• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Эннио Морриконе: Странник с губной гармошкой

Эннио Морриконе — один из самых известных композиторов в кино, автор музыки к фильмам «Однажды в Америке», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой» и «Двадцатый век». 5 мая в прокат выходит картина «Двое во Вселенной» Джузеппе Торнаторе. Саундтрек к ней также написал Морриконе. КиноПоиск решил разобраться, откуда у 87-летнего музыканта берутся силы и вдохновение, которым позавидуют молодые.
Эннио Морриконе: Странник с губной гармошкой
Getty Images/Fotobank.ru

Эннио Морриконе — один из самых известных композиторов в кино, автор музыки к фильмам «Однажды в Америке», «Профессионал», «Хороший, плохой, злой» и «Двадцатый век». 5 мая в прокат выходит картина «Двое во Вселенной» Джузеппе Торнаторе. Саундтрек к ней также написал Морриконе. КиноПоиск решил разобраться, откуда у 87-летнего музыканта берутся силы и вдохновение, которым позавидуют молодые.

Многие зрители представляют Эннио Морриконе как таинственного бродягу с губной гармошкой из фильма «Однажды на Диком Западе», чье появление всегда выглядит грозно. На самом деле 87-летний композитор больше напоминает пожилого советского физика — спокойного и опрятного трудоголика-исследователя с умными глазами, которые поблескивают из-под очков.

При ближайшем рассмотрении его биографии и творчества схожесть с ученым усиливается. Хотя Морриконе не поверял алгебру гармонией, как Сальери в маленькой трагедии Пушкина, но он явно всю жизнь старался это сделать. Он критически относится к идее вдохновения, говоря: «Меня вдохновляет сам фильм, а помогает не поэтическая муза, но накопленный опыт. А вдохновение — это выдумка романтиков, которые верят, что творческие идеи художнику диктует едва ли не сам Господь Бог». Возможно, именно это убеждение и позволило ему написать партитуры к такому большому количеству фильмов, что исследователи сбиваются со счета (в самых полных фильмографиях Морриконе упоминают от 450 до 530 фильмов).

Расписание дня Эннио Морриконе не менее строго и рационально: ежедневный подъем в 4:30, зарядка, прогулка по дому, кофе (без кофеина) и отбой в 22:00. В остальное время Морриконе занят работой, количество которой не уменьшается с годами, а растет в геометрической прогрессии. Видимо, за счет того, как легко его гармоничная и тональная, но при этом самобытная и узнаваемая музыка приходится по душе культовым режиссерам с хорошим прокатным потенциалом.

Морриконе / БертолуччиПеред революцией», 1964)

По семейному преданию писать музыку Эннио Морриконе начал еще в шесть лет. В 1938 году, когда ему исполнилось десять, Морриконе поступил в консерваторию святой Цецилии, покровительницы музыки, и получил диплом по классу трубы (трубачом был его отец, Марио Морриконе), а после и второе высшее как дирижер. К 33 годам он впервые написал музыку для кинофильма. Его дебютной работой стал «Фашистский вожак» Лучано Сальче. Уже в 1964 году Морриконе познакомился с Бертолуччи. Позже он напишет музыку к фильмам «Двадцатый век» и «Луна».

В том же году Морриконе начал сотрудничать с классиком спагетти-вестернов (и по удачному совпадению своим одноклассником), Серджио Леоне. Именно с ним Морриконе по-настоящему раскрыл свой талант для киноиндустрии. Он не только сочинял мелодии, которые навсегда врезались в память зрителей, но и проявлял изобретательность. К примеру, использовал оригинальные сочетания инструментов (оркестр с губной гармошкой), а то и вовсе вплетал в композиции звуки выстрелов и подбирал необычные тембры — от звона колоколов до хулиганского насвистывания.

Морриконе / ЛеонеХороший, плохой, злой», 1966)

Интересно, что амплуа композитора для вестернов, которое прикрепилось к нему после работы с Леоне, Эннио Морриконе при этом не раз отрицал: «Я не писал музыку для вестернов. Я писал для фильмов Серджио Леоне». Впрочем, не только для Леоне, а еще для Терренса Малика, Брайана де Пальмы, Дарио Ардженто, Оливера Стоуна и других крупных режиссеров. С таким портфолио совершенно неудивительно, что к Морриконе обратился и главный киноман земного шара, молодой и амбициозный Квентин Тарантино, который мечтал заполучить именитого композитора для своих фильмов.

Но до золотой статуэтки «Оскар» за лучшую оригинальную музыку к «Омерзительной восьмерке» было еще далеко. Поначалу Морриконе без особого энтузиазма отнесся к предложению Тарантино. Наверняка суетливый и назойливый почитатель в глубине души раздражал рассудительного итальянца. Разозлило его и дерзкое предложение от Тарантино приехать в США только для того, чтобы написать фрагмент длиной в две с половиной минуты для первой части «Убить Билла». Морриконе отказался, а Тарантино пришлось вставлять в свои фильмы («Бесславные ублюдки» и «Джанго освобожденный») архивные композиции.

Морриконе, «Ancora Qui»

Отношения их все это время оставались напряженными. В 2013 году композитор даже жаловался на Тарантино студентам римского университета LUISS: «Я бы не хотел с ним еще раз пересекаться ни на одном проекте. После „Бесславных ублюдков“ он звал меня работать над следующим фильмом (имеется в виду как раз «Джанго» — Прим. ред.), но я ответил, что не смогу, потому что он дает мне слишком мало времени. Работать с ним — пустая трата сил, потому что он использует музыку крайне необдуманно». И тем не менее через пару лет, во время работы над «Омерзительной восьмеркой», настойчивость Квентина Тарантино все-таки победила, и маэстро сел за рояль. И остался доволен. До этого у Морриконе было пять номинаций на главную кинопремию США, но статуэтка досталась ему лишь в этом году.

Морриконе / ТарантиноОмерзительная восьмерка», 2015)

Хотя имя Морриконе навсегда связано с миром кино, пожилой композитор занят не только саундтреками. Он пишет академическую музыку, дирижирует оркестром (опять же только при исполнении своих работ) и слушает любимых композиторов — Монтеверди, Палестрину, Баха, Луиджи Ноно, Веберна, Шёнберга, Стравинского.

А еще Морриконе неплохо играет в шахматы. Даже в них он демонстрирует свои отличительные черты — упорность, работоспособность и обстоятельность. По ту сторону доски от Морриконе сидели гроссмейстеры Гарри Каспаров, Борис Спасский и Анатолий Карпов. Насчет результатов матчей Морриконе говорит, как всегда, деликатно, спокойно и с достоинством: «В большинстве случаев я имел честь проиграть, ведь я вхожу всего лишь во вторую национальную шахматную категорию Италии». И учитывая, насколько упорно Эннио Морриконе идет вверх в карьере, не собираясь останавливаться даже в 87 лет, кто знает, может быть, скоро невозмутимый композитор с лицом физика и душой ковбоя тоже станет шахматным гроссмейстером.

Читайте также
Статьи Крик 500 кошек: Как возник и из чего состоит саундтрек к фильмам ужасов? «Психо», «Суспирия», «Хэллоуин» и другие фильмы, музыка из которых стала эталоном для саундтреков к хоррорам.
Статьи Вместе навсегда: Самые красивые фильмы о мистической любви В мае на российские экраны выходит фильм «Двое во вселенной», снятый итальянским режиссером Джузеппе Торнаторе. Готовясь к премьере, КиноПоиск выбрал самые красивые фильмы о мистической любви.
Новости Alibaba Pictures поддержит «Стартрек» и Джузеппе Торнаторе Китайская киностудия Alibaba Pictures, основанная онлайн-магазином Alibaba, инвестирует в два голливудских проекта — «Стартрек: Бесконечность» и «Черепашки-ниндзя 2». Помимо этого, итальянский постановщик Джузеппе Торнаторе поставит фильм, финансированием которого займется Alibaba Pictures.
Комментарии (37)

Новый комментарий...

  • 17

    Milshin97 5 мая 2016, 18:23 пожаловаться

    #

    Маэстро! В «Омерзительной восьмерке» дивный и пробирающий саундтрек

    ответить

  • 15

    FunnyFarm 5 мая 2016, 18:28 пожаловаться

    #

    Музыка из «Однажды в Америке» меня до дрожи пробивает. Прекрасная работа! (если вы, конечно, понимаете о чём я).

    ответить

  • 11

    Ghostb 5 мая 2016, 19:18 пожаловаться

    #

    согласен, один из самых из самых любимых саундтреков за всю историю кино. да, собственно, и сам фильм тоже

    ответить

  • 10

    dda708500 5 мая 2016, 20:17 пожаловаться

    #

    Блин, кпц. Я секунд 30 смотрел и гадал, когда же я успел написать этот коммент, если только сейчас читаю эту новость. Уж только потом догадался посмотреть на ваш ник)))

    ответить

  • 8

    Sirius33 5 мая 2016, 23:08 пожаловаться

    #

    Ахаха, встречайте своего брата-близнеца))

    ответить

  • 2

    dda708500 6 мая 2016, 05:52 пожаловаться

    #

    Да, мой славянский брат близнец)))

    ответить

  • 2

    Daenerys1212 5 мая 2016, 18:40 пожаловаться

    #

    Тарантино не зря так долго ждал — саундтрек к «Восьмерке» был шикарным.

    ответить

  • Гений! Один из лучших композиторов за всю историю кинематографа. Здоровья!

    ответить

  • 3

    dina7911 5 мая 2016, 20:04 пожаловаться

    #

    Браво, маэстро! Долгих лет жизни! Восхищаюсь его творениями, с одной стороны, и стремлением работать в таком возрасте, с другой!

    ответить

  • 4

    _My-Way_ 5 мая 2016, 20:31 пожаловаться

    #

    Великий композитор!Его Музыка добирается до самых глубин подсознания и заставляет задуматься о вечных и незыблемых вещах. Здоровья, счастья и долгих лет жизни человеку с большой буквы.

    ответить

  • Великий композитор. Мэтр.
    Дай Бог ему побольше здоровья! Созданная им музыка уже не одно десятилетие чарует, развлекает и лечит души людей…

    ответить

  • 4

    El_principe 5 мая 2016, 20:54 пожаловаться

    #

    а как же «Спрут» то забыли? ай я яй!
    Маэстро желаю долгих лет, здоровья и новых произведений!

    ответить

  • vektor31 5 мая 2016, 22:20 пожаловаться

    #

    Самый любимый композитор

    ответить

  • На самом деле 87-летний композитор больше напоминает пожилого советского физика — спокойного и опрятного трудоголика-исследователя с умными глазами, которые поблескивают из-под очков.
    То есть, физики из других стран и даже современной или царской России выглядят обычно совсем не как исследователи и умных взглядов лишены?

    ответить

  • 2

    ВНЧ 5 мая 2016, 22:46 пожаловаться

    #

    Работать с ним — пустая трата сил, потому что он использует музыку крайне необдуманно.
    Это ж надо такое брякнуть!
    Недавно пересматривал «Неприкасаемых». По-моему, Тарантино начало «Омерзительной восьмёрки» сделал в стиле вступительных титров фильма ДеПальмы — почти статичная картинка и нагнетающая музыка. Морриконе ничуть не сбавил, мощный дядька!
    В «Двое во вселенной» из музыки ничего не запомнилось, но и не оттолкнуло.

    ответить

  • Tark 5 мая 2016, 23:03 пожаловаться

    #

    Хотел было написать что-то в духе уже написанного выше другими комментаторами «Гений», «Маэстро», «Талантище» и т. д., но после подумал и решил сказать, что просто не существует эпитетов, которые могли бы подчеркнуть и выделить композиторский дар Энио. Это высшая, превосходная степень, как Месси в футболе.)) На мой взгляд, конечно…

    ответить

  • 3

    Sirius33 5 мая 2016, 23:14 пожаловаться Красивая песня к Джанго

    #

    Великий композитор! Пусть он живёт ещё столько же. На прошлогоднем Оскаре, Эннио заслуженно получил статуэтку за «Восьмёрку», да и за выслугу лет давно уже было пора давать. Взять хотя бы: «Профессионал» или «Хороший, плохой, злой» — композиции к этим фильмам уже не забудешь никогда.

    ответить

  • 2

    Violet Lord 6 мая 2016, 00:00 пожаловаться

    #

    Сегодня посмотрел «Двое Во Вселенной». В памяти музыка и осталась!

    ответить

  • Calvin_ Candy 6 мая 2016, 00:06 пожаловаться

    #

    Надеюсь они еще поработают с Тарантино.

    ответить

  • 6

    LA503 6 мая 2016, 00:25 пожаловаться

    #

    Однажды в Америке, это что-то с чем-то. Эту мелодию не перепутаешь ни с чем и ни когда.

    ответить

  • Боже как я люблю и уважаю его. Музыка Эннио Морриконе у меня всегда в памяти. Склоняюсь перед ним. Замечательный музыкант и просто гений нашего времени.

    ответить

  • 1

    гедонист 6 мая 2016, 05:14 пожаловаться

    #

    Гений! Достойнейший человек!

    ответить

  • 4

    Man_With_No_Name 6 мая 2016, 10:04 пожаловаться

    #

    Настоящий маэстро! Довелось побывать на его живом, блистательном концерте посвященному его музыки с любимого кино — оркестр, вокалистки, сам маэстро во фраке с палочкой дирижера. Это было поистине незабываемо! Долгих лет жизни любимому композитору.

    ответить

  • 2

    Jack Napie 6 мая 2016, 13:01 пожаловаться

    #

    Никогда особо не восхищался его творчеством, но то что он один из лучших композиторов последних тридцати лет — это точно. Ну и саундтрек к Омерзительной — превосходен.

    ответить

  • alex-sever 7 мая 2016, 00:46 пожаловаться

    #

    Послушайте саундтрэк к фильму «Спазм». Вот где гениальная музыка маэстро.

    ответить

  • DzinDzon 7 мая 2016, 12:02 пожаловаться

    #

    После просмотра фильмов с его музыкой, всегда хочется накачать пару треков себе в плеер

    ответить

  • Я думаю, что без маэстро Морриконе мировой кинематограф был бы не тот. Все-таки, музыкальное оформление имеет огромное значение.

    ответить

  • Blackfield 8 мая 2016, 12:10 пожаловаться

    #

    Великий маэстро! У него уже должно быть минимум 3 Оскара.

    ответить

  • Alex Croft 22 мая 2016, 21:21 пожаловаться

    #

    Один на миллион. Настоящий гений и я дико удивлен, что он не получил свой заслуженный Оскар еще давно.

    ответить

 
Добавить комментарий...