• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

ММКФ как предчувствие: Главные открытия смотра за полвека

23 июня стартовал Московский международный кинофестиваль. КиноПоиск вместе с проектом «Дилетант» вспомнил главные открытия ММКФ — фильмы и людей — и вписал их в исторический контекст.
ММКФ как предчувствие: Главные открытия смотра за полвека
КиноПоиск

23 июня стартовал Московский международный кинофестиваль. КиноПоиск вместе с проектом «Дилетант» вспомнил главные открытия ММКФ — фильмы и людей — и вписал их в исторический контекст.

Московский международный кинофестиваль всего на три года моложе старейшего в мире смотра — Венецианского. Он стартовал в 1935 году (председателем жюри тогда был Сергей Эйзенштейн), а советские кинематографисты представили на конкурсе фильм «Чапаев». После яркого и успешного старта последовал долгий перерыв. С 1959 года конкурс проводится раз в два года, а с 1999-го мероприятие становится ежегодным.

Сейчас Московский кинофестиваль принято ругать за конкурсную программу и хвалить за параллельные показы яркого кино со всего мира. Но, как бы ни относились к ММКФ зрители и журналисты, смотр этот остается главным российским кинособытием, на которое так или иначе влияет политическая, экономическая и общественная ситуация как в нашей стране, так и во всем мире. КиноПоиск вместе с «Дилетантом» вспомнил, на фоне каких событий ММКФ знакомил мир с новым Феллини, Кубриком, а также Райаном Гослингом и Тилем Швайгером.

1959: Пастернака осуждают, Бондарчуку разрешают снять фильм

Кубинская революция заканчивается победой Фиделя Кастро и его сторонников. Руководство СССР шлет лидеру теплые поздравления. В Советском Союзе с новыми силами строят светлое социалистическое будущее, подключая к этому деятелей науки и искусства. Никита Хрущев говорит о необходимости прорыва в экономике, призывая перевыполнить нормы производства в два (а лучше в четыре) раза.

В этом светлом будущем нет места Борису Пастернаку. После вручения Нобелевской премии писателю грозят уголовным преследованием за измену родине. В 1959 году травля писателя на страницах советских газет достигает небывалого размаха. Именно тогда появляется известное выражение «Не читал, но осуждаю».

Между тем в кино оттепель продолжается. В 1959 году в Москве проходит первый официальный международный кинофестиваль, который завершается победой «Судьбы человека» Сергея Бондарчука.

Председателем жюри первого ММКФ становится режиссер Сергей Герасимов, у которого Бондарчук учился во ВГИКе, а затем и дебютировал на большом экране в «Молодой гвардии». Однако актерской карьеры Сергею Бондарчуку недостаточно. С самого начала он мечтает о режиссуре. Годы оттепели дают ему сильный материал — рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека».

Драматичная история жизни Андрея Соколова конкурирует на первом ММКФ с фильмами из Китая, США, Бразилии, Ирака, но обогнать ее в борьбе за Гран-при, а затем и за зрительскую любовь не может никто. Спустя шесть лет после своего режиссерского дебюта Сергей Бондарчук получает еще один главный приз Московского кинофестиваля, но теперь за свою масштабную сагу «Война и мир». Тем не менее дебютная работа Бондарчука, что бывает не слишком часто, остается его самой пронзительной картиной.

1963: Авангард разгоняют, Чухрай выбирает «Восемь с половиной»

После Карибского кризиса, когда холодная война чуть не оборачивается ядерным конфликтом, СССР призывает мировые державы к разоружению. Лучшие умы Советского Союза бьются над совершенствованием космического машиностроения, и 16 июня отправляется в полет первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Оттепель, с которой жители СССР связывали самые смелые надежды, все сильнее сбавляет обороты. В прессе разворачивается масштабная кампания против художников-абстракционистов, чье творчество Хрущев называет мазней. Часть экспонатов выставки авангардистов в Манеже, которую советский лидер посетил (и разгромил) годом ранее, находится под арестом.

Кино по-прежнему позволяется больше, чем другим искусствам. В СССР впервые приезжает Федерико Феллини со своим новым фильмом «Восемь с половиной», который мастерски соединяет реализм и тот самый авангард. На ММКФ проходит мировая премьера картины.

Главный режиссер итальянского кино, получивший уже две премии «Оскар» и одну «Золотую пальмовую ветвь», решает представить одну из своих самых знаковых картин именно на Московском международном кинофестивале, и жюри фестиваля под руководством Григория Чухрая не остается к этому равнодушным. Автобиографичная фантазия Феллини о судьбе режиссера Гвидо Ансельми в исполнении Марчелло Мастроянни получает на ММКФ главный приз.

У партийного начальства, которое курировало третий ММКФ, это вызывает большое недовольство. Их фаворит — это, естественно, советский фильм «Знакомьтесь, Балуев!» Виктора Комиссаржевского, повествующий об отчаянном начальнике участка по строительству газопровода. Чухрая больше в жюри ММКФ не зовут, а на самом ММКФ учреждают больше основных призов — так, чтобы одно золото оставалось в Советском Союзе, другое уезжало в социалистическую страну, а третье, так и быть, уходило капиталистическим странам.

1969: Американцы высаживаются на Луне, СССР смотрит «Космическую одиссею»

21 июля 1969 года на поверхность Луны ступает американец Нил Армстронг, что, конечно же, становится ударом по честолюбию руководства первой космической державы СССР. В Советском Союзе распространяется версия, что полет американцев на Луну — инсценировка.

Историческая реальность и художественный вымысел неожиданно сплетаются в теперь уже культовом фильме Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», который показывают в конкурсной программе ММКФ. Правда, на Московском кинофестивале, как и ранее на «Оскаре», «Космическая одиссея» не вызывает большого восторга и получает лишь утешительную награду за лучшие визуальные эффекты.

В тот год главный приз на фестивале, жюри которого вновь возглавлял Сергей Герасимов, уже не присуждается. Ограничиваются специальной золотой премией (посмертно) Ивану Пырьеву за «Братьев Карамазовых» и соответственно тремя золотыми призами кубинской «Лусии» Умберто Соласа, «Серафино» итальянца Пьетро Джерми и «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого.

1977: Конституция вызывает споры, «Мимино» покоряет не только Ларису Ивановну

В СССР принимается новая конституция. На фоне экономического упадка и закручивания гаек в сфере культуры, что характеризует эпоху Брежнева, этот документ выглядит воодушевляюще. Он декларирует свободу творчества, гарантирует право каждого гражданина на бесплатное образование, охрану здоровья и пользование достижениями культуры. Но система государственного управления, по сути, не меняется, сохраняется главенствующая роль партии. Это вызывает волну критики со стороны интеллигенции.

Еще до споров о новой конституции, летом 1977 года, зрители ММКФ наслаждаются фильмом о простом грузинском летчике Мимино. Романтизм и упорство Валико Мизандари в исполнении Вахтанга Кикабидзе обезоруживают жюри во главе со Станиславом Ростоцким и заставляют поверить в то, что призы советским фильмам достаются не исключительно по заданной некогда квоте. На золото ММКФ в тот год претендует и еще одна снятая в СССР лента — «Ночь над Чили» Себастьяна Аларкона и Александра Косырева, но выбор делается в пользу обаятельного и лиричного «Мимино», который уже в 1978 году выходит на большой экран и пользуется популярностью у зрителей.

1979: Советская армия входит в Афганистан, мир открывает «Кинолюбителя» Кесьлёвского

В декабре 1979-го внимание мировой общественности приковано к конфликту в Афганистане. Тогда никто не ожидает, что война советских войск с афганскими экстремистами затянется на долгие 10 лет.

Летом 1979 года Москва, еще не зная о грядущей войне, сосредотачивается на кино и открывает сразу двух западных режиссеров — поляка Кшиштофа Кесьлёвского и датчанина Билле Аугуста.

Кесьлёвский представляет в конкурсе ММКФ свой первый профессиональный игровой фильм «Кинолюбитель» с Ежи Штуром в главной роли. До этого Кесьлёвский снимает документальное кино и телепроекты с участием непрофессиональных актеров. История оператора-дилетанта, неожиданным образом встроившегося в волшебный мир кино, который на проверку оказался не таким уж и прекрасным, производит большое впечатление на жюри Московского кинофестиваля, которое в итоге отдает фильму тогда еще не слишком известного польского режиссера один из золотых призов. Другие главные награды достаются уже обретшим фестивальную славу Хуану Антонио Бардему и Франческо Рози. Почетной золотой премией награждают «Да здравствует Мексика!» Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова. 30-летний датчанин Билле Аугуст, который позднее станет одним из немногих двукратных обладателей «Золотой пальмовой ветви», дебютирует на ММКФ со скромным «Медовым месяцем», но остается без призов.

1985: Все ждут перемен, Элема Климова отпускают за рубеж

Смерть Черненко и приход к власти Михаила Горбачева вызывают оптимистичные ожидания скорых реформ. Спорная антиалкогольная кампания уравновешивается политическими заявлениями о прекращении испытаний ядерного оружия и выводе советских войск из Афганистана. В Москве проходит строго регламентированный Всемирный фестиваль молодежи. Легкоатлет Сергей Бубка «берет Бастилию», в шахматах начинается эра Каспарова, а Виктор Цой готовится к переменам.

Рождавшаяся в долгих муках и спорах с Госкино военная драма Элема Климова «Иди и смотри» в преддверии перестройки все-таки добирается до большого экрана в рамках конкурса Московского кинофестиваля, жюри которого вновь возглавляет режиссер Сергей Герасимов.

Снятый по сценарию белоруса Алеся Адамовича фильм Климова уже в 1986 году становится самой популярной советской картиной по версии зрителей и своеобразной индульгенцией главному оппозиционному кинематографисту того времени. После «Иди и смотри» он может выезжать за границу, однако политическая активность Климова, который впоследствии становится председателем нового Союза кинематографистов, приводит к концу его режиссерской карьеры.

1997: Стоимость нефти падает до небес, в Россию стучится Тиль Швайгер

Постсоветское пространство неспокойно, его лихорадит. Одна из главных забот Москвы — сохранение мира в России и за его пределами. Борис Ельцин подписывает с президентом Чеченской Республики Ичкерия Асланом Масхадовым договор о перемирии. Документ состоит всего лишь из нескольких пунктов. Впрочем, они не выполняются, и вскоре начинается второй виток чеченской войны. Стоимость нефти тем временем падает до 20 долларов за баррель. Страна вплотную подходит к экономическому кризису.

Неспокойствие, жажда жизни и предчувствие скорого кризиса сказываются и на вкусах московских зрителей, которые открывают для себя энергичную драму Томаса Яна «Достучаться до небес» и немецкого актера Тиля Швайгера.

«Достучаться до небес» становится самой известной работой режиссера Яна и приобретает культовый статус после премьеры в конкурсе Московского кинофестиваля, жюри которого в том году возглавляет актер Олег Меньшиков. Главный приз жюри, правда, отдает другой драме — ленте «Комната Марвина» Джерри Цакса с Робертом Де Ниро, Леонардо ДиКаприо и Мэрил Стрип в главных ролях, а специальная премия достается Александру Сокурову за его фильм «Мать и сын». Но лучшим актером судьи считают именно Тиля Швайгера, который после этой победы на долгие годы становится одним из лучших друзей российских кинематографистов. Актерская премия Швайгера при этом остается единственной фестивальной наградой «Достучаться до небес».

2001: Эпоха после 9/11, ММКФ предрекает фанатиков

Мир шокирован кровавым терактом в США. 11 сентября члены «Аль-Каиды» захватывают пассажирские самолеты и направляют их на башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне. Четвертый самолет, который должен был протаранить Белый дом, разбивается в штате Пенсильвания. В общей сложности погибает около 3000 человек. Америка в трауре. Россия выражает готовность к сотрудничеству в рамках борьбы с терроризмом, в частности блокируются счета лиц, подозреваемых в поддержке «Аль-Каиды». Кроме того, в стране разрабатывают обширную программу противодействия терроризму.

ММКФ, сам того не желая, предвосхищает страхи перед терроризмом рубежа веков и вручает главную награду «Фанатику» с первой серьезной ролью Райана Гослинга. Врывается на российские экраны и дикий корейский художник Ким Ки Дук, который, кажется, не видит в своем искусстве никаких рамок и ограничений.

«Фанатик» — дебютная режиссерская работа американского сценариста и актера Генри Бина, в которой он снял выпускника «Клуба Микки Мауса» Райана Гослинга, до этого работавшего в основном в сериалах. Роль неонациста, мечтавшего стать раввином, демонстрирует огромный актерский потенциал Гослинга, после «Фанатика» обретающего популярность у независимых режиссеров. На ММКФ фильм Бина доезжает, правда, уже после успеха на фестивале «Сандэнс», что, впрочем, не мешает жюри под руководством немецкого режиссера и актрисы Маргарете фон Тротта отдать ему главный приз.

Жесткую ленту «Реальный вымысел» малоизвестного широкой публике, но уже получившего скандальную славу на Венецианском кинофестивале с фильмом «Остров» южнокорейского режиссера Ким Ки Дука жюри ММКФ игнорирует, не предполагая, что спустя три года самый производительный режиссер мира получит «Серебряного медведя» Берлинале, а еще спустя восемь лет и «Золотого льва» Венеции.

2003: США вторгается в Ирак, Россия делает ставку на Иран

Мировая общественность разделяется на два лагеря по отношению к операции «Иракская свобода». Войска коалиции во главе с США вторгаются на территорию Ирака, чтобы свергнуть режим Саддама Хусейна. Против вторжения активно высказываются президенты России, Франции, Германии. Люди во многих странах мира выходят на митинги против войны в Ираке. Военная операция в Ираке затянется на семь лет, ее завершат лишь в 2010 году.

Выходец другой исламской республики, Ирана, Асгар Фархади дебютирует в режиссуре с фильмом «Танцуя в пыли», который получает один из призов Московского кинофестиваля, где к тому же начинают свою карьеру Борис Хлебников и Алексей Попогребский.

Конкурс юбилейного 25-го ММКФ окажется, как позднее станет понятно, богатым на важные имена. В нем «Прогулка» Алексея Учителя, «Петербург» Ирины Евтеевой, «Засну, когда умру» Майка Ходжиса. Жюри возглавляет режиссер Сергей Бодров, который делает выбор в пользу так и не выстрелившего испанца Мигеля Эрмосо с фильмом «Божественный огонь».

Трогательный «Коктебель» от дуэта главных режиссеров новой российской волны Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова получает спецприз, а уже популярный на ММКФ иранский кинематограф, неожиданно представленный дебютом Фархади, получает награду за лучшую мужскую роль. В своем первом фильме режиссер, как и в оскароносном «Разводе Надера и Симин» и недавних «Секретах прошлого», исследует тему неравного брака и кризиса отношений. Следующие после «Танцуя в пыли» фильмы Фархади входят в конкурс Каннского кинофестиваля.

2005: В экономике подъем, зритель снова любит отечественное кино

Цена на нефть растет уже второй год, наблюдается подъем в экономике. Это отражается и на киноиндустрии. Впервые за последние годы российский кинорынок демонстрирует обнадеживающие показатели. Почти треть от годовых кассовых сборов дают отечественные ленты. Это прорыв. Еще пять лет назад доля российского кино составляла менее десятой части от общей выручки кинотеатров. Российский зритель вновь готов голосовать кошельком за свое кино.

На ММКФ тоже побеждает отечественное кино. Это «Космос как предчувствие» Алексея Учителя. Однако международные критики отдают награду фильму «Гитара-монголоид» скромного шведа Рубена Эстлунда.

Жюри смотра 2005 года возглавляет сценарист фильма «Москва слезам не верит» Валентин Черных, но есть в нем и режиссеры-экспериментаторы Ульрих Зайдль и Клер Дени, что частично отражается на призовом раскладе. Приз за режиссуру получает Томас Винтерберг за «Дорогую Венди» по сценарию Ларса фон Триера. Но кинокритики — как российские, так и международные — оказываются более проницательными. Отечественные вручают свой приз полнометражному дебюту Сергея Лобана «Пыль», а члены международной организации ФИПРЕССИ — «Гитаре-монголоиду» Рубена Эстлунда, который ровно через десять лет будет показывать свой «Форс-мажор» на Каннском кинофестивале, номинироваться на «Золотой глобус» и собирать положительные рецензии от большинства изданий о кино по всему миру.

Комментарии (12)

Новый комментарий...

  • 15

    bad1996 23 июня 2016, 20:29 пожаловаться

    #

    Статья очень интересная, читать было одно удовольствие. Спасибо.

    ответить

  • 23

    Доктор Че 23 июня 2016, 21:44 пожаловаться

    #

    Жаль, ведь полвека назад это был один из ведущих и интересных кинофестивалей мира, но конъюнктура и угода советским властям (который переборол — наверняка, другие особо и не хотели — Григорий Наумович Чухрай) погасила в смотре дух состязания, что поубавило к нему интерес ближе к середине 70-х, что и свелось к угнетающей действительности середины десятых.

    Где сейчас большие звёзды и фильмы? Большинство победителей (про участников конкурса вообще промолчу) вылетели в трубу и заслуженно забыты, не став и известными (что тоже говорит о значимости фестиваля). Надеюсь, ММКФ воскреснет… но пока Никитка во главе, об этом нужно забыть…

    ответить

  • 3

    pahomi 23 июня 2016, 22:04 пожаловаться

    #

    После 1985 деградация на лицо, как не печально.

    ответить

  • 2

    Oogway 23 июня 2016, 22:24 пожаловаться

    #

    Главные открытия смотра
    … Правда, на Московском кинофестивале, как и ранее на «Оскаре»
    … На ММКФ фильм Бина доезжает, правда, уже после успеха на фестивале в Сандэнсе
    … Достучаться до небес — 20 февраля 1997, Германия

    яснопонятно

    ответить

  • Oogway 26 июня 2016, 17:13 пожаловаться

    #

    Интересно было бы послушать, с чем не согласны минусующие. С выдержками из статьи?

    ответить

  • 2

    Микки Р 24 июня 2016, 00:01 пожаловаться

    #

    Эх, столько отличных и прекрасных фильмов было в данной статье. У меня аж мурашки по коже. Статья прекрасна!

    ответить

  • 2

    Lider_1991 24 июня 2016, 00:10 пожаловаться

    #

    Правда, на Московском кинофестивале, как и ранее на «Оскаре», «Космическая одиссея» не вызывает большого восторга и получает лишь «утешительную» награду за лучшие визуальные эффекты.

    Думаю Кубрик очень расстроился.

    ответить

  • 5

    El_principe 24 июня 2016, 09:32 пожаловаться

    #

    статья написана не только профессионально, но и от души!
    Спасибо!

    ответить

  • 4

    Миша-35 24 июня 2016, 15:57 пожаловаться

    #

    Спасибо, статья очень интересная, информативная и хорошо написанная. Приятно было окунуться в историю вообще и историю ММКФ в частности. Много на нем показали хорошего кино и надеюсь, еще покажут.

    ответить

  • 2

    starcom2 27 июня 2016, 14:27 пожаловаться

    #

    от дуэта главных режиссеров новой российской волны Алексея Попогребского и Бориса Хлебникова

    кто такие и чем знамениты? нет, серьезно, не смешите людей)))

    ответить

  • ДжиМэн 1 июля 2016, 07:50 пожаловаться

    #

    Статья отличная, но можно было добавить хоть пару абзацев про 1975 год и присуждение главных призов великим режиссерам Анджею Вайде и Акире Куросаве

    ответить

 
Добавить комментарий...