Глава ТНТ: «В мировом кино Россия — глухая провинция»

Обсудить0

Иногда нужно уехать в Омск, чтобы честно поговорить о проблемах российской киноиндустрии. КиноПоиск послушал, как на фестивале «Движение» эксперты поставили диагноз отечественным сценаристам, и проникся оптимизмом Игоря Мишина. Нужно лишь немного подождать, и будет у нас свой «Карточный домик».

Иногда нужно уехать в Омск, чтобы честно поговорить о проблемах российской киноиндустрии. КиноПоиск послушал, как на фестивале «Движение» эксперты поставили диагноз отечественным сценаристам, и проникся оптимизмом Игоря Мишина. Нужно лишь немного подождать, и будет у нас свой «Карточный домик».

Ностальгия по поколению кинописателей

Тема круглого стола, собравшего таких экспертов, как режиссер Алексей Мизгирев, продюсеры Валерий Федорович и Роман Борисевич, режиссер и сценарист Наталья Мещанинова, редактор студии Art Pictures Анна Гудкова и глава ТНТ Игорь Мишин, была обозначена следующим образом: «Что происходит в современной российской кинодраматургии, и ждет ли ее возрождение на телевидении?» Разговор программный директор фестиваля Стас Тыркин начал с провокационного и одновременно ностальгического тезиса: «Нет идей, нет сценариев, не хватает ярких драматургических образов современности. Есть ли заказ у нас, у индустрии, на хорошие сценарии? На осмысление этой жизни? Или нам нужно только развлекаться? В СССР и Голливуде все строилось на работе сценариста. Пантеон первоклассных кинописателей в лице Габриловича, Каплера, Гребнева, Брагинского, Дунского, Фрида, Черных — эти люди создали классику отечественного кино. Кто у нас есть сейчас? Арабов, Миндадзе. На этом ряд кинописателей заканчивается. Нужны ли нам сейчас писатели кино?»

Алексей МизгиревАлексей Мизгирев

Режиссер Алексей Мизгирев активно поддержал тезис об отсутствии драматургических образов современности. «Проблема заключена в том, что у нас нарушены взаимоотношения между авторами картин — неважно, телевизионных или кино — и реальностью, — считает режиссер «Конвоя» и грядущего «Дуэлянта». — У нас реальность не представлена на экране вообще. Корни этого лежат не только в авторах. Наш зритель как-то спиной повернут к реальности, меньше всего он хочет смотреть на самого себя, на то, что его окружает. Нет социального запроса узнавать себя на экране. У нас все либо опрокинуто в историческую перспективу, либо у нас приподнимаются над реальностью, выдают ее в глянцевом виде. Люди отвернуты от жизни, они не хотят ее воспринимать. Это длится огромное количество времени, не год и не два».

Свою позицию режиссер не подкрепил конкретными аргументами, зато в ответ на его слова легко привести пример всплеска интереса аудитории к самой суровой и неприглядной российской действительности — зрительский успех фильма «Дурак» Юрия Быкова. Картина, рассказывающая о принципиальном сантехнике, пытающемся спасти жителей разрушающегося здания, и о коррумпированных властях, пытающихся это дело замять, до сих пор удерживает место в топ-250 КиноПоиска с оценкой 8 баллов из 10.

Демографическая яма заполнится через 10 лет

«Дурак», как и многие другие российские фестивальные картины, с успехом демонстрировался на телеканале ТНТ в программе «Открытый показ». Тот же ТНТ продолжает развивать линейку киносериалов, привлекая к своим проектам таких режиссеров, как Вадим Перельман, Борис Хлебников и Валерия Гай Германика. Глава ТНТ Игорь Мишин уверен, что в будущее стоит смотреть позитивно: «Количество хорошей драмы в кино и на телевидении — функция от времени и функция от количества. От времени: у нас не было нескольких десятилетий постепенного развития искусства кино, которое случилось в Голливуде. У нас была яма длиной в 10—15 лет, в результате чего произошел кадровый разрыв. В середине 1990-х не так много людей хотели стать сценаристами, у общества были другие приоритеты. Случилась профессиональная демографическая яма. Потом неожиданно стало необходимо много сценариев, и молодые авторы, которые должны были бы лет десять писать в стол, у которых должно было бы быть 30—40 непроданных сценариев, и только на 41-м они бы состоялись как сценаристы, стали получать зарплату, буквально имея за плечами 25 лет от роду и более-менее умея составлять приличные диалоги».

«Дурак»«Дурак»

Мишин уверен, что через 10 лет при жесткой конкуренции ситуация выровняется, а пока же сценарии практически пишутся под камеру, хотя того, что бракуется, должно быть гораздо больше. Но профессия сценариста становится высокооплачиваемой и престижной, а значит, приток новых кадров изменит положение на рынке. С ним согласна редактор студии Art Pictures Анна Гудкова.

«Сценариста делают три вещи: образование, голод, храбрость, — уверена Гудкова. — С образованием у нас большая проблема, потому что традиция, которая была, прервана, и сейчас заниматься воспроизводством этой традиции бессмысленно, потому что мир существует совершенно по другим законам. Ориентироваться нужно на гуманитарное знание в целом, прибавляя к этому некоторые ремесленные навыки, которые имеет смысл брать и из прошлого, и из настоящего, и из будущего. От новой реальности в виде Netflix, Amazon и формата веб-сериалов деваться некуда. Что касается голода, то это частично производная от образования, а частично — от рынка. У нас слишком мало сценаристов, которые подкусывали бы и дышали бы в спину тем, кому платят действительно много денег — тем десяти людям, которыми рынок вынужден обходиться. Это недостаточно, это развращает тех, кто считает себя состоявшимся и блестящим сценаристом. Их слишком мало для того, чтобы у них было стремление к самосовершенствованию, критичное отношение к себе и тому продукту, который они выдают. Есть авторы с высокими требованиями к самим себе. Такие занимаются самообразованием, смотрят все, что можно увидеть, никогда не останавливаются. Для всех остальных, к сожалению, это должен делать рынок, не принимая некачественные тексты, не выпуская их в эфир, всеми средствами зачищая поляну, потому что поляна испытывает голод. Я за жесткие условия для создания безработицы, чтобы росла конкуренция».

Важно изучать аудиторию по примеру Netflix и Amazon

Анна Гудкова привела пример создающих собственный контент стриминговых сервисов Netflix и Amazon, которые с помощью математических моделей изучают аудиторию: что зрители покупают, какие сайты посещают, какой контент и в каком формате предпочитают смотреть. На основе анализа этих данных специалисты делают выводы, чем зрителя можно удивить и ошарашить. «Так мы получаем „Оранжевый — хит сезона“, „Карточный домик“ и все остальное. Есть задача — предложить зрителю не то, что он хочет, а то, чего он никогда не видел, а поэтому не знает, что он может это хотеть. Новая драматургия не может исходить из зрительского запроса. Она может на нем только проверяться. В этом смысле опять же я все время буду петь дифирамбы продюсерам ТНТ, потому что это люди, которые рискуют ошарашивать зрителя и делать то, что им нравится. Тем самым и стимулируя драматургию в этой стране. Они говорят о реальности, о том, что сейчас. Сначала они руководствуются тем, что хотят совершить прорыв, а уже потом тем, что сорокалетняя женщина хочет утешиться».

«Оранжевый — хит сезона»«Оранжевый — хит сезона»

Гудкова также призвала сценаристов и продюсеров помнить, что в ближайшее время будет меняться аудитория в целом. «Телевизионная аудитория уменьшается. Смотрение предельно персонифицируется. Если мы будем ставить развитие индустрии и приход денег на ту аудиторию, которая сходит на нет по физиологическим особенностям, то мы вымрем. Если мы сделаем ставку на аудиторию, которая приходит, и примем те требования и те установки, которые она диктуют, это обусловит и прорыв в драматургии в том числе».

Откройте дальний ящик стола

Еще один участник круглого стола, заместитель генерального продюсера телеканала ТНТ и продюсер сериалов «Измены», «Сладкая жизнь», «Чернобыль. Зона отчуждения» Валерий Федорович рассказал, что канал никогда не диктует того, что он хочет от конкретного автора. «Мы всегда спрашиваем, что они хотят сделать. Другое дело, что мы их просим писать второй сезон, если первый был успешен, — рассказал продюсер. — Мы не подчиняемся зрителю, но из-за особенностей телеформата у нас более высокие требования к ритму. Необходимо, чтобы человек сразу включил в первые 10 минут все слои того, что в кино можно получить только в самом конце. Самое главное, что мы всегда новых авторов спрашиваем: вот если у вас есть то, что лежит в дальнем ящике стола, что, как вы думаете, никто никогда не захочет делать, то вот это то, что нам нужно».

Однако у российских сценаристов часто нет дальнего ящика стола, напомнила Анна Гудкова. «Они даже не успевают подумать о том, что бы туда положить. Дико хочется найти то, что они написали для себя, про себя, зачем-то рассказывая ту историю, которая у них действительно болела. Только тогда получается действительно ценный продукт. Из-за того, что нет голода и храбрости, этот дальний ящик существует у троих человек. Мы все их знаем и любим их наперегонки».

Талант против ремесла

Отдельную дискуссию вызвал вопрос таланта и ремесла. Его поднял Алексей Мизгирев, заявив, что заслуга появления таких сериалов, как «Оранжевый — хит сезона» или «Во все тяжкие», исключительно в таланте сценариста, а не в аналитических моделях. И Игорь Мишин вспомнил сценарного гуру Роберта Макки: «Можно как угодно к нему относиться, но он говорит: „Вы хотите стать сценаристом? А вы готовы 10 лет писать в стол? Минимум, прежде чем у вас купят ваш сценарий при любом вашем таланте. В задницу талант!“ Надо писать. Сидеть и писать. А у нас с первого сценария получают гонорары. Нет почвы для развития таланта. Так это талант заставляет 10 лет писать: я не могу иначе жить, если не буду писать».

«Сладкая жизнь»«Сладкая жизнь»

«Когда я только пришла в кино, для меня слово „талант“ было решающим. Оно все оправдывало, все объясняло, примиряло, включая дурной характер и отсутствие ремесла. Спустя какое-то время ты понимаешь, что таланта недостаточно. Важно ремесло. Если человек мычит талантливо, ему ничего не помогает это сказать», — вновь согласна с Мишиным Гудкова.

Игорь Мишин уверен, что аудитория готова потреблять продукт низкого качества только потому, что индустрия производит большое количество часов контента низкого качества, а выбора у аудитории просто нет. «Сегодня есть разрыв между потребностями аудитории и способностями индустрии эти потребности удовлетворять. И, самое главное, удовлетворять с опережением, давать какие-то маячки качества и художественного вкуса на вырост этой аудитории, — говорит продюсер. — Сейчас вырастает новое поколение режиссеров и сценаристов, которые повнимательнее относятся к аудитории. Как продюсеру мне приходилось сталкиваться раньше с режиссерами, которые говорили: да я не должен думать про зрителя, когда я на площадке; мне наплевать 28 раз, как он отнесется к моему порыву. С таким отношением к зрителю никакие таланты не помогут, никакого кино художественного не будет. Но и потакать среднему вкусу нельзя. В этом и есть талант продюсерской профессии — работать с допустимым опережением зрительских ожиданий, чтобы не происходило разрыва. Чтобы зритель думал: это что-то новое, крутое, я такого никогда раньше не видел и не любил, а теперь я буду это любить. Это можно делать, опираясь на интуицию, на маркетинговый расчет, но важно работать на рост вкуса и ожиданий аудитории. Это благородная задача, которой не надо стесняться. Не нужно думать, что если при этом мы ориентируемся на аудиторию, то это не развивает профессию. Развивает, и более чем».

Игорь МишинИгорь Мишин

Должна быть крепкая масса ремесленников, чтобы в ней появлялись талантливые сценаристы, бриллианты в короне, которые бы представляли российскую индустрию в мире, уверен Мишин, напоминая, что были годы, когда количество российских фильмов в программе международных фестивалей класса А стремилось к нулю. «Мы варимся в собственном соку. Попасть в конкурсную программу „Кинотавра“ — это уже успех и счастье. Нужно понимать, что с точки зрения мирового кинематографического процесса мы глухая провинция. Никому не интересны», — сказал глава ТНТ. Тема круглого стола «Ждет ли кинодраматургию возрождение?» сформулирована, на его взгляд, некорректно. «Перестали ли вы пить коньяк по утрам? Нет темы „Будет ли возрождение?“. Оно полным ходом идет. Мы с вами участники этого процесса», — уверен Мишин.

«Я хочу защитить зрителя, которого все обвиняют в том, что он ленив, нелюбопытен, неграмотен, ничего не хочет смотреть сложного и так далее, — сказала в заключение Анна Гудкова. — Я призываю посмотреть на него повнимательнее и попробовать про него что-то узнать. Не говорить, мол, так захотела аудитория, потому что мы не знаем, как она захотела. Давайте это выясним. Аудитория — это мы, и если мы считаем себя умными, талантливыми, образованными, то давайте не будем отказывать в этом всему населению страны».

Смотрите также

Игорь Мишин: «Наш арт-мейнстрим готово смотреть 2 миллиона зрителей»

27 июня 2015

Главное сегодня

Создатели «Игры престолов» все-таки выпустят трейлер 8-го сезона

Сегодня

Сэмюэл Л. Джексон выбрал свои любимые роли

Сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Сегодня

В Омске установили «три билборда» с требованием убрать снег

Сегодня

Они убили Тони: Реакция на трейлер фильма «Человек-паук: Вдали от дома»

Сегодня

Билл Мюррей вновь поработает с режиссером «Трудностей перевода»

Сегодня

Взгляд изнутри: Как сильно MeToo меняет Голливуд?

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт