Статьи

От Placebo с любовью: Группа сняла фильм о туре по России

30 мая в кинотеатре «Октябрь» в рамках Beat Film Festival, посвященного документальному кино о музыке и современной культуре, прошла премьера картины «Placebo: Alt.Russia». КиноПоиск посмотрел картину о России, снятую британскими рокерами, и выяснил, что в ней символизируют закоротивший усилитель и художник Петр Павленский.
От Placebo с любовью: Группа сняла фильм о туре по России
Кадр из фильма «Placebo: Alt.Russia» / Фотографии предоставлены Placebo

30 мая в кинотеатре «Октябрь» в рамках Beat Film Festival, посвященного документальному кино о музыке и современной культуре, прошла премьера картины «Placebo: Alt.Russia». КиноПоиск посмотрел картину о России, снятую британскими рокерами, и выяснил, что в ней символизируют закоротивший усилитель и художник Петр Павленский.

Международная премьера «Placebo: Alt.Russia», организованная Beat Film Festival и концертным агентством Pop Farm, формально приурочена к двадцатилетию группы. В это верится с трудом, потому что фронтмен Брайан Молко выглядит как раз лет на двадцать. С плакатов в кинотеатре «Октябрь» на зрителя смотрело все то же андрогинное существо из первых эфиров MTV: черное приталенное платье, бусы с жемчугом, макияж в духе Азии Ардженто («Пурпурная дива» которой была хитом видеопроката во времена Placebo). На заре своей популярности Placebo вместе с другими музыкантами — HIM и Вилле Вало или Garbage с их манифестом «Androgyny» — объясняли поколению MTV, что искать себя можно и без оглядки на вековые традиции. Сегодня, в эпоху размытых гендерных границ, Placebo вновь стали актуальны, притом что их музыка почти не изменилась за эти годы.

Впрочем, фильм «Placebo: Alt.Russia» не о музыке и даже не об искусстве, хотя формально строится на диалогах с художниками из разных городов России. Он о толерантности и стирании границ — не столько сексуальных и гендерных, сколько вообще любых, препятствующих человеческому общению. Недаром сами Брайан Молко и гитарист Placebo Стэфан Олсдал считают свой фильм миссией, добавляя: «Мы будем счастливы, если фильм поможет миру изменить свое отношение к России». Смелое заявление, если учесть, что картина начинается с западных новостей про аннексию Крыма. Тем не менее план, кажется, может сработать.

«Мы любим Россию»: Кадр из фильма / Фотографии предоставлены Placebo

«Мы любим Россию»: Кадр из фильма / Фотографии предоставлены Placebo

Фильм строится вокруг тура Placebo по России, прошедшего в 2014 году. Группа следует из Красноярска в Санкт-Петербург, останавливаясь с концертами в Новосибирске, Омске, Уфе, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Воронеже и Москве. В каждом городе музыканты Брайан Молко, Стэфан Олсдал и Стив Форрест беседуют с представителями местной интеллигенции, среди которых автор мультфильмов о взрослении, архитектор, восточный музыкант-мусульманин и даже радикальный акционист Петр Павленский.

Каждый разговор — это в первую очередь попытка найти точки соприкосновения, а лучше целые области для полного культурного взаимопонимания. Впрочем, иногда можно обойтись и без слов, как в том моменте, где Стэфан Олсдал перехватывает аппарат у девушки-фотографа из Питера, взамен вручая ей наушники с песней Placebo.

Собственно говоря, само название — «Placebo: Alt.Russia» — подразумевает именно альтернативную Россию, суть которой в возможности диалога с ее жителями. Недаром самым интересным художником России в глазах Олсдала и компании становится Петр Павленский, который часто использует в своих акциях метафору молчания (вплоть до зашивания рта суровыми нитками) как раз для того, чтобы вывести на диалог общество и власть.

Молчание, часто вынужденное, играет в картине важную роль. Именно поэтому самый напряженный момент в истории тура (и фильма) — это внезапно отказавшая аппаратура на концерте в парке Горького. Характерно, что в этом же эпизоде бывший главный редактор «Дождя» Михаил Зыгарь рассказывает Олсдалу о затыкании рта российским журналистам, а именно об отключении телеканала от крупнейших кабельных и спутниковых операторов. Обе истории заканчиваются хорошо: телеканал спасают подписчики, а гитарные усилители чинит талантливый техник.

Брайан Молко: Кадр из фильма / Фотографии предоставлены Placebo

Брайан Молко: Кадр из фильма / Фотографии предоставлены Placebo

«Placebo: Alt.Russia» — наивное и оптимистичное кино, но именно потому оно бьет прямо в цель. Музыканты Placebo фактически прибегли к художественному методу, который писатель Виктор Шкловский называл остранением: нужно заставить человека увидеть нечто привычное чужими глазами и, следовательно, заново это понять и переосмыслить. На этом приеме часто строятся картины про инопланетян и детей. Чистое восприятие помогает заново найти подлость в привычном, красоту в надоевшем.

Placebo в России — это инопланетяне и дети одновременно. Их расписанный маршрут, конечно, не позволяет увидеть им всю жизнь страны в ее разнообразии. Грязный туалет типа очко возле одной из трасс — это для Молко и его компании всего лишь повод повеселиться в инстаграме, а не суровая реальность. Впрочем, частого для фильмов-травелогов противопоставления цивилизации и дикого поля здесь почти нет, и слава Богу. Помимо сортира, бомж-алкоголик, спящий на остановке с рекламой концерта Placebo, и хрущобы, налицо ужасные, добрые внутри — вот, пожалуй, и весь пугающий ассортимент из категории «эти дикие русские».

В конце просмотра и вовсе вспоминается комедия Льва Кулешова «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков». Она была снята в 1924 году с политическими целями — показать миру, что в молодом советском государстве живут не людоеды с дрессированными медведями, а замечательные люди, строящие новый мир. Документальный фильм «Placebo: Alt.Russia» про то же, только без налета политической пропаганды. Своего рода плацебо: он и незамысловатый, и наивный, и дешевый, а сердечная боль все равно отступает.

Другой фильм из программы Beat Film, ленту «Дядя Ховард» с Джимом Джармушем КиноПоиск посмотрел на Берлинском фестивале и остался под большим впечатлением.

Комментарии (14)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...