Жан-Поль Раппно: «Депардье взглянул на меня и внезапно умолк»

Обсудить0

В российском прокате стартует лента «Образцовые семьи», созданная оскаровским номинантом Жан-Полем Раппно («Сирано де Бержерак»). 12 лет он ничего не снимал и вернулся с комедией про обретение себя, своих корней и, конечно же, любовь. КиноПоиск поговорил с режиссером.

В российском прокате стартует лента «Образцовые семьи», созданная оскаровским номинантом Жан-Полем Раппно. В его картинах всегда играли большие звезды (Ив Монтан, Катрин Денёв, Жан-Поль Бельмондо), но наибольшую известность режиссеру-сценаристу принес «Сирано де Бержерак» с Жераром Депардье, познакомивший с актером американскую аудиторию.

12 лет постановщик ничего не снимал и вернулся с комедией про обретение себя, своих корней и, конечно же, про любовь. «Образцовые семьи» — это самый личный фильм Раппно, непохожий на его другие работы. В центре картины история успешного бизнесмена (Матьё Амальрик), который возвращается в родовое поместье, ставшее причиной судебной тяжбы. Там его ждут скандалы, интриги, расследования, друзья детства и женщина, перевернувшая все с ног на голову.

«Образцовые семьи»«Образцовые семьи»

КиноПоиск встретился с режиссером, чтобы поговорить о том, почему после долгого перерыва он решил снять именно такое кино.

«Образцовые семьи» — это, с одной стороны, комедия, а с другой — речь в ней идет о довольно серьезных вещах. Как вам пришел в голову сюжет этого фильма?

Я родом из провинции, из маленького городка в Бургундии, где я прожил до 18 лет. За свою карьеру я снимал очень разные фильмы. Но друзья-кинематографисты (и особенно Ален Кавалье) неоднократно спрашивали меня: «Почему бы тебе не снять фильм о своей семье?» Я отвечал: «Зачем? Кому это будет интересно?» Ведь меня всегда волновали более драматичные и зрелищные истории. «Многим! Ты можешь снять фильм о своем доме!» — говорили мне.

Я долго вынашивал эту идею. Так получилось, что от фильма, который я хотел снять до «Образцовых семей», пришлось отказаться. Съемки должны были проходить в Центральной Азии, и это было слишком дорого. Пережив подобный болезненный опыт, я подумал, что, возможно, пришло время взяться за что-то не столь амбициозное в финансовом плане. Снять простую, но искреннюю историю, связанную с моим отчим домом, которого больше нет, он полностью разрушен. Город, где я провел детство, сильно изменился, как и вся наша жизнь. Мне хотелось снять кино о моем возвращении туда, в место, которого больше не существует, но где формировалась моя личность.

Ваш фильм о любви к родному дому, к родине. Насколько эта тема актуальна сейчас во Франции?

Очень! Она широко обсуждается. Недавно я наблюдал теледебаты между Аленом Жупе, одним из лидеров начавшейся президентской гонки, и Аленом Финкелькраутом, философом родом из Польши. Это два совершенно разных человека. Первый — олицетворение глубинной, патриархальной Франции, второй — иммигрант, чья семья была уничтожена нацистами, но при этом он не меньший патриот, чем Жупе. Сегодня во Франции мы много говорим о том, насколько в современном мире вообще актуально слово «родина», что оно означает для людей, которые родились на другом конце света, как воспринимают Францию иммигранты, привезшие сюда свою культуру и ценности. Лично меня все это очень беспокоит. Отчасти и поэтому тоже я решил снять фильм «Образцовые семьи», чтобы рассказать о том, как главный герой, построивший жизнь и карьеру за рубежом, возвращается домой, к истокам, в старую, добрую Францию.

Создатели фильма на фестивале в ТоронтоСоздатели фильма на фестивале в Торонто

Главный герой — человек, который во многом похож на вас. Сложно ли было подобрать актера на эту роль?

Мне нужен был актер, который был бы моим двойником, моим альтер эго, тот, кто будет олицетворять меня самого. Я не мог представить на этом месте какую-нибудь коммерческую мегазвезду типа Венсана Касселя или Гийома Кане.

Почему же вы остановились на Матьё Амальрике?

Я его давно люблю и ценю. Он особенный. Не знаю, как это у него получается, но Амальрик словно стоит особняком от других звезд. Кроме того, он еще и режиссер, что также немаловажно: он отлично понимает, что происходит по обе стороны камеры. Он очень амбициозный, но это профессиональные амбиции — сыграть свою роль настолько хорошо, насколько это возможно. У Матьё Амальрика есть удивительное качество: он умудряется передавать движение мысли. Когда мы видим его на экране, он может оставаться статичным, но при этом мы всегда наблюдаем эволюцию его персонажа, понимаем, о чем о думает, что происходит в его голове. И передать то, что чувствовал я сам, вернувшись домой, ему удалось очень точно.

Еще Амальрик настоящий трудоголик. Во время съемок у него всегда был с собой сценарий, испещренный его пометками, куда он время от времени заглядывал. Создавалось впечатление, что словно уже снял фильм у себя в голове, прежде чем прийти на съемочную площадку. Ему вообще не нужен был режиссер. Я только спрашивал иногда: «Матье, все в порядке? Да? Отлично! Мотор!»

«Сирано де Бержерак»«Сирано де Бержерак»

А как в проект попала Марина Вакт?

Мы с ней были незнакомы до этого. Я видел ее в фильме Франсуа Озона «Молода и прекрасна» и, конечно же, был совершенно очарован ее красотой. Когда мы встретились, она была глубоко беременна. Она пришла ко мне в гости, села на ковер, поддерживая живот двумя руками. Это мне показалось невероятно трогательным. Я сразу же понял, что вот она и есть Луиза, героиня моего фильма. Марина очень красивая, живая, но при этом в ней есть какая-то загадка. Подобное присуще многим великим кинозвездам, но это редкость для молодых актрис.

Легко ли с вами работать?

Существуют сотни способов снять фильм. Но у меня все фильмы очень хорошо проработаны, прописаны, выстроены, продуманы, и даже ритм, который будет задан в процессе монтажа, уже заложен в сценарий. Когда его текст почти готов, я приглашаю ассистентку, так называемую script girl, и проигрываю перед ней всех персонажей. И, если мне что-то не нравится, я вношу правки, переписываю диалоги, говорю, что это слишком тяжело или слишком длинно. Когда это сделано, по большей части актеров все устраивает, потому что уже на этапе сценария я думал о них.

Про то, как для вас важен ритм, ходят легенды…

Действительно, ритм, темп для меня очень важны. У фильма должна быть внутренняя пружина, иначе он станет похож на парусник, который не может сдвинуться с места, если нет ветра. Когда мы снимали «Сирано де Бержерака», Жерар Депардье обратил внимание на то, что я раскачиваюсь, наблюдая за игрой актеров, двигаюсь в такт их репликам, словно повторяю все слова про себя. Однажды он, произнося длинный монолог, посмотрел на меня и вдруг замолчал. Он увидел, что я не двигаюсь, а значит, с ритмом что-то не так. Патрик Модиано, с которым мы писали сценарий к фильму «Бон вояж!», сказал мне: «Ритм — это словно невидимая оправа, в которую ты помещаешь свое кино».

«Бон вояж!»«Бон вояж!»

«Образцовые семьи» напоминают «Вишневый сад» Антона Чехова. Это случайность?

Нет. Я большой поклонник Чехова, и между событиями, происходящими в фильме, конечно же, можно провести параллель с «Вишневым садом». Дом хотят разрушить по той же причине, что и сад.

Не думали экранизировать что-то из русской классики?

Я неоднократно размышлял над тем, чтобы адаптировать «Дядю Ваню». Да, фильмы по этому произведению уже снимали, в том числе и французские режиссеры, например Луи Маль. Но если я все-таки решусь на это, то все полностью поменяю, оригинал будет сложно узнать.

В «Образцовых семьях» есть один важный персонаж — дом. Кого этот дом любит больше всех?

Меня. Можно сказать, я был там создан. Там я стал тем, кем являюсь сейчас. Годы, проведенные в этом месте, наложили отпечаток на всю мою жизнь и режиссерскую карьеру. Сколько всего происходило между теми двумя комнатами и лестницей! Маленькие и большие драмы, моменты счастья, радости, влюбленности, закаты, рассветы, мировая война. Я видел ссоры братьев, слезы матери, ко мне в окно тайком влезали друзья, на своей кровати я учился языку любви у студенток ближайшего колледжа. Пусть самого дома уже давно нет, мое сердце до сих пор там.

Смотрите также

Жерара Депардье обвинили в изнасиловании

31 августа 2018

Фанни Ардан: «Мне было плевать, что Депардье не похож на Сталина»

31 января 2018

Цитатель КиноПоиска: Жан-Клод Ван Дамм о славе, карате и печеньках

14 декабря 2017

Смотрите, кто ушел: Любимые фильмы известных диктаторов

23 ноября 2017

Главное сегодня

Берлинале-2019: «Синонимам» достался «Золотой медведь»

Вчера

«Синонимы»: Еврейское счастье, европейские ценности

14 февраля

Как вам Быков? Мнение критиков и зрителей

Сегодня

Ангелы, хакеры и Грин-де-Вальд: Что смотреть дома в выходные

15 февраля

«Оскар-2019»: Полный гид по номинациям

15 февраля

Ушел из жизни актер Бруно Ганц

Вчера

Сценарист «Рика и Морти» напишет сериал о Локи

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт