Безумный Канн: Критики против Джорджа Миллера

Обсудить0

Известная поговорка гласит: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Если присмотреться к решениям жюри 69-го Каннского кинофестиваля, может создаться ощущение, что Джордж Миллер и его коллеги и впрямь ничего не делали. Хорошенько остыв после финальной церемонии, КиноПоиск разбирается в итогах фестиваля.

Известная поговорка гласит: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Если присмотреться к решениям жюри 69-го Каннского кинофестиваля, может создаться ощущение, что Джордж Миллер и его коллеги и впрямь ничего не делали. Хорошенько остыв после финальной церемонии, КиноПоиск разбирается в итогах фестиваля.

Когда в 2015 году жюри под руководством братьев Коэн присудило премию драме Жака Одиара «Дипан», журналисты пришли в бешенство. По мнению большинства, это был не лучший фильм как самого Одиара, так и конкурсной программы. Ожидалось, что заветную «Пальму» возьмет «Сын Саула» Ласло Немеша, однако этой ленте достался второй по важности приз — Гран-при жюри. Ходили слухи, что «Дипан» стал компромиссом: кто-то в жюри был категорически против «Кэрол», кто-то против «Лобстера», а кто-то — против «Сына Саула». И только «Дипан» приглянулся всем членам жюри.

Разумеется, братьям пришлось держать ответ за свое решение. На пресс-конференции они саркастично подметили: «Мы не жюри кинокритиков». Их коллега Джордж Миллер, возглавлявший в этом году компанию кинематографистов, еще до начала фестиваля отвечал за последствия работы Итана Коэна и Джоэла Коэна: «О том, кто лучше понимает кино, критики или жюри, существует сотня мнений. Мы девятиглавый зверь, и у каждой из голов есть мнение. Но все мы любим кино, готовы обсуждать его до хрипоты. Сомневаюсь, что мы что-то упустим». Миллер вспомнил, как однажды работал в жюри и после объявления решения спросил французскую журналистку, понравился ли ей выбор: «Она сказала, что это было ожидаемо. „Ну, хорошо!“ — обрадовался я. „Нет, плохо, — ответила она. — Вы побоялись рискнуть!“»

Увы, рискнуть Миллер побоялся и в этом году. У режиссера «Безумного Макса» была возможность войти в историю в качестве главы жюри, выдавшего «Золотую пальмовую ветвь» фильму, снятому женщиной. «Тони Эрдманн» немки Марен Аде был фаворитом критиков до самого финала, и многие ожидали, что Аде станет первой женщиной, награжденной в Каннах. Оговоримся, что у Джейн Кэмпион тоже есть золото Каннского фестиваля, но награда поделена с картиной «Прощай, моя наложница».

Премии 69-го Каннского кинофестиваля распределились так:

* «Золотая пальмовая ветвь» — «Я, Дэниэл Блэйк», режиссер Кен Лоуч;
* Гран-при жюри — «Это всего лишь конец света», режиссер Ксавье Долан;
* Лучший режиссер — Кристиан Мунджиу, «Выпускной»; Оливье Ассайас, «Персональный покупатель»;
* Приз жюри — «Американская милашка», режиссер Андреа Арнольд;
* Лучший сценарий — Асгар Фархади, «Коммивояжер»;
* Лучшая женская роль — Жаклин Хосе, «Мама Роза»;
* Лучшая мужская роль — Шахаб Хоссейни, «Коммивояжер».

После вручения призов Миллер оправдывался: «У нас было всего восемь наград для 21 фильма. Мы действовали энергично и сурово. Ничто не оставалось за рамками наших обсуждений. Мы хотели обсудить все сами, не слушая прессу».

Если посмотреть на оценки критиков из журнала Screen, то покажется, будто Миллер со товарищи и впрямь действовал наперекор прессе.

Рассмотрим поближе главных призеров 69-го Каннского фестиваля.

«Золотая пальмовая ветвь» — «Я, Дэниэл Блэйк», режиссер Кен Лоуч

Плотнику Дэниэлу Блэйку (блестящая роль британского комика Дэйва Джонса) 59 лет, и он только что пережил серьезный инфаркт. По результатам общения с социальным работником Дэн оказывается в неприятной ситуации. Настоящие врачи запрещают ему выходить на работу, а пособие он не может получать, потому что соцработник признала его годным (недобор всего в три пункта). Дэн хочет подать жалобу и сталкивается с массой неприятных моментов. Ему приходится висеть на телефоне часами, сражаться с компьютерами (перед ними мастер на все руки Блэйк просто пасует), потом сидеть в офисе биржи труда, где его заставляют искать работу. Там же Дэн знакомится с матерью-одиночкой Кэти. У нее двое детей — гиперактивный мальчик и не по годам смышленая девочка. Их семья переселилась в Ньюкасл из Лондона, где оплачивать жилье было невозможно. Овдовевший Дэн берет шефство над Кэти, помогает ей наладить быт, сидит с детьми. Но вот его личная ситуация становится все хуже и хуже: работы нет, денег нет, а социальное пособие не предвидится.

По сути, это типичное кино Кена Лоуча, но жюри, в котором не было ни одного британца, как-то упустило этот момент. Безусловно, «Я, Дэниэл Блэйк» — отличная и крепкая картина, заставившая не одного циничного критика украдкой пустить слезу в финале, но Лоуч не раз и не два снимал картины о социальной несправедливости. Можно вспомнить «Град камней», где безработные пытаются найти средства к существованию (приз жюри Каннского фестиваля в 1993 году), «Меня зовут Джо» о романе безработного пьяницы и сотрудницы социальной службы (Питер Муллан получил приз в Каннах за лучшую мужскую роль) или «Хлеб и розы» о трудной жизни мексиканской иммигрантки в Великобритании. Лоуч борется за социальную справедливость не только в кино, но и в жизни: он поддерживает несколько благотворительных учреждений, организации для бездомных в своем родном городе Нанитоне.

Кен Лоуч получает «Золотую пальмовую ветвь»Кен Лоуч получает «Золотую пальмовую ветвь»

Теперь Кен Лоуч стал одним из восьми кинематографистов, получавших престижнейшую премию дважды. У 79-летнего режиссера уже есть награда за драму «Ветер, что качает вереск». Кроме Лоуча в пантеон дважды победителей Канн входят братья Дарденн, Френсис Форд Коппола, Михаэль Ханеке, Билле Аугуст, Сёхэй Имамура, Эмир Кустурица и Альф Шёберг.

Сказать, что решение жюри выделить картину Лоуча оказалось консервативным, — это значит ничего не сказать. Вполне возможно, что здесь, как и в прошлом году, имел место компромисс. Может быть, Джордж Миллер (71 год) и Дональд Сазерленд (80 лет) нашли ленту певца британского соцреализма максимально близкой по возрасту и отстаивали ее. Но, с другой стороны, остальные призы также получили неожиданные, а то и спорные фильмы.

Гран-при жюри — «Это всего лишь конец света», режиссер Ксавье Долан

34-летний драматург Луи (Гаспар Ульель) летит в самолете и размышляет о грядущей встрече с семьей. Он не был дома 12 лет, и теперь ему страшно смотреть в глаза родным. Младшая сестра Сюзанн (Леа Сейду) совсем выросла. Старший брат Антуан (Венсан Кассель) женился на красавице Катрин (Марион Котийяр), и у них двое детей. Вот только Луи летит домой, чтобы объявить о своей смерти. Прибытие блудного сына вызывает переполох, но не всегда радостный. Сестра нервно курит траву. Брат покрикивает на жену. Жена заикается и путается в обращении (Катрин не знает, как звать Луи — на «вы» или на «ты»). Иногда на Луи накатывают воспоминания, и флешбэки с этими моментами резко отличаются от общей стилистики фильма, снятого крупными планами. Рассказать о своей смерти герой пытается в отдельном разговоре с каждым из родных. Получится ли? Скажет ли? Или семья и так все поймет без лишних слов?

Подробно читайте о фильме Долана в спецпроекте. Отметим лишь, что, в отличие от многих критиков, корреспондентам КиноПоиска фильм понравился. Как нам объяснял один из французских журналистов, лента во многом опирается на игру слов, которая несколько потерялась в переводе на английский.

Фильм Долана освистали после пресс-показа и обругали в рецензиях: слишком крупные планы, слишком поверхностные диалоги, слишком много эмоций, слишком монотонно. Пора взрослеть, юноша, давайте-ка посерьезнее — это сквозило в рецензиях. Канадский постановщик, вернувшийся к пьесе Жан-Люка Лагарса через несколько лет после прочтения, был чрезвычайно эмоционален, принимая награду: он плакал, вспоминал ненависть критиков, жаловался на непонимание и благодарил за оказанную честь.

Ксавье ДоланКсавье Долан

Два года назад Ксавье Долан получил приз жюри, поделив его с Жан-Люком Годаром. Тогда жюри возглавляла Джейн Кэмпион, и ей тоже досталось от прессы, когда не лучшая картина Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка» была отмечена «Пальмой».

Вторая по важности премия Каннского фестиваля ленте «Это всего лишь конец света», может, и не самое плохое решение, но при этом за бортом оказались «Патерсон» Джима Джармуша, пресловутый «Тони Эрдманн», прекрасная «Сьераневада» Кристи Пую, остроумная и язвительная «Она» Пола Верховена. Отметь жюри Миллера хоть одну из этих лент, приз Долану не смотрелся бы пощечиной.

«Выпускной»«Выпускной»

Лучший режиссер

С оглашением победителей в этой номинации случился небольшой казус. В пресс-руме все услышали имя Мунджиу, выдохнули и принялись строчить в соцсети. Но, подняв головы, журналисты увидели, как на сцену выходит режиссер Ассайас, а ведь его «Персонального покупателя» освистали и приговорили к полному забвению. Как можно было разделить эту премию между виртуозной драмой Мунджиу и жанровой лентой Ассайаса, где героиня проводит немало времени за написанием SMS, никто так и не понял.

В «Выпускном» врач Ромео Алдеа живет в небольшом румынском городке, работает в больнице и вкладывает все силы и средства в образование дочери Элизы, которая должна уехать учиться в Великобританию. Элизе уже предложили стипендии два вуза, нужно лишь сдать выпускные экзамены в школе на высокий балл. Однако несколько дней выпускных оказываются для Ромео настоящим испытанием на честность и верность принципам. За день до первого экзамена на Элизу нападает неизвестный и пытается изнасиловать девушку. Ромео одержим поисками нападавшего. Врачу кажется, что его кто-то преследует. Испытанный Элизой шок, а также травма руки ставят под угрозы результаты экзаменов, а дочь не должна упустить свой шанс уехать из Румынии в нормальную страну, где она сможет чего-то добиться. Ромео вынужден идти на сделку с совестью, которая дорого ему обойдется.

Критик Дэн Файнару из Screen называет «Выпускной» самым взрослым фильмом Мунджиу, но это, скорее, самый личный фильм режиссера. Румынский постановщик признавался, что в основе сценария лежит очень знакомая ему история. Великолепная игра Адриана Титьени — актер невероятно органичен в образе запутавшегося отца — дала почву для рассуждений о неминуемой премии за мужскую роль. У самого Мунджиу есть каннское золото за драму «4 месяца, 3 недели и 2 дня», приз за сценарий ленты «За холмами», а теперь к ним добавляется премия за режиссуру. Можно ли было пройти мимо этой картины, если в начале фестиваля демонстрировалась очень сильная лента соотечественника Мунджиу Кристи Пую «Сьераневада»? На этот вопрос, увы, ответа нет.

Об особенностях работы жюри на Каннском кинофестивале — в интервью Александра Роднянского.

«Персональный покупатель»«Персональный покупатель»

«Персональный покупатель» — история девушки Морин (Кристен Стюарт), у которой некоторое время назад в Париже умер брат-близнец. Теперь она живет в столице Франции, работает на местную звезду и тщетно пытается найти контакт с братом. Морин — медиум, она чувствует призраков, видит их и уверена, что брат свяжется с ней из загробного мира. И однажды ей приходит сообщение с неизвестного номера. Морин вступает в переписку с незнакомцем и параллельно начинает совершать непривычные для себя действия.

Большинство критиков в своих рецензиях советовали Ассайасу пойти вон из профессии. Тодд МакКарти из The Hollywood Reporter пишет: «Хорошо сыгравшая Стюарт не в состоянии оживить этот вялый и непроработанный сценарий. Может быть, на Хэллоуин это кино и заработает в американском прокате, но кинотеатры быстро опустеют, едва зрители поймут, что это за фильм». Полная противоположность — отзыв Питера Брэдшоу из Guardian. Он дал максимальные пять баллов всего двум конкурсным фильмам — «Выпускному» и... «Персональному покупателю». «Фильм напомнил мне „Рассекая волны“ Ларса фон Триера, — пишет Брэдшоу. — Есть в нем не поддающийся объяснению провокационный порыв». Критик хвалит работу бывшего кинокритика Ассайаса за напор саспенса а-ля Хичкок и за дерзость.

Решение разделить приз за режиссуру можно назвать смелым. С одной стороны, полная морали история румынского режиссера, а с другой — необычный эксперимент французского постановщика. Но отделаться от ощущения, что жюри руководствовалось оценками The Guardian при определении этой премии, очень сложно.

Приз жюри — «Американская милашка», режиссер Андреа Арнольд

18-летняя Стар (Саша Лэйн) из Техаса роется в мусорном баке вместе с малолетней сестрой и братиком. Пытаясь поймать машину, Стар замечает, как возле супермаркета останавливается фургон, откуда высыпает веселая молодежь. Из любопытства Стар следует за ними и знакомится с харизматичным Джейком (Шайа ЛаБаф), который предлагает ей поехать по Америке и продавать подписки на журналы. Поначалу девушка колеблется, но дома ее не ждет ничего хорошего: муравьи на кухне, приставания отчима, постоянная нехватка денег. Оставив брата и сестру, Стар сбегает с разношерстной компанией.

Роуд-муви с непрофессиональными актерами — первая работа британской постановщицы в Америке, посмотревшей на страну сквозь призму собственных впечатлений. Частично картина основана на статье из The New York Times о продавцах журнальных подписок, но Арнольд признается, что в нее особо не вчитывалась. Фильм длиной почти три часа поражает красотой съемки (Арнольд продолжает работать в академическом формате 4×3), органичными актерскими работами, но при этом не представляет собой ничего особенного. Персонажи просто перемещаются из одной точки в другую, слушая музыку. «Иллюстрированным мюзиклом iTunes» называет картину Гай Лодж из Variety, не удержавшись от сравнения с «Отвязными каникулами» Хармони Корина, но ленту хвалит. После пресс-показа картину освистали, причем европейская пресса была к ней менее милосердна, нежели американская. В результате бронза Каннского фестиваля оказалась у Андреа Арнольд.

Лучший сценарий — Асгар Фархади, «Коммивояжер»

Лучшая мужская роль — Шахаб Хоссейни, «Коммивояжер»

Название фильма образовано от пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжера», которую ставят герои картины Фархади в одном из театров Тегерана. Протагонисты картины — молодая пара Эрад и Рана — задействованы в этой постановке, но в реальной жизни у них разыгрывается настоящая драма. Дом, в котором живут Эрад и Рана, буквально дает трещину, и всем жильцам приходится съезжать. Новое жилье предлагает своим коллегам по театру актер Бабак, и Эрад начинает перевозить вещи. Об одном Бабак умолчал: ранее ту квартиру снимала девушка легкого поведения, и из-за этого героям придется хлебнуть горя.

Фильм оказался в конкурсной программе в последний момент, вызвав довольно вялую реакцию критиков после пресс-показа. «Это не плохо, но и не блестяще. Просто еще один иранский фильм», — примерно такие отзывы можно было услышать о ленте постановщика «Развода Надера и Симин». Тим Роби из The Telegraph пишет: «Режиссеру не помешало бы провести больше времени в монтажной, отполировав третий акт. Помимо этого, в картине слишком много сюжетных ответвлений, которые нагромождаются друг на друга, усложняя главную историю».

Сразу две премии этому фильму породили слухи о протекционизме со стороны Катаюн Шахаби, продюсера из Ирана, работавшей в жюри. Конкурсный фильм Каннского фестиваля может быть удостоен двух наград только за актерскую работу и сценарий — таковы правила. И жюри Миллера воспользовалось им, снова лишив возможности отметить любимые критиками картины.

Лучшая женская роль — Жаклин Хосе, «Мама Роза»

Роза и ее муж Нестор держат круглосуточный ларек в Маниле. В самом начале фильма Роза вместе с сыном закупает товар в супермаркете и под проливным дождем добирается до своей лавки. Кроме чипсов и газировки, в ларьке Розы и Нестора можно приобрести наркотики. Вскоре на их небольшое предприятие нападает полиция, забирает метамфетамин и тетрадь с именами клиентов и поставщиков. Казалось бы, тут и истории конец, но манильские копы предлагают супругам сделку — заплатить около 1000 долларов за выход из тюрьмы. Далее Роза и Нестор сидят за решеткой, а трое их сыновей сбиваются с ног, пытаясь достать нужную сумму. Они выпрашивают, занимают, воруют и даже идут на панель. Почему зритель должен переживать за героев — большой вопрос.

«Это уродливый фильм, но в этом весь смысл», — считает Бен Кролл из The Wrap, рассказывая о картине Брийанте Мендосы. Филиппинский режиссер обратился к проблеме коррупции властей, ничего не приукрашивая как по сюжету, так и по исполнению. Мутное изображение, снятое ручной камерой — такое кино опоздало лет на десять, но Джордж Миллер и жюри, видимо, впервые узнали о существовании кино на Филиппинах и отметили Жаклин Хосе за главную женскую роль. Премия стала большим сюрпризом как для самой актрисы, так и для прессы. Все ожидали, что отметят Сандру Хюллер из «Тони Эрдманна» или Изабель Юппер, сыгравшую жертву насилия в фильме Пола Верховена «Она». «Сейчас на телефон кино снимают лучше», — ворчали критики, покидая пресс-показ «Мамы Розы». И это абсолютная правда, достаточно посмотреть фаворита прошлогоднего «Сандэнса» ленту «Мандарин».

Катаюн Шахаби и Мадс Миккельсен на первой пресс-конференции жюриКатаюн Шахаби и Мадс Миккельсен на первой пресс-конференции жюри

Критики видят гораздо больше фильмов, нежели члены жюри, в силу своей профессии. Приезжая на Каннский (и любой другой) кинофестиваль, критики хотят увидеть что-то новое, открыть нового режиссера, новый киноязык, получить новые эмоции. Конечно, решение жюри под управлением Миллера не открыло ровным счетом ничего. Премии, полученные в Каннах, могли бы помочь независимым кинематографистам вроде Джармуша и Верховена с финансированием, однако вместо этого фестиваль продолжает вызывать вопросы о том, по какому принципу организаторы формируют жюри. «При Жиле Жакобе такого не было», — вздыхали журналисты, покидавшие вечером 22 мая фестивальный Дворец. На самом деле несправедливое, по мнению прессы, распределение наград было и будет всегда, но почему-то в этом году оно чувствовалось особенно остро.

Джордж Миллер на финальной пресс-конференции жюри в КаннахДжордж Миллер на финальной пресс-конференции жюри в Каннах

Из конкурсных фильмов Каннского фестиваля 2016 года для России уже куплены и выходят в прокат следующие фильмы:

* «В тихом омуте» — 7 июля;
* «Госпожа» — 25 августа;
* «Джульетта» — август;
* «Неизвестная» — 17 ноября;
* «Неоновый демон» — 28 июля;
* «Она» — 22 сентября;
* «Персональный покупатель» — дата премьеры не определена;
* «Тони Эрдманн» — 27 октября;
* «Это всего лишь конец света» — октябрь.

Смотрите также

Тильда Суинтон и Идрис Эльба снимутся у Джорджа Миллера

26 октября 2018

Больше чем игра: 11 (и два запасных) фильмов о футболе

13 июня 2018

Гильермо дель Торо о сексе Красавицы и Чудовища

18 января 2018

Режиссер «Безумного Макса» подал в суд на студию Warner

13 ноября 2017

Главное сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Сегодня

В Омске установили «три билборда» с требованием убрать снег

Сегодня

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Сегодня

Билл Мюррей вновь поработает с режиссером «Трудностей перевода»

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера

«Война бесконечности» лидирует по количеству номинаций за лучшие эффекты

Сегодня

Джейсон Райтман снимет продолжение оригинальных «Охотников за привидениями»

Сегодня
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт