатры его взяли, а зрители проголосовали своим кошельком. Синатра даже получил номинацию на «Оскар», окончательно дезавуировав систему цензуры, выстроенную Хейсом. В конце концов в 1961 году офис Хейса просто сдался, выдав и «Синей луне», и «Человеку с золотой рукой» сертификаты.

Островок свободы

В Великобритании кодекса Хейса не существовало, и ленты, которые подавались на рассмотрение местному совету по классификации фильмов, часто выходили в прокат в менее цензурированной версии, чем в Штатах. Джон Тревелян, стоявший во главе совета с 1958 по 1971 год, вошел в историю как один из самых либеральных цензоров. В прошлом учитель, поклонник Бергмана и Бунюэля, он лично консультировал режиссеров, чтобы фильм получил одобрение совета.

Впрочем, местные власти могли игнорировать решение совета и самостоятельно запрещать фильмы или менять возрастной рейтинг. Так случилось, например, с «Дьяволами», «Последним искушением Христа» и «Автокатастрофой». Власти накладывали на них вето. Однако эти запреты распространялись лишь на территорию одного района, что делало их весьма бесполезными: ну, приходилось ехать в другую часть города в кинотеатр, и что?

Через «Оскар» к рейтингу X

Гвозди в гроб кодекса Хейса забивали и на законодательном уровне. Еще в 1948 году Верховный суд США принял решение по делу Paramount Pictures, положившее конец монополии студий на кинотеатральные сети и эксклюзивную возможность демонстрировать в собственных кинотеатрах только фильмы своего же производства. В отсутствие контроля над экранами Ассоциация кинокомпаний потеряла значительную часть своего влияния. Независимых кинотеатров становилось все больше, и они обращали внимание на интерес публики, а не на решение нескольких цензоров.

В начале 1950-х в борьбу за аудиторию кинотеатров вступило телевидение, и стало очевидно, что на большом экране зрителю нужно предлагать что-то менее пресное, чем купированные в соответствии с кодексом пуританские картины. К тому же после войны в США стали появляться европейские картины, снятые по совершенно другим законам, свободные в выражении чувств и эмоций персонажей, а потому пользовавшиеся большим успехом у зрителей.

«Кто боится Вирджинии Вульф?»

«Кто боится Вирджинии Вульф?»

В начале 1960-х стали говорить о замене кодекса на некую систему классификации, но только в 1968 году, после того как в американских кинотеатрах прошел с огромным успехом фильм «Фотоувеличение», а «Кто боится Вирджинии Вульф?» получил пять статуэток «Оскар» (из 13 номинаций), кодекс отменили, введя систему возрастного рейтинга картин. Теперь, вместо того чтобы регламентировать содержание фильмов, ассоциация начала предупреждать зрителей, на какой возраст рассчитана картина. А уж судить о том, подрывает ли она чьи-то моральные устои, предлагалось самой аудитории.

В первый же год после введения системы возрастного рейтинга «Оскар» за лучший фильм получил «Полуночный ковбой», картина с самым строгим рейтингом X. Причем спустя два года рейтинг «Ковбою» сменили на более мягкий, и для этого не потребовались никакие цензурные ножницы.

Система возрастного рейтинга тоже несовершенна, и в Штатах отголоски нескольких десятилетий католической цензуры до сих пор слышны. Например, возрастные ограничения картин с откровенными сценами часто строже, чем у лент с большим количеством насилия. А если сравнивать возрастной ценз отдельных картин в США и в Европе (во Франции, например, «Нимфоманку», «Стыд» и «Жизнь Адель» можно смотреть с 12 лет, в США — только с 17), то начинаешь понимать, что призраки Хейса и Брина все еще бродят по коридорам Голливуда.

Читайте также
Статьи Культовое кино: 55 лет фильму Федерико Феллини «8 с половиной» 13 февраля — день рождения одной из важнейших лент мирового кино, которая заставила заснуть Никиту Хрущева и разбудила фантазию сотен режиссеров — от Линча до Тарантино.
Статьи «Что за стерва!»: 10 знаменитых враждующих пар кинозвезд Брандо вынудил Синатру съесть девять кусков пирога, Майер побил Чаплина в ресторане, а Кроуфорд изводила Дэвис с помощью букета из одной розы.
Новости Джозеф Файнс сыграет Майкла Джексона Малоизвестный факт о путешествии Майкла Джексона, Элизабет Тейлор и Марлона Брандо из Нью-Йорка в Огайо ляжет в основу пока что безымянного фильма. В роли певца снимется Джозеф Файнс, Тейлор сыграет Стокард Ченнинг, а Брандо — Брайан Кокс.
Статьи Женщина на грани нервного срыва: Неочевидные роли Элизабет Тейлор 27 февраля исполнилось бы 80 лет Элизабет Тейлор — одной из иконических голливудских фигур, бывшей одновременно выдающимся драматическим талантом и эталоном красоты. В честь юбилея умершей в прошлом году актрисы КиноПоиск рассмотрел десять не самых очевидных картин с ее участием...
Комментарии (96)

Новый комментарий...

  • 27

    СуперКрутойМужик 11 августа 2016, 13:57 пожаловаться

    #

    Нашли с кем сравнивать, у французов всегда была порнуха в фильмах и она никогда не блокировалась, в других странах Европы уже пожёстче будет с рейтингами, а у французов именно на секс полная свобода, так что явно притянуто.

    ответить

  • 35

    ВНЧ 11 августа 2016, 14:00 пожаловаться

    #

    во Франции, например, «Нимфоманку», «Стыд» и «Жизнь Адель» можно смотреть с 12 лет, в США — только с 17
    А в России с 18-ти. Что за призраки бродят у нас?
    Отличная статья. Отдельный респект Говарду Хьюзу, надо будет пересмотреть «Авиатор». А заодно «Человека с бульвара Капуцинов», Игорь Кваша там великолепен в роли моралиста в рясе.

    ответить

  • 4

    dda708500 11 августа 2016, 15:39 пожаловаться

    #

    во Франции, например, «Нимфоманку», «Стыд» и «Жизнь Адель» можно смотреть с 12 лет, в США — только с 17
    А в России с 18-ти. Что за призраки бродят у нас?

    Сталин, кто же ещё)

    ответить

  • Миша-35 13 августа 2016, 21:51 пожаловаться

    #

    Согласен 100%! Тоже вспомнил этот фильм и этого героя.

    ответить

  • 13

    nbst 14 августа 2016, 15:26 пожаловаться

    #

    А вы считаете смотреть такое с 12 лет нормально?

    ответить

  • 1

    ВНЧ 14 августа 2016, 22:53 пожаловаться

    #

    Думаю, что ещё рановато.

    ответить

  • 14

    Aziza 11 августа 2016, 14:39 пожаловаться

    #

    Рада, что сейчас религиозные ценности не решают настолько, насколько раньше и есть цивилизованный вариант возрастного рейтинга

    ответить

  • 2

    Алексей_Беркут 11 августа 2016, 14:44 пожаловаться

    #

    Ну и хорошо! Мат и жестокость в разумных дозах, если этого требует фильм, только сыграют ему на пользу:) Слава Тарантино, Дэдпулу, Безумному Максу, Пипцу, Игре престолов, Ходячим мертвецами, Джессике Джонс, Пастырю и т. д.

    ответить

  • 4

    Aziza 11 августа 2016, 14:49 пожаловаться

    #

    как бы мы жили без тарантино тогда?(

    ответить

  • 2

    Алексей_Беркут 11 августа 2016, 22:01 пожаловаться

    #

    Жить бы жили, но уже не так! :)

    ответить

  • 32

    Psy-man 11 августа 2016, 15:02 пожаловаться

    #

    Да, совершенно не понимаю, как жестокость на экране может иметь более мягкий рейтинг, чем оголение и секс. Т. е. то, что природой нам дано и физические процессы — это нельзя показывать неокрепшим умам, а как один человек убивает другого — пожалуйста. Жизнь Адель вполне безобидное кино, Стыд чуть серьезней в некоторых моментах, но тоже вполне обыденный фильм. А вот Нимфоманку уже поставил бы с 18… ибо во-первых, многие, кто младше 18, все равно не поймут смысл, а во-вторых, много действительно неоднозначных сцен.

    ответить

  • 11

    chichal507 11 августа 2016, 21:09 пожаловаться

    #

    вы абсолютно правы, совсем непонятно почему кто-то боится голой груди.

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 13 августа 2016, 23:39 пожаловаться

    #

    кэрис ван хаутен тоже недоумевает)

    ответить

  • Суть в контексте, показ сексуальных сцен должен быть с возраста сексуального согласия, потому что иначе систему можно очень легко выкрутить в свою пользу, сказать что несовершеннолетним показывают сцены секса, сказать что технически это визуальное восприятие а потом сказать что с таким же успехом можно дрочить перед малолетками, но не трогать их и ведь по сути будет точно такое же визуальное восприятие, и вот вам дыры в культуре и законодательстве, так что ограничение на показ секса сделано не просто так, просто если в стране законы более мягкие, то там такие сцены могут иметь более низкий рейтинг и это нормально, но если как у нас строго 18+, то и сцены сексуального характера сразу должны поднимать рейтинг до 18, иначе одним на уступки пойдёшь и сразу остальные начнут требовать.

    ответить

  • 8

    Мистер Лисс 11 августа 2016, 15:10 пожаловаться

    #

    Жаль что сейчас нет такой фишки, типа отдельный кинотеатр на отдельную студию. Мне кажется, было бы забавно — кинотеатр студии 20 Век Фокс, кинотеатр студии Уорнер Бразерс, кинотеатр студии Дисней, кинотеатр авторских фильмов :)

    ответить

  • Угу, кинотеатр студии им. Горького, кинотеатр Арменфильма…))

    ответить

  • 20

    Мистер Лисс 11 августа 2016, 20:24 пожаловаться

    #

    Кинотеатр, транслирующий исключительно шедевры Сарика Андреасяна! Мечта… тьфу

    ответить

  • 5

    HesleElsJohnson 12 августа 2016, 20:33 пожаловаться

    #

    Такой кинотеатр ни когда бы не опустел. Только шедевры от Сарика! Вот это мечта настоящего киномана!

    ответить

  • 23

    romanlitti 11 августа 2016, 15:16 пожаловаться

    #

    Цензура — зло!

    ответить

  • 2

    аквакекс 11 августа 2016, 16:51 пожаловаться

    #

    Проклятые католики!

    ответить

  • 3

    Litenkroft 11 августа 2016, 21:56 пожаловаться

    #

    А православные?

    ответить

  • 25

    DimMcMurfy 11 августа 2016, 17:46 пожаловаться

    #

    Спасибо! Когда вы делаете материалы — вы их делаете на совесть! Низкий поклон!

    ответить

  • 13

    Гвалиор 11 августа 2016, 17:49 пожаловаться

    #

    Хорошая статья.
    ИМХО, кодекс этот сейчас заменили рейтинги, в угоду которым фильмы неслабо режут и подправляют. Не считая внутренней самоцензуры, собственно.

    ответить

  • 8

    PossiblePsycho 12 августа 2016, 05:08 пожаловаться

    #

    По сути, ханжеский кодекс заменило банальное стремление к прибыли: ниже рейтинг => больше копий в прокате => больше бабла, рисковать решатся далеко не все. Но это, по крайней мере, относится только к коммерческому студийному кино, в независимый кинематограф дяди с ножницами не лезут.

    ответить

  • 1

    ZELMIRA 13 августа 2016, 23:31 пожаловаться

    #

    это всё же либеральнее и справедливее.

    ответить

  • 3

    ZELMIRA 13 августа 2016, 23:31 пожаловаться

    #

    карательная цензура ВНЕЗАПНО оказалась справедливее и честнее, нежели предварительная)

    ответить

  • 7

    SashaRush 11 августа 2016, 19:59 пожаловаться Забыли «Город согласию»?

    #

    14 декабря 1933 года на экране вышел фильм Арчи Майо «Город согласия», снятый на студии WB, продюсером которого выступала студия First National (как кинокомпания) и выпущенный от Warner Bros. (как мейджор). В фильме снимались Джоан Блонделл, Адольф Менжу, Гай Кибби, Мэри Астор и др. В фильме содержались сцены половым связем с лицом, не достигшим совершеннолетия, проституцию, супружеские измены и другие. Сам фильм сталкивался с цензурой и фильм Город Согласия был запрещен в соответствии с кодексом Хейса. 1934 года американские католики организовали кампанию против показа в кино того, что им представлялось аморальным. Вкупе с правительственной цензурой это привело к тому, что любому фильму, который комиссия посчитает безнравственным, могли отказать в прокате в крупных кинотеатрах страны. В 1936 году студия вырезала нескольких сцен до 6 катушек (59 минут) и был переиздан. Согласно источникам, последний раз фильм показывали в Мадриде, Испания в 1942-м. И с 28 декабря 1948, Джек Уорнер, один из основателей студии, принял решение уничтожить этот фильм. Вслед за «Городом согласией» также уничтожился немой фильм «Откройте глаза» (1919), у которого содержался сцена с венерическим болезней. Все копии и негативы стёрли и уничтожены, и до наших дней фильмы не сохранились. Хотя, фильм «Откройте глаза» (1919) сохранился в Нидерланды. Её копия хранится в Амстердаме. А вот в настоящее время ищут фильм Арчи Майо, его сюжет полностью сохранился.

    Заметка: На сегодняшний день, 8 фильмов студии WB и FN, сохранились на территории Европы, считается, фильмокопия была доставлена из США в Европу в 1969 году и наиболее долговечной считается полиэфирная подложка.

    ответить

  • 20

    Calvin_ Candy 11 августа 2016, 21:06 пожаловаться

    #

    Мда, запад пережил поповщину в прошлом веке, а у нас не удивлюсь если введут какой нибудь кодекс Милонова.

    ответить

  • 6

    newnewdaria 11 августа 2016, 21:25 пожаловаться

    #

    Отличная статья.
    «Возрастные ограничения картин с откровенными сценами часто строже, чем у лент с большим количеством насилия.»- вот это вот немного нелогично и непонятно, я думаю.

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 13 августа 2016, 23:28 пожаловаться

    #

    кэрис ван хаутен одно время заявляла в интервью, что очень лицемерно не бояться изображать изощрённое насилие, но при этом падать в обморок от лишний раз засвеченной груди или лобка.

    ответить

  • 6

    Власок 11 августа 2016, 22:17 пожаловаться

    #

    Всё должно быть в меру. И цензура должна убивать такие фильмы, как «Зелёный слоник» или «Человеческая Многоножка» на корню.

    ответить

  • Не убивать, а ограничивать, по сути любой фильм имеет право на существование, так как и у таких фильмов находятся поклонники, просто обычные зрители должны знать почему такие фильмы запрещены к массовому прокату и по каким причинам.

    ответить

  • 4

    glk63 15 августа 2016, 00:40 пожаловаться

    #

    У детской порнографии тоже есть «свои поклонники»…

    ответить

  • ZELMIRA 13 августа 2016, 23:27 пожаловаться

    #

    предварительная и карательная цензуры — это разные вещи, и карательная цензура уже давно признана самой эффективной и, как ни странно, либеральной.

    ответить

  • 8

    Agent X 12 августа 2016, 08:12 пожаловаться

    #

    Видел сериал, где подобную проблему решили с помощью зелёного огня ;)

    ответить

  • 3

    RavenDante 12 августа 2016, 11:51 пожаловаться

    #

    Очень интересная статья, спасибо большое!
    Пока читал про эти запреты, несколько раз посещали мысли: Как же я всё таки люблю HBO и Netflix.)))

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 13 августа 2016, 23:24 пожаловаться

    #

    ну знаете ли, даже контент этих каналов грешит сюжетно необоснованной обнажёнкой)

    ответить

  • 3

    Spider@man 13 августа 2016, 13:56 пожаловаться

    #

    По мне очень позновательный материал))) Большое спасибо!!!

    ответить

  • 3

    Миша-35 13 августа 2016, 22:15 пожаловаться

    #

    Очень хорошая статья! Спасибо! Многое мне рассказала, до сих пор практически не знал истории вопроса.
    Вот интересно еще бы узнать, пострадали ли и если да, то насколько, от этого кодекса «Унесенные ветром»? Может, там тоже были откровенные сцены и сцены насилия, которые пришлось вырезать, чтобы фильм получил сертификат? В принципе, картина смотрится цельной, вмешательство в монтаж вроде бы незаметно, но кто его знает, как было на самом деле?
    Кстати, продолжительные поцелуи в картине присутствуют, в частности тот самый легендарный поцелуй Скарлетт с капитаном Батлером. Плюс сами по себе книга и, соответственно, фильм представляют вызов христианской морали: Скарлетт много лет вожделеет женатого мужчину, несколько раз выходит замуж, что по меркам 19 века было еще сильным вызовом, причем действуя при этом порой вовсе не христианскими методами. Да и других грехов и богохульных мыслей у нее хватало. А учитывая, что у Скарлетт ирландские корни (ирландцы, как известно, — истые католики), это было вызовом вдвойне. Так что впору удивиться, как этот фильм вообще прошел через кодекс Хейса и попал на экраны. Любопытно было бы об этом узнать. КиноПоиск, это моя личная к Вам просьба, думаю, эта тема интересует не только меня.

    ответить

  • 2

    ZELMIRA 13 августа 2016, 23:23 пожаловаться

    #

    мне вспомнился момент, когда в Тару пришёл дезертир, и скарлетт его застрелила, а чтобы следы замести, упросила мелани отдать свою единственную ночнушку)

    ответить

  • 1

    Миша-35 14 августа 2016, 15:28 пожаловаться

    #

    Точно, был такой момент, его тоже при сильном желании можно записать в «непристойные».

    ответить

  • 4

    ZELMIRA 13 августа 2016, 23:21 пожаловаться

    #

    вспоминается момент из фильма «хичкок», где главный герой отчитывается перед некой комиссией о том, почему в сценарии предполагается крупный план унитаза. уже тогда я полностью осознала всю идиотию тогдашней цензуры)

    ответить

  • 2

    Демократ 14 августа 2016, 20:24 пожаловаться

    #

    Вчера например посмотрел «Странствия Салливана» 41-го года и в некоторых моментах даже в этой романтической комедии есть откровенно горячие сцены, в «окне во двор» Хичкока много пошлых намёков, особенно когда это произносится прелестной профурсеточкой блондиночкой в свете ламповых софитов, фантазия очень разыгрывается. Несмотря на кодекс Хейса всё, что хотели донести режиссёры они могли это сделать различными творческими приёмами. Важен контекст и подача, а не рандомная грудь в кадре. Кино может быть пропитано страстью и раскрепощённостью без единой постельной сцены и вторичных половых признаков в кадре.

    ответить

  • 2

    thirteenth sonata 14 августа 2016, 21:10 пожаловаться

    #

    Цензура и возрастные ограничения не одно и тоже. Если первой быть не должно, то по поводу вторых я бы сильно поспорила с теми, кто утверждает, что дети и в жизни могут увидеть похуже.
    Фокус в том, что 12-летние детям еще недавно смотрели сказки и читали истории, где главные герои все равно представлены как носители эталонного поведения. Чего не скажешь про соседа-алкаша, или гопника с улица, про которых родители уже сто раз отозвались нелестно. Но сказки всегда носили воспитательную функцию и установка гл. герой — образец еще довольно долго живет в голове (у некоторых даже слишком).
    Любопытно, кто-то всерьез считает, что подросток будет сопереживать внутренней опустошенного героя «Стыда»?)

    ответить

  • 1

    Ворон-92 15 августа 2016, 02:05 пожаловаться

    #

    Самое забавное, что большинство людей, которые здесь одобряют насилие и порнографию, если их спросить, к какой вере они себя относят, то они скажут, что православные или христиане. Вот только как они могут называть себя христианами, если они противятся и смеются надо самой сутью христианской нравственности?
    Любопытно ещё написано вступление статьи: Ненормативная лексика, полное издевательство над так называемыми традиционными ценностями, которые тогда, в 1966 году, все еще защищал кодекс Хейса… А результат? Ошеломительный кассовый успех, 13 номинаций на «Оскар» и 5 статуэток… Хочется сказать — ну и что? И что хорошего? Просто люди стали более развращённые, вот им и стало это нравится.
    Если сейчас где-нибудь сделают, как в древнем Риме, амфитеатр, где люди по-настоящему будут биться насмерть, то туда столько людей пойдёт и касса будет такая, что все «Аватары», «Титаники» и другие большекассовые фильмы вместе взятые обзавидуются. Однако это будет признаком вырождения людей и их похождения на зверей, чем на людей.
    Любопытно, что одни из крутых фильмов, в числе которых и самый кассовый за всю историю кино «Унесённые ветром» был сделать в соответствии с кодексом Хейза, и ни чуть от этого не пострадал. (Конечно, можно возразить, что «Аватар» самый кассовый, но это по количеству зелёных бумажек, а если сделать перерасчёт на наши дни, то именно «Унесённые» самый кассовый.)
    В СССР тоже была цензура, но если подумать — большинство советских комедий именно этим смешны и хороши, что их можно смотреть всей семьёй, в которых нет секса и крови.

    ответить

  • 3

    tarasovc47 15 августа 2016, 08:37 пожаловаться А еще есть «Окно Овертона»

    #

    Можете считать меня параноиком или старым брюзгой, но борьба с цензурой вообще кодексом Хейса в частности очень хорошо отражает действие так называемого «окна Овертона», когда обществу незаметно, но медленно и верно навязываются другие морально-материальные, семейные, нравственные ценности. «От немыслимого к узаконенному», от длинных юбок ниже колена до изнасилований и пыток прямо перед камерой. Такими темпами лет через 50 убийство прямо на улице никого даже не удивит, или например будут ритуальные жертвоприношения. Раньше выйти замуж за недевственницу было зазорным, девушки берегли себя. Теперь девственниц в 18-20 лет днём с огнем не сыщешь (не хожу и не проверяю конечно, но знакомый гинеколог как-то рассказал). Через 20-30 лет может быть так, что девственность будет порицаться, а блуд восхваляться…

    ответить

  • polulyakhandrey 15 августа 2016, 19:21 пожаловаться

    #

    Поддерживаю!

    ответить

  • 5

    Даниил Поляков 29 сентября 2017, 02:32 пожаловаться

    #

    «Окно Овертона» — это не более, чем конспирологический миф. Не переживайте, мы вряд ли когда-нибудь будем жить в обществе с будничными жертвоприношениями и убийствами

    ответить

  • призракюра 15 августа 2016, 22:09 пожаловаться

    #

    Хорошая статья. Небольшая ошибка — Джин Харлоу позирует для постера «Вне закона». Позирует понятно из статьи Джейн Расселл. И такой постер и в наших современных кинотеатрах не вывесили https://www.kinopoisk.ru/picture/1448705/#

    ответить

  • Alex Croft 18 августа 2016, 08:10 пожаловаться

    #

    Говоря откровенно, даже это самое насилие и ноготу можно всегда обыграть в рамках детского рейтинга. Вопрос в другом. Всегда всё опирается в качество картины. Если фильм хорош и рейтинг у него R, то о скромных кассовых сборах говорить не приходится.
    Дэдпул является лишь уникальным исключением. Во первых, поклонники долго ждали этого фильма. Во вторых, роскошная рекламная компания сделала своё. Второй раз уже не выстрелит думаю

    ответить

  • Remy Le-beau 15 августа 2017, 15:37 пожаловаться

    #

    Некоторые не приходилось смотреть, надо исправлять ситуацию.

    ответить

 
Добавить комментарий...