Тимур Бекмамбетов: «Я продюсер по необходимости»

Обсудить0

Тимур Бекмамбетов рассказал КиноПоиску о том, чем «Хардкор» похож на рыцарские романы, почему он безгранично доверяет молодым режиссерам и какие проекты в формате screenshare ждут зрителей после «Убрать из друзей». Спойлер: в ход пошло модное приложение Periscope.

7 апреля на российские экраны выходит «Хардкор» — в буквальном смысле зубодробительный экшн, снятый целиком от первого лица. За тем, как «Хардкор» снимался, КиноПоиск внимательно следил. Невероятные каскадерские трюки и уникальный шлем с камерами GoPro, Данила Козловский в роли коварного телепата-альбиноса, Шарлто Копли в нескольких ипостасях, масса звездных камео — все это интриговало журналистов и зрителей.

Картина режиссера Ильи Найшуллера и продюсера Тимура Бекмамбетова осенью прошлого года стала победителем зрительского голосования в секции Midnight Madness фестиваля в Торонто. Впрочем, возможно, первым стоит поставить имя продюсера. Именно Бекмамбетов инициировал проект, увидев в сети снятый Найшуллером для собственной группы Biting Elbows видеоклип. Молодой режиссер поначалу сам не верил в возможность создания полнометражной картины в той же стилистике, однако продюсер вдохновил его словами: «Ты бы хотел увидеть подобный фильм в кино? Так сними его сам».

Илья Найшуллер и Шарлто Копли на съемкахИлья Найшуллер и Шарлто Копли на съемках

Сам Бекмамбетов успешно сочетает сразу несколько ролей. Как режиссер снимает для Голливуда эпик «Бен-Гур», как продюсер занимается инновационными проектами в формате screenshare (первым и очень успешным проектом был десктоп-хоррор «Убрать из друзей») и продолжает искать на просторах сети новые идеи и возможности. В его плотном расписании с трудом можно найти даже 15 минут на интервью, но для КиноПоиска режиссер и продюсер сделал исключение и полчаса рассказывал по скайпу о «Хардкоре», «Бен-Гуре» и совсем новых проектах.

У картин, которые вы продюсируете, обычно есть четкий посыл, будь это бумеранг добра в «Ёлках» или предостережение подросткам о последствиях их необдуманных действий в сети в «Убрать из друзей». Какую мысль несет «Хардкор», в котором каждую минуту герою приходится защищаться, убивать и пытаться выжить?

Слава Богу, кровь в фильме ненастоящая, в отличие от жизни. Это отражение того мира, в котором живет наша аудитория — мира компьютерных игр. Самое главное, что это фильм про героя, который ради любимой девушки готов расправиться с бесконечным количеством преступников и злодеев. Это фильм об этом. Как и фильм о войне, его нельзя рассматривать с точки зрения мирной жизни. В военном кино герои, защищающие свои ценности, готовы покарать огромное количество врагов. В этом смысле не нарушены никакие моральные основы: зло должно быть наказано.

На съемках «Хардкора»На съемках «Хардкора»

При совершенно инновационном для кино визуальном ряде у фильма достаточно традиционный подход к персонажам. Главный герой — мужчина, он действует, а девушки либо без одежды, либо их нужно спасать. Не было идеи сделать главным героем женщину? Их, кстати, немало в геймерском комьюнити.

К удивлению всех, большой энтузиазм фильм вызывает именно у девушек. Ведь какой девушке не хочется, чтобы ради нее молодой человек перевернул весь мир? Это очень заманчивая ситуация. Здесь девушка — главный мотив для героизма, как и во всей литературе, начиная с рыцарских романов. Впрочем, я не хочу спойлерить кино, но в финале зритель выяснит, что ситуация не такая однозначная, какой казалась в самом начале.

После «Хардкора» вам стали поступать новые идеи подобных проектов? Возможно ли вообще повторить этот формат, на ваш взгляд?

Повторить ничего нельзя. В одну реку можно войти только один раз. Думаю, что стратегия, которой мы всегда придерживались — делать что-то новое, — всегда привлекает молодых людей. Кто, если не они, может перевернуть мир кино? Молодым талантам необходимо выражать себя. Я стараюсь давать такую возможность. Это не рациональная стратегия, а скорее образ жизни. Это то, что мне интересно — самому участвовать в проектах, которые переворачивают понятные жанры и представление о кино вообще.

«Хардкор»«Хардкор»

Я спрашиваю потому, что, кажется, действительно свежих идей нет сейчас даже у молодых выпускников киношкол. Вы же находите их сами и, как в случае с «Хардкором», убеждаете воплотить эти проекты в жизнь.

У меня нет и не было цели заниматься организаторской работой с начинающими кинематографистами. Если я вижу, что кто-то делает что-то интересное, то мне хочется участвовать творчески и организационно. Это органический процесс. Все монтажеры, которые работали в «Базелевсе», стали режиссерами. Это и Илья Лебедев, и Дима Киселев, и Саша Андрющенко, и не только они. У нас дебютировали Александр Войтинский, Андрей Першин, Индар Джендубаев. Это само собой происходит. Как мне когда-то помогли снять кино, так и я сейчас помогаю другим. Это просто любопытство и профессиональный интерес. Никаких задач организовать сообщество кинематографистов или чему-то их научить у меня нет.

В одном интервью Илья Найшуллер рассказывал, что вы не оказывали никакого давления во время съемок, даже не приезжали на площадку. С чем связана такая степень доверия к режиссеру-дебютанту?

Когда они меня просят, только в этом случае я подключаюсь. Тогда, когда мне самому любопытно что-то увидеть. Я стараюсь следить удаленно. Поскольку я сам режиссер, мне не так трудно понимать то, что они чувствуют, что их волнует, те сложности, с которыми они сталкиваются. Я не продюсер по профессии, я продюсер по необходимости. Там, где я могу, я режиссерам помогаю. Я предпочитаю, чтобы они сами принимали решения. Я поступаю с ними так, как я бы хотел, чтобы поступали со мной. Я хотел бы, чтобы они сами совершали ошибки и сами их исправляли. Если человек выбран правильно, если не произошло ошибки на этапе выбора партнера (а для меня режиссер — это партнер), то своим путем, своим трудом это само наладится. Это мой главный принцип. А если ты будешь вмешиваться, то тебе самому придется всем заниматься, и это потеряет всякий смысл. Я просто стараюсь работать с хорошими, талантливыми и порядочными людьми. Тогда не возникает проблем.

Илья НайшуллерИлья Найшуллер

Весь март киносообщество обсуждает инициативу The Screening Room (просмотр кино в день премьеры дома на специальной приставке; аргументы за и против КиноПоиск подробно описал здесь — Прим. ред.). Читала, что вы не против этой идеи. Не боитесь убытков из-за пиратских копий?

Я думаю, что мир меняется, и есть те, кто ходит в кино, а есть те, кто любит смотреть кино дома с друзьями, семьей или в одиночку. Просто у людей должен быть выбор. Экономическая целесообразность, конечно, важна. Тут, думаю, баланс будет найден. Люди, которые это придумали и продвигают, — кинематографисты, а не бизнесмены. Я не стал бы сомневаться в их доброй воле. Думаю, они понимают, что они делают. Это нормальное желание кинематографистов — сделать так, чтобы твой фильм увидело как можно больше людей. А уже время определяет, какова форма этого показа. Другой вопрос состоит в том, будет ли это влиять на форму, на содержание фильмов. Да, будет влиять. Они будут меняться в зависимости от способов просмотра, и ничего плохого в этом нет, это естественный процесс. Что же касается пиратства, оно было задолго до этого, и не думаю, что с появлением новых легальных форм домашнего просмотра оно увеличится.

Летом прошлого года невероятным успехом пользовался десктоп-хоррор «Убрать из друзей», и сразу пошли слухи о его продолжении. Стоит ли его ждать?

Все живет своей жизнью. К сожалению, продолжения буквально этой истории не будет, но много фильмов мы снимаем в этом формате (имеется в виду формат screenshare, когда действие целиком происходит на экране компьютера или смартфона героев — Прим. КиноПоиска). Уже снят фильм Liked — острая и задиристая молодежная комедия по мотивам «Сирано де Бержерака». Она о том, как мы знакомимся и живем в этом не чужом для нас теперь мире. В Москве снят фильм «Волшебник OS» по мотивам «Волшебника страны Оз». Он про девочку, которая потеряла свою домашнюю страницу и все свои файлы и пытается вернуть свой мир назад. Эти фильмы сейчас в монтаже, и в этом году мы их увидим. В Америке будет сниматься фильм, действие которого происходит тоже целиком на экране. Главная героиня транслирует все через приложение Periscope на своем смартфоне. Это фильм ужасов.

«Убрать из друзей»«Убрать из друзей»

Как вы определяете, какие из этих проектов снимать в России, а какие — в США?

Самый сложный процесс производства такого типа кино — сценарная разработка и поиск артистических визуальных решений. Этот процесс принципиально важен, поэтому мы стараемся вести его параллельно в двух странах — и в России, и в США. Например, «Волшебник OS» сделан в России, но у него, скорее всего, будет и американская версия. И у всех проектов, которые снимаются в США, будут русские версии. Нам интересен сам формат screenshare, поэтому у нас очень много проектов с использованием этого нового для кино языка. Просто первый фильм был хоррором, но дальше нам неинтересно повторять то же самое, а интересно пробовать новые жанры. Это очень многообещающий формат, близкий молодому поколению кинематографистов, которые живут практически большую часть своей жизни в виртуальном мире, общаясь друг с другом с помощью видеосвязи, мессенджеров. Это новый тип кино, и он развивается по-другому. Мы в нем пока являемся первооткрывателями и всех, кому это интересно, готовы учить.

LikedLiked

Как можно этому научиться?

У нас был на фестивале SXSW в Остине мастер-класс, на котором мы анонсировали программу обучения кинематографистов этому языку, и мы будем продолжать делиться своими знаниями. Чем больше людей будет снимать такое кино, тем нам будет приятнее и интереснее. Пока это была просто презентация, мастер-класс, но мы выложим его в интернет на нашем веб-сайте, целиком посвященном screenshare-проектам. Мы также готовим курс для учебных заведений, в которых есть специализация «кино», чтобы сделать это полноценным предметом. Пока факультативным, а потом посмотрим.

На сайте screensharefilms.com Тимур Бекмамбетов призывает всех, кому интересен новый формат кино, присоединяться к движению и присылать свои идеи.

Летом выходит «Бен-Гур» — новая экранизация одноименной книги, которую неизбежно будут сравнивать с фильмом 1959 года. Вы, снимая «Бен-Гур», больше вдохновлялись книгой или все же ощутили на себе влияние классического фильма, вели с ним какой-то диалог?

Прежде всего я опирался, как и положено, на сценарий, написанный лауреатом премии «Оскар» Джоном Ридли. Главной мотивацией для меня было именно то, что он написал. Поскольку это уникальный талантливый писатель, его взгляд на эту историю — современный и неравнодушный — увлек меня. Смотрел ли я все предыдущие экранизации? Да, в отличие от 99 % тех, кто слышал название, я их все видел. К сожалению, очень много людей знают название, но мало кто смотрел этот фильм до конца. Он бесконечно долгий, сегодня его смотреть, конечно, очень трудно. Вопрос в современном контексте. Это фильм о вражде. Книга была написана сразу после Гражданской войны в Америке, написана генералом, который чувствовал вину и ответственность за огромное количество жизней, потерянных в этой братоубийственной войне. Это очень глубокое и искреннее произведение, поэтому для меня главный вопрос в том, насколько это современно. Уметь прощать, прощать самые страшные поступки близких тебе людей — это то, что сейчас нас должно волновать всех.

А форма фильма современная. Он сделан для сегодняшней самой широкой аудитории. В нем нет заискивания перед зрителем, при этом это кино говорит о том, о чем сейчас важно говорить. В нем нет традиционных для сегодняшнего языка слоу-мо, спецэффектов. Все по максимуму снимали вживую. Около 45 дней снимали только гонки колесниц по специально построенной для этого арене. Участвовало 90 лошадей, которых несколько месяцев учили скакать в колеснице, по четыре лошади в упряжке. Актеры тоже несколько месяцев учились этими упряжками управлять. Все это было по-настоящему. Редкий случай, когда кинематографистам удается сделать все так, как это было 2000 лет назад.

Смотрите также

Еловые скрепы: В чем секрет успеха новогодней франшизы

28 декабря 2018

Елочке конец: Репортаж со съемок последнего фильма новогодней франшизы

7 декабря 2018

Короткие, фантастические, в такси: Итоги сценарного конкурса «Яндекс.Такси»

15 ноября 2018

Тимур Бекмамбетов: «„Поиск“ — фильм о том, как устроена семья в интернете»

26 сентября 2018

Главное сегодня

Трейлер «Джона Уика 3»: Баба-яга экскомьюникадо

Сегодня

Марго Робби и Сирша Ронан — о себе и королевах

Сегодня

Маколей Калкин рассказал о дружбе с Майклом Джексоном

Сегодня

Премьеры недели: «Стекло», Баския и две королевы

Сегодня

«Власть» и новый фильм Чжана Имоу вошли в программу «Берлинале-2019»

Сегодня

Ушел из жизни последний фронтовой оператор Борис Соколов

Сегодня

Супергерои из «Стекла»: 12 острых вопросов о вселенной Шьямалана

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт