Статьи

Новые документальные герои: Сахар, убийцы и Хичкок

В честь выхода в российский прокат фильма «Хичкок/Трюффо» КиноПоиск советует 10 документальных картин на любой вкус — от пробирающего до мурашек десятичасового детективного сериала до интимного портрета убитого политика, от убедительной пропаганды здорового питания до оды драгоценностям, упакованным в голубые коробочки с белой лентой, от трехчасового опуса про Олимпиаду в Сочи до гомерически смешного Майкла Мура.
Новые документальные герои: Сахар, убийцы и Хичкок

В честь выхода в российский прокат фильма «Хичкок/Трюффо» КиноПоиск советует 10 документальных картин на любой вкус — от пробирающего до мурашек десятичасового детективного сериала до интимного портрета убитого политика, от убедительной пропаганды здорового питания до оды драгоценностям, упакованным в голубые коробочки с белой лентой, от трехчасового опуса про Олимпиаду в Сочи до гомерически смешного Майкла Мура.

«Человек»

Картина Яна Артюса-Бертрана, основанная на огромном исследовании (свои истории документалистам поведали две тысячи людей из 60 стран мира), уже находится на 101-м месте в топ-250 КиноПоиска. «Герои фильма — чаще всего простые люди, без образования, мало зарабатывающие, из так называемых стран третьего мира. Они поразительно откровенно отвечают, и постепенно вы начинаете по-настоящему понимать, в каком мире вы живете и как вам повезло, что вы живете не так, как они. Вы понимаете, что ваши вечные жалобы, ваши стенания по разным поводам не стоят и ломаного гроша. Если в вас есть хоть какие-то человеческие чувства, то вы не сможете, однажды посмотрев эту картину, не думать потом о том, что происходит в мире, не сможете безразлично относиться к остальному миру и думать только о себе», — так отзывался о «Человеке» в интервью КиноПоиску Владимир Познер.

«Сахар»

Кажется, о вреде сахара в наше озабоченное здоровым образом жизни время не знать невозможно. Однако то, что проделывает с собственным телом австралиец Дэймон Гамо, действительно «навсегда меняет ваше представление» о правильном питании. Смузи, мюсли, низкокалорийные йогурты, соки, газировка без сахара — Гамо решается на отчаянный эксперимент, в ходе которого питается обычной и даже полезной едой, в которой на самом деле замаскировано огромное количество ложек сахара. Эксперимент проходит под наблюдением врачей, которые фиксируют ужасающие и невероятно быстрые изменения в организме молодого человека. Отдельной похвалы заслуживают комментарии экспертов, лица которых Гамо помещает на упаковки продуктов из супермаркета, и короткие сцены с Хью Джекманом и Стивеном Фраем. Если кто-то нуждается в мотивации для перехода на здоровую пищу и отказа от тортиков, «Сахар» — то, что доктор прописал.

«Создавая убийцу»

Документальный сериал производства Netflix поначалу кажется не самым очевидным выбором. Кому есть дело до осужденного работяги из небольшого американского городка? Однако история Стивена Эйвери держит зрителя в напряжении на протяжении всех десяти часовых серий, хотя финал известен: после того как несправедливо осужденный за изнасилование Эйвери вышел на свободу в 2003-м, его, несмотря на недостаточно убедительные доказательства, обвиняют в убийстве и дают пожизненный срок. «Создавая убийцу» заставляет буквально стонать перед экраном от негодования почище любой голливудской судебной драмы.

«Мой друг Борис Немцов»

Лента Зоси Родкевич, выпускницы мастерской Марины Разбежкиной, работавшей, в том числе над проектом «Срок», собрана из обрывков и кусочков, на первый взгляд, совсем неважных. Юный режиссер знакомится с известным политиком, они болтают в поезде. Немцов обнаруживает, что они родились в один день. «А еще в этот день родился Джон Леннон. Ты, я и Джон Леннон — Зося, представляешь?» — примерно в таком духе Борис Немцов, абсолютно естественный и живой перед камерой, шутит и иронизирует постоянно. Финал известен с первых кадров: фильм открывается сценой с марша памяти. «Мой друг Борис Немцов» не становится откровением и вряд ли показывает главного героя с неожиданной стороны, однако это интимный и одновременно нежный портрет страстного политика, который мечтал «пережить Путина».

«Пришествие»

13 апреля в семи городах России у зрителей будет возможность увидеть «Пришествие» — любопытную картину датчанина Микаэля Мэдсена, целиком построенную на предположении о вторжении инопланетян. Как будут действовать мировые лидеры? Какое заявление официальные лица сделают, чтобы успокоить общественность? Как регулируется международное космическое право (да, есть и такое)? Кто первым пойдет на контакт? Наконец, что будет, когда инопланетяне улетят? «Пришествие» — кино серьезное и отчасти медитативное, но с легким и ироничным финалом.

«Кольца мира»

Летом у любителей спорта появится возможность вспомнить «Зимние. Жаркие. Твои». В прокат выйдет официальный документальный фильм об Олимпийских играх в Сочи. Трехчасовая картина Сергея Мирошниченко, несмотря на хронометраж, смотрится легко, хотя семь минут эстафеты олимпийского огня, пусть и смонтированной параллельно с церемонией открытия, — это небольшой перебор. С экрана спортсмены и тренеры говорят о том, что им близко: о неожиданных триумфах и горьких поражениях, о бесконечной боли и азарте соперничества, о страсти и смелости, без которых невозможна победа.

«Хичкок/Трюффо»

«На показе „Психо“ зрители кричали. И это было не просто „А! А!“. Это было „АААААААА“», — невозмутимо говорит Питер Богданович. «Впервые поход в кино стал чем-то опасным», — соглашается Мартин Скорсезе. Киноманская картина Кента Джонса позволяет зрителям услышать голоса молодого Трюффо и уже маститого Хичкока, в 1962 году разговаривающих на студии Universal. Эта беседа стала основой книги, повлиявшей на многие поколения кинематографистов. О том, какую роль в кинематографе и в их творчестве сыграл гений саспенса, рассказывают с экрана Дэвид Финчер, Уэс Андерсон, Питер Богданович, Мартин Скорсезе, Ричард Линклейтер и многие другие.

«Куда бы еще вторгнуться»

Картина Майкла Мура обязательно в том или ином виде доберется до российского зрителя, пока же стоит просто взять это название на заметку. В своем новом фильме одиозный документалист два часа занимается тем, что в России очень любят, — ругает США. Мур отправляется в Европу и Северную Африку, предварительно нарисовав страшную картину того, что происходит в Америке: туалетной бумаги в школах не хватает, невинных людей сажают в тюрьму на десятки лет, уровень подростковых абортов достиг небывалых высот. Мур собирает полезные идеи — от бесплатного высшего образования и нескольких недель оплачиваемого отпуска до бесплатных абортов, правильного питания в школах и сексуального просвещения подростков — и искренне удивляется, обнаруживая, что когда-то в США можно было встретить если не их воплощение, то хотя бы намерение оного. Подробно о фильме КиноПоиск писал из Берлина. И да, это невероятно смешное кино.

«Русские евреи. Фильм первый. До революции»

Новый фильм Леонида Парфенова — первый из целой трилогии, посвященной месту евреев в истории России. Обстоятельный, доступный, щедро иллюстрированный картами, хроникальными кадрами и даже ненавязчивыми инсценировками, он понравится тем, кто интересуется историей, но никогда не изучал конкретно эту тему. Парфенов начинает свой рассказ недалеко от Жидовских ворот в Киеве XI века, который был городом «многонациональным и веротерпимым», останавливается там, где когда-то были обособленные местечки, и, кратко обрисовав историю перемещения евреев по стране, плавно переходит к Одессе, где на рубеже XIX—XX веков треть населения имела еврейское происхождение, не забывая про жестокие погромы начала XX века и выдающихся евреев, взявших русские псевдонимы. Есть в картине Парфенова и эпизод убийства Столыпина, и дело Бейлиса, а финалом становится смутное предреволюционное время. «Русские евреи. Фильм первый. До революции» выходит в прокат 14 апреля.

«Без ума от Тиффани»

Документальные фильмы о хорошо известных брендах — опасная территория. Крупные компании не всегда настроены давать режиссерам полную свободу, без которой кино получается пресным и похожим на рекламный ролик. В прошлом году отличным примером захватывающей картины о мире моды стал фильм «Диор и я», посвященный созданию Рафом Симонсом его первой коллекции для модного дома Dior. «Без ума от Тиффани» серьезно тому же проекту «Диор и я» проигрывает, так как снят в традиционном ключе. Это набор исторических фактов и интервью с людьми, в жизни которых бренд Tiffany сыграл немаловажную роль. Стилисты, светские дамы, ювелирные дизайнеры, диджеи и голливудские звезды (например, Джессика Бил и Баз Лурман) вспоминают историю ювелирного дома. Сложно избавиться от ощущения, что «Без ума от Тиффани» снимали десять режиссеров, которые никак не могли найти общий язык, настолько сумбурным порой кажется повествование. Тем не менее любители красивых украшений не смогут без восхищения смотреть на проплывающие перед их глазами шедевры авторства Шлюмберже, а киноманы с радостью узнают несколько новых деталей о создании «Завтрака у Тиффани» и других голливудских картин, в которых засветился легендарный бренд.

Комментарии (11)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...