Тим Бёртон: «Мой „Бэтмен“ сейчас выглядит как детский утренник»

Обсудить0

В декабре в российский прокат выйдет новый фильм Тима Бёртона «Дом странных детей мисс Перегрин». КиноПоиск поговорил с режиссером о фанатизме, мрачности, самоповторах и экшн-талантах Джуди Денч.

В декабре в российский прокат выйдет новый фильм Тима Бёртона «Дом странных детей мисс Перегрин». КиноПоиск поговорил с режиссером о фанатизме, мрачности, самоповторах и экшн-талантах Джуди Денч.

С Бёртоном корреспондент КиноПоиска поговорил на презентации «Дома странных детей мисс Перегрин» в Лондоне, где группе международных журналистов показали нарезку из фильма. Главные роли в картине исполнили Ева Грин и Эйса Баттерфилд.

Книга Рэнсома Риггза, опубликованная в 2012 году, рассказывает о подростке Джейкобе, который после смерти деда находит в его архиве странные фотографии. В попытках выяснить, что стоит за снимками, Джейкоб оказывается на изолированном валлийском острове, в доме, где живут дети с паранормальными способностями.

В книге фотографии играют огромную роль. По сути, вся история строится на них. Как это повлияло на ваш подход к материалу?

Да, перевести этот сюжет на язык кино было непросто, но вообще это применимо к любой книге. В подавляющем большинстве экранизаций нет того, что людям нравится в оригинале. Эти фотографии очень поэтичные и во многом страшные. Их воспринимаешь на каком-то чувственном уровне. Приходится додумывать историю, которую на самом деле мы не знаем наверняка. Как мне казалось, очень важно сохранить именно эту атмосферу тайны и не разжевывать все для зрителя. Зритель и сам умный человек с ярким воображением, способный быть интерактивным участником процесса. Любая информация в нашем фильме подвластна множеству интерпретаций, как и старые фотографии в оригинальной книге.

Как вы вообще узнали об этом романе?

Это было пару лет назад. Когда книга Риггза вышла, я знал о ней очень мало, хотя многие ее нахваливали. Это даже хорошо, когда берешься за материал, относительно которого у тебя нет никакого заранее сформировавшегося мнения. Так что для меня этот роман стал неожиданным и приятным открытием. Моя реакция на него никак не связана с тем, что он черт знает сколько недель находился в списке бестселлеров New York Times.

Эта книга очень вам подходит как режиссеру. Такое ощущение, что ее автор Рэнсом Риггз рос на ваших фильмах.

Я не спрашивал его об этом напрямую, но мне кажется, что да, он тайный фанат. Правда, он никак это не проявляет и держится очень спокойно. В чем-то даже безразлично. Я сильно удивился, когда узнал, что он так молод. Он мог бы быть моим внуком (на самом деле Риггзу 36 лет — Прим. ред.). Но мы с ним быстро спелись. При этом я страшно переживал, когда показывал ему отснятый материал. Примерно так же я себя чувствовал, когда Стивен Сондхайм смотрел «Суини Тодда». Это невероятно волнительно. Как будто ты нашаливший ученик, вызванный в кабинет директора. Очевидно, Рэнсом тоже испытывал непривычные ощущения, потому что трудно привыкнуть к тому, что кто-то берет твое произведение и интерпретирует его на свой лад.

Лет десять назад хореограф Мэттью Борн сделал современный балет из фильма «Эдвард Руки-ножницы». Когда я это смотрел, я был уверен, что моя душа покидает тело и сквозь потолок устремляется в космос, в черную дыру. Представляю, каково Риггзу, Сондхайму и всем остальным, над чьими произведениями я надругался. Роальд Даль вот, правда, не дожил до момента, когда я экранизировал «Чарли и шоколадную фабрику». Ему повезло.

Судя по трейлерам и первым кадрам, «Мисс Перегрин» будет фильмом довольно мрачным. Получается, вы опять за свое?

Да, все мои фильмы почему-то всегда считались мрачными, кроме, пожалуй, «Большого приключения Пи-Ви». «Бэтмен» был якобы мрачным, хотя сейчас он выглядит как детский утренник. «Кошмар перед Рождеством» был сущим хоррором, но это не мешает трехлетним малышам петь песни оттуда. Мне никогда ни один из моих фильмов на протяжении всей карьеры не казался по-настоящему мрачным. Ну да, возможно, в «Мисс Перегрин» будут какие-то немного тревожные моменты, но я не совсем тот человек, которого надо об этом спрашивать.

Расскажите про дом, который вы нашли в Антверпене специально для съемок. Он выглядит впечатляюще.

Я много фильмов снял в Британии и по долгу службы просматривал кучу всяких разных удивительных домов по всей стране. Здесь же мы пошли еще дальше, раздвинули границы и добрались до Бельгии. Прелесть этого здания в том, что оно похоже на настоящий жилой дом, а не на психиатрическую лечебницу, санаторий, интернат и прочие заведения с сомнительной репутацией. Я впервые увидел его сквозь кусты и сразу понял, что поиски закончены: вот дом для необыкновенных детей. Мы не могли себе позволить выстраивать все это на студии, нам нужно было реальное здание. Особенно важно это было для детей, так как в фильме много спецэффектов и зеленого экрана. Зато посреди всего этого есть уютный дом, где они проводили много времени вместе.

В книге действие происходит в Уэльсе. Почему вы отправились для съемок в Блэкпул (курортный город на северо-западе Англии — Прим. ред.)? Вы ведь там уже снимали до этого видео The Killers на песню «Here With Me».

Блэкпул прекрасен. Я мечтаю вырасти и стать его мэром. В таких местах в любой стране для меня всегда есть что-то родное и ностальгическое. Я вырос на Западном побережье США, в Калифорнии. Знаменитый пирс Санта-Моники всегда был в шаговой доступности. Я жил чуть ли не посреди декораций фильма «Ночной прилив», где Деннис Хоппер играет моряка, влюбленного в русалку. Помню, как я, будучи подростком, приходил на обветшалый пирс с аттракционами и предавался унынию. Этим же самым занимался герой «Квадрофении» в британском Брайтоне. Все эти курорты примерно одинаковые. Когда-то место было полно жизни и красок, а потом пришло в упадок, заржавело, покрылось паутиной, но осталось таким же прекрасным. Поэтому мне нравится Блэкпул с его прибрежной потрепанностью и поблекшими признаками былого величия. Есть в этом что-то трогательное и одновременно трагическое.

В фильме, кстати, много внимания уделяется теме трудного детства. Каким вы были ребенком?

Я до сих пор ребенок. Когда я был моложе, я ощущал себя восьмилетним. Сейчас же мне исполнилось тринадцать. Я только-только вступаю в подростковый возраст. Если серьезно, я и правда ничуть не изменился, только вырос немного. Детей вообще принято недооценивать. Просто родители слишком долго отказываются верить в то, что их чада повзрослели. Оберегают их от всего, в том числе и от эмоциональных потрясений. Но вот так часто бывает, что родителям, скажем, тот или иной фильм кажется слишком страшным для детей, а сами дети оказываются в полном восторге.

Вы, судя по всему, сформировали еще один творческий дуэт. На сей раз с Евой Грин. Чем она вам так приглянулась?

Мне показалось, что Ева идеально подходит для этой роли, потому что в ней есть удивительная олдскульная загадочность кинозвезды старого Голливуда. Вы вроде как знаете ее, а вроде как и не очень. В наш век в мире кино все знают все обо всех, так что очень приятно иногда найти кого-то, с кем у вас есть много общего, но кто при этом остается для вас загадкой. Это интригует. Ева творчески раскованна, у нее полно интересных идей, и, что в этом фильме пришлось очень кстати, она умеет превращаться в птицу. Незаменимое качество в наши дни.

А как насчет Сэма Джексона?

Он в птицу превращаться не умеет! Непрофессионал. С Сэмом я давно хотел поработать, и это не просто слова. Я не устаю видеть его на экране. Если с ним выходит новый фильм, я первым стою в очереди в кинотеатр. Правда, здесь нам пришлось над ним немного поиздеваться. И речь не только о революционном визуальном образе, нет. Я регулярно подходил к нему и вежливо интересовался: «Вы не против, если мы вас привяжем канатами и пошвыряем из стороны в сторону?» А на следующий день говорил: «Сегодня мы будем вас в буквальном смысле поджигать!» И вот, проходя через все эти тернии, он еще умудрялся не забывать об актерской игре.

К слову о революционных образах. Джуди Денч также неплохо смотрится с арбалетом.

Мы думали, как бы нам поизобретательнее написать экшн-сцены с ее участием. И решили, что она ни разу не держала в кадре арбалет, ее никогда еще не утаскивал монстр через окно. Все эти награды, признание, поклонники — все зря, если карьера прошла без арбалета.

История посвящена особенным детям, которые живут вместе в большом старом доме. Многие наверняка проведут аналогии с «Людьми Икс», где Чарльз Ксавьер тоже основал школу для одаренных детей.

Само собой, ведь жанр супергеройского кино жив и здоров. Но я считаю, что мы сняли все же более человечную версию истории об особенных учениках. Я всегда воспринимал эти особенности не как суперспособности, а как своего рода заболевание. Эти люди не заинтересованы в том, чтобы спасти мир и победить всех злодеев на свете. Нет, они учатся воспринимать себя такими, какие они есть. И их адаптация к миру скорее схожа с тем, что испытывают дети с отклонениями в развитии или физическими недостатками. Хотя «отклонения» и «недостатки» — это ужасные слова, поэтому предлагаю остановиться на особенностях.

Конечно, Люди Икс в какой-то мере страдают теми же психологическими проблемами, но все же здесь дети более приземленные, очеловеченные. Не такие крутые, что ли.

Кстати, о супергероях. Вы уже посмотрели «Бэтмен против Супермена

Нет, пока еще не видел. Мой первый «Бэтмен» был коммерчески успешным, но критикам не очень приглянулся. Смешно, конечно, что столько времени прошло, а рецензенты никак не устанут обсуждать нелепый костюм Бэтмена. Докапываются до мелочей, забывая о важном. Этот герой сам по себе — культурный феномен, который становится все значительнее с каждым днем, и за этим ужасно интересно наблюдать. Смотришь ты эти фильмы, нравятся ли они тебе — это не так уж важно. Главное, что Бэтмен живее всех живых. И мне очень хочется надеяться, что я хоть немного, хоть самую малость приложил к этому руку.

Перед кадрами из «Мисс Перегрин» продемонстрировали очень милую и трогательную нарезку из ваших предыдущих фильмов.

Да, ощущение такое, будто я на собственных похоронах. Не хватает только цветов, гроба и угощений для гостей.

Угощения обещали позже! Скажите, каким вы вообще видите место «Мисс Перегрин» в вашей карьере?

Ага, вот что мне нравится в собственных похоронах, так это то, что теперь на мою карьеру можно смотреть в ретроспективе и делать выводы! Погодите же, я еще не закончил, еще не все сказал! Это все равно что пытаться выбрать, в какую школу пойдет ваш сын, задолго до того, как он родился. Я понимаю, вам кажется, что я этим всем занимаюсь уже целую вечность. Вполне возможно, что так и есть, но давайте не будем гнать лошадей. Я даже этот фильм еще не закончил толком. Думаю, его место в моей карьере я смогу оценить только лет через 25. Поговорим через четверть века!

Но все же вы не можете отрицать, что вы один из немногих режиссеров, у которых выработался свой фирменный почерк, узнаваемый стиль. Настолько узнаваемый, что многим начинает казаться, будто вы повторяетесь. Часто вы ловите себя на мысли, что вы снимаете слишком по-бёртоновски?

Как будто это что-то плохое! Было бы странно, если я бы снимал как-то иначе. Вообще я очень отсталый в технологическом смысле. Я не ковыряюсь в интернете, не читаю рецензий, не пользуюсь соцсетями. Возможно, мне в моем информационном пузыре иногда становится слишком комфортно, а это, говорят, приводит к творческому застою. Но это единственный способ входить в состояние некоего куража, когда тебя не интересует ничего, кроме твоего текущего проекта. В мире слишком много отвлекающих факторов, и в их числе все то, что относится к твоей работе исключительно по касательной. Это и реакция на фильм, и денежные вопросы. Все это имеет свойство нервировать. В пузыре как-то спокойнее.

Смотрите также

Гибель богов: 5 больших режиссеров в стадии распада

30 сентября 2018

Тучняк: 10 лучших фильмов с пингвинами

7 сентября 2018

Как снимает Тим Бёртон

25 августа 2018

Новый черный: Как Тим Бёртон перепридумал готику

24 августа 2018

Главное сегодня

«Секс, ложь и видео»: Фильм, который изменил все

Вчера

Как Вонг Кар-Вай пишет кино светом

Вчера

Любовники, детективы и подводники: Что смотреть дома в выходные

18 января

Тест: Какая вы личность в фильме «Стекло»?

18 января

Трейлеры недели: Черная Земля, вдова и код «Красный»

18 января

Голливуд утомил: Каким был 2018 год для российского проката

18 января

Эпизод «Маши и Медведя» внесли в Книгу рекордов Гиннесса

18 января
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт