Клим Шипенко: «В России намного проще дебютировать»

Обсудить0

«В нашей киноиндустрии все меняется каждый год. Это не очень хорошо, когда ситуация меняется так часто: невозможно планировать, не знаешь, на что рассчитывать и к чему готовиться. То цензура, то не цензура. Когда фильм снимал — цензуры не было. Смонтировал — она появилась, и пришлось что-то вырезать. У Леры Германики так вырезали весь мат из ее фильма. У нас тоже пришлось что-то вырезать».

В российский прокат выходит драма «Как поднять миллион. Исповедь z@drota» Клима Шипенко, в прошлом году открывавшая фестиваль «Движение» в Омске. Это история о двух провинциальных старшеклассниках Жене (Виктор Грудев) и Коле (Дмитрий Калязин), которые заработали первые деньги на порносайтах и баннерной рекламе в интернете, после чего пытались построить собственный бизнес, каждый раз наживая новых врагов в лице чиновников и криминальных авторитетов. Сценарий частично основан на интернет-романе «Исповедь задрота» Дмитрия Шахова.

В фильме Шипенко есть замечательная сцена: провинциальный город, кабинет мэра, градоначальник в исполнении Михаила Ефремова вальяжно дремлет под портретами Путина и Медведева, пока двое друзей — вчерашние школьники, сколотившие состояние на торговле конфискованными компьютерами — предлагают городу выгодный контракт на поставку техники. Ефремов буквально крадет эту сцену, не открывая глаз. В какой-то момент градоначальник все же встрепенется, скажет юным бизнесменам, что если они работают на благо России, то, конечно же, в добрый путь. Путь оборвется за порогом кабинета. Не очень вежливые амбалы вывезут парней на кладбище и быстро объяснят, что, если те не хотят лечь в могилу, которую роют, бизнес нужно отдать.

Главный герой фильма «Как поднять миллион» вообще постоянно сворачивает с правильного пути. Первые заработанные деньги легко вытесняют из его жизни олимпиады по программированию и мечты о собственных разработках. Бизнес требует все новых жертв, и выясняется, что большие деньги можно получить быстро, только присасываясь к чужим и не очень законным проектам. Получилась притча с довольно очевидным и порой настойчивым посланием молодому поколению: честно жить тяжело, но лучше так, чем продавать свою душу. На фестивале «Движение» КиноПоиск поговорил с Климом Шипенко о дебютах, актерах-дебютантах и о том, почему в России снять первое кино гораздо проще, чем в США.

Ваш фильм открывал фестиваль дебютов, хотя это уже третья ваша картина в качестве режиссера. Ощущаете себя дебютантом?

Нет, не ощущаю себя дебютантом. На первом фильме такое ощущение было, на второй картине — уже нет. Да и на первом на самом деле я уже знал, что к чему, что я хочу сделать. Хотя различие между первым фильмом и последующими, конечно, есть. В дебютную картину хочется вложить все, что ты набрал за годы подготовки к ней, а остальные уже снимаешь с мыслью: ну, я уже выложился, теперь надо серьезно рассказывать.

Вы учились в США, но работаете в России. Снять первое кино проще здесь или там?

Здесь намного проще дебютировать. Если сравнивать, то здесь своя конкуренция с российскими же кинематографистами за госденьги, за место в прокате. А в Штатах ты должен конкурировать со всем миром. Это фабрика, которая берет ресурсы со всего мира, и ты, получается, тоже встроен в этот огромный масштаб. Здесь же тебе нужно соревноваться с российскими режиссерами, а это конкуренция не такая сильная. К тому же в России есть программа господдержки дебютов. Там, понятное дело, такого нет. Никто не должен снимать дебюты. Здесь продюсеры вроде как должны давать молодым режиссерам возможность снять дебют. Там никто никому ничего не должен. Продюсер сам решает, хочет он взять новичка или Дэвида Финчера. А здесь даже есть определенная квота. На месте российских дебютантов я бы не жаловался. Здесь им оказывается такая огромная поддержка, какой вряд ли можно ждать в других странах. Им дается шанс.

«Как поднять миллион» писался по мотивам книги Дмитрия Шахова. Насколько далеко фильм от нее ушел?

Кроме общих настроений героя и каких-то закадровых фраз, от текста книги ничего не осталось. Это два совершенно разных произведения в принципе про похожие вещи. Рубен Дишдишян мог бы, по-моему, и не покупать права на экранизацию книги. Никто не знал, что так получится, но мы очень далеко ушли от первоисточника: сначала в процессе написания сценария, потом во время съемок и, наконец, при монтаже фильма.

Когда я смотрела фильм, некоторые моменты вроде махинаций со стартапами и госденьгами на них напомнили мне о фильме «Духless 2».

Возможно, какие-то пересечения есть, но там больше честные стартаперы, а у нас — причастные к отмыванию денег государственной машиной.

Главный герой Женя в течение фильма произносит очень критическую речь о состоянии российского бизнеса, в котором честным путем выжить практически невозможно. Вы с его заявлением согласны?

Если исходить из того, что я знаю и изучал, из того, что я знаю со слов моих друзей, которые ведут в России бизнес, то все так. И потом мы ведь взяли реальную историю. Чубайс же действительно собирался выпускать русские айпады и втюхивать их миллионам школьников. В нашем фильме это делается руками героев. Практически по реальным событиям написанный сценарий. Но главный месседж, несмотря на всю эту политическую подоплеку, не в этом. Это история про честность перед самим собой. На что ты готов пойти ради успеха? Готов ты продать себя или не готов? Готов поступиться принципами или не готов? Если готов, то какими? Это немного современный «Фауст». Какой процент себя ты готов продать? Начинаешь с 10 %, а потом и 20 можно, и 50. Ну, зачем они мне? А потом выясняется, что готов продать все 100 %. Это меня и привлекло в этой истории. Об этом с помощью фильма, как мне показалось, важно поговорить с молодыми людьми. Это фильм для них, для тех, кто только выходит в жизнь. Кем они готовы стать? Достичь успеха честным путем или полностью потерять себя, стать марионеткой в руках кого-то? Я бы хотел, чтобы это кино было полезно молодым и еще не определившимся в этой жизни людям. Есть ведь люди, которые не знают, чем они хотят заниматься. Они тупо хотят денег. «Надо тупо делать деньги» — эту фразу слышишь очень часто. Так вот «тупо» это делать или все-таки не «тупо»? Делают ли тупые деньги счастливым?

В «Как поднять миллион» играют молодые артисты, но у вас есть опыт работы и со звездами нашего кино. С кем работать интереснее режиссеру — с состоявшимися актерами или с дебютантами?

Работаю я со всеми одинаково. Со всеми репетирую, ищу зерно роли, персонажа. Принцип работы не меняется от того, работаешь ты со Светланой Ходченковой или с молодым актером-дебютантом. Метод работает, как мне кажется, и там, и там одинаково, хотя, конечно, судить зрителю. С дебютантами работать интереснее в том плане, что у них есть больше времени, чтобы отдаться роли. Для начинающего актера этот опыт представляется совсем другим. Они рвутся в бой, у них много какой-то другой сырой энергии, из которой можно что-то лепить.

На фестивале «Движение» эксперты задавались вопросом о том, какой будет российская киноиндустрия через 20 лет. У вас как у молодого режиссера и сценариста, работающего в жанровом кино, есть свое видение этой перспективы?

Сложно прогнозировать на 20 лет вперед. В нашей киноиндустрии все меняется каждый год. Вообще это не очень хорошо, когда ситуация меняется так часто: невозможно планировать, не знаешь, на что рассчитывать и к чему готовиться. То цензура, то не цензура. Когда фильм снимал — цензуры не было. Смонтировал — она появилась, и пришлось что-то вырезать. У Леры Германики так вырезали весь мат из ее фильма. У нас тоже пришлось что-то вырезать. Даже «Исповедь задрота» мы боимся называть, кому-то ведь может не понравиться. Производство фильма занимает полтора-два года. Получается, ты начинаешь работу над картиной в одних условиях, а заканчиваешь уже в других. И продюсер не понимает, как ему продавать это кино, хотя в начале производства все было понятно. Поэтому на 20 лет спланировать совершенно невозможно. Тут даже на год прогнозы строить сложно. Остается только надеяться, что через год будет лучше.

Какой совет вы дадите тем, кто готовит свой дебютный фильм?

Главный совет — написать сценарий, а потом работать над ним, работать и еще раз работать. Понять, какую историю вы хотите рассказать и как это сделать внятно. Я сам так пишу: постоянно переделываю, чищу, что-то меняю. Давать читать свой сценарий опытным людям, слушать их критику, принимать ее или не принимать. Сценарий, сценарий, сценарий — это ключевое в дебютном фильме, именно ему нужно уделить больше всего времени. Если он правильно выстроен, если у человека есть режиссерский талант, то дальше гораздо проще. А если сценария нет, то пытаться что-то слепить по ходу — это самая большая ошибка.

Смотрите также

Александр Петров снимется в экранизации романа Дмитрия Глуховского

28 января

Питчинг Фонда кино: Приключения Каи Скоделарио и Марион Котийяр в России

16 марта 2018

Павел Деревянко о Путине, Пушкине, Козловском, Вайнштейне и Оксимироне

21 октября 2017

Прокат рассудит: «Салют-7» оставил «Время первых» позади

17 октября 2017

Главное сегодня

Итоги Каннского фестиваля: Паразиты как диагноз

Сегодня

Стали известны лауреаты 72-го Каннского кинофестиваля

Вчера

Видео: Как «Матрица» стала культовым фильмом

Вчера

Изба дрожит: Репортаж со съемок хоррора Валерии Гай Германики

Вчера

Что смотреть дома: «Слуга народа», «Крайний космос» и «Мы»

Вчера

Марадона, маньяки и ягодицы: Вторая неделя Каннского фестиваля

Вчера

«Мальчик-мясник» и Кролик: 10 любимых книг Киллиана Мерфи

Вчера
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт