Статьи

Вместе веселее: Фильмы о закрытых общинах

По случаю выхода в российский прокат антиутопии Бена Уитли «Высотка» КиноПоиск вспомнил другие закрытые сообщества из фильмов — от гедонистического убежища в «Пляже» Дэнни Бойла до идеологического культа в «Таинственном лесу» М. Найта Шьямалана.
Вместе веселее: Фильмы о закрытых общинах

Закрытые сообщества со своими правилами пользуются большим спросом среди сценаристов хорроров и социальных драм. Здесь всегда есть место тому, где развернуться и какой взять ракурс, поэтому любой киноман с легкостью вспомнит не один десяток фильмов с подобными сообществами. Часто так бывает, что в их рядах появляются люди со стороны, которые видят, что происходит что-то не то, и пытаются изменить ход вещей (зачастую безуспешно). Но иногда и сами члены сообществ предпринимают решающие шаги. Да, утопия привлекательна, но в консерватории надо многое подправить. Как правило, утопия довольно быстро превращается в антиутопию. Это лишний раз доказывает, что человек человеку вполне себе волк, особенно если целую толпу запереть в дивном новом мире и вручить мешок счастья. Надо признаться, поначалу эти общины выглядят привлекательными благодаря стараниям их лидеров. Часто это диктаторы, свято верящие в то, что уж они-то делают добро. Они должны быть харизматичными и сильными, чтобы за ними народ шел покорным стадом.

На примере ряда известных и не очень кинофильмов мы решили рассмотреть, как и почему люди заточают себя в закрытые сообщества, какие законы там обычно правят и каким должен быть лидер, чтобы держать всех в узде. Мы решили не брать во внимание триллеры, где действие происходит в замкнутом пространстве (как то кабина самолета, космический корабль или пещера), хорроры в отдаленных районах с участием недостаточного количества людей («Сияние», «30 дней ночи») и различные зомби-фильмы и сериалы, где все обязательно сводится к закрытым общинам и напряженным социальным играм, проводимым в их рамках (например, в «Ходячих мертвецах» в каждом сезоне вылезают то одна, а то и две такие общины). Также мы не стали рассматривать сюжеты, в которых в некоем удаленном от цивилизации месте сумасшедший ученый ставит сомнительные опыты («Остров доктора Моро», «Из машины»). Мы обратились только к фильмам, в которых коммуны создаются либо по добровольному согласию их участников, либо по вынужденному, но только по причине того, что за пределами этого круга жизнь еще хуже. Нас интересуют не принципы выживания в экстремальных ситуациях, а социальная роль каждой подобной общины как маленькой модели современного общества.

Закрытыми эти коммуны могут быть по совершенно разным причинам. И вот основные из них.

Техногенная катастрофа (включая ядерную)

«Город Эмбер: Побег»

«Город Эмбер: Побег»

Это, пожалуй, самая популярная и объяснимая причина, по которой чужие друг другу люди кучкуются в группы и устраивают импровизированные поселения в зачастую не предназначенных для этого местах. Хорошо, если какой-нибудь выживальщик позаботился о создании бункера («Укрытие», «Кловерфилд, 10», «Дорога»), а если нет, то герои собираются и пытаются пережить апокалипсис разными способами. Но куда интереснее то, что случается в постапокалиптической среде. Часто (но не всегда) выжившие формируют поселения, в которых либо царят более-менее первобытные порядки, либо торжествует бездушный хай-тек.

В эту схему не вписывается откровенно стимпанковый «Город Эмбер: Побег». В этом фильме не говорится, что именно случилось на поверхности, но выжившим в катастрофе пришлось уйти под землю и основать там колонию. Первопоселенцы считали, что через 200 лет людям можно будет снова выбраться на поверхность, поэтому все в городе, включая генератор электричества, было рассчитано именно на этот срок. Но чемоданчик с инструкциями был затерян, потому что мэру в исполнении Билла Мюррея было совершенно не до спасения человечества. Он был слишком занят забиванием под завязку своих уютных кладовых. Коррумпированная власть и испуганный народ посреди энергетического кризиса — ужасная знакомая картина из реальной жизни. Правда, в ней, жизни, обычно обходится без гигантских кротов-людоедов, но мало ли что принесет ближайшая техногенная катастрофа.

«Безумный Макс: Дорога ярости»

«Безумный Макс: Дорога ярости»

Герои «Безумного Макса» (причем всех фильмов сразу) тоже стали жертвами энергетического кризиса. Под землю они не отправились, но в их постапокалиптическом мире тоже было принято организовывать общины. В «Воине дороги» одна из таких обитала вокруг нефтяной вышки, а в «Дороге ярости» их и вовсе оказалось несколько. Самая успешная из них обосновалась в скалах Цитадели поверх подземных источников воды. Там в прохладных пещерах живут воины полураспада, которыми управляет искалеченный диктатор-полубог Несмертный Джо. Он содержит гарем из любимых жен-моделей и пьет материнское молоко на завтрак, при этом на скалах возделывают гидропонические огороды, а у подножия умирают от жажды и голода те, кому не повезло оказаться внутри. Цитадель состоит из трех башен, и там тоже наблюдается иерархическое разделение. В первой башне обитают сам Джо и его окружение, во второй — люди с полезными навыками, а в третьей — воины и рабы. Это ужасно любопытное сообщество с развитой классовой системой и крепкими бартерными отношениями с соседями, которым Цитадель дает воду, а взамен получает топливо.

Религиозный культ

«Плетеный человек»

«Плетеный человек»

Секты, основанные на поклонении тем или иным богам, часто встречаются в хоррорах и социальных драмах, но куда реже подобные общины организованно занимают целый остров в Атлантическом океане и живут дружной дисфункциональной семьей, как в оригинальном «Плетеном человеке». Группа неоязычников поклоняется кельтским божествам, ежегодно отмечает друидский праздник урожая и практикует ритуалы по стимуляции фертильности. Они открыто совокупляются в полях, рассказывают детям о фаллическом значении Майского дерева и кладут себе в рот лягушек, когда у них болит горло. Возглавляет общину лорд Саммерайл (Кристофер Ли), потомок агронома, прибывшего на остров в надежде, что вулканическая почва и теплые течения помогут ему культивировать определенные сорта фруктов и овощей. Когда эксперимент увенчался успехом, население оказалось в таком восторге, что с удовольствием обратилось в исповедуемое лордом язычество. Были бы они обычной изолированной от мира общиной недалеких шотландских колхозников, если бы не грешили искренней верой в то, что человеческое жертвоприношение поможет им в следующем году собрать больше плодов с фруктовых деревьев.

Идеологический культ

«Таинственный лес»

«Таинственный лес»

В «Таинственном лесу» М. Найта Шьямалана целая деревня живет отрицанием современного общества. Небольшая община в центре заповедника не без успеха притворяется изолированным поселением в Пенсильвании XIX века. Страшную тайну знают и хранят только старейшины во главе с Уильямом Хёртом, а все остальные верят их басням и не ходят в соседние деревни, потому что там водится зло. Водится оно и в лесу в виде мохнатых монстров, в которых рядятся сами жители, чтобы ни у кого не возникло желания удрать во внешний мир. У Шьямалана (которого, кстати, обвиняли в том, что сюжет фильма он нахально своровал у писательницы Маргарет Питерсон Хаддикс) люди собрались и централизованно сбежали в лес от враждебной среды, и в девственной природе и спартанском быту они растят своих ни о чем не ведающих потомков. Они настроены там протянуть еще не один десяток лет, но, по правде говоря, все это напоминает забавы реконструкторов, которые зашли слишком далеко.

«Марта, Марси Мэй, Марлен»

«Марта, Марси Мэй, Марлен»

Повернутые на голову сектанты также задействованы в сандэнсовском хите «Марта, Марси Мэй, Марлен» с Элизабет Олсен в главной роли. Почему-то считающийся харизматичным лидером Патрик в исполнении Джона Хоукса собрал вокруг себя женщин, которых регулярно насилует (даже во сне), а они и рады. Все они живут на ферме, сами себя кормят при помощи домашнего хозяйства, купаются голышом в водопаде, не чураются оргий. Но, с другой стороны, все они, заманенные первозданной простотой, оказываются втянутыми в омут насилия — как физического, так и морального. Не совсем понятно, какие идеологические цели они преследуют, но это сообщество напоминает смягченную версию семьи Мэнсона — хиппи-коммуну, в которой что-то пошло не так. Неудивительно, что главная героиня Марта (Элизабет Олсен) сбегает и долго, мучительно и в целом довольно безуспешно пытается приспособиться к внешнему миру без серьезных последствий для своей психики.

Научно-технический прогресс

В «Острове» Майкла Бэя герои половину фильма были уверены, что они находятся в колонии выживших после катастрофы и что за пределами поселения среда не предназначена для существования человека. Поселенцы старательно играют в лотерею, а победитель заслуживает право отправиться на остров — якобы единственное место на планете, не зараженное ядерными отходами. Очень скоро в драматическом твисте, впрочем, они выяснили, что все они клоны, их всех содержат в стерильном футуристическом месте только до тех пор, пока их органы не понадобятся спонсорам. Действие картины происходит в 2019-м, то есть через три года самые богатенькие из нас смогут выращивать себе клонов. В этой истории наука шагнула дальше, чем следует, но человечности у людей так и не прибавилось, о чем нетрудно догадаться по действиям руководителя всей этой затеи доктора Меррика (Шон Бин).

Гедонистическое убежище

Иногда хочется сбежать от мира, даже когда мир тебя не вынуждает. И если помножить это желание на тягу к приключениям, то недолго оказаться на далеком тайском острове с райским пляжем. К месту основного действия фильма «Пляж» не добираются случайные туристы. Чтобы его найти, вам понадобится секретная карта. Группа из примерно 30 человек живет там в мире и согласии, ловит рыбу, выращивает овощи, плещется в ласковых водах лагуны. Правда, там в этих водах плавают акулы, а на другой стороне острова наркофермеры разводят коноплю. И это если не считать того, что лидер группы Сал в исполнении Тильды Суинтон — немного психопатичная нимфоманка. Дэнни Бойл и Алекс Гарленд в очередной раз показали миру, что идея рая в изоляции спорна, а следование ей непременно приведет к плачевным результатам.

Социальная необходимость

Именно в эту категорию попадает фильм недели «Высотка» Бена Уитли. В наркотической фантасмагории, основанной на романе Джеймса Грэма Балларда, вполне нормально вселяться в элитные жилые небоскребы. Здесь, в футуристические 1970-е, урбанистика доходит до абсурда, а высотки превращаются в автономные закрытые сообщества. Там имеется все для жизни — от спа-салона и супермаркета до школы и тренажерного зала. Так что выбираться во внешний мир у героев нет сначала причин, а потом и возможности. В своей высотке Баллард идеально демонстрирует модель современного писателю общества и рисует очень уж прозрачную метафору стремительной деградации человечества. Здание — социальная пирамида, на вершине которой, в пентхаусе с огромным садом, обнесенным кирпичной стеной, проживает Архитектор. Он вроде как тут главный, образованный, элегантный игрок в сквош с лицом Джереми Айронса и женой-наездницей. Он придумал это здание, разработал его инфраструктуру и в целом создал маленькую модель идеального общества. Но, как это обычно бывает, население начинает быстро звереть, особенно когда на кону доступ к мусоропроводу и бассейну.

Также к этой категории можно отнести утопическую идею, лежащую в основе «Элизиума» Нила Бломкампа. Мировая элита построила себе идиллическую космическую станцию, чтобы сбежать с захламленной и перенаселенной Земли. Сияющий островок хай-тека на орбитальной дуге, выполненный в форме стэнфордского тора, — это тоже метафора сытой жизни. Тут, правда, напряженная обстановка возникла не потому, что в изолированном сообществе что-то пошло не так, хотя и там был конфликт между бесхребетным президентом и министром обороны в исполнении стальной Джоди Фостер. Просто когда верхи безразличны к лишениям низов, в идеальном мире это ведет к революции. И уже даже неважно, что старания низов пробиться к верхам и показать им кузькину мать могут быть обусловлены не социальными, а личными мотивами.

Отдельного упоминания заслуживают закрытые сообщества, созданные ради реалити-шоу («Шоу Трумана»), поддержания идиллического порядка в родном городке («Типа крутые легавые»), лечения душевно больных сомнительными методами («Пролетая над гнездом кукушки», «Остров проклятых»), пыток политических заключенных («Колония Дигнидад») и замещения феминисток андроидами («Степфордские жены»).

Читайте также
Статьи ЧМ по кино: Какие фильмы играли бы в четвертьфинале за сборные Россия — Хорватия, «Окраина» — «Оккупация в 26 эпизодах». Англия — Швеция, «Высотка» — «Покажи мне любовь». Отобрали фильмы стран-четвертьфиналисток, которые похожи на их сборные.
Статьи Веселый циник: Как Бен Уитли стал одним из самых смелых режиссеров Британии В прокате стартовала «Перестрелка» — безумный экшен с голливудскими звездами. КиноПоиск рассказывает о его режиссере Бене Уитли, который умеет удивить зрителя.
Статьи Выше некуда: 8 фильмов о небоскребах Многоэтажные дома давно привлекают кинематографистов. На их крышах проходят романтические свидания, их эффектно крушат суперзлодеи, по ним красиво взбираются наверх персонажи боевиков и разные фантастические существа. По случаю цифрового релиза картины «Высотка» КиноПоиск вспомнил несколько ярких лент про высотные здания и их обитателей, а заодно нашел реальное месторасположение некоторых из них.
Новости Премьера русского трейлера «Высотки» с Томом Хиддлстоном КиноПоиск представляет новый русскоязычный трейлер к «Высотке», занимающей первое место в списке самых ожидаемых вами фильмов. В нем экранизация романа Джеймса Балларда опередила такие проекты, как «Отряд самоубийц» и «Люди Икс: Апокалипсис». Главные роли в картине исполнили Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Сиенна Миллер, Люк Эванс и Элизабет Мосс.
Комментарии (36)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...