• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Перерождение гангста-мюзикла: Чем интересен режиссер Сион Соно

Вечером 1 августа в рамках московского кинофестиваля Otkritie X Strelka показывают фильм Сиона Соно «Клан Токио» — настоящий рэп-мюзикл из жизни ночного Токио. КиноПоиск рассказывает о режиссере.
Перерождение гангста-мюзикла: Чем интересен режиссер Сион Соно

Вечером 1 августа в рамках московского кинофестиваля Otkritie X Strelka показывают фильм Сиона Соно «Клан Токио» — настоящий рэп-мюзикл из жизни ночного Токио. КиноПоиск рассказывает о режиссере.

Сион Соно пробился на Запад в 2001 году, на самом пике волны нового джей-хоррора. Фильм «Клуб самоубийц» цеплял и шокировал с первой сцены, в которой 24 японские старшеклассницы спускались в метро, брались за руки, издавали веселую кричалку, а потом все вместе бросались под поезд.

Соно собрал в одном фильме все страхи и городские легенды простого японца рубежа тысячелетий, превратив фильм ужасов в гротескный социальный комментарий, не лишенный лирики и иронии. Фильм получил приз в номинации «Прорыв года» на фестивале «Фантаспорто», а затем последовали культовый статус и скандальный релиз по всему миру. Выход картины, где важную сюжетную роль играет большой рулон человеческой кожи, был проблемным в каждой отдельно взятой стране. Все-таки темы суицида и подростковых страхов — довольно тонкие материи.

Режиссер к тому времени уже давно не был дебютантом. За его плечами находилось с полдюжины больших фильмов и целая россыпь призовых короткометражек, которые прекрасно себя чувствовали в темных залах разных кинофестивалей. К примеру, второй фильма Соно — черно-белая медитативная картина про поиск киллером удобной комнаты для съема (лента и называлась «Комната») — принял участие в 49 фестивалях, начиная с Берлина и заканчивая Роттердамом.

«Химидзу»

«Химидзу»

«Клуб самоубийц» не только открыл сорокалетнего японского режиссера массовому зрителю, падкому до шоковой терапии, но еще и заметно изменил его почерк. Теперь Соно мог чередовать коммерческие фильмы с авторскими проектами, семейные драмы с триллерами, фильмы ужасов с экспериментальным артхаусом. Правда, иногда жанр картины было не так просто определить, ведь главное правило Соно оставалось неизменным: его героями становились маргиналы и изгои, такие как тихий извращенец, решивший вытащить сестру из христианской секты («Откровение любви»), семейная пара из магазина аквариумных рыбок, по ночам фарширующая соседей («Холодная рыба»), и инди-режиссер, готовый ради удачного кадра спровоцировать настоящую войну между двумя кланами якудза («Почему ты не играешь в аду?»).

Лет семь назад Соно даже позвали в Голливуд, чтобы под патронажем Ридли Скотта снять фильм про печально известных норвежских музыкантов-металлистов Бурзума и Евронимуса. Тема была опять скандальнее некуда. «Вы будете жечь церковь?» — спрашивали журналисты у режиссера. «Сначала построим — потом сожжем. И не одну, а целых пять. Вы думаете, почему у нас проблемы с бюджетом?» — отвечал Соно. Поджигателя, правда, с проекта сняли, заменив аутентичным норвежцем, однако фильм продолжает томиться где-то в производственном аду.

«Почему ты не играешь в аду?»

«Почему ты не играешь в аду?»

Но что-то изменилось. После двух фильмов, мучительно и кишками наружу переживающих катастрофу в Фукусиме («Химидзу» и «Земля надежды»), Соно внезапно выпустил за год-полтора пять или шесть новых фильмов. И снова в разных жанрах. Но только на этот раз подозрительно коммерческих. В одной картине смытая в унитаз черепашка вырастала в канализации в гигантского монстра, после чего возвращалась к хозяину («Любовь и мир»). В другой девочка оставалась в живых после странной аварии, уничтожившей весь ее класс, а затем оказывалась вовлеченной в странную и бесконечную игру («Догонялки со смертью»). В третьей фигурируют юные студенты из колледжа телепатов («Эй, да он экстрасенс!»). Режиссер объяснял: «Рок-музыканты часто записывают по альбому в год. Я, как бывший поэт, совсем перестал писать стихи. Мои фильмы — способ замещения. Один альбом — шесть фильмов». Добавьте дюжину фестивалей за один сезон. Фантастические фильмы — в Брюссель и Ситжес, серьезные — в Карловы Вары и Торонто. На последнем, кстати, Соно в 2015-м получил приз за продвижение азиатского кино и главную международную премьеру.

Первый фильм из этого нового «альбома» — самый настоящий рэп-мюзикл под названием «Клан Токио» — будет показан в Москве в рамках фестиваля Otkritie X Strelka Film Festival.

Сион Соно

Сион Соно

В основе сценария не Шекспир и не Брехт, а популярная манга из жизни уличных банд. Каждая контролирует тот или иной район японской столицы (Сибуя, Синдзюку, Икэбукуро). Каждая банда — новый стиль одежды, прически, рэп-читки, а также свой собственный кодекс поведения. Соно иногда в шутку признается, что был нетрезв, когда согласился на этот проект. Настолько нетрезв, что захотел создать собственный маргинальный город, как у Джона Карпентера в «Побеге из Нью-Йорка».

Построить город ему удалось — помогали лучшие дизайнеры, причем не только из мира кино, но и из мира «уличного племени». Построенные на заброшенных фабриках декорации были настолько обширны и натуралистичны, что Соно не удержался от искушения попробовать себя в модном тренде. Первые пять-шесть минут фильма сняты без монтажных склеек. За это время герой Сёты Сомэтани знакомит зрителей со своим районом. Сомэтани, кстати, один из немногих участников проекта, для кого читать рэп в новинку. Большинство персонажей — настоящие MC из Сибуи, Синдзюку, Икэбукуро и других районов.

Последняя лента Соно — вышедшая в прошлом году черно-белая «Шепчущая звезда», которая как будто родилась из фильмов Тарковского и Германа (если бы они снимали фантастику, конечно). Это тихая (и вправду очень тихая — здесь все герои шепчут) медитация на тему «Что делает робота человеком». Если посмотреть друг за другом «Клан Токио» и «Шепчущую звезду», покажется, что их снимали совершенно разные люди. Добро пожаловать в мир Сиона Соно — поэта от режиссуры, каждый фильм которого как конфета с неожиданной начинкой.

Читайте также
Новости Венеция-2013: Якудза-киноманы и реквием по пленке «Японский кинематограф умирает из-за погони за деньгами», — заявляет один из героев фильма Сиона Соно «Почему ты не играешь в аду?». Режиссер называет свою картину «реквиемом по 35-миллиметровой пленке», а количеству разлитой в этом очень киноманском фильме крови может позавидовать сам Квентин Тарантино.
Комментарии (5)

Новый комментарий...

  • Verpin 1 августа 2016, 22:32 пожаловаться

    #

    я один увидел японского Стивена Сигала с миниганом, на первом фото

    ответить

  • 1

    Sana-tory 2 августа 2016, 00:37 пожаловаться

    #

    Это Рики Такэучи, кстати, вполне себе ветеран боевиков и фильмов про якудза. Правда в отличии от Сигала в основном отрицательные роли играет.

    ответить

  • 2

    Sana-tory 2 августа 2016, 00:29 пожаловаться

    #

    Соно уже не тот, но надежду не теряем

    ответить

  • 4

    El_principe 2 августа 2016, 00:51 пожаловаться

    #

    спасибо за наводку.
    я не фанат рэпа, но из любопытства бы глянул

    ответить

 
Добавить комментарий...