От стиляг до «Солнца» и Чебурашки: Русско-японское кино

Обсудить0

26 ноября в прокат выходит православный боевик «Иерей-сан. Исповедь самурая», 10 декабря — романтическая комедия «Про Любовь». Что у них общего? Подсказка: герои родом из Страны восходящего солнца отправляются в Россию на поиски своей судьбы. КиноПоиск вспомнил другие примеры русско-японского сотрудничества в кино.

26 ноября в прокат выходит православный боевик «Иерей-сан. Исповедь самурая», 10 декабря — романтическая комедия «Про Любовь». Что у них общего? Подсказка: герои родом из Страны восходящего солнца отправляются в Россию на поиски своей судьбы. КиноПоиск вспомнил другие примеры русско-японского сотрудничества в кино.

«Маленький беглец»

Цирк, музыка, хеппи-энд. Оптимистичная, почти что сказочная история путешествия сироты Кэна в Москву на поиски отца и его дружбы с клоуном Никулиным стала первым опытом послевоенного сотрудничества двух стран в области кино. Конечно, в СССР японского мальчика ждет возможность построить новую жизнь. Кэн становится профессиональным музыкантом и с триумфом возвращается в родную страну с концертом.

«До свидания, московские стиляги»

В отличие от «Маленького беглеца», эту картину в СССР не видели. Она создавалась без участия советской стороны, а роль Москвы играли павильонные декорации. По сюжету японский музыкант знакомился с Мишей, представителем уже исчезающей к концу 1960-х культуры свободолюбивых стиляг, обожающих джаз и танцы. Кажется, авторы предчувствовали скорый конец оттепели и лишили саксофониста Мишу счастливого финала.

«Москва, любовь моя», «Мелодии белой ночи» и «Шаг»

Комаки Курихара стала главной японкой советского кино благодаря ролям в фильмах Сергея Соловьева и Александра Митты. Начало совместному советско-японскому кинопроизводству было положено в 1973 году вместе с курсом на разрядку международной напряженности. «Москва, любовь моя» и «Мелодии белой ночи» — плоды той политики. Это романтические истории о японской девушке (в первом случае — танцовщице, во втором — пианистке), приезжающей в Россию и влюбляющейся в русского мужчину. Комаки Курихара по-настоящему подружилась с Александром Миттой и после снялась в эпизодической роли в «Экипаже», а в конце 1980-х сыграла в «Шаге», сценарий которого Митта написал специально для японской актрисы и Леонида Филатова.

«Дерсу Узала»

Фильм Акиры Куросавы, снятый совместными усилиями СССР и Японии, получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, причем номинировался от СССР. Актер Юрий Соломин рассказывал, что японский режиссер знал о книге Арсеньева еще в начале своей карьеры и в 1930-х хотел экранизировать историю путешествий русского исследователя и его дружбы с таежным охотником Дерсу Узалой. Однако такая возможность появилась только в начале 1970-х, когда с предложением снять фильм к японским продюсерам обратились представители «Мосфильма». В СССР картину Куросавы посмотрело более 20 миллионов зрителей.

«Путь к медалям»

Российско-японские отношения не ограничивались романтическими историями. В начале 1980-х на экраны вышла двухсерийная спортивная драма про волейболисток. Советская и японская спортсменки проходят путь от конкуренции к дружбе. Действие фильма начинается с Олимпиады в Монреале 1976 года и завершается накануне ХХII Олимпийских игр в Москве.

«Приключения пингвиненка Лоло»

Очаровательный мультфильм про пингвинят Лоло и Пепе родился благодаря идее японского продюсера Такео Нисигути и создавался совместно советскими и японскими аниматорами. Работа над картиной заняла около шести лет. С момента выхода «Приключения пингвиненка Лоло» были переведены и адаптированы для многих стран, имена персонажей и реплики изменены, а японско-советские корни проекта не всегда вспоминают.

«Сны о России»

Приключенческая драма о японцах, потерпевших кораблекрушение у берегов Российской империи в конце XVIII века и отчаянно стремящихся попасть обратно на родину, чему мешают российская бюрократия и досадные проволочки. Зато благодаря деятельному капитану Дайкокуя Кодаю между русскими и японцами налаживается дипломатический диалог, а сам капитан даже добивается аудиенции у Екатерины II (ее сыграла Марина Влади). Картина выходила в широкий прокат в Японии, предоставив публике редкую возможность увидеть экзотическую дворцовую Россию.

«Острова»

Документалист Семен Аранович снял в начале 1990-х кино на болезненную до сих пор тему, предоставив зрителям две точки зрения — современных обитателей и коренных жителей Курильских островов — на проблему северных территорий.

«Под северным сиянием»

Эта совместная советско-японская картина поставлена по повести Йокио Тогавы «Под Авророй. 1912 год». Она рассказывает о дружбе скитающегося по Сибири японского охотника Гэндзо и прирученного им волка. К сожалению, картина печальным образом канула в Лету, несмотря на внушительный актерский состав (Андрей Болтнев, Александр Филиппенко, Елена Яковлева, Никита Михалков), волнующий сюжет и очаровательного пса в роли волка Бурана.

«Восточная элегия»

В середине 1990-х Александр Сокуров начинает посещать Страну восходящего солнца, а в 1996 году петербургский режиссер снимает документальный фильм о Японии с поэтичным названием. «Восточную элегию» сложно назвать в чистом виде документальным кино. Это действительно поэзия на пленке: в тумане сливаются звуки японских и русских песен, ведется вечный разговор о жизни и смерти. Картина положила начало длительным отношениям режиссера с далеким островом. Работая в архивах токийского телевидения, Сокуров одновременно готовил «Солнце», свой третий фильм из тетралогии о власти. А в ноябре 2011 года режиссер был награжден орденом Восходящего солнца четвертой степени «за создание фильмов, внесших огромный вклад в углубление взаимопонимания между Японией и Россией».

«Монгол»

Фильм Сергея Бодрова, казалось бы, имеет мало отношения к Японии. Это история о Чингисхане, снятая при участии Германии и Казахстана, получившая номинацию на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» как картина из Казахстана. Однако главную роль — полководца Темуджина, или Чингисхана — сыграл как раз японский актер Таданобу Асано. Сам Бодров выбор японца на роль монгольского хана объяснял так: многие в Японии считают, что Темуджин — пропавший без вести японский воин, который отправился в Монголию и стал Чингисханом. Так что кастинг не такой уж и странный.

«Капли великой реки»

Спустя четверть века после фильмов о русско-японских романах с участием Комаки Курихара тема любви японки к русскому мужчине возникает вновь в картине «Капли великой реки». Главная героиня Юкико встречает Николая, с которым познакомилась в Москве. Он собирается поступить в токийский оркестр. Юкико оказывается перед выбором между японцем и русским. Параллельно девушка ухаживает за умирающим от рака отцом.

«Солнце»

Фильм Александра Сокурова об императоре Хирохито в последние дни Второй мировой войны на самом деле является европейской копродукцией, а снят в Петербурге и его окрестностях, благо большая часть действия протекает в подземном бункере. При этом говорят в картине на японском и английском языках, а императора, несмотря на существующее табу изображения его фигуры на экране, играет японский актер Иссэй Огата. История Хирохито заинтересовала будущего режиссера еще во время обучения на историческом факультете Горьковского университета, а к самой картине он готовился семь лет, приезжая в Японию, беседуя с теми, кто знал императора, консультируясь с историками, изучая архивы и телевизионную хронику. В Японии фильм не выходил в широкий прокат.

«Чебурашка»

Ушастый герой рассказов Эдуарда Успенского стал невероятно популярен в Японии, после того как в 2003 году компания SP International приобрела у «Союзмультфильма» права на распространение мультфильмов про Чебурашку и крокодила Гену. Одним восхищением дело не ограничилось. В течение шести лет японский режиссер Макото Накамура с помощью детально воссозданных кукол и декораций снимал новый фильм из трех частей («Чебурашка и цирк», «Чебурашка идет в зоопарк» и «Советы Шапокляк»). В работе над новым «Чебурашкой» приняли участие Михаил Алдашин, Михаил Тумеля и Леонид Шварцман. Ремейк получил одобрение Эдуарда Успенского, однако это не избавило японский мультфильм от проблем в России. Прокатное удостоверение у «Чебурашки» сначала аннулировали. Только после вмешательства писателя, а потом и министра культуры картине все же дали выйти в прокат.

«Иерей-сан. Исповедь самурая»

Фильм рассказывает о японском православном священнике Такуро Накамуре (в крещении отец Николай), попадающем в богом забытую российскую деревню. У себя на родине он вступился за честь женщины и настроил против себя и без того враждебный его роду клан якудза. На роль отца Николая автор сценария Иван Охлобыстин пригласил Кэри-Хироюки Тагаву, и мастер боевых искусств так впечатлился Россией и местной религиозной культурой, что принял православие и получил имя Пантелеймон.

«Про Любовь»

Новелла о японке, которая любит русский язык и отправляется в Москву на поиски мужа с русской душой, появилась в романтической комедии Анны Меликян благодаря идее Михаила Куранова и смешного видео с японской девушкой, поющей под гитару «Гоп-стоп» на русском (шокирующий факт: русский шансон очень популярен в Стране восходящего солнца). Сама Меликян во ВГИКе училась на одном курсе с японкой Мигуми, поэтому сразу зацепилась за идею включить в свой фильм такую историю. Кастинг устраивали в Токио, а режиссер находилась в Москве, и таким удаленным способом Анна Меликян выбрала актеров. Для Мияко Шимамуры российская картина стала дебютом в кино.

Надя идет наперекор отцу ради любви и большого спорта. Трогающая до слез мелодрама с Александром Петровым
В главных ролях:Александр Петров, Мария Аронова, Анна Савранская, Степан Белозеров, Сергей Лавыгин, Сергей Беляев, Василий Копейкин
Режиссер:Юрий Хмельницкий
Смотрите по подписке

Смотрите также

27 ноября 201536
14 августа 201546
5 августа 201313
27 июля 20138

Главное сегодня

Вчера8
Вчера5
Вчера1
Вчера5
17 апреля18
17 апреля3
17 апреля11
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Японский Чебурашка получился очень хорошим и аккуратным. Неудивительно что автор его одобрил.

4