Статьи

Иэн МакКеллен: «Нельзя считать зрителя идиотом»

В рамках празднования 400-летия со дня смерти Уильяма Шекспира Британский совет привез в Россию Иэна МакКеллена, официального посла Шекспира в мире. КиноПоиск поговорил с актером о важности возраста, четвертой стене в кино и о пародии на Мэгги Смит.
Иэн МакКеллен: «Нельзя считать зрителя идиотом»

В рамках празднования 400-летия со дня смерти Уильяма Шекспира Британский совет привез в Россию Иэна МакКеллена, официального посла Шекспира в мире. КиноПоиск поговорил с актером о важности возраста, четвертой стене в кино и о пародии на Мэгги Смит.

У сэра Иэна усталый вид. За два дня до интервью он представил в Петербурге отреставрированную драму Ричарда Лонкрэйна «Ричард III» и почти 45 минут отвечал на вопросы из зала. Публика рукоплескала стоя: видеть, как актер на твоих глазах превращается в Гэндальфа и Томаса Мора, дорогого стоит. Показ «Ричарда III» в Петербурге последний. До этого актер представлял фильм в Москве и Екатеринбурге в рамках фестиваля «Шекспир в летнюю ночь». МакКеллену устроили настоящий тур по России — от прогулки по Красной площади и спуска в московское метро до поездки на «Ленфильм». Он с готовностью общался с людьми, просившими у него автографы. Социальные сети в эти дни пестрили фотографиями с подписями «Встретили на улице Гэндальфа!».

Здороваясь со мной, Иэн МакКеллен первым делом обращает внимание на надпись «Не взрослейте, это ловушка» на футболке: «Я запомню эти слова! Вы знаете, что актеры никогда не стареют?»

Конечно, сэр Иэн не стареет. Он, как и его британские коллеги по цеху, с возрастом лишь укрепляется в мастерстве. МакКеллен признается, что с радостью снимается в кино, ведь там не нужно говорить так, чтобы слышали амфитеатр и балкон. Его зритель — камера, а роли, сделавшие его популярным, Магнето и Гэндальф, не вызывают у него никакого отторжения. Он одинаково любит оба образа. Но говорит он по-театральному медленно, аккуратно подбирая слова и делая многозначительные паузы. Наши 10 минут пролетают мгновенно.

— В фильме «Костюмер» 2015 года ваш герой работает с пожилым актером, которого играет Энтони Хопкинс. Его персонаж готовится играть короля Лира, а сам Хопкинс недавно сказал, что хотел бы и сам вернуться к этой роли. Раньше он не настолько хорошо понимал шекспировского героя. Как вы считаете, возраст важен для актера, чтобы лучше понимать своего персонажа?

— Да, конечно. «Король Лир» рассказывает о многом. Но больше всего в нем выделяется тема возраста. Причем речь не только о самом Лире. Граф Глостер — тоже пожилой человек с детьми. Возможно, Шута лучше играть как пожилого человека. Не суть. Это пьеса о глупости вот этих стариков, которые ничему не научились от жизни. За три часа постановки король Лир проходит через многое и приобретает своего рода мудрость, а к финалу находит покой. По-моему, только пожилой человек может понять, насколько это может быть важно для него. Когда ты чрезмерно самоуверен, то жизнь, скорее всего, не сложится. С другой стороны, когда тебе уже очень много лет, то нельзя играть Ромео. Вообще Ромео делает очень много глупостей. Очень дурацкие поступки у него. Будучи молодым актером, ты этого не замечаешь и просто играешь Ромео. Но если бы мне сейчас предложили сыграть Ромео, то я бы подумал: «Господи, ну что же он за тупой мальчишка!»

Конечно, нельзя быть слишком молодым или слишком старым для определенных ролей, но я могу понять Энтони. Жаль, мы больше не можем вернуть его на сцену. Он довольно ясно дал понять, что больше не хочет играть в театре.

«Костюмер»

«Костюмер»

— В «Костюмере» есть фраза: «Большевизм погубит театр». Как думаете, какой-нибудь «изм» может вообще погубить театр?

— Насчет большевизма не знаю. Я большой поклонник демократии. Несмотря на разницу мировоззрения, каждый из нас имеет право голоса. Таким образом мы определяем, кто будет принимать решения от нашего имени. В театре и кино таким человеком является режиссер. Но он никуда не продвинется, если не будет взаимодействовать с нами, актерами. Важно, чтобы он понимал нас, слушал, убеждал. И мне нравятся режиссеры, которые говорят мне: «Поправьте меня, если я не прав». Режиссеры подсказывают, что нужно сделать, куда встать, как играть. Здесь очень важно знать свое место, понимать, какой вклад ты можешь сделать. Если бы большевизм работал так же, я бы проголосовал за него. Но каждый должен иметь возможность сделать свой вклад. Бывает, нужен лидер. Иногда. Но не диктатор. До чего скучна жизнь диктатора! Я тут ходил смотреть на могилы царей. Наверняка во времена своего правления они считали себя земными богами. Но они все мертвы.

— Такова жизнь.

— Такова смерть.

«Ричард III»

«Ричард III»

— В «Ричарде III» вы разрушаете четвертую стену.

— Да. Как думаете, это сработало?

— По-моему, да. Мне нравится, как он обращается к зрителю напрямую. Как персонаж Кевина Спейси в «Карточном домике».

— А он и есть Ричард III. Кевин Спейси играл его в театре и перенес в сериал.

— Как думаете, чем отличается разрушение четвертой стены в кино и на телевидении?

— Кевин очень хорошо понимал, что такое говорить с залом в театре. И на телеэкране это тоже очень хорошо получается. Мы же привыкли к говорящим головам. Мы смотрим новости, наблюдаем речи политиков, слушаем прогноз погоды. Говорящие головы отлично смотрятся на телевидении, но в кино это сложнее. Приятно слышать, что вы считаете, как нам с «Ричардом III» это удалось. Иначе было никак. Ричард должен обращаться к зрителю. Ему нужна публика, он пытается переманить ее на свою сторону: «Помогите! Идите за мной!» На сцене-то это легко, мы ведь находимся в одном зале.

— Недавно был фильм, где герой очень активно разрушал четвертую стену. «Дэдпул».

— Не смотрел.

— Стал настоящим феноменом, с хорошими сборами. Поп-феноменами стали и сыгранные вами Гэндальф и Магнето, а в свое время такими были и герои пьес Шекспира. Что нужно, чтобы материал стал классикой?

— Нужно говорить со зрителем. Нельзя считать зрителя идиотом. Нельзя думать, будто это какие-то люди второго сорта. Не обращать внимания на возраст зрителя. Надо поднимать его до своего уровня. Если хочешь стать популярным, это еще не значит, что твое творение должно быть простым. Некоторая поп-музыка очень и очень непростая. Очень сложные аранжировки. Думаю, в этом и кроется ответ. Во «Властелине колец» все очень непросто. В «Людях Икс» тоже все непросто. Зритель должен сконцентрироваться на фильме. Нужно включиться в просмотр, нельзя просто откинуться и смотреть. Но это же прекрасно! Ты получаешь удовольствие от просмотра. Так что вот мой совет для тех, кто хочет стать популярным: будьте строже к своему зрителю. Заставьте его внимательнее смотреть ваш фильм или спектакль. Пусть наблюдает и делает выводы.

«Властелин колец: Братство кольца»

«Властелин колец: Братство кольца»

— В 2002 году в программе «Субботним вечером в прямом эфире» вы пародировали актрису Мэгги Смит.

— Господи Боже! Как же ей это не понравилось! Но я лучше расскажу, как я вообще оказался тогда в эфире. В тот день в Нью-Йорке проходил парад в честь Дня святого Патрика, и геям запретили принимать участие в этом параде. Можно подумать, в Ирландии нет геев! В общем, я пошел на эту программу, чтобы меня никто не остановил, и сказал все, что думал. Сказал, что с радостью приехал в Нью-Йорк, но не попал на парад. Вся прелесть SNL в том, что это прямой эфир. Можно сказать и сделать все что угодно. Вот я и сказал!

На этом наши 10 минут заканчиваются. Уходя, МакКеллен еще раз смотрит на мою футболку: «Взросление — это ловушка. Я запомню».

Читайте также
Новости Иэн МакКеллен получил роль в экранизации мюзикла «Кошки» Знаменитую постановку Эндрю Ллойда Уэббера на большой экран перенесет Том Хупер.
Новости Иэн МакКеллен сыграет главную роль в триллере «Хороший лжец» Режиссер «Мистера Холмса» поставит экранизацию одноименного остросюжетного романа Николаса Сирла.
Новости Сэр Иэн МакКеллен готов вернуться к роли Гэндальфа На случай, если сериалу Amazon потребуется толика настоящей магии.
Статьи Никогда не поздно: 9 актеров, прославившихся в зрелом возрасте В прокат выходит фильм «Афера под прикрытием» с 60-летним Брайаном Крэнстоном. КиноПоиск вспомнил, каким еще актерам удалось лишь в зрелости добиться признания в Голливуде.
Комментарии (111)

Новый комментарий...

  • 30

    Tacjana_K 30 июня 2016, 13:54 пожаловаться

    #

    Невероятный актер и такие же роли, его герои запоминаются в каждом фильме помимо Гендальфа и Магнето. Он и Хопкинс для меня — главнейшие актеры старой закалки. Ах да, ну и из женщин Мэгги Смит, конечно, жаль, что многие ее знают только как профессор МакГонагалл…

    ответить

  • 22

    ВНЧ 30 июня 2016, 16:10 пожаловаться празднование?

    #

    В рамках празднования 400-летия со дня смерти Уильяма Шекспира
    Аж передёрнуло… :(

    ответить

  • 22

    Короста 30 июня 2016, 16:42 пожаловаться

    #

    никогда не понимал этого словосочетания «празднование Дня смерти»…

    ответить

  • Ну, если посмотреть, то половина праздников — это шоу и парады в честь смертей, единичных или массовых.

    ответить

  • 4

    kino_dok 30 июня 2016, 20:26 пожаловаться

    #

    Трудно не согласиться.

    ответить

  • Inko 7 июля 2016, 10:39 пожаловаться

    #

    Празднуют День рождения. День смерти отмечают, скорбят. Видимо ошибка перевода. Или автор статьи тупит.

    ответить

  • 12

    OGGRANT60 30 июня 2016, 21:15 пожаловаться

    #

    Вот мужик, не ведет себя как истеричка (Элен Пейдж), приехал! Он то в отличие от неё пережил реальные временами когда за ориентацию и побить могли, а не закона, который лишь слегонца свободу слова ограничивает. За это ему респект. А то, что актер великий, так тут даже сомнений нет. Он у меня как то с Джоном Хертом, Л. Нильсеном ассоциируются в плане позднего раскрытия (т. е. когда ты человека не помнишь молодым актером совсем).

    ответить

  • 4

    El_principe 30 июня 2016, 22:57 пожаловаться

    #

    мэтр все верно подметил

    ответить

  • 2

    Миша-35 2 июля 2016, 21:14 пожаловаться

    #

    О-о-о-о-о, «Костюмер» у меня теперь один из первейших к просмотру!!! Как я умудрился даже ничего не слышать о нем до сих пор?!! МакКеллен и Хопкинс — это…, это…, даже слова не подберу. Супермегадуэт! Хоть бы они еще в паре фильмов сыграли. Уверен, вне зависимости от жанра эти картины станут шедеврами.
    Сразу после выхода «Властелина колец», особенно после заключительной третьей части, говорил, что трилогию Джексона незаслуженно обошли номинациями на «Оскар» за актерские работы, и МакКеллен — первый из обделенных. То же, в принципе, можно сказать и о трилогии «Хоббит».
    Спасибо большое интервью с мэтром и настоящим гуру британского театра и кино! Жаль только, что на этого даже не человека, а целую эпоху, дали только десять минут. Надеюсь, в будущем будет возможность и для более обстоятельной беседы. Сэр Иэн столько интересного может поведать!

    ответить

  • 2

    Ali_Igk 3 июля 2016, 00:26 пожаловаться

    #

    Действительно великий!

    ответить

  • Чудесный!

    ответить

  • 1

    Taurus21 3 июля 2016, 12:30 пожаловаться

    #

    Сейчас смотрю «Костюмера». Спасибо этому интервью, так бы и не узнал. Прекрасный дуэт МакКеллена и Хопкинса. Шикарные дедушки :)
    Очень трогательный и талантливый фильм.

    ответить

  • 2

    КОГОТЬ 3 июля 2016, 17:06 пожаловаться

    #

    хорошо отжёг в России! Милонов в шоке)

    ответить

  • 1

    LucilleSharpe 3 июля 2016, 22:02 пожаловаться

    #

    Разносторонняя личность и великий актер!

    ответить

  • 1

    Green_way 11 июля 2016, 20:08 пожаловаться

    #

    Вопрос про дэдпула бредовый.

    ответить

  • Spider@man 12 июля 2016, 05:02 пожаловаться

    #

    Гениальным актер на все времена! Особенно его самые знаменитые роли в двух франшизах это прям нечто.

    ответить

 
Добавить комментарий...